Описание картины Ивана Айвазовского «Наваринский бой». Айвазовский кораблекрушение описание картины
Описание картины Ивана Айвазовского «Гроза»
Написана маслом по холсту в 1889 г. Размер: 144,5 на 109,5 см. Хранится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым.
Эта работа, как и многие в творчестве данного художника, посвящена морской стихии. На этот раз особенное внимание он уделяет разразившейся непогоде, которая застала врасплох большой парусник. Полотно отчетливо передает дыхание яростного шторма, полного безудержной энергии ветра, проливного дождя и вспышек молний. Именно они ослепительно сверкают в глубокой чернильно-фиолетовой тьме, проливая немного света на кораблекрушение.
Корабль, силуэт которого едва различим сквозь пелену ливня справа, еще старается, накренившись, держаться на плаву, но неизбежно идет ко дну. За ним на фоне немного просветлевшего тревожного лилово-фиолетового неба можно увидеть, какой высоты достигают сокрушительные волны. Прямо над попавшим в ужасную ситуацию судном разверзлась огромная черно-синяя туча, подсвеченная электрическим разрядом она кажется еще больше и тяжелее – вряд ли вся влага из нее выльется быстро.
Часть моряков пытается спастись, вцепившись из последних сил в деревянные обломки на переднем плане, но в кипящем и беснующемся царстве Посейдона они, скорее всего, найдут лишь погибель. В темноте едва различимы их распластанные напряженные фигуры.
Мастерство живописца великолепно проявилось в подборе мрачных и прекрасных цветовых решений, которые в нужный момент стремительно теряют насыщенность, становясь на освещенных участках гораздо светлее, легче и безобиднее. Зритель может почувствовать всем сердцем отчаяние и борьбу потерпевших крушение, ощутить шквалистые порывы тайфуна и множество брызг на лице, проникнуться трагизмом развернувшегося действа и надеяться на благополучный исход.
Описание картины Ивана Айвазовского «Наваринский бой»
Художественное произведение «Наваринский бой» было написано Айвазовским в период романтизма маслом на холсте и относится к такому жанру искусства, как батальная живопись.
Работу над картиной известный художник завершил В 1848 году, вспоминая, как будучи ребенком он часто мысленно переносился в далекую Грецию, которая сражалась за свою независимость. В родной Феодосии в то время все говорили об этой стране-герое.
При обороне Греции англичане, французы и россияне стали союзниками греков. В центре Наваринской бухты кораблями российского флота был принят основной наскок турецко-египетских войск. Самым первым пошел в бой корабль «Азов», который получил ответный удар грядой выстрелов.
Отважные моряки, обливаясь водой, шли сквозь огнь и дым. Одно меткое попадание – и вражеский корабль взлетел в воздух, однако был ранен и «Азов». Несмотря на это, моряки смогли опустить на дно еще один турецкий корабль. Бой длился всего несколько часов, но русские смогли уничтожить за это время много турецких суден.
Героическая Греция в 1829 году обрела независимость, а судно «Азов» и его командир Лазарев были отмечены высочайшими наградами: капитан – званием контр-адмирала, а корабль – флагом Святого Георгия.
Именно такую жестокую картину Наваринского боя изобразил на полотне И.К. Айвазовский. Передний план открывает нашем взору картину с затонувшим турецким кораблем, где люди охвачены большой паникой.
В центральной части полотна – изображена битва судна «Азов» с вражеским фрегатом. Видно, что русское судно повреждено, но художник настолько мастерски построил композицию картины, что каких-либо сомнений в том, что, наступая, русский флот победит, нет.
Для мастера кисти – Айвазовского – это сражение было не только последней баталией в истории фрегатов, которая прославила флот России, но и память о семье армян, которых изгнали турки с родной земли.
opisanie-kartin.com
Описание картины Ивана Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»
Айвазовский – известнейший из русских художников-маринистов. Почти всю свою жизнь писал только море – морские пейзажи и морские сражения.
«Вид на взморье в окрестностях Петербурга» – одна из не совсем типичных его картин. Море на ней не является главным персонажем, как обычно – напротив, оно лежит ленивое и светлое, под одеялом из неба, и провести черту между одним и другим не так-то просто. Оно плещется прибоем о некрутой берег, по нему бегут легкие волны, и где-то далеко, у самого горизонта, можно разглядеть черточку паруса – корабль спешит в другие страны.
На первом же плане картины лодка. Старая, покоящаяся на берегу, она производит впечатление грустное и мертвое. Она стоит, погрузившись в песок, как в воду, паруса нет, подпорка удерживает её от падения на бок. Она слегка кренится на бок, и понятно, что на ней уже не выйти в море.
Не будет больше ветра, который нужно поймать, не будет волн под килем и бьющейся в сетях рыбы. Лодка то ли слишком стара для плаваний, то ли разбилась на этом берегу – в любом случае, она уже не совсем лодка, скорее просто кусок дерева, медленно рассыхающийся в песке.
На носу лодки сидит человек – он бородат, одет в простую и добротную одежду. Шляпа низко надвинута на глаза, голова опущена, спина сгорблена. Он выглядит похожим на лодку – такой же покосившийся и грустный. Быть может, и история его похожа. может быть, он рыбак, лодка которого потерпела крушение и которому теперь не на чем поймать рыбу. Может быть, бывший моряк, слишком старый, чтобы хоть ещё раз выйти в море. В позе его глухие тоска и безнадежность. Никакого больше ветра, секущего лицо, никакого яростного солнца и бушующих штормов.
Он подобен лодке – она рассыхается и он медленно умирает. И то, и другое – от отсутствия в их жизни моря, которое одно только и придает всему смысл.
opisanie-kartin.com