На выставке к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского представлено более дюжины его полотен. Выставка картин айвазовского в минске


Айвазовский и маринисты - выставка в Минске

Национальный художественный музей Республики Беларусь впервые в своей истории по многочисленным просьбам посетителей возобновляет выставочный проект. Мы снова рады представить публике выставку «Айвазовский и маринисты».Отмечая у Айвазовского романтическое начало, мы нередко забываем о том, что самый активный и продолжительный период его творчества пришелся на вторую половину XIX столетия. А в это время ценители прекрасного нередко отдавали предпочтение не его картинам, а произведениям живописцев, стремящихся к более достоверному отображению природы. Так, у Алексея Боголюбова можно отметить эмоциональную сдержанность и строгость композиции («Парад русского флота», 1888), а также импрессионистичность («Пожар в Кронштадте», 1875). Острота, непосредственность восприятия отличают «Амстердам» (1885) Валентина Серова. В произведениях Николая Дубовского, с одной стороны, ощутима легкость («Берег моря. Пароход. Этюд», 1900), с другой – напряженность («Морской пейзаж», 1910-е). И в том, и в другом случае эффект достигается благодаря работе цвета.

Лев Лагорио, являясь учеником Айвазовского, не стал продолжателем романтической, исключительно академической традиции в искусстве. Как и ряд его современников, он тяготел к большей простоте пространственного построения и спокойной колористической гамме («На морском берегу», 1871; «Берег моря»). Другой ученик Айвазовского – Габриэло Касесси – был ближе к академической традиции («Маяк», конец 1870 – начало 1880-х), уделяя внимание эффектам освещения и технике письма. К академизму тяготел Павел Тизенгаузен («Буря», 1876) – маринист с более экспрессивной манерой и динамичной композицией.

И все же по прошествии времени самым крупным русским маринистом остался именно Иван Айвазовский, который однажды отметил: «Море – это моя жизнь».

Многочисленные полотна известного мариниста составляют энциклопедию, где о море, о многообразии его состояний сказано практически все. Море у Айвазовского то умиротворенно-спокойное («Туманное утро», 1853; «Марина», 1858; «Утро на море», 1883), то завораживающее, таинственное («Лунная ночь в Амальфи», 1845; «Ночь на острове Родос», 1850), то грозное, бушующее («Буря», 1852 и отреставрированная специально к выставке «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», 1887). Каждое из этих состояний передано виртуозно, поэтично. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью». Произведения Ивана Айвазовского – это сильные чувства и яркие переживания.

23 июня, в 17.00 выставочный проект «Айвазовский и маринисты» вновь наполнится пластикой, движением и танцем от театра танца «Альтана».

Инфо: (017) 327-71-63

 

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

afisha.tut.by

Выставочный проект «Айвазовский и маринисты»

Национальный художественный музей Республики Беларусь впервые в своей истории по многочисленным просьбам посетителей возобновляет выставочный проект. Мы снова рады представить публике выставку «Айвазовский и маринисты».

Отмечая у Айвазовского романтическое начало, мы нередко забываем о том, что самый активный и продолжительный период его творчества пришелся на вторую половину XIX столетия. А в это время ценители прекрасного нередко отдавали предпочтение не его картинам, а произведениям живописцев, стремящихся к более достоверному отображению природы. Так, у Алексея Боголюбова можно отметить эмоциональную сдержанность и строгость композиции («Парад русского флота», 1888), а также импрессионистичность («Пожар в Кронштадте», 1875). Острота, непосредственность восприятия отличают «Амстердам» (1885) Валентина Серова. В произведениях Николая Дубовского, с одной стороны, ощутима легкость («Берег моря. Пароход. Этюд», 1900), с другой – напряженность («Морской пейзаж», 1910-е). И в том, и в другом случае эффект достигается благодаря работе цвета.

Лев Лагорио, являясь учеником Айвазовского, не стал продолжателем романтической, исключительно академической традиции в искусстве. Как и ряд его современников, он тяготел к большей простоте пространственного построения и спокойной колористической гамме («На морском берегу», 1871; «Берег моря»). Другой ученик Айвазовского – Габриэло Касесси – был ближе к академической традиции («Маяк», конец 1870 – начало 1880-х), уделяя внимание эффектам освещения и технике письма. К академизму тяготел Павел Тизенгаузен («Буря», 1876) – маринист с более экспрессивной манерой и динамичной композицией.

И все же по прошествии времени самым крупным русским маринистом остался именно Иван Айвазовский, который однажды отметил: «Море – это моя жизнь».

Многочисленные полотна известного мариниста составляют энциклопедию, где о море, о многообразии его состояний сказано практически все. Море у Айвазовского то умиротворенно-спокойное («Туманное утро», 1853; «Марина», 1858; «Утро на море», 1883), то завораживающее, таинственное («Лунная ночь в Амальфи», 1845; «Ночь на острове Родос», 1850), то грозное, бушующее («Буря», 1852 и отреставрированная специально к выставке «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», 1887). Каждое из этих состояний передано виртуозно, поэтично. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью». Произведения Ивана Айвазовского – это сильные чувства и яркие переживания.

Выставка работает с 3 апреля 2018 года

 

Вернуться >>

www.artmuseum.by

АЙВАЗОВСКИЙ И МАРИНИСТЫ - Национальный художественный музей Республики Беларусь

Национальный художественный музей Республики Беларусь реализует выставочный проект «Айвазовский и маринисты», который приурочен к 200-летию со дня рождения знаменитого пейзажиста.

Как отмечал Айвазовский, «…поэзию природы всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать моей кистью. Обаяние южной ночи, неба, южного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, – вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу».

Наблюдая у Айвазовского романтическое начало, мы нередко забываем о том, что самый активный и продолжительный период его творчества пришелся на вторую половину XIX столетия. А в это время ценители прекрасного нередко отдавали предпочтение не его картинам, а произведениям живописцев, стремящихся к более достоверному отображению природы. Так, у Алексея Боголюбова можно отметить эмоциональную сдержанность и строгость композиции («Парад русского флота», 1888), а также импрессионистичность («Пожар в Кронштадте», 1875). Острота, непосредственность восприятия отличают «Амстердам» (1885) Валентина Серова. В произведениях Николая Дубовского, с одной стороны, ощутима легкость («Берег моря. Пароход. Этюд», 1900; «Морской пейзаж», 1910-е), с другой – напряженность («Море», 1914). И в том, и в другом случае эффект достигается благодаря работе цвета.

Лев Лагорио, являясь учеником Айвазовского, не стал продолжателем романтической, исключительно академической традиции в искусстве. Как и ряд его современников, он тяготел к большей простоте пространственного построения и спокойной колористической гамме («На морском берегу», 1871; «Берег моря»). Другой ученик Айвазовского – Габриэло Касесси – был ближе к академической традиции («Маяк», конец 1870 – начало 1880-х), уделяя внимание эффектам освещения и технике письма. К академизму тяготел Павел Тизенгаузен («Буря», 1876) – маринист с более экспрессивной манерой и динамичной композицией.

И все же по прошествии времени самым крупным русским маринистом остался именно Иван Айвазовский, который однажды отметил: «Море – это моя жизнь».

Многочисленные полотна известного мариниста составляют энциклопедию, где о море, о многообразии его состояний сказано практически все. Море у Айвазовского то умиротворенно-спокойное («Туманное утро», 1853; «Марина», 1858; «Утро на море», 1883), то завораживающее, таинственное («Лунная ночь в Амальфи», 1845; «Ночь на острове Родос», 1850), то грозное, бушующее («Буря», 1852 и отреставрированная специально к выставке «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», 1887). Каждое из этих состояний передано виртуозно, поэтично. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью». Произведения Ивана Айвазовского – это сильные чувства и яркие переживания.

Основные даты жизни и творчества

Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна)

17 (29) июля 1817 – в Феодосии в семье Геворга (Константина) и Рипсиме Гайвазовских (Айвазянов) родился сын Ованес.

1833–1839 – обучение в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге у Максима Воробьева, Филиппа Таннера, Александра Зауервейда.

1836 – награжден малой (второй степени) золотой медалью за картину «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» 1835 г.

1837 – за «написанные три морских вида и в особенности за превосходную картину «Штиль» награжден большой (первой степени) золотой медалью.

1838 – отправлен в Крым на два года «для усовершенствования» мастерства за счет Петербургской академии.

1839 – принял участие в операциях русского флота в Черном море у берегов Кавказа; получил звание художника первой степени и право пенсионерской поездки за границу.

1840–1844 – совершил пенсионерскую поездку в Италию; тогда же посетил Францию, Бельгию, Голландию, Англию, Португалию, Испанию, остров Мальта.

1843 – Парижской академией художеств за «отличные произведения» награжден золотой медалью третьего класса.

1844 – вернулся в Петербург; «как прославившийся своими работами по части живописи морских видов» удостоен звания академика и назначен живописцем Главного морского штаба.

1845 – участвовал в экспедиции к берегам Малой Азии, Греческого архипелага, Турции, впервые посетил Константинополь; присвоено звание почетного члена Амстердамской, Римской и Парижской академий художеств.

1847 – получил звание профессора Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

С 1848 – жил в Феодосии.

С 1853 – действительный член Русского географического общества.

С 1858 – почетный член Московского художественного общества.

1865 – получил права штатного профессора Императорской академии художеств в связи с открытием в Феодосии собственной школы.

1868–1869 – совершил путешествие на Кавказ.

1869 – в связи с открытием Суэцкого канала посетил Египет.

1871 – на собственные средства и по своему проекту закончил строительство нового здания Феодосийского музея древностей на горе Митридат.

1873 – персональная выставка в Ницце.

С 1873 – действительный член Общества поощрения художников.

1874 – персональная выставка во Флоренции.

1876 – присвоено звание почетного члена Флорентийской академии художеств.

1878 – присвоено звание почетного члена Штутгартской академии художеств.

1880 – открыл в Феодосии картинную галерею.

1881 – удостоен звания почетного гражданина Феодосии; посетил Грецию; персональная выставка в Лондоне.

1884 – совершил путешествие по Волге.

С 1885 – член Совета Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

1886 – выступил с инициативой строительства водопровода, обеспечившего Феодосию питьевой водой.

1887 – в честь 50-летия деятельности Петербургской академией художеств выбита медаль.

С 1887 – почетный член Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

С 1892 – член Общества русских акварелистов.

1892 – по инициативе Айвазовского закончено строительство железной дороги Феодосия – Джанкой.

1892–1893 – посетил Америку; персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго (в рамках Всемирной выставки), Сан-Франциско, Вашингтоне.

1894 – по инициативе Айвазовского завершено сооружение Феодосийского торгового порта.

19 апреля (2 мая) 1900 – скончался в Феодосии и погребен при армянской церкви св. Сергия; согласно завещанию, все находившиеся в картинной галерее произведения были переданы в дар Феодосии.

 

Вернуться >>

www.artmuseum.by

Айвазовский и его стихия — Miasin.by — интернет-газета армян Беларуси

По многочисленным просьбам минских ценителей живописи с 3 апреля в Национальном художественном музее Беларуси вновь открылась экспозиция «Айвазовский и маринисты», которая произвела настоящий фурор летом прошлого года.

 Перед посетителями предстали 13 картин самого Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна). А также полотна его современника, отца русской батальной марины А.Боголюбова, первых учеников Ивана Константиновича Л.Лагорио и Г.Касесси, основателя знаменитого Товарищества передвижных выставок Г.Мясоедова и его членов Н.Дубовского, А.Беггрова, Н.Досекина, родоначальника «Мира искусства» В.Бенуа и др. Экспозиция в своём новом варианте разместилась в четырёх выставочных залах музея. Она вобрала в себя разнообразные взгляды на морскую стихию художников разных школ, тех творцов, которым волей судьбы приходилось сталкиваться с морем на кораблях русского флота, быть с морской стихией одним целым и служить ей.

В центре всей экспозиции можно выделить крупноформатное широкомасштабное (1887) полотно великого мариниста «Буря на Азовском море». Оно было написано им под впечатлением от крушения парохода «Ястреб» за рекордно короткие сроки — 8 месяцев, за два дня до её первого представления на выставке Академического музея в Петербурге. В фонд Национального художественного музея картина попала благодаря знаменитой русской певице Лидии Руслановой, безумно любившей творчество русских живописцев и имевшей обширную коллекцию их произведений. В наши дни, специально для выставки «Айвазовский и маринисты», «Буря на Азовском море» была отреставрирована и подготовлена к экспонированию. Этот шедевр — символ противостояния человека силам стихии, несломленного духа, который вложен в характер несдающегося матроса Яремченко, привязанного к мачте и стремящегося наперекор бушующим морским волнам, поглотившим его экипаж, добраться до желанного берега.

Что касается других представленных здесь картин Ивана Константиновича Айвазовского, зрители имели возможность видеть его творения преимущественно раннего («Лунная ночь в Амальфи с группой бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж», 1845; «Пётр Первый при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846; «Ночь на острове Родос», 1850; «Буря», 1852; «Туманное утро», 1853; «Чумаки на отдыхе», 1855) и позднего («Утро на море», 1883; «Ниагарский водопад», 1892; «Турки жгут пленных греков», 1897) периодов творческого пути. Последняя картина из вышеназванных создавалась художником специально для его персональной выставки в 1897 году в пользу пострадавших от погромов в Турции греков и армян. В экспозиции присутствуют и довольно редкие и малоизвестные картины, например, «Марина» (1858), также подаренная музею Руслановой, «Парусник на мели» (1890) из фонда Брестского краеведческого музея и совместно созданная с К.Трутовским миниатюра «На Днепре» конца 1850-х гг. Уже в ранних работах Ивана Константиновича можно увидеть его живое восприятие природы.

Средством эмоционального воздействия на зрителя у художника всегда являлся цвет, как в воплощении морских пейзажей, так и в претворении батальных сцен. На творчество Айвазовского 1850-х годов повлияла женитьба на Юлии Гревс, что сделала его почерк более романтическим, как, к примеру, на полотнах «Туманное утро», «Ночь на острове Родос», в разных сюжетах «Чумаков».

Ещё одной задачей организаторов экспозиции «Айвазовский и маринисты» в этом году стало воплощение в музее некоторой доли синтеза искусств. Решение такой задачи удалось путём дополнения выставки циклом из семи коротких музыкально-танцевальных перфомансов «Живопись. Движение. Танец», поставленных артистами Мастерской современного танца, экспериментальных пластических театров «Альтана» и «Жывое дзеянне». Темы и сюжеты сего действа определили картины Ивана Айвазовского, представленные на выставке — «Буря на Азовском море…», «Ночь на острове Родос «, «Туманное утро», «Чумаки на отдыхе», «Чумаки на мельнице». Минчане могли созерцать мысли живописца, передаваемые языком пластического театра три уикенда подряд — с 21 апреля по 6 мая.

Как раз 28 апреля корреспонденту «Миасин» удалось посетить один из таких перформансов — «Светлая пара за гадзiнай ночы». Посвящённый картине «Туманное утро», он был представлен экспериментальным пластическим театром «Жывое дзеянне» под музыкальное сопровождение контрабасиста групп «Vuraj» и «Harotnica» Эрика Орлова-Шимкуса. Перед началом представления зрителей в зале предупредили, чтобы они не хватали телефоны сразу и не выкладывали фото с представления в известное приложение. И вовсе не потому, что правилами пребывания в музее фотосъёмка запрещена, а для того, чтобы каждый посетитель мог полностью погрузиться в созерцательное состояние, постепенно проникаясь и растворяясь в том, что видит. Насыщенный таинственно-мрачноватым сопровождением контрабаса с примесью медитативно-фантастического электронного звучания лаунчпада, перфоманс явил зрителям пластическую танцевальную сцену. Примечателен тот факт, что в наше время можно создавать действительно оригинальные и интересные вещи без обилия роскошных декорации и реквизита. Для этого также важно обладать некоторой долей воображения. Что и продемонстрировали актёры театра «Жывое дзеянне», облаченные в чёрные костюмы. Спрятавшись под объемную чёрную материю, они свободно качались, переворачивались, принимали разные позы, пытаясь создать визуальную иллюзию вздымающихся морских волн в ночную пору.

Больше всего поразило появление главной героини в белом платье, символизирующем утреннюю пору после утихомирившегося «шторма». Она несла за собой внушительных размеров «полотно» из прозрачного обёрточного целлофана, как длинную мантию сказочной феи. Во время движения оно взлетало и развевалось, стелилось позёмкой по паркету. Создавалось впечатление, что это морская волна, приливающая и отливающая, вздымающаяся и разбивающаяся о берег.

Мягкое освещение розовато-фиолетовых оттенков падало на картины Айвазовского «Лунная ночь в Амальфи», Туманное утро», «Ночь на острове Родос». Этот свет прекрасно гармонировал с небесными цветами фона этих шедевров. И когда девушка двигалась по сцене, буквально стремглав проносясь мимо зрителей, её просвечивающийся шлейф поглощал лучи освещения, а вместе с ними и картины. В такие моменты казалось, что небо и вода словно сливаются воедино. Вестница утренней зари несла за собой благоухающие небесные краски рассвета на чистой морской волне…

Выставка завершит свою работу 1 июня 2018 г. Спешите видеть!

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

miasin.by

Завтра в Национальном художественном музее открывается выставка "Айвазовский и маринисты" к 200-летию со дня рождения знаменитого пейзажиста

YouTube Instagram Завтра Минск накроет «Буря». Грандиозное полотно Ивана Айвазовского о трагедии на Азовском море впервые после реставрации покажут всем любителям и ценителям серьезной академической живописи. До конца лета увидеть море глазами самого известного из маринистов можно в Национальном художественном музее. Выставка «Айвазовский и маринисты» — подарок минчанам и гостям города к 200–летию со дня рождения художника, перед картинами которого, говорят, робели даже бывалые моряки.

Каждый из четырех музейных залов — своеобразная энциклопедия и одновременно путеводитель по одному из самых захватывающих жанров изобразительного искусства. К слову, практически все произведения — из фондов НХМ. А это — почти 40 живописных и графических работ. — Некоторые из них гости уже могли видеть в 2012 году, когда у нас в последний раз проходила крупная выставка маринистов «Иван Айвазовский и морской пейзаж XIX — XX вв.», — проводит экскурс в историю заведующий отделом русского и зарубежного искусства музея Алексей Хоряк. — Но тогда, увы, мы не показали нашу главную жемчужину, «Буря на Азовском море» не могла экспонироваться по состоянию сохранности. Чуть позже мы нашли партнеров, которые выделили 3 тыс. долларов и помогли с покупкой рамы. Все–таки размеры полотна серьезные — 2,13 на 3 метра. Корреспонденты «СБ» прогулялись по залам и вместе с Алексеем Петровичем в деталях и мазках рассмотрели самые примечательные работы лучших маринистов XIX в.1. Иван Айвазовский

«Буря на Азовском море в апреле 1886 года» (1887 г.)

— Это самая большая картина художника из наших фондов. В музей она попала из частной коллекции Лидии Руслановой, а до этого ее владельцем был исследователь Арктики Владимир Русанов. В советский период «Буря...» время от времени появлялась на выставках, но затем ее пришлось убрать в запасники — пожелтел лак, сильно изменились тонировки. Восстанавливали буквально по миллиметрам.

Картина имеет еще две авторские версии: одна, под названием «Кораблекрушение», находится в Румынии, вторая — «Буря» — в Ярославле. У нас, считаю, лучший вариант этой работы, самый драматичный. В основе сюжета — реальная история, которая и вдохновила художника на создание полотна. В результате непогоды и сильной бури весной 1886–го корабль «Ястреб» начал тонуть, судно разнесло в щепки. Из всего экипажа выжил лишь один человек — матрос Еремченко, который привязал себя к мачте и провисел там несколько суток, ожидая помощи.

КСТАТИ. Рассказывают, что предыдущий директор музея Елена Аладова лично ездила к Лидии Руслановой и вела переговоры о приобретении картины, после чего певица сама приезжала в музей за гонораром.

2. Иван Айвазовский

«Ниагарский водопад» (1892 г.)

— На мой взгляд, одна из самых неизбитых работ Айвазовского. Всем известны его морские пейзажи, фрегаты, бури и штормы, а вот Ниагарский водопад в его исполнении, уверен, станет для многих открытием. Находясь в Нью–Йорке, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне полотна, художник воссоздал водопад с удивительной точностью.

