Официальный блог Государственной Третьяковской галереи. Айвазовский и пушкин картины


ПУШКИН В ТВОРЧЕСТВЕ АЙВАЗОВСКОГО: ДВА ГЕНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Bo4kaMeda

Фрагмент картины Айвазовского «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал».

Что значил Пушкин для Айвазовского, как повлиял на его творчество и при чем здесь Репин? Ищем глубинные связи между двумя гениями и Пушкина на картинах Айвазовского — иногда для этого требуется увеличительное стекло.✂…</font>">

кликабельноИван Константинович АйвазовскийПушкин на берегу Черного моря 1887212×314 см

кликабельноИван Константинович АйвазовскийА. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе XIX16×22 см

кликабельноИван Константинович АйвазовскийА. С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа 1886, 80×104 см

Иван Константинович АйвазовскийА. С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880198×156 см

Айвазовский был знаком с Пушкиным?

Да. И это знакомство очень похоже на то, как на лицейском экзамене в 1815-м году Державин, на пороге смерти, благословил юного Пушкина.

В сентябре 1836-го на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов. А уже в феврале 1837-го Пушкина не станет.

Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях:

— В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём. Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.

Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.

На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.

С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…

А еще причина этой любви, конечно, в том, что Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию — родной город Айвазовского.

кликабельноИван Константинович АйвазовскийА. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца 1899135×250 см

Айвазовский носил бакенбарды, чтобы быть похожим на Пушкина?

Нет. Во всяком случае, сам художник в этом никогда не признавался, да и мода такая была. Но современники находили, что Айвазовский похож на Пушкина! Вяземский писал Погодину перед визитом Айвазовского в Москву: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант и за сходство…»

Слева: Степан Рымаренко. Портрет И. Айвазовского, 1846 Справа: Орест Кипренский. Портрет А. Пушкина, 1827

Выходит, Айвазовский писал Пушкина по памяти?

Да. Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным Айвазовский создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира.

Но вот стихи Пушкина позировали Айвазовскому все время. Исследователи отмечают, что художник любил изображать Феодосию на фоне закатного неба — такой ее увидел и описал в своей элегии Пушкин, когда в 1820-м отплывал из Федосии в Гурзуф:

Погасло дневное светило;На море синее вечерний пал туман.Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан.Я вижу берег отдалённый,Земли полуденной волшебные края.С волненьем и тоской туда стремлюся я,Воспоминаньем упоённый…
кликабельноИван Константинович АйвазовскийВосход луны в Феодоси 1892200 × 327 см

кликабельноИван Константинович АйвазовскийЛунная ночь. Купальня в Феодосии 185394 × 143 см

кликабельноИван Константинович АйвазовскийФеодосия. Лунная ночь 185229 × 36 см

кликабельноИван Константинович АйвазовскийФеодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город 188044 × 64 см

Влияние Пушкина находят и в одесских ночных пейзажах Айвазовского.

Но поздно. Тихо спит Одесса.И бездыханна и теплаНемая ночь. Луна взошла.Прозрачно-лёгкая завесаОбъемлет небо. Всё молчит;Лишь море Чёрное шумит… «Отрывки из путешествия Онегина» кликабельноИван Константинович АйвазовскийВид Одессы в лунную ночь1846, 122×190 см.

Пушкин вдохновлял Айвазовского даже тогда, когда нужно было изобразить другую жизнь и берег дальний.

В 1844 году художник Антон Иванов навестил Айвазовского в его петербургской мастерской, а после восторженно рассказывал в письме о небольшой картине, которую называл «Испанская ночь» (местонахождение неизвестно):

— Боже мой, какая ночь! Как сам говорил Ив. Константинович, данным для ней были стихи Пушкина. Они, кажется в таком роде:

Вот взошла луна златая, Тише, чу, гитары звон, А испанка молодая Оперлася на балкон. Ночной зефир струит эфир, Шумит, бежит Гвадалквивир, Скинь мантилью, ангел милый, И явись как ясный день, Сквозь чугунные перилы Ножку дивную продень и т. д.фрагмент стихотворения Пушкина «Ночной зефир» Все произведения этого великого артиста почти без исключения удивляют меня своим достоинством, а испанская ночь умиляет, переносит в тот благодатный климат.

Я там, я восхищаюсь прозрачностью небесного свода, слышу голос певца и боюсь быть замеченным молодою испанкою, чтоб не прервать ее заветных дум, чтобы не помешать ее счастью. Если Пушкин видит за гробом, то верно уже давно послал Айвазовскому свое спасибо за испанскую ночь. Один умел рассказать, а другой могучею кистью переносит человека из Петербурга в Испанию и доставляет ему удовольствие посмотреть лично на тамошнюю ночь. Кому из них отдать первенство?..

кликабельноИван Константинович АйвазовскийПрощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)1877

Всех Пушкиных на картинах Айвазовского написал Репин?

Нет. Только на одной. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, а Репин — самого поэта. В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому.

Айвазовский выбрал в напарники Репина, потому что у того были удачные портреты Пушкина?

Нет. Просто художники относились друг к другу с симпатий, а у Репина была слава талантливейшего портретиста. Что же до отношений Репина с Пушкиным — тут все сложно.

Своего собственного Пушкина Репин возьмется писать уже в ХХ веке, после смерти Айвазовского. Картина «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» станет одним из репинских хитов (см. историю ее создания). Но много ли в ней самого поэта? Это отнюдь не портрет, а эдакое снятое одним планом кино — о том, как все заскучали на экзамене, но один кудрявый юноша так зажег, что экзаменаторы и почетные гости проснулись, «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил» — и все озарилось.

Илья Ефимович РепинА. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года1911, 123×195 см

А вот собственно портрет Пушкина Репину не дался. Вот что рассказывает об этом в своих воспоминаниях Корней Чуковский (кстати, Чуковский помогал Репину, позируя ему для картины «Пушкин в Лицее»):

— …Необходимо напомнить, что я познакомился с ним (Репиным — ред.) лишь за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе. Но воля к творчеству осталась в нем та же.

Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. И когда я был у него незадолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же мольберте. Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной.

Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине.

«Сам я очень огорчен своим „Пушкиным“, — писал он 27 февраля 1911 года.- После выставки возьму доводить его до следуемого».

14 апреля того же года:

«Ради бога, будем как авгуры: говорите чистую правду (хвалам моему „Пушкину“ я не верю: так хочется приняться за него еще раз)».

И в 1917 году Леониду Андрееву:

«…прошло 20 лет, и до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… Напротив, как некий маньяк, я не без страсти часто схватываю саженный подрамок, привязываю его к чему попало, чтобы осветить, вооружаюсь длинными кистями, по одной в каждой руке, а палитра уже лежит у ног моего идола. И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу… я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».

А сам Айвазовский совсем не умел писать людей?

Умел. И не только крошечных человечков на фоне грандиозных неба и моря, но и самые настоящие портреты. Правда, портреты эти блестящими не назовешь. И даже самые большие поклонники художника осторожно говорят, что портреты кисти Айвазовского имеют «мемориальную ценность».

Иван Константинович АйвазовскийАвтопортрет 188161×48 см

Иван Константинович АйвазовскийПортрет брата художника Габриэла Айвазяна 188393×73 см

Иван Константинович АйвазовскийАнна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского 188273×62 см

Иван Константинович АйвазовскийПортрет бабушки художника Ашхен 1858 Холст, масло 92 x 73Феодосийская картинная галерея им И. К. Айвазовского

Но чаще всего люди на картинах Айвазовского — всего лишь крошечное дополнение к пейзажу. Так было с Пушкиным, так было с Байроном. Представьте себе, картина ниже называется «Байрон в Венеции».

Иван Константинович АйвазовскийБайрон в ВенецииXIX, 107 × 82 см

А имеется еще «Наполеон на острове Святой Елены». Прокомментировать такое композиционное решение полотна можно только пушкинским: «Он был, о море, твой певец».

кликабельноИван Константинович АйвазовскийНаполеон на острове св. Елены 1897214×327 см

Но однажды Айвазовский все-таки изобразил Пушкина в полный рост. И нельзя отделаться от мысли, что писал его он с себя.

Слева: Иван Айвазовский. А. С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897, Одесский художественный музей Справа: Иван Айвазвоский. Автопортрет, 1892, Феодосийская картинная галерея

КРУПНЕЕ:

кликабельноИван Айвазовский. А. С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897Одесский художественный музей

кликабельноИван Айвазвоский. Автопортрет, 1892Феодосийская картинная галерея

Автор: Наталья Кандаурова

lera-komor.livejournal.com

Айвазовский и Пушкин - Все ушли, а я останусь

А в среду я была на выставке Айвазовский и маринисты.http://www.i-love-more.ruЕсли честно, мне не особо понравилось. Все-таки это больше шоу, чем живопись.А потом я прочитала про Айвазовского.. Так всегда странно, когда гении встречаются: две звезды сообщаются друг с другом."Все в его манерах было царственным. «Старик полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски, — вспоминал потом молодой Чехов. — Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой „Руслана и Людмилу“. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: „Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?“»imageВ конце концов, Айвазовский мог себе это позволить. За картины его наградили орденами три государства — Россия, Франция и Османская империя. Художественные академии по всей Европе считали за честь пригласить его в число своих профессоров. Сам Николай II, самодержец, прохаживаясь вдоль его картин, восклицал: «Гений! Гений, и говорить тут больше нечего!»imageГоворя о дружбе Айвазовского и Пушкина, Чехов преувеличил. Они виделись лишь один раз, мельком, в 1837 году. Пушкин пришел смотреть ежегодную выставку учеников Академии. У Айвазовского на ней шесть картин. Перед ним маячит первая премия и грант на путешествие за рубеж.

Пушкин долго ходит от одного полотна к другому и наконец просит познакомить его со способным учеником. Приводят Айвазовского. «У вас, — Пушкин произносит „затертую“ фразу, которая, кажется, будет преследовать Айвазовского всю жизнь, — большое дарование». Художник светится от счастья. Как же! Сам Пушкин благословил!

Неправ был Чехов и когда говорил, что Айвазовский не читал книг. Возможно, в старости он стал читать их меньше. Но в юности Пушкин был его кумир. И Байрон, кумир Пушкина, тоже стоял на его книжной полке. Встреча с поэтом будет вдохновлять Айвазовского всю жизнь. В 1877 году, будучи уже в зрелом возрасте, он представит публике полотно «Прощание Пушкина с морем». На ней гроза, шторм, волны, на утесе стоит поэт. Море словно не хочет его отпускать. Картину писали вместе с другим гением, Ильей Репиным. Репин — фигуру Пушкина, Айвазовский — свое любимое море.

Встретившись однажды, поэт и художник разошлись навсегда. Пушкин отправился навстречу смерти. Айвазовский получил свой грант и отбыл в Крым, потом в Европу.

ВозвращениеАйвазовский любил уединение, но интересные люди подстерегали его повсюду. В 1839 году он отправится с моряками на Кавказ. В числе офицеров эскадры окажутся Нахимов и Корнилов, будущие адмиралы. Оба погибнут на передовой, при обороне Севастополя от европейско-турецких войск в середине пятидесятых. Но до этого успеют восхититься Айвазовским: в походе гремят залпы, а он весь в творчестве. Надо же, какой смельчак! Позже Нахимов придет смотреть полотно художника, посвященное Синопской битве. В этом сражении 1853 года адмирал разгромил турецкий флот. Он посмотрит на картину и хмыкнет в усы: «Айвазовский! Вновь все сделал верно!»

В 1840 году художник посещает Венецию и знакомится с Гоголем. Возможно, он действительно стал читать меньше, потому что не узнал классика. Он удивился его необычной внешности и прическе и спросил: «Кто это?» Гоголь представился сам: «Я — ваш большой поклонник!»imageС Глинкой Айвазовского познакомит Брюллов, его наставник в академии художеств. Через Брюллова же он сойдется с Жуковским, патроном Пушкина, а в середине сороковых сойдется с самим Николаем I. Император пригласит его посмотреть на маневры кораблей в Финском заливе. Через год, в 1845-м, Айвазовский примет решение вернуться в Феодосию. Император, раздраженный тем, что не может удержать художника в столице, бросит: «Изленишься ты там». Айвазовский будет оправдываться: «Тянет на юг, ничего не могу поделать».

В Феодосии он с энтузиазмом займется решением городских проблем. Будет меценатствовать. Вложится в строительство железной дороги до Джанкоя. Откроет школу искусств.

Айвазовский проживет до восьмидесяти двух лет. И до последнего не перестанет писать. Вечером 2 мая 1900 года Айвазовский посмотрит на незавершенный холст. Он захочет пораньше лечь спать, но перед сном решит сделать еще несколько мазков. Они станут его финальным аккордом. Следующим утром Айвазовского уже не будет в живых.http://rusplt.ru/articles/greatpeoples/greatpeoples_1488.html

mashutka-alfi.livejournal.com

Описание картины «Пушкин у моря» И.Айвазовского

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

И. Айвазовский «Пушкин у моря»

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

5sec.info

Описание картины Ивана Айвазовского «Прощание Пушкина с морем»

Описание картины Ивана Айвазовского «Прощание Пушкина с морем»

Айвазовский очень часто описывал море, оно было одно из главных тематик его творчества. Море является для него одним из главных составляющих жизни, оно то поражает своим спокойствием, то потрясает своим величием, силой.

Айвазовский был лично знаком с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который высоко чтил его картины. Они с большим уважением относились к творческой жизни друг друга. Первое их знакомство состоялось в 1836 году на художественной выставке в городе Санкт – Петербурге.

Позже Айвазовский по согласию своего нового творческого друга пишет его портрет. У Айвазовского имеется творческий цикл «У моря», также он создает цикл картин, посвящённых морской стихии. На них изображен великой поэт в разных позах: он то лежит на берегу моря, то стоит на краю скал. Художник изобразил море бушующим, темным, накатывающим на скалы, берег моря. По небу плывут страшные тучи, накатывающие своим мраком и злобой. Вдалеке моря вода тоже поражает своей злобой, чернотой, небо как будто сливается с морем вдали, на горизонте. Волны с огромной силой накатываются на скалы и разбиваются о них.

Поэт находится на самом крае скалы, у подножья моря, в руках он держит шляпу, волосы развеваются на ветру. Пушкин выглядит спокойным, он смотрит вдаль на морское безбрежье, где грозно раскатываются волны. Все ближе и ближе надвигаются страшные тучи, но кажется поэта этот момент совсем не тревожит. Он прощается с морем, как со старым другом.

Складывается мнение, что они больше не увидятся никогда. Айвазовский изобразил поэта с чуть приоткрытым ртом, словно он читают морю, посвящённые ему стихи, а оно отвечает ему волнами, которые бьются о скалы. Море словно что – то отвечает своему старому другу, оно не хочет его отпускать, при этом на прощанье грозно разбивая волнами о скалы, высказывая свое недовольство.

opisanie-kartin.com

«Пушкин у моря» И.Айвазовского

«Пушкин у моря» И.Айвазовского

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции. Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью. В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.). Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров. Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор. Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова. Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава. Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость. Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание. Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

Источник: http://opentran.net/azerbaijani

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

И.К.Айвазовский и А.С.Пушкин: продолжение

"Айвазовский встречал еще <…> в Петербурге Пушкина вместе с В.А.Жуковским и разговаривал с ними на улице. Последняя картина его из жизни Пушкина выставлена была <...> в Петербурге, в музее рисовальной школы барона Штиглица на картине "Семья Раевских и Пушкин" М.Н.Раевская ("княгиня Волконская") изображена убегающей от настигающих ее волн, и Пушкин, в восторге, застывшей позе, любующийся ею. Картина же "Пушкин у Гурзуфских скал" представляла собою юбилейную новинку (1899 года).

Пушкин изображен в лунную ночь на морском берегу Гурзуфа, на одной из высоких береговых прибрежных скал, в обычной задумчивой мечтательной позе. Вдали виднеется Аю-Даг и горы. 

И.К.Айвазовский, И.Е.Репин. Прощание Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

И.К. написал в разное время 8 картин из жизни Пушкина. Происхождение одной из лучших, по моему мнению, из самостоятельных картин его, "Прощание Пушкина с морем", относится к началу 80-х годов, когда И.К. услышал где-то в обществе прекрасную декламацию стихотворения "К морю". Поэт представлен на ней во весь рост, в длинном сюртуке, с плащем на одной руке и шляпой <...> в другой. У ног его бушует разъяренное море, а на скале как будто высечена рельефная надпись:

"Прощай свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордой красотой"!..

Эти прекрасные стихи, последние написанные в изгнании Пушкиным в Одессе в 1824 году, "вечно звучали в памяти"' И.К., и он любил их подписывать под своими снимками с любимой картины, даря их на память своим друзьям и знакомым. Иван Константинович Айвазовский, знакомый лично и с семьей Н.Н.Раевского, всегда утверждал, что стихотворение "Талисман" вызвано подарком Марии Раевской и написано первоначально поэтом в Крыму и никак не относится к Одессе и графине Воронцовой, за которой, по его словам, Пушкин слегка ухаживал в Одессе, как за великосветской львицей и женой начальника, но некрасивой женщиной, не в состоянии бывшей воспламенить воображение поэта. Как известно, с кольцом "'талисманом"' Пушкин расстался только в день смерти, а стихотворение приписывают Воронцовой...

Прислав мне из Феодосии снимок со своей новой картины (1894 г.) "Пушкин у Гурзуфских скал", он собственноручно внизу подписал:

Там, где море вечно плещетНа пустынные скалы.Где луна теплее блещетВ сладкий час вечерней мглы..."Целое море безумной страсти вылилось здесь у поэта".

Оригинал картины проф. И.К.Айвазовский подарил еще в 30-х годах городу Одессе, но копия с нее долго хранилась у него в галерее. И. К. Айвазовский очень любил её и считал лучшей из пушкинского цикла своих картин "Пушкин в Гурзуфе при луне", где поэт представлен во время своих крымских ночных прогулок, но мне лично, как и другим, больше всего нравилась висевшая одно время в фойе для артистов Александрийского театра картина его "Пушкин на берегу Черного моря", на которой фигура Пушкина изображена проф. И.Е.Репиным, и я даже как-то высказывал это И.К. в разговоре. Интересно было бы знать, неужели и теперь там находится эта картина проф. И.Е.Репина и И.К.Айвазовского? Ведь она представляет громадную ценность в национальном художестве, и настоящее для нее место - в нашем Музее Императора Александра III или Эрмитаже, а никак не в другом месте, где ее даже не может увидеть публика.

Не один великий поэт наш приветствовал вдохновенного поэта-импровизатора, почившего теперь непробудным крепким, сном на берегу любимого и воспетого им "с такою чудной силой" и прославленного на вечные времена Черного моря, в близкой его сердцу, его трудами и заботами возрожденной из ничтожества к новой кипучей жизни и деятельности родной Феодосии. Лучшие выдающиеся деятели па поприще литературы, поэзии, искусства и на поле брани - герои Черноморского флота, покрывшие неувядаемой славой наши знамена, считали его в кругу своих близких знакомых или являлись его поклонниками и покровителями, влиявшими на развитие и направление его гениального и всегда самобытного творчества. Вот как возникло его стремление к воспроизведению морских батальных картин, по рассказу самого художника, служившее для него неисчерпаемым источником плодотворного вдохновения..."

Источник:

"Воспоминания об И.К.Айвазовском профессора Н.Н.Кузьмина", 1901

tretyakovgallery.blogspot.com

>Образ А.С.Пушкина в творчестве И.К.Айвазовского

Образ А.С.Пушкина в творчестве И.К.Айвазовского

Клыкастый месяц вылез на востокеМеж соснами и костяками скал.Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,Здесь Байрона он нараспев читал.Здесь в дымном, голубином опереньеИ ночь, и море стлалось перед ним…(Эдуард Багрицкий)

Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый  цикл картин.

Пушкин на берегу моря. И.К.Айвазовский

Пушкин на берегу моря. И.К.Айвазовский

А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе. И.К.Айвазовский

Пушкин на берегу Черного моря.И.К.Айвазовский

Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца.И.К.Айвазовский

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.И.К.Айвазовский

Пушкин с дочерьми генерала Н.Н.Раевского на берегу моря у Кучук-Ламбата.И.К.Айвазовский

Прощание Пушкина с морем.И.К.Айвазовский

В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина «Пушкин на берегу Черного моря» была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. В тот же год была написана и другая - одна из лучших картин на пушкинскую тему – «Прощание А.С.Пушкина с Черным морем», над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И.Е.Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон).

Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал».

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…"

Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С.Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно необыкновенную, зрительную память и поэтическое воображение.

Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование "свободной стихии", как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский.

 Из рассказа И.B. Долгополова

Когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса (Ивана) "в люди" — работать в кофейне у грека Александра.

Кофейня... Горький чад кухни. Дым. Гул голосов и бесконечная цепь серых, нудных будней. Суета, тычки...

И вот однажды один из посетителей кофейни стал читать стихи Пушкина, посвященные гибели Байрона в Греции в боях за освобождение страны от иноземного ига, и вмиг перед глазами десятилетнего паренька предстала набережная Феодосии. Тихий, тихий вечер — и встреча.

Он вдруг вспомнил светлые, лучистые глаза смуглого, курчавого молодого человека, которого увидел во время приезда туда брига с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Фамилия юноши с огненными глазами, так запомнившимися маленькому Онику, была Пушкин. Лишь через ряд лет судьба сведет их снова, уже в столице Санкт-Петербурге, на выставке картин молодого художника Ивана Гайвазовского...

Rambler's Top100

www.nizrp.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта