Полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» не будет снято с торгов Sotheby’s. Вечер в каире айвазовский картина
Скандал вокруг "Вечера в Каире"
Иван Айвазовский. Вечер в Каире
2 июня на аукционе Sotheby's началась неделя "русских торгов". Этому предшествовал настоящий международный скандал вокруг картины "Вечер в Каире" великого русского художника Ивана Айвазовского. Работа была написана в 1870 году, после путешествия Айвазовского в Египет, где художник присутствовал на открытии Суэцкого канала. Несмотря на то, что художник очень много путешествовал по странам Средиземноморья, в Египте он побывал только один раз. "Вечер в Каире" - шедевр мастера, поражающий величием предзакатного вида и точными топографическими деталями. На картине изображён панорамный вид на самые известные места Каира - заход солнца над пирамидами Гизы с возвышенности на восточной окраине города.30 мая стало известно, что Российское бюро Интерпола направило в правоохранительные органы Великобритании запрос с требованием снять картину с торгов, мотивируя это тем, что "Вечер в Каире", выставляемый на продажу Sotheby's, был украден в 1997 году из частной коллекции. Российские СМИ сообщили, что картина не выставлялась с 1950 года, после того как была представлена в Третьяковской галерее. В начале XX века полотно находилось в собственности известного коллекционера Н.И. Дедова, а в 1940-х годах его приобрел контр-адмирал Иван Носенко, занимавший в то время пост наркома судостроительной промышленности. Он увлекался собирательством произведений живописи - занятием необычным для людей его ранга. Коллекционер Носенко выставлял принадлежащие ему работы Айвазовского, Маковского, Саврасова на огромных выставках на Кузнецком мосту. В 1956 году Носенко скончался. Все наследство перешло к жене Тамаре и детям. Один из сыновей Носенко - Юрий, делал карьеру в органах безопасности, ездил в загранкомандировки, в одной из которых остался в США. Вынесенный ему приговор коснулся и памяти его отца. Упоминания о Носенко-старшем, сделавшем достаточно много для становления советского военного и гражданского флота, были вычеркнуты из учебников и энциклопедий. А сын после отсидки в американской тюрьме был принят на работу в ЦРУ и скончался в 2008 году.Аукционный дом Sotheby's, несмотря на заявление российского Интерпола, выставил картину на торги. Представители Sotheby's утверждают, что картины "Вечер в Каире" нет в списках украденных предметов искусства, которые ранее распространило Министерство культуры России, нет ее и в списках международной базы украденных ценностей. Продает картину ее владелица из Британии, которая приобрела полотно в 2000 году на законных основаниях и имеет полное право представить её на торги. Директор отделения Sotheby's в России Михаил Каменский сообщил, что разногласия между нынешней владелицей полотна и семьей Носенко переведены в сугубо финансовую плоскость. А это означает, что спор всё же не окончен, а вещь спешат сбыть. Эксперты Sotheby's рассчитывают, что работа Ивана Айвазовского "Вечер в Каире" станет одной из самых дорогих работ торгов. Ее примерная оценочная стоимость составляет 1,5-2 миллиона фунтов стерлингов. Теперь вопрос заключается в том, рискнет ли кто-то приобрести работу, вокруг которой разгорелся международный скандал.
Кроме названной картины на продажу выставлены ещё несколько картин Айвазовского, одна из них продана в самом начале торгов за 341 тысячу фунтов стерлингов.
Иван Айвазовский. Шторм на Черном море, 1893
Пока писала новость, пришла следующая. Сегодня 2 июня в аукционном доме Sotheby's сообщили, что картина русского художника Ивана Айвазовского "Вечер в Каире" снята с торгов по просьбе российского бюро Интерпола.
bellezza-storia.livejournal.com
Картина Айвазовского "Вечер в Каире" снята с торгов Sotheby's
12:3402.06.2015
(обновлено: 13:28 02.06.2015)
183161
МВД России направило по линии Интерпола запрос в правоохранительные органы Великобритании с требованием снять картину с торгов как краденую. По данным ведомства, картина была похищена в 1997 году из частной коллекции в Москве.
ЛОНДОН, 2 июн — РИА Новости, Мария Табак, Ирина Чумакова. Картина Ивана Айвазовского "Вечер в Каире" снята с торгов в Великобритании по просьбе продавца, сообщил РИА Новости глава мирового отдела коммуникаций, связанных с продажами, аукционного дома Sotheby's Мэттью Вейман.
Ранее МВД России направило по линии Интерпола запрос в правоохранительные органы Великобритании с требованием снять картину с торгов как краденую. По данным ведомства, картина была похищена в 1997 году из частной коллекции в Москве.
"Вечер в Каире" Ивана Айвазовского, лот номер 23, снят с продаж Sotheby's произведениями русской живописи по просьбе консигнанта", — сообщил он.
Эксперты Sotheby`s рассчитывали, что работа станет одной из самых дорогих вечера. Ее эстимейт (примерная оценочная стоимость) составлял 1,5-2 миллиона фунтов стерлингов. Она не выставлялась с 1950 года, с тех пор, как была выставлена в Третьяковской галерее. Провенанс (происхождение) работы указан как "Коллекция Н.И.Дедова". В 1940-х годах работа, по данным СМИ, принадлежала семье Ивана Носенко — министра транспортного машиностроения СССР, а затем народного комиссара судостроительной промышленности СССР.
Работа была написана в 1870 году, после путешествия Айвазовского в Египет, где художник присутствовал на открытии Суэцкого канала. Несмотря на то что художник очень много путешествовал по странам Средиземноморья, в Египте он побывал всего лишь раз, и это объясняет то, что картин с египетскими видами у него не так много.
В минувшую субботу представитель МВД РФ Елена Алексеева сообщила, что российский Интерпол просит оказать правоохранительные органы Великобритании содействие в снятии с торгов похищенной картины Айвазовского.
Sotheby's, в свою очередь, заявил тогда РИА Новости, что провел все необходимые проверки и консультации с российскими властями относительно "Вечера в Каире" и что работа не значилась ни в распространяемой министерством культуры РФ базе данных украденных культурных объектов, ни в международной базе данных украденных объектов искусства. Представитель пресс-службы ранее заявил, что "Вечер в Каире" будет продаваться 2 июня 2015 года с согласия как семьи Носенко, так и того, кто выставил ее на продажу.
ria.ru
«Вечер в Каире» перестает быть томным :: Впечатления :: РБК.Стиль
«Вечер в Каире» перестает быть томным
© Sotheby's
Автор Текст: Виктор Кудревич
01 июня 2015
2 июня аукционный дом Sotheby's собирается продать картину Ивана Айвазовского «Вечер в Каире». В России уверены, что картина краденая. Руководство Sotheby's утверждает обратное. Аукционерам не привыкать к скандалам с крадеными картинами.
«Вечер в Каире» — один из главных лотов русских торгов Sotheby's, которые продлятся всю неделю. Эксперты оценивают ее стоимость в £1,5–2 млн. Однако торги по картине сопровождаются громким скандалом. В России многие уверены, что это произведение Айвазовского — краденое. Его якобы похитили в 1997 году в Москве во время ограбления квартиры потомков советского контр-адмирала, наркома судостроительной промышленности Ивана Носенко.
В частности, об этом заявил Владимир Носенко — сын бывшего владельца произведения искусства. Российское отделение Интерпола уже отправило запрос аукционному дому Sotheby's с просьбой снять картину с торгов до выяснения всех обстоятельств. Однако аукционеры делать этого не собираются. По их словам, нет никаких доказательств, что эта картина краденая.
Более того, у акционеров есть документ, подписанный следователем, который вел дело об ограблении квартиры наследников Носенко. В нем сказано, что «в материалах уголовного дела отсутствует описание, фотографии и какие-либо другие официальные документы, которые могли бы дать возможность сравнить картину, похищенную в 1997 году у потерпевшей Носенко Т.Г., с картиной, представленной на аукционе Sotheby's».
Все дело в том, что картина Айвазовского «Вечер в Каире», которая хранилась в семье контр-адмирала, практически нигде не выставлялась. Нет четких фотографий и других документов, из которых было бы понятно, как вообще она выглядела. При этом Айвазовский за свою жизнь написал почти 6000 картин, в том числе не одну, так или иначе связанную с Египтом. И поэтому искусствоведы сильно сомневаются, что потомкам Носенко удастся доказать, что на аукцион выставлена именно украденная у них картина, а не похожее произведение художника.
Все пути ведут на аукцион
Краденые картины нередко оказываются на торгах, в том числе и известных аукционных домов. Если доказательства преступления серьезные, аукционеры всегда снимают произведения с продажи.
Иван Айвазовский «Буря у скалистого берега»
Картины Ивана Айвазовского пользуются большим спросом у воров. Так, в 1990 году во время ремонта в помещении Армянского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами украли полотно художника «Буря у скалистого берега». Через два десятка лет картина появилась в каталоге российского аукционного дома «Гелос». Выяснилось, что на торги ее выставил член Совета Федерации России Оганес Оганян.
Политик-коллекционер заявил, что купил картину в 2004 году, причем проверял ее происхождение через Интерпол и Росохранкультуру, но те ничего подозрительного не выявили.
Как только Оганян узнал, что картина краденая, он снял ее с торгов, а вскоре вернул прежнему владельцу.
Пьер Огюст Ренуар «На берегу Сены»
Картину выставил на продажу аукционный дом Potomack Co. Она оценивалась не менее чем в $75 000. Однако незадолго до торгов выяснилось, что пейзаж в 1951 году украли из Музея искусств в Балтиморе.
Почти через 60 лет картина каким-то образом оказалась в Виргинии, где ее совершенно случайно за $7 купила ее нынешняя владелица. Именно она и выставила картину на аукцион. После сообщения о том, что картина краденая, с торгов ее сняли, но юридические споры о том, нужно ли ее вернуть в музей или оставить у добросовестного приобретателя, продолжаются до сих пор.
Эдгар Дега «Прачки, страдающие от зубной боли»
Sotheby's выставил эту картину на торги осенью 2010 года, предполагая выручить за нее от €248 000 до €319 000о. Однако сотрудник музея Гавра, увидев каталог Sotheby's, узнал в картине полотно, украденное из музея около 40 лет назад. Картину сняли с торгов, а с владельцем украденного шедевра начали переговоры о ее возвращении в музей.
style.rbc.ru
Иван Константинович Айвазовский Вечер в Каире: Описание произведения
В 2015 году на русских торгах аукциона Sotheby's была заявлена одна из редких картин Айвазовского не на морскую тему – «Вечер в Каире». Эстимейт установили в рамках 1,5-2 миллионов фунтов стерлингов, торги были назначены на 2 июня. Однако Национальное центральное бюро Интерпола в России направило в Великобританию запрос с требованием снять картину с торгов, поскольку в 1997 году она была похищена из частной коллекции в Москве. Судьба картины до похищения известна: полотно находилось в коллекции московского собирателя Дедова. В 1940-е он продал ее Ивану Носенко, занимавшему пост наркома судостроительной промышленности. После смерти Носенко картина перешла в собственность его вдовы. В 1997 году 80-летняя Тамара Георгиевна ожидала внучку с продуктами. Вместо нее пришлось встретить грабителей. Из квартиры вынесли работы Айвазовского, Саврасова, Шишкина. «Вечер в Каире» оценивается как самый дорогой экземпляр коллекции.Страсти вокруг картины разгорались нешуточные. Представители Sotheby's заявили, что картина не числится ни в списке украденных предметов искусства, составленном Министерством культуры России, ни в международном Art Loss Register. Однако аукционисты связались с «предположительно бывшим владельцем картины» и договорились о выплате определенного процента со стоимости лота. Похоже, в Sotheby's тоже не были уверены в чистоте происхождения картины и понимали, что такой способ решить проблему оптимален для всех. Однако российские и, возможно, британские правоохранители иначе посмотрели на это дело. МВД и Интерпол настойчиво требовали снять картину с торгов. Утром 2 июня 2015 года за несколько минут до начала торгов картина таки были снята. Ее состояние на данный момент (июнь 2016 года) всё то же – «выяснение обстоятельств».
Автор: Алена Грошева
artchive.ru
"Вечер в Каире" Ивана Айвазовского сняли с торгов в последний момент — Российская газета
Картина "Вечер в Каире", несомненно, была одной из жемчужин серии торгов произведениями российского искусства, которые на этой неделе проводят престижнейшие аукционные дома Великобритании. По предварительным оценкам, картина могла уйти с молотка за 1,5-2 миллиона фунтов стерлингов. Если бы не оказалась краденой.
О темном прошлом полотна стало известно уже после того, как Sotheby's внес работу Айвазовского в каталог лотов под номером 23. Там его увидели представители семьи Носенко, которая раньше владела полотном. Советский контр-адмирал Иван Носенко купил "Вечер в Каире" для своей коллекции в конце 1940-х годов. Затем полотно передавалось из поколения в поколение до тех пор, пока в 1997 году картина не была украдена из квартиры семьи в Москве. Когда же представители семьи Носенко увидели фотографию картины "Вечер в Каире" на сайте аукциона Sotheby's, то заявили о том, что именно это полотно было похищено почти 20 лет назад.
При этом на торги в Лондоне картину Айвазовского выставила британская владелица, которая еще в 2000 году купила полотно со всей сопутствующей документаций в Европе. И даже не подозревала о том, что оно краденое. Для того чтобы пролить свет на темную историю, МВД России направило по линии Интерпола запрос в правоохранительные органы Великобритании с просьбой снять картину Ивана Айвазовского "Вечер в Каире" с аукциона. "Российское бюро Интерпола продолжает предпринимать все возможные меры в рамках международного полицейского сотрудничества по разрешению вопроса о возвращении картины Айвазовского "Вечер в Каире" ее законному владельцу", - заявила официальный представитель ведомства Елена Алексеева.
Вначале Sotheby's ответил отказом на запрос российской стороны. В аукционном доме объяснили, что картина прошла все необходимые проверки, а семья Носенко согласилась на продажу полотна с учетом получения процента от сделки. Однако история на этом не закончилась. Даже небольшая вероятность того, что один из наиболее авторитетных аукционных домов может быть замешан в продаже краденого произведения искусства, вызвала целый шквал критических публикаций в СМИ как в России, так и в Британии. Похоже, представители Sotheby's не оставили без внимания эти статьи, в том числе материал, опубликованный накануне в "Российской газете".
К чести аукционного дома он решил снять полотно Айвазовского "Вечер в Каире" с торгов, тем самым удовлетворив просьбу российского бюро Интерпола. "Картина "Вечер в Каире" Ивана Айвазовского, лот номер 23, снята с продаж по просьбе владельца", - сообщил представитель аукционного дома Мэтью Уэлгман перед началом торгов, отметив, что о дальнейшей судьбе полотна Sotheby's ничего не известно.
Между тем и без "Вечера в Каире" Айвазовского "русские торги" на Sotheby's обещают быть успешными. На продажу выставлены полотна таких мастеров, как Иван Шишкин, Исаак Левитан, Валентин Серов, Александр Бенуа, Николай Рерих и многих других. Всего на торгах было представлено порядка двухсот полотен русских художников. Стартовая цена каждого из них составляла тысячи фунтов стерлингов. Отдельно проводятся торги изделиями русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства, а также иконами.
rg.ru
История похищения картины И.Айвазовского "Вечер в Каире" еще тот детектив!
В последние дни появилось много публикаций о том, что российский Интерпол обратился к организаторам торгов в аукционного дома Sotheby's Соединенного Королевства с просьбой снять ее с продажи. Этот факт многократно описан. Рассказывается, что в январе 1997 года в Москве из частной коллекции была украдена картина И.Айвазовского "Вечер в Каире". Мы же хотим вас познакомить с детективной историей похищения картины у семьи её последнего владельца - вдовы наркома водного транспорта Носенко.
Добавим еще, картина была написана И.Айвазовским в 1870 г., когда художник присутствовал на открытии Суэцкого канала.
Российский Интерпол проводит мероприятия по снятию с торгов в Великобритании похищенной картины Айвазовского.Картина Ивана Айвазовского. Об этом сообщила официальный представитель МВД России Елена Алексеева."Запрос в правоохранительные органы Великобритании об оказании содействия направило Российское Бюро Интерпола", - сказала она, уточнив, что речь идет о снятии с торгов одного из крупных аукционных домов Соединенного Королевства картины И.К. Айвазовского "Вечер в Каире", "которая была похищена в 1997 году из частной коллекции в Москве".Полотно одно время находилось в собственности известного собирателя Н.И. Дедова, в начале 1940-х годов картину купил Иван Носенко, занимавший в то время пост наркома судостроительной промышленности. После его смерти в 1956-м обладательницей коллекции стала вдова бывшего наркома, у которой картина и была похищена из московской квартиры. Оценочная стоимость полотна на тот момент на черном рынке составляла примерно 120 тысяч долларов. Айвазовский прославился своими морскими пейзажами. Его произведения на какую-либо иную тему встречаются исключительно редко и высоко ценятся знатоками. К таковым относится картина «Вечер в Каире», написанная в 1870-м.----------
Материал из архива газеты "Молодежь Эстонии"
Статья с рассказом об этой истории вышла в газете:№04 24/01/1997
--------
"Вечер в Каире"
Рубрику ведет Олег РАЗУМОВСКИЙ
Выдающийся русский художник Иван Константинович Айвазовский прославился своими морскими пейзажами. В творчестве мастера-мариниста среди бесчисленных "Девятых валов" произведения на "сухопутную" тему встречаются исключительно редко. Может быть, именно в силу этого они и ценятся так высоко знатоками и коллекционерами.
К числу таких редких творений Айвазовского относится картина "Вечер в Каире". "1870 год. 110х132 см. Холст. Масло" - сообщается о ней в каталогах. По мнению многих, картину можно назвать уникальной, поскольку изображен на ней закат солнца на суше, в пустыне, на окраине Каира, - работ подобного содержания у художника больше нет. Поэтому каждый коллекционер мечтал бы заполучить ее в свое собрание.
О значении этого полотна в творческом наследии художника-мариниста можно судить по тому, что эксперты Третьяковской галереи не смогли назвать его стоимости, посчитав картину бесценной. Место ей в национальных хранилищах, в государственных галереях.
Однако ни в экспозиции, ни даже в запасники государственных сокровищниц "Вечер в Каире" не попал, переходя из одних частных рук в другие. Именно это обстоятельство позволило оценщикам из сферы нелегального обращения предметов искусства решиться на то, на что не смогли специалисты из госучреждений: они знают цену работы Айвазовского и определяют ее "рыночную стоимость" в 100-120 тысяч долларов - на этом рынке рубли не обращаются.
Сказанное и определило судьбу картины, привлекшей к себе внимание дельцов из подпольно-криминального мира. Биография "Вечера в Каире" вполне укладывается в сюжет настоящего детектива с навороченным сюжетом, с жертвами и преступниками.
Это полотно одно время находилось в собственности известного коллекционера Н.И.Дедова, однако в начале 40-х годов его купил тогдашний министр водного транспорта Носенко. Следует сказать, что бывший советский нарком, как их тогда называли, собирал произведения искусства с любовью и знанием дела, а не просто как помещение капитала. В его коллекции хранились уникальные живописные полотна, скульптуры, предметы антиквариата. В квартире Носенко на Большой Бронной (кстати, газеты услужливо называют ее точный адрес, очевидно в интересах будущих охотников наведаться в нее) находятся работы Маковского, Саврасова, Айвазовского, Шишкина и других.
Семейство Носенко не относилось к тем "скупым рыцарям", которые скрывают свои сокровища от посторонних глаз. Так, тот же "Вечер в Каире" в 1950 году был выставлен в галерее Союза советских художников на Кузнецком. И возможно, именно тогда полотно привлекло к себе хищный и завистливый взор какого-то таинственного собирателя, поставившего целью своей жизни непременно заполучить его в свои руки. А такие "ценители", как известно, не останавливаются ни перед временем, ни перед деньгами.
После смерти экс-наркома обладательницей коллекции стала его вдова Тамара Георгиевна Носенко.
Легко представить, как живется в наше время этой уже далеко немолодой женщине. Какая нынче пенсия у стариков - известно. Сын давно взрослый и работает по дипломатической линии в Израиле. Из всех посетителей 79-летнюю Тамару Георгиевну навещают лишь невестка да внучка, которой 22 года. Все меньше друзей и знакомых...
Учитывая криминогенную обстановку в столице, вдова Носенко поставила у себя в квартире железную дверь, снабдила ее замками и запорами, установила сигнализацию, которую, впрочем, по забывчивости постоянно оставляла невключенной.
Но хитроумные запоры - слабая защита от лихих людей. Семь лет назад в дверь ее квартиры позвонили. Выглянув в глазок, женщина увидела двух незнакомцев в милицейской форме. Привыкшая доверяться людям в форме, она открыла дверь. Проникнув в квартиру, пришельцы набросились на висевшие на стене картины, и "Вечер в Каире" был среди шедевров, привлекших их внимание в первую очередь.
Сообразив, что стала жертвой обмана, пенсионерка ухитрилась вырваться на лестничную площадку и стала кричать и бить ногами по железной сетке лифта.
Грабители сочли за лучшее бежать не солоно хлебавши.
Но страсть коллекционера не поддается сроку давности. И если та попытка ограбления была сделана по наводке заказчика, то ясное дело, что от своего намерения он не откажется. Тем более что "объект" представлялся весьма заманчивым: одинокая старая женщина, пустынные лестничные пролеты, лишь немолодая вахтерша восемью этажами ниже - сидит себе и дремлет...
Так что злоключения носенковской коллекции не закончились.
Приобщившаяся в свое время к жизни "высшего круга", Тамара Георгиевна пыталась найти выход из беспросветного существования пенсионерки, и понемногу распродавала то, что было менее дорого ее душе. Так, совсем недавно она продала одну картину за 16 тысяч долларов. В мире подпольного коллекционирования информация поставлена на высочайшем уровне. Куда следует и кому следует пошла весточка: жива старуха, да и коллекция не пущена по ветру.
В "черный понедельник" - 13 января нового года, примерно около половины седьмого вечера, в дверь квартиры на 8-м этаже дома по Большой Бронной раздался звонок. Выглянув в глазок, Тамара Георгиевна увидела молодого человека "восточной наружности" в модном пальто, белоснежной сорочке и дорогом галстуке...
Начиная с этого момента версии о дальнейшем настолько расходятся, как будто речь идет о двух разных случаях. Если бы не было у них одинакового финала: похищен "Вечер в Каире"!
Возможно, перепугавшись, женщина сама путалась в своих рассказах о происшедшем, что в 79-летнем возрасте вполне естественно. Или репортеры уголовной хроники в стремлении опередить конкурентов присочинили к фактам кому что пришло на ум. Или же милиция - "в интересах следствия" - сообщала взаимоисключающие подробности.
Более детективно-кинематографическая версия выглядит так.
...40 лет назад, еще будучи членом семьи члена правительства, Тамара Носенко отправилась отдохнуть и подлечиться в Карловы Вары, где на досуге познакомилась и подружилась с супругой третьего секретаря ЦК Компартии Таджикистана. Разъехавшись по домам, женщины продолжали поддерживать отношения даже после того, как обе овдовели. То весточку к празднику пошлют, то погостить друг к другу съездят...
Не так давно Тамара Георгиевна снова побывала в гостях у сына своей подруги, крупного политика и экономиста. Прощаясь, он пообещал гостье "прислать настоящих таджикских лимонов".
"Ваши друзья прислали лимонов, возьмите, пожалуйста!" - якобы сказал хозяйке пришелец, позвонивший в дверь. Не подозревая ничего дурного, женщина отперла все замки.
Однако стоило ей приоткрыть дверь, как из-за лестничного простенка появился второй незнакомец, который уже не напоминал "мальчика из хорошего дома": на лице - черная маска, на руках - перчатки... "Схватив 79-летнюю женщину за горло, преступники поволокли ее в спальню, где швырнули на пол, связав руки", - повествует о случившемся дальше газета "Сегодня" в разделе "Происшествия".
Налетчики огляделись, нашли то, что искали, вырезали из рамы картину Айвазовского "Вечер в Каире", добавив заодно еще "Пейзаж" А.Саврасова и "Ходатаев по делу" К.Маковского.
"Преступники явно никуда не спешили, - продолжает свое повествование "Сегодня", - они расхаживали по квартире и даже цинично поедали хозяйские леденцы, а когда пролежавшая целый час на полу женщина стала стонать, грабители "любезно" переложили ее на кровать. Забрав все самое ценное, преступники скрылись".
Насчет "всего самого ценного" - то ли журналисты преувеличили, то ли грабители чего-то недоглядели, то ли просто "заказа" не было: на стене той же комнаты висел пейзаж И.Шишкина, стоивший, по оценкам специалистов, 300 тысяч долларов. Однако и то, что было похищено из квартиры - картины, драгоценности, антикварный фарфор, - потянуло на полмиллиона баксов.
Вторая версия явно проигрывает первой в картинности.
Согласно ей, старая женщина ожидала визита своей внучки, которая обычно по понедельникам приносила ей продукты на неделю. Поэтому злоумышленники, позвонив, сказали что пришли от нее. А когда они снимали картины со стен и вырезали их из рам, в дверь позвонила сама внучка. Не дождавшись ответа, она попыталась открыть дверь своим ключом, однако преступники предусмотрительно заперли ее на цепочку. Девушке все же удалось проникнуть в коридор, но на нее набросились, связали и усадили рядом с бабушкой, приказав "сидеть тихо". Пострадавшие утверждают, что им угрожали, так как у грабителей в руках были ножи, а хозяйке вставили кляп.
Однако репортер "МК" не без оснований полагает, что "возможно, впрочем, что со страха им это померещилось". Тем более что старая женщина после их ухода упала в обморок, и пришлось вызывать "скорую".
Милиции, прибывшей по звонку внучки, оставалось лишь разглядывать пустые рамы из-под картин, подсчитывать урон да опрашивать свидетелей. Женщины в квартире полагают, что по виду грабители напоминали "кавказцев", а сама Тамара Георгиевна считает, что, возможно, один из них уже побывал у нее и потому скрывался под маской. И вахтерша, видевшая, как они без проблем открыли кодовый замок на подъездной двери, утверждает, что один вошел как "свой человек" и еще про другого сказал: "Этот со мной".
Сейчас по всем отделениям милиции, картинным галереям, воровским скупкам и антикварным лавкам разосланы "оперативки" с описаниями похищенного: картина Айвазовского изображает "закат солнца в пустыне", Саврасов - "весенняя распутица на российской дороге", Маковский - "жанровая сценка - двое крестьян, пришедших на поклон к купцу", столовое серебро, чашки из антикварного сервиза...
Но особой надежды, что преступление удастся раскрыть и вернуть похищенное владелице, ни у кого нет: "похищенные по заказу" предметы искусства бесследно исчезают в закрытых собраниях...
Разве что придет кто-нибудь проверить подлинность картин к искусствоведам в Третьяковку или еще куда, - тут-то его, голубчика, и повяжут. Как в детективе, опять-таки.
www.moles.ee
samaratoday.ru
Полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» не будет снято с торгов Sotheby’s
Достигнута договоренность между нынешним владельцем картины и семьей наследников коллекционера Носенко, у которых полотно было украдено почти 20 лет назад.
Скандал, который начал разгораться вокруг полотна Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» после того, как российское бюро Интерпола обратилось с запросом в правоохранительные органы Великобритании с тем, чтобы снять картину с торгов, исчерпан. Напомним, что причиной был тот факт, по уточнению официального представителя Министерства внутренних дел России Елены Алексеевой, что картина «была похищена в 1997 году из частной коллекции в г. Москве».
На аукционе, который состоится во вторник 2 июня, полотно оценено в £1,5–2 млн, и оно их достойно. Художник написал очень мало изображений Каира (по дореволюционным спискам, всего семь, в музеях в советский период числился один), а такой большой и роскошный вид наверняка был единственным. До начала 1940-х картина хранилась в коллекции Н.И.Дедова (это указано в провенансе полотна в каталоге Sotheby’s), потом перешла к министру водного транспорта Носенко. Тот выставлял работу один раз (указана в каталоге выставки в зале на Кузнецком Мосту, без иллюстрации), а потом она перешла по наследству его вдове Тамаре Георгиевне Носенко. В 1997 году московскую квартиру уже очень пожилой дамы (ей было почти 80) ограбили и полотно украли вместе с пейзажем Алексея Саврасова и жанром Константина Маковского. Уголовное дело завели, но бедная вдова была так напугана, что не могла даже толком описать произошедшее: путалась не только в подробностях события, но даже в том, что было изображено на картине. В последнем не были уверены и более молодые наследники, никаких изображений работы не сохранилось; спустя несколько месяцев Тамара Носенко умерла.
В околоантикварном сообществе царило мнение, что картина именно та, другой такой просто никогда не было. Но никаких формальных доказательств не существовало. В 2013 году Sotheby’s уже пытался включить это произведение, у которого сейчас совсем другой — и наверняка вполне добросовестный — владелец, в торги. Аукционный дом столкнулся с вышеописанной историей, полотно с торгов снял и обратился в российские официальные органы. Есть сведения о том, что в 2014 году он получил в ответ вполне официальный документ, в котором сказано, что в материалах уголовного дела о краже отсутствуют фотография, описание и любые другие документы, которые давали бы возможность сравнить выставленную на торги картину с той, что была украдена у Носенко. Следствие не располагало также никакой информацией о том, была ли похищенная картина подлинником и вообще была ли она в наличии у Носенко в момент ограбления (действительно, та потихоньку распродавала коллекцию). По той же причине картины нет в базах украденных ценностей, по которым любой аукционный дом проверяет поступающие к ним работы.
Тогда Sotheby’s решили повторить опыт, но на сей раз наследники Носенко, прежде отказывавшиеся от любых контактов, видимо, обратились в Минкульт и МВД с просьбой вновь заняться этим делом. Однако даже им стало ясно, что теперь, когда с момента кражи прошло уже почти 20 лет, те, кто картину вообще видел, уж точно позабыли, сколько на ней было танцовщиц и сколько окон в доме, за которым открывается завораживающий, медовый с фиолетовым, вид на вечерний Каир.
Поэтому семья наследников Носенко и нынешний владелец картины вступили в переговоры и достигли соглашения, по которому полотно будет продано, как и планировалось, на русских торгах Sotheby’s утром 2 июня. Как будет поделена прибыль, не уточняется.
Справедливость восстановлена, только жаль, что произошло это со скандалом, который дестабилизирует и так дышащий на ладан русский рынок.
www.theartnewspaper.ru