В 1892 году Айвазовский путешествовал по Америке, а спустя год принял участие в Международной выставке в Чикаго, где ему выделили целый (собственный!) зал и где экспонировалось это произведение. Не так давно у нас в гостях была гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Увидев «Ниагарский водопад» в одном из залов, она выразила недоумение: почему, мол, ее сотрудники не попросили у нас это полотно для грандиозной выставки, которая проходила в 2016 году в Москве и была приурочена к юбилею со дня рождения художника?

КСТАТИ. В фонды нашего Художественного музея самый ранний вариант картины попал в 1981 году из частной коллекции.

3. Иван Айвазовский

«Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж» (1845 г.)

— Эта картина написана в Петербурге после возвращения Айвазовского из пенсионерской поездки — заграничной стажировки молодых художников, в которую их отправляла Императорская академия художеств за выдающиеся результаты в учебе. Кстати, свое мастерство за границей, помимо Айвазовского, совершенствовали также Шишкин, Брюллов, Репин — все те, кого мы сегодня называем классиками русской живописной школы.

С этой работой также связана одна любопытная история. «Лунная ночь...» могла бы украшать императорские покои. Современники свидетельствовали, что, прогуливаясь как–то по набережной Невы, Айвазовский встретил императора Николая I. Тот, увидев незадолго до этой встречи работу, пожелал ее приобрести. Но художник, поразмыслив, вежливо отказал: дело в том, что пейзаж он писал по заказу для министра юстиции Виктора Никитича Панина в паре с еще одним произведением. Будучи человеком слова и несмотря на просьбу государя, Айвазовский все же отдал работу первоначальному заказчику. Что, на мой взгляд, многое говорит о его личных и человеческих качествах.

4. Василий Суриков

«Крым. Симеиз. Берег моря» (1913 г.)

— Эта акварельная работа несколько выбивается из общей концепции выставки. Дело в том, что мы постарались преимущественно представить живопись художников академического круга, таких как Айвазовский, который до конца жизни остался верен этой традиции. Здесь же мы видим работу скорее реалистичную. Реализм как направление выходит на первый план начиная с 60–х гг. XIX в., когда академизм уже не так сильно котируется. Обратите внимание: композиция становится проще, здесь меньше нарочитой эмоциональности, а больше лаконизма и простоты.

6. Валентин Серов

«Амстердам» (1885 г.)

— Здесь уже другой Серов, стилистика этой работы совсем иная, нежели, скажем, в «Девочке с персиками». Несмотря на скромные размеры и на то, что это графика, конкурировать с ней многим более монументальным полотнам тяжело. Произведение предельно выразительно, лаконично, с одной стороны, эмоционально — с другой. И вновь перед нами, по ощущениям, художник скорее XX в., нежели XIX в.

5. Алексей Боголюбов

«Пожар в Кронштадте» (1875 г.)

— Боголюбов, с одной стороны, продолжал академические традиции Айвазовского. Но с другой — он учился во Франции и в какой–то мере впитал традиции импрессионизма, что отчетливо видно по этой работе. Здесь уже не академическое гладкое письмо, а сконцентрированная эмоциональность, взволнованность, обобщенность — то, что свойственно именно импрессионистам.

Сюжет, к слову, тоже не канонический. И, на мой взгляд, он больше тяготеет к русскому искусству начала XX в., когда импрессионизм только начинает входить в моду.

7. Николай Досекин

«Устье Темзы» (1886 — 1896 гг.)

— Признаюсь честно: очень люблю эту работу. И лично мне «Устье Темзы» больше напоминает фотографию, которая выхватывает кусочек реальности. Несмотря на размеры, она подкупает своей монументальностью и выразительностью. И тяготеет скорее не к русскому искусству второй половины XIX в., а к искусству европейскому того же периода. Очень сильная работа.

СПРАВКА «СБ»

Всего на выставке покажут 42 картины, из них 13 живописных и две графические работы Ивана Айвазовского.

[email protected]

Фото Александра КУЛЕВСКОГО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку. YouTube Instagram

www.sb.by

На выставке к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского представлено более дюжины его полотен

Выставка «Айвазовский и маринисты» открылась в Национальном художественном музее, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Экспозицию составляют не только работы известного русского художника Ивана Айвазовского, но и других маринистов: Александра Бенуа, Льва Лагорио, Габриелло Касесси, Алексея Боголюбова, Николая Дубовского…

В числе прочих можно увидеть отреставрированную картину Айвазовского «Буря на Азовском море в апреле 1886 года». Полотно было восстановлено стараниями музейного реставратора и поражает своим трагизмом: на ней запечатлен матрос, из последних сил цепляющийся за мачту тонущего корабля. Отмечает интерес этой работы и куратор выставки, заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Алексей Хоряк:

— Честно скажу, когда реставрация подходила к завершению мне картина открылась совершенно с другой стороны: более отчетливой стала холодная гамма, которой до этого не было видно. Эту работу я действительно полюбил сильнее, — рассказал А. Хоряк. — Еще у Айвазовского мне всегда нравилась работа «Туманное утро» 1883 г. (ее также можно увидеть на выставке. – Прим. авт.). Совершенно спокойная погода, солнце, ничего особенного, но у меня эта работа всегда вызывала умиротворение.

Кроме картин на экспозиции представлены и карандашные наброски авторства самого Айвазовского, а также подборка марок, посвященных художнику, из частной коллекции.

Выставка «Айвазовский и маринисты» продлится в Национальном художественном музее до 31 августа.

Подготовил Никита Дайнеко

Фото Сергея Пожоги

minsknews.by

"Айвазовский и маринисты" в НХМ Беларуси

На первом этаже Национального художественного музея вновь открылась («по многочисленным просьбам посетителей») выставка «Айвазовский и маринисты», впервые показанная в прошлом году к 200-летию главного мариниста Российской империи. Особой концептуальности в проекте нет: по-моему кураторы просто собрали вместе все имевшиеся в собрании музея работы, где так или иначе присутствует большая вода (+ взяли одну картину из чьей-то частной коллекции). Благодаря плодовитости Айвазовского у НХМ получилось накопить сразу 13 его больших полотен, включая гигантскую «Бурю на Азовском море в апреле 1886 года» (1887), специально отреставрированную к прошлогоднему юбилею, так что совсем уж бедной выставка на выглядит. К ним добавили несколько работ его современника Алексея Боголюбова и ученика Льва Логорио.

Айвазовский всегда популярен, доступен и эффектен, так что не удивлюсь, если просьбы вернуть экспозицию у посетителей действительно были. «Буря» экспонируется в отдельном зале с соответствующим звуковым сопровождением и разбросанными перед ней креслами-мешками, чтобы все желающие могли повтыкать на сюжет крушения корабля «Ястреб» и драму единственного выжившего матроса повнимательнее. В остальном Айвазовский как Айвазовский. Есть пара «Чумаков», нетипичный вид Ниагарского водопада, и даже одна картина на сухопутную тематику. Спасибо давним закупкам у певицы Лидии Руслановой, продавшей 34 картины из своей коллекции нашему музею, включая четырех Айвазовских из 13 имеющихся.

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» (1846).

«Чумаки у мельницы».

«Буря» (1852).

«Чумаки на отдыхе» (1855).

«Ночь на острове Родос» (1850).

«Ниагарский водопад» (1892).

«Туманное утро» (1853).

«Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж» (1845).

«Утро на море» (1883).

«На Днепре» (1850-е).

«Турки жгут пленных греков» (1897).

«Марина» (1858).https://scontent.fiev1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/30414588_1475151425927698_6079240307954873620_n.jpg?_nc_cat=0&oh=4e08995561293c7548da0dbdace9b5f1&oe=5B67408B

Гвоздь. «Буря на Азовском море в апреле 1886 года» (1887).

Павел Тизенгаузен. «Буря» (1876).

Лев Логорио «На морском берегу» (1871).

Габриело Кассеси «Маяк (рубеж 1870-80-х), частная коллекция.

Алексей Боголюбов «Парад русского флота» (1888).

Николай Гриценко. «Фрегаты «Владимир Мономах» и «Память Азова» в Коломбо на Цейлоне» (1891).

Алексей Боголюбов «Морской пейзаж» (1878).

Алексей Боголюбов «Пожар при Кронштадте» (1875).

Альберт Бенуа «На Белом море» (1911).

Валентин Серов «Амстердам» (1885).

Александр Беггров «Петербург ночью» (1899).

darriuss.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта