Подготовка к написанию сочинения по картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощание А.С. Пушкина с морем». Картина репина и айвазовского прощание пушкина с морем
«Прощание Пушкина с морем» 1887г.
Ах, как шумит волн непокорность…
А он не с морем, стоя твердо на скале, – Чем больше битой этой бездной, тем сильней В неё влюбленной сердцем каменным, безкровной Душой прощается! Не с той и, что наречь Столпом гранитным; что, и лежа, выше роста Лишь персти – «Солнца восходящего», так просто Творит из слов что вязь, умеющую течь. И – он оперся о скалу ту, как о «Речь»!
Он не прощается ни с воздухом и Крыма; Ни со «стихиею свободной» в крыльев взмах – В движеньи вечном! – в немость рыб, в соль на устах, В девятый вал бросках ли вод неумолимых, Лишь пред одной снимают шляпу что с главы, Забыв о гордости, столь чувственных в ненастьи: Пред моря высшего угодницей безстрастной – Звездой холодной светозарной в лик луны.
О воля-вольная… Свобода, но – стихий! И – семя брошенное ими – не в столице! – Уж пробивается: не в грёзах о юнице – О море! – «прихотью хранящем рыбарей Смиренный парус, всё скользящий средь зыбей, Но потопляющем и стаи кораблей», - Притих не вьюнош там, но – муж… К сему – поздней Срифмует траур и по Байрону – с гробницей, Где угасал «властитель дум» – Наполеон… Год не пройдет, о коем скажет так сам он: «Мятежной вольности наследник и убийца».
Там…. Там! – «в пустыни молчаливы, морем полн», Он перенес уж «скалы те, и говор волн», И – «Солнце Русской» – жив! – «поэзии».
Жив – цел и! – Коварно будучи простреленным: стоит… Да высоко так! На вершину ту – взойти б? – Усердьем только Царскосельского Лицея, Без дара Божия...
Стоит – не лицеист! – Хоть от «Француза» что-то есть…. Несходство это С тем, что сияет даже в черном на холсте – Илья вновь Репин подчеркнет*….
Другой! – на свет Рожден здесь морем и художником-поэтом, - Еще мальчонкой что, как в самом лучшем сне, Увидел смуглого, курчавого, младого С «глазами огненными»…. Оник помнил долго Ту, в Феодосии, картину встречи с тем, Во чьи стихи влюблен был с самого уж детства, И – те глаза его горящие… И вдруг Судьба чрез годы – или сам Санкт-Петербург? – Свел вновь художников пера и кисти вместе Уже на выставке Ивана.
Айвазовский, Спустя полвека с той дуэли роковой, Увековечил море Чёрное, волной Что разбивается у ног – о грудь утёса, Не захлестнувши всё ж величием своим Пучины грозной, мрачной, горькой – Человека, Что обнажил пред ней главу, не споря с ветром, - Не в голове…. Лишь капюшон сорвал тот.
И – На стыке вод и рун небесных мутно-серых Зарозовела даль едва…. И – вот он миг! – Певцом свободы, но – иной! – певец стоит, И море, пеной голубея чуть, в то верит.
Он наслаждается бушующей стихией, Соленым брызгам подставляя лоб – чело! Не тяжелы и веки туч над ним. И в нем – Готов ответ на сердца стуки неглухие, И дверь открыта в нем для истинной Любви! – Но он того еще и сам не понимает …
***
И не прощался с морем он тогда! – то тайно Прощался с ним, со старым, гений уж внутри.
Прощались – с новым: Керчь, Юрзуф, Неаполь Скифский, Алупка, Ялта, Феодосия, молчком – Бахчисарай с «фонтаном слёз», на коем он, Уж собираясь в путь обратный свой не близкий, На плитах мраморных – на память о себе ль?.. – Оставил розы две: в цвет облака и крови...
Не он прощался…. – С ним прощались горы, Сады, долины и брега Тавриды всей Со вдохновенной тишиной и вечерами Ее роскошными, в раю как искони, С её «полуднями любимыми» во дни Той ссылки южной трёх недель, но – в бархат! – ставших В недолгой жизни его чем-то главным.
Даже Прощалось море с Сашей в теплую слезу! – Оно-то знало: не вернется, хоть «зову И жду его»…
Он уезжал. С ним ехал дальше «Кавказский пленник», недописанный в «краю Священном»; ехал и Онегин, в час тот – скрытно… Из Симферополя он, налысо обритый, Вез под татарской тюбетейкой весь Юрзуф Через Одессу, Кишинев…
И вся Россия Глазами Пушкина увидела тот Крым Уж на бумаге, и зачитывалась им!
А Александр Сергеич с небом, морем синим Тем не расстался – до конца! – под хлада сень Везя душой себя другого, духом, телом, Излиться б словом в виноград – в ту осень спелый – Златым пером, бы впасть и в холст сей кисти велей….
Там с ним прощалась лже-свобода – бо созрел он! – На младость павшая романтикой, как тень.
Там, на скале, прощался с ним Вчерашний день.
_______________________________________*Стихотворение "К морю" ("Прощай свободная стихия") Пушкин написал в 1824 г. перед отъездом из Одессы в новую ссылку – в Михайловское.*В своей работе «Недвижный страж дремал на царственном пороге», написанной тоже в 1824 году, как и «К морю», — Наполеон представлен как «мятежной вольности наследником и убийцей».* «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» - картина Репина И.Е.1911 год.*Уже в ноябре 1836 г. Пушкин писал крымскому жителю Н.Б.Голицыну: "Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату; письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего Онегина и вы, конечно, узнали некоторых лиц. Вы обещаете перевод в стихах моего Бахчисарайского фонтана. Уверен, что он вам удастся..."
14.07.16г.
https://www.youtube.com/watch?v=VFeRTANr_sw&list=RDVFeRTANr_sw#t=0 Beethoven - Sonata Claro de Luna (60 Minutos) - Música Clásica Piano para Estudiar y Concentrarse
www.chitalnya.ru
Подготовка к написанию сочинения по картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощание А.С. Пушкина с морем».
Тема. Подготовка к написанию сочинения по картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощание А.С. Пушкина с морем».
Цель: познакомить учащихся с историей создания картины, соотнести эпизоды творчества Айвазовского и Репина с личностью А.С. Пушкина, раскрыть символику моря при помощи изобразительно – выразительных средств; развивать воображение, мышление, устную и письменную речь, совершенствовать умение работать с картиной, выразительного чтения, воспитывать любовь к искусству , литературе, интерес к творчеству А.С. Пушкина, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, И.К. Айвазовского, И. Е. Репина, репродукция картины «Прощай, свободная стихия», репродукции других картин художников, запись «Звуки моря», музыкальное вступление «Окиян – море синее» Римского – Корсакова к опере «Садко», презентация, книги с репродукциями картин художников.
Ход урока.
Пушкин наше всё… солнце русской поэзии
В.Г. Белинский,
русский литературный критик
Чтобы озарять сетом других, нужно носить солнце в себе
Ромен Роллан,
французский писатель
1.Слово учителя с элементами беседы ( Я и краски)
Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.
Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.
Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.
Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.
Предлагаю вам, ребята, провести необычный урок. Совершить виртуальную экскурсию в картинную галерею, ближе познакомиться с живописцами , с творчеством великих мастеров кисти – Айвазовского, Репина, ёще раз окунутся в таинственный мир пушкинской души.
Приём чистый лист.( Подбор синонимов. Прямое и переносное значение слова)
Ребята, что у меня в руке? ( много чистых листов) Правда, они вдохновляют?
А что это?
Какой он?
Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием « чистый лист»
Чистый.
А -4
Прямоугольной формы,
Не исписанный
Бумажный
Шершавый
Первозданный
Незапятнанный
Безукоризненный
Безупречный
- Гармоничный
Совершенный
С какими существительными может употреблятся прилагательное чистый ( взгяд, душа, совесть..
- А вот это чистый лист ( мну лист)
Читстый. Только что?
Он стал ненужным, мятый
А в нашем воображении всё равно, слово чистый лист ассоциируется с какими словами
Ровным
Гладким
А то какой лист ( рву пополам)
- А это чистый лист ( цветной)
Да, но только он синий
И сегодня на уроку я предлагаю заполнить свои пустые листы так, чтобы они превратились в копилку интересных идей.
Представим, что это билеты в картинную галерею.
И первое, что мы запишем - дату нашего с вами путешествия.
( число, классная работа, эпиграф к уроку.
Словарный диктант - наблюдение.
У: Илья Ефимович Репин, Чугуев, художник – портретист, Харьковская губерния, топографическая школа, Академия художеств, картина «Бурлаки на Волге», лицейский экзамен, Иван Константинович Айвазовский, Феодосия, терраса, цветовая гамма, этюд «Воздух над морем»,художник – маринист, цикл картин, серебряная медаль, военно – морской поход, Главный штаб, адмиралтейский мундир, Чёрное море.
Учитель. Многие великие люди пытались разгадать феномен личности Пушкина. Репин и Айвазовский не исключение. Каждый из них в своём творчестве обращался к образу великого поэта.. давайте вспомним некоторые моменты жизни и творческого пути этих художников.
Приём: индивидуальное сообщение подготовленных учеников и просмотр видеоряда
Работа в группах:
1. Репин
2. Айвазовский
3. Пушкин + Художники
Группа№1 И.Е.Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церкви. Будучи учеником Репин сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги он поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в рисовальную школу.
В 1864 году, когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он пишет картину, которая принесла ему известность, «Бурлаки на Волге». В 1873 году Репин закончил Академию и как лучший ученик получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и Италию.
Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Поэтому он создаёт жанровые картины, пишет портреты. Особенно его привлекают люди, оставившие заметный след в истории. Пушкина Репин запечатлел на лицейском экзамене, где действительно решилась его поэтическая судьба.
Видеоролик «Репин»
Группа №2
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Дом Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы дома открывалась панорама на плавную дугу феодосийского залива. Здесь дрейфовали и рыбацкие фелюги, и огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота.
В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств – в пейзажный класс. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль, а в 1837 – золотая медаль за цикл картин.
А 1839 году художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. После поездки за границу с целью совершенствования таланта Айвазовскому поручен «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты на Балтийском море, за что ему было присуждено почётное звание художника Главного штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.
Айвазовский – художник- маринист, романтик и в создании величественных морских пейзажей, и в изображении морских баталий. Он обладал поэтическим складом мышления, ярким воображением, даром импровизации. О себе художник писал: «…Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём кистью…».
Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создаёт более 20 картин, на которых поэт изображён на фоне Чёрного моря.
Видеоролик «Айвазовский с 1.20 по 2.26)
Учитель: Как же появилась совместная работа Айвазовского и Репина. Обратимся к истории создания картины.
- В 1887 году появилась картина «Прощай, свободная стихия». Давайте внимательно всмотримся в картину, постараемся увидеть и услышать то, что видел и слышал великий поэт, попробуем пережить те чувства, которые испытал Пушкин, прощаясь с морем.
Группа №3
В этом нам поможет элегия «К морю» и увертюра Римского – Корсакова «Садко» Океан.
Учитель:
- Давайте подберём антонимы к словам
Штиль – шторм
Волна – рябь
Берег – море
Спокойный – взволнованный
Юг – север
Морская гладь – небесная высь
- Какими бы красками вы нарисовали море в момент бури, шторма?
- Каким вы представляете море в штиль?
Учитель: Предлагаю сейчас самостоятельно осмотреть выставочные залы нашего музея и выполнить работу по карточках.
Работа в группах по карточкам
Задание ( для 1 группы)
Определите правильное значение слов:
1. Маринист - а) область пейзажной живописи
2. Марины - б) художник, пишущий морские пейзажи
3. Мариниана - в) пейзажи водных пространств
Ответ: 1-б; 2-в; 3-а.
Задание (для 2 группы)
Восстановите предложения. Объясните постановку знаков препинания
На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и __________, а бушующим.
Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а ___________. Волны грозно ______________ на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.
Взгляд Пушкина обращен к _________, в нем грусть , сожаление, обещение помнить вечно. Это, действительно, последняя их встреча. Пушкин стоит на _______у самой воды. Лицо поэта _____ и ______. Он ,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может, читает ему свои стихи: «Прощай, ______________»
На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим.
Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а темные. Волны грозно наваливаются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.
Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем грусть, сожаление, обещение помнить вечно. Это действительно последняя их встреча. Пушкин стоит на скале у самой воды. Лицо поэта светло и спокойно. Он,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может, читает ему свои стихи: «Прощай, свободная стихия!....»
Задание (для 3 группы)
Творческое задание:
Написать сенкан ( нарисовать рисунок)
Схема
Тема (1. Существительное) Мама
Слова- характеристика ( 2 прилагательных) Родная, милая
3 Глагол ( что делает?) Любит, ждёт, прощает
4. Предложение ( Идея) Забота о близьких – ее смысл
Синоним к теме ( 1. Существительное) Берегиня
Учитель. Каждый из вас получил своё впечатление от картины «Прощай, свободная стихия», ставшей шедевром творчества двух великих художников
Владимир Набоков выразил его так: «Плащ, скала, морская пена…»
Давайте, запишем первую строфу стихотворения «К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Задание:
- найдите обращения в тексте
- Найдите грамматические основы в этом четверостишье
- Найдите прилагательные . какую роль они выполняют в художественном тексте ( эпитеты)
- Объясните правописание слов «катишь», «блещешь»
(Приём беседа)
Учитель:
- сюжет картины (то, что изображено на полотне)
- композиция картины (Это то, как расположены детали на картине: море, небо, скалы, Пушкин)
- Какой момент запечатлён на картине ( Южная ссылка, её завершение, отъезд в Михайловское)
- Колорит (цветовая гамма: от светло – зелёных тонов до чёрного
- Как они соотносятся по размерам
- Почему нет на картине изображения земли
Метод «Плейбек – театра»
Подобрать эпитеты
Море - гордая краса, «свободная стихия», своенравное, бушующее,
Небо -
Скалы -
Пушкин – бодр, душевно спокоен, пронзительный взгляд, сосредоточен, жизнерадостен
Стихия – состояние природы разрушающей силы
Настроение - волнение
Время года – лето 8 июля 1824 сослан в Михайловское в родовое имение Пушкиных
Символы - ( море) свобода, вечность, независимость
Приблизительный план
І. Пушкинские мотивы в произведениях великих художников
ІІ. Пушкин на картине И.Е.Репина , И. К. Айвазовского
а) История создания полотна.
б) Эпизод из биографии поэта, соответствующий этой картине.
в) Действующие лица картины.
г) Прощальная встреча.
д) Морской пейзаж.
е)Настроения, чувства, воплощенные в картине.
ё) Смысл названия
ІІІ. Мое отношение к картине, образу великого поэта, изображённого мастерами живописи.
Учитель: Живописцы изображали Пушкина с рождения и до последнего вздоха
Видеоролик «Пушкин в живописи художников»
Таблица ( Броуновское движение)
План основной части | Материалы к сочинению |
1.Два пространства картины | Море, берег. Айвазовский использует приём противопоставления – антитезы |
1.Море | Величественное, торжественное, красивое, живое, олицетворяет жизнь |
1.Берег | Неподвижный, серый, мёртвый, аллегория общества, в котором вынужден жить Пушкин |
2.Главное действующее лицо картины – А.С. Пушкин | Поэт стоит на скале, его плащ треплет ветер, он снял шляпу в знак уважения и прощания с морем. Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем – грусть, сожаление, обещание помнить вечно. (Это, действительно, последняя встреча поэта с морем). |
2.Цветовая гамма, ее символика | Использует спектр красок от светло – зелёного цвета молодой травы до тёмно –синих, почти чёрных тонов. Берег серый, однообразный. Цвет символичен: многообразие красок моря олицетворяет свободу, о которой мечтал поэт |
2.Идея картины | Море для Пушкина – близкий друг, желанный предел души, прощание с ним – испытание для поэта |
3.Смысл названия картины | Три названия: «Прощай, свободная стихия», «Пушкин у моря», Прощание Пушкина с морем». Первое – содержит идею, следующие – тему. |
3.Дата создания | 1887. Создана в год 50 – летия со дня гибели поэта |
3.Авторы полотна | И.Е. Репин, К. И. Айвазовский |
3.Жанр картины | Пейзаж |
Самостоятельная работа
(Написание вступления к сочинению
Учитель. Мы сегодня посетили музей в Петербурге, где хранится картина двух гениев живописи – Репина и Айвазовского. Эта встреча с картиной помогла нам познакомились с историей её создания, местом образа Пушкина в творчестве Айвазовского и Репина. При помощи методики Плейбек – театра. Приёма «жили – были» запомнили деталиполотна. Мы обсудили вступительную часть к сочинению и основные микротемы основной части, составили приблизительный план. Но любой план – это только помощник, а не руководство к действию – вы имеете право на полную свободу творчества.
Посмотрите на свой лист, остался он таким же чистым как в начале урока?
Микрофон:
Продолжите предложение:
1. Я узнал…
2. Я был удивлён …
3. Картина «Прощание Пушкина с морем» меня вдохновила …
Учитель: Я желаю, чтобы вы, вступив во взрослую жизнь, на своём чистом листе жизни создали шедевр о Любви к Родине, Семье, Верности, Дружбе, Мире .
Домашнее задание. Написать сочинение, используя план и знания, полученные на уроке
У.И чтобы не нарушать стилистику нашего урока
Наша экскурсия закончилась. Жду встречи с Пушкиным на уроках зарубежной литературы.
vseosvita.ua
Подготовка к написанию сочинения по картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощание А.С. Пушкина с морем».
- Объясните правописание слов «катишь», «блещешь»
(Приём беседа)
Учитель:
- сюжет картины (то, что изображено на полотне)
- композиция картины (Это то, как расположены детали на картине: море, небо, скалы, Пушкин)
- Какой момент запечатлён на картине ( Южная ссылка, её завершение, отъезд в Михайловское)
- Колорит (цветовая гамма: от светло – зелёных тонов до чёрного)
- Как они соотносятся по размерам
- Почему нет на картине изображения земли
Метод «Плейбэк – театра»
Подобрать эпитеты
Море - гордая краса, «свободная стихия», своенравное, бушующее,
Небо -
Скалы -
Пушкин – бодр, душевно спокоен, пронзительный взгляд, сосредоточен, жизнерадостен
Стихия – состояние природы разрушающей силы
Настроение - волнение
Время года – лето 8 июля 1824 сослан в Михайловское в родовое имение Пушкиных
Символы - ( море) свобода, вечность, независимость
Приблизительный план
І. Пушкинские мотивы в произведениях великих художников
ІІ. Пушкин на картине И.Е.Репина , И. К. Айвазовского
а) История создания полотна.
б) Эпизод из биографии поэта, соответствующий этой картине.
в) Действующие лица картины.
г) Прощальная встреча.
д) Морской пейзаж.
е)Настроения, чувства, воплощенные в картине.
ё) Смысл названия
ІІІ. Мое отношение к картине, образу великого поэта, изображённого мастерами живописи.
Учитель: Живописцы изображали Пушкина с рождения и до последнего вздоха
Видеоролик «Пушкин в живописи художников»
Таблица (Броуновское движение)
3.Дата создания | 1887. Создана в год 50 – летия со дня гибели поэта |
3.Авторы полотна | И.Е. Репин, К. И. Айвазовский |
3.Жанр картины | Пейзаж |
Самостоятельная работа
(Написание вступления к сочинению)
Учитель. Мы сегодня посетили музей в Петербурге, где хранится картина двух гениев живописи – Репина и Айвазовского. Эта встреча с картиной помогла нам познакомились с историей её создания, местом образа Пушкина в творчестве Айвазовского и Репина. При помощи методики Плейбэк – театра, приёма «Жили – были» запомнили детали полотна. Мы обсудили вступительную часть к сочинению и основные микро темы основной части, составили приблизительный план. Но любой план – это только помощник, а не руководство к действию – вы имеете право на полную свободу творчества.
Посмотрите на свой лист, остался он таким же чистым как в начале урока?
Микрофон:
Продолжите предложение:
1. Я узнал…
2. Я был удивлён …
3. Картина «Прощание Пушкина с морем» меня вдохновила …
Учитель: Я желаю, чтобы вы, вступив во взрослую жизнь, на своём чистом листе жизни создали шедевр о Любви к Родине, Семье, Верности, Дружбе, Мире.
Домашнее задание. Написать сочинение, используя план и знания, полученные на уроке
Учитель. Наша экскурсия закончилась. А с творчеством А.С. Пушкина мы продолжим знакомиться на уроках зарубежной литературы.
infourok.ru