Иван Айвазовский. Родившийся у моря и прославивший его. Какому городу айвазовский завещал картины


Был ли известный художник-маринист Иван Айвазовский адмиралом? | Биографии

Свой первый чин, а соответственно, и личное дворянство, Иван Константинович Айвазовский получил по выпуску из Академии художеств. Об этом имеется любопытный документ.

«23 сентября 1839 г. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нем добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой ее печати».

Чин 14-го класса, полученный Айвазовским, назывался скромно — «коллежский регистратор». Формально это был только аванс, так как воспользоваться чином художник мог при назначении на официальную должность. Но до этого прошло почти пять лет, в течение которых художник, получивший право на пенсионерскую поездку за границу, путешествовал по Европе. Причем это путешествие было не просто успешным, а триумфальным. В 1844 году Айвазовский вернулся в Петербург увенчанным европейской славой, став членом нескольких зарубежных академий художеств.

Автопортрет. 1892 г. Практически сразу же Айвазовский получил престижное назначение — 21 сентября его причислили к Главному морскому штабу в звании «первого живописца», предоставив право носить мундир Морского министерства. Здесь стоит оговориться, что он получил право носить мундир не военнослужащего, а чиновника военно-морского ведомства. Этим правом он пользовался до конца жизни. Именно в мундире военного чиновника он и изобразил себя на автопортрете в 1892 году.

Через несколько дней после зачисления на службу Айвазовский получил и официальное признание как живописец: 29 сентября ему присвоили звание академика живописи. Служебная карьера художника развивалась стремительно. Во многом это связано с тем, что Айвазовскому благоволил император Николай I, считавший и себя причастным к живописи, так как иногда дорисовывал на чужих пейзажах фигуры солдатиков.

Впоследствии передвижник Я. Д. Минченков записал воспоминания Кирилла Викентьевича Лемоха, бывшего близко знакомым с Айвазовским, об отношениях художника с императором:

«При путешествии по морю на колесном пароходе царь брал с собой и Айвазовского. Стоя на кожухе одного пароходного колеса, царь кричал Айвазовскому, стоявшему на другом колесе: «Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!»

Естественно, что такое благоволение императора сказалось на служебном росте Айвазовского, который вскоре получил чин тайного советника. Это чин 3-го класса, в армии ему соответствуют чины генерал-лейтенанта или вице-адмирала. Подобный статский чин имели высшие государственные чиновники: члены Государственного совета, сенаторы, министры. Естественно, что наличие такого чина открывало Айвазовскому двери в любые государственные учреждения, давая возможность легко решать многие вопросы, в том числе и в отношении людей, которым он протежировал.

Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия Немаловажно и другое: именно наличие у Айвазовского высокого военно-морского чина, хотя и статского, позволяло флотоводцам приводить эскадры боевых кораблей в Феодосию, где Иван Константинович стал проживать почти постоянно, чтобы поздравить художника-мариниста с очередным юбилеем.

В чине тайного советника Айвазовский пробыл почти всю свою творческую жизнь, следующий чин действительного тайного советника (в армии ему соответствовали чины полного генерала и адмирала) он получил уже от Николая II в 1895 году. Подобного чина за свое творчество не удостаивался ни один российский художник.

Стоит отметить, что Айвазовский за свою долгую жизнь стал кавалером почти всех российских орденов (кроме св. Андрея Первозванного и св. Георгия), которые получал от четырех российских императоров. Кроме того, у него было немало и иностранных орденов, зачастую редких и экзотических.

Почитателем таланта Айвазовского был турецкий султан, неоднократно покупавший работы художника и наградивший его несколькими орденами, в том числе орденом Османа — высшей наградой Турецкой империи. После армянской резни, устроенной турками в конце ХIХ века, Айвазовский выбросил в море все турецкие награды, проинформировав об этом турецкого консула и заявив, что султан может аналогичным образом поступить с его полотнами.

Автопортрет. 1898 г. Различных наград и почетных званий у Айвазовского к концу жизни было столько, что он не мог их даже перечислить. Но были и такие, которыми он весьма гордился. С большим удовольствием Айвазовский написал свой автопортрет для Галереи Уффици во Флоренции, подобной чести удостоилось всего несколько российских живописцев.

Благодаря своему высокому служебному положению Айвазовский много хорошего сделал для родной ему Феодосии. На свои средства он построил в городе Картинную галерею и Археологический музей. Немало сил и собственных средств пришлось ему потратить, чтобы в городе появился водопровод и железная дорога. Любопытно, что он был столь уверен, что «пробьет» строительство железной дороги, что еще до её открытия написал картину «Первый поезд в Феодосии».

Благодаря связям в Морском министерстве Айвазовский содействовал строительству в городе торгового порта. Художник был попечителем многих феодосийских учебных заведений, выделяя на помощь неимущим ученикам и нуждающимся учителям большие денежные суммы. А уж детей, для которых он стал крестным отцом, или молодоженов, которым он выделил деньги на свадьбу, и пересчитать невозможно.

Айвазовский по праву стал первым почетным гражданином Феодосии. Когда Иван Константинович Айвазовский скончался, проводить его в последний путь пришел весь город. Похоронили художника с воинскими почестями рядом с древней армянской церковью св. Сергия. На его саркофаге сделали символическую надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Правы были феодосийцы, память об их великом соотечественнике продолжает жить. А возникающая порой путаница с чинами Айвазовского свидетельствует только о том, что для людей главным было не его высокое положение, а талант живописца и искреннее стремление делать добро.

shkolazhizni.ru

Иван Айвазовский. Родившийся у моря и прославивший его

2007-3-18-1aИван Константинович Айвазовский был выдающимся маринистом хiх века, еще при жизни, он приобрел славу не только европейскую, но и мировую. его морские пейзажи до сих пор вызывают чувство восхищения и сопереживания у зрителя.

Иван Константинович Айвазовский родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Морской горизонт, наблюдаемый им прежде с берега, распространился на все стороны света. В открытом море он жадно впитывал впечатления, а, сойдя на берег, спешил к мольберту. Из-под его кисти вышли морские пейзажи, поразившие современников невиданным прежде сочетанием романтической красоты и реалистической правды. К молодому художнику пришла громкая слава, которая вскоре перешагнула пределы России.

Как один из лучших студентов Академии художеств он В 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило НОВЫЙ импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы. Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море... Тернер, новаторски пытавшийся запечатлеть на холсте морскую стихию в её непреходящей изменчивости, не мог не высказать восторг, испытанный им при встрече с искусством своего младшего собрата, «традиционалиста», писавшего море не с натуры, а «по памяти». Где бы Айвазовский ни находился, он был с морем неразлучен. Его любовь к морю и знание моря наряду с виртуозным мастерством живописца позволили ему в остановленном мгновении отразить бесконечное движение жизни, подобно капле воды, несущей в себе частицу жизни океана. Перед лицом морской стихии человеческое сердце исполнено восторгом и тревогой, само же море человека не знает, не видит и бывает к нему бессмысленно жестоким. Трагедии отношений человека с морем посвящены многие картины Айвазовского. На многих из них мы человека не видим, но ощущаем его незримое присутствие. Этот человек -сам художник.

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств. Высочайшим указом он был назначен художником Главного военно-морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен. Громкая слава сопровождала его в заграничных путешествиях. Повсюду его удостаивали высоких званий и наград. Но, возвращаясь в Россию, он стремился в родную Феодосию. Там на его деньги был построен археологический музей, основаны художественная школа и картинная галерея, он также финансировал работы по благоустройству городского хозяйства, постройку порта и железной дороги. Помня о своем армянском происхождении, он оказывал щедрую помощь армянской диаспоре.

В Феодосии он и скончался за мольбертом, работая над картиной «Взрыв турецкого корабля». Это было 2 мая 1900 года. Айвазовский ушёл из жизни любимый всеми, кроме знатоков и законодателей «моды» в искусстве. Во второй половине XIX века в русской живописи воцарились идеалы «творческих поисков» и «общественного служения», но ни тем, ни другим Айвазовский своим творчеством не служил. Он оставался верным той правде, которая открылась ему в начале жизненного пути - правде о море, о человеке и О мироздании. Поэтому ни «дух времени», ни само время не были властны над Иваном Айвазовским. Не властны они над Айвазовским еще и потому, что он был истинным и верным сыном Империи, которая его, нерусского мальчика из южной провинции, привела к величию и славе.

sq_bl Владимир Жилкин.

art-storona.ru

Айвазовский и Феодосия.(ОКОНЧАНИЕ) | Волшебная сила искусства

   Айвазовский.Автопортрет 1892 г.    

     Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года.

Утром 18 апреля Айвазовский засел за новое полотно в намерении закончить работу за день-два. Полотно свое назвал он «Взрыв турецкого корабля».

В полдень Анна Никитична зашла в мастерскую – пригласить мужа на прогулку. И они пошли гулять по берегу вдоль моря.

   Вернувшись, он снова взялся за кисть. Довольный собой, лег спать. И умер – во сне. От кровоизлияния в мозг.

Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит:

“Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.

      Похороны Айвазовского состоялись под неумолчный звон колоколов. Воздали ему и воинские почести: начальник местного гарнизона возложил на гроб адмиральскую шпагу. Провожала художника в последний путь вся Феодосия. Не было на похоронах только Юлии Гревс, которая любила его и возненавидела: умерла она за несколько месяцев до его кончины. Ей было 70.Юлия Гревс-первая жена художника.

    Анна Саркизова дала  себе обет 25 лет не покидать родного их с Иваном Константиновичем семейного гнездышка. Добровольной затворницей пережила она там и Первую мировую, и революцию, и Гражданскую войну, и голод, и разруху… Началась Великая Отечественная, город эвакуировали, но о ней начисто забыли. Чтобы не умереть с голоду, она выменивала у немцев уцелевшие после чекистских экспроприаций драгоценности на хлеб и крупу. С уходом врага, узнав о ее лишениях, художник Николай Самокиш забрал ее к себе в Симферополь.

      Угасла Анна Айвазовская-Бурназян 25 июля 1944 года, в возрасте 88 лет. Благодарные феодосийцы решили не разлучать супругов и после смерти: похоронили Анну Никитичну рядом с мужем – в сквере армянской церкви Святого Саргиса, в которой их венчали.

Могила Айвазовского в Феодосии.

      В 1880 году к своей мастерской в Феодосии Айвазовский пристроил огромный выставочный зал — картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера.

       В 1900 году после смерти И. К. Айвазовского картинная галерея стала собственностью города. В духовном завещании живописца записано:"

    ... Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу..."

Современный вид картинной галереи в Феодосии

Галерея в Феодосии.

 

    Зал Айвазовского в Русском музее. 

   Ещё при жизни отдали должное художнику и его земляки. Александр II еще в 1881 году, благоволя художнику, утвердил решение городской думы о присвоении Айвазовскому звания «Почетный гражданин города Феодосия».

          Тронутый почтительным вниманием горожан к его персоне, Айвазовский обратился к городским властям: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50.000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».

     Родник перешел к нему в виде приданого его очаровательной жены. В августе 1888 года вода стала поступать в город. Благодарные феодосийцы возвели в центре города фонтан-памятник с бронзовой фигурой женщины, увитый лаврами с надписью: «Доброму гению». В точеной фигуре узнаваема была Анна Никитична.

Фонтан Айвазовского сегодня.

      В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

 Автопортрет 1881г     Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран

Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,Приняв твою картину за действительность.Но работа твоя очаровала меня,И восторг овладел мною.Искусство твоё высоко и монументально,Потому что тебя вдохновляет гений.(дословный перевод

В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.22 июля, Феодосия.

 "Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем;полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски.

     Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах.

    Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал"

Вот так рисовал,жил и умер великий мастер морского пейзажа Иван Константинович Айвазовский.

"РОДИЛСЯ СМЕРТНЫМ,ОСТАВИЛ ПО СЕБЕ БЕССМЕРТНУЮ ПАМЯТЬ."

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта