Девятый вал (картина Айвазовского). Девятый вал картина айвазовского википедия


10 фактов о картине Айвазовского "Девятый вал"

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Девятый вал» Ивана Айвазовского.

Иван Айвазовский. «Девятый вал». Холст, масло. Размеры: 221х332 см

Факт первый. Авторский.

Великий русский художник Иван Айвазовский имеет армянские корни. Его предки носили фамилию Айвазян. Сам он был записан в метрических книгах как Ованнес Айвазян. А его отец подписывался фамилией «Гайвазовский». Эту же фамилию при поступлении в художественную школу использовал и будущий живописец. Спустя несколько лет он решил отбросить первую букву - и стал Айвазовским.

Факт второй. Служебный.

В сентябре 1844 года Петербургская академия художеств присвоила Ивану Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу. Он получил звание первого живописца и право носить морской мундир. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов. Правда, денежное пособие художнику не назначили – работать приходилось «на общественных началах».

Факт третий. Народный.

Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Название Айвазовский взял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волне выделяется своей мощью и размерами. Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был именно девятый вал.

Факт четвертый. Стихийный

Для картины Айвазовский выбрал страшный момент стихии. Мы видим огромные волны, небо в всполохах и кучку людей, отчаянно борющихся со стихией. Удастся ли им пережить самую мощную волну? Однозначного ответа художник не дает. Но появившийся, может быть на одно мгновение, просвет, чуть правее от центра картины, дает надежду на спасение.

Факт пятый. Феодосийский

Естественно, над картиной Айвазовский работал в своей студии в Феодосии. Но в ней запечатлен момент, запомнившейся художнику бури, которую он видел в Бискайском заливе в 1844 году. Судно с Айвазовским угодило в шторм и только чудом ему удалось спастись. Причем в некоторых газетах уже успели сообщить о гибели русского живописца. Однако сильно поврежденное судно спустя несколько дней вернулось в порт.

Факт шестой. Мастерский

Художник работал в мастерской, которая находилась в северной части его дома в Феодосии, куда солнечный луч проникал только вечером, после трех часов. Поэтому он был ограничен по времени в работе над картиной. Некоторые специалисты говорят, что на написание этого шедевра, без учета предварительной работы над эскизами, у художника ушло всего три часа. Поверить в это сложно, учитывая масштабы полотна.

Факт седьмой. Успешный

Картина пришлась публике по душе. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, выстраивалась очередь. Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали полотно с «Последним днем Помпеи» Брюллова. Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой.

Факт восьмой. Третьяковский

Известный коллекционер Павел Третьяков заинтересовался успехами Айвазовского. «Девятый вал» ему понравился особенно, и он собирался купить ее у художника. В одном из писем Третьяков писал Айвазовскому: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Факт девятый. Имперский

Но Третьякову не повезло. Картину купил император Николай I для Эрмитажа. В 1897 году она была передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она находится и сейчас.

Факт десятый. Японский

Впрочем, иногда картина отправляется в турне. Из Русского музея она выезжала 8 раз. Самая дальняя поездка – в Японию. Как ни странно, но жители страны восходящего солнца вообще неровно дышат к творчеству Айвазовского. В 2003 году, в год 30-летия музея «Фуджи-музея», его администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений за тридцать лет больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: «Девятый вал» Айвазовского».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Над великою над рекой бурлаки идут бечевой

К 170-летию со дня рождения художника Ильи Репина "Комсомолка" собрала пять малоизвестных фактов о его самой знаменитой картине (подробнее)

www.alt.kp.ru

Девятый вал

Девятый вал

Эта картина является вершиной первого творческого периода Айвазовского. Написал ее Айвазовский в 33-х летнем возрасте. Он уже побывал за границей и и приобрел там популярность. Одна из его картин "Хаос" была приобретена Папой Григорием XIV, которую он потом поставил в Ватикане, это была большая честь. На картине "Девятый вал" изображен рассвет над морем, которе только что начало стихать после шторма. По существующим пердположениям считается, что каждая девятая волна шторма является самой мощной и сильной. Мы видим высокую волну с бурлящей пеной. Море местами угрожающе черное и пугающее. На переднем плане - небольшая группа людей, которая пытается спастись в этой пучине волн на единственно оставшемся обломке корабля. Бушующие волны поднимаются высоко над ними, готовые вот вот поглатить таких маленьких  перед стихией людей. Тема борьбы человека с могущественной стихией как раз характерна для стиля живописи романтизма. Правда, Айвазовский уделяет больше  внимания не борьбе, а самой стихие, ее бразу и величию. Выжившие все еще верят в свое спасени, потому что они люди, самые разумные и сильные на Земле. Один из героев, еле удерживаясь за мачту, пытается держать своего товарища, из последних сил, не давая ему упасть. Героизм, мужество, воля, сплочение - все это поможет спасению в опасных ситуациях. Взбушевавшаяся стихия не может ни востаргать. Вода на солнце отражается различными цветами. Создается ощущение самых настоящих волн, как будто вот-вот ты их видишь в разгар бури. Ко всей красоте моря добавляется нежность раннего утра. Оно как надежда для группы людей, встает над морем. Вся гамма оттенков и красок подобрана очень гармонично. В картине присутствует достаточно большой набор цветов в ярком представлении.

В то время изображения морских стихий не подразумевали буйство красок, поэтому "Девятый вал" был открытием среди таких вещей. Сама картина очень динамична.

"Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину" - так говорил Иван Константинович Айвазовский.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

Девятый вал (картина Айвазовского) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1850 года

«Девятый вал»[1] — одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее (инв. Ж-2202).

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены[2].

Размер картины — 221 × 332 см[3]. Внизу, на мачте, подпись и дата: Айвазовскiй 1850; в правом нижнем углу красным: 5; на обороте черным: № 2506[4].

В Русский музей картина поступила в 1897 году из Эрмитажа[4].

Напишите отзыв о статье "Девятый вал (картина Айвазовского)"

Примечания

  1. ↑ Государственный Русский музей. Живопись XVIII—начала XX в. Каталог / под ред. Пушкарева В. А.. — Л.: Аврора, Искусство, 1980. — С. 22, кат. № 18.
  2. ↑ "Глава [aivazovski.ru/part_3_g3_2 Девятый вал], из книги Л. Вагнера и Н. Григорович «Повесть о художнике Айвазовском»
  3. ↑ [www.museum-online.ru/Romanticism/Ivan_Konstantinovich_Aivazovsky/Canvas/1379 Девятый вал] (HTML). www.museum-online.ru. Проверено 24 июня 2012. [www.webcitation.org/68kTlb21H Архивировано из первоисточника 28 июня 2012].
  4. ↑ 1 2 [www.tez-rus.net/ViewGood36551.html Государственный Русский музей. Живопись. Каталог. Санкт-Петербург. Palace Editions. 1998]

Отрывок, характеризующий Девятый вал (картина Айвазовского)

С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него. Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева. – Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете. Петя очнулся. – Уж светает, право, светает! – вскрикнул он. Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги. – Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало. – Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей. Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову. – Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него. – Об одном тебя пг'ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться. Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.

wiki-org.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта