«Пушкин у моря» И.Айвазовского. Пушкин у моря картина айвазовского


Сочинение по картине Репина и Айвазовского «Пушкин у моря»

Пушкин, писатель, которого изучают в школе, писатель, чьими произведениями зачитываются взрослые и дети. Его произведения, как и личность самого писателя неоднократно вдохновляли талантливых художников 19 века на создание своих полотен. Изображал Пушкина и Айвазовский. На своих полотнах он воссоединил две музы - море и Пушкина, чьим творчеством увлекался художник. Очень много Айвазовский посвятил писателю своих картин, где писатель изображается в разных ракурсах, в разном положении, на различном фоне. Одной из таких работ, которые пополнили копилку русской живописи, является полотно Прощание Пушкина с морем. По ней мы и напишем сочинение.

Айвазовский и Репин: Пушкин у моря

Полотно Пушкин у моря Айвазовский писал совместно с не менее известным художником Репиным. А создали свой шедевр замечательные художники на пятидесятилетие после гибели писателя.

Сочинение по картине Репина и Айвазовского «Пушкин у моря»

В сочинении по картине Репина и Айвазовского центральной фигурой является Пушкин. Его художники изобразили на фоне сурового морского пейзажа. Писатель стоит на скале, что выросла у самого моря. Он одет в черное пальто, его волосы развеваются на ветру. Шляпу же он снял, взяв ее в правую руку. Рука слегка вытянута, отчего создается впечатление прощания. Черная одежда писателя, как тот контраст фону, на котором изображается Пушкин. Фон исполнен в серых и белесых тонах.

Картина Пушкин у моря одновременно и пугает, и притягивает. Эти страшные надвигающие тучи, которые пугают своей злобой. На горизонте они сливаются с таким же бушующим и мрачным морем, которое страшит своей чернотой. Писатель стоит на скалах, о которых разбиваются волны бушующего моря, но это не страшит Пушкина. Наоборот. Такая морская стихия, стихия свободы близка писателю. Он наслаждается увиденным и хочет все запечатлеть в своей памяти, ведь может, это последний раз, когда он видит море. Наверное именно в этот момент автор читает мысленно свой стих У моря. У меня же также в памяти возникают строки, глядя на репродукцию и работая над своим сочинением по тематике: Прощание Пушкина с Черным морем. Так и хочется выкрикнуть: Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Оцените пожалуйста «Сочинение по картине Репина и Айвазовского «Пушкин у моря»», мы старались!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(4 голоса, в среднем: 4.8 из 5)

sochinyshka.ru

Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем)

Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем)

Пушкин окрестил Айвазовского, посвятившего свое гениальное дарование «свободной стихии», как великого мастера кисти из всей череды мастеров.

В 1836 году на академической выставке в Санкт-Петербурге встретились художник кисти и художник пера. На молодого тогда еще Айвазовского знакомство с А.С.Пушкиным на выставке произвело неизгладимое впечатление. Айвазовский писал после этой встречи, что и без того его любимый поэт, после его знакомства стал предметом его вдохновения, дум и длинных рассказов и бесед о нем. Айвазовский, являясь тогда студентом Академии художеств получил большое одобрение в отзывах Пушкина о нем.

Преклоняясь перед талантом великого русского поэта всю свою жизнь, Айвазовский посвятил ему целый цикл (около 2000) картин. Он соединил в них поэзию моря с образом Пушкина.

В содружестве с И.Репиным, Айвазовский создал картину «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем» в юбилейный пятидесятилетний год со дня гибели Пушкина. На пушкинскую тему эта картина является одной из самых лучших, где Айвазовский написал пейзажный фон, а Илья Репин – фигуру Пушкина.

В этом же году написана была и картина «Пушкин на берегу Черного моря», а в 1899 г., позднее, Айвазовский пишет картину «А.С.Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал».

И. Долгополов рассказывал, что когда будущему великому художнику исполнилось всего десять лет, семья Гайвазовских вынуждена была из-за нужды отдать на работу «в люди» в кофейню к греку Александру своего маленького Ованеса.

Однажды в кофейне, среди дыма и горького чада кухни, и бесконечной нудной, серой цепью будней, кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина, которые были посвящены гибели в Греции Байрона, во время боев за освобождение от иноземного ига страны. Перед глазами Айвазовского, тогда еще десятилетнего мальчишки, вмиг предстала встреча тихим, тихим вечером на набережной Феодосии с молодым курчавым человеком с лучистыми и светлыми глазами, которого он увидел в тот день, когда туда приехала семья генерала Раевского – героя отечественной войны (1812 г.). Фамилия этого запомнившегося маленькому Онику, юноши с огненными глазами, была Пушкин. Только лишь через несколько лет в Санкт-Петербурге судьба свела их вновь на своей выставке, тогда еще молодого художника И.Айвазовского.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

«Пушкин у моря» И.Айвазовского: falyosa

0

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

6 июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин

falyosa.livejournal.com

Айвазовский и Репин. Прощание Пушкина с Черным морем. Описание картины.

Танаис Галерея
 Иван Айвазовский и Илья Репин. 
 Прощание Пушкина с Черным морем. 
 Ivan Aivazovsky and Ilya Repin. 
 Pushkin's Farewell to the Black Sea.

Иван Айвазовский и Илья Репин. Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Центральный Пушкинский Музей. Пушкин, Россия.

Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование "свободной стихии", как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский.

Из рассказа И.B. Долгополова.

Когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса "в люди" — работать в кофейне у грека Александра.

Кофейня... Горький чад кухни. Дым. Гул голосов и бесконечная цепь серых, нудных будней. Суета, тычки...

И вот однажды один из посетителей кофейни стал читать стихи Пушкина, посвященные гибели Байрона в Греции в боях за освобождение страны от иноземного ига, и вмиг перед глазами десятилетнего паренька предстала набережная Феодосии. Тихий, тихий вечер — и встреча.

Он вдруг вспомнил светлые, лучистые глаза смуглого, курчавого молодого человека, которого увидел во время приезда туда брига с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Фамилия юноши с огненными глазами, так запомнившимися маленькому Онику, была Пушкин. Лишь через ряд лет судьба сведет их снова, уже в столице Санкт-Петербурге, на выставке картин молодого художника Ивана Гайвазовского...



На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. 

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему.

В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.

Александр Сергеевич Пушкин. К морю 1824. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег! Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...

О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

www.tanais.info

«Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»). Сочинение по картине И.Е. Репина и И.К. Айвазовского.

Сочинение по картине И.Е. Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»).

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным морем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И.Е. Репиным и И.К. Айвазовским. Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его собственным словам, писал картины, сюжеты для которых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров. Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа. Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (таких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, проведённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала. Айвазовский был ещё студентом Академии художеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган похвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего художника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла большую роль в творчестве Айвазовского, который впоследствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину. На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина. Совместная работа Айвазовского и Репина, безусловно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссылки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском. На картине Айвазовского и Репина Пушкин изображён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой великана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполненным в серых и белёсых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Правая руку отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдохновенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения. Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выполнены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечивает розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду. Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выписаны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подобные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи. Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смерти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен. В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

gdzplus.com

«Пушкин у моря» И.Айвазовского: matveychev_oleg

0

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

6 июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин

matveychev-oleg.livejournal.com

«Пушкин у моря» И.Айвазовского

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

( link)

6 июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин

socialego.mediasole.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта