Подготовка к сочинению по картине Айвазовского "Девятый вал". Сочинение по картине айвазовского девятый вал 7 класс
Сочинение по картине «Девятый вал».
Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович (1817-1900) — русский художник-маринист. Живописец Главного морского штаба (1844 г.), академик Петербургской академии художеств (1844 г.) и ряда заграничных академий. Айвазовский учился в Петербургской академии художеств (1833-1839 гг.). Автор грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии, а также картин, посвящённых героическим делам русского флота. Им написано около 6 тысяч картин.
Картина "Девятый вал" увидела свет в 1848 (или в 1850) году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил.
Своим названием она обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.
Глядя на эту картину, мы видим море после страшного ночного шторма.Желто-оранжевые лучи восходящего солнца растворяются в серой мрачной атмосфере, освещают колышущиеся волны, оставляя блики на их стылой зеленой воде. Тонны колышущейся воды играют между собой, то вздымаясь, то образуя бездонные ущелья. И вот она – самая большая и последняя волна шторма — девятый вал. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, поддерживая соскальзывающего в бездну товарища.Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них волн, но они не теряют надежды на спасение. Золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер.
Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, на "Девятый вал" люди приходили и приходят смотреть по многу раз.
«Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Девятый вал»»
Крылова Маргарита Анатольевна- учитель русского языка и литературы гимназии № 631 Тема урока: «Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Девятый вал»».( 6 класс)
2 урока
Цели урока:
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- познакомить с творчеством И.К. Айвазовского,
с музыкой А. Вивальди, с исполнительским мастерством скрипача
Ванессы Мей;
- формировать умение анализировать живописное произведение,
- аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;
- развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности
( память, внимание, воображение)
Обучающие:
- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно
обращать внимание на использование изобразительно- выразительных
средств языка - троп;
- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;
- умение собрать материал, скомпоновать его, составить текст, написать
сочинение по картине.
Воспитывающие:
- на примере творчества И.К. Айвазовского раскрыть перед учащимися
великое значение живописи в жизни человека;
- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус,
любовь к жизни, умение преодолевать трудности;
- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях
живописи и литературе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоклип, слайдовая презентация к уроку, раздаточный материал ( цветная репродукция картины И.А. Айвазовского « Девятый вал», листок со справочным материалом к уроку для каждого учащегося, словари, поощрительные значки, сувениры и подарки. Задачи урока: научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.
План урока:
- Организационный момент.
- Формулирование темы, задачи и цели урока.
- Подготовка учащихся к активному восприятию картины - просмотр видеоклипа.
- Рассказ учащихся о художнике – маринисте И.К. Айвазовском.
- Рассматривание учащимися репродукции картины « Девятый вал»
- Анализ картины.
- Лексическая работа.
- Работа над эпиграфом сочинения.
- Написание плана сочинения.
- Подведение итогов ( рефлексия)
- Написание учащимися сочинения по картине И.К. Айвазовского
- Организационный момент.
Что будет предметом нашего сочинения, догадайтесь, просмотрев видеоклип, который я вам приготовила. (просмотр видеоклипа)
- Подготовка учащихся к активному восприятию картины.
- Поделитесь своими впечатлениями от увиденного на экране.
- Какая основная тема звучит в этом клипе? - Море.
- Кто видел море? В какую погоду Море особенно впечатляет? ( в ясную) – А страшит и восхищает – Шторм
- Как вы думаете, о чем мы будем писать сочинение ( О море, морской
стихии)
- Вы угадали, темой нашего разговора будет море, морская стихия и человек, так или иначе связанный с морем . - Кто из русских живописцев посвятил все свое творчество описанию моря? - И.К.Айвазовский.- Рассказ учащихся о художнике. Интересные факты его биографии.
Русский музей в Санкт- Петербурге.
- Эпиграфы нашего урока (3,4 слайды).
- Рассматривание картины (5 слайд). На столах цветные репродукции картины.
5. Анализ картины. (6 слайд)
Обсуждение картины. Беседа с классом
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? – (Чувства волнения, тревоги; страх за людей, спасшихся с погибшего корабля. Но и восторг, так как чувствуется мощь и красота стихии моря.)
Работа над названием картины:
- Как мы можем назвать эту картину? – «После бури», «Шторм», «Выжившие» и т.д.
- Айвазовский дал имя своей картине «Девятый вал» . По приданиям - это самая огромная разрушительная волна в море.
- Почему Айвазовский именно так называет свое живописное полотно, ведь мы не видим этой страшной волны?
Что изображено на картине?
- Кто или что является главным художественным образом этой картины?
–Море – главный герой, образ картины, море- это не фон, на котором происходит действие, связанное с людьми, терпящими бедствие.
- Айвазовский стремился показать красоту и мощь, непредсказуемость и загадочность моря. Его изменчивость и опасность.
– Этой идее и подчинена композиция картины.( Справочный материал №11)
- Как важна для художника композиция? (Как расположены объекты на холсте?) - На своем полотне И.Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи, после ужасного шторма.
Вокруг – бескрайнее море, сливающееся с кровавым горизонтом. Встает солнце. Это мы отмечаем по золотистому сиянию на грозовых тучах и на валунах, еще грозной, но уже успокаивающейся морской стихии.
По жанру эта картина – марина (стихия).
Единым композиционным центром полотна является изображение людей на мачте разбитого корабля.
Как художник изобразил этих людей?
На переднем плане за обломок мачты погибшего корабля цепляются 4 человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый пытается выбраться из воды на мачту, уцепившись за падающего с нее своего товарища.
-Какую роль в композиции картины, в замысле художника играют изображенные люди?
- Людям угрожает гибель, но они полны надежды и борются со стихией. Они приветствуют восходящее солнце, и как флаг (символ надежды) поднимая над головой красную тряпицу. Они уже пережили шторм и празднуют эту маленькую победу. Люди измучены, но не сломлены.
- Есть ли надежда, что люди не погибнут? – Есть.
- Для раскрытия идеи и осуществления замысла, важную роль для художника играют цвет и свет в картине ( гамма цветов, палитра) - Какие цвета использует Айвазовский, чтобы показать море? Его красоту и страшную мощь? – Холодные. Все оттенки зеленого, синего. Но появляются и золотые, оранжевые, а на заднем плане- красные, пурпурные-– теплые тона (отблески восходящего солнца). Мы видим, что смерть отступает. На смену ей приходит жизнь. Буря уже сделала свое дело. Встает солнце. ( Справочный материал № №7)
- Каков замысел художника? (слайд 7) - Айвазовский показывает с одной стороны величие прекрасной морской стихии, а с другой – силу духа человека. Такого маленького, но не сломленного.
- Вечное противостояние природы и человека. Жизнь и смерть, добро и зло, вера и неверие, день и ночь, свет и мрак, Бог и человек- все в мире построено на контрасте. ( Справочный материал, №9))
6. Написание плана. (8 слайд)
7. Лексическая работа. (9 слайд)
8. Работа с синонимами. (10 слайд) ( Справочный материал, № 10)
9. Подведение итогов.
- Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей картины. И я думаю, мы сумели это понять.
- Что особенно понравилось вам в этом художественном полотне? 10. Оформление в тетрадях для развития речи темы сочинения и
написание самого сочинения.
Работа над эпиграфом сочинения . (11 слайд) ( Справочный материал №8)
План сочинения по картине.
Напоминание об аккуратности и грамотности написания сочинения,
об использовании раздаточного материала и словарей во время работы.
Рекомендации для посещения учащимися Русского музея для знакомства
с картинами И.Г. Айвазовского.
www.dereksiz.org
Подготовка к сочинению по картине Айвазовского "Девятый вал"
Крылова Маргарита Анатольевна- учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №45
Тема урока: «Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Девятый вал»».
( 6 класс)
2 урока
Цели урока:
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- познакомить с творчеством И.К. Айвазовского,
с музыкой А. Вивальди, с исполнительским мастерством скрипача
Ванессы Мей;
- формировать умение анализировать живописное произведение,
- аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;
- развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности
( память, внимание, воображение)
Обучающие:
- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно
обращать внимание на использование изобразительно- выразительных
средств языка - троп;
- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;
- умение собрать материал, скомпоновать его, составить текст, написать
сочинение по картине.
Воспитывающие:
- на примере творчества И.К. Айвазовского раскрыть перед учащимися
великое значение живописи в жизни человека;
- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус,
любовь к жизни, умение преодолевать трудности;
- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях
живописи и литературе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоклип, слайдовая презентация к уроку, раздаточный материал ( цветная репродукция картины И.А. Айвазовского « Девятый вал», листок со справочным материалом к уроку для каждого учащегося, словари, поощрительные значки, сувениры и подарки.
Задачи урока: научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.
План урока:
Организационный момент.
Формулирование темы, задачи и цели урока.
Подготовка учащихся к активному восприятию картины - просмотр видеоклипа.
Рассказ учащихся о художнике – маринисте И.К. Айвазовском.
Рассматривание учащимися репродукции картины « Девятый вал»
Анализ картины.
Лексическая работа.
Работа над эпиграфом сочинения.
Написание плана сочинения.
Подведение итогов ( рефлексия)
Написание учащимися сочинения по картине И.К. Айвазовского
« Девятый вал»
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, цель нашего сегодняшнего урока - подготовка к сочинению по картине Ивана Константиновича Айвазовского.
Что будет предметом нашего сочинения, догадайтесь, просмотрев видеоклип, который я вам приготовила. (просмотр видеоклипа)
Подготовка учащихся к активному восприятию картины.
Видеоклип с использованием картин И.К. Айвазовского и фрагментов фильма «Пираты Карибского моря» на музыку Вивальди «Шторм». Исполнитель – Ванесса Мей. ( Справочный материал- №2,3)
- Поделитесь своими впечатлениями от увиденного на экране.
- Какая основная тема звучит в этом клипе? - Море.
- Кто видел море? В какую погоду Море особенно впечатляет? ( в ясную) – А страшит и восхищает – Шторм
- Как вы думаете, о чем мы будем писать сочинение ( О море, морской
стихии)
- Вы угадали, темой нашего разговора будет море, морская стихия и человек, так или иначе связанный с морем .
- Кто из русских живописцев посвятил все свое творчество описанию моря? - И.К.Айвазовский.
Рассказ учащихся о художнике. Интересные факты его биографии.
История создания картины. (1,2 слайды презентации).
Русский музей в Санкт- Петербурге.
- Эпиграфы нашего урока (3,4 слайды).
Рассматривание картины (5 слайд). На столах цветные репродукции картины.
Во весь экран - репродукция картины. Дети молча внимательно рассматривают её.
5. Анализ картины. (6 слайд)
Обсуждение картины. Беседа с классом
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? – (Чувства волнения, тревоги; страх за людей, спасшихся с погибшего корабля. Но и восторг, так как чувствуется мощь и красота стихии моря.)
Работа над названием картины:
- Как мы можем назвать эту картину? – «После бури», «Шторм», «Выжившие» и т.д.
- Айвазовский дал имя своей картине «Девятый вал» . По приданиям - это самая огромная разрушительная волна в море.
- Почему Айвазовский именно так называет свое живописное полотно, ведь мы не видим этой страшной волны?
Что изображено на картине?
- Кто или что является главным художественным образом этой картины?
–Море – главный герой, образ картины, море- это не фон, на котором происходит действие, связанное с людьми, терпящими бедствие.
- Айвазовский стремился показать красоту и мощь, непредсказуемость и загадочность моря. Его изменчивость и опасность.
– Этой идее и подчинена композиция картины.( Справочный материал №11)
- Как важна для художника композиция? (Как расположены объекты на холсте?) - На своем полотне И.Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи, после ужасного шторма.
Вокруг – бескрайнее море, сливающееся с кровавым горизонтом. Встает солнце. Это мы отмечаем по золотистому сиянию на грозовых тучах и на валунах, еще грозной, но уже успокаивающейся морской стихии.
По жанру эта картина – марина (стихия).
Единым композиционным центром полотна является изображение людей на мачте разбитого корабля.
Как художник изобразил этих людей?
На переднем плане за обломок мачты погибшего корабля цепляются 4 человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый пытается выбраться из воды на мачту, уцепившись за падающего с нее своего товарища.
-Какую роль в композиции картины, в замысле художника играют изображенные люди?
- Людям угрожает гибель, но они полны надежды и борются со стихией. Они приветствуют восходящее солнце, и как флаг (символ надежды) поднимая над головой красную тряпицу. Они уже пережили шторм и празднуют эту маленькую победу. Люди измучены, но не сломлены.
- Есть ли надежда, что люди не погибнут? – Есть.
- Для раскрытия идеи и осуществления замысла, важную роль для художника играют цвет и свет в картине ( гамма цветов, палитра)
- Какие цвета использует Айвазовский, чтобы показать море? Его красоту и страшную мощь? – Холодные. Все оттенки зеленого, синего. Но появляются и золотые, оранжевые, а на заднем плане- красные, пурпурные-– теплые тона (отблески восходящего солнца). Мы видим, что смерть отступает. На смену ей приходит жизнь. Буря уже сделала свое дело. Встает солнце. ( Справочный материал № №7)
- Каков замысел художника? (слайд 7) - Айвазовский показывает с одной стороны величие прекрасной морской стихии, а с другой – силу духа человека. Такого маленького, но не сломленного.
- Вечное противостояние природы и человека. Жизнь и смерть, добро и зло, вера и неверие, день и ночь, свет и мрак, Бог и человек- все в мире построено на контрасте. ( Справочный материал, №9))
6. Написание плана. (8 слайд)
7. Лексическая работа. (9 слайд)
8. Работа с синонимами. (10 слайд) ( Справочный материал, № 10)
9. Подведение итогов.
- Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей картины. И я думаю, мы сумели это понять.
- Что особенно понравилось вам в этом художественном полотне?
10. Оформление в тетрадях для развития речи темы сочинения и
написание самого сочинения.
Работа над эпиграфом сочинения . (11 слайд) ( Справочный материал №8)
План сочинения по картине.
Напоминание об аккуратности и грамотности написания сочинения,
об использовании раздаточного материала и словарей во время работы.
Рекомендации для посещения учащимися Русского музея для знакомства
с картинами И.Г. Айвазовского.
6
kopilkaurokov.ru
Урок развития речи "Описание картины И.К. Айвазовского "Девятый вал"". 7-й класс
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
ХОД УРОКА
1. Рапорт
2. Подготовительная беседа. Мотивация
1) Выберите из предложенных цветов тот, который преобладает на глобусе или географической карте. – Какой это цвет? (Cиний)
Слайд «Физическая карта мира»
– Что изображается синим цветом на карте? (океаны, моря, реки, озера)
Слайд «Океан. Море. Озеро. Река.»
– Из предложенных на карточке определений выберите «Что такое море»
1) … – весь водный покров Земли или его часть между материками. 2) … – замкнутый в берегах большой естественный водоем. 3) … – часть океана; большое водное пространство с горько–соленой водой. 4) … – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.Слайд «Определение моря»
2) Море – настоящее чудо природы. Оно красиво в любом состоянии. Эти фотографии моря говорят сами за себя.
Слайды «Штиль», «Прибой», «Шторм».
Словарная работа (Стол справок)
3. Сообщение темы и цели урока
Чарующая красота моря издавна привлекала к себе внимание поэтов, писателей, художников. Стихотворение М.Мельниковой. Сегодня нам предстоит познакомиться с картиной И.К.Айвазовского «Девятый вал» и подготовиться к ее описанию.
4. Краткое знакомство с биографией И.К.Айвазовского
У И.К.Айвазовского был большой и счастливый жизненный путь. Почти всю свою жизнь художник прожил в маленьком черноморском городке Феодосии.
Слайд «Общий вид Феодосии»
За долгие годы он написал более 6 тысяч картин. Писал море – штиль, бури, морские сражения…
Словарная работа. Художник, изображающий море, называется маринистом. А картины на морскую тему – марины.
Картины И.К.Айвазовского разошлись по всему миру. Однако свою картинную галерею художник завещал своему родному городу Феодосии. О памятнике. Слайд «Памятник И.К.Айвазовскому»
2) Совершим небольшую заочную экскурсию в галерею И.К.Айвазовского.
Слайды: «Ночь. Голубая волна»; «Море перед бурей»; «В бурю»; «Спокойное море»; «Кораблекрушение»; «Черное море» и «Восход солнца в Феодосии»; «Солнечный день».
5. Физминутка под шум прибоя.
Сядьте поудобнее. Сделайте глубокий вдох и выдох (2 раза). Закройте глаза. Представьте берег моря. На него с шумом накатываются волны. Они выбрасывают на берег морские подарки: мелкие ракушки, водоросли… Вдали слышны крики чаек.
6. Словарная работа
– Каким вы увидели море? Подберите прилагательные. Море – спокойное, ласковое, синее, черное, зеленое, бурное, грозное, соленое, теплое, холодное и т.д.
7. Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал». Слайд.
1) Молчаливое разглядывание картины. 2) Впечатления учащихся о ней. 3) Чтение описания картины (№ 354, с.271) 4) Составление плана.
План.
1. Море после бури. 2. Спасение на обломках корабля 3. Еще одно испытание. 4. Люди устоят!
Слайд «План»
5) Заполнение таблицы. Подготовка к сочинению.
План | Сущ. + прил. |
Глагол |
|
6) Ответы на вопросы (с.272) с использованием таблицы. 7) Запись описания на черновиках 8) Чтение составленного описания.
Перед нами картина художника-мариниста И.К.Айвазовского «Девятый вал». Он изобразил на ней море после ночного шторма. Утреннее солнце осветило морские волны. Сильные и мужественные люди спасаются на обломках корабля. Всю ночь они боролись со стихией. Наконец ночная буря утихла. Но отважных мореходов ждет еще одно испытание. Надвигается свирепая волна. Это девятый вал. Он вот-вот обрушится на людей. Но художник верит, что люди устоят и доберутся до берега. Поэтому он наполнил картину радостным светом.
8. Итог
– Что нового вы узнали на уроке? – Кем был И.К.Айвазовский? – Как называются картины с изображением моря?
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai