Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Картины айвазовского в феодосийской галерее


Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского — WiKi

Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен ещё один спроектированный художником выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «Среди волн», имеющее размер 282 на 425 см.

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены[2].

В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

Во время фашистской оккупации Крыма картинная галерея героическими усилиями директора галереи — Николая Степановича Барсамова и его супруги Софьи Барсамовой, была эвакуирована в Ереван. Сначала из Феодосии картины были перевезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Там был получен приказ вести картины в Сталинград. Нарушив приказ, Николай Степанович, предварительно заручившись приглашением из Армении, решает везти картины в Ереван. Пока картины находились в Краснодаре, там была развёрнута выставка. Впоследствии выставки были организованы и в самом Ереване. В ноябре 1944 года картинная галерея была возвращена в Феодосию. Потерь во время эвакуации не было[3].

С. А. Барсамова оставила свои воспоминания о последних днях пребывания в эвакуации: «Провожали нас очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех музейных работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паек, которым мы питались потом в продолжение года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, с гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь»[3].

Феодосийская картинная галерея Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника Выставочный зал в галерее Памятник Айвазовскому перед галереей

ru-wiki.org

К 200-летию Ивана Айвазовского - Путешествуй с DudeWay

В конце сентября 2016 года, я наконец смог посетить выставку, приуроченную к 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, - известного на весь мир художника-мариниста!

Я знал, что там будет круто! Но не думал, что мне настолько понравится!

Выставка проходит в период с 29 июля по 20 ноября 2016 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу, 10 в Москве! Кто ещё не успел посетить её, настоятельно рекомендую подсуетиться и купить электронные билеты на официальном сайте Третьяковской галереи, они довольно быстро кончаются.

Схема проезда

Надо сказать, ажиотаж на выставку очень высокий! Чтобы на неё попасть нужно или отстоять огромную очередь с самого утра, или купить электронный билет заранее!

Я выбрал второй вариант, за месяц забронировал себе место в картинной галерее. Для тех, у кого электронный билет проход свободный, и не надо мерзнуть на улице.

Режим работы:вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00выходной — понедельник

Цены на входные билеты:взрослые – 400 рублейшкольники, студенты, пенсионеры – 150 рублей

На выставке представлено огромное количество работ художника, это именно тот редкий и столь уникальный случай, где собранно по моим точным подсчетам 115 картин!

Это не считая зарисовок, работ карандашом на бумаге, папье-пелле, различных альбомов и предметов быта. С ними в общей сложности было собрано более 200 различных экспонатов, притом не только с разных музеев России в число которых разумеется вошла и сама Государственная Третьяковская Галерея, но и Государственный Русский музей, Самарский областной художественный музей, Центральный военно-морской музей, Дворцово-парковый музей-заповедник "Петергоф", Дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск", Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Тверская областная картинная галерея, Дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село", Всероссийский музей А.С.Пушкина, Феодосийская картинная галерея, Музей Москва, Тульский областной художественный музей, Художественная галерея Смоленского музея-заповедника, Ярославский художественный музей, а также Национальная галерея Армении. Даже были выставлены картины, ранее нигде не представленные с многочисленных Частных коллекций!

Внутри было запрещено снимать, но люди с большим удовольствие игнорировали этот запрет! Сказать честно, я тоже приплюсовал себя к их числу! ;) Не cмог устоять перед работами из частных коллекции, которых не найти даже в интернете!

На входе выдавали такие брошюры:

Схема экспозиции:

Я уже довольно хорошо знаком с творчеством Ивана Айвазовского, ведь это один из моих любимых художников! Находясь в любом музее, стараюсь не пропускать ни одну его картину!

Ранее я уже писал о посещении Феодосийской Картинной Галереи, которая была ему родным домом, где Айвазовский и прожил всю свою жизнь. Там хранится наиболее полное собрание его картин!

Сегодня же хочу рассказать о тех картинах, которые меня наиболее впечатлили на выставке:

1. 1858. Крым. Феодосийский холм (Из частной коллекции)

2. 1881. Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря (Из Третьяковской галереи)

3. 1871. Восход солнца над Днепром. Вид на Андреевский собор в Киеве (Из частной коллекции)

4. 1869. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и на Каспийское-море (Из Ярославского художественного музея)

5. 1869. Аул Гуниб в Дагестане (Из Русского музея)

6. 1865. Вид Феодосии. Закат (Из национальной галереи Армении)

7. 1861. Буря под Евпаторией 2 ноября 1854 (Из Дворцово-паркового музея-заповедника "Царское Село", Александровского Дворца)

8. 1858. Неаполитанский залив. Урожай мандаринов (Из частной коллекции)

9. 1857. Зимний обоз в пути (Из Художественной галереи Смоленского музея-заповедника)

10. 1851. Вид на Москву с Воробьёвых гор (Из музея Москвы)

11. 1843. Вход парусника в бухту (Из Третьяковской галереи)

12. 1843. Гондольер на море ночью (Из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан)

13. 1842. Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (Из Третьяковской галереи)

14. 1841. Неополитанский залив (Из Дворцово-паркового музея-заповедника "Петергоф")

15. 1853. Синопский бой (Из Центрального военно-морского музея. Санкт-Петербург)

16. 1855. Закат в Феодосии. Восход солнца (Из национальная галереи Армении)

17. 1868. Бурное море (Из Третьяковской галереи)

18. 1861. Вид Одессы (Из собрания Мауергауза. Москва)

19. 1869. Вид Дарьяльского ущелья ночью (Из Дворцово-паркового музея-заповедника "Царское Село")

20. 1890. Император Александр II на зимней прогулке по льду Невы (Из Собрания М.А. Суслова, Санкт-Петербург)

21. 1892. Лунная ночь. Неаполь (Из частной коллекции)

22. Также хотелось бы выделить Альбом Князя Константина Николаевича. Иван Айвазовский в нем сделал рисунок приема русского посольства турецким султаном Абдулом-Меджидом I, а под альбомом указал всех членов экспедиции. (Из Российского государственного архива литературы и искусства, Москва)

23. 1845. Феодосия (Сепия, бумага)

24. 1855. Буря (Папье-пелле) (Из Феодосийской картинной галереи)

Всем настоятельно рекомендую посетить эту выставку, не зависимо от того, нравится ли вам искусство или нет! Уникальный стиль Ивана Айвазовского, годами отточенный до совершенства никого не оставит равнодушным, и вы будете внимательно рассматривать его произведения искусства!

Я рассказал лишь о малой части того, что представлено. У Вас будет возможность увидеть и знаменитые "Девятый Вал", и "Радугу", а также библейские мотивы "Сотворение Мира"!

Несмотря на огромное количество людей, мне никто не мешал, я ушел с выставки в чудесном настроением и практически не устал!

Рекомендую не ограничиться этим постом, и обратить внимание на другие Художественные музеи в которых я побывал:

1. Государственная Третьяковская Галерея2. Картинная галерея Айвазовского 3. Париж. Лувр 4. Флоренция. Галерея Уффици 5. Художественный музей им. И.П. Пожалостина 6. Государственная Эрмитаж

dudeway.livejournal.com

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, расположена в Феодосии на главной улице города — ул. Галерейная 2. При входе в галерею, высеченные в камне слова из завещания Айвазовского «…Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…»

Уникальная коллекция картинной галереи им. И. К. Айвазовского сегодня насчитывает около 12 тыс. полотен. В том числе, ей принадлежит самая большая коллекция — 417 произведений самого художника-мариниста И. К. Айвазовского. По количеству картин морской тематики галерея Айвазовского не имеет аналогов в мире.

Наиболее известные среди выставляемых работ — «Среди волн», «Севастопольский рейд», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», «Бриг »Меркурий” , атакованный двумя турецкими кораблями», «Корабль „Мария“ на Северном море». В галерее также постоянно проводятся выставки полотен современных авторов. Помимо прочего, в галерее можно узнать об истории семьи художника, увидеть портреты самого Айвазовского, фамильные фотографии, документы и предметы быта.

Севастопольский рейд. Картина Айвазовского

Георгиевский монастырь. Севастопольский рейд. Картина Айвазовского

Бриг Меркурий. Георгиевский монастырь. Севастопольский рейд. Картина Айвазовского

Кораблекрушение. Картина Айвазовского

Море. Коктебель. Картина Айвазовского

В соседнем здании (ул.Галерейная 4) — доме сестры художника собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, среди них полотна «Крещение», «Тайная вечеря», «Хождение по водам», «Моление о чаше», работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Кимерийскую школу живописи – М.Волошина, Л.Лагорио, К.Богаевского, учеников Айвазовского — М.Латри, А.Фесслера. Здесь можно увидеть работы А. Куинджи, а также произведения советских художников.

Посетив галерею, вы узнаете, что И.К. Айвазовский был не только великим художником. Он был меценатом . Много своих средств он вложил в развитие и благоустройство Феодосии. Он организовал реконструкцию морского порта, на его средсва и по его проектам были построены здания археологического музея, концертного зала, художественной галереи. Он стал одним из инициаторов открытия публичной библиотеки. Благодаря усилиям Айвазовского была построена железная дорога.

Чтобы облегчить жизнь горожан, страдающих от отсутствия воды, он спроектировал и построил водопровод . В обращении к феодосийцам он писал: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». В благодарность жители города поставили ему памятник, известный как «фонтан Айвазовского», с надписью: «Доброму гению».

Фотографии Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского

crimeaguide.com

Барсамов Николай Степанович | Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Барсамов Николай Степанович (1892-1876) — художник, педагог, исследователь творчества И.К. Айвазовского, автор изданий о крымских художниках, заслуженный работник культуры Украины, почетный гражданин г. Феодосии.

Родился в г. Тбилиси. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1918). Работал преподавателем рисования в городах Изюме, Самаре, Челябинской области, художником ретушером в Москве. Затем переехал в Крым. В 1923-1962 годах был директором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского, пожизненным научным консультантом. Много сделал для пополнения музейных коллекций, популяризации творчества И.К. Айвазовского. Значительная роль принадлежит Н.С. Барсамову и его жене С.А. Барсамовой, главному хранителю, в спасении шедевров галереи в годы Великой Отечественной войны. Это они сопровождали шедевры галереи в Ереван. 13 апреля 1944 г. Феодосия была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, а в ноябре коллекции галереи вернулись на родину. После ремонта и восстановления галерея вновь принимала гостей.

Н.С. Барсамов писал жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты. Его произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского (365 произведений) и других.

Н.С. Барсамова справедливо считают, прежде всего, мастером натюрморта. В натюрмортах художника наиболее полно отразилось его живописное мастерство и жизненный опыт. Как правило, они отлично скомпонованы, сильны по цветовому звучанию, гармоничны и красивы, образно прославляют тему изобилия, полноты бытия. Особенно следует выделить серию натюрмортов, написанных в последние годы жизни, изображающих фрукты: сочные персики, виноградные гроздья, темные сливы и разнообразные по своей красоте яблоки. Во всех этих работах чувствуется особый «барсамовский» подчерк.

Тематика натюрмортов обширна: это аллегорические или цветочные натюрморты, натюрморты сервированных столов, натюрморты с предметами, относящимися к научной деятельности, например, с книгами, изображения музыкальных инструментов, изображение завтраков.

Для старшего поколения эти натюрморты сейчас звучат ностальгически: какао, каким его подавали в детских садах в 60-е годы, галетное печенье, почти единственный сорт печенья, продававшийся в те годы, форма сахара-рафинада и т.д. Барсамов в натюрмортах сумел передать мир дома, ласкового, доброго утра. Он ничего не придумывал, не фантазировал, и так «вкусно» писал то, что его окружало, отмечая аппетитность черного хлеба и знаменитого украинского сала, весеннюю свежесть огурца, аромат крымских караимских пирожков или душистой клубники и орехи. Продуманные четкие композиции состоят из небольшого количества предметов. Ученик И. Машкова, щедрого в изображении материальности мира, красочности палитры, Барсамов в ранних натюрмортах, отдает предпочтение классикам жанра – голландцам – П. Класу и В. Хеда, поэтому колорит, особенно в ранних работах – сдержанный. В натюрмортах 70-х годов, бросается в глаза полное отсутствие симметрии, никаких мрачных серых, коричневых тонов. Барсамов в полную силу использовал сочные краски, цветные тени, свободную фактуру мазка.

Конечно, работая над темой «завтраки», Николай Степанович обращался к живописи гениальных предшественников. Попав под влияние художников – голландцев, он даже размеры холстов выбирал традиционные для этих мастеров. В композиции и в колорите этих произведений добивался классической цельности, ставил задачу выдержать изображенные предметы в едином тоне, в очень сдержанной цветовой гамме; тонко, в духе старых мастеров, разрабатывал световоздушную среду. Он тщательно выписывал фактуру крахмальной скатерти, стекла, керамики, бронзовых и глиняных кувшинов. Помимо голландцев, он восхищался такими мастерами, как Я. Вермеер, Д. Веласкес, Ж. Шарден, Ф. Сурбаран.

Жители Феодосии признательны Барсамову за работу, связанную с пополнением коллекции, особенно за приобретение полотен Айвазовского, датированных 1840 –ми, 18 50-ми,1860-ми,1870-ми годами; благодарны за спасение коллекций в годы ВОВ; за активную исследовательскую деятельность, педагогическую деятельность.

feogallery.org

Иван Константинович Айвазовский | Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 г. в бедной армянской семье. С детства он рисовал, играл на скрипке.  Благодаря помощи градоначальника Феодосии А.И. Казначеева окончил Симферопольскую гимназию и в 1833 г. поступил в Императорскую Петербургскую Академию художеств. Учился в пейзажном классе профессора М. Н. Воробьева и батальном классе профессора А. И. Зауервейда.  Академию художеств он закончил в 1839 г. с большой золотой медалью.

В 1840-1844 гг. он в качестве пенсионера Академии художеств жил и работал в Италии, где познакомился со многими видными деятелями русской и зарубежной культуры, много писал с натуры, посетил города Европы: Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию, побывал в Испании, Португалии и многих других местах. В 1843 г. на выставке во Франции ему была присуждена золотая медаль, в Голландии – присвоено звание академика, что само по себе знаменательно, поскольку Голландия считается родиной маринистической живописи. Работавший в Италии в это время великий русский художник А.А.Иванов писал: «Айвазовский человек с талантом, воду здесь никто так хорошо не пишет». Признанным мастером И. К. Айвазовский вернулся в Россию. В 1844 г. Российская Академия художеств присвоила ему звание академика, а в 1847 г. — профессора АХ.

С 1844 г. он живописец Главного Морского штаба России. Всемирную славу Ивану Константиновичу Айвазовскому принесли его батальные произведения, воспевающие подвиги российского флота. Романтика подвига вдохновила Айвазовского на создание батальных произведений: «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Малахов курган» (1893), «Осада Севастополя» (1854), «Десант в Субаши» (1880-е) и другие. Художник писал: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изображать ее на полотне». Художник был знаком со многими русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым.

Вершиной творчества Айвазовского, гордостью картинной галереи по праву считается работа «Среди волн» (1898), величественный образ моря, полный жизнеутверждающей силы.

Иван Константинович Айвазовский оставил огромное творческое наследие – более 6 000 произведений. Он до сих пор является непревзойденным мастером морского пейзажа, его техника безукоризненна, доведена до совершенства. И. К. Айвазовский писал также портреты родных и близких, друзей, автопортреты, много работал над историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. Но главные темы в творчестве Айвазовского – крымский пейзаж и картины на тему бурь и кораблекрушений. Лучшие из феодосийской коллекции —  «Вечер в Крыму. Ялта» (1848), «Море. Коктебель» (1853), «Море. Симеиз» (1864),   «Буря на Северном море» (1865), «Кораблекрушение» (1876), «Восход луны» (1899) и другие.

Иван Константинович Айвазовский был кавалером многих отечественных и зарубежных орденов, членом пяти европейских Академий художеств: Римской, Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской, Петербургской. Произведения художника экспонируются во многих странах мира.

С 1846 г. жил и работал в Феодосии, преподавал в созданной им художественной мастерской. С 1881 г. – почетный гражданин Феодосии. Он много сделал для развития родного города: благодаря его стараниям был реконструирован морской торговый порт, проведена железная дорога, построен водопровод.

Иван Константинович Айвазовский много занимался выставочной, общественной и благотворительной деятельностью. Он оказывал большую материальную помощь нуждающимся актерам и сценическим деятелям, художникам и скульпторам, пострадавшим от наводнений жителям российских и итальянских городов, пострадавшим от геноцида армянам.  Был членом Российского Географического общества, членом совета Лазаревского института восточных языков в Москве, членом Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств, членом Общества изящных искусств в Одессе, Общества спасения на водах и др.

В 1880 г. Иван Константинович Айвазовский основал картинную галерею. Она была открыта 29 июля 1880 г. Дом художника стал центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, церковные и общественные деятели.

Иван Константинович Айвазовский умер в ночь на 19 апреля (2 мая) 1900 г., похоронен в родном городе. На надгробном памятнике высечены слова на русском и армянском языках: «Профессор Иван Константинович Айвазовский 1817-1900» и «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память». В завещании Айвазовский писал: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосия, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу». Согласно духовному завещанию И. К. Айвазовского (1900 г.), галерея перешла в собственность города.

 

Портреты и мифологическая живопись в творчестве И.К. Айвазовского

Экспозиционный комплекс «И.К. Айвазовский из фондов галереи» представляет малоизвестные произведения художника: пейзажи, портреты, картины на библейские и мифологические сюжеты.

Художник-маринист И.К. Айвазовский в своем творчестве, наряду с пейзажем, неоднократно обращался и к жанру портрета. Эта сторона творчества художника мало известна и слабо описана и познакомиться с ней можно по преимуществу в феодосийской картинной галерее.

Портреты кисти И.К. Айвазовского по своим живописным достоинствам значительно уступают маринам маэстро, но представляют несомненный исторический и мемориальный интерес. В разные годы художник писал автопортреты, портреты родных и близких, друзей и знакомых, иногда по специальному заказу определенных институтов, организаций и обществ, но чаще для себя и своей семьи на память.

Иван Константинович Айвазовский нередко отображал в течение своей долгой жизни «события Библейской истории». По просьбе верующих он писал иконы для местных феодосийских храмов. В них он старался запечатлеть главные, решающие эпизоды из жизни Христа. Излюбленным и часто встречающимся у знаменитого мариниста был рассказ о чуде, связанном с усмирением бури и хождением по водам.

Армянин по национальности, Айвазовский неоднократно обращался к истории армянского народа, к истории армянской церкви. Среди холстов подобного плана особое место занимают три работы из коллекции галереи: «Освящение Григорием Просветителем места закладки собора Эчмиадзина», 1892, «Католикос М. Хримян в окрестностях Эчмиадзина», 1895, «Святой воин», 1890-е.

И.К. Айвазовский с почтением и трепетно относился к Эчмиадзину, он написал несколько картин для главного храма армян всего мира, в том числе, полотно «Сотворение мира». Во время первой зарубежной командировки подобную работу, находясь в Италии, он подарил Ватикану. Безмерно счастлив был знаменитый живописец, когда его старший брат — Г.К. Айвазовский в 1874 году стал ректором Эчмиадзинской духовной Академии. Габриэл Константинович образование получил в монастыре св. Лазаря в Италии. Он обладал глубокими знаниями, был почетным членом многих зарубежных духовных Академий и научных общественных организаций, написал на армянском языке «Очерк русской истории», был одним из составителей Большого армянского словаря, издавал журналы. В Эчмиадзине он получил сан архиепископа. Любящий брат написал посмертный портрет Габриэла Айвазовского в церковной одежде и с панагией на груди.

Кисти знаменитого автора принадлежит портрет Мкртича Хримяна, известного армянского политического, общественного, религиозного деятеля, писателя. Хримян родился в 1820 году, в г. Ване (Турция). В 1869 г. он стал патриархом армян Турции. В 1892 г. по взаимному согласию представителей армянского населения России и Турции и при поддержке царского правительства был избран католикосом всех армян. В 1895г. по приглашению И.К.Айвазовского католикос Хримян посетил Феодосию и провел службу в церкви Св. Сергия. В Феодосии он прожил 6 дней в доме И. К. Айвазовского, побывал в имении художника Шейх-Мамай, посетил армянский монастырь Сурб-Хач. Уважаемый гость благословил хозяина дома: «Я, Хримян Айрик, в одной руке — крест, в другой -библия, буду молиться за тебя и за мой бедный армянский народ …Возьмем друг друга за руки и в оставшиеся наши годы поработаем на благо нашего бедного народа». «Оставшиеся» годы оказались непродолжительны. Иван Константинович Айвазовский умер в 1900 году, похоронен возле армянской церкви св. Сергия.

 

Памятник И.К. Айвазовскому

 

В любом альбоме, посвященном Крыму, краю с многочисленными историческими и культурными памятниками, обязательно найдется иллюстрация с видом на памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому. Памятник художнику воспринимается как логотип картинной галереи и, нередко, как визитная карточка города с 25-ти вековой историей. И это несмотря на то, что бронзовый монумент появился на феодосийской набережной относительно недавно лишь в 1930 году.

Мысль о том, чтобы увековечить имя художника, зародилась сразу же после его кончины. С инициативой выступили феодосийские жители. Феодосийское Городское Общественное Управление обратилось к «образованному русскому обществу» с просьбой принять участие в сооружении памятника «одному из славных тружеников, тому, кто 60-летней непрерывной художественной деятельностью до самого конца, до последнего вздоха высоко держал знамя русского искусства».

Послание было одобрено: «С Высочайшего Государя Императора соизволения разрешено открыть подписку для сбора пожертвований на сооружение в г. Феодосии памятника профессору И.К. Айвазовскому».

Для феодосийцев организация по сбору денежных средств не была в новинку, в 1896 году в Феодосии был установлен величественный монумент Александру III, сбором средств руководил И.К. Айвазовский.

Используя совсем недавний предыдущий опыт, комитетом было распространено по всей империи 20 000 подписных листов, имеющих всего три графы (1 — имена и фамилии, 2 — рубли, 3 — копейки). В результате, собрали всего 12 тысяч рублей. Горожане не только вышли с предложением установить памятник, но и приложили немало усилий, чтобы задуманное осуществилось, внесли значительный денежный вклад:«Город ассигновал — 2 тысячи рублей, Земство — 2 тысячи рублей, некоторая сумма от граждан» Гейман В.Г. подробно объяснил ситуацию в своих воспоминаниях: «Первоначально планировалось, что художник будет изображен стоящим с палитрой в руках, охваченный вдохновением творчества. Местом установки памятника намечалась горка, расположенная на Екатерининском проспекте, но при имеющихся у комитета суммах соорудить такой грандиозный монумент, который был бы виден с большого расстояния, оказалось невозможным. По тем же основаниям отвергли место «мостик вздохов» и тут на воде пришлось бы ставить гигантскую фигуру, что комитету не по силам. Пришлось остановиться на площади у вокзала».

Идею феодосийцев поддержала Императорская Петербургская Академия художеств, среди мастеров искусства был объявлен конкурс. Победителем стал Илья Яковлевич Гинцбург(1859-1939).

Гинцбург получил отличное образование. Творческие способности, проявившиеся еще в раннем возрасте, были замечены скульптором Антокольским М.М.. Чтобы юное дарование не загубило свой талант в глубокой провинции, он взял на себя заботу о нем, и с 1871 по 1878 г. Гинцбург жил в мастерской Антокольского. Закончив Академию, добившись успеха и признания Антокольский уехал в Италию, но всегда внимательно следил за успехами своего подопечного, не оставлял без покровительства, привлек к шефству И.Е. Репина. О том, как много значило внимание двух друзей можно судить по высказыванию Стасова В.В.: »Они работали вместе и учились вместе не только искусству, но и всему научному, что их интересовало, что казалось необходимым, вместе читали, вместе ходили по музеям». Вместе с Репиным Гинцбург путешествовал по Италии и Франции. Эти страны привлекали лучших художников мира благоприятной средой для творчества. И.К.Айвазовский отозвался о том, какие знания и опыт получают художники в Италии короткой фразой: «я предпочитаю день жизни в Италии месяцам на севере».

С 1878 по 1886 гг. Гинцбург обучался в Академии художеств у Лаверецкого Н.А., Подозерова И.И., Бока А.Р.(преподавателя Антокольского). В 1885 г — получил Малую Золотую медаль за статую «Фигура носильщика, несущего на одном плече тяжесть убитого зверя». Через год, получив звание классного художника 1-ой степени, уехал в Париж, в мастерскую Антокольского. В 1889 г на Всемирной выставке в Париже за скульптуру «Маленький эквилибрист» молодой специалист был отмечен бронзовой медалью. Увенчалась успехом и совместная работа с учителем над памятником Гроту К.К.(1815-1897) — общественному деятелю, Председателю общества инвалидов в России, автору азбуки для слепых.

К моменту получения заказа на памятник И.К. Айвазовскому, Гинцбург уже имел большой опыт работы над образами деятелей искусства, являлся автором памятников: Лермонтову М.Ю. в Пензе (1892), Пушкину А.С. в Днепропетровске (1901), Гоголю Н.В. в Полтаве (1911). В 1911 году Гинцбург получил звание академика скульптуры. Большое внимание он уделял художникам, создав скульптурные портреты Антокольского М.М., Крамского И.Н., Шишкина И.И., Верещагина В.В., Сурикова В.И. К этой же серии относится скульптура «И.К. Айвазовский» 1898, выполненная еще при жизни выдающегося мариниста. Гинцбург изваял его представительную фигуру в полный рост. Таким, в гражданском костюме, со скрещенными на груди руками, погруженным в свои мысли, Ивана Константиновича могли видеть друзья в выставочных залах Петербурга. Судя по сохранившимся фотографиям, автор точно знал, какой была излюбленная, характерная поза художника. Небольшого размера статуэтку, «обладающую тем не менее феноменальным весом», Илья Яковлевич «лично преподнес в дар музею», впоследствии с юмором вспоминал об этом эпизоде.

Скульптура является собственностью феодосийского собрания, представляет художественную ценность, сведения об этой работе вошли в серьезное и значительное столичное издание — каталог «Русская скульптура».

Как видим, Гинцбург не в первый «раз обращался к образу певца моря, он неоднократно встречался с Айвазовским, наблюдал его за работой. Получив заказ, добросовестный автор даже побывал специально в Феодосии, чтобы определить для себя размеры будущей работы, представить, как будет выглядеть памятник в городской среде. Тем не менее, он испытывал определенные трудности, т.к. весь творческий процесс предстояло провести без работы над натурой. Обладая тонким чутьем, острым зрением великолепной памятью, он сумел восстановить в памяти образ Айвазовского и увековечить его в металле. Ваятель отказался от детализации, дал фигуру обобщенно, с большой свободой лепки.

Айвазовский вошел в историю искусства, как художник-романтик и было бы оправдано искушение скульптора вспомнить о молодом и красивом юноше из Феодосии, который покорил мир своим талантом. Гинцбург отказался от образа, близкого к романтическому символу, принял решение изобразить умудренного опытом художника в момент творчества. Он представил знаменитого мариниста на склоне лет, сидящим в непринужденной естественной позе, с палитрой и кистью в руке и мечтательно устремленным вдаль взглядом. Айвазовский одет в традиционную для художников многих поколений просторную, с широкими рукавами рабочую блузу, не забыта даже такая подробность — рукав на левой руке для удобства перетянут выше локтя. Кроме внешнего сходства, которое бесспорно удалось передать, истинный ученик Антокольского, постарался отметить индивидуальное, пусть маленькую деталь, но свойственную только данному персонажу: воспроизвел характерное движение чуть откинувшейся фигуры художника. Движение заметно и на лице, где отображена работа мысли, и в подчеркнуто энергичном жесте руки, готовой написать на полотне «торжественное чудо», и в свободной постановке ног, с выступающим за пределы постамента носком модного ботинка. Внизу, в ногах словно случайно оказался подрамник с натянутым холстом. Неподвижная скульптура получилась живой, отлитая в бронзе, она сохранила следы рук автора, с теплотой и симпатией относящегося к мэтру живописи, который самостоятельно, исключительно благодаря своему таланту и трудолюбию, достиг виртуозного мастерства и совершенства. Особенная ценность этого произведения и состоит в том, что оно создано современником Айвазовского. Спустя века даже самые талантливые скульпторы смогут запечатлеть только свое представление о художнике, свое восхищение, а Гинцбург изобразил того человека, которого видел и знал.

Следует отметить, что материал тоже сыграл свою роль — придал большую значимость облику. Репин советовал Гинцбургу открыть свою литейную мастерскую, по какой-то причине автор на это не отважился, и наш памятник изготавливался в 1914 году в литей

feogallery.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта