И.К. Айвазовский. «А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе». Айвазовский картины о пушкине


«Пушкин у моря» И.Айвазовского - Все будет хорошо!

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

«Пушкин у моря» Айвазовский

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

slavikap.livejournal.com

Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии.doc - Айвазовский в живописи равен Пушкину ...

поэт нечто гармонически целое, и глядя на картину, еще больше веришь словам поэта «Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы». Айвазовского очень любили сподвижники. Крамской особенно любил художника и преклонялся перед его талантом. Художник прожил долгую жизнь и создал несколько сотен картин, его одинаково хорошо знают и русские, и англичане, и французы, и голландцы. Все картины художника действительно по праву считаются огромным украшением любой коллекции.Умер Айвазовский на 83 году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею.Кто­то сказал, что лучшей мерой жизни человека являются не годы, а дела его. Иван Константинович Айвазовский прожил жизнь долгую – он умер на пороге нашего века, в канун первой русской революции. Ему было тогда 83 года. Но того, что сделал этот замечательный художник, не уместить и в три обычные жизни...И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 году им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал; те, кто бывал в Феодосийской галерее, помнят его незавершенное полотно «Взрыв корабля»...Сын мелкого торговца, жителя захолустья, мальчишка, для которого кусочек мела и заборы были «краской» и «холстом», он не мог и мечтать об учебе. Случайно фигурки людей и наброски военных фрегатов, нарисованныеИваном, заметил городской архитектор. Способного мальчика определили и отправили в Симферопольскую гимназию. В 1833 году И.К. Айвазовский уже учился в Петербургской Академии художеств...Молодой художник обратился к вечному – к природе и к человеку. Он решил рассказать красками и кистью о водной стихии, о морях, которые царствуют на земле, стесняя сушу, о человеке, смело бросившем вызов «девятому валу» и торжествующему над изменчивой природой...Большое влияние на Айвазовского оказало творчество великого Пушкина.В 1836 году академическую выставку посетил Пушкин. Вспоминая об этом, Айвазовский писал, что поэт «ласковоменя встретил», «спросил меня, где мои картины».Пушкину Айвазовский посвятил несколько картин – «Пушкин на берегу моря» (1887 год, фигура поэта написана здесь И. Е. Репиным), «Прощание Пушкина с морем» (1897 год), «Пушкин у гурзуфских скал» (1899 год).Мы все помним пронзительные и гордые строки Пушкина: «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан...». Кажется, что строки оживали вновь и вновь на картинах Айвазовского. Его картины всегда волнуют и впечатляют. Наверное, потому, что вечное движение воды, переменчивый лик моря – то спокойный и умиротворенный, то нетерпеливый и грозный – рождал в душе художника множество чувств.Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Но поистине сокровищницей его творений была и остается картинная галерея в Феодосии: в ней выставлено более 400 картин художника. Идут и идут сюда люди. Советскому народу близко искусство, воспевающее красоту природы и человека...Шестьдесят лет творческого труда – редкая удача! Айвазовский оставил после себя огромное творческое наследие. Отношение к его искусству очень ярко выразил Крамской, сказав: «Айвазовский... кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины». Стасов не менее высоко ценил его творчество: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельнопередающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами...»Влияние творчества Айвазовского на развитие русской живописи было глубже и значительнее, чем принято об этом думать. В. Суриков в старости вспоминал рассказы своего первого учителя о маринисте: «…как тот воду пишет, – что совсем как живая; как формы облаков знает. Воздух – благоухание...». Суриков надолго был покорен искусством Айвазовского. Развитие М. Врубеля, И. Шишкина и особенно А. Саврасова на раннем этапе проходило под влиянием его живописи. А. Боголюбов начал свой путь в искусстве с подражания живописи Айвазовского. А. Куинджи на всю жизнь сохранил в своем творчестве черты, родственные живописным образам своего первого учителя. Л. Лагорио, А. Фесслер, К. Богаевский, М. Волошин вышли из Феодосийской мастерскойАйвазовского – А. Ганзен, К. Арциулов, М. Латри – его ученики. Группа армянских художников была близка Айвазовскому и пользовалась его советами.Биография Айвазовского не изобиловала яркими событиями, резкими поворотами. Его жизнь прошла в непрестанном труде. Высокое мастерство его искусства и патриотическая направленность общественной деятельности, любовь и преданность своему родному городу, в котором он, художник с мировой славой, провел

znanio.ru

Описание картины Ивана Айвазовского «Александр Пушкин на берегу моря»

Описание картины Ивана Айвазовского «Александр Пушкин на берегу моря»

Полотно написано в 1887 году маслом на холсте.

Айвазовский – великий русский живописец. Его полотна известны во всем мире. Свою популярность он завоевал еще в молодости, после представления своих работ на морскую тематику на выставке.

Тогда она произвела невероятное впечатления на деятелей искусств. Его любовь к морю была с ним с самого детства, так как он родился и вырос на его берегу. Он объездил много европейских стран, где создал более пятидесяти полотен с разными морскими пейзажами. Его наследие неоценимо для нашей страны.

Работы Айвазовского изображают морскую стихию во всех ее проявлениях: штиль, шторм, закат и рассвет, открытое море и бухты в известных живописных местах.

Но еще одним восхищением для художника служило творчество Александра Сергеевича Пушкина. Личное знакомство Айвазовского с Пушкином произошло в Санкт-Петербурге в 1836 году. Это событие вдохновило художника для создания новых картин. Он пишет цикл полотен, посвященных Александру Сергеевичу.

Работа художника «Пушкин на берегу моря» – это одно из великих творений Айвазовского. Он создал ее, когда прошло 50 лет после гибели гениального поэта. На ней Пушкин изображен сидящим на берегу моря на закате. Он что-то думает своей голове, возможно, сочините новые стихи.

Морская гладь слегка волнуется, словно, приветствует великого поэта. Картина еще раз доказывает мастерство кисти Айвазовского. Сочетание цветов, теней, линий придает полотну реализма и глубины.

Это вторая картина, посвященная поэту и морю. Еще одно известное во всем мире полотно – это «Прощание Пушкина с морем». Это полотно поражает ум любого, кто смотрит на него.

Шедевр живописи «Пушкин на берегу моря» была подарена Айвазовским Музею Академии Художеств. Сейчас она находится в Музее имени Верещагина. Там она хранится и по сей день. В военные годы полотно сильно пострадало. Когда его обнаружил художник Степаненко, оно находилось в очень плачевном состоянии. После этого над ним трудился реставратор.

opisanie-kartin.com

И.К. Айвазовский. «А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе»

опубликовано: июнь 2015

А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе
И.К. Айвазовский. «А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе». Холст, масло. 16 х 22 см  

Молодой поэт, которому едва минуло 20, конечно же, был влюблен. В стихах Пушкина беспрестанно являлся женский образ, только лишь он вспоминал о Тавриде, но кем была та Таинственная Незнакомка, доподлинно неизвестно. Возможно, очаровала Пушкина юная черноглазая красавица Машенька Раевская, которой от роду было в ту пору лишь 15 лет. 

Зная о привязанности Пушкина, Айвазовский пишет картины, посвященные этому периоду жизни поэта. На полотне «А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе» художник изображает поэта на прогулке, любующегося юной графиней. Их сопровождает, вероятно, одна из сестер Марии. Молодые люди прогуливаются по побережью. Прозрачные соленые волны набегают на берег, освещенный мягкими лучами солнца. На дальнем плане с правой стороны картины видны часть Аю-Дага, гора Тепелер со скалой Кале-Поти и постройки Партенита. 

Сама Мария Николаевна вспоминала, как, впервые увидев море, еще перед Таганрогом, бегала за волнами, не зная, что за ней наблюдает поэт. Он любовался девушкой, а она, резвясь, продолжала играть с волнами, набегающими на берег. Позже появятся строчки:

Я помню море пред грозою:Как я завидовал волнам,Бегущим бурной чередоюС любовью лечь к её ногам! 

В 1825 году Мария Раевская станет женой князя Сергея Волконского, а еще через два года отправится за своим супругом в Сибирь. Существует версия, что именно с Марии Пушкин писал образ Татьяны в «Евгении Онегине».

автор описания: irmasirin

Гурзуфская живопись Айвазовского

Крымская тематика в творчестве Айвазовского

krymkrymkrym.ru

Ivan Aivazovsky. Pushkin to the Sea (Pushkin's Farewell to the Black Sea). The description of a picture.

Tanais Gallery
 Иван Айвазовский и Илья Репин. 
 Прощание Пушкина с Черным морем. 
 Ivan Aivazovsky and Ilya Repin. 
 Pushkin's Farewell to the Black Sea.
 Ivan Aivazovsky and Ilya Repin. Pushkin to the Sea (Pushkin's Farewell to the Black Sea). 1887. Oil on canvas. The Central Pushkin Museum, Pushkin, Russia.

Aivazovsky's student days in St Petersburg coincided with a confused and in many ways contradictory phase in Russian history. On the one hand it was a period of harsh tyranical rule and political stagnation under Tsar Nicholas I, on the other it witnessed a great flowering of Russian culture, beginning after the Napoleonic War of 1812. This was the age of Pushkin, Gogol, Lermontov, Belinsky, Glinka and Brulloff.

Pushkin, Alexander Sergeevich (1799-1837), greatest Russian poet, "the Sun of Russian Poetry". Alexander Pushkin is the author of hundreds of verses, poems Ruslan and Ludmila, The Prisoner of the Caucasus, The Fountain of Bakhcisarai, Tzigani, the novel in verse Eugene Onegin, drama Boris Godunov and other works.

The young Aivazovsky had been introduced to Pushkin at the Academy exhibition of 1836 and all his life he revered the poet. Several times he painted Pushkin standing by the sea. The best of these pictures was the one painted jointly with Ilya Repin in 1887.

The picture Pushkin's Farewell to the Black Sea was painted per year of the fiftieth anniversary from the date of destruction Pushkin. He was killed on the duel by Baron George D'Anthes de Heckern because of an intrigue involving his wife.

Above this picture Aivazovsky worked in commonwealth with Repin Ilya Efimovich. Repin painted in this picture a Pushkin's figure, Aivazovsky - landscape background. It is one of the best pictures on Pushkin's theme.

Per the same year was painted other picture Pushkin on coast of Black sea.

Later, in 1899, Aivazovsky has painted a picture Pushkin in Crimea at Gurzuf coasts.

Alexander Pushkin To the Sea 1824 Farewell, free element, o Sea! For one last time I watch your tide Roll azure waves in front of me And shine in beauty full of pride. Like farewell mutter of a friend Deserted for a colder clime, The sad, inviting call you send Resounds to me for one last time. Beloved region of my soul! How often, next to your shoreline, Mute and beclouded I would stroll, Borne with my ultimate design! How much I loved your deep replies, Your chasm's voice, your splashes'chime, And silence at the evening time, And gusts of fanciful surprise! Tradesmen or fishers' humble boat Glides bravely, guarded by your will, Amid the waves, for days afloat; But you turn rough, impregnable -- And schools of ships go down your throat. I never got to say goodnight To this unmoving, boring shore, Greet you with surges of delight And level my poetic flight Along your crests forevermore. You called, you waited... but the chain And mighty passion held me bound; My soul went out to you in vain; Still, I remained upon the ground. What to regret? Where, in distress, Would I now set my path and goal? One object in your wilderness Could still affect my frigid soul. One lofty crag, a glorious tomb... There stately memories dwelled on And plunged in sleep of cold and gloom: There faded great Napoleon. Amid great pangs he rested there. And like a thunder afterwards, Another genius left us bare, Another master of our hearts. He fled, bewailed by liberty, Bequeathing to the world his palms. Grow agitated, roar, o sea: Of you, of you he sang his psalms. Your image was designed on him, In spirit he was made the same: Like you, dynamic, deep and grim. Like you, impossible to tame. The world grew empty... Ocean, where, What shore now would you cast me at? Same all around the earthly share: Where falls a drop of welfare, there Guards preaching or an autocrat. Farewell then, Sea! I won't forget Your beauty full of solemn power; Long, long will I be hearing yet Your rumble at an evening hour. To silent wilderness, to groves I'll carry over, filled with you, Your crags and waves, your bays and coves, And shine, and shade, and murmuring blue. Translated by Genia Gurarie

www.tanais.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта