Пожар 1812 года: Москва до и после. Картина айвазовский пожар в москве
Московский пожар 1812 года - КниЖЖка с картинками
Наполеон же, глядя из Кремля на океан пламени, говорят, всё восклицал:
Горело всё. Кремль, в котором был оставленный русскими порох и французский артиллерийский склад, расположившийся прямо под окнами Наполеона, каждую минуту мог взлететь на воздух.
Бегство Наполеона из КремляАлександр АПСИТ Борис ЗВОРЫКИН
Наполеон долго не двигался с места. Мюрат, принц Евгений Богарне и Бертье на коленях и со слезами (по воспоминаниям Филиппа Сегюра) умоляли его покинуть место бедствия. Но все было тщетно! И только к вечеру Наполеон решился. Он спустился по лестнице и приказал, чтобы его проводили за город к Петровскому императорскому дворцу. Огонь блокировал все ворота крепости, и удалось выбраться только через подземный ход к Москве-реке. Нас окружал океан пламени. Мы шли по огненной земле, под огненным небом, между огненных стен. (Филипп Поль де Сегюр) А затем солдаты маршала Даву через Лебяжий переулок, Ленивку, Волхонку, Пречистенские ворота вывели Наполеона со свитой в Дорогомилово и далее к Ваганьковскому кладбищу, а оттуда они уже добрались до Петровского подъездного дворца.Наполеон в горящей МосквеАльбрехт АДАМ
Петровский путевой дворец, 1811 годФранческо КАМПОРЕЗИ
Добравшись до Петровского подъездного дворца, Наполеон оттуда продолжил наблюдать за происходящим.
Пожар Москвы в 1812 годуИван АЙВАЗОВСКИЙ
Пьер Безухов в Москве Иллюстрация к роману Льва Толстого Владимир СЕРОВ
Пьер спасает девочку в горящей Москве. Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВ
Наполеон в горящей МосквеНеизвестный художник
Пожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН
Пожар Москвы в 1812 году (фрагменты)Иоганн Адам КЛЕЙН
Пожар МосквыГравюра Сальватора КАРДЕЛЛИ по картине И-Л. РУГЕНДАСА
Пожар Москвы в 1812 годуФ. НЕЙМАН
Пожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАР
Пожар Москвы Аквинта Томаса Сазерленда с оригинала Уильяма ХИТА
Пожар Москвы Раскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу Нотоффа
Пожар МосквыГравюра по оригиналу Ф. ХАБЕРМАНА
Пожар МосквыЖан-Шарль ЛАНГЛУА
Пожар Москвы 1812 годаОльга ЛАНИНА, 13 лет, макет
Воспоминание 1812 года. Пожар города МосквыИ.М. ЛЬВОВ
Картина была полна страшного эффекта, особенно ночью... Огромное пространство небосклона было облито яркопурпурным цветом, составлявшем как бы фон этой картины. По нем крутились и извивались какие-то змеевидные струи светло-белого цвета. Горящие головки различной величины и причудливой формы и раскаленные предметы странного и фантастического вида подымались массами вверх и, падая обратно, рассыпались огненными брызгами... Самый искусный пиротехник не мог бы придумать более прихотливого фейерверка, как Москва – это сердце России – объятая пламенем... Впечатление, производимое на сельчан этой картиною, увенчанною к тому же серебристым отблеском кометы с ее длинным хвостом, было необычайное: женщины плакали навзрыд, мужчины бранили всех – и Бонапарта (так называл народ Наполеона), и русских вождей, говоря: "Как можно было допустить до этого матушку-Москву белокаменную? Зачем наши не дрались на Поклонной горе, не задержали его." ( А.Е. Егоров Воспоминания)pro100-mica.livejournal.com
ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. 1812 год. Москва спалённая. Пожаром?: geogen_mir
Великий русский художник Айвазов(ский). Пожар Москвы 1812 года. Всем известная со школы картина.Страшная картина, надо сказать. Масштаб разразившейся в Москве катастрофы, без сомнения, впечатляет.Но, как иногда бывает, мелочь, случайно попавшаяся на глаза, может дать основания предположить, что Айвазовский (и не только он) мягко говоря, заблуждался.
И эта мелочь - вывеска обувного магазина.
Москва, 12 октября 1812 г.
Вас ничего не напрягает? Меня, например, очень даже!
Если не знать, что после страшного пожара прошел всего месяц, можно догадаться, что он был? Где головешки, закопченные стены?И вывеска! Ее только повесили? Решили магазин открыть? До того ли москвичам, чтобы новую обувь покупать? Или она висела и не обгорела?
Церковь целая, у домов крыш нет. Совсем.Это октябрь. Где трава? Нету! А вместо нее кучи песка! Откуда он взялся в таком количестве?
Та же картина.
Вот что пишет Бенкендорф:"10 октября 1812 года мы вступили в древнюю столицу, которая ещё вся дымилась. Едва могли мы проложить себе дорогу через трупы людей и животных. Развалины и пепел загромождали все улицы. Одни только разграбленные и совершенно почерневшие от дыму церкви служили печальными путеводными точками среди этого необъятного опустошения. Заблудившиеся французы бродили по Москве и делались жертвами толпы крестьян, которые со всех сторон стекались в несчастный город".
Толпы диких пьяных крестьян.
Идем дальше.
Разве похоже, что это разрушения от пожара?
Как ни странно это звучит, но французская версия московского пожара родилась еще до того, как он возник. По Москве упорно ходили слухи о готовности Ростопчина сжечь город; что в подмосковном имении строится неким Шмитом летательный аппарат (!!!), с помощью которого можно будет то ли уничтожить неприятеля, то ли сжечь Москву; что московская чернь с попустительства, а то и при поощрении городского начальства, собирается перебить всех оставшихся в городе иностранцев; и т. д.
Кстати, художник все с натуры рисовал.Христиан Вильгельм Фабер дю Фор - вюртембергский генерал-майор, художник-любитель.Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России».
«Вступив в город, император был поражен еще более странным зрелищем. От всей огромной Москвы оставалось только несколько разбросанных домов, стоявших среди развалин! Запах, издаваемый этим поверженным колоссом, сожженным и обуглившимся, был очень неприятен. Горы пепла и местами оставшиеся стоять остовы стен и полуразрушенные столбы были единственными признаками пролегавших здесь улиц. Предместья были заполнены русскими, мужчинами и женщинами в полуобгоревшей одежде. Они блуждали, точно призраки, среди развалин». (Из воспоминаний Сегюра).
Предместье. Французишка спокойно ловит рыбу. В полуобгоревшей одежде никто не блуждает.
На среднем плане дом сгорел, дерево целое.
А это Наполеон пишет жене:«Город почти полностью превращен в пепел». Ты не можешь представить того ужасного спектакля, который мы наблюдали своими глазами во время этого пожара. Хорошо, если в городе осталось 80 из 100000 жителей. Они здесь без пищи, без одежды, без того, чтобы укрыть свои головы в момент, когда придет то время года, которое здесь столь сурово; это внушает ужас!»
Какой добрый Наполеон! Озаботился судьбой неприятеля, который без пищи, одежды и жилья.
Уже другой художник. Где пепел? Разрушения как после авианалета или термоядерного удара.
А это более поздняя подделка. Здесь французы уже вовсю безобразничают.
Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца, 1797 год:
Подделка:Опять лягушатники зверствуют.
Наполеон, как известно, ночевал в Петровском путевом дворце.1811год.
Из википедии:"Во время наблюдения за московским пожаром из окна у императора обгорели волосы......После окончательного бегства Наполеона дворец был разорён: восстановительные работы начались только при Николае I и продолжались более 10 лет".
Позвольте, от Бульварного кольца до Петровского дворца 8 км!!! Волосы могли обгореть???И кто же этот дворец разорил до такой степени:
«Утром 16-го Кремль стал представлять собою остров в центре огненного моря. — Записал 21 сентября Фантэн дез Одоард. — Стремительный ветер, спровоцированный жестокостью пожара, во сто крат усилился и стал вести себя непредсказуемо. Из глубин пламени поднимался зловещий шум и, подобно волнам океана в сильную бурю, прокатывались от одного к другому раскаты непрерывного грома. Это было извержение Везувия, соединенное ни с чем не сравнимым величием ужасного спектакля».
Помилуйте, это какая-то беллетристика, а не мемуары. Или описание действительно чего-то запредельного.
Дом Пашкова:
Еще разрушения:
Вернемся к Христиану дю Фору.
На главной дороге между Можайском и Крумской(?), 18 сентября 1812 г.
Как-то мне казалось, что обгоревшие трупы выглядят иначе.
Бородино:Бондарчуковской массовости не хватает, вы не находите?
Может быть, художник просто не смог живописать истерический надрыв событий?Да нет, далее все как по учебнику 8 класса:
И тут мне вспомнился Алевизов ров, который засыпали в 1814 году.
Оставим на совести Романовых его запущенное состояние.
Чем его засыпали? Пеплом и золой? Или все-таки под боком оказалось большое количество лишней земли?
На ловца, как говорится, и зверь бежит.Рассмотрим вот это: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-5/2-5-1-alevizov-rovИ еще: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-3
...Посмотрим еще раз на Васильевский спуск:
Стена слева достаточно невысокая.Справа почти в два раза выше.Причем, у Тимофеевской башни даже ниже, чем у реки.
Если хотелось выдержать расстояние от земли, могли бы сделать стену наклонной, а не прямой.
Зачем избыточная высота у самого подножия холма?Угрохать столько ресурсов, чтобы вершина стены была ровной?И при этом наплевать на её высоту у Тимофеевской башни?
Гораздо проще предположить, что со стороны Алевизова рва стена была ровная и высокая (ров штурмовать проще, чем реку).
И вот волна начинает перехлестывать через эту высокую стену. Что получится?
Намыв глины вокруг стены. Т.е. Боровицкий холм!
Стену покрыло глиной и её пришлось надстроить сверху, что хорошо видно по Тимофеевской башне:
А теперь вернемся к нашей картинке:
Что мы видим?Никакого холма! Стена высокая и ровная на всем протяжении, как мы и предположили. Ну, и Алевизов ров, соединяющий две реки. И никаких шлюзов!
26 метров холма намыло наводнением. И даже понятно, почему Александровский спуск более короткий, чем Васильевский: вода шла с северо-запада, т.е. под углом к Арсенальной башне. Вот под этим углом всё и вымыло.
Ну, и чтобы расставить все точки, посмотрим на единственное уцелевшее здание на Красной площади: Покровский собор.
Оригинальный постер для государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева разработало рекламное агентство Saatchi&Saatchi:
Что это? Гениальное озарение или утечка информации?Конечно, это гипербола. Но нам надо где-нибудь найти недостающие 26 метров собора.
И поможет нам сайт этого собора, демонстрирующий занятную старинную гравюру:
Современная высота собора - 48 метров.Высота отдельных куполов - 21-28 метров.Т.е. где-то вдвое меньше.Примеримся к гравюре.Легко видно, что современное подножие собора находится на уровне стены на заднем плане. Пропорции куполов и центрального шатра соответствуют требуемой пропорции 1/2.Ну, а от стены до поверхности земли примерно столько же, как и от стены до куполов.Т.е. за 20 метров.
Всё сошлось: холма до потопа не было.
И тому есть даже изустное свидетельство, которое мне сообщила моя старая приятельница.Рассказываю ей о последних изысканиях (мы не виделись полтора года) и дохожу до потопа. И тут у неё срабатывает воспоминание.Её прабабушка (коренная москвичка рождения в районе 1880-го) рассказывала о воспоминании своего прадедушки (больше она о нем ничего не помнила).И это воспоминание - потоп. Нет - ПОТОП!!!Она запомнила лишь состояние ужаса, исходящее от прадедушки: неумолимо надвигающаяся стена воды.Почему потоп, откуда вдруг потоп? Ничего не запомнила, кроме этого ужаса в глазах прадедушки. ПОТОП!!!Прадедушка в 1815 был маленьким ребенком. Понятно, что у него в голове отложилась лишь эмоция.
И еще. Вот картинка, на основе которой Айвазовский в 1851 году домыслил события 1812 года:
И напоследок, конечно же, офигенный Андрей Голубев: http://kadykchanskiy.livejournal.com/144765.html
У вас остались вопросы? У меня их больше нет.
geogen-mir.livejournal.com
история пожара и восстановления, картины и фотографии.
В московском пожаре 1812 года погибло две трети зданий. Город восстанавливали больше 30 лет, одни дома и улицы приходилось отстраивать заново, другие — реконструировать. Какой была Москва до пожара, какие разрушения принес огонь и в чем заключалась работа Комиссии для строения.
Москва начала XIX века
Илья Репин. В осажденной Москве в 1812 году. 1912. ГТГ
Василий Верещагин. В Кремле - пожар! 1887-1898. ГИМ
Иван Айвазовский. Пожар Москвы в 1812 году. 1851. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
До пожара 1812 года Москва была одним из самых крупных и богатых городов России. Соперничать с ней мог только Петербург. Наполеон, впервые увидев Москву, написал в письме жене: «Город так же велик, как Париж». Это было преувеличение: в Париже в то время жили почти 720 тысяч человек, а в Москве — только 270 тысяч.
Москва впечатляла и площадью, и количеством жилых домов, общественных зданий, церквей. До Отечественной войны 1812 года в городе было почти 10 тысяч домов, больше четверти из них — каменные, через реки было переброшено почти 40 мостов. Москву украшали старинные памятники архитектуры: Большой Кремлевский дворец и Университет, Гостиный Двор и Воспитательный дом, Грановитая и Оружейная палаты и другие. В городе работали больницы, школы, типографии, театр.
Наполеон писал о Москве: «1600 колоколен и тысячи дворцов». На самом деле в городе было около 300 храмов и 24 монастыря, но впечатленного императора Франции можно понять: весь город сверкал золотыми куполами.
Пожар 1812 года
2 сентября 1812 года войска Кутузова вышли из Москвы. При отступлении были подожжены баржи с сеном и продовольственные склады. Пожарные части покинули город. Уже через сутки в Кремле был Наполеон. Депутации от населения он не дождался: город был пуст, в нем остались лишь дворовые крестьяне (около 3 % населения Москвы). В это время в городе уже бушевал пожар.
«Это было огненное море, небо и тучи казались пылающими, горы красного крутящегося пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, подымались к пылающему небу и падали затем в огненный океан. О! Это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище, когда-либо виденное человечеством».
Пожар продолжался около недели. В пустой Москве орудовали мародеры, солдаты Наполеона подорвали Новый артиллерийский двор, подожгли Вдовий дом с тяжело раненными русскими солдатами в Кудрине. При отходе из Москвы французы заминировали Грановитую палату, Арсенал, колокольню Ивана Великого и башни Кремля. Несколько башен и стены Кремля, часть Арсенала и две пристройки к колокольне Ивана Великого были взорваны.
Алексей Смирнов. Московский пожар. 1813. Музей-панорама «Бородинская битва»
Дмитрий Кардовский. Москва в сентябре 1812 года (Уход французов из Москвы). 1908–1913. Издание Иосифа Кнебеля
Виктор Астальцев. Пожар Москвы 1812. 1965. Частное собрание
Полиция после возвращения в город составила Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений. Сгорела почти вся Москва. На Тверской уцелели только 12 домов, а в Китай-городе всего два, в пожаре погибли Университет с библиотекой и архивами. Не уцелели памятники культуры и в частных собраниях — считается, что сгорел единственный экземпляр «Слова о полку Игореве» из коллекции Мусина-Пушкина. Общий ущерб оценили в 320 миллионов рублей.
«Пожар способствовал ей много к украшенью»: восстановление города
Вернувшиеся в разоренную Москву жители стали ее отстраивать. Чтобы вернуть городу архитектурный облик, Александр I учредил в 1813 году Комиссию для строения Москвы.
Архитектурный отдел Комиссии под руководством Осипа Бове разработал так называемые «образцовые проекты» — по ним строились московские особняки. В проектах было прописано всё: размеры домов, их этажность, окраска. Любые изменения нужно было согласовать с комиссией. Однако новые особняки не выглядели одинаково. Они отличались и по композиции, и по планировке, и по декору. К 1816 году практически все жилые дома были восстановлены.
В 1817 году Александр I утвердил Генеральный план города — его также составил архитектурный отдел Бове. Строить деревянные дома в центре Москвы теперь запрещалось, улицы нужно было проектировать прямыми и широкими. Хозяева особняков у Земляного вала должны были разбить садики у своих участков: там начиналась будущая Садовая улица.
По предложению Бове на Красной площади снесли старые торговые постройки, а вместо них возвели Верхние торговые ряды в классицистическом стиле. В центре Красной площади установили первый скульптурный памятник в городе — Минину и Пожарскому, — у кремлевских стен разбили Александровский сад.
Согласно новому плану застройки вокруг Кремля должны были появиться новые площади. Осип Бове разработал проект Театральной площади с архитектурным комплексом — зданием Большого театра, каменными домами и фонтаном. Скульптуры для фонтана изваял Иван Витали. Осип Бове руководил отделочными работами в Манеже, построил Первую Градскую больницу, Триумфальную арку, ротонду церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке.
Первая Градская больница
Театральная площадь и здание Большого театра
Московский университет
Доменико Жилярди перестроил Московский университет, восстановил здание Вдовьего дома, возвел Екатерининский институт, работал над восстановлением дворянских усадеб. Его постоянный помощник Афанасий Григорьев строил в основном жилые дома — особняк Лопухиных (сегодня там находится Музей Льва Толстого), дом прапорщика Хрущева (Музей Пушкина).
Комиссия для строения Москвы работала до 1843 года. Материалы производили пять кирпичных заводов, а здания возводили несколько солдатских батальонов. Для первого этапа восстановления император выделил пять миллионов рублей, на благоустройство города деньги поступали отдельно. Восстановление Москвы было беспрецедентным по объему городским строительством в России. Его иногда сравнивают лишь с возведением Петербурга в XVIII веке.
www.culture.ru
МОСКОВСКИЙ ПОЖАР 1812 ГОДА. ЧАСТЬ 1
Французы в Москве. 1812 годКартина неизвестного немецкого художника
Петровский путевой дворец, 1811 годФранческо КАМПОРЕЗИ
Добравшись до Петровского подъездного дворца, Наполеон оттуда продолжал наблюдать за происходящим.Пожар Москвы в 1812 годуИван АЙВАЗОВСКИЙ
Пьер Безухов в МосквеИллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирВладимир СЕРОВ
Пьер спасает девочку в горящей Москве.Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВ
Наполеон в горящей МосквеНеизвестный художник
Пожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН
Пожар Москвы в 1812 году (фрагменты)Иоганн Адам КЛЕЙН
Пожар Москвы в 1812 г.Иоганн Лоренс РУГЕНДАС
Пожар МосквыГравюра Сальватора КАРДЕЛЛИ по картине И-Л. РУГЕНДАСА
Пожар Москвы в 1812 годуФ. НЕЙМАН
Пожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАР
Пожар МосквыАквинта Томаса Сазерленда с оригинала Уильяма ХИТА
Пожар МосквыРаскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу Нотоффа
Пожар МосквыГравюра по оригиналу Ф. ХАБЕРМАНА
Пожар МосквыЖан-Шарль ЛАНГЛУА
Пожар Москвы 1812 годаВиктор АСТАЛЬЦЕВ
Пожар Москвы 1812 годаОльга ЛАНИНА, 13 лет, макет
Воспоминание 1812 года. Пожар города МосквыИ.М. ЛЬВОВ
Картина была полна страшного эффекта, особенно ночью... Огромное пространство небосклона было облито яркопурпурным цветом, составлявшем как бы фон этой картины. По нем крутились и извивались какие-то змеевидные струи светло-белого цвета. Горящие головки различной величины и причудливой формы и раскаленные предметы странного и фантастического вида подымались массами вверх и, падая обратно, рассыпались огненными брызгами... Самый искусный пиротехник не мог бы придумать более прихотливого фейерверка, как Москва — это сердце России — объятая пламенем... Впечатление, производимое на сельчан этой картиною, увенчанною к тому же серебристым отблеском кометы с ее длинным хвостом, было необычайное: женщины плакали навзрыд, мужчины бранили всех — и Бонапарта (так называл народ Наполеона), и русских вождей, говоря: "Как можно было допустить до этого матушку-Москву белокаменную? Зачем наши не дрались на Поклонной горе, не задержали его." ( А.Е. Егоров Воспоминания)О предполагаемых причинах пожара, его виновниках и последствиях поговорим после его окончания
lera-komor.livejournal.com
Москва спалённая. Пожаром? - Звезда Мидгарда
Великий русский художник Айвазов(ский). Пожар Москвы 1812 года. Всем известная со школы картина.Страшная картина, надо сказать. Масштаб разразившейся в Москве катастрофы, без сомнения, впечатляет.Но, как иногда бывает, мелочь, случайно попавшаяся на глаза, может дать основания предположить, что Айвазовский (и не только он) мягко говоря, заблуждался.
И эта мелочь - вывеска обувного магазина.
Москва, 12 октября 1812 г.
Вас ничего не напрягает? Меня, например, очень даже!
Если не знать, что после страшного пожара прошел всего месяц, можно догадаться, что он был? Где головешки, закопченные стены? И вывеска! Ее только повесили? Решили магазин открыть? До того ли москвичам, чтобы новую обувь покупать? Или она висела и не обгорела?
Церковь целая, у домов крыш нет. Совсем.Это октябрь. Где трава? Нету! А вместо нее кучи песка! Откуда он взялся в таком количестве?
Та же картина.
Вот что пишет Бенкендорф:"10 октября 1812 года мы вступили в древнюю столицу, которая ещё вся дымилась. Едва могли мы проложить себе дорогу через трупы людей и животных. Развалины и пепел загромождали все улицы. Одни только разграбленные и совершенно почерневшие от дыму церкви служили печальными путеводными точками среди этого необъятного опустошения. Заблудившиеся французы бродили по Москве и делались жертвами толпы крестьян, которые со всех сторон стекались в несчастный город".
Толпы диких пьяных крестьян.
Идем дальше.
Почему песок высыпается из окон?Это пепел? Хорошо. Но ведь известно, что сильный дождь помешал разгореться пожару еще больше. Серый пепел от воды становится черным. Все вокруг должно быть черным!
Разве похоже, что это разрушения от пожара?
Как ни странно это звучит, но французская версия московского пожара родилась еще до того, как он возник. По Москве упорно ходили слухи о готовности Ростопчина сжечь город; что в подмосковном имении строится неким Шмитом летательный аппарат (!!!), с помощью которого можно будет то ли уничтожить неприятеля, то ли сжечь Москву; что московская чернь с попустительства, а то и при поощрении городского начальства, собирается перебить всех оставшихся в городе иностранцев; и т. д.
Кстати, художник все с натуры рисовал.Христиан Вильгельм Фабер дю Фор - вюртембергский генерал-майор, художник-любитель. Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России».
«Вступив в город, император был поражен еще более странным зрелищем. От всей огромной Москвы оставалось только несколько разбросанных домов, стоявших среди развалин! Запах, издаваемый этим поверженным колоссом, сожженным и обуглившимся, был очень неприятен. Горы пепла и местами оставшиеся стоять остовы стен и полуразрушенные столбы были единственными признаками пролегавших здесь улиц. Предместья были заполнены русскими, мужчинами и женщинами в полуобгоревшей одежде. Они блуждали, точно призраки, среди развалин». (Из воспоминаний Сегюра).
Предместье. Французишка спокойно ловит рыбу. В полуобгоревшей одежде никто не блуждает.
На среднем плане дом сгорел, дерево целое.
А это Наполеон пишет жене:«Город почти полностью превращен в пепел». Ты не можешь представить того ужасного спектакля, который мы наблюдали своими глазами во время этого пожара. Хорошо, если в городе осталось 80 из 100000 жителей. Они здесь без пищи, без одежды, без того, чтобы укрыть свои головы в момент, когда придет то время года, которое здесь столь сурово; это внушает ужас!»
Какой добрый Наполеон! Озаботился судьбой неприятеля, который без пищи, одежды и жилья.
Уже другой художник. Где пепел? Разрушения как после авианалета или термоядерного удара.
А это более поздняя подделка. Здесь французы уже вовсю безобразничают.
Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца, 1797 год:
Подделка:Опять лягушатники зверствуют.
Наполеон, как известно, ночевал в Петровском путевом дворце.1811год.
Из википедии:"Во время наблюдения за московским пожаром из окна у императора обгорели волосы......После окончательного бегства Наполеона дворец был разорён: восстановительные работы начались только при Николае I и продолжались более 10 лет".
Позвольте, от Бульварного кольца до Петровского дворца 8 км!!! Волосы могли обгореть???И кто же этот дворец разорил до такой степени:
«Утром 16-го Кремль стал представлять собою остров в центре огненного моря. — Записал 21 сентября Фантэн дез Одоард. — Стремительный ветер, спровоцированный жестокостью пожара, во сто крат усилился и стал вести себя непредсказуемо. Из глубин пламени поднимался зловещий шум и, подобно волнам океана в сильную бурю, прокатывались от одного к другому раскаты непрерывного грома. Это было извержение Везувия, соединенное ни с чем не сравнимым величием ужасного спектакля».
Помилуйте, это какая-то беллетристика, а не мемуары. Или описание действительно чего-то запредельного.
Дом Пашкова:
Еще разрушения:Бросьте в меня тухлый помидор, если это последствия пожара.
Вернемся к Христиану дю Фору.
На главной дороге между Можайском и Крумской(?), 18 сентября 1812 г.
Как-то мне казалось, что обгоревшие трупы выглядят иначе.
Бородино:Бондарчуковской массовости не хватает, вы не находите?
Может быть, художник просто не смог живописать истерический надрыв событий?Да нет, далее все как по учебнику 8 класса:
И тут мне вспомнился Алевизов ров, который засыпали в 1814 году.
Оставим на совести Романовых его запущенное состояние.
Чем его засыпали? Пеплом и золой? Или все-таки под боком оказалось большое количество лишней земли?
На ловца, как говорится, и зверь бежит.Рассмотрим вот это: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-5/2-5-1-alevizov-rovИ еще: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-3
...Посмотрим еще раз на Васильевский спуск:
Стена слева достаточно невысокая. Справа почти в два раза выше. Причем, у Тимофеевской башни даже ниже, чем у реки.
Если хотелось выдержать расстояние от земли, могли бы сделать стену наклонной, а не прямой.
Зачем избыточная высота у самого подножия холма? Угрохать столько ресурсов, чтобы вершина стены была ровной? И при этом наплевать на её высоту у Тимофеевской башни?
Гораздо проще предположить, что со стороны Алевизова рва стена была ровная и высокая (ров штурмовать проще, чем реку).
И вот волна начинает перехлестывать через эту высокую стену. Что получится?
Намыв глины вокруг стены. Т.е. Боровицкий холм!
Стену покрыло глиной и её пришлось надстроить сверху, что хорошо видно по Тимофеевской башне:
А теперь вернемся к нашей картинке:
Что мы видим?Никакого холма! Стена высокая и ровная на всем протяжении, как мы и предположили. Ну, и Алевизов ров, соединяющий две реки. И никаких шлюзов!
26 метров холма намыло наводнением. И даже понятно, почему Александровский спуск более короткий, чем Васильевский: вода шла с северо-запада, т.е. под углом к Арсенальной башне. Вот под этим углом всё и вымыло.
Ну, и чтобы расставить все точки, посмотрим на единственное уцелевшее здание на Красной площади: Покровский собор.
Оригинальный постер для государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева разработало рекламное агентство Saatchi&Saatchi:
Что это? Гениальное озарение или утечка информации?Конечно, это гипербола. Но нам надо где-нибудь найти недостающие 26 метров собора.
И поможет нам сайт этого собора, демонстрирующий занятную старинную гравюру:
Современная высота собора - 48 метров. Высота отдельных куполов - 21-28 метров. Т.е. где-то вдвое меньше. Примеримся к гравюре.Легко видно, что современное подножие собора находится на уровне стены на заднем плане. Пропорции куполов и центрального шатра соответствуют требуемой пропорции 1/2. Ну, а от стены до поверхности земли примерно столько же, как и от стены до куполов. Т.е. за 20 метров.
Всё сошлось: холма до потопа не было.
И тому есть даже изустное свидетельство, которое мне сообщила моя старая приятельница. Рассказываю ей о последних изысканиях (мы не виделись полтора года) и дохожу до потопа. И тут у неё срабатывает воспоминание. Её прабабушка (коренная москвичка рождения в районе 1880-го) рассказывала о воспоминании своего прадедушки (больше она о нем ничего не помнила). И это воспоминание - потоп. Нет - ПОТОП!!! Она запомнила лишь состояние ужаса, исходящее от прадедушки: неумолимо надвигающаяся стена воды. Почему потоп, откуда вдруг потоп? Ничего не запомнила, кроме этого ужаса в глазах прадедушки. ПОТОП!!! Прадедушка в 1815 был маленьким ребенком. Понятно, что у него в голове отложилась лишь эмоция.
И еще. Вот картинка, на основе которой Айвазовский в 1851 году домыслил события 1812 года:
И напоследок, конечно же, офигенный Андрей Голубев: http://kadykchanskiy.livejournal.com/144765.html
У вас остались вопросы? У меня их больше нет.
starmidgard.livejournal.com
Московский пожар 1812 года - НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Французы в Москве. 1812 годКартина неизвестного немецкого художника
Петровский путевой дворец, 1811 годФранческо КАМПОРЕЗИ
Добравшись до Петровского подъездного дворца, Наполеон оттуда продолжал наблюдать за происходящим.Пожар Москвы в 1812 годуИван АЙВАЗОВСКИЙ
Пьер Безухов в МосквеИллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирВладимир СЕРОВ
Пьер спасает девочку в горящей Москве.Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВ
Наполеон в горящей МосквеНеизвестный художник
Пожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН
Пожар Москвы в 1812 году (фрагменты)Иоганн Адам КЛЕЙН
Пожар Москвы в 1812 г.Иоганн Лоренс РУГЕНДАС
Пожар МосквыГравюра Сальватора КАРДЕЛЛИ по картине И-Л. РУГЕНДАСА
Пожар Москвы в 1812 годуФ. НЕЙМАН
Пожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАР
Пожар МосквыАквинта Томаса Сазерленда с оригинала Уильяма ХИТА
Пожар МосквыРаскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу Нотоффа
Пожар МосквыГравюра по оригиналу Ф. ХАБЕРМАНА
Пожар МосквыЖан-Шарль ЛАНГЛУА
Пожар Москвы 1812 годаВиктор АСТАЛЬЦЕВ
Пожар Москвы 1812 годаОльга ЛАНИНА, 13 лет, макет
Воспоминание 1812 года. Пожар города МосквыИ.М. ЛЬВОВ
Картина была полна страшного эффекта, особенно ночью... Огромное пространство небосклона было облито яркопурпурным цветом, составлявшем как бы фон этой картины. По нем крутились и извивались какие-то змеевидные струи светло-белого цвета. Горящие головки различной величины и причудливой формы и раскаленные предметы странного и фантастического вида подымались массами вверх и, падая обратно, рассыпались огненными брызгами... Самый искусный пиротехник не мог бы придумать более прихотливого фейерверка, как Москва — это сердце России — объятая пламенем... Впечатление, производимое на сельчан этой картиною, увенчанною к тому же серебристым отблеском кометы с ее длинным хвостом, было необычайное: женщины плакали навзрыд, мужчины бранили всех — и Бонапарта (так называл народ Наполеона), и русских вождей, говоря: "Как можно было допустить до этого матушку-Москву белокаменную? Зачем наши не дрались на Поклонной горе, не задержали его." ( А.Е. Егоров Воспоминания)О предполагаемых причинах пожара, его виновниках и последствиях поговорим после его окончания
продолжение
nashenasledie.livejournal.com
Московский пожар 1812 года
Наполеон бросился к окнам, выходившим на Москву-реку, и увидел пылающее Замоскворечье. Вскоре он убедился, что пожар охватил все ближайшие улицы. Кремль находился в кольце огня. Над горящим городом бушевала буря, порывы ураганного ветра разносили горящие головни. Как летящие факелы, они падали на крыши московских домов и кремлёвские строения.
Пожар в Москве 1812 годаАндрей КИРИЧЕНКОКартина великого московского пожара 1812 Неизвестный художникВид на Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 годаШМИДТ с оригинала Х.И.ОЛЕНДОРФАВид на Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 годаШМИДТ с оригинала Х.И.ОЛЕНДОРФА Наполеон в КремлеСесил ДАУТИ
Наполеон же, глядя из Кремля на океан пламени, говорят, всё восклицал: Это скифы! Варвары! Какой народ! Какой народ! Горело всё. Кремль, в котором был оставленный русскими порох и французский артиллерийский склад, расположившийся прямо под окнами Наполеона, каждую минуту мог взлететь на воздух. Отборное войско императора и сам он неминуемо погибли бы, если бы хоть одна искра из тех, которые летели на наши головы, упала на артиллерийский ящик. Поэтому-то в течение нескольких часов участь целой армии зависела от летавших кругом маленьких искорок. (адъютант Наполеона Филипп Поль де Сегюр)Сквозь пожарВасилий ВЕРЕЩАГИННаполеон покидает КремльМорис ОРАНЖБегство Наполеона из КремляАлександр АПСИТ Борис ЗВОРЫКИН
Наполеон долго не двигался с места. Мюрат, принц Евгений Богарне и Бертье на коленях и со слезами (по воспоминаниям Филиппа Сегюра) умоляли его покинуть место бедствия. Но все было тщетно! И только к вечеру Наполеон решился. Он спустился по лестнице и приказал, чтобы его проводили за город к Петровскому императорскому дворцу. Огонь блокировал все ворота крепости, и удалось выбраться только через подземный ход к Москве-реке. Нас окружал океан пламени. Мы шли по огненной земле, под огненным небом, между огненных стен. (Филипп Поль де Сегюр) А затем солдаты маршала Даву через Лебяжий переулок, Ленивку, Волхонку, Пречистенские ворота вывели Наполеона со свитой в Дорогомилово и далее к Ваганьковскому кладбищу, а оттуда они уже добрались до Петровского подъездного дворца.Французы в Москве. 1812 год Картина неизвестного немецкого художникаНаполеон в горящей МосквеАльбрехт АДАМПетровский путевой дворец, 1811 годФранческо КАМПОРЕЗИДобравшись до Петровского подъездного дворца, Наполеон оттуда продолжил наблюдать за происходящим. Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мираВасилий ВЕРЕЩАГИНПожар Москвы в 1812 годуИван АЙВАЗОВСКИЙПьер Безухов в Москве Иллюстрация к роману Льва Толстого Владимир СЕРОВПьер спасает девочку в горящей Москве. Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВНаполеон в горящей МосквеНеизвестный художникПожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН
Пожар Москвы в 1812 году (фрагменты)Иоганн Адам КЛЕЙН Пожар Москвы в 1812 г.Иоганн Лоренс РУГЕНДАС Пожар МосквыГравюра Сальватора КАРДЕЛЛИ по картине И-Л. РУГЕНДАСАПожар Москвы в 1812 годуФ. НЕЙМАНПожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАРПожар Москвы Аквинта Томаса Сазерленда с оригинала Уильяма ХИТАПожар Москвы Раскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу НотоффаПожар МосквыГравюра по оригиналу Ф. ХАБЕРМАНАПожар МосквыЖан-Шарль ЛАНГЛУАПожар Москвы 1812 годаВиктор АСТАЛЬЦЕВПожар Москвы 1812 годаОльга ЛАНИНА, 13 лет, макетВоспоминание 1812 года. Пожар города МосквыИ.М. ЛЬВОВ
Картина была полна страшного эффекта, особенно ночью... Огромное пространство небосклона было облито яркопурпурным цветом, составлявшем как бы фон этой картины. По нем крутились и извивались какие-то змеевидные струи светло-белого цвета. Горящие головки различной величины и причудливой формы и раскаленные предметы странного и фантастического вида подымались массами вверх и, падая обратно, рассыпались огненными брызгами... Самый искусный пиротехник не мог бы придумать более прихотливого фейерверка, как Москва – это сердце России – объятая пламенем... Впечатление, производимое на сельчан этой картиною, увенчанною к тому же серебристым отблеском кометы с ее длинным хвостом, было необычайное: женщины плакали навзрыд, мужчины бранили всех – и Бонапарта (так называл народ Наполеона), и русских вождей, говоря: "Как можно было допустить до этого матушку-Москву белокаменную? Зачем наши не дрались на Поклонной горе, не задержали его." ( А.Е. Егоров Воспоминания)О предполагаемых причинах пожара, его виновниках и последствиях поговорим после его окончания.
zhiznteatr.mirtesen.ru