Художник Иван Константинович Айвазовский... Часть 1. У берегов кавказа картина айвазовский
Без заголовка: vasily_sergeev
29 июля в Москве открылась выставка Айвазовского.
Одна из главных «изюминок» экспозиции - отреставрированная картина Ивана Айвазовского
«У берегов Кавказа» из собрания Третьяковской галереи. Это масштабное полотно будет представлено впервые.
Число написанных Иваном Айвазовским картин поражает воображение.
Шесть тысяч - за 60 лет
Айвазовский провел в Феодосию водопровод из своего имения. Не в каждый дом - это было невозможно. Но были сделаны несколько водоразборных фонтанов на 50 тысяч ведер воды в сутки. Он много лет добивался, чтобы была проведена железная дорога в Феодосию, и в 1890-е годах она-таки была построена. Он много усилий приложил к тому, чтобы расширить феодосийский торговый порт. В то время решалось, какой город будет основным торговым портом в Крыму: Севастополь или Феодосия… Айвазовский добился, чтобы была выбрана Феодосия.
Чумаки в Малороссии. 1880-е
Родился Иван Константинович в Феодосии. Окончил свою жизнь в 1900 году там же. Айвазовский был выходцем из армянской семьи и всю жизнь чтил традиции армянской диаспоры.
Когда Ованес Гайвазовский вырос и стал именоваться Иваном Айвазовским, он побывал и сам в тех краях, где сплошь земля, а моря нет: учился в Петербурге, странствовал по заграницам, путешествовал степными районами Украины. Но своему правилу «человеку без моря — никак» не изменил, бросил всё и уехал в Феодосию.
Хаос. Сотворение мира. 1841
В Италии Айвазовский создал такой «Хаос», что даже Папа Римский оказался впечатлен. Речь о великолепном полотне в нехарактерном для Айвазовского мистическом жанре. Вдохновившись библейской строкой «и Дух Божий носился над водою», он воплотил ее на холсте. Картину пожелал приобрести Папа Римский Григорий XVI. Не один день мастерскую Айвазовского посещали бесконечные процессии, состоящие из прелатов, кардиналов и прочих высокопоставленных особ. Не замеченные до той поры в особом пристрастии к русскому искусству, все эти комиссии не смогли отыскать в работе изъяны, которые бы сделали ее недостойной галереи Ватикана. Папа приобрел картину, а Айвазовского наградил Золотой медалью, что утвердило его славу как чудотворца кисти. Гоголь, с которым Айвазовский сдружился в Риме, отлично скаламбурил по этому поводу: «Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль…»
Пётр Первый на Красной горке
Великий живописец, покоритель Европы, гордость Отечества, обладатель всевозможных почестей и медалей? Малярам сдавать жилье не велено! Летом 1844 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург из заграничного турне. За время своих странствий он прославил и свое имя, и русское искусство. Он признан в Италии, Голландии, Англии, Франции, Испании, а в Петербурге ему собираются дать звание академика (и ведь дадут), а также причислить к Главному Морскому штабу первым живописцем. Художник ищет мастерскую. Средств у него хватает, поэтому помещение он желает просторное, в самом центре. Находит подходящий вариант на улице Караванной, не торгуясь, соглашается на назначенную цену, собирается оставить задаток… И эта щедрость кажется подозрительной дворнику, показывавшему помещение. Он требует назвать род занятий потенциального постояльца, и услышав ответ «живописец Айвазовский», отнюдь не просит автограф, а отказывает художнику в сдаче квартиры («фатеры»). На удивленный вопрос Айвазовского отвечает: «Хозяйка строго-настрого запретила пущать в дом мастеровых. Еще вчера портному отказала!». Никакие аргументы насчет «известного художника» не сработали. Дворник упорно стоял на своем: «Понимаем мы это, а все же, значит, мастеровые по малярному цеху. Фатеру загрязните так, что после и не очистишь. Нет уж, извините, а сдать фатеру не могу-с».
Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. 1899
Айвазовскому довелось ночевать в комнате-музее Байрона на острове Святого Лазаря в Венеции. Брат художника Гавриил выбрал церковный путь. Когда Иван Айвазовский приезжал к нему на остров святого Лазаря, его поселили в комнате,в которой останавливался Байрон. Эту комнату в монастыре сохраняли как музей. Всё в ней оставалось таким, каким было при визите поэта. Честь остановиться в ней выпадала редким счастливчикам и считалась знаком особого уважения лазаритов. Молодой художник был очень взволнован этим фактом, ему казалось, что таким образом он получает благословение поэта-романтика. В чем-то это справедливо: Айвазовский мог быть мистиком, мог — реалистом, но природа его таланта очевидно романтическая. Примечательно, что именно после ночи, проведенной в комнате Байрона, и утренней долгой беседы с братом художник окончательно решил изменить свою фамилию, убрав букву «Г» и став из Гайвазовского Айвазовским.
Дом Айвазовского в Феодосии. Фото из альбома, хранящегося в фондах Феодосийской картинной галереи.
Третьяков, покупая "Волну", писал нетерпеливо: "Дайте мне скорее вашу волшебную "Волну". Как мне хочется скорее иметь вашу картину в моей галерее". А позже, приобретя еще одну картину, остановился. Он был сдержанным покупателем по отношению к Айвазовскому. Следующие две большие картины - "Радуга" и "Черное море" были куплены с перерывами во много лет. Но это очень сильные работы.
В начале 1850-х Иван Айвазовскийон получил разрешение на археологические раскопки в Феодосии. Раскопал множество курганов. Безумно радовался находкам. Выстроил в городе на горе Митридат музей древностей - с колоннадой, наподобие античных храмов. Все находки отправлял в этот музей, а самые ценные - подарил Эрмитажу, где его дар - набор золотых женских украшений греческой работы - хранится до сих пор.
Фотография Ивана Айвазовского 1893 года со вставленной в раму настоящей, написанной маслом, картиной. Это фото, «инкрустированное» живописью, предназначалось Галусту Гульбенкяну, британскому финансисту и коллекционеру. Сейчас снимок с сюрпризом хранится в Метрополитен-музее.
Айвазовский умел удивить гостей десертом. Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приемов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, к которому маэстро питал слабость. Ему было не лень на место фабричной этикетки наклеить собственноручно изготовленную. Как правило, на этикетках «от Айвазовского» оказывались какие-то особо«бурлящие» марины, чаще всего «Девятый вал».На пятидесятилетие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский встал и произнес:«Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.Крымский вид. XIX
Айвазовский первым обратил пристальное исследовательское внимание на холмы в окрестностях Феодосии и Керчи. Ему показалось, что у них явно искусственное происхождение. В ходе раскопок были обнаружены интересные находки. В одном из имений Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая. Впрочем, окончательно не было доказано, что могила Мамая находится именно в этом месте, и сенсации, сообщающие, что вот теперь-то она найдена по-настоящему, появляются и поныне.Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского. 1882
Перед женой Айвазовского преклонил колено крымский Робин Гуд. Есть легенда, что в выстроенной Айвазовским беседке на месте раскопок в селе Шейх-Мамай ему довелось угощать кофеем крымскую инкарнацию Робин Гуда, знаменитого разбойника Алима Айдамака. В песнях и сказаниях Айдамаку приписывают подвиги, аналогичные деяниям героя английских баллад: у богатых отнять, бедным раздать. По некоторым версиям, не обошлось без женщины — якобы батрак Алим засматривался на хозяйскую дочку, за что и пострадал. Если верить легендам, разбойник посетил художника, любовался его картинами, имел приятную беседу, в том числе узнал о скорой женитьбе Айвазовского на молодой Анне Саркизовой.
Настал день свадьбы. Праздничный кортеж остановила шайка разбойников. Гости переполошились, но предводитель разбойников спрыгнул с лошади, опустился на колено перед невестой и вручил ей роскошную восточную шаль. Некоторые источники утверждают, что эта история имела место во время женитьбы Айвазовского на Юлии Гревс. В пользу такой версии свидетельствуют легенды, согласно которым в 1849 Алимов был пойман, получил шесть тысяч палок, после чего его сослали в Сибирь, так что во время женитьбы на Анне в 1882 художник не мог с ним встречаться. Против этой версии такие нюансы: женившись на Юлии, Айвазовский только переехал в Феодосию, а археологией заниматься начал с 1853, и беседка, в которой они с Алимом якобы пили кофе, к женитьбе на Юлии Гревс еще не построена. Но главное даже не это: крымский Робин Гуд явно таким элегантным образом почтил не только художественные таланты, но и грандиозные заслуги «отца города», которых к женитьбе на Анне накопилось куда больше.
Прием императорской семьи в Судаке. 1867
На веку Айвазовского сменилось пять императоров. Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях», что не совсем справедливо. С Александром I он не успел побывать ни в каких отношениях, а с остальными действительно находился в достаточно хороших. Велика вероятность, что это было значительно проще делать именно из Феодосии,а не оставаясь в Петербурге. Монархи нередко ревнивы, а Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского». К счастью, он был не обделен и светским тактом, что позволило не противопоставлять себя императорам,а демонстрировать, что всё, что делается, — делается во благо империи. Собственно, это так и было. Кстати, на средства,собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент Александру III. Таким образом художник выразил благодарность за согласие императора строить в Феодосии торговый порт, что стало серьезным экономическим рывком для города. Неизвестно, как бы складывались отношения с царствующими особами, не покинь Айвазовский Петербург. Ведь,к примеру, Николай I в свое время был близок к тому, чтобы совсем юного художника отправить в опалу.
Все женщины Айвазовского, о которых известно общественности, чем-то да необычны. Первая жена — гувернантка Юлия Гревс. Сам Айвазовский к тому времени был одним из самых завидных женихов Санкт-Петербурга. Вторая жена Анна Саркизова младше его почти на 40 лет. Но была еще одна женщина, которая тоже достойна упоминания. Балерина Мария Тальони, старше Айвазовского на 13 лет. История их отношений, по сути, зиждется на легендах, но до чего красивы эти легенды. Мария Тальони помогла подняться Айвазовскому, когда, задетый ее экипажем, он упал на дороге. Во вторую встречу он получил билет на ее представление. После представления Мария бросила ему один из букетов, которыми ее осыпали поклонники. Когда он приехал в Италию, две картины на его выставке купила Мария… И оставила билет на свое представление. Наконец личная встреча, долгая прогулка, завершившаяся дома у Марии, и — много счастья, любви,живописи, балета. Он мечтал быть всегда рядом, предлагал Марии руку и сердце. И получил отказ — она не хотела ни для него стать со временем обузой, ни в своем сердце отдать кому-то такое же место, какое там занимал балет. Но если верить легендам, на память о первой возлюбленной у Айвазовского на всю жизнь осталась ее розовая балетка. Когда художник умер, его жена Анна первым делом сожгла эту балетку.
vasily-sergeev.livejournal.com
Галина Чурак: Кавказ многое значил для Айвазовского
К 200-летию великого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского Государственная Третьяковская галерея подготовила специальную выставку, которая пройдет в залах на Крымском Валу с 29 июля по 20 ноября. Для этого мероприятия галерея впервые в своей истории организовала интернет продажу билетов.
Заведующая отделом живописи XIX, XX веков в Государственной Третьяковской галерее и куратор выставки Галина Чурак рассказала, что, несмотря на то, что юбилейный год Айвазовского – 2017 год, галерея решила схитрить и провести выставку уже сейчас, так как потом ни один музей не захочет отдавать свои картины художника.
По словам Чурак, экспозиция будет включать в себя 120 полотен, которые были отобраны исходя из принципа значимости для самого автора, а также картины, которые были написаны Айвазовским для русского императорского двора. Таким образом, посетители выставки смогут увидеть картины, которые обычно хранятся в Русском музее, в Павловске, в Петергофе, в Царском селе, в Феодосийской картинной галереи, а также в Национальной галерее Армении.
Говоря о влиянии Кавказа на жизнь и творчество Айвазовского, заведующая отделом живописи рассказала, что художник питал подлинный интерес к региону и ко всему, что было связано с Кавказом.
"Он впервые оказался у берегов Кавказа, когда был совсем молодым еще, когда закончил академию. Она, прежде чем организовать ему за свой счет поездку в Европу для продолжения образования, отправила его в Феодосию, в Крым. А там он получил приглашение капитана М.П. Лазарева, участвовать в десанте у кавказских берегов", - так, началось его знакомство с этим краем, поведала куратор.
"Тогда в 1839 году он оказался у кавказских берегов и участвовал в тех военных операциях, которые происходили тогда на Кавказе, он оказался не просто свидетелем, а соучастником этих событий. И интерес к этому у него сохранялся всю жизнь. Кроме того, на Кавказе он познакомился с героями России: адмиралом П.С. Нахимовым, М.П. Лазаревым, генералом П.С. Котляревским", - рассказала Чурак.
"Айвазовский хорошо знал Котляревского, высоко почитал его за храбрость, за боевые заслуги. Генерал заканчивал свою жизнь уже как израненный воин в Феодосии. Он жил там, и умер. И Айвазовский много усилий приложил к тому, чтобы был воздвигнут своеобразный памятник Котляревскому. Он соорудил часовню на горе Митридат, внутри самой высокой горы Феодосии, и украсил эту часовню своими картинами в память о Котляревском", - поведала искусствовед.
Как объяснила Чурак, жизнь на Кавказе оставила художнику целую серию "кавказских впечатлений". "У нас будут картины, изображающие Дарьяльское ущелье, горные виды, горные сюжеты, а эта картина "У берегов Кавказа", принадлежащая Третьяковской галерее, будет показана посетителям впервые. Картина показывает прибрежный вид Кавказа, а также излюбленный Айвазовским мотив штормового, грозного моря, с молниями, с бушующими волнами, разбивающимися о прибрежные скалы, где плавает утлая лодчонка с каким-то парусником, который вот-вот погибнет. Однако картины Айвазовского несут в себе надежду на то, что все должно благополучно разрешиться. "У берегов Кавказа" - это мощная по своему настрою, накалу, энергетике и энергии картина", - рассказала куратор выставки.
Вместе с Кавказом на творчество Айвазовского несомненное влияние оказала Турция, в которую он впервые попал в 1845 году во время совместной поездки с Великим князем Константином Николаевичем. "Это была поездка, морской вояж к берегам Турции, Малой Азии, островам греческого архипелага. И когда Айвазовский увидел Константинополь, Стамбул, он был потрясен красотой этого города, необычностью его, его архитектурой, расположением, мраморным морем, все то, что составляет облик этого города. И он тогда в восторженном письме писал, что ни Рим, ни Венеция, ни Неаполь не могут сравниться с красотой этого города. Он просто затмевает собою все", - поведала искусствовед.
Одна из следующих поездок Айвазовского в Турцию в Стамбул пришлась на 1874 год, когда его пригласил султан Абдул Азиз для работы по декорациям в официальной резиденции турецких султанов - дворце Долмабахче. Тогда художник написал около 30 живописных произведений, которые и по сей день украшают стены этого дворца, рассказала она.
"Стоит отметить, что Айвазовский писал картины не только тогда, когда он был непосредственно в Турции. Он много раз мысленно возвращался к этим образам, облику, прежде всего, Стамбула. Айвазовский писал картины не только в те моменты, когда он там непосредственно был, но и вспоминая эти места. У него была потрясающая зрительная память. Ему вовсе необязательно было находиться на том месте, которое он изображал, его память сохраняла множество впечатлений, и это давало ему возможность блестяще справляться с поставленными перед ним задачами", - заключила Галина Чурак.
vestikavkaza.ru
Иван Айвазовский. Гений морских пейзажных симфоний
Владимир ДергачевВ стране рабочих и крестьян как то не принято было акцентировать внимание на то, что многие знаменитые люди искусства были помещиками, как, например, Александр Пушкин или Илья Репин. По теме: Как письмо запорожцев турецкому султану помогло живописцу купить поместье. Первым почётным гражданином Феодосии в 1881 году стал не только художник Иван Айвазовский, но и владелец крупного поместья, много сделавший для города.Всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер и меценат Иван Константинович Айвазовский (арм., Ованнес Айвазян; 17 июля 1817, Феодосия — 19 апреля 1900, там же) был академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом братьев Айвазовских — наиболее выдающегося художника армянского происхождения 19 века Ивана Айвазовского и армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазяна.Иван Айвазовский учился в Академии художеств с 1833 года, в 1837 году получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет.
Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей. Свой творческий путь художник начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению. В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели русской культуры: К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, А.А. Иванов, П.М. Третьяков, И.Н. Крамской и И.Е. Репин.
Художник открыл для русского искусства жанр марины (морского пейзажа).
В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках в России и за рубежом, во многих городах Европы и Америки. Карьера живописца была исключительно успешной. Художник был награждён многими не только отечественными, но и орденами других государств, включая Францию и Турцию. Он получил чин действительного тайного советника, что соответствовало званию адмирала.
В Большой Советской Энциклопедии не упоминается, что Айвазовский в 1844 году был назначен официальным художником Главного Морского штаба Российской империи. В конце апреля 1845 года отправился с экспедицией под начальством адмирала Ф.П. Литке к берегам Турции, Малой Азии и по Архипелагу. Адмирал был не только выдающимся мореплавателем, но также ученым-географом и одним из главных организаторов Русского географического общества, действительным членом которого стал в дальнейшем И.К. Айвазовский. Во время плавания Айвазовскому удалось побывать у берегов Европейской Турции, Малой Азии и островов Греческого архипелага. Он побывал в Константинополе, Хиосе, Патмосе, Самосе, у островов Крит и Родос, у берегов Анатолии и Леванта, у Древней Трои и у многих других островов Архипелага.
Плавание с адмиралом Литке значительно обогатило художественное творчество Айвазовского.
После завершения осенью 1845 года плаванья с адмиралом Литке, Айвазовский обратился в Главный морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить пребывание в Крыму для окончания начатых работ; и получил разрешение остаться до следующего мая.
И когда в 1846 году он отмечал десятилетие своего творчества, шесть военных кораблей во главе с флагманом черноморского флота «Двенадцать апостолов» под командованием адмирала Корнилова прибыли весной в Феодосию, чтобы поздравить Айвазовского.Айвазовский и в дальнейшем много путешествовал. Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно был в Константинополе, посещал Соединенные Штаты Америки, был на Кавказе и на открытие Суэцкого канала в Египте.
Иван Айвазовский «Бурное море» (У берегов Кавказа), 1868. Собрание Государственной Третьяковской галереи
***В 1848 году Иван Константинович женился. Его первой женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице жена ушла от мужа спустя 12 лет. Примечательно, что несколько внуков Айвазовского от первого брака также стали известными художниками:
- Михаил Латри,
- Алексей Ганзен, художник-маринист,
- Николай Арцеулов, кораблестроитель и художник-маринист,
- Константин Арцеулов, русский авиатор и художник-иллюстратор.
Армянку Анну Саркисову-Бурназян Айвазовский впервые увидел на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году, спустя год он женился на молодой вдове. Она пережила второго мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации.
***Фонтан Айвазовского в Феодосии. Из имения Айвазовских в Шейх-Мамае, на территории которого был расположены Субашские источники пресной воды, был построен тридцатикилометровый водовод и распределительные фонтаны для жителей Феодосии. В 1890 году в благодарность семье Айвазовского за подаренную горожанам воду был построен фонтан-памятник. На постаменте установили бронзовую женскую фигуру, державшую в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу. В фигуре узнавалась жена художника, а надпись гласила «Доброму гению». Во время Великой Отечественной войны памятник был утрачен. В 2004 году фонтан был воссоздан с новой надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия».
Айвазовский был инициатором и непосредственным участником строительства железной дороги и морского торгового порта в Феодосии (1892 – 1894), ставшего самым большим в Крыму.
Им были произведены раскопки скифских курганов, построено новое здание Феодосийского музея древностей на холме Митридат (не пережило Великую Отечественную войну). Для жителей родного города Айвазовский выстроил художественную галерею для бесплатного посещения.
Портрет второй жены художника.
Имение Айвазовского в Шейх-Мамае
Айвазовский прожил долгую жизнь, умер в 1900 году и похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). Здесь его, крестили, венчали, а потом и отпевали. Недалеко от храма находится могила великого живописца. В 1903 году вдова художника установила белое мраморное надгробие в форме саркофага. На нем на древнеармянском языке высечены слова: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817—1900».
***В 2016 году Третьяковская галерея к 200-летию Ивана Айвазовского провела юбилейную выставку одного из самых популярных и любимых у русского зрителя художников. Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку. Критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего». Как следствие — отсутствие на протяжении многих десятилетий масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца.
Третьяковская галерея предложила новый взгляд на творчество Азовского. Из 6 тысяч написанных Айвазовским картин было выбрано 120 живописных полотен, преимущественно из Русского музея, Третьяковской галереи, Центрального военно-морского музея, загородных дворцов (Петергоф, Павловск, Царское Село), других российских и зарубежных музеев.
Раздел «Художник Главного морского штаба» включал исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как «Радуга» (1873), «Черное море» (1881), «Девятый вал» (1850) и самое масштабное произведение на выставке «Волна»(1889). К числу открытий выставки можно отнести представленную после проведенной реставрации крупную картину «У берегов Кавказа» (1885, ГТГ), никогда ранее не экспонировавшуюся.
Документальный раздел выставки иллюстрировал биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность — благотворителя, мецената и первого почетного гражданина Феодосии.
Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства, виртуозно интерпретировавшего бесконечное и безграничное морское пространство и ощущения человека перед лицом стихии.
В полотнах Айвазовского доминирует оптимистическая вера в благополучный исход трагических событий, обусловленных морской стихией.
Иван Айвазовский «Вид Константинополя в лунную ночь»http://aria-art.ru/0/K/Konstantinopol'/6.jpg
Иван Айвазовский Чесменский бой. Морское сражение 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года в Чесменской бухте между русским и турецким флотами.
Картина внука Айвазовского. Михаил Латри «Морской пейзаж»
crmax.livejournal.com
Страсти по морю. Что смотреть на выставке Айвазовского в Третьяковке - Культура
Выставка картин Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, посвящённая 200-летию художника, превысила по посещаемости знаменитую выставку Валентина Серова Директор Третьяковки Зельфира Трегулова заявила, что всего за 11 дней экспозицию самого известного русского мариниста посетили 54 тысячи человек, тогда как выставку автора «Девочки с персиками» за аналогичный период посмотрело 45 тысяч любителей искусства.
Выставка, на которой представлено более 200 экспонатов из 17 музеев и шести частных собраний, продлится в Третьяковской галерее до 20 ноября 2016 года. АиФ.ru рассказывает, на какие картины знаменитого художника стоит обратить особое внимание.
«Девятый вал», 1850 год
«Девятый вал» - самая известная картина художника, которая сразу была признана шедевром. Известный коллекционер Павел Третьяков хотел заполучить полотно для своей коллекции, но император Николай I опередил его и приобрёл шедевр мариниста для Эрмитажа.
Своим сюжетом картина обязана известному факту, что каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и опасным. На фоне бескрайнего моря художник изобразил четырёх человек, уцелевших после кораблекрушения, а пятый старается выбраться из воды на мачту. И хотя путешественникам удалось спастись, им ежеминутно продолжает угрожать опасность.
Реалистичность картины подкреплена собственным опытом Айвазовского: всего за шесть лет до написания полотна он пережил страшную бурю в Бискайском заливе. Шторм, в который попал корабль, был настолько сильным, что судно сочли утонувшим - в европейских и петербургских газетах появились ложные сообщения о смерти известного молодого художника.
«Радуга», 1873 год
В 70-е годы критики стали обвинять Айвазовского в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна. В тот момент, когда «доброжелателей», утверждавших, что художник повторяет сам себя и, кроме волн, больше ничего писать не может, стало больше, Айвазовский представил очередное живописное кораблекрушение, не походившее на прежние работы. «Радуга» стала настоящей сенсацией - до этого в русской живописи морской пейзаж в таком цвете не писал никто.
Есть в картине и небольшая деталь, которая останется незаметной для невнимательного зрителя. В центре полотна в шлюпке изображены тринадцать человек, которым удалось спастись с тонущего корабля. Некоторые из них съёжились в страхе, кто-то гребёт, кто-то машет морю кулаком. Но есть среди них особый герой - седовласый мужик, который смотрит вдаль и машет шляпой. На первый взгляд, его поза кажется странной, но она объяснима: он увидел радугу, предвестницу конца шторма, и радуется спасению.
«Чёрное море», 1881 год
Картина «Чёрное море» кажется довольно простой: любимое Айвазовским море и небо. Но замысел автора становится понятнее, если знать первоначальное название пейзажа «На Чёрном море начинает разыгрываться буря» и внимательно вглядеться в изображение. На горизонте можно разглядеть силуэт корабля, который неизвестно куда направляется. Одним мазком на холсте шириной в 2 метра художник определил возможности человека в противостоянии со стихией - «Чёрное море» Айвазовский писал в 64 года, когда находился в поисках истинного смысла жизни.
Главным фанатом пейзажа «Чёрное море» был другой известный русский живописец Иван Крамской он даже включил картину Айвазовского в собственное произведение «Неутешное горе», изобразив её за спиной героини.
«У берегов Кавказа», 1885 год
Одним из главных открытий выставки можно назвать крупную картину «У берегов Кавказа», которая ранее не экспонировалась и была отреставрирована специально к юбилейной экспозиции. Айвазовский впервые оказался у берегов Кавказа совсем молодым человеком, как только закончил Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Но жизнь там оставила художнику целую серию «кавказских впечатлений».
На полотне «У берегов Кавказа» изображена сцена кораблекрушения - от накренённого, уже начавшего тонуть парусника уплывает спасательная шлюпка, которая вот-вот налетит на прибрежные скалы. Несмотря на пугающий сюжет и бушующие волны, Айвазовский оставляет зрителям надежду на то, что всё благополучно разрешится.
«Волна», 1889 год
«Волна» была завершена Айвазовским всего за год до смерти и считается одной из его самых сильных работ. У полотна довольно простой сюжет: бурное море в зимний ветреный день, но есть небольшой секрет - заниженная линия горизонта, благодаря которой зрителю кажется, будто он находится у самой кромки воды.
Как отмечают искусствоведы, эта картина отличается серьёзным и осмысленным взглядом художника на окружающий мир, сам же Айвазовский называл «Волну» «лучшая моя буря» и говорил, что в этом полотне ему удалось передать «весь опыт своей художественной жизни». Громкое заявление, учитывая, что из-под его кисти вышло несколько тысяч видов штормовых и бушующих морских произведений.
newsgra.com
Иван Айвазовский. Гений морских пейзажей: specnazspn
В стране рабочих и крестьян как то не принято было акцентировать внимание на то, что многие знаменитые люди искусства были помещиками, как, например, Александр Пушкин или Илья Репин. По теме: Как письмо запорожцев турецкому султану помогло живописцу купить поместье. Первым почётным гражданином Феодосии в 1881 году стал не только художник Иван Айвазовский, но и владелец крупного поместья, много сделавший для города.Всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер и меценат Иван Константинович Айвазовский (арм., Ованнес Айвазян; 17 июля 1817, Феодосия — 19 апреля 1900, там же) был академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом братьев Айвазовских — наиболее выдающегося художника армянского происхождения 19 века Ивана Айвазовского и армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазяна.Иван Айвазовский учился в Академии художеств с 1833 года, в 1837 году получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет.
Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей. Свой творческий путь художник начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению. В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели русской культуры: К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, А.А. Иванов, П.М. Третьяков, И.Н. Крамской и И.Е. Репин.
Художник открыл для русского искусства жанр марины (морского пейзажа).
В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках в России и за рубежом, во многих городах Европы и Америки. Карьера живописца была исключительно успешной. Художник был награждён многими не только отечественными, но и орденами других государств, включая Францию и Турцию. Он получил чин действительного тайного советника, что соответствовало званию адмирала.
В Большой Советской Энциклопедии не упоминается, что Айвазовский в 1844 году был назначен официальным художником Главного Морского штаба Российской империи. В конце апреля 1845 года отправился с экспедицией под начальством адмирала Ф.П. Литке к берегам Турции, Малой Азии и по Архипелагу. Адмирал был не только выдающимся мореплавателем, но также ученым-географом и одним из главных организаторов Русского географического общества, действительным членом которого стал в дальнейшем И.К. Айвазовский. Во время плавания Айвазовскому удалось побывать у берегов Европейской Турции, Малой Азии и островов Греческого архипелага. Он побывал в Константинополе, Хиосе, Патмосе, Самосе, у островов Крит и Родос, у берегов Анатолии и Леванта, у Древней Трои и у многих других островов Архипелага.
Плавание с адмиралом Литке значительно обогатило художественное творчество Айвазовского.
После завершения осенью 1845 года плаванья с адмиралом Литке, Айвазовский обратился в Главный морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить пребывание в Крыму для окончания начатых работ; и получил разрешение остаться до следующего мая.
И когда в 1846 году он отмечал десятилетие своего творчества, шесть военных кораблей во главе с флагманом черноморского флота «Двенадцать апостолов» под командованием адмирала Корнилова прибыли весной в Феодосию, чтобы поздравить Айвазовского.Айвазовский и в дальнейшем много путешествовал. Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно был в Константинополе, посещал Соединенные Штаты Америки, был на Кавказе и на открытие Суэцкого канала в Египте.
Иван Айвазовский «Бурное море» (У берегов Кавказа), 1868. Собрание Государственной Третьяковской галереи
***В 1848 году Иван Константинович женился. Его первой женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице жена ушла от мужа спустя 12 лет. Примечательно, что несколько внуков Айвазовского от первого брака также стали известными художниками:
- Михаил Латри,
- Алексей Ганзен, художник-маринист,
- Николай Арцеулов, кораблестроитель и художник-маринист,
- Константин Арцеулов, русский авиатор и художник-иллюстратор.
Армянку Анну Саркисову-Бурназян Айвазовский впервые увидел на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году, спустя год он женился на молодой вдове. Она пережила второго мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации.
***Фонтан Айвазовского в Феодосии. Из имения Айвазовских в Шейх-Мамае, на территории которого был расположены Субашские источники пресной воды, был построен тридцатикилометровый водовод и распределительные фонтаны для жителей Феодосии. В 1890 году в благодарность семье Айвазовского за подаренную горожанам воду был построен фонтан-памятник. На постаменте установили бронзовую женскую фигуру, державшую в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу. В фигуре узнавалась жена художника, а надпись гласила «Доброму гению». Во время Великой Отечественной войны памятник был утрачен. В 2004 году фонтан был воссоздан с новой надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия».
Айвазовский был инициатором и непосредственным участником строительства железной дороги и морского торгового порта в Феодосии (1892 – 1894), ставшего самым большим в Крыму.
Им были произведены раскопки скифских курганов, построено новое здание Феодосийского музея древностей на холме Митридат (не пережило Великую Отечественную войну). Для жителей родного города Айвазовский выстроил художественную галерею для бесплатного посещения.
Портрет второй жены художника.
Имение Айвазовского в Шейх-Мамае
Айвазовский прожил долгую жизнь, умер в 1900 году и похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). Здесь его, крестили, венчали, а потом и отпевали. Недалеко от храма находится могила великого живописца. В 1903 году вдова художника установила белое мраморное надгробие в форме саркофага. На нем на древнеармянском языке высечены слова: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817—1900».
***В 2016 году Третьяковская галерея к 200-летию Ивана Айвазовского провела юбилейную выставку одного из самых популярных и любимых у русского зрителя художников. Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку. Критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего». Как следствие — отсутствие на протяжении многих десятилетий масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца.
Третьяковская галерея предложила новый взгляд на творчество Азовского. Из 6 тысяч написанных Айвазовским картин было выбрано 120 живописных полотен, преимущественно из Русского музея, Третьяковской галереи, Центрального военно-морского музея, загородных дворцов (Петергоф, Павловск, Царское Село), других российских и зарубежных музеев.
Раздел «Художник Главного морского штаба» включал исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как «Радуга» (1873), «Черное море» (1881), «Девятый вал» (1850) и самое масштабное произведение на выставке «Волна»(1889). К числу открытий выставки можно отнести представленную после проведенной реставрации крупную картину «У берегов Кавказа» (1885, ГТГ), никогда ранее не экспонировавшуюся.
Документальный раздел выставки иллюстрировал биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность — благотворителя, мецената и первого почетного гражданина Феодосии.
Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства, виртуозно интерпретировавшего бесконечное и безграничное морское пространство и ощущения человека перед лицом стихии.
В полотнах Айвазовского доминирует оптимистическая вера в благополучный исход трагических событий, обусловленных морской стихией.
Иван Айвазовский «Вид Константинополя в лунную ночь»http://aria-art.ru/0/K/Konstantinopol'/6.jpg
Иван Айвазовский Чесменский бой. Морское сражение 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года в Чесменской бухте между русским и турецким флотами.
Картина внука Айвазовского. Михаил Латри «Морской пейзаж»
specnazspn.livejournal.com
Художник Иван Константинович Айвазовский... Часть 1.
Черноморский флот в Феодосии. 1839Среди волн. 1898
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833-1839). В качестве "пенсионера" Академии работал в Крыму (1838-1840), Италии (1840-1844), посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать и позднее - по России, Европе, Средиземноморью, - но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины (морского пейзажа) барокко-классицизма (К.Лоррен и К.Верне).Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889Избавляясь от слишком плотной манеры письма и слишком резких контрастов классицистической "кулисной" композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление "безбрежного" морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал его в своеобразный фирменный стереотип. Но в самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881, Третьяковская галерея) он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.Сошествие Ноя с горы Арарат. 1870Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен ("Чесменский бой", 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало "чисто земных" пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850-1860-е годы), именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории ("Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции", 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).С 1840-х годов его художественная продукция пользовалась огромным успехом. Айвазовский накопил большое состояние и известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Л.Ф.Лагорио, А.И.Куинджи, К.Ф.Богаевский и др.).Сотворение мира. 1864Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.Спасающиеся от бури. 1872Спасающиеся от кораблекрушения. 1844Спокойное море. 1863Старая Феодосия. 1839Сцены из каирской жизни. 1881Суда на рейде. 1851Стычка ширванцев с мирюдами на Гунибе. 1869Старая Феодосия. 1845Тихое море. Скалистый берег. 1860Тонущий корабль. 1854Трапезунд с моря. 1856Трапезунд с моря. 1875Туманное утро Туманное утро в Италии. 1864Тройка в степи. 1882У берегов Ялты. 1864У берегов Ялты. 1894У берегов. 1875У крымских берегов. 1890Украинский пейзаж с чумаками при луне. 1869Утро на море. 1849Утро на берегу залива. 1853Утро в Неаполитанском заливе. 1873Ураган. 1899Ураган на море. 1850Утро на море. 1883Утро на морском берегу. Судак. 1856Утро после бури. 1888Утро. 1851Утро. Морской залив. 1878Финский залив. 1848Феодосия. Лунная ночь. 1880Феодосия. Лунная ночь. 1852Феодосия. Закат солнца. 1865Феодосия. Восход солнца. 1852Флот в виду Севастополя. 1890Фрегат на море. 1838Фрегат под парусом. 1838Хаос. Сотворение мира. 1841Хождение по водамЧасовня на берегу моряЧасовня на берегу моря. 1847Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском море. 1869Христофор Колумб. 1880Хождение по водамЧерное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. 1848Чесменское сражение. 1886Штиль. 1881Штиль на море. 1879Штиль на море. 1876Чумаки на отдыхе. 1885Чумаки в Малороссии. 1870-1880Штиль. Вид Капри (Средиземное море). 1892Штиль 1. 1885Штиль 2. 1885Шторм. 1861Ялта. 1838Южная ночь. Крым. 1848Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд. 1895Шторм. ПарусникШхуна под парусамиЯлта. 1866Ялта. 1878Ялта. 1899Ялта. Горы ночьюЦитата сообщения ЯННА_КОТПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)/1
s30556663155.mirtesen.ru