Подпись Ивана Константиновича Айвазовского. Айвазовский подпись на картинах


Факты и мифы об Айвазовском

Факты и мифы об Айвазовском

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

29 июля в Третьяковской галерее открывается выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения великого русского художника Ивана Айвазовского. В честь открытия экспозиции организаторы даже выпустили прекрасный видеоролик, посвященный творчеству мариниста.

Кажется, нет такого человека, который бы не слышал имя этого художника. Если спросить любого прохожего, как правило, вам ответят: «Да, что-то слышал. Он море рисовал». Действительно, именно морские пейзажи прославили Ивана Константиновича. За всю свою жизнь он написал более 6.000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Но и этот факт далеко не все знают. МОСЛЕНТА в преддверии вернисажа решила собрать для вас самые интересные и любопытные факты из жизни Айвазовского. Признаёмся честно, некоторые вещи мы сами узнали впервые.

Русский псевдоним

Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Айвазовский никогда не видел моря?

Это заблуждение ходит из уст в уста вот уже два столетия. Но никто не знает, откуда пошла эта легенда. Даже в нашей редакции нашлись несколько человек, которые слышали этот миф.

На самом деле, Айвазовский родился и вырос в Крыму и с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией. Более того, когда он учился в гимназии в столице, то очень скучал по дому. Скорее всего, прекрасная легенда появилась после того, как художник сказал, что невозможно нарисовать с натуры всё величие моря, передать его красоту, всплески волн. Поэтому Иван Константинович часто рисовал свои творения по памяти. Окна мастерской, где он работал, выходили во двор, а не на берег.

Не только художник, но и музыкант

Рисование было не единственным талантом Ивана Айвазовского. Среди его увлечений была и музыка – художник с детства прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал Айвазовский, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.

Факты и мифы об Айвазовском

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Сам себе дизайнер

Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.

«Хаос в Ватикане»

Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.

Первый в Лувре

Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Чуть позже он был удостоен престижной награды - золотой медали французской Академии. Кстати, сейчас полотна мариниста ценятся во всём мире не меньше. 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.

Усыновил своего же внука

Первая жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.

Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.

Последний морской пейзаж

Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей мастерской в Феодосии. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он так и не успел. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте.

 

Источник

extremal.mirtesen.ru

История одного обмана: cr2

Согласитесь, что глядя на эту замечательную картину из собрания Пермской государственной художественной галереи, моментально думаешь: "Айвазовский". Вот и я так же подумал, но ошибся. На самом деле рисовал её совершенно другой художник, погибший молодым в результате несчастного случая. Правда всё же на протяжении своей истории картине суждено было стать путём обмана "работой Айвазовского". Почему же так вышло и зачем это кому-то понадобилось?

1. Картина называется "Корабль в бурю" и написана в 1848 году художником Александром Матвеевичем Дороговым.

Да, это имя сейчас что-то говорит далеко не каждому. Да и поначалу Дорогов был вовсе не художником, а горным инженером. Однако желание рисовать взяло верх. Александр Матвеевич уходит в отставку и становится учеником Академии Художеств. Любимое дело у него отлично получается, и уже через малое время Дорогов получает медаль за одну из своих работ. Позже появляются и другие награды.

Однако судьба художника оказалась несчастной. В 1850 году он утонул в Неве во время прогулки на лодке. Так вышло, что для любителя рисовать море стала роковой речная прогулка

2. Картина очень красивая. Детали, свет, краски. Кажется, вот-вот услышишь шторм, вот-вот обрызгают волны, вот-вот почувствуешь запах моря

3. Кто знает, конечно, как бы сложилась судьба Дорогова, если бы не несчастный случай, и сколько бы он ещё нарисовал. С большой вероятностью Александр Матвеевич стал бы великим художником и может быть даже по славе обошёл бы знаменитого Ивана Константиновича Айвазовского. Последнего знают все.

Вот также наверное и думали те, кто нанёс эту подпись. Да-да, это не настоящая подпись Айвазовского

4. Настоящая выглядит вот так

Кто-то видимо решил, что имя Дорогова мало что скажет кому-то, а вот работу Айвазовского можно хорошо продать или пристроить. Конечно, если бы картину решил бы купить какой-нибудь крупный меценат или коллекционер, то обман скорее всего бы раскрыли. А вот если работа ушла бы в частное собрание тому, кто не очень разбирается, а очень хочет гордиться картиной великого автора? Видимо, так и получилось.

В 1937 году картину купили в частном собрании Ленинграда как раз как произведение Айвазовского. При музейной реставрации был снят слой пожелтевшего лака, и в авторском слое стала видна другая подпись - подпись Дорогова. "Подпись Айвазовского" решили сохранить.

Вот так восстановилась историческая справедливость. Честно, я не часто хожу в музеи в поездках, но в Пермской художественной галерее было побывать очень интересно. Узнал вот эту историю, да и не только её.

Про галерею и про Пермь, откуда я на дня вернулся, ещё поговорим. Должно быть не менее интересно.

Всем отличной недели!

cr2.livejournal.com

Подпись Ивана Константиновича Айвазовского

Подпись Ивана Константиновича Айвазовского

Подпись Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900)русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат

Почерк автора

Рисунки

Другие художники и скульпторы

Жан Коктофранцузский писатель

Пабло Пикассоиспанский художник

Леонардо да Винчиитальянский живописец

Микеланджело Буонарроти итальянский скульптор

avtografiya.ru

Как разоблачают подделку картин - История

Произведения известных художников на аукционах иногда стоят тысячи и миллионы, причем не рублей. Естественно, что у мошенников возникает искушение: холст и краски сами по себе стоят недорого — нужно лишь выдать полотно за произведение старого мастера и можно сделать миллионы практически из ничего. Однако в наше время мошенникам нужно обмануть не только чутье искусствоведов, но и приборы, которые выдают всю подноготную фальшивки, даже ту, что скрыта под слоями краски и не видна невооруженным глазом.

Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, — «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова» (НИНЭ). «Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50—60% оказываются не подлинными», — рассказал Александр Попов, директор компании.

Самый простой способ подделки картин — перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского — кто из его коллег и современников не рисовал море?

Демонтаж картины «Черное море» (1881 г.), представленной на выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Другой тип подделок — те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново.

Третий тип — работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. «В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка», — объяснил Попов.

Как обнаружить подделку

Когда картина попадает на экспертизу, сначала ее осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается.

Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины — кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

Кракелюр на «Моне Лизе». Фото: Wikipedia

Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации.

Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустертые надписи карандашом.

Картина Айвазовского в инфракрасном диапазоне. Фото: «Чердак»

«Важная часть исследования — сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные», — рассказал Попов.

Если картина поддельная, исследование слоев, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне, которая попала на экспертизу в НИНЭ.

Картина, приписываемая Маревне. Фото: «Чердак»

Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи «Мир. Труд. Май» и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.

Рентгенограммы картины, приписываемой Маревне. Фото: «Чердак»

Из чего состоят краски

Подделку также можно определить по составу красок. Есть справочники, в которых указано, когда какую краску выпускали. Благодаря этому можно хотя бы примерно определить, когда была написана картина.

«Есть любопытная история, которая помогла нам датировать несколько картин. В 1921 году прекратили выпускать краску, которая называется „индийская желтая“. Получали ее из мочи коров, которых откармливали манговыми листьями. Для коров они ядовиты, и в конце концов ее выпуск был запрещен как слишком жестокий», — рассказал Александр Попов.

Определить, какими красками написана картина, можно с помощью спектроскопии. Например, можно узнать перечень всех химических элементов, из которых состоит образец, но без указания их количества.

«Пусть наш образец состоит из титана (Ti) и кислорода (O). Но если вы знаете только список элементов, „составить“ из них реальное вещество практически невозможно», — объяснила Ирина Балахнина, сотрудник Лаборатории лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия физического факультета МГУ.

«Благодаря этому мы без труда определим, что за вещество перед нами. Например, получился рутил. Что это нам может дать? Оксид титана — это титановые белила, часто встречающаяся белая краска. Известно, что до 1940-х годов титановые белила выпускались в кристаллической модификации — анатаз. А потом в основном в форме рутила. Можно определить подделку, если мы взяли образец с картины, которая „должна быть XVIII века“», — объяснила Балахнина.

При анализе художественных произведений используется колебательная спектроскопия. «Для получения данных о колебаниях есть два основных метода, основанных на разных физических эффектах, — спектроскопия комбинационного рассеяния и инфракрасная спектроскопия. Мы в лаборатории занимаемся обеими», — рассказала исследователь.

Кроме экспертизы искусства, у колебательной спектроскопии есть огромное количество применений. Так, использование данных инфракрасной спектроскопии при наблюдениях за звездами позволяет устанавливать скорость их движения, удаленность и химический состав. На орбитальном модуле TGO проекта «Экзомарс» ИК-спектрометры предназначены для исследования химического состава атмосферы Марса.

На Земле колебательная спектроскопия также часто используется в криминалистике, так как позволяет выявлять наркотики, взрывчатку, биологические жидкости и другие вещества даже в микроскопических количествах.

В НИНЭ для анализа состава красок используют рентгенфлуоресцентный анализатор, который позволяет за минуты определить состав красок на картине. Фото: «Чердак»

«Существуют тысячи баз данных колебательных спектров различных веществ. Сопоставив спектр образца со спектрами из базы, можно определить состав любой краски. Кроме пигмента — порошка — в краску входит связующая основа. В акварели это вода, в масляных красках — масло: от растительного до синтетического. Спектр краски состоит из спектра пигмента и спектра масла. Каждое масло тоже имеет свой спектр», — рассказала Балахнина.

При высыхании молекулярный состав масла меняется, поэтому спектр тоже меняется, но, к сожалению, определить по спектру, давно ли масло сохнет, и таким образом точно датировать картину нельзя. Сотрудники лаборатории проанализировали ИК-спектры цинковых белил в более чем двухстах картинах, написанных в разное время, подлинность которых не вызывала сомнений. Однако оказалось, что построить кривую зависимости спектра от возраста картины нельзя, потому что на высыхание влияет не только время, но и условия хранения картин (температура, влажность и прочее).

Откуда берутся подделки

«Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке», — объяснил Попов.

На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, ее принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах — это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку.

«Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны еще при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе», — рассказал Попов.

Государственная Третьяковская галерея. Хранилище произведений живописи XIX века. Фото: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС

Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: «Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо», музей не может из чисто человеческих соображений.

«Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Все это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания», — объяснил Попов.

chrdk.ru

Айвазовский на аукционе: подлинник или подделка — Рамблер/развлечения

Российские эксперты и знатоки великого мариниста в этом сомневаются, потому что, по их мнению, установлена слишком низкая цена, да и сама картина и ее исполнение вызывают массу вопросов.

На аукционе Артхаус Хейтманек ((Аrthouse Hejtmánek)) в Праге цена на картину, обозначенную авторством Ивана Айвазовского, стартует от полумиллиона долларов. Специалисты в один голос заявляют, что сумма для такой сенсации неприлично занижена. Обнаружение нового, доселе неизвестного полотна легендарного мариниста — это сенсация, и 500 тысяч — маловато за нее. Поэтому сомнения в его подлинности зазвучали сразу. Да еще и делать экспертизу на родине художника чешские владельцы отказались. "Хозяева картины не хотели этого делать, потому что хотели эту картину продать. Поэтому им было достаточно тех доказательств, которые им были собраны в Чехии. Доказательства, которые были собраны — это реставраторский отчет, в котором указано, что картина находилась на реставрации и приведены какие-то химико-технологические данные. Также там говорится, что подпись аутентична", — говорит Ирина Шульц, главный редактор газеты «Пражский экспресс».

