Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. Картина айвазовского бриг меркурий


Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. И.К.Айвазовский

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.1848. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт Петербург, Россия.

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы — боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг «Меркурий», слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.

С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: «Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».

Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования. 

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни.

Много раз в течение жизни обращался Айвазовский к изображению морских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.

Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853—1856), создав немало патетических батальных полотен.

Картина Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой является одним из лучших батальных произведений Айвазовского.

«Меркурий», русский 18-пушечный бриг Черноморского флота, отличившийся под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского во время русско-турецкой войны 1828-29годов.

14 (26) мая 1829 «Меркурий», преследуемый турецкой эскадрой (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями «Селимие» (110 орудий) и «Реал-бей» (74 орудия) около Босфора, нанёс противнику серьёзные повреждения, вынудив его лечь в дрейф, а сам ушёл от преследования. Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом. В память о подвиге «Меркурия» название «Память Меркурия» присваивалось впоследствии ряду кораблей Черноморского флота.

Этому событию посвящена ещё одна работа И.К.Айвазовского Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, написанная им в 1892 году.

Источник: http://www.tanais.info/art/aivazovsky12more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями

 Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями — картина Ивана Айвазовского, написанная маслом в 1892 году. На картине увековечен бой российского брига «Меркурий» с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей».

История боя брига с турецкими кораблями

На картине изображён исторический эпизод победы российского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море.

События, изображённые на картине, произошли 14 мая 1829 года, когда бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского из-за слабого ветра не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре.

На одном из турецких кораблей находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота и российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 18 орудий против 200 орудий противника.

Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить опоры, поддерживающие одну из мачт «Реал-бея», мачта рухнула за борт, и корабль потерял ход и возможность маневрировать и вести бой. Оставшись один на один с другим турецким кораблём «Селимие», российский бриг смог нанести примерно такие же повреждения, как и «Реал-бею», мачта рухнула и корабль был вынужден уйти из боя. «Меркурий», получил очень серьёзные повреждения, но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Бриг благополучно вернулся в Севастополь.

Картина

Айвазовским был написан ряд картин на эту тему:

  1. Бриг «Меркурий» ведёт бой с двумя турецкими судами
  2. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)
  3. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Критика

Положение кораблей, изображённое на картине Айвазовского, при котором бриг зажат между двумя турецкими кораблями, вряд ли оставляет Меркурию какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений[1], не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано автором для придания излишнего трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Бриатический мир
  • Бриг (мор. судно)

Смотреть что такое "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями" в других словарях:

  • Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями — …   Википедия

  • Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями — произведение искусства тип = картина файл = Aivazovsky, Brig Mercury Attacked by Two Turkish Ships 1892.jpg размер = 450px название = Бриг Меркурий , атакованный двумя турецкими кораблями художник = Иван Айвазовский год = 1892 материал = Холст… …   Википедия

  • Бриг «Меркурий» — Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями …   Википедия

  • Меркурий (бриг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Меркурий. Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892 …   Википедия

  • Меркурий (бриг — Меркурий (бриг, 1820) У этого термина существуют и другие значения, см. Меркурий. Меркурий …   Википедия

  • Меркурий (бриг, 1820) — У этого термина существуют и другие значения, см. Меркурий (значения). Меркурий …   Википедия

  • Russian brig Mercury — Brig Mercury Attacked by Two Turkish Ships, Ivan Aivazovsky, Oil on canvas, 1892 Career (Russian Empire) …   Wikipedia

  • Айвазовский Иван Константинович —         Гайвазовский (1817 1900), русский живописец. Маринист. Сын мелкого торговца армянина. Учился в петербургской Академии художеств (1833 37) у М. Н. Воробьёва. С 1845 жил в Феодосии. Произведениям Айвазовского, изображающим море, корабли,… …   Художественная энциклопедия

  • Айвазовский, Иван Константинович — Запрос «Айвазовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иван Айвазовский Հովհաննես Կոնստանդինի Այվազովսկի …   Википедия

  • Айвазовский — Айвазовский, Иван Константинович Запрос «Айвазовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иван Айвазовский Հովհաննես Կոստանդինի Այվազովսկի Портре …   Википедия

dic.academic.ru

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями — картина Ивана Айвазовского, написанная маслом в 1892 году. На картине увековечен бой российского брига «Меркурий» с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей».

История боя брига с турецкими кораблями

На картине изображён исторический эпизод победы российского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море.

События, изображённые на картине, произошли 14 мая 1829 года, когда бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского из-за слабого ветра не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре.

На одном из турецких кораблей находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота и российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 18 орудий против 200 орудий противника.

Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить опоры, поддерживающие одну из мачт «Реал-бея», мачта рухнула за борт, и корабль потерял ход и возможность маневрировать и вести бой. Оставшись один на один с другим турецким кораблём «Селимие», российский бриг смог нанести примерно такие же повреждения, как и «Реал-бею», мачта рухнула и корабль был вынужден уйти из боя. «Меркурий», получил очень серьёзные повреждения, но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Бриг благополучно вернулся в Севастополь.

Картина

Айвазовским был написан ряд картин на эту тему:

  1. Бриг «Меркурий» ведёт бой с двумя турецкими судами
  2. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)
  3. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Критика

На картине Айвазовского бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является несомненным плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений[1], не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано автором для придания излишнего трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига.

На картинах других художников эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами»

Картина И. К. Айвазовского “Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими судами” посвящена реальным историческим событиям, произошедшим во время русско-турецкой войны 1828-1829гг. 14(26) мая 1829 года три русских корабля: фрегат “Штандарт” и 2 брига “Орфей” и “Меркурий” несли дозор в водах пролива Босфор. Заметив турецкую эскадру, в разы превышавшую их по мощи и количеству кораблей, командующие приняли решение уходить, так как принимать неравный бой приказа не было. Но в тот день был слишком слабый ветер, поэтому маленький бриг отстал от своих более быстроходных товарищей. И был настигнут двумя турецкими фрегатами, которые в разы превышали его по величине и мощи. У брига “Меркурий” – 18 пушек, а у линейных кораблей турецкой эскадры: “Реал-бей – 74 пушки, “Селимие” – 110 пушек. “Меркурию” пришлось принять это неравное противостояние. Александр Иванович Казарский – командир корабля и экипаж судна понимали, что бой неизбежен. Было решено, что крайней мерой будет – взорвать корабль вместе с турецким фрегатом, т. к. капитуляция перед врагом – позор для русского моряка. Бриг понес большие потери, он был изрешечен вражескими снарядами, погибло несколько членов экипажа, но они выстояли. А турецкие корабли, получив серьезные повреждения, покинули место боя. Командир турецкого судна после боя написал: “Если

в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок, должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг “Меркурий”.

Именно это историческое событие вдохновило И. К. Айвазовского на написание этой картины. На картине мы видим два мощных турецких корабля и маленький русский бриг, зажатый между ними. Турецкие фрегаты настолько огромны, что на картине не сразу можно заметить крошечный бриг. На картине видно как палят по бригу вражеские корабли, но при этом мы видим и мощные залпы наших орудий. Маневрируя между двумя махинами, юркий кораблик отбивает напор вражеских орудий. Стоит обратить внимание на цветовую гамму картины. Мы видим синие, зеленые, бело-серые тона моря, жемчужно-серое небо, коричнево-серые корабли с белыми и молочного цвета парусами. Глубокая палитра синих оттенков моря великолепно гармонирует с серыми оттенками туч. На картине только два ярких пятна – это флаги турецких фрегатов. Картина написана в сдержанных тонах, чтобы не отвлекать зрителя от событий, изображенных на картине. В отличие, от большинства картин художника, море здесь не является главным действующим персонажем, а становится местом битвы. На заднем плане, если присмотреться, мы можем увидеть два легких силуэта кораблей, удаляющейся турецкой эскадры. На полотне заметно, что спокойное море начинает волноваться, усиливаются волны, море приобретает более мрачные цвета, будто, морская стихия недовольна происходящим. Море на картинах Айвазовского всегда живое, оно волнуется, дышит, является полноправным участником событий. В правом верхнем углу видно, что и небо медленно приобретает штормовые оттенки. В левом нижнем углу мы видим подпись автора и год написания картины. Расположение кораблей на картине часто оспаривается исследователями так как, будучи зажатым между двумя огромными кораблями у “Меркурия” нет шансов. Я думаю, автор специально выбрал такое композиционное решение для полотна, чтобы обострить ситуацию, акцентировать внимание на храбрости и патриотизме экипажа брига, которые смогли выстоять в очевидно неравном бою. Удивительно, но художнику было всего 12 лет, когда произошли эти события, а картина написана спустя 63 года. Вот насколько затронул этот подвиг сердце мастера.

И. К. Айвазовский посвятил бригу “Меркурию” ещё, как минимум, две картины: “Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой” (1848) и “Бриг “Меркурий” ведёт бой с двумя турецкими судами”. Это неудивительно, ведь это символ самоотверженности, непокорности, мужественности русских моряков. Эти картины заставляют восхищаться героизмом русского флота и русского народа в целом.

.

ege-essay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта