Москва спалённая. Пожаром? Картина пожар в москве айвазовский


Ящик пандоры – Москва спалённая. Пожаром?

Великий русский художник Айвазов(ский). Пожар Москвы 1812 года. Всем известная со школы картина.Страшная картина, надо сказать. Масштаб разразившейся в Москве катастрофы, без сомнения, впечатляет.

Но, как иногда бывает, мелочь, случайно попавшаяся на глаза, может дать основания предположить, что Айвазовский (и не только он) мягко говоря, заблуждался.

И эта мелочь – вывеска обувного магазина.

Москва, 12 октября 1812 г.

Вас ничего не напрягает? Меня, например, очень даже!

Если не знать, что после страшного пожара прошел всего месяц, можно догадаться, что он был? Где головешки, закопченные стены?И вывеска! Ее только повесили? Решили магазин открыть? До того ли москвичам, чтобы новую обувь покупать? Или она висела и не обгорела?

Церковь целая, у домов крыш нет. Совсем.Это октябрь. Где трава? Нету! А вместо нее кучи песка! Откуда он взялся в таком количестве?

Та же картина.

Вот что пишет Бенкендорф:"10 октября 1812 года мы вступили в древнюю столицу, которая ещё вся дымилась. Едва могли мы проложить себе дорогу через трупы людей и животных. Развалины и пепел загромождали все улицы. Одни только разграбленные и совершенно почерневшие от дыму церкви служили печальными путеводными точками среди этого необъятного опустошения. Заблудившиеся французы бродили по Москве и делались жертвами толпы крестьян, которые со всех сторон стекались в несчастный город".

Толпы диких пьяных крестьян.

Идем дальше.

Почему песок высыпается из окон?Это пепел? Хорошо. Но ведь известно, что сильный дождь помешал разгореться пожару еще больше. Серый пепел от воды становится черным. Все вокруг должно быть черным!

Разве похоже, что это разрушения от пожара?

Как ни странно это звучит, но французская версия московского пожара родилась еще до того, как он возник. По Москве упорно ходили слухи о готовности Ростопчина сжечь город; что в подмосковном имении строится неким Шмитом летательный аппарат (!!!), с помощью которого можно будет то ли уничтожить неприятеля, то ли сжечь Москву; что московская чернь с попустительства, а то и при поощрении городского начальства, собирается перебить всех оставшихся в городе иностранцев; и т. д.

Кстати, художник все с натуры рисовал.Христиан Вильгельм Фабер дю Фор – вюртембергский генерал-майор, художник-любитель.Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России».

«Вступив в город, император был поражен еще более странным зрелищем. От всей огромной Москвы оставалось только несколько разбросанных домов, стоявших среди развалин! Запах, издаваемый этим поверженным колоссом, сожженным и обуглившимся, был очень неприятен. Горы пепла и местами оставшиеся стоять остовы стен и полуразрушенные столбы были единственными признаками пролегавших здесь улиц. Предместья были заполнены русскими, мужчинами и женщинами в полуобгоревшей одежде. Они блуждали, точно призраки, среди развалин». (Из воспоминаний Сегюра).

Предместье. Французишка спокойно ловит рыбу. В полуобгоревшей одежде никто не блуждает.

На среднем плане дом сгорел, дерево целое.

А это Наполеон пишет жене:«Город почти полностью превращен в пепел». Ты не можешь представить того ужасного спектакля, который мы наблюдали своими глазами во время этого пожара. Хорошо, если в городе осталось 80 из 100000 жителей. Они здесь без пищи, без одежды, без того, чтобы укрыть свои головы в момент, когда придет то время года, которое здесь столь сурово; это внушает ужас!»

Какой добрый Наполеон! Озаботился судьбой неприятеля, который без пищи, одежды и жилья.

Уже другой художник. Где пепел? Разрушения как после авианалета или термоядерного удара.

А это более поздняя подделка. Здесь французы уже вовсю безобразничают.

Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца, 1797 год:

Подделка:Опять лягушатники зверствуют.

Наполеон, как известно, ночевал в Петровском путевом дворце.1811год.

Из википедии:"Во время наблюдения за московским пожаром из окна у императора обгорели волосы……После окончательного бегства Наполеона дворец был разорён: восстановительные работы начались только при Николае I и продолжались более 10 лет".

Позвольте, от Бульварного кольца до Петровского дворца 8 км!!! Волосы могли обгореть???И кто же этот дворец разорил до такой степени:

«Утром 16-го Кремль стал представлять собою остров в центре огненного моря. — Записал 21 сентября Фантэн дез Одоард. — Стремительный ветер, спровоцированный жестокостью пожара, во сто крат усилился и стал вести себя непредсказуемо. Из глубин пламени поднимался зловещий шум и, подобно волнам океана в сильную бурю, прокатывались от одного к другому раскаты непрерывного грома. Это было извержение Везувия, соединенное ни с чем не сравнимым величием ужасного спектакля».

Помилуйте, это какая-то беллетристика, а не мемуары. Или описание действительно чего-то запредельного.

Дом Пашкова:

Еще разрушения:Бросьте в меня тухлый помидор, если это последствия пожара.

Вернемся к Христиану дю Фору.

На главной дороге между Можайском и Крумской(?), 18 сентября 1812 г.

Как-то мне казалось, что обгоревшие трупы выглядят иначе.

Бородино:Бондарчуковской массовости не хватает, вы не находите?

Может быть, художник просто не смог живописать истерический надрыв событий?Да нет, далее все как по учебнику 8 класса:

И тут мне вспомнился Алевизов ров, который засыпали в 1814 году.

Оставим на совести Романовых его запущенное состояние.

Чем его засыпали? Пеплом и золой? Или все-таки под боком оказалось большое количество лишней земли?

На ловца, как говорится, и зверь бежит.Рассмотрим вот это: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-5/2-5-1-alevizov-rovИ еще: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-3

…Посмотрим еще раз на Васильевский спуск:

Стена слева достаточно невысокая.Справа почти в два раза выше.Причем, у Тимофеевской башни даже ниже, чем у реки.

Если хотелось выдержать расстояние от земли, могли бы сделать стену наклонной, а не прямой.

Зачем избыточная высота у самого подножия холма?Угрохать столько ресурсов, чтобы вершина стены была ровной?И при этом наплевать на её высоту у Тимофеевской башни?

Гораздо проще предположить, что со стороны Алевизова рва стена была ровная и высокая (ров штурмовать проще, чем реку).

И вот волна начинает перехлестывать через эту высокую стену. Что получится?

Намыв глины вокруг стены. Т.е. Боровицкий холм!

Стену покрыло глиной и её пришлось надстроить сверху, что хорошо видно по Тимофеевской башне:

А теперь вернемся к нашей картинке:

Что мы видим?Никакого холма! Стена высокая и ровная на всем протяжении, как мы и предположили. Ну, и Алевизов ров, соединяющий две реки. И никаких шлюзов!

26 метров холма намыло наводнением. И даже понятно, почему Александровский спуск более короткий, чем Васильевский: вода шла с северо-запада, т.е. под углом к Арсенальной башне. Вот под этим углом всё и вымыло.

Ну, и чтобы расставить все точки, посмотрим на единственное уцелевшее здание на Красной площади: Покровский собор.

Оригинальный постер для государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева разработало рекламное агентство Saatchi&Saatchi:

Что это? Гениальное озарение или утечка информации?Конечно, это гипербола. Но нам надо где-нибудь найти недостающие 26 метров собора.

И поможет нам сайт этого собора, демонстрирующий занятную старинную гравюру:

Современная высота собора – 48 метров.Высота отдельных куполов – 21-28 метров.Т.е. где-то вдвое меньше.Примеримся к гравюре.Легко видно, что современное подножие собора находится на уровне стены на заднем плане. Пропорции куполов и центрального шатра соответствуют требуемой пропорции 1/2.Ну, а от стены до поверхности земли примерно столько же, как и от стены до куполов.Т.е. за 20 метров.

Всё сошлось: холма до потопа не было.

И тому есть даже изустное свидетельство, которое мне сообщила моя старая приятельница.Рассказываю ей о последних изысканиях (мы не виделись полтора года) и дохожу до потопа. И тут у неё срабатывает воспоминание.Её прабабушка (коренная москвичка рождения в районе 1880-го) рассказывала о воспоминании своего прадедушки (больше она о нем ничего не помнила).И это воспоминание – потоп. Нет – ПОТОП!!!Она запомнила лишь состояние ужаса, исходящее от прадедушки: неумолимо надвигающаяся стена воды.Почему потоп, откуда вдруг потоп? Ничего не запомнила, кроме этого ужаса в глазах прадедушки. ПОТОП!!!Прадедушка в 1815 был маленьким ребенком. Понятно, что у него в голове отложилась лишь эмоция.

И еще. Вот картинка, на основе которой Айвазовский в 1851 году домыслил события 1812 года:

И напоследок, конечно же, офигенный Андрей Голубев: http://kadykchanskiy.livejournal.com/144765.html

У вас остались вопросы? У меня их больше нет.

Источник: mylnikovdm.livejournal.com

pandoraopen.ru

Московский пожар 1812 года - НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Наполеон долго не двигался с места. Мюрат, принц Евгений Богарне и Бертье на коленях и со слезами умоляли его покинуть место бедствия. Но все было тщетно! И только к вечеру Наполеон решился. Он спустился по лестнице и приказал, чтобы его проводили за город к Петровскому императорскому дворцу.

Огонь блокировал все ворота крепости, и удалось выбраться только через подземный ход к Москве-реке. А затем солдаты маршала Даву через Лебяжий переулок, Ленивку, Волхонку, Пречистенские ворота вывели Наполеона со свитой в Дорогомилово и далее к Ваганьковскому кладбищу, а оттуда уже добрались до Петровского подъездного дворца.

Французы в Москве. 1812 год Картина неизвестного немецкого художника

Петровский путевой дворец, 1811 годФранческо КАМПОРЕЗИ

Добравшись до Петровского подъездного дворца, Наполеон оттуда продолжал наблюдать за происходящим.

Пожар Москвы в 1812 годуИван АЙВАЗОВСКИЙ

Пьер Безухов в Москве Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирВладимир СЕРОВ

Пьер спасает девочку в горящей Москве. Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВ

Наполеон в горящей МосквеНеизвестный художник

Пожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН

Пожар Москвы в 1812 году (фрагменты)Иоганн Адам КЛЕЙН

Пожар Москвы в 1812 г.Иоганн Лоренс РУГЕНДАС

191.26 КБПожар МосквыГравюра Сальватора КАРДЕЛЛИ по картине И-Л. РУГЕНДАСА

Пожар Москвы в 1812 годуФ. НЕЙМАН

Пожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАР

Пожар Москвы Аквинта Томаса Сазерленда с оригинала Уильяма ХИТА

Пожар Москвы Раскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу Нотоффа

Пожар МосквыГравюра по оригиналу Ф. ХАБЕРМАНА

Пожар МосквыЖан-Шарль ЛАНГЛУА

Пожар Москвы 1812 годаВиктор АСТАЛЬЦЕВ

Пожар Москвы 1812 годаОльга ЛАНИНА, 13 лет, макет

Воспоминание 1812 года. Пожар города МосквыИ.М. ЛЬВОВ

Картина была полна страшного эффекта, особенно ночью... Огромное пространство небосклона было облито яркопурпурным цветом, составлявшем как бы фон этой картины. По нем крутились и извивались какие-то змеевидные струи светло-белого цвета. Горящие головки различной величины и причудливой формы и раскаленные предметы странного и фантастического вида подымались массами вверх и, падая обратно, рассыпались огненными брызгами... Самый искусный пиротехник не мог бы придумать более прихотливого фейерверка, как Москва — это сердце России — объятая пламенем... Впечатление, производимое на сельчан этой картиною, увенчанною к тому же серебристым отблеском кометы с ее длинным хвостом, было необычайное: женщины плакали навзрыд, мужчины бранили всех — и Бонапарта (так называл народ Наполеона), и русских вождей, говоря: "Как можно было допустить до этого матушку-Москву белокаменную? Зачем наши не дрались на Поклонной горе, не задержали его." ( А.Е. Егоров Воспоминания)

О предполагаемых причинах пожара, его виновниках и последствиях поговорим после его окончания.

nashe-nasledie.livejournal.com

Московский пожар 1812 года - КниЖЖка с картинками

Наполеон же, глядя из Кремля на океан пламени, говорят, всё восклицал:

Горело всё. Кремль, в котором был оставленный русскими порох и французский артиллерийский склад, расположившийся прямо под окнами Наполеона, каждую минуту мог взлететь на воздух.

Тушить пожары французам было нечем, так как под рукой не было никаких противопожарных средств, и мы не знали, где достать пожарные насосы (вспоминал генерал Коленкур). А не было их потому, что они были вывезены из города по приказу Ростопчина.

Бегство Наполеона из КремляАлександр АПСИТ                                                           Борис ЗВОРЫКИН

Наполеон долго не двигался с места. Иоахим Мюрат, принц Евгений Богарне и маршал Александр Бертье на коленях и со слезами (по воспоминаниям Филиппа Сегюра) умоляли его покинуть место бедствия. Но все было тщетно! И только к вечеру Наполеон решился. Он спустился по лестнице и приказал, чтобы его проводили за город к Петровскому императорскому дворцу. Огонь блокировал все ворота крепости, и удалось выбраться только через подземный ход к Москве-реке. Нас окружал океан пламени. Мы шли по огненной земле, под огненным небом, между огненных стен. (Филипп Поль де Сегюр) А затем солдаты маршала Даву через Лебяжий переулок, Ленивку, Волхонку, Пречистенские ворота вывели Наполеона со свитой в Дорогомилово и далее к Ваганьковскому кладбищу, а оттуда они уже добрались до Петровского подъездного дворца.

Французы в Москве. 1812 год Картина неизвестного немецкого художника

Наполеон в горящей МосквеАльбрехт АДАМ

Петровский путевой дворец, 1811 годФранческо КАМПОРЕЗИ

Добравшись до Петровского подъездного дворца, Наполеон оттуда продолжил наблюдать за происходящим.

Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мираВасилий ВЕРЕЩАГИН

Пожар Москвы в 1812 годуИван АЙВАЗОВСКИЙ

Пьер Безухов в Москве Иллюстрация к роману Льва Толстого Владимир СЕРОВ

Пьер спасает девочку в горящей Москве. Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВ

Наполеон в горящей МосквеНеизвестный художник

Пожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН

Пожар Москвы в 1812 году (фрагменты)Иоганн Адам КЛЕЙН

Пожар Москвы в 1812 г.Иоганн Лоренс РУГЕНДАС

191.26 КБПожар МосквыГравюра Сальватора КАРДЕЛЛИ по картине И-Л. РУГЕНДАСА

Пожар Москвы в 1812 годуФ. НЕЙМАН

Пожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАР

Пожар Москвы Аквинта Томаса Сазерленда с оригинала Уильяма ХИТА

Пожар Москвы Раскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу Нотоффа

Пожар МосквыГравюра по оригиналу Ф. ХАБЕРМАНА

Пожар МосквыЖан-Шарль ЛАНГЛУА

Пожар Москвы 1812 годаВиктор АСТАЛЬЦЕВ

Пожар Москвы 1812 годаОльга ЛАНИНА, 13 лет, макет

Воспоминание 1812 года. Пожар города МосквыИ.М. ЛЬВОВ

Картина была полна страшного эффекта, особенно ночью... Огромное пространство небосклона было облито яркопурпурным цветом, составлявшем как бы фон этой картины. По нем крутились и извивались какие-то змеевидные струи светло-белого цвета. Горящие головки различной величины и причудливой формы и раскаленные предметы странного и фантастического вида подымались массами вверх и, падая обратно, рассыпались огненными брызгами... Самый искусный пиротехник не мог бы придумать более прихотливого фейерверка, как Москва – это сердце России – объятая пламенем... Впечатление, производимое на сельчан этой картиною, увенчанною к тому же серебристым отблеском кометы с ее длинным хвостом, было необычайное: женщины плакали навзрыд, мужчины бранили всех – и Бонапарта (так называл народ Наполеона), и русских вождей, говоря: Как можно было допустить до этого матушку-Москву белокаменную? Зачем наши не дрались на Поклонной горе, не задержали его. (Из рассказ отца мемуариста А.Е. Егорова, очевидца пожара, наблюдавшего его из подмосковной деревни Родинки)Прекрасный, великолепный город Москва более не существуетНаполеон БонапартТак писал Наполеон императору Александру I, вернувшись из Петровского путевого дворца в Кремль после окончания московского пожара, обвиняя русских в варварском уничтожении своей Первопрестольной столицы...

Возвращение в Кремль из Петровского дворцаВасилий ВЕРЕЩАГИН

В разрушенной МосквеДмитрий КАРДОВСКИЙ

Возвращение из Петровского дворца было нерадостным. Наполеону и его свите повсеместно попадались картины, подобные этой: Среди промокших от дождя полей виднеются не скромные бивачные огни, а настоящие праздничные костры, на которых горят картины, роскошная мебель. Кругом на изящных стульях, обитых шёлком диванах сидят, покрытые грязью и чёрные от дыма, офицеры и солдаты... (из Дневника офицера Великой Армии в 1812 году Цезарь Ложье)

Московский пожар. Пьющие французские солдатыНеизвестный художник

Эпизод из времен пожара МосквыФриц НЕЙМАН

Сначала император решил, что пожары возникли из-за небрежного обращения с огнём его расслабившихся после боёв и длительных маршей и подгулявших солдат, но когда пожар разгорелся, начали думать о русских поджигателях.

ПоджигателиИ.М. ЛЬВОВ

Арест поджигателейБорис ЗВОРЫКИН

Действительно, французам, надеявшимся найти в Москве отдохновение и тёплые квартиры, вроде было не с руки заниматься сознательными поджогами. Хотя с другой стороны, пьяные французские мародёры, не знакомые с особенностями отопления в России, запросто могли способствовать возникновению очагов воспламенения. Так или иначе, французы принялись ловить поджигателей и расстреливать не только русских, но и подозрительных французов.

Расстрел поджигателей Александр АПСИТ

Расстрел поджигателей Андрей НИКОЛАЕВ

Расстрел поджигателейДементий ШМАРИНОВ

В эти дни было расстреляно около 300 человек.

В покоренной Москве. Поджигатели или Расстрел в КремлеВасилий ВЕРЕЩАГИН

Позже Фёдор Ростопчин в зависимости от обстоятельств то примерял на себя лавровый венок Герострата, то вовсю открещивался от него, обвиняя в поджогах Наполеона и его армию или москвичей-поджигателей. План поджога у него существовал; в случае сдачи города он собирался поджечь его ещё до входа неприятеля. По его же приказу из Москвы были вывезены практически все средства пожаротушения, в результате чего французы при всем желании не могли быстро остановить распространение огня. Но так как фельдмаршал Кутузов до последнего морочил голову генерал-губернатору, уверяя его в том, что будет защищать первопрестольную, то последовательно исполнить свой план Ростопчин не успел.

Наполеон в Москве 1812 год.Литография ВЕЙБЕЦЕЛЯ по оригиналу Ф. ФРЕНЦЕЛЯ

И хотя большинством наших исследователей вопроса о причинах возникновения масштабного московского пожара признавалось, что именно русскими были подожжены военные и продовольственные склады в Москве, вывод делалася однозначный: Но как бы там ни было, вина за пожар Москвы лежит на агрессоре, навязавшем России истребительную войну...

А может быть прав Лев Толстой, считавший, что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей

И спустя 200 лет сказать наверное, кто или что было истинной причиной пожаров в Москве, трудно. Была, правда, лет семь назад надежда, что во всём разберётся мэр города Юрий Михайлович Лужков, внезапно озаботившийся этим вопросом в разгар того страшного лета-2010, когда горели Центр Грабаря, дом в Царицыне, дом Л. Кекушева на Второй Брестской и все жители, оставшиеся в Москве, задыхались от жары, смога и дыма. Но, как известно, получив по кепке, запамятовал обещание.

Мне кажется, что не Бородино, не Фили, а именно московский пожар стал той самой катастрофой, которая решила дальнейшую участь Наполеона Бонапарта, его Великой армии и всей русской кампании в целом.

pro100-mica.livejournal.com

Москва спалённая. Пожаром? - 17 Сентября 2016

Картинка слева: великий русский художник Айвазов(ский). Пожар Москвы 1812 года. Всем известная со школы картина. Страшная картина, надо сказать. Масштаб разразившейся в Москве катастрофы, без сомнения, впечатляет.

 

Но, как иногда бывает, мелочь, случайно попавшаяся на глаза, может дать основания предположить, что Айвазовский (и не только он) мягко говоря, заблуждался. И эта мелочь — вывеска обувного магазина. 

 

 

 

Москва, 12 октября 1812 г. Вас ничего не напрягает? Меня, например, очень даже! Если не знать, что после страшного пожара прошел всего месяц, можно догадаться, что он был? Где головешки, закопченные стены? И вывеска! Ее только повесили? Решили магазин открыть? До того ли москвичам, чтобы новую обувь покупать? Или она висела и не обгорела? Церковь целая, у домов крыш нет. Совсем. Это октябрь. Где трава? Нету! А вместо нее кучи песка! Откуда он взялся в таком количестве?

 

 

 

Та же картина. Вот что пишет Бенкендорф: «10 октября 1812 года мы вступили в древнюю столицу, которая ещё вся дымилась. Едва могли мы проложить себе дорогу через трупы людей и животных. Развалины и пепел загромождали все улицы. Одни только разграбленные и совершенно почерневшие от дыму церкви служили печальными путеводными точками среди этого необъятного опустошения. Заблудившиеся французы бродили по Москве и делались жертвами толпы крестьян, которые со всех сторон стекались в несчастный город».

 

 

 

Толпы диких пьяных крестьян. Идем дальше.

 

 

 

Почему песок высыпается из окон? Это пепел? Хорошо. Но ведь известно, что сильный дождь помешал разгореться пожару еще больше. Серый пепел от воды становится черным. Все вокруг должно быть черным!

 

 

 

Разве похоже, что это разрушения от пожара? Как ни странно это звучит, но французская версия московского пожара родилась еще до того, как он возник. По Москве упорно ходили слухи о готовности Ростопчина сжечь город; что в подмосковном имении строится неким Шмитом летательный аппарат (!!!), с помощью которого можно будет то ли уничтожить неприятеля, то ли сжечь Москву; что московская чернь с попустительства, а то и при поощрении городского начальства, собирается перебить всех оставшихся в городе иностранцев; и т. д.

 

Кстати, художник все с натуры рисовал. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор — вюртембергский генерал-майор, художник-любитель. Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». «Вступив в город, император был поражен еще более странным зрелищем. От всей огромной Москвы оставалось только несколько разбросанных домов, стоявших среди развалин! Запах, издаваемый этим поверженным колоссом, сожженным и обуглившимся, был очень неприятен. Горы пепла и местами оставшиеся стоять остовы стен и полуразрушенные столбы были единственными признаками пролегавших здесь улиц. Предместья были заполнены русскими, мужчинами и женщинами в полуобгоревшей одежде. Они блуждали, точно призраки, среди развалин». (Из воспоминаний Сегюра).

 

 

Предместье. Французишка спокойно ловит рыбу. В полуобгоревшей одежде никто не блуждает.

 

 

 

На среднем плане дом сгорел, дерево целое. А это Наполеон пишет жене: «Город почти полностью превращен в пепел». Ты не можешь представить того ужасного спектакля, который мы наблюдали своими глазами во время этого пожара. Хорошо, если в городе осталось 80 из 100000 жителей. Они здесь без пищи, без одежды, без того, чтобы укрыть свои головы в момент, когда придет то время года, которое здесь столь сурово; это внушает ужас!» Какой добрый Наполеон! Озаботился судьбой неприятеля, который без пищи, одежды и жилья.

 

Уже другой художник. Где пепел? Разрушения как после авианалета или термоядерного удара.

 

 

 

А это более поздняя подделка. Здесь французы уже вовсю безобразничают.

 

 

 

Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца, 1797 год:

 

 

 

Подделка:

 

 

 

Опять лягушатники зверствуют. Наполеон, как известно, ночевал в Петровском путевом дворце.

 

 

 

1811год. Из википедии: «Во время наблюдения за московским пожаром из окна у императора обгорели волосы… …После окончательного бегства Наполеона дворец был разорён: восстановительные работы начались только при Николае I и продолжались более 10 лет». Позвольте, от Бульварного кольца до Петровского дворца 8 км!!! Волосы могли обгореть??? И кто же этот дворец разорил до такой степени:

 

 

 

«Утром 16-го Кремль стал представлять собою остров в центре огненного моря. — Записал 21 сентября Фантэн дез Одоард. — Стремительный ветер, спровоцированный жестокостью пожара, во сто крат усилился и стал вести себя непредсказуемо. Из глубин пламени поднимался зловещий шум и, подобно волнам океана в сильную бурю, прокатывались от одного к другому раскаты непрерывного грома. Это было извержение Везувия, соединенное ни с чем не сравнимым величием ужасного спектакля». Помилуйте, это какая-то беллетристика, а не мемуары. Или описание действительно чего-то запредельного.

 

Дом Пашкова:

 

 

 

Еще разрушения:

 

 

 

Бросьте в меня тухлый помидор, если это последствия пожара. Вернемся к Христиану дю Фору.

 

 

 

На главной дороге между Можайском и Крумской(?), 18 сентября 1812 г. Как-то мне казалось, что обгоревшие трупы выглядят иначе. Бородино:

 

 

 

Бондарчуковской массовости не хватает, вы не находите? Может быть, художник просто не смог живописать истерический надрыв событий? Да нет, далее все как по учебнику 8 класса:

 

 

 

И тут мне вспомнился Алевизов ров, который засыпали в 1814 году.

 

 

 

Оставим на совести Романовых его запущенное состояние. Чем его засыпали? Пеплом и золой? Или все-таки под боком оказалось большое количество лишней земли? На ловца, как говорится, и зверь бежит. Рассмотрим вот это: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-5/2-5-1-alevizov-rov И еще: http://www.falsehood.me/end/glava-2/2-3 …Посмотрим еще раз на Васильевский спуск:

 

 

 

Стена слева достаточно невысокая. Справа почти в два раза выше. Причем, у Тимофеевской башни даже ниже, чем у реки. Если хотелось выдержать расстояние от земли, могли бы сделать стену наклонной, а не прямой. Зачем избыточная высота у самого подножия холма? Угрохать столько ресурсов, чтобы вершина стены была ровной? И при этом наплевать на её высоту у Тимофеевской башни? Гораздо проще предположить, что со стороны Алевизова рва стена была ровная и высокая (ров штурмовать проще, чем реку). И вот волна начинает перехлестывать через эту высокую стену. Что получится? Намыв глины вокруг стены. Т.е. Боровицкий холм! Стену покрыло глиной и её пришлось надстроить сверху, что хорошо видно по Тимофеевской башне:

 

 

 

А теперь вернемся к нашей картинке:

 

 

 

 

Что мы видим? Никакого холма! Стена высокая и ровная на всем протяжении, как мы и предположили. Ну, и Алевизов ров, соединяющий две реки. И никаких шлюзов! 26 метров холма намыло наводнением. И даже понятно, почему Александровский спуск более короткий, чем Васильевский: вода шла с северо-запада, т.е. под углом к Арсенальной башне. Вот под этим углом всё и вымыло.

 

 

 

Ну, и чтобы расставить все точки, посмотрим на единственное уцелевшее здание на Красной площади: Покровский собор. Оригинальный постер для государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева разработало рекламное агентство Saatchi&Saatchi:

 

 

 

Что это? Гениальное озарение или утечка информации? Конечно, это гипербола. Но нам надо где-нибудь найти недостающие 26 метров собора. И поможет нам сайт этого собора, демонстрирующий занятную старинную гравюру:

 

 

 

 

Современная высота собора — 48 метров. Высота отдельных куполов — 21-28 метров. Т.е. где-то вдвое меньше. Примеримся к гравюре. Легко видно, что современное подножие собора находится на уровне стены на заднем плане. Пропорции куполов и центрального шатра соответствуют требуемой пропорции 1/2. Ну, а от стены до поверхности земли примерно столько же, как и от стены до куполов. Т.е. за 20 метров.

 

Всё сошлось: холма до потопа не было. И тому есть даже изустное свидетельство, которое мне сообщила моя старая приятельница. Рассказываю ей о последних изысканиях (мы не виделись полтора года) и дохожу до потопа. И тут у неё срабатывает воспоминание. Её прабабушка (коренная москвичка рождения в районе 1880-го) рассказывала о воспоминании своего прадедушки (больше она о нем ничего не помнила). И это воспоминание — потоп. Нет — ПОТОП!!! Она запомнила лишь состояние ужаса, исходящее от прадедушки: неумолимо надвигающаяся стена воды. Почему потоп, откуда вдруг потоп? Ничего не запомнила, кроме этого ужаса в глазах прадедушки. ПОТОП!!! Прадедушка в 1815 был маленьким ребенком. Понятно, что у него в голове отложилась лишь эмоция. И еще. Вот картинка, на основе которой Айвазовский в 1851 году домыслил события 1812 года:

 

 

 

 

Источник

mir-i-mi.ucoz.ru

Гудел, горел пожар московский... - КниЖЖка с картинками

А тем временем на военном совете в Филях было принято решение сдать Москву без боя, но сохранить армию (альтернатива – намерение проявить патриотизм и красиво принять смерть у стен Кремля). В результате поименного голосования мнения генералов разделились практически поровну. Окончательное и нелегкое решение принял Михайло Илларионович:

188.98 КБКутузовъ въ Филяхъ: Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как туркиАлександр АПСИТ

Четырнадцатого сентября император к подошел к Москве и, поднявшись со свитой на Поклонную гору, стал ждать депутацию с ключами. Но ни здесь, ни ближе к городу – у Дорогомиловской заставы, ни у Кремля, никаких депутатов Наполеон не обнаружил.

109.71 КБНаполен у Москвы. В ожидании депутации боярВасилий ВЕРЕЩАГИН

Наполеон на Поклонной гореАлександр АПСИТ

Наполеон перед МосквойНеизвестный художник

Наполеон на Поклонной гореАндрей НИКОЛАЕВ

Наполеон на Воробьевых горах                   Наполеон под Москвойпредположительно Виктор МАЗУРОВСКИЙ

221.44 КБМосковские депутатыХотя, если верить художнику Борису Зворыкину, депутаты-таки были...

82.30 КБНаполеон пред горящей МосквойНХ

Москвичи на дороге из МосквыПавел СВЕДОМСКИЙ

Пожар Москвы МАРТИНЭ

Пожар Москвы. Раскрашенная гравюра ЖЕБЕЛЕ по оригиналу Нотоффа

Вступление французской армии в МосквуНемецкая лубочная картина                       Неизвестный художник

126.76 КБНаполеон в МосквеСемён КОЖИН

Медаль на взятие Москвы Наполеоном

Пожары начались уже на подъезде Наполеона к Москве. Сначала Император решил, что это его солдаты гуляют, и приказал прекратить грабежи. Но день ото дня горело все больше и больше, и стали думать о русских поджигателях.

212.46 КБПоджигателиИ.М. ЛЬВОВ

Арест поджигателейБорис ЗВОРЫКИН

Расстрел поджигателей Александр АПСИТ

Расстрел поджигателей Андрей НИКОЛАЕВ

Расстрел поджигателейДементий ШМАРИНОВ

Расстрел поджигателейЛеонид ПАСТЕРНАК

194.33 КБВ покоренной Москве. Поджигатели или Расстрел в КремлеВасилий ВЕРЕЩАГИН

Пьер Безухов в Москве Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирВладимир СЕРОВ

Пьер спасает девочку в горящей Москве. Иллюстрация к роману Льва Толстого Война и мирАндрей НИКОЛАЕВ

71.46 КБПожар Москвы сентябрь 1812 годаА.Ф. СМИРНОВ (15-летний очевидец события)

38.25 КБПожар в Москве 1812 годаАндрей КИРИЧЕНКО

93.87 КБПожар Москвы в 1812Иван АЙВАЗОВСКИЙ

Может быть, прав Лев Толстой, считавший, что Москва загорелась от трубок, от кухонь, он костров, от неряшливочти неприятельских солдат... Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей.

148.93 КБПожар ЗамоскворечьяВасилий ВЕРЕЩАГИН

Пожар Москвы в 1812 годуИоганн Адам КЛЕЙН

Наполеон оказался в красивом, загадочном, но пустом и чужом городе. Он расположился в нём со смутным ощущением ловушки, почти конца. Всё имущество по строгому плану отбиралось у москвичей: сначала этот квартал посещала старая гвардия, затем молодая гвардия; затем гусары, уланы и все что-нибудь отнимали. Сняли даже большой крест с колокольни Ивана Великого и забрали из арсенала старые годуновские пушки. Всё это во Францию не попало, лежит якобы под Вязьмой на дне Семлёвского озера.

141.07 КБСквозь пожарВасилий ВЕРЕЩАГИН

Грабёж французов в МосквеАлександр АПСИТ

Грабежи французов в МосквеИ.М. ЛЬВОВ

Французы в МосквеДементий ШМАРИНОВ

212.03 КБВ Успенском co6opеВасилий ВЕРЕЩАГИН

Наполеон в КремлеАндрей НИКОЛАЕВ

221.91 КБФранцузы в престольной палатеИ.М. ЛЬВОВ

Наполеон в тереме Алексея МихайловичаИ.М. ЛЬВОВ

Грабеж в Архангельском собореИ.М. ЛЬВОВ

133.96 КБФранцузы в Успенском собореНеизвестный художник

188.47 КБФранцузы в Москве. 1812 год Картина неизвестного немецкого художника

153.65 КБНаполеон и священникЛЭРО

А генерал-губернатор Москвы Фёдор Ростопчин впоследствии в зависимости от конъюнктуры то хвастался, что сжёг Москву и примерял на себя лавры поджигателя, то всячески отпирался от этого титула...

191.26 КБПожар МосквыСальватор КАРДЕЛЛИ

Пожар Москвы фрагментыСальватор КАРДЕЛЛИ

117.83 КБПожар Москвы в 1812 году Х.И. ОЛЕНДОРФ

Наполеон же, глядя из Кремля на океан пламени, говорят, всё восклицал: "Это скифы! Варвары! Какой народ! Какой народ!". Справедлива, наверное, любая версия. Горело всё. Кремль, в котором был оставленный русскими порох и французский артиллерийский склад, каждую минуту мог взлететь на воздух. Наполеон бежал единственной дорогой: вдоль Москвы-реки. Он сумел добраться до Петровского подъездного дворца, и оттуда уже наблюдал за происходящим. К вечеру восемнадцатого сентября пожар завершился. Сгорели две трети города. Кремль уцелел.

156.40 КБВозвращение в Кремль из Петровского дворцаВасилий ВЕРЕЩАГИН

104.59 КБ95.50 КБ      Маршал Даву в Чудовом монастыре      Наполеон в Петровском дворце. В ожидании мира      Василий ВЕРЕЩАГИН

168.97 КБМир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант ЛористонВасилий ВЕРЕЩАГИН

93.71 КБЛористон в ставке КутузоваНиколай УЛЬЯНОВ

Попытки Лористона договориться с Кутузовым о мире окончились для французов неудачей. Вопреки их ожиданиям, занятие ими Москвы не привело к согласию сторон. Император Александр также не отвечал Наполеону и не шёл на переговоры, твердо решив вести войну до последней возможности и не слагать оружия, пока хотя бы один враг останется в русских пределах. Наполеон понял, что ни победе, ни почетному миру не бывать.

138.20 КБВид на Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 годаШМИДТ с оригинала Х.И.ОЛЕНДОРФА

Москва после пожара 1812 года. Вид на обгоревший Пашков дом.И. ДЖЕМС

Пожар Москвы в 1812 годуФранц ВЕНДРАМИНИ                     Ф. НЕЙМАН

142.80 КБПожар в МосквеИоганн Фридрих Август КЛАР

Наполеон покидает КремляМ. ОРАНЖ               &nbsp                                Б. ЗВОРЫКИН

Наполеон покидает КремльАлександр АПСИТ

Наполеон покидает МосквуАлександр АПСИТ

193.63 КБОтступление французской армии Московский пожарВиктор МАЗУРОВСКИЙ

166.41 КБНаполеон. Дурные вести из ФранцииВасилий ВЕРЕЩАГИН

168.11 КБОтступление Наполеона из МосквыФ. ХЕЛМИНСКИЙ

Побег из МосквыАдольф НОРТЕРН

109.09 КБФранцузы покидают МосквуАндрей НИКОЛАЕВ

204.24 КБКутузов получает донесение о том, что Наполеон оставил МосквуБорис ЗВОРЫКИН

215.39 КБВъезд Императора Александра I в Москву после отступления Наполеона в 1812Неизвестный французский художник

252.14 КБПожар Москвы 1812 г.Виктор АСТАЛЬЦЕВ

Нам же остаётся утешаться словами героя комедии Грибоедова "Горе от ума" господина Скалозуба: – ...пожар способствовал ей много к украшенью...

А за восстановление города, бережное отношение, преемственность и сохранение традиций московской архитектурной школы поблагодарим архитекторов Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди, Афанасия Григорьева и др.

В сообщении помимо прочего использованы открытки издателя Ильи Евграфовича Селина, купца 2 гильдии. г. Москва.

pro100-mica.livejournal.com

«Айвазовский». Главы 17-19, страница 2 :: Артпоиск

«Айвазовский». Главы 17-19.

ГЛАВА 18

«Едва приехав в Рим, он написал две картины — “Штиль на море” и меньшего размера — “Буря”. Потом явилась третья картина — «Морской бе­рег». Эти три картины возбудили всеобщее при­ знание Рима и гостей его. Множество художников начали подражать Айвазовскому... после него в каждой лавчонке красовались виды моря а-ля Айвазовский».

Ф.И. Иордан

«Профессор императорской Академии художеств (проездом из Крыма в С.-Петербург находящийся в Москве) вознамерился познакомить публику здешней столи­ цы с его произведениями. Выставка картин отечественного художника назначена в залах училища ваяния и живописи (против почтамта на Мясницкой) с 27 сентября по 7 октября от 10 часов утра до 3-х часов пополудни. Совет Московского художественного общества, доводя об этом до всеобщего све­ дения, имеет честь пригласить гг. почетных и действительных членов своих, художников и прочих любителей искусств на выставку. Вход безденежный, для членов художественного общества без билетов, а для прочих посетителей — с билета­ ми, которые раздаются в самом училище, у комиссионеров в магазине г. Дациаро на Кузнецком мосту».

Неизвестно, поссорился ли Айвазовский со своей юной супругой, или так уж сильно ему требовалось лично присут­ствовать в белокаменной. Но факты упрямая вещь. Работа для Айвазовского всегда стояла на первом месте, а семья, жена, дети — на всех последующих. Можно ли сказать, что москов­ская выставка была новостью для Айвазовского? Не была. В Центральном городском архиве Петербурга сохранилось «Уведомление Правления Академии в Совет Московского ху­дожественного общества о разрешении И.К. Айвазовскому устроить выставку своих работ в Москве». Документ датиро­ ван 20 сентября 1848 года. Выставка открылась, повторюсь, 27-го. В Москву Айвазовский ехал из Крыма, намереваясь по­ сле добраться до Петербурга, отчего был вынужден просить письменно Президента Академии выслать ему в Москву на десять дней хранящиеся там его картины, которые он обязался по окончании выставки вернуть.

Приблизительно в то время Иван Константинович позна­комился с известным русским полководцем, героем Отече­ственной войны 1812 года Алексеем Петровичем Ермоловым, которого, так же как и многих привлекала живопись Айва­ зовского. Что же до Айвазовского, то он был растроган и почти счастлив знакомству с человеком, которому сам Пушкин по­ святил следующие строки:

Смирись, Кавказ: идет Ермолов! И смолкнул ярый крик войны.

Ермолов пожелал лично познакомиться с Айвазовским и непременно посмотреть, как тот работает: «Вчера, любезный Иван Константинович, Вы снова бросили меня в ужас бури, но имели великодушие не более трех часов продлить мои стра­ дания. На Ваших часах я замечал время, и из белого полотна явилась картина, которая между произведениями Вашими займет почетное место. Я с намерением упомянул о трех ча­ сах времени, ибо каждому покажется удивительным и многим даже невероятным, чтобы так скоро могла быть совершена картина масляными красками. По скромности Вашей Вы не хотели вместо начальной буквы фамилии поставить слова в три часа, которым не помешали ни разговор присутствующих, ни частые обращаемые к Вам рассуждения. Не говорю о похвалах и восторге, к ним давно Вы сделали привычку. С совершенным почтением к высоким талантам знаменитого соотечественника пребываю покорнейший слуга. А. Ермолов».

действительно написал в присутствии своего уважаемого гостя картину «Кавказский вид в Абхазии» и снаб­ див ее надписью «Дань русского искусства русской военной доблести». Впервые эта картина была выставлена в 1851 году в Москве.

Выставка 1848 года прошла на ура и если и не принесла Ивану Константиновичу денег — так как была безденежной, но добавила славы к его и без того громкому имени. «По окон­ чании выставки И.К. Айвазовский позволил ученикам училища снять копии с его видов, что было исполнено довольно удачно некоторыми из них и содействовало много развитию в них вкуса к пейзажной живописи». Кстати, среди учеников Мо­ сковского училища живописи и ваяния, писавших тогда копии с картин Айвазовского, был Алексей Кондратьевич Саврасов, в будущем знаменитый художник-пейзажист. За десять дней, которые работала выставка, ее посетило великое множество зрителей.

Первая дочь Айвазовского Елена родилась в 1849 году, а в 1850-м художник написал одну из своих лучших картин «Девя­тый вал». Он был на подъеме, впрочем, нельзя сказать, что все шло гладко. Жизнь вздымала перед певцом моря волны одна мощней другой. Черная волна по имени смерть уже погребла под своей мощью неугомонного профессора Зауервейда, во время пребывания Айвазовского за границей не стало Оленина и Крылова. Айвазовский еще помнил то страшное время, когда он черпал полной ложкой горькую опалу, и именно «всеобщий дедушка »явился в Академию утешить его. Нет больше Крыло­ва. Впрочем, баснописец был стар, что называется, следовало ожидать, но Вася?! Драгоценный однокашник, друг с первого дня пребывания Ованеса в Академии. Да, тогда его называли Ованесом, и еще иногда «крымчиком» — не злобно, шутя. Пи­сали, будто бы Вася Штернберг скончался внезапно, будто бы ничем не болел, никто не ожидал, все в ужасе. Впрочем, Васи­ лий умер в 1845-м, просто Айвазовский до сих пор вздрагивает, когда слышит это имя. 27 лет! Что за возраст?!

И вот теперь — Белинский!

Смерть Виссариона Григорьевича —тяжкий удар для Айва­зовского, неизменно робевшего прежде в его присутствии. Белинский говорил, когда другие подумать трусили.

Письмом из Рима известили, будто бы старый приятель Векки сделался личным адъютантом Гарибальди. Зная неуго­ монный характер Векки, Айвазовский не колеблясь согласил­ся, что так оно и есть.

В 1851 году у четы Айвазовских появляется вторая дочь, Мария, которую отец будет называть Мариам. Иван Кон­стантинович устраивает в Москве совместную выставку с известным русским художником-гравером Федором Ивано­ вичем Иорданом, получившим год назад звание профессора Академии художеств. На выставку Иордан привез гравюру с «Преображения» Рафаэля. С Иорданом Айвазовского связывала давняя дружба —

они познакомились в Италии, Иордан хорошо знал Алексан­дра Иванова, дружил с Гоголем и братьями Брюлловыми. Это был необычайно скромный, тихий и трудолюбивый человек, для которого ничто в жизни не доставалось без кропотливого труда.

Айвазовский был рад выставляться вместе со старым дру­ гом. Для участия предоставил следующие картины: «Закат солнца в Крыму», «Лунная ночь (нападение корсаров на ку­печеский корабль у храма Минервы в Греции)», «Мыс Айя (на пути из Одессы в Крым с разных сторон)», «Вид Генуи с моря во время захода солнца», «Море близ Алиханте в Испании», «Вид Капри», «Афонская гора», «Кавказский вид в Абхазии с берегов Черного моря во время бури», последнюю любезно предоставил ее владелец А.П. Ермолов.

«...Картины эти, “Закат солнца в Крыму”, принесли боль­ шое удовольствие истинным ценителям таланта и снова под­ тверждают, что кроме Айвазовского, у нас никто не передает так верно жизни моря, никто не достигает, как он, прозрач­ ности воздуха, и никто, кроме него, не остается более верен воздушной перспективе. Истинный талант, полный жизни, виден и в небольших вещах, составляющих иногда его отдых от более серьезных занятий», — писал скульптор Н. Рамазанов1 в журнале «Москвитянин», 1854, No 264.

Выставка вызвала большой интерес, после ее закрытия историк, писатель и публицист Михаил Петрович Погодин попросил Айвазовского прислать ему речь, которую Иван Константинович произносил на обеде, устроенном в честь двух художников 19 марта 1851 года. Наивный, он надеялся, что Айвазовский сначала прописал текст ответного слова на бумаге, Айвазовский же, как обычно, импровизировал, отче­ го произнесенная им речь не была зафиксирована, и в даль­ нейшем, создавая серию статей для журнала «Москвитянин» об Айвазовском, Погодин мог лишь цитировать ее по памяти или черпать из того скудного материала, который «любезно» предоставил ему Иван Константинович.

Почему я выделяю в кавычки слово «любезно »?Да потому, что Айвазовский написал Погодину не речь, как тот просил, а некоторую отписку, в которой, впрочем, не было злого умысла или нежелания сотрудничать. Обычная спешка, стремление поскорее приступить к запланированной работе, в то время как ему пытаются навязать писания давно произнесенной и уже никому толком не нужной речи. Очень, кстати, знакомое отношение, свойственное скорее персонажам нашего с вами века, но людей достаточно неспешного девятнадцатого такие отписки могли и обескуражить: «Желаете также заметку о том, что я говорил в ответ на обеде. Опишу, сколько помню, но прошу Вас покорнейше намерение мое поняв, дайте должную форму, я не в состоянии», — пишет Айвазовский Погодину. Далее он разбивает свою речь на тезисы, которые в результате профессиональный литератор должен переписать за него. На самом деле неглупое решение, не знаю, был ли благодарен за эту отписку Михаил Петрович, но Айвазовский безусловно прав. Сам он не считает себя писателем и прекрасно понимает, что произносить речь или тост — одно, а записать его после в форме статьи — совсем другое. Если же он, на беду себе, пропишет речь, Погодин, не дай бог, может разместить ее в журнале не правя. Михаил Петрович не просто публицист и журналист, он придумал и создал означенный журнал, следо­вательно, вправе поместить текст без чистки, а Айвазовский знает, что его текст, лишенный редакторского вмешательства, будет априори нехорош. Поэтому он намечает краткие тезисы, а уж Погодин придаст им нужную гладкость и легкость. В лю­ бом случае получится лучше, чем если бы писал сам художник. «Простите, что я так неясно и нечисто написал. Хлопот много и голова кругом, а написанного не было у меня. Решился послать к Вам потому, что Вы желаете, но прошу еще Вас передать так, как Вы найдете лучше и тем крайне обяжете».

На обеде Айвазовский подарил училищу одну из своих кар­ тин, с тем, однако, условием, чтобы те непременно продали ее и отдали вырученные деньги сиротам. В компенсацию же за это доброе дело, он обещал прислать им другую картину, которую напишет специально для училища и которая будет более соответствовать этому месту. «В пользу бедных раздать или как заблагорассудится, для училища же я напишу после что-нибудь более согласное назначению».

Только одна горькая пилюля помешала Айвазовскому по­ лучить радость от весенней выставки — не удалось или не успел выпросить у государя картины «Пожар Москвы в 1812 году». Получилось, что обещал, а не привез. Даже Погодину он жа­ луется в своем письме, прося его вообще не упоминать тему «Пожара». Зачем говорить о неудачах, когда все так славно складывается? Айвазовский не склонен к депрессиям. И вот уже в сентябре он готовит новую выставку в Москве, но теперь уже в списке присутствует та самая картина.

Государь по-настоящему чтил и любил искусство Айва­ зовского, поэтому ничего удивительного, что после отъезда государыни императрицы из Николаевского дворца Николай I разрешил дать возможность желающим осмотреть находящие­ ся там картины всеми любимого мариниста. Но поскольку это оказалось неудобным с позиции безопасности, Московский военный генерал-губернатор г. Закревский предложил обер- гофмейстеру барону Боде перенести картины Айвазовского в залы училища ваяния и живописи Московского художествен­ ного общества, с тем, чтобы по окончании выставки все произ­ведения были возвращены на прежнее место. Ответственность за транспортировку картин была возложена на купца 1-й гиль­ дии г. Кокарева под наблюдением самого Айвазовского.

Что же это были за особенные картины и почему художник хотел показать их именно в Москве? Про одну мы слышали — это «Пожар Москвы в 1812 году», в настоящее время нахо­ дится в Кремле, в Грановитой палате. Вторая же значилась на выставке как «Москва в 1851 году», это может быть «Вид Москвы с храмом Христа Спасителя на первом плане», о ко­тором Айвазовский пишет в «Автобиографии». Впрочем, не­которые историки не согласны с этим определением, считая, что на выставке был представлен вид на Москву со стороны Воробьевых гор, написанный также в 1851 году. Картина нахо­ дится в Музее Москвы, есть у него и вид Москвы (1848, Русский музей), и вид Москвы со стороны Серпуховской заставы... о последней он писал П.М. Третьякову в 1867 году... так что ничего определенного тут сказать пока не получается. Айвазовскому нравилась белокаменная. «Москва производила на меня всегда сильное впечатление своими оригинальными вида­ ми, но никогда не был я поражен ею так живо, как в нынешнее мое пребывание. Это живописнейший город во всей Европе. Отныне я буду изображать ее со всех сторон и года через два, может быть, успею представить что-нибудь достойное вашего внимания...» — это фрагмент ответной речи Айвазовского на их совместной с Ф. Иорданом выставке (Журнал «Московитянин», апрель 1881 г., No 7—8).

1852 год — тяжелое во многих отношениях время — уми­рает Гоголь, смертельно больной Карл Брюллов в компании своих учеников отбывает в Италию, дабы скончаться там, где он был когда-то счастлив. Страшная потеря. Не желая гово­рить с журналистами по поводу кончины друзей, Айвазовский спешно отбывает в Феодосию, закрываясь там на некоторое время от мира.

ГЛАВА 19

«По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выраже­ нию лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение».

B.C. Кривенко. Впечатления от работы Айвазовского над большим полотном

В марте 1853 года Айвазовский разработал проект учреж­дения в Крыму художественной школы, который был подан им для утверждения в Академию художеств. Местом новой шко­ лы Иван Константинович избирает родной город Феодосию. Тут сразу же несколько плюсов: географическое положение, наличие порта, красивые окрестности, привлечение допол­нительного внимания столицы к Феодосии, ну и, разумеется, здесь живет и работает он сам — будущий директор школы. В помощь себе желал бы иметь надзирателя и двух учителей рисования, которые будут находиться в полном ему подчинении. Сама же школа будет состоять под властью и покровительством императорской Академии художеств.

В школе будет сделан уклон на пейзажную живопись, раз­ умеется, живопись морских видов, а также народных сцен. Лучшие работы учеников школы директор намерен посылать в Академию, с тем, чтобы они участвовали в конкурсах наравне с произведениями академистов и получали академические на­ грады, «...т.е. медали, звание художника и учителя рисования. Учащиеся в школе и удостоенные от Академии награды сере­бряной медали 1-го достоинства могут быть по усмотрению Академии допускаемы к конкурсу с учениками Академии на получение золотых медалей и 2-го и 1-го достоинства, согласно установлениям Академии, и пользуются правами, с получени­ ем медалей сих сопряженными, средства же, для исполнения программ необходимые, получают от школы».

Кроме денег, которые пожалует Академия на обустройство новой школы, а Айвазовский оговаривает, что на наем дома для оной, отопление, освещение, приобретение оригиналов для рисования, на жалование директору и двум художникам и наем служителей и натурщиков необходимо будет выдавать 3000 ру­блей серебром в год. Предполагается привлекать меценатов, а также директор школы намерен организовывать выставки, на которых произведения учащихся будут продаваться, и часть денег опять же пойдет на нужды школы, а также содержание неимущих учеников школы.

Очень важный пункт: «Школа имеет свою печать с изобра­ жением государственного герба и надписью “Художествен­ ная школа в Крыму”. — Россия и Малороссия погрязли под бумажным валом, без справки, рекомендательного письма, инструкции никуда не сунешься. Наличие собственной печати дает Айвазовскому право такие бумаги выписывать, не обра­ щаясь каждый раз в далекий Петербург.

Число учащихся в школе может быть любым, обучение проходит в двух отделениях — приготовительное и художе­ственное.

Принимаются ученики всех сословий. «Ученики, оказавшие отличные успехи в художестве и удостоенные от Академии серебряной медали 1-го достоинства при возможных сред­ствах, доставленных покровителями и членами школы, могут быть посылаемы в путешествие по России для снятия мест­ностей, замечательных в историческом отношении, с целью составить коллекцию картин, могущих ознакомить публику с разнообразием народного быта и природы Российской импе­ рии». — Заметьте, Айвазовский не только печется о людях, не способных заплатить за свою учебу, но и сообщает Академии, что его идея принесет ощутимую пользу.

«Директор школы и два художника считаются в действи­тельной службе и имеют мундир, присваиваемый званию, по­ лученному ими от императорской Академии художеств», — тоже важный пункт. Айвазовский знает, что мундир способен оказывать гипнотическое воздействие на местных чиновников и крымских господ, с которыми ему и учителям неминуемо придется сталкиваться.

О деятельности школы и отчете о потраченных средствах Айвазовский обещает отчитываться ежегодно в то учреждение или тому лицу, которое ему укажут свыше.

Президент Академии одобрил проект открытия школы в Крыму, сочтя начинание полезным, после чего направил в свою очередь запрос в Министерство уделов, с тем, чтобы там при­ няли решение о возможности реализации этой идеи и довели до сведения государя.

В свою очередь министр уделов доложил императору о про­ екте, приложив запрос от Президента Академии, «...но госу­дарю императору не благоугодно было изъявить соизволения на ассигнование трех тысяч рублей серебром предположенных для содержания сего училища»1.

Что делать? Во всяком случае, не время опускать руки, госу­дарь не сказал напрямую, что не желает новой художественной школы, или не хочет, чтобы таковая открылась в Крыму. Он всего лишь отказался финансировать проект. Следовательно, остается либо найти меценатов, которые согласятся содержать школу, либо взять и обучение и содержание школы на свой счет. В любом случае Айвазовский не отказывается от про­ екта, вскоре он выступит с новым предложением, но не будем забегать вперед.

Три тысячи серебром — не сверхбольшая сумма, тем более для российского самодержца, а следовательно, и не повод для отказа. Остается предположить очевидное: реальное неудоб­ство контролировать данное заведение. А Николай I старался вникать во все, что связано с искусством и особенно живопи­сью. Он сам отбирал те или иные произведения на выставки за границу, решал, подходят или нет заказанные образа для новой церкви, давал советы профессорам живописи и академикам, увольнял и штрафовал виновных. Следовательно, само на­ личие официальной художественной школы где-то на южной окраине Российской империи было бы для него постоянной мукой и причиной волнений.

Поэтому Айвазовскому в его благородном начинании было отказано, и он, недолго погоревав о несбывшейся мечте, решил обождать со своими проектами до лучших времен.

А пока весну и лето 1853 года Айвазовский вместе со сво­ ей супругой посвящают новому в их жизни увлечению — ар­хеологическим раскопкам в Феодосии. У них в семье снова прибавление, год назад родилась третья дочь Александра, но Юлия не желает отставать от супруга, работая вместе с ним на раскопках, «...открыли пять курганов, в которых ничего не нашли, кроме разбитых кувшинов с углями и золой, но вчера, т.е. в пятом кургане, нашли просто под землей в золе золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золо­тых украшений, как видно, с женского наряда, а также куски прекрасной этрусской вазы», — пишет Иван Константинович министру уделов 6 июня 1853 года (выписка из письма цитиру­ется в книге Н. Барсамова «И.К. Айвазовский», 1962, стр. 80). К письму Иван Константинович прилагал собственно обнару­женные в результате раскопок ценные находки.

В результате до 1856 года с перерывами они с женой рас­ копали 80 курганов!

«Дальнейшие разыскания доставили для музея Эрмитажа еще значительное число предметов из золота и обработанной глины. В числе золотых вещей заслуживают особенного вни­ мания: а) серьги филигранной работы; б) ожерелье, плетенное из проволоки, с длинными привесками; в) ожерелье из круп­ ных дутых бус; г) такое же проволочное ожерелье с львины­ ми головками на концах; д) золотая булавка с изображением передней части какого-то мифического животного с львиной головой, бараньими рогами и крыльями; е, ж, з) три перстня; и двое серебряных зарукавьев витых с золотыми концами; и) зо­ лотой сфинкс с диадемою на голове; к) пара золотых серег в виде виноградной кисти; л) три головы Медузы, оттиснутые на золоте; м) бычья голова из дутого золота; н) витое кольцо и о) ожерелье из золотых бус с филигранными на них укра­ шениями и с привесками в виде амфор.

Из глиняных вещей попадалось много изображений раз­ ных божеств и медальоны с головами Горгон, с изваяниями амазонок, поражающих оленей. Стоит заметить, что в древней Феодосии изображения, кроме красок, покрывались еще позо­лотою », — пишет в своем отчете об археологических раскопках в Крыму в 1856 году директор керченского музея Люценко. (Печатается по тексту из книги Н. Барсамова «Айвазовский», 1953, стр. 225—226.) «...Главная цепь курганов близ Феодосии тянется по гребню гор, окружающих этот город и его бухту в виде амфитеатра, от монастыря св. Ильи до Лысой горы. Сверх того, несколько второстепенных курганов и насыпей занимают отдельные пункты на скатах гор против означенного монастыря, на крутых берегах моря и на Лысой горе.

Небольшая насыпь, в которой найдена была Айвазовским гробница с золотыми вещами, находится поблизости мона­стыря св. Ильи, на крутом берегу, несколько выдавшемся в море, между двумя курганами довольно значительной вели­ чины...»

Найденные четой Айвазовских экспонаты ныне хранятся в Эрмитаже.

artpoisk.info

Десятый вал Айвазовского — MoscowMe

Пожар в Москве. 1812 г.Кристиан Иоганн Олдендорп. «Пожар в Москве». Холст, масло. 1810-е гг.

«Это была драма огненного моря и волн, пылающего неба и облаков; горы красного бьющегося пламени, подобные громадным морским волнам, сминали друг друга и возносились к небесам огня, а затем опускались вниз к океану пламени. О, это было самое величественное, самое грандиозное и самое ужасающее зрелище, когда-либо виденное миром!» [1].

Пожар Москвы. 1812 г.А. Смирнов. «Пожар Москвы». Холст, масло. 1810-е гг.

Так, находясь в изгнании на острове Святой Елены, опальный Наполеон Бонапарт, окруженный тревожными волнами Атлантики, вспоминал о свирепых волнах огненного океана, поглотивших Москву в сентябре 1812 года.

Наполеон в горящей МосквеАльбрехт Адам. «Наполеон в горящей Москве». Холст, масло. 1840 г.

Волны трагического пожара, определившего исход военной кампании французского императора, а возможно и весь дальнейший ход европейской истории, еще долго бежали вперед, будоража душу русского человека. Не нашлось такого твердого сердца, которого не обожгли бы пылающие гребни этих волн. Не обошли они стороной и кисть Ивана Айвазовского, обрушив свой огненный десятый вал на холст художника-мариниста.

Пожар Москвы в 1812 годуИ. Айвазовский. «Пожар Москвы в 1812 году». Холст, масло. 1851 г.

Уникальный пейзаж мастера, изобразившего бушующее огненное море над златоглавой Москвой, занял достойное место в одном ряду с его многочисленными полотнами, пропитанными природной силой и разрушительной красотой морской стихии.

*****

Едва средь печальных картин человечестваНайдется подобная острая грань,Пронзившая каждое сердце Отечества,Огню заплатившего горькую дань.

В тот день роковой пламень страшного зареваКлубы черной гари взметнул над Москвой;Тонули дома в жерле красного марева,Горели мосты в пелене дымовой.

Огонь широко вспыхнул волнами яркими,Зловещие гребни вздымались во мглуИ снова спускались объятьями жаркими,С обугленных кровель срывая золу.

Сгорали кресты над чернеющим золотом,Трещал колоколен беспомощный зов,И рушились своды под огненным молотомНа жалкие ризы святых образов.

Сжимались от жара резные наличники,Убранство дворцов исповедовал дым,И скорбно Кремлевские башни-опричникиПосыпали головы пеплом седым.

Смешались все улицы тлевшими срубами,Рассыпались груды живых кирпичей,Земля обнажилась бессчётными трубамиОгнем обескровленных русских печей.

С колен не припав к чужеземному знамени,На вызов врага непокорно в ответМосква словно феникс развеялась в пламени,Чтоб вновь возродиться из пепла на свет.

Чело не покрыл вожделенною славою,К себе ожидавший послов, Бонапарт:В пожаре дотла над мечтой златоглавоюСгорел его гордый имперский азарт.

(В. Кудрин-Ситников. 2016 г.)

Для подготовки публикации использованы следующие материалы:[1] Barry Edward O’Meara. Napoleon in exile; or, A voice from St. Helena. The opinions and reflections of Napoleon on the most important events in his life and government, in his own words. / London, 1822.

Поделиться с друзьями:

moscowme.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта