Иван Айвазовский: "И Дух Божий носился над водою". Картина хождение по водам айвазовский
Описание картины Ивана Айвазовского «Хождение по водам»
Картина написана в 1888 году в Неаполе (Италия), в настоящее время находится в Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии.
Материалами для создания послужили бумага и масло. Обращение к библейским образам проходит красной нитью через все творчество Айвазовского, глубокая религиозность присуща картинам, посвященным событиям и личностям Нового Завета.
По композиции произведение можно отнести к академическому стилю, так как использована прямая перспектива. Художник особое внимание уделяет сюжету, что свидетельствует о том, что для него важно разбудить в зрителе ответную реакцию, размышления. На картине изображена главная фигура – Иисус Христос в сопровождении группы апостолов.
Причем лиц апостолов мы практически не видим, в то время как Иисус обращен к нам лицом. Иисус как бы возвышается над ними, взгляды каждого из них устремлены на него. Возникает ощущение присутствия, будто бы и мы тоже сидим в этой лодке, и перед нами возникает чудесное явление.
Благодаря игре света и тени, картина приобретает объем и глубину. Светится не только фигура Христа, но и дорожка, по которой он направляется к людям, фигуры людей же темные. Естественно, такой явный контраст служит еще и дополнительному подчеркиванию святости главного персонажа картины. Айвазовский умело пользуется языком живописи, чтобы сказать то, что он хочет, донести до зрителя мысль, поговорить с ним, не говоря ни слова.
В чем же идея произведения «Хождение по водам»? Наверное, для того, чтобы лучше ее понять, стоит обратиться к библейскому сюжету. Согласно ему, Иисус явился к апостолам, плывущим в лодке в сильную бурю. Тогда апостол Петр попросил Иисуса, чтобы тот сделал его способным идти по воде. И, пока в апостоле не проснулись сомнения и страх, он шел. Это говорит о том, что сила веры огромна и спасительна, что с верой не страшны бури и опасности, что Бог помогает тем, кто истинно верит в него.
opisanie-kartin.com
Картина Хождение по водам Ивана Константиновича Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский — гениальный художник-маринист, и именно с этой стороны он наиболее известен в мире. Однако в своем творчестве он не раз обращался и к другим источникам вдохновения. Из огромного, насчитывающего более шести тысяч произведений творческого наследия великого мастера немало картин посвящено религиозной тематике. К примеру, картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов.Религия была важной частью жизни глубоко верующего живописца, но даже при создании шедевров на библейские темы он не изменял своему основному призванию — мастерскому изображению водной стихии. Практически на каждом своем полотне он старался изобразить водную гладь или бушующие волны, если это было оправдано сюжетом. Зачастую им отводилась большая часть холста, даже если это не соответствовало названию произведения.
Описание картины Айвазовского «Хождение по водам»
В случае с этой работой великого художника, изображенные на полотне морские волны не являются сюжетным центром. Внимание зрителей моментально приковывает к себе фигура Христа, освещающая все вокруг. Ослепительное сияние яркими бликами ложится на водную поверхность, лица людей в лодке и фигуру апостола Петра, протягивающего руки к Спасителю. Движение волн, изображенное очень натуралистично, подчеркивает ошеломляющую реальность происходящего и создает эффект присутствия для зрителей. Живости добавляет также изображение стекающих с весел и одежды Петра потоков воды — один из часто встречающихся приемов на картинах мастера.Фигура Христа, как смысловой и композиционный центр произведения, проработана Айвазовским наиболее тщательно. Лицо, руки, складки одежды, движения ног изображены максимально подробно. Кроме того, эта часть картины колористически наиболее динамична: автор использует широкую палитру оттенков. Фигуры остальных героев картины, несмотря на то, что они находятся на переднем плане, едва намечены, лица прорисованы без особых подробностей. Для их изображения живописец использовал темные тона. Все это является отражением творческого метода художника, суть которого — в стремлении показать главное, скрывая второстепенные подробности.
На картине Айвазовского «Хождение по водам» сюжетный центр сосредоточен на Христе, чудесным образом передвигающимся по волнам. Все остальное, изображенное на полотне, создано как дополнение, поддерживающее основную идею. Живописец придерживался метода, когда второстепенные персонажи и части произведения прорабатываются лишь до той степени, пока они способствуют поддержанию смыслового центра. Этот прием, освоенный Айвазовским еще в самом начале его творческого пути, в какой-то степени позволял художнику управлять вниманием зрителей, заставляя их следовать за своей собственной мыслью и идеей.
artchive.ru
Описание картины Ивана Айвазовского «Хождение по водам»
Картина написана в 1888 году в Неаполе (Италия), в настоящее время находится в Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии.
Материалами для создания послужили бумага и масло. Обращение к библейским образам проходит красной нитью через все творчество Айвазовского, глубокая религиозность присуща картинам, посвященным событиям и личностям Нового Завета.
По композиции произведение можно отнести к академическому стилю, так как использована прямая перспектива. Художник особое внимание уделяет сюжету, что свидетельствует о том, что для него важно разбудить в зрителе ответную реакцию, размышления. На картине изображена главная фигура – Иисус Христос в сопровождении группы апостолов.
Причем лиц апостолов мы практически не видим, в то время как Иисус обращен к нам лицом. Иисус как бы возвышается над ними, взгляды каждого из них устремлены на него. Возникает ощущение присутствия, будто бы и мы тоже сидим в этой лодке, и перед нами возникает чудесное явление.
Благодаря игре света и тени, картина приобретает объем и глубину. Светится не только фигура Христа, но и дорожка, по которой он направляется к людям, фигуры людей же темные. Естественно, такой явный контраст служит еще и дополнительному подчеркиванию святости главного персонажа картины. Айвазовский умело пользуется языком живописи, чтобы сказать то, что он хочет, донести до зрителя мысль, поговорить с ним, не говоря ни слова.
В чем же идея произведения «Хождение по водам»? Наверное, для того, чтобы лучше ее понять, стоит обратиться к библейскому сюжету. Согласно ему, Иисус явился к апостолам, плывущим в лодке в сильную бурю. Тогда апостол Петр попросил Иисуса, чтобы тот сделал его способным идти по воде. И, пока в апостоле не проснулись сомнения и страх, он шел. Это говорит о том, что сила веры огромна и спасительна, что с верой не страшны бури и опасности, что Бог помогает тем, кто истинно верит в него.
worldartdalia.blogspot.com
"Хождение по водам". И.К. Айвазовский. : lewhobotov
Картина написана в 1888 году в Неаполе (Италия), в настоящее время находится в Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии.
Материалами для создания послужили бумага и масло. Обращение к библейским образам проходит красной нитью через все творчество Айвазовского, глубокая религиозность присуща картинам, посвященным событиям и личностям Нового Завета.
По композиции произведение можно отнести к академическому стилю, так как использована прямая перспектива. Художник особое внимание уделяет сюжету, что свидетельствует о том, что для него важно разбудить в зрителе ответную реакцию, размышления. На картине изображена главная фигура – Иисус Христос в сопровождении группы апостолов.
Причем лиц апостолов мы практически не видим, в то время как Иисус обращен к нам лицом. Иисус как бы возвышается над ними, взгляды каждого из них устремлены на него. Возникает ощущение присутствия, будто бы и мы тоже сидим в этой лодке, и перед нами возникает чудесное явление.
Благодаря игре света и тени, картина приобретает объем и глубину. Светится не только фигура Христа, но и дорожка, по которой он направляется к людям, фигуры людей же темные. Естественно, такой явный контраст служит еще и дополнительному подчеркиванию святости главного персонажа картины. Айвазовский умело пользуется языком живописи, чтобы сказать то, что он хочет, донести до зрителя мысль, поговорить с ним, не говоря ни слова.
В чем же идея произведения «Хождение по водам»? Наверное, для того, чтобы лучше ее понять, стоит обратиться к библейскому сюжету. Согласно ему, Иисус явился к апостолам, плывущим в лодке в сильную бурю. Тогда апостол Петр попросил Иисуса, чтобы тот сделал его способным идти по воде. И, пока в апостоле не проснулись сомнения и страх, он шел. Это говорит о том, что сила веры огромна и спасительна, что с верой не страшны бури и опасности, что Бог помогает тем, кто истинно верит в него.
lewhobotov.livejournal.com
Описание картины Ивана Айвазовского «Хождение по водам» Картины художников
Картина написана в 1888 году в Неаполе (Италия), в настоящее время находится в Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии.
Материалами для создания послужили бумага и масло. Обращение к библейским образам проходит красной нитью через все творчество Айвазовского, глубокая религиозность присуща картинам, посвященным событиям и личностям Нового Завета.
По композиции произведение можно отнести к академическому стилю, так как использована прямая перспектива. Художник особое внимание уделяет сюжету, что свидетельствует о том, что для него важно разбудить в зрителе ответную реакцию, размышления. На картине изображена главная фигура – Иисус Христос в сопровождении группы апостолов.
Причем лиц апостолов мы практически не видим, в то время как Иисус обращен к нам лицом. Иисус как бы возвышается над ними, взгляды каждого из них устремлены на него. Возникает ощущение присутствия, будто бы и мы тоже сидим в этой лодке, и перед нами возникает
чудесное явление.
Благодаря игре света и тени, картина приобретает объем и глубину. Светится не только фигура Христа, но и дорожка, по которой он направляется к людям, фигуры людей же темные. Естественно, такой явный контраст служит еще и дополнительному подчеркиванию святости главного персонажа картины. Айвазовский умело пользуется языком живописи, чтобы сказать то, что он хочет, донести до зрителя мысль, поговорить с ним, не говоря ни слова.
В чем же идея произведения «Хождение по водам»? Наверное, для того, чтобы лучше ее понять, стоит обратиться к библейскому сюжету. Согласно ему, Иисус явился к апостолам, плывущим в лодке в сильную бурю. Тогда апостол Петр попросил Иисуса, чтобы тот сделал его способным идти по воде. И, пока в апостоле не проснулись сомнения и страх, он шел. Это говорит о том, что сила веры огромна и спасительна, что с верой не страшны бури и опасности, что Бог помогает тем, кто истинно верит в него.
Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:15:23
opisanie-kartin.iusite.ru
"И Дух Божий носился над водою"
Сегодня Ивану Айвазовскому, подарившему нам более 6000 полотен и зарисовок, исполнилось бы 200 лет. По случаю годовщины каждый, кто любит творчество художника, может посетить выставки в Третьяковской галерее и Русском музее.
Хотелось бы рассказать не просто биографию художника, но пояснить, почему его действительно можно назвать "библейским маринистом". Во многом это объяснит чудеса, которые Айвазовский переносил на полотна.
Начало пути - от ссоры с учителем до дружбы с императором
Айвазовский (Ованнес Айвазян) родился в 1817 году. Его предками были армяне, переселившиеся в Галицию в XVIII веке. Отец долгое время занимался торговлей, пока не разорился, а брат со временем принял монашество.
С детства Ованнес занимался живописью и увлекался музыкой. Впервые на его талант обратил внимание архитектор из Феодосии Яков Христианович Кох и занимался с ним лично. Помогал в том числе с бумагой, красками и карандашами.
После феодосийского училища и симферопольской гимназии Айвазовский (во многом при содействии Натальи Нарышкиной) поступил в петербургскую Императорскую академию художеств. Здесь с ним приключилась неприятная история: французский художник Филипп Таннер старался обучать его рисованию в определенной манере. Айвазовский же стремился рисовать по-своему. Дошло до того, что на осенней выставке Академии художеств в 1836 году ученик без спроса представил пять своих картин, о которых люди отозвались с восторгом. Таннеру, конечно, своеволие пришлось не по душе, и он пожаловался на Айвазовского императору Николаю I. Картины убрали, а сам Айвазовский на полгода был изолирован от общения с высшими кругами Петербурга.
Но потом император не только простил Ивана за дерзость, но и всячески хвалил и поощрял начинания. Как рассказывал художник Константин Лемох, спустя годы император, выйдя в море на колесном пароходе, взял с собой художника. Николай I тогда воскликнул: "Айвазовский, я - царь земли, а ты - царь моря!"
Государственный Русский музей. Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал" (1850). Репродукция фотохроники ТАСС
После своей "реабилитации" Айвазовский много путешествовал и со временем проводил успешные выставки - в Крыму, европейских странах, Грузии и Армении и многих других.
Айвазовский был лично знаком с Пушкиным и Чеховым, Глинкой и Брюлловым, Жуковским и Венециановым и многими другими.
В 1839-м он получил аттестат об окончании академии, первый чин и личное дворянство. Позже за свои картины был удостоен золотой медали Парижской академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847-го - профессором Петербургской академии художеств. Кроме того, получил широкое признание в Европе и был членом академий в Риме, Париже, Флоренции, Амстердаме и Штутгарте.
Посетительница у картины "Волна" (1889) на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее на Крымском валу. Артем Геодакян / ТАСС
И все же основная жизнь, по признанию самого Айвазовского, протекала в Крыму. "У себя в Отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же", - писал он в письмах. Во многом это послужило разногласиям с первой женой: та родила художнику четырех дочерей, но, не желая оставаться на полуострове и мечтая о Петербурге, бросила его.
Впрочем, позже Айвазовский встретил вторую жену - Анну Саркисову-Бурназян, с которой уже никогда не расставался.
Библейские сюжеты в жизни Айвазовского
Айвазовские были набожными людьми. В свое время именно под влиянием Ивана его брат Габриэл отказался от католической веры и возвратился в лоно Армянской апостольской церкви. Он принял монашество и стал архиепископом Гавриилом (в миру его звали Габриэлом Айвазовским). Он был очень мудрым человеком, хорошо знал историю, лингвистику и был полиглотом.
Картина "Портрет Г.К. Айвазовского, брата художника" из собрания Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее на Крымском валу. Михаил Почуев / ТАСС
Братья встретились после долгих лет разлуки, когда брат жил в монастыре на острове. Художник оставил монахам в качестве подарка одну из своих сильнейших работ на библейскую тему - картину "Сотворение мира", или "Хаос".
Важнейшие события в жизни Айвазовского связаны с церковью Сурб-Саркис, где его крестили, а затем он венчался с Анной. Более того, отпевали художника в 1900 году тоже в этом храме.
У него было много других картин на религиозные темы, помимо "Хаоса". Это "Всемирный потоп" - художник изобразил страшный момент, когда людей смывает грозными водами со скал. Это и светлое полотно "Сошествие Ноя с горы Арарат", где спасенные Богом люди и животные после долгого наводнения выходят на землю. Это суровый "Переход евреев через Красное море", когда "вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами израилевыми". И, конечно, "Хождение по водам", когда Господь спас утопающего Петра и сказал важное: "Маловер, зачем ты усомнился?" К слову, "Хождение по водам" художник подарил Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества.
Протоиерей Геннадий (Беловолов), пожалуй, лучше всех описывает секрет полотен Айвазовского:
"…В Крыму есть и горы, и холмы, и прекрасные поля и рощи. Видимо, здесь что-то внутреннее. В море он узнал свою душу, в море он узнал своего Творца, в море он услышал молитвы ангелов, в море он прочел Священное Писание, которое начинается словами: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Последние слова я бы поставил эпиграфом ко всем полотнам художника-мариниста. В них в самом деле Дух носится над водою. Это и есть формула Айвазовского, которого можно назвать тайнозрителем моря. Он всегда смотрел вглубь морских бездн, он как будто созерцал первые мгновенья сотворения мира. Море предстает у него универсальной основой природы".
В этом смысле, отмечает протоиерей, Айвазовский - библейский маринист.
Военные темы
Айвазовский жил в такой век, что невольно будешь рисовать войну из прошлого и настоящего. Он запечатлел подвиги русского военно-морского флота в Наваринском, Чесменском и Синопском боях, изобразил подвиг брига "Меркурий".
Конечно, важнейшей темой стала для Айвазовского оборона Севастополя. Ей он посвятил "Осаду", "Взятие Севастополя" и "Переход русских войск на северную сторону".
"Недавно я сам один ездил в Крым, был также 28 октября в Севастополе, имел счастье представиться их императорским высочествам. И по желанию великого князя Николая Николаевича я наскоро нарисовал общий вид Севастополя во время сильной канонады, - писал Айвазовский в письмах. - Грустно русскому сердцу видеть дерзкое предприятие нечестных англичан и французов, но с Божией милостью наше храброе войско отстоит наш дорогой уголок Крыма; храбрость наших моряков выше всякого описания. Надо видеть действие наших бастионов, и тогда можно вообразить и поверить всему, что рассказывают про гарнизон севастопольский".
Конечно, Айвазовский часто изображал Черноморский флот в русских портах.
Картина художника Ивана Айвазовского "Черноморский флот в Феодосии" (1890). Пекуровский Е. / Фотохроника ТАСС
Отдельной темой, вдохновляющей Айвазовского, был Константинополь. Ему он посвятил много работ: "Вид Константинополя" (1852), "Вид Константинополя и Босфора" (1856), "Константинополь на заре" (1851) и другие.
Иван Айвазовский, "Вид Константинополя при лунном освещении". Фото Виктора Великжанина / ИТАР-ТАСС
Мой адрес всегда в Феодосии
Феодосия во многом возродилась благодаря усилиям и ходатайствам Айвазовского. Как писал он в послании к меценату Павлу Третьякову, "мой адрес всегда в Феодосии".
Он действительно превратил город в один из центров живописной культуры на юге России. Он оставил после себя учеников, которых впоследствии объединит Киммерийская школа живописи.
Айвазовский открыл здесь школу искусств, стал инициатором строительства железной дороги Феодосия - Джанкой, ратовал за расширение феодосийского порта и помог городу обеспечить доступ к питьевой воде. А с 1880-го открыл выставочный зал в своем доме, который сам и подарил любимому городу. Именно этот зал и стал знаменитой Феодосийской картинной галереей.
Прав протоиерей Геннадий: Айвазовский поистине был "тайнозрителем моря". Когда человеком движет глубокое чувство любви, он и мир вокруг себя чувствует тонко, преображает его, и память о нем хранится веками.
Читайте по теме:
Почему выставка Айвазовского оказалась столь популярной и бьет рекорды посещаемости
Айвазовский писал море не с натуры, а по памяти
Серов, Айвазовский и новый уровень русского культурного сознания
tsargrad.tv
Отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. Евангелие от Матфея, Мф. 14:22–36. См также: Мк. 6:45–56; Ин. 6:16–21.
***
Иисус Христос спасает утопающего Петра.Н. М. Алексеев (1813-1880). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке.Роспись аттика юго-восточной части Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.Исаакиевский собор
***
Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра).А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,7х39,2.Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Хождение по водам. И. К. Айвазовский. 1863 г. Холст, масло, 58х47. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского Фигура Христа помещена в левой части композиции, в результате чего явственно создается эффект движения. Учитель явился неожиданно, вдруг. Он словно стремительно плывет, приближаясь к испуганным апостолам «… и ученики, увидевши Его, идущего по морю, встревожились и говорили это призрак, и от страха вскричали» (Евангелие от Марка 6:49). Крымская художественная галерея***
Хождение по водам.Иван Айвазовский. 1873 г. Холст, масло, 330х219.Феодосийская картинная галерея им. И. К. АйвазовскогоОгромный холст был написан для феодосийского собора Александра Невского.Крымская художественная галерея
***
Хождение по водам. Иван Айвазовский. 1888 г. Холст, масло. Холст, масло. 178х107 см. Государственный музей истории религии, Санкт-ПетербургРодон Можно предположить, что эта картина была передана в дар для часовни при паломническом приют Палестинского Общества в Таганроге. Именно такие размеры (2,5 на 1,5 аршина) указал А. А. Дмитриевский, описывая дар Айвазовского, в своей книге «Императорское Православное Палестинское Общество за четверть века своего существования 1882-1907». Размеры приведенного полотна даны по книге «Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии». М., 2007, в перечне иллюстраций № 383.***
Хождение по водам.Иван Айвазовский. 1890-е. Холст, масло. 70х50.Частное собраниеВоенно-морской флот СССР и России
***
Хождение по водам.И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 150х103.Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
В обращении к библейской теме предпочтение отдавалось тем сюжетам, в которых появлялась возможность продемонстрировать мастерство в изображении воды. Как обычно, небо и море занимают значительную часть холста Но внимание, прежде всего, привлекают излучающая свет фигура Христа и горящая звезда. Композиция математически выверена, использованы любимые приемы в изображении волн, освещенных ярким светом, и водных струй, стекающих с борта лодки, с весла, с одежды Петра. Крымская художественная галерея***
Хождение Христа по водам.К. Лебедев (1852-1916). Хромолитография. Бумага, графика.Изд. Москва, начало XX в.Из собрания Государственного музея истории религии
***
Хождение по водам.Михаил Врубель. Эскиз стенной росписи. 1891 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Хождение по водам (в центре). Площадь 11,5 м2.Мозаика северной стены по оригиналу Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).Исцеление сухорукого (слева). Исцеление бесноватого отрока (справа)Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург
***
Хождение по водам.Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920). 1903 г.http://www.museum.ru/N30078
www.ippo.ru