Сочинение-описание картины Айвазовского «Десант в Субаши». Картина айвазовского десант в субаши


Заметки о Черкесии №9 - Черноморская береговая линия (часть третья): dagliese581g

В 1838 году на западном берегу линии случилось горе. Нелепой смертью погиб генерал Вельяминов, который в зимнее время, пожалев солдат, решил подать неудачный пример. В марте 1838 года, генерал простоял на посту со своими солдатам, в снегу, 6 часов, после чего заболел и скоропостижно скончался. Исполнять обязанности по достройке Черноморской береговой линии был назначен генерал Раевский Николай Николаевич, сын героя Великой Отечественной войны 1812 года, тоже Николая Николаевича, которого назначили на должность начальника линии. До этого назначения Раевский успел сделать хорошую карьеру в Русско-турецкую войну 1827-1828 года, чем вызвал зависть и крайнюю неприязнь командующего Паскевича и в итоге попал в немилость, обвиненный в связях с декабристами, из-за чего был отчсилен из войск и долго прозябал в Крыму в своем владении.В 1838 году, назначенный командующим отдельного Кавказского корпуса, Раевский, не особо стесненный собственным мнением об обустройстве Черноморской береговой линии, начинает рьяно выслуживаться, воплощая план постройки оставшихся укреплений в жизнь. Для этого он привлекает к активной деятельности вице-адмирала Лазарева, о котором мы говорили выше. Лазарев Михаил Петрович, командующий Черноморским флотом, а также портами Севастополь и Николаев, был на тот момент фигурой легендарной. Победитель множества морских баталий, бич Божий Османской империи - он первым начал массовую модернизацию флота, с использованием, в том числе, собственных идей. Именно при нем в русском флоте впервые появились полностью металлические пароходные суда, суперсовременные для своего времени. Кроме того, он к тому году успел совершить три кругосветных путешествия и поход в Антарктиду с Беллинсгаузеном. Именно этот союз сухопутного и морского начальников завершил постройку оставшихся укреплений путем высадки десантов. Причем Лазарев принял участие в 5 из 8 десантов, прикрывая их с моря оружейным корабельным огнем.
Николай Николаевич Раевский (1801—1843)

Уже в мае 1838 года они осуществляют стремительный десант в составе около 3500 человек в устье реки Туапсе под прикрытием флота, который значительно облегчил высадку, поскольку черкесы знали о десанте и очень активно готовились, стянув на берег значительные силы и круглосуточно дежуря на берегу. Черкесов пришлось отбрасывать аж вглубь ущелья реки Паук - столь яростно они сопротивлялись. В итоге, в устье реки Туапсе в короткие сроки было выстроено укрепление Вельяминовское (в честь почившего генерала).В феврале 1840 года укрепление было разрушено черкесами, а его небольшой гарнизон (около 300 человек) частью взят в плен, а частью перебит. Однако, в мае того же года, укрепление восстановили, а пленных выкупили. Укрепление перестроили с применением крымского ракушечника с одновременным усилением гарнизона до 900 человек.План Вельяминовского укрепления (Туапсе)

В 1854 году укрепление оставили и сожгли, после чего более не восстанавливали. В это врем черкесы вновь занимают устье Туапсе и Паука, здесь появляется большая турецкая база, для снабжения их оружием и провиантом. Такая ситуация была совершенно нетерпимой для Российской империи и после Крымской войны, в 1859 году, морской десант майора Левашева разгромил турецкую базу, после чего крупных военных построек здесь более не возникало.На руинах укрепления в 1864 году отряд генерала Геймана выстроил пост Вельяминовский через которой проходила в этом году наиболее активная эвакуация черкесских мухаджиров, преимущественно абадзехов и шапсугов, направлявшихся в Турцию. Только в 1870 году вокруг поста возник поселок из казачьих, русских и украинских поселенцев, а позже греков и армян из Турции, превратившийся впоследствии в город Туапсе.Туапсе, 1897 год

Разобравшись с укреплением в Туапсе, в июле 1838 года Раевский с Лазаревым совершают новый десант к западу от Вельяминовского укрепления в устье реки Шапухо (Шапсхо) - в старинную родину черкесского субэтноса шапсугов. Десант, при слабом сопротивлении, высаживается на берег, где быстро обустраивает укрепление Тенгинское (в честь Тенгинского полка). Из всех укреплений, это было самым успешным, поскольку выдержало лишь одну серьезную атаку черкесов в 1841 году. Тогда крупный черкесский отряд в количестве около 15000 человек в течение 6 дней держал малочисленный гарнизон укрепления из 150 человек в осаде до прибытия подкреплений из Абхазии. Тем не менее болезни и смертность в нем были сопоставимые средним показателям по линии.В 1854 году укрепление также срыли и сожгли уходившие войска и только в 1864 году на его месте появился сначала пост Тенгинский, а в 1870 году первое поселение, с тем же составом поселенцев. что и в Туапсе. Ныне поселок называется Лермонтово, в честь Михаила Юрьевича, который, по дурной привычке, так в него и не попал, но служил в том самом Тенгинском полку.

После постройки Тенгинского укрепления, Раевский решает вернуться на Кубань для зимнего постоя и восстановления войск. По пути, по приказу командующего Головина, принимается решение дополнительно укрепить линию важным фортом между Анапой и Геленджиком, в целях развития морской станции Черноморского флота на Кавказском берегу. В сентябре 1838 года десант в размере 5 809 человек высаживается в Суджукской бухте, в устье речки Цемес, где с 1832 года уже находился небольшой форт и блогкауз для прикрытия дороги из Анапы. Десант выстраивает на их месте укрепление Константиновское, давшее историческое начало городу Новороссийску.

В 1854 году после очень долгих размышлений, российское командование принимает нелегкое решение уничтожить и оставить недавно образованную базу Черноморского флота в этом укреплении, которое было восстановлено только в 1858 году вместе с постройкой морской станции для Черноморского флота и морской академии.
На этом активные действия по постройке укреплений приостанавливаются, войска отдыхают и набираются сил для деяний следующего года. В это время, административно Черноморская береговая линия разделяется на 2 отдела: 1-й от Тамани до Навагинского форта, 2-й от Навагинского форта до Мегрелии. Начальником 1-го отделения назначен Раевский.

В мае 1839 года Раевский с Лазаревым вновь собирают десантные отряды и подплывают к устью реки Субаши, ныне более известной, как Шахэ. Здесь, предупрежденные, собираются значительные силы черкесов и не просто так. Долина реки Шахэ являлась крайне густонаселенным местом, границей между убыхами рода Берзеков и шапсугами рода Мугу, аулы которых распологалались на многих десятках километров вдоль реки от её устья и до самых высокогорных истоков. Здесь, в покрытом густым лесом небольшом ущелье, в устье реки, находились священные рощи черкесов, почитаемые с очень давних языческих времен, как святые места, недоступные простому смертному. К тому же, эти прибрежные рощи хорошо прикрывали прибрежные сады и поля от холодных морских ветров. Десантные войска наблюдали многочисленные группы черкесов, которые под руководством имамов молились в языческих рощах по мусульманской традиции, обещая Господу умереть, но не пустить неверных на святую землю. Совокупный отряд черкесов, по оценкам современников, составлял более 3000 человек.

Картина Айвазовского "Десант в Субаши"

При плотном огне корабельной эскадры начался массивный десант русских войск, вылившися в крупную, но достаточно быструю битву на берегу, которая вполне могла закончиться для него печально, перейди она в рукопашный формат на всем протяжении фронта. Совсем скоро черкесы были вынуждены отступить, не выдержав артиллерийского обстрела. Русский десант потерял до 150 человек. Десант приступил к постройке Головинского форта, названного так в честь командующего Головина Евгения Александровича. Высадка войск была запечатлена лучшим другом Раевского и Лазарева, художникм Айвазовским в картине "Десант в Субаши".

План форта ГоловинскогоПредставители обоих черкесских субэтносов вышли забрать убитых и обещали мир, но долгие годы продолжали осаждать укрепление, в том числе в марте 1840 года, когда они значительными силами осадили форт, однако ушли, заметив значительное подкрепление, прибывшее из Абхазии.В 1854 году форт сожгли и оставили, оно более не восстанавливалось. На его месте осталось лишь одно большое тюльпановое дерево, ряд которых высадил возле стен форта Раевский, перевезя их из своих Крымских владений. Дерево это по сей день является достопримечательностью поселка Головинка.На месте укрепления в 1864 году возник пост Головинский, вокруг которого в 1870 году возник сначала казачий поселок, а позже сюда позволено было переселиться части местных шапсуг, а также грекам и армянам из Турции, так как пришлое российское и казачье население было совершенно неприспособлено к ведению сельского хозяйства в незнакомом для них климате.

Памятник декабристам, служившим в Головинском форте

Спустя два месяца после постройки форта, Раевский с Лазаревым отплывают к западу и высаживают десант в устье реки Псезуапсе. В этот раз они встретили довольно умеренное сопротивление черкесов, несмотря на то, что в долине реки проживало старинное племя гоайе, относившее себя к ранним истинным шапсугам и представлявшее своего рода аристократию прибрежных шапсугов.Здесь Раевским был заложен форт Лазарева (в честь адмирала), почему-то выстроенный для малого гарнизона и из деревянных конструкций. Именно здесь, во время постройки форта, погиб от лихорадки декабрист и поэт Александр Иванович Одоевский, друг Лермонтова.

Александр Иванович Одоевский (1802-1839)

Слабые стены форта не уберегли его в феврале 1840 года от тотального разорения крупным отрядом черкесов, которые начисто перебили небольшой гарнизон в 80 человек, воспользовавшись предательством черкесского кунака начальника форта, который перед нападением приехал в гости и успел внутри всё разведать.В мае 1840 года форт отбили, в ужасном беспорядке разбросанных мертвецов похоронили, а на месте форта выстроили полноценное укрепление из крымского ракушечника и увеличили гарнизон до 700 человек. Именно захват форта Лазарева побудил черкесов к захвату Михайловского укрепления, окрылив легкостью победы.

План форта Лазарева

Новое укрепление также было оставлено войсками и сожжено в 1854 году без восстановления. На его месте отряд Геймана основал в 1864 году пост Лазаревский, вокруг которого с 1869 года начали селиться греки, а с 1880-х годов и русские поселенцы.

Цель постройки укреплений на Черноморском побережье была достигнута и отряд Раевского на кораблях отплыл в Константиновское укрепление, откуда вышел сухопутной дорогой к реке Мескаге, где дополнительно выстроил в октябре 1839 года укрепление Раевское (в честь себя любимого) на дороге из Анапы в Новороссийск, последнее в цепи Черноморской береговой линии. Устроено оно было для поддержания безопасности сухопутного пути между вышеуказанными укреплениями, подвергавшемуся постоянным нападениям черкесов.История этого укрепления прошла относительно спокойно, не считая лихорадок и цинги. В 1854 году оно было оставлено и сожжено и более не восстанавливалось, а на его месте в 1862 году возникла казачья станица Раевская.

7. Последствия постройки Черноморской береговой линии:Впоследствии Черноморская береговая линия для удобства управления была разделена на 3 отделения, включив в себя также сухопутные укрепления, прикрывавшие береговые:1-е от устья реки Кубань до Геленджика, 2-е от Геленджика до Навагинского, 3-е от Навагинского до Мегрелии. Последнее в 1843 г. продлили до границы с Аджарией.Служба на линии была далеко не сладкой,  ввиду чего в укреплениях линии, император Николай I приказал убавить служащим и служившим солдатам год службы, а офицерам год к выслуге св. Георгия за 25 лет.

После тяжёлого 1840 г. серьёзных катастроф на Черноморской береговой линии не было, но нападения на отдельные укрепления случались, Тем не менее, единичные стычки повторялись непрерывно. Добывание дров, обработка огородов, пастьба скота, косьба сена, даже рытье могил обеим сторонам конфликта приходилось оплачивать кровью.

Число перестрелок более серьёзного характера с целой толпой в несколько сот и даже тысяч человек было довольно значительно. Например, в самом обычном 1845 г. на всей Черноморской береговой линии было дел и перестрелок 67.В большинстве фортов, где были меновые дворы, торговля шла, своим чередом, увеличиваясь или уменьшаясь по месяцам, в зависимости от нужд черкесов и их средств. Только изредка, когда появлялся какой-нибудь английский или турецкий эмиссар и уговаривал черкесов прекратить всякие сношения с русскими или когда сами черкесы надумывали большое нападение, торговля падала до суммы 15-20 руб. в месяц. Более значительна по размерам была меновая торговля в Анапе: там кругом жили натухайцы, народ более мирный, занимавшийся хлебопашеством и торговлей и издавна общавшийся с русскими. В других местах торговля была много меньше, на сумму 100—150 руб. в месяц. А в период деятельности у черкесов Магомед-Амина с 1848 по 1859 годы практически прекратилась. Положительным был лишь тот факт, что поток оружейной контрабанды в Черкессию значительно уменьшился, как и поток различных авантюристов и подстрекателей. Значительно пострадала работорговля, которая русскими командующими жестко пресекалась, однако и здесь хитрые черкесские дельцы умудрялись отправлять рабов в Турцию под видом верующих, направляющихся в хадж в Мекку.

Кое-где черкесы приходили в укрепления Российской империи на заработки (например, убыхи и джигеты в Навагинском), а в голодные годы толпы их кормились около укреплений, прося милостыню, причём они приводили на продажу своих крепостных, а бедные — детей, продавая их за 1-2 меры хлеба, за пуд соли и тому подобное.

Правительство Российской империи не желало, чтобы торг с черкесами в укреплениях побуждал их к хищничеству, а потому было строго запрещено покупать у них краденое, например лошадей, а тем более людей. В меновой торговле русское правительство видело средство сблизить черкесов с русскими, втянуть их в более мирные отношения, познакомить их с более культурным бытом. В этом смысле меновая торговля Российской империи имела мало успеха уже потому, что культура казаков, ближайших соседей черкесов, была немногим выше черкесской, да и быт их был очень близок к черкесскому, а с другой стороны - для такого воздействия нужно более продолжительное время и более мирные отношения.

Положение гарнизонов в береговых укреплениях было крайне тяжёлое: общение их между собой сухим путём было немыслимым вследствие отсутствия дорог и воинственности населения, которое даже значительные отряды Российской империи пропускало по берегу только при условии превосходных сил и непрерывных схваток, небольшие же части войск безусловно были бы перебиты, если бы вздумали двинуться берегом. Сношения фортов морем возможны были не всегда, так как зимой Чёрное море очень бурно. Летом сношения поддерживались крейсерами и азовскими лодками, которые должны были стеречь контрабандные суда турок и не допускать их до высадки, ловить и истреблять на суше, если они успели втянуться на берег. Но крейсера Российской империи и другие суда военного флота посещали укрепления только изредка, а азовских лодок было мало, да притом они имели специальное назначение, не представляя особого интереса для заключённых в фортах сидельцев.

Впрочем, приход азовцев был всё-таки проявлением жизни. Когда оканчивалась навигация, наступали длинные, тёмные ночи, проливные дожди, страшные бури на море, когда появлялось сознание полной отрезанности от всего мира, тогда невообразимая тоска охватывала молодых солдат, а старые отдавались беспробудному пьянству. В фортах не было даже настоящих церквей и полного причта. Блокирование большой крепости сопряжено с огромными затруднениями, блокировать же такую крепость, как Кавказский хребет, на протяжении 400-600 вёрст, и с таким воинственным гарнизоном, как кавказские черкесы, было предприятием почти невозможным, особенно без энергичного движения с севера, какое предлагал генерал Вельяминов. Оставалось множество второстепенных долин, по которым путь к морю был свободен.

Главным бичом армейских гарнизонов Черноморских укреплений были эпидемии. Огромное количество военнослужащих перманентно и массово болели малярией и цингой, а иногда даже и чумой. И если цинга была связана со скудностью рациона, вызванной невозможностью держать хозяйство под постоянной угрозой нападения и отсутствием регулярного транспортного сообщения, то малярия была следствием крайне неудачно расположения укреплений в низменных болотистых участках, при крайне непривычном русскому солдату влажном и жарком климате и опять же скученности гарнизона, не имеющего возможности долговременно находиться вне крепости.Так, через годы после войны, главным природным испытанием для будущих поселенцев края стали эндемические болезни, среди которых особенно страшный урон наносила перемежающаяся лихорадка или малярия. А. С. Ермолов, министр земледелия и государственных имуществ, а также владелец больших участков в Сочи, отмечал: «при проезде моем в первый раз в 1894 году через село Лазаревское, мне было местными жителями сообщено, что чуть ли уже не три поколения прежних засельщиков погибло от лихорадки, либо бежало из края, и настоящие жители, не исключая женщин и детей, также все поголовно больны». Министр пишет далее о таких же сильных эпидемиях в Вельяминовском и Адлере, и подчеркивает, что в малярийную зону входит все побережье, и, что, соответственно, в той или иной степени этой болезни подвержено все население губернии. Среди основных причин массового заражения Ермолов выделяет сильную заболоченность устьевых частей рек, впадающих в море. Ермолов подчеркивает также, что прежние жители края почти не были подвержены этой болезни. Автор перечисляет вслед за И. Н. Клингеном и другими специалистами целый ряд санитарно-гигиенических норм, выработанных в аборигенной культуре, направленных на сохранение здоровья людей и домашних животных. Себе и своему министерству Ермолов ставит в большую заслугу проведение осушительных работ, которые очень скоро изменили ситуацию к лучшему. К сожалению, работы по осушению болот и высвобождению речных устьев производились на очень ограниченных площадях казенных земель и могли попутно сопровождаться регрессом на соседних частновладельческих и крестьянских участках либо даже вновь на недавно реанимированных землях.Что уж говорить о периоде за десятилетия до русской колонизации. Так, в укреплении Св. Духа, весь гарнизон, состоявший из 922 человек, вымер в течение 5 лет, а в 1845 г. на всей Черноморской линии было убито 18, а умерло от болезней 2427 человек. В целом же, во многих укреплениях за год вымирали количества людей сравинмые с их полноценными гарнизонами.Более того, при первоначальной постройке, укрепления строились из местных деревянных конструкций, на скорую руку и без учета влияния местного ландшафта. По недостатку времени и по ошибочному расчету укрепления эти не получили прочных и сильных профилей и не имели достаточных гарнизонов. Скоро оказалось, что все труды Российской империи на черноморском берегу пропали даром: не форты Российской империи грозили черкесам, а черкесы держали все форты в постоянной блокаде. Непрочная постройка укреплений, вместе с проливными дождями, через пару лет совершенно разрушили большую часть верков черноморских укреплений. Во всех укреплениях береговой линии вместо 25980 человек, которые составляли бы минимум нужного числа, было в наличии только 2776 человек. Это выразилось в катастрофе 1840 года, когда многие из укреплений, по своей слабости, были полностью или частично уничтожены черкесами. Только после этой трагедии, поврежденные и уничтоженные укрепления линии были усилены гарнизонами и значительно перестроены с использование камня-ракушечника из Крыма и Одессы.Устоявшаяся линия постепенно сменила свое начальство. В 1839 году Раевского назначили начальником всей линии, однако старые козни недоброжелателей, еще со времен службы Паскевича не давали его соперникам покоя. В итоге, в 1841 году под давлением завистников, отбиваясь от обвинений в связях с декабристами, Раевский подал в отставку и уехал к себе в Крым, где занялся садоводством, хотя его хвалили и будущий наказной атаман Кубани Филиппсон, служивший в штабе Раевского и граф Воронцов. Рвевский умер по болезни в 1843 году, направляясь в свои подмосковные имения.Кроме окончания строительства Черноморской линии к заслугам Раевского можно отнести начало значительных работ по освоению болотистых малярийных берегов Черноморского побережья Кавказа. Именно Раевский первым начал посадку влаголюбивых деревьев и кустарников вокруг крепостей, привозимых им из его Крымских владений и значительно осушивших впоследствии прибрежную зону вокруг укреплений. Кроме того, Раевский относился еще к тем ранним командующим в Черкессии, которые пытались выработать с местным населением мирные отношения и сопротивлялись откровенно агрессивным приказам сверху. Вместо Раевского начальником Черноморской береговой линии был назначен генерал-майор Иосиф Романович Анреп-Эльмпт, которого, в свою очередь, в 1851 году сменил адмирал Серебряков Лазарь Маркович, бывший после отставки Раевского начальником 1-го отделения линии и укрепления в Новороссийске.Серебряков Лазарь Маркович (1795-1862)

Командующий Головин также долго не продержался. После ухода Раевского его направили в Чечню, усмирять Шамиля, где он, несмотря на успешные боевые действия, так и не сумел нанести серьезный урон противнику и в 1842 году был отправлен в отставку с назначением через три года в Прибалтику. На посту главноуправляющим Закавказским краем и командиром Отдельного Кавказского корпуса его заменил Нейдгардт Александр Иванович, который не выдержал приказа о ведении оборонительных действий от кавказских горцев и перешел к наступательным действиям против Шамиля и его помощников, на которые ему не хватило сил, энергии и знаний, что повлекло его отставку уже в 1844 году. Его, в свою очередь, сменил князь Воронцов Михаил Семёнович, продержавшися в должности до начала Крымской войны. Оставлять и сжигать укрепления в 1854 году пришлось кавказскому наместнику, путешественнику Муравьёву-Карсскому Николаю Николаевичу, а возвращать руины крепостей и ставить в них военные посты с 1856 года победителю Шамиля и абадзехов, князю Александру Ивановичу Барятинскому.Барятинский Александр Иванович (1815-1879)

Положение береговых укреплений Российской империи в Крымскую войну было опасно даже при условии господства на море. Когда же в 1854 г., с началом Крымской войны, иностранный флот появился на Черном море, их существование сделалось немыслимым. Уже в 1849 г. среди черкесов северного склона гор появился агент Шамиля Магомед-Амин и вскоре подчинил своему влиянию натухайцев и убыхов, что сказалось в чрезвычайном движении черкесов, не дававших покоя всей кордонной линии, а также отчасти и береговой. Когда же в 1853 г. отношения Российской империи к Турции стали портиться и дело дошло до войны, то под влиянием Магомед-Амина был сделан ряд приступов к фортам Российской империи: в июле 1853 г., черкесы появились у Геленджика, в июле нападали на Тенгинское укрепление,Гостогаевское, но безуспешно. Магомед-Амин объявил тогда черкесам, что как только английские и другие западноевропейские суда появятся на Черном море, черкесы, в числе 30 тысяч, должны напасть на укрепления Российской империи с суши. Такие же активные действия он вел и в Абхазии.Турция употребляла все усилия, чтобы поднять народы всего Кавказа против Российской империи и уговорить их действовать единодушно. Положение фортов между двух огней, с суши и с моря, было отчаянное: помимо невозможности выдержать атаку с суши и с моря, гарнизоны должны были погибнуть с голоду, как только истощатся раньше запасенные припасы, потому что флот Российской империи был заперт, а потом и потоплен в Севастополе.

Поэтому в марте 1854 г. отрядом кораблей под флагом вице-адмирала Л.М. Серебрякова сняты гарнизоны укреплений Черноморской береговой линии. Гарнизоны в количестве 5 тысяч человек со своими семьями, вольнопромышленники, большая часть казённого имущества по приказу Л.М. Серебрякова доставлены в Новороссийск и Геленджик, а сами укрепления взорваны и сожжены. А после сожжения, Новороссийска, Геленджика, Анапы, Геленджикской кордонной линии и окружающих укреплений все они были выведены за Кубань. Войска в Абхазии, после сожжения укреплений, были эвакуированы в Мегрелию.

После окончания Крымской войны Черноморская военная линия и Геленджикская кордонная линия более не восстанавливались, ввиду признания на высшем уровне их неэффективности, а также ввиду запрета Российской империи, по результатам Крымской войны, иметь свой флот на Черном море. Возврат прав России на собственной флот в Черном море после войны 1877-1878 гг. уже не требовали необходимости в поддержании укреплений в регионе, так как черкесы - главная причина их возникновения, в массе своей были выселены со своей родной земли в Турцию или на берега Кубани. На месте укреплений сначала возникли военные посты, а позже, в опустевших и заброшенных черкесских землях появились полноценные гражданские поселения из обманом или насильно переселенных поселенцев различных национальностей.

dagliese581g.livejournal.com

Сочинение-описание картины Айвазовского «Десант в Субаши»

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского является элементом профессионализм. Художник представитель нескольких самых известных выпускников академии художеств, таких как Флорентийская и Амстердамская. Во время своей деятельности художник основал музей древности.

Картины Ивана Константиновича Айвазовского принесли огромную известность. И неслучайно, ведь он был не просто художником, но прежде всего, патриотом. Изображая картину, художник с каждым взмахом кисти прославлял Россию, тем самым подтверждая, что он самый настоящий Гражданин своего Отечества.

Многие картины изображают родной город Феодосию, а именно ни с чем несравненную красоту морского побережья, будь оно спокойное или бушующее, часто вступающее в неравную борьбу с человеком.

Айвазовский занимался не только живописью, но и принимал участие в военных действиях, которые проходили на Крымском побережье. Так и была создана известная картина «Десант в Субаши». Морское побережье долины Субаши отражает ещё ненарушенное спокойствие солдатами.

Спокойная гладь моря очаровывает своей красотой, невозмутимостью, на котором готовится грозная эскадра пятнадцати кораблей к битве за свой город. В этой долине высаживается и десант. Палитра колоритных красок видна на полотне невооруженным взглядом, кажется, что зритель находится в центре этих событий. Огромные корабли выстроились в ряд, и готовятся к очередной атаке врага. Вид моря просто неотразим.

Иван Айвазовский очень любил свою Родину. В каждой написанной им картине, он прославлял победу русского флота над своим неприятелем. Как картина «Десант в Субаши», так и другие картины свидетельствуют о славных защитниках и непобедимой силе военного флота русских моряков, готовых сражаться за свою Родину до последней битвы.

Сочинение-описание картины Айвазовского «Десант в Субаши»

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

​Иван Константинович Айвазовский — всемирно известный российский художник — Общенет

Он творил во время правления в России Николая I, Александра II и Александра III. Айвазовский Иван Константинович был не только известнейшим художником-маринистом, но и художником-баталистом, коллекционером и меценатом. Он был почетным членом римской, парижской и амтердамской Академий художеств.

Из биографии И. К. Айвазовского:

Родился Иван Айвазовский 17 (29) июля 1817 года в семье армянского предпринимателя, в Феодосии. Его детство прошло на берегу Черного моря. Семья переехала в Крым из Молдавии. Отец Геворг Гайвазян – купец 3-й гильдии, мать Аграфена (Рипсиме) работала вышивальщицей. Но первые годы жизни Айвазовского прошли в бедности в результате разорения отца.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке.

Известный феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомедовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшим талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию.

Симферопольская гимназия

После ее окончания, снова по протекции феодосийского градоначальника, А.И.Казначеева, будущий художник был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва, где он получил уроки живописи у этого профессора, и познакомился с техникой живописи К. Брюллова и С. Щедрина.

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Он учился у признанных мастеров, таких как М.Воробьев, Ф.Таннер, А.И. Зауервейд. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» Айвазовский получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.

Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.

Айвазовский был настолько одаренным студентом, что его выпустили из Академии на 2 года раньше срока. Для самостоятельного творчества Ивана Константиновича отправили сначала в родной Крым, а потом в заграничную командировку, где он много путешествовал по Европе. Айвазовский совершает поездки в Германию, Францию, Испанию, Голландию, Португалию. Его картины экспонируются на крупнейших выставках Европы.

Но сначала весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. В Крыму он знакомится с известными адмиралами Нахимовым и Лазаревым. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

Затем вместе с В. Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н. Гоголем. Свою манеру написания картин Айвазовский приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У.Тернер.

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года.

В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию. 1844 год был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах. Главными работами Айвазовского являются картины “Девятый вал” и “Черное море”. Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику и сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Среди других его серий картин: кавказские пейзажи, армянская история, Крымская война.

В 1844 году художник был удостоен звания академика по части морских видов. По случаю 10-летия художественного творчества он открывает у себя на родине, в Феодосии, первую персональную выставку.

И. К. Айвазовский с первой женой и дочерьми

Личная жизнь Айвазовского не была богатой. Он женился дважды. Первый брак был заключен в 1848 году… Супругой художника стала Ю.А. Гревс. От этого брака родилось четверо дочерей. Счастливым союз не был, и спустя 12 лет супруги расстались. Главной причиной расставания было то, что Гревс, в отличие от супруга, стремилась жить светской жизнью в столице. Второй супругой Айвазовского стала А.Н. Саркисова-Бурзанян. Она была младше Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года.

Иван Константинович был не только талантливым художником, но и отличным человеком. Он активно занимался меценатской деятельностью и помогал, как мог, молодым художникам.

Художник Айвазовский всегда находил время для общественно полезных мероприятий. С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии. В 1857 году Айвазовский получает орден Почетного легиона от Французского правительства. В 1865 году в Феодосии открывает при своей мастерской «Общую художественную мастерскую». С 1868 по 1869 гг. хлопочет о прокладке в Феодосию железной дороги. В 1876 году его избрали членом Флорентийской академии художеств. В 1880 году он открывает на родине при своем доме картинную галерею и становится основоположником Киммерийской школы живописи, инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1864 роду художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 года на 83 году жизни в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.

Айвазовский оставил большой след в русском искусстве. За всю свою творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин, которые сегодня украшают прославленные галереи мира.

15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в постреволюционной и постсоветсткой России памятник Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Скульптор — заслуженный художник России, лауреат государственной премии Владимир Горевой. В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие представители правительства Санкт-Петербурга, законодательного собрания северной столицы, администрации Кронштадта. Кроме этого, присутствовали представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ирина Касацкая.

Памятник И. К. Айвазовскому в Кронштадте

40 интересных фактов из жизни и творчества И. К. Айвазовского:

1.Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок.

2. Тайны начинаются уже с имени выдающегося художника-мариниста. Настоящее его имя не Иван Айвазовский, а Ованнес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». Ближайшими предками Айвазовского были армяне, а, по мнению некоторых биографов, среди отдаленных прадедушек и прабабушек можно проследить турецкую линию.

Брат художника И. Айвазовского

3.Иван (Ованес) Константинович Айвазовский с рождения носил фамилию Гайвазовский. Иван Айвазовский — брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского. В 1840 году вместе со своим братом Гавриилом поменял написание своей фамилии и стал Айвазовским.

4. Отец художника был армянским коммерсантом из Крыма, точнее, управляющим центрального рынка в Феодосии.

5.Великий художник, которому повезло быт признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.

6.Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

7.Айвазовский создавал свои картины с фантастической скоростью. Обыкновенно на работу над одним произведением у него уходило лишь несколько часов, самое большее – пара дней.

8.Айвазовский путешествовал по Голландии, Франции, Англии, бывал во Флоренции. Но больше всего ему полюбился Крым.

Картина «Прощание Пушкина с морем»

9.Произведение «Прощание Пушкина с морем» Айвазовский писал вместе с Ильёй Репиным: первый занимался пейзажем, второй — фигурой поэта.

10.Размер его самого большого полотна — 282 x 425 сантиметров, самого маленького — 10 x 7 сантиметров.

11.Айвазовский любил импровизировать, прекрасно играл на скрипке. Художник писал пейзажи под музыку, которая помогала ему найти ритм работы.

12.Айвазовский был одним из самых богатых художников своего времени, в том числе и благодаря своей плодовитости. Официально кисти художника принадлежит более 6 000 работ, это примерно 92 картины в год, если учесть, что Айвазовский активно работал 65 лет.

13.Особой популярностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

14.Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще».

Картина «Десант отряда в долине Субаши»

15.Покупателем картины Айвазовского «Десант отряда в долине Субаши» был Николай I. Художник нарисовал ее в 21 год.

16.В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

17.«…С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…» Конецкий В.В.

«Хаос. Сотворение мира»

18.Художник был меценатом и очень много сделал для своего родного города. В 1888 году Айвазовский проспонсировал строительство водопровода в Феодосии, которая тогда испытывала нехватку пресной воды. Пользование водопроводом было платным, однако пить воду из фонтана на Новобазарной площади можно было бесплатно: где-то рядом всегда стояла серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи». Кстати, фонтан также был построен на деньги Айвазовского.

19.Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдульхамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

20. В 2007 году картина «Американские суда у скалы Гибралтара» ушла с молотка на аукционе Christie’s за 5,3 млн долларов — это самая дорогая картина живописца.

21.Турецкий султан Абдул-Хамид II заказал ему около 40 работ с изображением видов города, моря и Босфора. За свои работы художник получил высокую награду — орден Османие II степени. Через несколько лет Айвазовский выбросил его в море в знак протеста против Хамидийской резни.

22. Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвятил Айвазовскому стихотворение и называет гением.

23.В 1888 году в Стамбуле состоялась выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

24.Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

«Вид Константинополя и Босфора»

25.Очень дорогой среди всех картин Айвазовского стала картина «Вид Константинополя и Босфора», купленная в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

26.За всю жизнь Айвазовский написал 6 тысяч картин и устроил 102 персональные выставки!

27.Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

28.Х А ещё художник никогда не писал море с натуры, потому что полагал, что ежеминутную смену его оттенков передать просто невозможно, поэтому все его морские пейзажи созданы по памяти.

29.Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего, он говорил: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры».

«Сошествие Ноя с горы Арарат»

30.В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

31.Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена папой римским Григорием XVI, наградившим его золотой медалью.

Картина «Чесменский бой»

32.После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул и был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

33.Айвазовский был очевидцем военных учений Черноморского флота, поэтому некоторые свои картины он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой» (1848), «Наварринский бой»(1848).

34.Очень часто художник начинал писать пейзаж с изображения неба, а не моря. Небо настраивало его и подсказывало сюжеты морских путешествий.

«Великая пирамида в Гизе»

35.Айвазовский никогда не возвращался к законченным картинам, не пытался усовершенствовать или переделать их.

36.Айвазовский никогда не работал на натуре. Он внимательно рассматривал тот или иной ландшафт, после чего отправлялся в мастерскую и брался за кисть

37.Какие бы губительные штормы и страшные сражения ни писал Айвазовский, в его картинах всегда оставался образ надежды.

38.Помимо морских ландшафтов и батальных сражений на воде, Айвазовский писал картины о Востоке («Сцены из каирской жизни», «Великая пирамида в Гизе»), полотна на религиозную тему («Крещение армянского народа», «Сошествие Ноя с горы Арарат»), «сухопутные» пейзажи («Тифлис», «Зимняя сцена в Малороссии»).

39. В работах художника всегда сквозь тяжёлые тучи пробиваются робкие солнечные лучи, а над гибнущими кораблями проносятся свободные птицы.

40.Средняя стоимость картины Айвазовского составляет примерно 1 миллион долларов.

Картина «Зимняя сцена в Малороссии»

Памятник великому художнику в Феодосии

фото из интернета

obshe.net

Репродукция картины "Десант в Субаши" Ивана Айвазовского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном  холсте.

Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник - армянин XIX века Ованнес Айвазян. Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и , будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски , учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.

Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург , получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством. На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Репродукция картины "Десант Н.Н.Раевского у Субаши" Ивана Айвазовского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном  холсте.

Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник - армянин XIX века Ованнес Айвазян. Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и , будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски , учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.

Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург , получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством. На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Публикации | Историческая дата | Картины Айвазовского спасали в Новороссийске

В воскресенье, 29 июля, исполнилось 195 лет со дня рождения знаменитого российского художника Ивана АЙВАЗОВСКОГО. Большая часть его творческого наследия так или иначе связана с Черным морем.

 

Художник Иван Айвазовский был знаком со многими российскими генералами и флотоводцами. В 1839 году вместе с одним из основателей Новороссийска генералом Николаем Раевским-младшим Айвазовский принял участие в десантах у Субаши. По его же просьбе написал картину «Десант отряда в долине Субаши», которая была приобретена императором Николаем I.

 

В ХХ веке Новороссийску пришлось сыграть большую роль в сохранении творческого наследия знаменитого художника.

 

Когда осенью 1941 года война докатилась до Феодосии, где располагался художественный музей с большой коллекцией картин Айвазовского, стал вопрос о его эвакуации.

 

Враг был уже в 25-30 километрах от Феодосии, когда было принято решение о немедленном вывозе картин из города. Операция по спасению живописи, которую возглавил директор музея Николай БАРСАНОВ, проходила в строжайшем секрете.

 

Вся коллекция картин Айвазовского была упакована в 16 ящиков для отправки в одном вагоне в Новороссийск, выполнявший в то время роль главного эвакопункта на Черном море. Однако вскоре стало ясно, что время для транспортировки коллекции картин по железной дороге упущено.

 

Николая Барсанова 29 сентября 1941 года вызвали в местный Горсовет и сказали, что на следующий день в Новороссийск уходит теплоход «Калинин» и больше транспорта не будет. Директор музея получил удостоверение и полномочия на доставку картин в Новороссийск и далее в Краснодар.

 

В неразберихе начались проблемы с транспортировкой полотен из музея на пароход, с выпиской пропуска и т.д. Кстати, начальник местного порта оказался немецким агентом и всячески препятствовал этой эвакуации.

 

В это же время на пароход грузили имущество воинской части с аэродрома, имущество консервного завода, раненых из военного госпиталя. Отход парохода задерживался. Спасти коллекцию помогли военные летчики.

 

На подходе судна к мысу Мысхако произошел налет немецкой авиации, отбиться от которой помог сопровождавший эсминец. В новороссийский порт судно вошло днем.

 

По договоренности с капитаном, как вспоминал после войны Николай Барсанов, решено было корабль разгружать на военном причале. Картины Айвазовского в количестве 1404 штук были благополучно доставлены в Новороссийск.

 

При этом возникла другая проблема – где найти пустой товарный вагон? На счастье, помощь в спасении коллекции музея оказал инспектор Южной железной дороги АЛЕКСАНДРОВ. Он нашел пустой вагон и распорядился прицепить его к медицинскому эшелону, направлявшемуся в Краснодар.

Здесь в краевом художественном музее была даже организована выставка картин Айвазовского. Но вскоре над самим Краснодаром нависла угроза захвата, и полотна художника затем отправились в Ереван.

 

По данным Новороссийского музея-заповедника, в его фондах до войны находились работы Айвазовского. К сожалению, сохранить картины не удалось.

 

Евгений ЛАПИН.

novorab.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта