Описание картины Исаака Левитана «Вечер. Золотой Плес». Картины левитан плес
Плес. Экскурсия в дом-музей Левитана .
Дальше нас ждало знакомство с подлинными шедеврами кисти великого русского художника, показавшего всему миру красоту русской земли. Это единственный музей в стране, посвященный памяти художника.
Левитан провел в Плесе три лета подряд, так его очаровал этот маленький городок. За это время художник написал около двухсот работ. И, если до Плеса Левитана мало кто знал, то после выставки в Москве, где он впервые показал плесские картины, сразу же о Левитане заговорили, как о великом художнике, как о художнике с всероссийской славой.
В первом зале музея только фотографии и репродукции, а во втором зале только подлинные работы мастера – 17 полотен. Все полотна разные и по настроению и по цветовой гамме, и по содержанию, и, конечно же, по времени исполнения. Есть работы молодого, начинающего художника Левитана, есть работы уже состоявшегося мастера Левитана.
В юности художник очень тщательно выписывал каждый камешек, каждую травинку на полотне, ему в то время даже не представлялось возможным, не прописав мелочи, перейти к главному плану, содержанию работы. Мы подошли к самой ранней работе в коллекции –
Учился Левитан в Московском училище живописи, ваяний и зодчества, и ранние работы художника, как раз относятся к периоду обучения. Обучался он у замечательных художников-педагогов: Перова, Саврасова, Поленова, которые сыграли большую роль в развитии таланта Левитана, повлияли на его дальнейшую судьбу.
Учителя любили Левитана за его необыкновенное трудолюбие, и помогали ему, как могли, часто освобождали от оплаты за обучение с такой мотивировкой – «в виду крайней бедности и как оказавшего большие заслуги в искусстве».
Левитан был беден, очень рано потерял родителей, ему было всего пятнадцать лет, когда умерла его мать, вскоре умер отец, и он остался один в большом городе без поддержки, без средств к существованию. Он постоянно скитался в поисках ночлега, ночевал неделями у друзей по училищу. Частенько оставался ночевать прямо в училище, днем отучится, и, если успеет спрятаться от ночного сторожа по прозвищу «Нечистая сила», значит, тут же переночует. Левитан часто голодал и не по одному дню, об этом имеются документальные свидетельства. В общем, очень тяжело жилось будущему великому художнику, но не изменил он своему призванию, добился колоссальных успехов.
Страдания Левитана в ранней юности отражались на его живописи – тоска, печаль и уныние и дорога, очень грустные и безрадостные работы были у Левитана поначалу. Художник часто писал дорогу, как бы подсознательно ища выход из житейской неустроенности и окружавших его проблем.
Так же Левитан любил писать небо. Небо занимало, как правило, половину площади полотна. Но в юности он еще не умел писать небо, не умел его прописывать, нет на его ранних работах ни воздуха, ни света небес. Эта не проходящая депрессия сильно отражалась на здоровье Левитана, он был сильно болен неврастенией еще в юности. Именно Чехов, самый лучший друг Левитана, неоднократно вытягивал его из тяжелейших приступов депрессии, помогал ему. Чехов называл это состояние Левитана – Черной меланхолией. И именно Чехов настоял, что бы Левитан отправился в свое первое путешествие. Для летнего путешествия Левитан всю зиму зарабатывал деньги – расписывал частную галерею известного мецената Мамонтова. Мамонтов щедро платил юным дарованиям, и получившему гонорар Левитану, эта сумма показалась сказочной. Левитан долго мечтал о поездке в Крым, его мечта осуществилась, летом он отправился в путешествие. Левитан так ждал встречи с южными красотами, так был очарован местной природой, неба такого, по его словам, он еще не видел, ведь в Подмосковье все иное, все менее разнообразное. Художник писал восторженные письма друзьям в Москву. Но восторг этот через месяц иссяк, Левитан снова загрустил, и писал уже совсем другие слова в письмах. Писал он так – «Природа Крыма только вначале поражает, а потом становится скучной, хочется домой, на север. Я север люблю теперь больше, чем когда либо, только там может состояться настоящий художник». И много позже, когда Левитан стал прославленным художником, когда изменилось его материальное положение, и он побывал во многих странах – Италии, Франции, Швейцарии, Германии, из которых он привозил массу прекрасных работ, но и тогда он очень скучал по природе Среднерусской равнины.
Но, тем не менее, в своем первом путешествии художник провел около трех месяцев, привез из него больше пятидесяти этюдов, три законченных картины, одна из которых представлена в экспозиции музея, и именно в Крыму он научился писать воздух, просторы и, самое главное, как говорят искусствоведы «дышащее небо». После этого периода у Левитана появились отдельные картины облаков, он очень полюбил писать небо и теперь у него это мастерски получалось.
Через два года Левитан оказывается в Плесе и пишет здесь работы, которые впоследствии прославили его. В музее представлены такие из них, как - вариант к картине «После дождя. Плес» (сама картина находится в Третьяковской галерее), «Закат на Волге» и небольшой этюд «На речке Шохонке».
«Закат на Волге» - картина, с которой начался музей. В 1972г. эта картину передал в дар московский коллекционер Феликс Вишневский, и с нее началось интенсивное собирание коллекции. Поначалу здесь были представлены работы из Ивановского Художественного музея, а сегодняшняя коллекция уже полная собственность плесского музея, это либо приобретения из частных коллекций, либо дары.
Мы перешли к картине «Цветущие яблони». Левитану нравился этот сюжет, он повторил сам себя четыре раза, т.е. существует четыре варианта этой картины, кисти художника. В музее представлена одна из них. Эту картину Левитан подарил на день рождения девочке, дочери врача, Анечке Тройновской в день ее десятилетия, с очень забавной надписью – «Деточке Анютке от старого хрыча Левитана». Так Левитан подписал свою работу, вроде и смешно, забавно, а в то же время очень грустно, тридцать шесть с половиной лет было ему тогда, и был он уже очень больным человеком. Тяжелая жизнь художника привела к столь трагичным последствиям.
Далее мы подошли к работам, выполненным художником в последние год-два его жизни.
Этот период – зенит славы художника, здесь уже совсем другая манера письма, если в юности он выписывал все мелочи, каждую незначительную деталь, то в поздних его работах уже такое мастерство, что он не задумываясь, очень быстро работает, бьет кистью по холсту, быстро переходит к главному содержанию. Здесь сложные мазки, густые, насыщенные, этим картинам нужен простор, смотреть на них необходимо с расстояния.
В музее так же представлена незаконченная работа Левитана, хотя сам он никогда бы не выставил, как он говорил «недоговоренную» работу. Художник очень ответственно подходил к своим работам, очень много размышлял над сюжетами, делал много подготовительных эскизов, прежде чем приступал к окончательной работе над полотном.
В последние годы жизни, Левитан в зените славы, у него много выставок, он очень уважаем, его работы оценены. Это уже Академик живописи, профессор, того училища, в которое он пришел в тринадцать лет, никому не известным мальчиком.
Сейчас картины Левитана находятся по всему свету – в Австралии, Израиле, во Франции, по всем странам СНГ, в Третьяковской галерее, в Русском музее, и здесь, в Плесе.
В третьем зале музея расположена экспозиция работ друзей художника – Софьи Петровны Кувшинниковой и Алексея Степановича Степанова.
Софья Петровна была другом, соратником, ученицей и любимой женщиной художника. Она была очень одаренной дамой, про нее говорили – талантлива во всем. За что не бралась, у нее получалось буквально все. Она была замечательной музыкантшей, обладала красивым голосом, очень хорошо пела, а Левитан очень любил слушать музыку, просил играть, когда писал свои картины. Любимыми композиторами у Левитана были Бетховен и Григ. В музее представлены картины кисти Софьи Петровны. Мне ее натюрморты показались замечательными, учитывая то, что она нигде не училась писать, только время от времени брала уроки живописи.
Рядом в том же зале работы друга Левитана, Алексея Степановича Степанова. Он был милым и добрым человеком, очень надежным другом, так о нем отзывался Левитан. Друзьями они были со школьной скамьи. В основном Степанов известен по деревенским пейзажам, много писал деревенских изб, интересны у него портреты мужичков, а так же картины с «лошадками» именно так, и никак иначе он говорил о таких работах. Еще у него очень хорошо получались волки, такие живые, характерные.
Вот эти милые добрые люди, тогда еще малоизвестные художники – Левитан, Степанов, Кувшинникова, в 1888г. приехали в Плес, сами не ожидая, какой они здесь получат творческий заряд. Ведь до Плеса Левитан был не известным художником, как, впрочем, и Плес широко не был известен, а познакомились с ним люди по картинам Левитана. Со времени открытия замечательных этих мест Левитаном, до сегодняшних дней местность эта стала любимой у художников, суда приезжали и современники Левитана, и его ученики и последователи, да и нынешние художники любят отдыхать и набираться творческих идей в здешних местах.
Кроме галереи работ в музее есть еще историческая часть – показывающая в точности то место, ту обстановку, в которой жил и творил Левитан, где произошло то самое рождение легенд, где художник отдыхал вместе со своими друзьями. Именно туда мы поднялись и погрузились в обстановку, в которой творил великий мастер пейзажа.
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.ФоткахКомната с окнами на Волгу, именно в ней жили Левитан и Степанов, друзья спали на полу, на мешках, набитых соломой, напротив входа – этюдник, тот самый, с которым Левитан создал свои шедевры, стол с письменными принадлежностями, все эти вещи подлинные, переданы в дар музею внучатой племянницей Левитана.
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках
Рядом комната Софьи Павловны, такая мило женская, с салфеточками и рюшечками. Здесь, с правой стороны, на ломберном столике стоит необычная чайная пара – квадратные чашка и блюдце. Эта пара принадлежала Софье Кувшинниковой, она подарила ее местному жителю, а потом пара была переда музею.
«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках«Дом-музей Левитана» на Яндекс.Фотках
Дом музей сохранил очарование этого места, тот неповторимый колорит деревенского лета, когда городские жители могут не только отдохнуть физически, но и дать отдых своей душе, любуясь открывающимся вокруг просторам.
Для тех, кто еще не устал, продолжение рассказа здесь...
veleoka.livejournal.com
Описание картины Исаака Левитана «Вечер. Золотой Плес»
На картине Левитана «Вечер. Золотой плес» изображен склон берега Волги. Пейзаж освещен золотистыми солнечными лучами. Перед взором зрителя предстает маленький прибрежный городок.
На полотне изображен летний закат. Солнце только начало садится, потому его свет так ярко освещает гладь реки.
На переднем плане – склон берега. Он покрыт выгоревшей на солнце травой. Ближе к Волге начинается лет. Чуть поодаль – тропинка, которая ведет к зданиям. Среди них – небольшой домик из белого камня с красной черепичной крышей, церковь и колокольня из белого камня. Они придают пейзажу особый шарм и умиротворенность. Еще дальше среди дымки надвигающегося вечера видны еще несколько домой. Большая часть строений городка скрыта деревьями и частым кустарником.
Солнечные лучи покрывают собой всю водную гладь, и кажется, будто не вода там вовсе, а жидкое золото. Река кажется бескрайней – художник отразил всю ее природную силу и мощь. Величавый простор всего пейзажа вызывает восхищение.
На дальнем плане изображен берег реки. На него уже немного опустилась дымка заката, все его виды и очертания слились воедино в синевато-лиловом цвете. Весь берег поник в тени надвигающейся ночи, которая вот-вот перекинется и на небольшой городок на другом берегу.
Полотно создает ощущение тишины и умиротворения для созерцающего. Тихое течение воды, спокойный закат – все это создает только самые приятные впечатления, вызывает воспоминания из детства. Художник удивительно реалистично изобразил все краски летнего заката, все многообразие красоты летней природы.
Созерцание картины «Вечер. Золотой плес» вводит зрителя в глубочайшие раздумья, вызывает яркие воспоминания, вселяет в душу гармонию и покой, дает надежду.
opisanie-kartin.com
Волшебный Плёс, новый Land Rover Discovery Sport и о том, как Левитан писал свои картины (КАРТИНЫ): usolt
Вы бывали когда-нибудь в Плёсе? Нет? Вы никогда не бывали в Плёсе? Чем же вы таким заняты были, что ни раз не были в Плёсе? Там, где Волга, широко разливаясь и вытягиваясь в длинную ровную линию, течет спокойно и привольно, там, где самые красивые закаты в средней полосе, там, где были написаны известные всем по учебникам полотна Левитана, там, где береза с березой шепчется на ветру. Я мог бы продолжать вечно, но давайте уже картинки покажу.
Поехать в Плёс нам, не побоюсь этого слова, посчастливилось на новом дизельном Land Rover Discovery Sport, о котором отдельно будет рассказано ниже.
Доехать до Плёса общественным транспортом проблематично, а вот на машине - одно удовольствие. Какие-то 400 км и ты там. При это до Ярославля идет совершеннейший автобан, от Ярославля до Костромы дорога тоже нормальная, от Костромы до Плёса не то чтобы прекрасная, но едется тоже без проблем.
Можно выспаться с утра и неспешно поехать, отобедать в Ярославле или Костроме и спокойно к вечеру приехать в этот рай в средней полосе
В Плёс надо приезжать на закате и сразу отправляться на гору Левитана:
Однако рассчитывайте свои силы, точнее силы вашей машины, в гору ведет очень крутой мощеный булыжником склон, въехать в который на седане с передним приводом (особенно после дождя) будет несколько проблематично, лучше подняться по лестнице с набережной.
Левитан неоднократно бывал в Плёсе в конце 1880-х и здесь написал не один свой знаменитый пейзаж, проникался природой, дышал воздухом, писал этюды.
С горы Левитана (Петропавловская гора) действительно открывается прекраснейший вид. Этот вид Левитан запечатлел в своем знаменитом полотне "Золотой Плёс":
Конечно, вид Плёса художнику немного не понравился, но не беда: деревьев побольше, для трагизма пеньки, домов поменьше, их тогда и так было меньше, но Левитан оставил только самые знаковые - храм Воскресения Христова на заднем плане (ну и что, что на фото он за Соборной горой) и храм Варвары. На фото не видно храма Варвары? Нет? Да вот же он, прям рядом с горой, если оглянуться:
В центре полотна отдельное место занимает еще белый дом с красной крышей. Таким "Золотой Плёс" увидел Левитан.
На этой же горе Левитана, прямо за спиной у художника стоит деревянный храм:
Машина стоит на том же месте, Левитан чуть слева за кадром:
Это храм еще 1699 г., но Левитан видел не его, а похожий храм, стоявший здесь на горе примерно с того же времени, но сгоревший в 1903 г., а этот старый храм был перенесен сюда из другой деревни Ивановской области в 1982 г.
Левитану храм приглянулся, и он сначала написал его в картине "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца"
Картина хорошая, но как-то ни о чем, этюд для чего-то более выразительного.
Берем эту церковь, перемещаем в красивый антураж: водная гладь, ветер, облака, деревья гнутся, погосты, старый храм, Ррррррроссия-матушка:
Уже неплохо, но мрачно, без просветов, сплошная среднерусская тоска, надо по-другому немного:
За тяжелыми облаками пусть немного забрезжит солнце, горка пусть будет позеленее, вдали пусть появятся легкие намеки на теплые краски. Ветер оставляем. Водной глади побольше, эти поля-леса желтые никому не нужны. И да, крестов поменьше, и слабее акцент на них, а то совсем депрессивно. И главное, название должно быть звонким, привлекающим "Осенний пейзаж" или "Храм на берегу" никто не купит, пусть будет "Над вечным покоем". Отлично! Теперь можно срывать овации на выставке в Москве, а эскиз к картине было бы неплохо продать Третьякову, он любит такое.
Спустимся с горы Левитана и поедем вверх по Соборной горе, мы легких путей не ищем, пробираемся козьими тропами, по которым, впрочем, некоторые местные жители ходят и ездят каждый день
А солнце потихоньку начинает закатываться за дальние холмы, покрывая закатным сусальным золотом гору Левитана.
Продолжаем восхождение
Березовые ветви на Соборной горе красиво переплетается солнечными лучами
Левитан явно провел не один час и на этой горе
С этой горы открываются красивейшие виды
Спустимся вниз, к закатным берегам
Как раз незадолго до этого прошел дождь...
... мокрые причалы Плёса, лодки, чуть тронутая ветром водная гладь все это вдохновило художника на еще одну картину речного города:
Хотя эти волжские просторы вдохновляли и в солнечную погоду
Сейчас активность речного сообщения в Плёсе сильно снизилась, но все равно еще остается на уровне:
Прогуляемся по Плёсу днем в ясную погоду:
Живописная набережная некогда очень активного купеческого городка. Все грузы, вся торговля еще 120 лет назад шла по реке и только в конце 19 столетия сначала после строительства железной дороги Иваново-Кинешма, а затем с активным перераспределением грузопотока в пользу железных дорог, Плёс оказался не у дел.
В наше время это один из редких сильно пополняющих бюджет за счет туризма город России, а среди небольших городов так и вообще большое исключение. Правда, здесь есть и обратная сторона - цены. Цены в кафе и ресторанах приближаются к столичным, а стоимость проживания в немногочисленных гостиницах совсем небюджетная. Хотите сэкономить - ночуйте в Костроме или Иваново (в оба города около часа езды)
Для туристов даже приятные памятники расставили по всему городу. Вот кошечка:
А вот дачница:
Вот работник причала:
Кофейня Софьи Петровны Кувшинниковой:
Софья Петровна, как пишут некоторые биографы Левитана, "долгое время была верным другом и музой" художника. Ну а как еще написать про жену профессора медицины Кувшинникова, которая большую часть времени жила с Левитаном и в Плёсе, и в других его поездках. О Софье Петровне говорил тогда весь свет, Софья Петровна пленяла многих. В 41 год она познакомилась с 28-летним Левитаном и окончательно увлеклась сначала живописью, а затем и самим художником. Что интересно, за ней тогда же пробовал ухаживать и 28-летний Антон Павлович Чехов, но выбор был сделан не в его пользу. Писателей опасно обижать, а талантливых писателей особенно опасно, Чехов взял и написал рассказ "Попрыгунья" (если вдруг не помните, о чем там то обязательно освежите в памяти), где последовательно и подробно выписал всех персонажей любовного треугольника, а главную героиню и вообще представил несколько ветреной и не замечающей своего счастья. Скандал был сильнейший! Все, конечно же, узнали главных героев, а те, кто не был в курсе сложных отношений Левитана и Софьи Петровны, открыли для себя сложный мир семейной жизни Кувшинниковых. Как перенес рассказ профессор Кувшинников история умалчивает, но самого профессора, страстного охотника, мы отлично знаем по картине Перова "Охотники на привале". Именно профессор Кувшинников изображен в центре сюжета в роли страстного рассказчика.
Но вернемся обратно в Плёс
Доедем до дома, где как раз и снимали комнаты Левитан и Софья Петровна
Скажу прямо, если вы не такой любитель музеев как я, то делать там откровенно нечего. Сами смотрите:
Обстановка либо как в салоне мебели с претензией
Либо, как в антикварном салоне мебели
Ну да, "эти стены помнят"
К счастью, есть немного личных вещей
Есть еще эскизы по стенам, но, в целом, не тратьте время.
Лучше съездите в живописнейшие, идеально ровные поля под Плёсом:
На этом мы и покидаем этот живописный город, который мы все знаем по картинкам, но не все представляем, где это.
Теперь хотелось бы отдельно рассказать о Land Rover Discovery Sport:
Это не замена Discovery, это новая модель в новом кузове, похожая на раздутый Evoque, более просторная, с более продвинутой начинкой и салоном.
Новый Discovery Sport не особо привлекает внимание, поскольку Evoque уже примелькался, но его однозначно можно определить по фарам и задним ходовым огням.
Будем честны, от спорта у Discovery Sport только стремительный кузов. Большая часть комплектаций вообще предлагается с дизельным двигателем объемом 2,2 и разгоном до сотни 9-10 секунд (в зависимости от количества лошадиных сил в разных комплектациях), что для города, для поездок вполне нормально, но уже далеко не спорт. Зато какое удовольствие на АЗС - заправляешься, скажем, тысячи на 2 рублей и бортовой компьютер тебе тут же выдает - до пустого бака больше 800 км с расходом даже в смешанном режиме никак не выше 9 литров. Едь и наслаждайся, благо с комфортом у Land Rover всегда было хорошо (Defender не в счет, там свое удовольствие)
Машина высокая, дизель тянет хорошо, свесы спереди и сзади короткие - самое оно съезжать с дороги
Конечно, машина не для сурового бездорожья, хотя некрашеные снизу бамперы тоже провоцируют, здесь нет рамы и испытывать на всех перегибах кузов не хочется, здесь нет мощных мостов, как на суровых внедорожниках, тем не менее с грязью, снегом и колеями машина справится на ура, благо здесь стоит даже автоматически подключаемая блокировка межосевого дифференциала:
Для тех, кому не очень понятно, скажу, что на суровом Дефендере стоит такая же система, только там сами колеса побольше и машина повыше. Да и на топовые Range Rover такая же система устанавливается. Позволяет просто ехать и не думать, электроника сама блокирует или подкручивает нужные колеса. См. наш внедорожный тест-драйв самого дорогого Range Rover.
Отсутствие мостов, как у суровых джипов, снижает внедорожные возможности машины, но с другой стороны делает ее более комфортной для эксплуатации по плохим дорогам и городу, не говоря уже о том, что с независимой подвеской машина элементарно лучше управляется.
В общем отличный компромисс - и с дороги сможете иногда съехать, и из грязи выйдете любой, если только на брюхо не сели, но и ехать по трассе и городу можно комфортно.
Кстати, угадайте по фото, вокруг какого озера идет такая замечательная булыжная дорога.
В салоне все как и должно быть у серьезных английских машин, стиль и благородство:
Это конечно не RANGE Rover, не королевская машина, но лорды этот LAND Rover несомненно оценят
И систем полно, в голове можно меньше держать. Фары сами включатся, когда потемнеет, на дальний тоже переключится сам если станет очень темно, знаки ограничения скорости распознает и дополнительно показывает, не пропустишь.
Англичане знают толк в изяществе:
И снова шайба, такая каждый раз непривычная на вид, но безумно удобная с первых же минут:
Кстати, электронный ручник. Поставил в паркинг и даже не думаешь, на склоне ты или нет, ставить не ставить, сам автоматически сразу встает на стояночный тормоз. Забывчивые девушки оценят.
И тут, внезапно! ПРОРЫВ:
Перед пассажиром полочка для мелочей, а слева... открываем:
USB-розетка на 5 вольт! И таких розеток по всей машине несколько, как спереди, так и сзади. Наконец-то не нужно покупать "переходник" в прикуриватель, тем более, что как прикуривателем им уже последние лет 15 практически никто не пользуется.
Ну, камерой уже никого не удивишь
Багажник даже показывать не буду, традиционно все, что выпускается под именем Discovery имеет эталонно огромные багажники
Такой веселый бродяга в спортивных штанах!
usolt.livejournal.com
Золотой Плес и пейзажи Левитана
Плес – небольшой провинциальный город на крутом берегу Волги. Город считается одной из жемчужин Золотого кольца России. Почти полностью сохранившаяся дореволюционная застройка заботливо отреставрирована в наши дни. Великолепные виды Волги и неповторимая аура этого места влечет сюда тысячи туристов.
Плес. Вид с Соборной горыПлес удален от Москвы на 370 километров, от Костромы – на 71 километр. Это самый маленький город Золотого кольца. Площадь всего города составляет 3 квадратных километра, вытянутых вдоль берега Волги. Город заполнен музеями, как государственными, так и интересными частными. Промышленных предприятий в Плесе нет. Город живет туризмом. Плес можно назвать дачным курортом, который стал популярен после приезда сюда в 1888 году (и более поздних посещений города) художника Исаака Левитана. Художник создал в Плесе свои знаменитые шедевры “Вечер. Золотой Плес”, “Свежий ветер”, “Над вечным покоем”, “После дождя. Плес”, “Тихая обитель”, “Березовая роща”. Красоты Плеса прославили город с помощью работ кисти Левитана. С тех пор в городе живут, или приезжают на лето, художники и просто неравнодушные к пейзажным красотам Волги люди. Когда-то чуть в стороне от города купил себе усадьбу Федор Шаляпин, но из-за революционных событий не успел пожить в ней.
Тихая обитель. Исаак ЛевитанНа самом берегу Волги можно увидеть скульптуру – Памятник кошке. Ее изготовили члены Сообщества плесских художников по инициативе руководителя организации В.А. Панченко, чью любимую кошку Муху загрызли собаки. В другом конце города так же на набережной расположен памятник “Дачница”, в чертах которой угадывается Софья Петровна Кувшинникова, спутница Исаака Левитана. На Волгу она смотрит сквозь мольберт, на котором вместо холста можно увидеть подлинные волжские пейзажи.
Плес. Скульптура “Дачница”Что привезти из Плеса: на набережной Волги практически на всем ее протяжении есть конторки и магазинчики в интерьерах построек XIX века, где продают вкусную копченную рыбу. В лавках можно приобрести текстильную продукцию поскольку город находится в Ивановской области обилие предложения обеспечено разнообразием производимого. Стоимость текстильных изделий от минимальных доходит до предложений изящного характера и отделки, стоящих недешево. В городе представлены в большой мере ювелирные изделия, поскольку рядом с Плесом находится крупный завод по производству ювелирной продукции, а так же небольшие предприятия той же направленности. Конечно в городе можно приобрести работы художников, которые в основном продаются на набережной Волги в теплое время года.
Вид на город из отеля и ресторана “Частный визит”На окраине города расположился недавно выстроенный горнолыжный центр Милая гора. На его территории есть две трассы длинной 350 метров, две канатные дороги бугельного типа. Склон горы спускается прямо к Волге. На территории комплекса функционирует прокат инвентаря, камера хранения, два ресторана, все необходимое для комфортного катания на лыжах, сноубордах. При визите в Плес можно взять снаряжение, чтобы дополнить выходные катанием.
Летом в данной части города функционирует яхтенный комплекс “Милая гора”. В нем расположен причал на 50 мест для судов до 25 метров, подключено электричество, водопровод. В центре города на набережной в кирпичном здании XIX века расположен фешенебельный Плесский яхтъ-клубъ, посетителем которого является Д.А. Медведев (согласно табличкее на фасаде).
Плесский яхтъ-клубъВ городе можно посетить музеи Исаака Левитана в доме на набережной, в котором он останавливался в один из своих приездов. Так же в городе существует единственный в России Музей пейзажа, в коллекции которого есть работы И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова, Н. Ярошенко.
Фестивали в Плесе:
- Шаляпинский фестиваль (проводится в начале июня)
- Международный кинофестиваль “Зеркало” имени Андрея Тарковского (проводится в середине июня)
- Фестиваль моды “Плес на Волге. Льняная палитра” (проводится в начале июля)
- Веломарафон (проводится в июле). Длина дистанции составляет 60 км, для участников категории “Фитнес” – 40 км.
- Левитановский музыкальный фестиваль (проводится в сентябре).
Что попробовать из местный блюд: знаменитые плёсские сладости – любимое печенье Левитана, деревенский сливочный сахар (вкус детства), легендарная твороженная кулейка. Все это можно опробовать в кофейне Софьи Петровны Кувшинниковой (названа в честь спутницы Левитана). Кофейня расположена на набережной.
Где остановиться: предложения проживания есть разнообразные, от симпатичного мотеля-кемпинга (редкость для России) до дач класса гранд-люкс “Соборная слобода”, в одной из которых останавливался принц Кентский с супругой.
В этом городе встречается традиция с современностью и находятся в редкой для России гармонии. Все внешнее в городе сохранилось в состоянии начала XX века, однако удобства современные. Потому в Плес хорошо выехать, чтобы отдохнуть в обстановке умиротворения около большой реки, в пейзажах Левитана.
P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с друзьями! Нажмите ниже или слева на символ социальной сети, чтобы поделиться данной статьей. Это будет Ваше лучшее «спасибо» 🙂
wanderings.online
Надвечное созревание Исаака Левитана. Плёс. Часть 2
Надвечное созревание Исаака Левитана. Плёс. Часть 1
Чем отличается Модерн от Авангарда? – это та «простая вещь», которую понял Шаляпин, когда больше и ближе узнал Левитана, «задумчиво-доброго»: «не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными». Авангард пошел дальше и отменил вовсе то, что модерн не старался делать усердно. Модерн – философия жизни взамен ускользающей религиозности (См. Д.В. Сарабьянов «Стиль модерн»).
Прилежный ученик, Левитан вспоминает совет учителя. Можно прочитать в мемуарах Коровина, как Саврасов советует им – выбрать одну деталь и ее воспроизвести в точности, какова она есть. От прочего художник защищается, как от солнечных лучей, раскрыв белый зонт. Это Саврасов научил подыматься до восхода солнца, и Левитан использует на полную возможности дня. Многое в его представлениях – в Плёсе смещается. Вот, хотя бы, взять этюд «…при последних лучах». Внутри служат вечерню – по православному обычаю – начало нового дня. Скажем честно, сегодня люди здравомыслящие терпеть не могут Третьяковку. Понять их можно, в виде исключения, стоишь, грустен, наблюдаешь закат – а это начало нового дня. На полотне Левитана передано, как всасывает в воронку время. В «Над вечным покоем» холм становится мысом, и переживаешь ощущение полета, а взлетная площадка здесь, в Плёсе, где панорама Волги и погост. Неповторим путь Левитана к его пейзажам.
Он часто повторяет слово «страшно». Вечный покой – это скрещение рек в облаках закипающих… Разгадав загадку в этом зале, переходим в следующий, с квестом повеселее. Понятно, что миру наплевать на нас и, может быть, вполне заслужено, но нам трудно не винить его в этом. Левитан – пылкое сердце, которому выпало реанимировать утративший чувствительность общественный организм, и он протыкает зрением как иглой пространство. Церковь сегодня – декорация.
Экспонат музея Левитана. На подъезде электростанция: шифер, сайдинг и вагонка, имя художника нужно присвоить ей, будет честнее в отношении самого Левитана. Поднимая старые фотографии, встречаешь церковь белокаменную. Разобрали, поселок нужно снабжать светом, а Левитан как бы говорит себе и нам: нужно работать, терпеливо, монотонно, долго, трудно и никуда не спеша. Плёс – это мир Левитана и мир «легендарной председательницы горисполкома Евлампии Кузнецовой».
Воссоздание дома с мезонином в рамках проекта «Потаенная Россия». Музей открыт в 1972-ом, но интересно не это: на экраны выходит фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева, обнаживший трагическую сущность войны и женскую натуру. И на прочность проверяется память, словно дом по старой кладке. С оттисками кирпичи – не бутафория. Есть что-то выше вечности – самоощущение человека – «здесь жил монах Легонт, безмолвия искал».
В этих словах исихазм Сергия Радонежского, он смотрит с иконы на учителя Левитана – Саврасова, а у того руки трясутся, пить приходится через полотенце, закинув его за плечи. В советские времена бы сказали – запойный Алексей Кондратьевич – но ученика не бросает, даже когда держать стакан тяжелее, чем два ведра с коромыслом. «Созерцательная молитва» отца Сергия объединяет их, «любовь к безмолвию» (См. Г. Федотов, «Святые древней Руси») – не «муравьиный героизм».
Ростоцкому нужен Левитан, чтобы рассказать про то, как Она видит кончики берез, щадя ноющие раны, показать живому, уже с другим опытом, зрителю то, как только умели надеяться талантливые девочки, и на какую нелепицу израсходован их талант. Теперь представим, что уже в этом контексте мы скажем о Ростоцком – «научил поэтично чувствовать природу». Останется пожать плечами – да, пожалуй. То же и относительно Левитана. Хорошее выражение есть у театрального режиссера Анатолия Эфроса – «смешение токов в тебе» – это Левитан в своем стремлении постичь природу.
Человеческому лицу – это выражение самого Левитана – предпочтительнее стог сена. Дубравы, могучие, мощные, темные изгибы рек, овраги. Можно вспомнить, что по этому поводу говорил Бродский: «может быть постижимый, и все-таки…». Высока валентность Левитана и потому, что незакончено произведение. «Этюдность» восполнит содержательность взгляда (это первое). Если взгляд пуст – и полотно Левитана эфемерно, как дымок от шашлыка, но есть и второе условие.
Левитан, много сил отдавший колоризации и смешению красок, вырисовывает лепестки розы так, будто окно протерли. Его не упрекнешь в легкомыслии – произведение должно вызреть. Дело не в проработанности, как говорит сам Левитан, работу можно прекратить - нельзя закончить. Один раз он отступит от этого правила, когда мастерскую, подаренную боярыней Морозовой (милой старушкой, ничего общего не имеющей, кроме родословной, с той, что у Сурикова) посетит Царь. Кроме гордости, в человеке есть и другие чувства.
Например, сомнение, желание, чтобы тебя самого не придавили. Наконец, гордость, как повод поговорить о большем. Николай рассуждает иначе, и это не может понравиться художнику, как пишет Паустовский, в духе французской школы анналов: «современность не сводится к молниеносному отклику на события дня» (См. «Чувство истории»). «Мои все работы закончены», – скажет Левитан Царю, он настолько будет в себе уверен.
Кандальный тракт, мостки, почти съезжающие в раскисшую заводь, страна, просуществовав какое-то время иллюзиями, нащупывает прежнее крепкое дно – патриотизм, и в разрушающихся слоях краски все ярче проступает фреска. Левитановских пейзажей улыбка (это чеховское наблюдение). Левитан продан в Лондоне за миллион долларов, а из его музея в Плёсе крадут картины. Нельзя не сказать - и заканчивать этим не хочется. Что может быть интереснее судьбы сильного человека?..
Только семейная драма как-то с ним связанная. «Портрет А.А. Грошевой» аккуратно датируют, но ее печальною улыбкой Плёс встречает Левитана и взгляд, застенчив, сохраняет детские черты. О ней говорили - «блажит», сегодня скажут - «рефлексирует». Неужто так можно быть свободной? И «милая наша компания» вдохновляет ее на побег из-под опеки и красной крыши, которая видна, если разглядывать «Вечер. Золотой Плёс» (1889), но может она думает – что у него в сундуке?..
Их называют «шарманщики», «лихие господа», одних мальчишек забавляет собака. Левитан привык в свой адрес к подозрительности, не обращает внимания, и все равно неприятно, а в сундуке – любовь и забота его учителей, то, во что он простуженно верит. «Лихие господа» – вспоминает Кувшинникова, как их принимали – и недоверие к сундуку.
Возможно, поэтому Константин Георгиевич (Паустовский) выбирает написать о нем в страшном 37-м. О чем писать? Как мичуринцы-юннаты разгромили патриарший сад? В районную газету – коммунисты спасли двухсотлетний дуб в Таганском парке? (это прочтем сегодня). «Эх-эх-эх, о Пушкине надо было писать не по чужим книгам – по ощущению».
Прислушаемся к совету Паустовского, символично, что рассказ называется «Дым отечества». – 1934, ИЗОГИЗ выпускает почтовую карточку «После дождя» без упоминания «Плёс» (1889), и в том же 34-ом разбирают белую церковь. 1972, открыт музей, но восстановлением памяти мы обязаны охране государственных границ и конфликту с Китаем. Если читателя не отпугнет уродливый гомункулус «коммунист-патриот», в следующей статье он узнает, какую роль в судьбе Левитана сыграла бабка-побирушка, за что его любил Есенин и как Плёс выглядит сегодня.
Продолжение следует...
artifex.ru
Левитан и Плес.: kireev_andrei
Плес издавна привлекал творческих людей – художников, артистов, писателей и музыкантов, давал им покой и вдохновение. Город Плес прославил Исаак Левитан, даже существует поговорка «Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес». В 1888 г. он избрал Плес своей летний студией. Жил в мезонине небольшого каменного дома.А началось все с того, что летом 1888 года еще малоизвестный молодой пейзажист Исаак Левитан плыл по Волге из Нижнего Новгорода в поисках источника вдохновения.1. Плес.Художник был грустен, даже уныл - Волга, вопреки ожиданию, душу не задевала. И вдруг за Кинешмой взгляд живописца и его спутницы привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес. Левитан побежал к капитану.
- Что за место?
- Городок Плёс, - равнодушно сказал капитан, - точнее сказать, городишко…
Но художник уже не слушал. Городок приближался. И было в нем что-то заставлявшее поспешить.
- Сходим! - Художник побежал в каюту за мольбертом и саквояжами.
Так случайно Левитан встретился с Плёсом.
2.
Основан Плес был в год Грюнвальдской битвы (1410) с назначением: оберегать границы Руси от набегов с востока. Место для рубленой крепости посланцы московского князя Василия (сына Дмитрия Донского) выбрали не случайно. На Верхней Волге это самая высокая точка. Крутизна берегов обрывалась возле воды, и с двух сторон крепость обрамляли овраги. Неприступной стояла она на мысу. Это не помешало, однако, молодому казанскому хану Махмуту Хази «сжечь Плёсо» (так изначально назван был город). Но то был всего лишь набег. Плёсо восстановился. Служил позже сборным пунктом для войска против казанских ханов. Беспокойство с востока сменилось потом нашествием с запада - в Смутное время просочилось сюда шляхетское войско… А в 1812 году город был тылом, куда эвакуировались воспитанники и педагоги Московского театрального училища.
3. Церковь Воскресения из села Билюково (1700 год). Перенесена в Плес из села Билюково Ивановской области в 1982 году. Поставлена на месте сгоревшей здесь в 1903 году Петропавловской деревянной церкви XVI века, которая изображена на картине Ливетана "Над вечным покоем". Вокруг храма расположено Петропавловское кладбище возникшее еще при деревянной Петропавловской церкви.
Звездный час малого городка приходится на вторую половину позапрошлого века. Плёс поставлял в это время рыбу в Москву, славился кузнецами и оборотистыми извозчиками, портняжничал и сапожничал, поставлял на волжский путь бурлаков, но главное - сделался важной торговой точкой речной дороги. Тут с барж на телеги переваливали хлеб, шедший с юга, сюда свозились товары из иваново-шуйской промышленной зоны. На ручьях и речках, впадающих в Волгу, вертелись мельничные колеса, на открытых ветру буграх шевелили крыльями ветряки. Появилось несколько маленьких ткацких фабрик. Город бурлил. Население его достигло двух с половиной тысяч. Дома росли как грибы. Наверху места уже не хватало, заняли низ у самой воды. И по буграм, вырезая на склонах площадки, рубили дома. Так сложился облик городка, бегущего вверх по откосу.
4.
В Плёсе художник нашел то, что искала его душа. Поселившись в домике с окнами на реку, он обрел житейский покой и жадную страсть работать. Исчезли мнительность, неуверенность в своих силах. Его зонт над этюдником видели то у воды, то на кручах над речным плесом, то в окрестных деревнях.
Тихая жизнь городка, мир простых радостей, близость к природе пробудили все лучшее, чем была богата эта натура. Жилось и работалось радостно. Расширился жизненный горизонт. Молодой еще человек, видевший в Москве главным образом приказчиков, коридорных, половых, извозчиков, увидел тут, на Волге, основы жизни, начал понимать историческую силу народа. И хотя полотна Левитана «безлюдны», мироощущение человека, писавшего их, явственно проявляется. Чехов, увидев холсты, привезенные другом из Плёса, сказал: «…на твоих картинах появилась улыбка». Левитан ездил сюда три лета подряд. Написал много больших полотен и полсотни этюдов. Мотив знаменитой картины «Над вечным покоем» подсказан был обликом деревянной церквушки, стоявшей над Плесом.
5. Петропавловская церковь XVI века на картине Левитана. Написана в первые дни прибывания Левитана в Плесе.
6. А это она же на картине "Над вечным покоем".
7. Золотой Плес. Левитан.
8.
9.
10. В правой части кадра прямо на берегу Волги можно увидеть двухэтажный дом с зеленой крышей. В этом доме снимал жилье Левитан.
11. На закате.
12. Рассвет в Плесе.
13. Закат.
14.
Источник https://www.izh.kp.ru/daily/26103.3/2999115/
kireev-andrei.livejournal.com
Описание картины Исаака Левитана «Церковь в Плесе»
Картина написана маслом на холсте в 1888 году в Плесе.
Стиль в живописи: реализм.
Левитан был мастером пейзажей. Его полотна наполнены невероятной глубиной, проникнуты русской душей. Плес – это, то место, где художник не только жил, но и черпал неиссякаемое вдохновение.
На картине изображена старая одинокая церковь Петра и Павла. На заднем фоне изображены не менее одинокие кресты забытого кладбища. Левитан написал несколько картин, где была его любимая церковь. Он был невероятно счастлив в тех местах, о чем не раз говорил. Это теплый летний день.
Сочетание белых и голубых тонов придают небу невероятную глубину и живость. Художник писал ее в последних лучах солнца. Левитан не использовал буйства красок, но все в этой картине радует глаз. Она заставляет думать о вечном и бренности мира. Покосившийся забор на переднем плане придает душевной тоски. Когда – то это место служило людям, здесь они находило свое успокоение. Теперь же оно позабыто.
Левитан писал эту картину без искажения. Она послужила поводом для написания еще одной картины этой же церкви «Над вечным покоем» в 1894 году. Спустя больше ста лет мы можем окунуться в то время, понять и проникнуться, как и художник любовью к данному месту.
Церковь на Плесе помогает вспомнить смотрящим, что в мире есть религия, и без нее не обойтись. Полотно очень простое, но это не уменьшает его неоценимого вклада. Петропавловская церковь сгорела в 1903 году, но на ее месте стоит очень похожая деревянная церковь. Огромное количество людей приезжает посетить и помолиться там, веря, что это именно она изображена на знаменитой картине Левитана.
Картина храниться в Государственной Третьяковской галереи, Москва.
Левитан писал Третьякову о том, что он не сказано счастлив, что картины попадут к нему. Также он сказал, что полотна, написанные в Плесе, включают в себя все его содержание и психику.
opisanie-kartin.com