История одного шедевра: «Искушение святого Антония» Дали. Искушение святого антония картина дали
Картина Дали "Искушение святого Антония"
В честь святого Антония написано множество книг, нарисовано бесчисленное количество картин. Этот отшельник был действительно великим верующим человеком. Антоний до сих пор вдохновляет людей на обретение Божьей веры и отказ от греховных поступков.
Кто это такой?
Св. Антоний Великий был отшельником, христианским святым. Родился в Верхнем Египте в богатой семье. После того как умерли его родители, он раздарил свое имущество беднякам, а сам отправился в египетскую пустыню, где много лет существовал в полном одиночестве, предаваясь молитвам и размышлениям. Его считают основателем монашеского образа жизни.
Однажды в Европе случилась ужасная эпидемия рожистого воспаления, больные вымаливали лекарства, произнося имя Антония, поэтому болезнь назвали «антонов огонь».
Обычно отшельника изображают бородатым стариком, одетым в монашескую рясу и плащ. В руке он держит старый костыль с Т-образной ручкой и колокол. Рядом всегда свинья, так как в средневековые времена монахи-антонианцы откармливали этих животных, а сало использовали как лекарство против болезни "антонов огонь". Иногда колокольчик изображают на шее у свиньи, потому что у животных, принадлежавших приходам братьев, было право пастись на особых пастбищах, по колокольчику отличали их от других.
Соблазны
Как и многие другие отшельники, святой Антоний периодически видел галлюцинации - это возникало вследствие аскетического образа жизни в суровой пустыне. Жизнь без достаточного количества воды, еды и общения приводит к помутнению рассудка. В изобразительном искусстве художники проецировали в своих картинах искушение святого Антония в двух формах:
- Святой, которого одолевают ужасные демоны.
- Видения с эротическим уклоном.
Демоны соблазняют отшельника в его жилище, иногда они изображены в облике монстров и диких зверей, терзающие плоть человека. Но как только появляется божественный свет, вся нечистая сила исчезает во тьме и искушение святого Антония прекращается.
Художников всегда сильно волновала эта распутная соблазнительная тема. В ранней ренессансной живописи в этом сюжете женщины изображались в одежде, но с рогами, что напоминало о их демоническом происхождении. В XVI веке женщин уже начинают рисовать обнаженными. В картинах отшельник ведет жестокую борьбу против своей плоти и плотских желаний, он пытается прогнать своих страстных соблазнительниц крестом или молитвой.
Как появилась картина Сальвадора Дали?
Картина Сальвадора Дали появилась на свет благодаря художественному конкурсу, объявленному Альбертом Левиным, продюсером из Америки. Ему для фильма по знаменитой новелле Ги Де Мопассана «Милый друг» требовался вдохновляющий образ искушаемого святого. В этом проекте участвовали 11 художников из разных стран, а в жюри вошли двое известных людей: Марсель Дюшан (культовый художник) и Альфред Барр (первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке).
Победителем был объявлен Макс Эрнст, сюрреалист, который в годы войны, как и Сальвадор Дали, эмигрировал из Европы в США.
Роман «Милый друг», для которого понадобилась картина «Искушение святого Антония», описывает судьбу человека, ловеласа из высшего общества. Он обладал уникальной способностью обольщать людей, но, увы, кроме этого у него больше ничего в жизни не было. Вообще Ги Де Мопассан славится своим великолепным мастерством описывать человеческие пороки, его герои всегда находятся в ореоле таинственной смеси соблазнительного и демонического.
Потрясающее полотно
Картина «Искушение святого Антония» (Сальвадор Дали) выставлена в Бельгийском королевском музее изящных искусств, находящемся в Брюсселе.
Сюжет этого живописного полотна заключается в изображении странных существ, которых посылает дьявол, и они являются к Святому Антонию. Сальвадор Дали мастерски обрисовал двух зловещих демонов в одной прекрасной обнаженной женщине.
За основу художник взял каноничный сюжет и воссоздал странный мир, наполненный таинственными символами и многочисленными аллюзиями. Разгадать его замысел удается далеко не каждому.
В углу картины расположился святой аскет, он защищается самодельным деревянным крестом. Крест символизирует непоколебимую веру. Чудовища нависают над святым, как бы стремясь вытеснить его за пределы картины. Животные несут грехи на тоненьких паучьих лапках. Если Антоний хоть на секунду поддастся соблазну, лапки сломаются и грехи упадут прямо на него.
Описание картины "Искушение святого Антония"
Полотно изображает в последовательности идущих животных: сначала лошадь (она представляет силу, иногда является символом сладострастия), далее идет слон, на спине которого расположена золотая чаша похоти, а в ней обнаженная женщина, опасно балансирующая на хрупкой подставке, что подчеркивает эротический характер общей композиции. Другие слоны несут на себе необычные предметы: обелиск и венецианскую постройку в стиле Палладио. Разглядывая картину "Искушение святого Антония" Дали, можно увидеть, что вдалеке идет еще один слон, он несет высокую башню - символ мирского и духовного порядка.
Сальвадор Дали преподнес классический библейский сюжет в уникальном и своеобразном стиле. Именно этим отличается картина «Искушение святого Антония». Оригинальный размер полотна - 151х113 см, материал – холст и масло, жанр – сюрреализм.
Как утверждают многие эксперты и исследователи, именно с этой картины начинается новая ветвь в творчестве великого художника. В его творениях соединяются три элемента: классическая живопись, спиритуализм и атомная эра.
Краткая биография Сальвадора Дали
Родился 11 мая 1904 года. Еще с раннего детства начал проявляться эксцентричный характер Сальвадора Дали, он часто капризничал и устраивал истерики. Начал рисовать с 4-х лет, а в 10 появилась его первая картина, на которой был изображен импрессионистский пейзаж. Мальчик целыми днями рисовал в выделенной ему для этих целей комнате.
В 1925 году, когда Сальвадору был 21 год, прошла его первая выставка, состоявшая из 27 полотен и 5 рисунков. Однако известность начала приходить к нему только в 1930 году. В картинах преобладали темы разрушения, смерти, тления и (из-за влияния книг Фрейда) сексуальные переживания человека.
В 1959 году начала проявляться любовь ценителей искусства к гениальному великому художнику, его полотна скупали за огромные деньги. Многие миллионеры считали необходимым иметь в своих коллекциях картины Дали.
В 1973 году был открыт Музей Дали в Фигуэрасе. Он и по сей день приводит в неописуемый восторг всех посетителей. Там же Сальвадора и похоронили в 1989 году, в самом центре здания под неотмеченной ничем плитой.
"Искушение святого Антония" художника Босха
Неизменно вспоминают Сальвадора Дали, когда говорят об Иерониме Босхе. К творчеству этого художника многие относятся неоднозначно, и многим его картины откровенно не нравятся. Но все же большинство соглашается, что полотна Босха обладают невероятной и притягательной силой.
Художник Иероним Босх любил изображать в своих творениях святого Антония Великого. Одной из лучших его работ считается триптих «Искушение св. Антония». Босх изобразил в картине людской род, который погряз в грехах и своей глупости, бесконечное разнообразие адских мук, ожидающих каждого человека, присоединены также Страсти Христовы и искушение его плоти. Но непоколебимая вера помогает противостоять сильному натиску врагов.
О том, как и почему был создан этот необычный триптих, написано мало. В 1523 году его купил португальский гуманист Дамьяо де Гоиш. В картине "Искушение св. Антония" Босх соединил все творческие мотивы, которыми пользовался.
Описание триптиха
Триптих, который написал Босх («Искушение святого Антония»), буквально кишит неправдоподобными фантастическими существами. Сюжет можно разобрать на отдельные моменты:
- Женщина, которая держит Чашу причастия, – это ведьма с алхимическим эликсиром жизни, сваренным при помощи черной магии.
- Черная, белая и красные женщины – это олицетворение трансформации элементов в алхимическом процессе. Кувшин и стакан наполнены бесовским эликсиром.
- Существо, держащее в руках яйцо, - это выкидыш, или иначе - человек из пробирки. В руках у него камень, способный превращать металл в золото.
- Сова – это единственный светлый момент в картине, которую создал Босх. «Искушение святого Антония» - очень необычное полотно. Сова помогает в засвидетельствовании действий алхимиков, она служит Божьим Оком.
- На левой створке изображен целый легион демонов, поражают фантазию их разнообразие и изощренность.
- Вся правая створка заполнена различными персонифицированными искушениями.
Книга Гюстава Флобера
Святого Антония любили не только рисовать. О нем любили писать. Например, Гюстав Флобер отождествлял себя с отшельником, но не в аспекте образа жизни, а в аспекте внутреннего душевного состояния.
Писателя Гюстава Флобера образ святого Антония сопровождал практически 30 лет. Книга была написана в двух вариантах, первый вышел в 1849 году, а второй - в 1856-м.
Непосредственным импульсом для создания произведения "Искушение святого Антония" Флоберу послужила картина Брейгеля Младшего (Адского). На ней изображены не физические мучения Антония, а диалог со смертными грехами среди бесконечного шествия чудовищ и древних богов.
Некоторые критики не сомневаются, что в драме Флобер описал свои собственные искушения. Это одержимость желаниями, выражающаяся в трагическом свете с романтической напряженностью.
fb.ru
Дали "Искушение святого Антония" описание картины, анализ
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» появилась благодаря кинематографу. Для фильма «Милый друг» потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям. Множество различных художников приняли участие в этом конкурсе, в том числе и великий сюрреалист Сальвадор Дали, но победу одержал некий художник — эмигрант из Европы.
Святой Антоний — это реально существующий отшельник, который жил в IV веке. По преданию, ему практически каждую ночь являлись демоны, мучающие его, или женщины, пытавшиеся его соблазнить.
Сюжет, изображающий искушения святого Антония был очень популярен в средние века; второе рождение он пережил уже в середине XX века. Сальвадор дали предложил достаточно оригинальную трактовку этого сюжета, впрочем, как и многих других.
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» словно обладает дополнительным измерением между небом и землёй, длинные и тонкие ноги слонов находятся именно там. В центре композиции художник изобразил все искушения, мучающие отшельника, а сам он находится в левом нижнем углу картины.
Искушения изображены в аллегорической форме: конь олицетворяет мощь, силу и наслаждение, один из слонов несёт на спине Чашу Желания, второй — обелиск, символ власти. На заднем плане изображен Эскориал — символ гармонии души и тела, духовного и материального начала — цель Антония.
Эта картина, по мнению исследователей творчества Сальвадора Дали, стала началом нового направления в творчестве художника: в его работах начинает проявляться синтез трёх элементов: традиционной живописи, спиритуализма и духа новой эпохи, эпохи атома.
Год написания картины: 1946.
Размеры картины: 89,7 x 119,5 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: религиозная живопись.
Стиль: сюрреализм.
Галерея: Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Другие картины художника:
История одного шедевра: «Искушение святого Антония» Дали
Кем только ни называют Сальвадора Дали: гением, коммерсантом, гуру самопиара. Это и правда все он. Сюрреализм, который прославил его и обогатил, был отличным средством не только для заработка, но и для избавления от своих фобий, страстей, навязчивых идей. Провокационные образы, вынесенные на полотно, — это всегда исповедь самого Дали, который может всерьез говорить с вами на языке живописи, а может и разыгрывать, меняя маски. Что таится за хороводом образов на полотне «Искушение святого Антония», разбиралась Снежана Петрова.
«Искушение святого Антония», 1946
Сюжет
Без словаря символов Дали полотно, конечно, выглядит набором — пусть и композиционно выстроенным — волшебных фигур. О каждой — по порядку.
В левом нижнем углу — святой Антоний, защищающийся крестом (символом своей неугасимой веры) от искушений дьявола. Сами соблазны — это хоровод, находящийся в фокусе нашего внимания.
История святого Антония — один из самых популярных сюжетов Средневековья
Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.
Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.
На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.
С «Искушений святого Антония» начинается новая эра творчества Дали
Огромные слоны на спичечных ногах — образ, который нередко появляется в работах Дали. Человек в своей жизни строит множество планов, тщеславие не знает границ, жизнь проходит под грузом желаний. Горы драгоценностей, золотые храмы, что несут на себе слоны на тоненьких ножках, которые вот-вот обломятся, — это символ того, что наши возможности ограничены. «Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами.
Считается, что эта картина дала начало новому направлению в творчестве Сальвадора: он стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры.
Контекст
Святой Антоний — отшельник из IV века. Свою приверженность вере он доказывал бесстрашием перед лицом ужасающих видений, которые посещали его регулярно. Галлюцинации, как правило, были в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. В раннем Ренессансе художники соединяли эти образы и писали женщин с рогами, напоминая об их сатанинском происхождении.
У Дали Антоний изображен не дряхлым старцем, а мускулистым мужчиной
Обычно Антония изображали бородатым старцем
История Антония была неплохо растиражирована в Средние века. Но по мере того, как все больше воспевались простые бренные радости, про святого начали забывать.
Почему о нем вспомнил Дали? Все очень просто — из желания победить. Альберт Левин, американский кинопродюссер, объявил конкурс на образ искушаемого святого. Не для забавы ради было это сделано. Левин как раз думал о съемках фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг». 11 художников, в том числе и Дали, предложили свои варианты. Победил сюрреалист Макс Эрнст. А в вечность вошло творение Сальвадора.
Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду. За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны. А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).
Судьба художника
С детства Сальвадор чувствовал себя особенным. И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание.
Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Последние годы жизни Дали был больным никому не нужным стариком
Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.
После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» (90х120 см) написана в 1946 году как конкурсная работа.
Сальвадор Дали «Искушение святого Антония» 1946 г.
Конкурс проводился в Америке кинопродюсером Альбертом Левиным. При его работе над фильмом по произведению Мопассана «Милый друг» понадобилось создать образ искушаемого святого. Среди 11 конкурсантов был и Сальвадор Дали, победить ему, однако, не удалось. Жюри, в составе которого среди прочих были художник М. Дюшан и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр, отдало пальму первенства сюрреалисту Максу Эрнсту. Сюжет, посвященный жившему в IV веке святому Антонию, был чрезвычайно популярен в средневековье и в эпоху Ренессанса. Затем о нем долго не вспоминали, а вновь обратились к нему только в ХХ веке.
Бернардино Парензано «Искушение святого Антония». Около 1494 г.
Святой Антоний вел аскетичную жизнь отшельника. Во время его молитвенных бдений ему часто являлись страшные образы злых демонов, а также образы соблазнительных женщин. Все это подвергало веру святого Антония серьезным испытаниям (слово «искушение» в то время и означало «испытание»). В интерпретации Дали классическая история обрела форму сколь странную, столь и загадочную. Фигура лошади – часто встречающийся в искусстве мотив, который имеет различные смысловые и символические значения. В данном контексте лошадь – это символ неуемной, разнузданной чувственности.
Символ безудержной чувственности
Странные слоны на тонких, длинных, словно паучьих ногах несут различные «грузы». На первом из них – церковная чаша с появляющейся из нее обнаженной женщиной. Она сжимает свою грудь, что является символом похоти.
Символ похоти
На спине второго слона пирамида. Именно этому слону в Лондоне установлен памятник.
Памятник в Лондоне
Ноша третьего слона – это «игрушечный» храм, в окне которого видно обнаженное женское тело. Это можно интерпретировать как искаженную демонами духовность.
Храм на спине одного из слонов
Среди облаков в правой части картины видны очертания Эскориала. Этот испанский дворец-монастырь был в XVI веке королевской резиденцией. В данном случае он является символом мирского и духовного начал.
Изображение Эскориала
В настоящее время картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» находится в Брюсселе, в Королевском музее изобразительных искусств.
Похожее
aquarells.ru
Описание картины Босха "Искушение Святого Антония" :: SYL.ru
Человечество периодически возвращается к культурному наследию прошедших веков, черпая в нем все новые идеи для современного творчества. Потомки нередко пытаются по-новому трактовать те сюжеты, образы и символы, что прошли многовековой путь, не утратив своей актуальности. Сегодня особенно популярной является средневековая живопись. Ее таинственность, загадочность сюжетов заставила ценителей искусства всех времен переосмыслить предназначение картин. Мифические сюжеты и образы продолжают привлекать художников и по сей день. Одним из ярчайших полотен того времени было «Искушение святого Антония».
Средневековье
Именно в эту эпоху живопись стала одним из главнейших видов искусства. Появлялись все новые приемы, мотивы, жизнь общества стремительно менялась – все это дало художникам необычайно богатый материал для создания картин. Они были пронизаны глубоким гуманизмом, несли в себе определенное послание. Эти произведения должны были наставлять массы на правильный путь. В результате они совершили настоящую революцию в западноевропейском искусстве.
Дворцовые покои, замки стали украшать с особым великолепием. Париж, Прага, Лондон, города Италии – все они просто переполнились прекрасными картинами. Не только служители церкви, но и знать жаждали новых полотен. Но поскольку эпоха Средневековья характеризуется прежде всего своим вниманием к церкви, то и сюжеты работ носили преимущественно религиозный характер. «Искушение святого Антония» – мотив, который стал необычайно популярным и нашел отражение в картинах множества художников.
Личность Антония
Преподобный Антоний Великий – реальная личность. Годы его жизни пришлись на эпоху распространения и становления христианской веры в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова. Он известен как раннехристианский монах-отшельник, который смог познать божественное, пройдя сложный путь самоотречения и добровольного затворничества. Бытует мнение, что именно он положил начало отшельническому монашеству.
Антоний нашел уединение в пещерах воинского форпоста в Писпире на берегу Нила. Свое отшельническое существование он лишь иногда прерывал, чтобы помочь людям и поддержать христиан, жестоко преследуемых и гонимых. Он также способствовал формированию еще молодой религии.
В себе он воплотил образ «идеального отшельника». Преподобный вел аскетический образ жизни, но славился хорошим физическим здоровьем. Это подтверждал Афанасий Александрийский в агиографическом произведении «Жизнь Антония».
Из жизни отшельник ушел в рекордном для нас возрасте – 105 лет. Византийский император Юстиниан обнаружил его гробницу и организовал перезахоронение останков в Александрии. В 623 году мощи Антония снова переместили, уже в Константинополь, а в 980-м – в Монт-Сен-Дидье. Там останки преподобного обрели свое окончательное пристанище.
Популярность жития отшельника и величие его деяний сподвигли многих художников использовать сюжет «Искушения святого Антония» в своем творчестве. Иероним Босх стал одним из них.
Повышенный интерес к образу
Триптих Босха «Искушение святого Антония» - одна из самых знаменитых работ художника. Специалисты утверждают, что она как нельзя лучше отражает все особенности творческой манеры и мировосприятия автора.
Босх неоднократно обращался к образу св. Антония. Среди работ художника есть более раннее полотно с изображением искушений преподобного (1790-е), которое хранится в Прадо. Исследователи до сих пор ведут дискуссии относительно авторства этой картины. Ряд ирландских специалистов утверждает, что работа написана последователем Босха, а не им самим.
Рисунок, относящейся к этой же теме, размещен в Берлинской картинной галерее. Его авторство также приписывают великому художнику. Даже знаменитый Лувр может похвастать образцами, которые предположительно написал Босх.
Однако сенсационным стало открытие 2016 года: небольшая по размерам картина «Искушение святого Антония», размещенная в Канзас Сити и ранее считавшаяся лишь подражанием стилю великого художника, теперь считается подлинной работой Босха.
Почему святой Антоний?
Исследователи находят в подобной заинтересованности определенным образом личные мотивы. Биография Босха тесно связана с этим именем: его отца звали Антонисом, а семейная церковь ван Акенов носила имя Святого Антония.
Общая информация о композиции картины
Картина Босха «Искушение святого Антония» - триптих. Центральная часть имеет одноименное название, левая створка – «Полет и падение святого Антония», правая – «Видения святого Антония». Лиссабонский триптих отражает общую направленность творчества Босха. Художник мастерски изображает не только вечную борьбу человека с грехами, а также общество, погрязшее в них, но и Страсти Христовы, сцены искушения святого, который смог выстоять благодаря твердости веры.
В эпоху Средневековья достоверность существования Рая и Ада была неоспоримой, а приход Антихриста заставлял служителей церкви находиться в постоянном напряжении. Поэтому изображение стойкости духа у святого, который неустанно борется с силами зла и побеждает их, должно было служить поддержкой для людей, символом надежды.
Центральная часть
Стоит начать описание картины «Искушение святого Антония» с центральной части триптиха. Она привлекает внимание современного наблюдателя прежде всего насыщенностью фантастическими существами. Их так много, что первые секунды трудно остановить взгляд на одном из них. Каждый удивительно непохож на других, изображен детально. Вальтер Бозинг признавал великое мастерство Босха, который смог создать большое количество демонов, атакующих святого, но не олицетворяющих толпу, а строго индивидуальных в своем обличии.
К примеру, ближе к правому краю центрально части художник изобразил необычную группу. Нечто, в чем можно разглядеть черты женского тела, держит на руках ребенка и одновременно сидит на спине у крысы. Перед ней на странном животном с телом кувшина и ногами лошади изображен демон с чертополохом на голове, символизирующий первородный грех. Немного ниже по реке плывет утка с отверстием вместо головы, через которое проглядывает человеческое лицо.
Отведя взгляд влево, можно увидеть демона, который играет на лютне. Вместо головы у него лошадиный череп. Он, как и предыдущие персонажи картины, восседает на странном животном, тело которого похоже на птичье, а шею завершает морда овцы. На пару миллиметров выше – огромная красная ягода (символизирующая алхимический процесс, а следовательно – греховный). Из нее вылезают демоны, похожие на птиц, людей и животных.
Еще выше расположена не менее интересная группа персонажей. Один из них телом напоминает человека, однако его лицо проглядывает сквозь насаженное дупло в древесном стволе. Это существо как будто ведет под уздцы удивительный гибрид лошади с головой собаки, шествующей на двух ногах. Позади них нечто похожее на дракона, жареную курицу и других существ.
Впереди этой странной процессии идут собаки, человек с головой кабана и мандолиной в руках. Сверху него сидит сова, которая, по одним источникам, символизирует ложь и тьму, по другим же - представитель светлых сил, служащит в роли глаза Божьего, чтобы на Страшном суде давать показания против алхимиков.
В центральной части «Искушения святого Антония» демоны расположены во всех стихиях – их можно наблюдать и в воде, и на суше, и в воздухе. У них есть общая цель. Все чудища стремятся к центру полотна, где изображена полуразрушенная гробница с распятием Христа.
Вокруг Антония, который стоит на коленях, происходит дьявольская месса. Совершается она женщинами, одна из которых держит чашу для причастия. Рядом с ними игроки бросают кости. Ведьмы, летающие в воздухе, подожгли деревню в глубине полотна.
Святой Антоний изображен отвернувшимся от всего происходящего вокруг и как будто смотрит на зрителя.
Левая створка
В описании «Искушения святого Антония» не менее важное место занимают сюжеты боковых створок. В левой части триптиха изображен Преподобный, который во время творения молитвы был захвачен демонами. Они избили его и, подняв высоко в небо, сбросили вниз.
Святой Антоний в этой части картины занимает центральное место. После падения его поднимают монахи ордена (антониты). Лицо одного из членов этой группы, по мнению исследователей, очень напоминает самого Босха.
В сцене, где Антония захватили демоны и унесли на небеса, он изображен с молитвенно сложенными руками, что является знаком твердости его веры даже перед лицом смертельной опасности.
В средней части створки изображена пещера, но, присмотревшись, можно четко различить фигуру человека, который стоит на четвереньках. Между его ног размещена пещера. Часть исследователей утверждают, что именно она была пристанищем Антония. Туда, как и в разрушенную гробницу в центральной части, стремится демоническая процессия странных существ. В ней участвует олень, который является символом верности души, но художник использует этот образ как символ святотатства.
В нижней части створки под хрупким мостом группа бесов слушает монаха, который читает письмо. К ним направляется птица в странной одежде и обуви, похожей на коньки.
Правая створка
В правой створке картины Босха «Искушения святого Антония» изображена соблазнительная женщина. Она являлась Антонию, когда он жил в пещерах, и пыталась искушать его плоть. Обнаженная женщина является бесом, принявшим облик королевы. Дама стоит за сухим деревом, что тоже символично: это алхимический образ, без которого не обходится ни одна работа художника.
Преподобный снова не обращает взор в сторону соблазна и предстает победителем над коварными силами зла. Вся правая створка посвящена силе духа Антония, который остается неискушенным.
Однако в этой части картины взгляд отшельника все же не полностью избегает греховных сцен. В углу створки он наблюдает пиршество, устроенное бесами. Они призывают Антония к себе. Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение последнего искушения святого — греха чревоугодия.
Где хранится
Картина Иеронима Босха «Искушение святого Антония» (1505-1506) хранится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная находится в брюссельском Музее старинного искусства.
Символичность
Каждый элемент картины наполнен смыслом. К примеру, старик-гном, изображенный на правой створке. Он идет в детских ходунках, которые являются символом людской невинности, которую человек может сохранить в течение всей жизни. Вообще символизм в произведениях эпохи Средневековья - прием обычный, даже обязательный. К сожалению, тайный язык картин, понятный живописцу и его современникам, часто так и остается неуслышанным...
Выводы
О чем же хотел сказать Иероним Босх? «Искушение святого Антония» демонстрирует зрителю, что соблазн и присутствие дьявола сопровождают нас по жизни, и только мы можем противостоять ему, сохраняя твердость веры. Полотно подтверждает мастерство Босха, поскольку не всякий мастер смог бы вложить в работу такой великий смысл, не повторяясь и проявляя исключительную изобретательность в изображении демонов.
www.syl.ru
ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ. Религиозные сюжеты в живописи. Часть 13.
СВЯТОЙ АНТОНИЙ, которого часто называют Антонием Великим, святой отшельник, живший в III - IV веках (251 - 356 гг.). Антоний родился в Верхнем Египте, после смерти своих родителей он раздал все имущество бедным и удалился в егитетскую пустыню, где долгие годы пребывал в полнейшем уединении. Обчно он считается основателем монашеского образа жизни.Обычно Антония изображают бородатым старцем; на нем монашеский плащ и ряса, как у аббата монашеского ордена. Он держит жезл с Т-образной ручкой, наподобие костыля.
"Святой Антоний Великий"(Лука Лейденский)
Как и многие другие отшельники, Святой Антоний был подвержен галлюцинациям, что было следствием его аскетического образа жизни в пустыне. В изобразительном искусстве изображения этих искушений получили две формы:- Святой, одолеваемый демонами; - Эротические видения Святого Антония.
Демоны атакуют Антония в его келье и даже поднимают его ввысь; иногда они принимают облик диких зверей и монстров, терзающих его плоть. Демоны исчезают, как только Бог является ему в ярком свете.
Естественно, искушение Святого Антония, благодаря присутствию в нем темы распутства, сильно разжигало фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины, изображавшиеся в этом сюжете, обычно одеты, при этом у них могли быть рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI века они чаще всего изображаются обнаженными. Антоний прогоняет их, как правило, крестным знамением или молитвой.
Предлагаю вашему вниманию подборку наиболее интересных работ на этот сюжет.
"Искушение Святого Антония"(Иероним Босх)
"Искушение Святого Антония"(Алтарь Святого Антония, триптих,Иероним Босх)
"Искушение Святого Антония"(Джус ван Краесберг)
"Искушение Святого Антония"(Макс Эрнст)
"Искушение Святого Антония золотом"(Фра Анджелико)
"Искушение Святого Антония"(Фелисьен Ропс)
"Искушение Святого Антония"(Сальватор Роса)
"Искушение Святого Антония"(Ловис Коринт)
"Искушение Святого Антония"(Микеланджело Буанароти ?)
"Искушение Святого Антония"(Поль Сезанн)
"Искушение Святого Антония"(Паоло Веронезе)
"Искушение Святого Антония"(Поль Деларош)
"Искушение Святого Антония"(Джованни Баттиста Тьеполо)
"Искушение Святого Антония"(Джон Доллман)
"Искушение Святого Антония"(Александр Луи Лелоир)
"Искушение Святого Антония"(Вилленс де Кок)
Благодарю за внимание.Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
История одного шедевра: «Искушение святого Антония» Дали
Кем только ни называют Сальвадора Дали: гением, коммерсантом, гуру самопиара. Это и правда все он. Сюрреализм, который прославил его и обогатил, был отличным средством не только для заработка, но и для избавления от своих фобий, страстей, навязчивых идей. Провокационные образы, вынесенные на полотно, — это всегда исповедь самого Дали, который может всерьез говорить с вами на языке живописи, а может и разыгрывать, меняя маски. Что таится за хороводом образов на полотне «Искушение святого Антония», разбиралась Снежана Петрова.
«Искушение святого Антония», 1946
Сюжет
Без словаря символов Дали полотно, конечно, выглядит набором — пусть и композиционно выстроенным — волшебных фигур. О каждой — по порядку.
В левом нижнем углу — святой Антоний, защищающийся крестом (символом своей неугасимой веры) от искушений дьявола. Сами соблазны — это хоровод, находящийся в фокусе нашего внимания.
История святого Антония — один из самых популярных сюжетов Средневековья
Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.
Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.
На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.
С «Искушений святого Антония» начинается новая эра творчества Дали
Огромные слоны на спичечных ногах — образ, который нередко появляется в работах Дали. Человек в своей жизни строит множество планов, тщеславие не знает границ, жизнь проходит под грузом желаний. Горы драгоценностей, золотые храмы, что несут на себе слоны на тоненьких ножках, которые вот-вот обломятся, — это символ того, что наши возможности ограничены. «Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами.
Считается, что эта картина дала начало новому направлению в творчестве Сальвадора: он стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры.
Контекст
Святой Антоний — отшельник из IV века. Свою приверженность вере он доказывал бесстрашием перед лицом ужасающих видений, которые посещали его регулярно. Галлюцинации, как правило, были в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. В раннем Ренессансе художники соединяли эти образы и писали женщин с рогами, напоминая об их сатанинском происхождении.
У Дали Антоний изображен не дряхлым старцем, а мускулистым мужчиной
Обычно Антония изображали бородатым старцем
История Антония была неплохо растиражирована в Средние века. Но по мере того, как все больше воспевались простые бренные радости, про святого начали забывать.
Почему о нем вспомнил Дали? Все очень просто — из желания победить. Альберт Левин, американский кинопродюссер, объявил конкурс на образ искушаемого святого. Не для забавы ради было это сделано. Левин как раз думал о съемках фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг». 11 художников, в том числе и Дали, предложили свои варианты. Победил сюрреалист Макс Эрнст. А в вечность вошло творение Сальвадора.
Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду. За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны. А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).
Судьба художника
С детства Сальвадор чувствовал себя особенным. И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание.
Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Последние годы жизни Дали был больным никому не нужным стариком
Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.
После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
maxpark.com