Картина действительно датируется концом 19-го века, но автор, как предварительно заявляют российские эксперты, не Айвазовский. По одной из гипотез, картину мог написать современник Айвазовского тоже маринист-баталист француз Жан Антуан Теодор Гюден (Jean Antoine Théodore de Gudin).

Со стопроцентной уверенностью это утверждать нельзя. Для начала требуется проведение сравнительного научного анализа. С другой стороны, как считают эксперты, это действительно может быть копия, изображающая приемы мастера и его манеру. Практика для художников того времени обыденная. "Копирование работ Айвазовского было очень распространенным явлением. Это копирование производилось не для того, чтобы их потом продать с аукционов, а это копирование производилось, чтобы изучить приемы художника и, вообще, на протяжении долгого времени копирование считалось положительным способом обучения художников", — отмечает Татьяна Гайдук, российский эксперт, директор Феодосийской картинной галереи Айвазовского.

Сегодня эти копии лакомый кусок на черном рынке. Химические и спектральные анализы покажут, что картина написана при жизни Айвазовского, правда вот подпись и ее присутствие на полотне подделать сложнее всего — именно она, и выдает историческую подделку. У Айвазовского такого сюжета не было в принципе, и ни в одном каталоге такая картина не зарегистрирована, да и манера не его.

На какого покупателя рассчитывают чешские галеристы до конца не ясно. В случае интереса со стороны серьезных коллекционеров, однозначно потребуется российская экспертиза. В аукционном мире это даже не обсуждается. С другой стороны, картина может уйти и на внутреннем чешском рынке по низкой цене и визой чешских экспертов, но оригиналом ее это не сделает.

Читайте также

afisha.rambler.ru

Айвазовский: популярность и подделки

Одно, как нетрудно догадаться, логично вытекает из другого. И вообще «как только стоимость картины превосходит затраты на материалы, из которых она сделана, появляются подделки».

Этой ехидной фразой комментируют ситуацию авторы только что презентованной в Москве в русском издании книги «Неизвестный Айвазовский».

В русском переводе — поскольку исходно авторы писали вовсе не на русском. Тандем при этом вышел любопытно интернациональный.

Один из соавторов — британец русского происхождения (из послереволюционных эмигрантов) Иван Самарин. (Некоторые мои читатели могут на это имя сделать стойку и будут правы: это внучатый — или правнучатый, не дай бог ошибиться — племянник Александра Самарина, мужа Веры Мамонтовой.) К теме Айвазовского пришел, работая в отделе русского искусства аукционного дома «Сотбис» — и утверждает, что еще до выхода на рынок, начиная с 90-х годов, коллекционеров из России Айвазовский все равно был одним из самых продаваемых русских художников.

Второй соавтор — итальянец Джанни Каффьеро. К Айвазовскому пришел и вовсе забавным образом. Как рассказывает сам Джанни, подростком он оказался в Турции, где его отец занимался строительством макаронных фабрик. А вот квартирной хозяйкой для семьи оказалась дама армянского происхождения — и как раз у нее в доме висела картина Айвазовского. К которому тогда подросток, а ныне эксперт международного уровня немедленно и проникся.

Короче, вместе соавторы написали об Айвазовском уже несколько книг (на известном обоим английском). Нынешнее же русское издание появилось весьма вовремя — как раз к выставке работ Айвазовского в Третьяковке.

«Неизвестный Айвазовский» — это прежде всего потому, что основана книга на материале, находящемся за пределами России и в основном в частных собраниях. Ну, а отдельная глава посвящена как раз подделкам.

В случае с Айвазовским ситуация, пишут авторы, вообще такова: число подделок значительно превышает число подлинников. Причем это подделки самого разного времени. И разного типа.

Вариант номер раз: работы других художников, на которых обманным образом нанесена подпись, имитирующая автограф Айвазовского. Эта группа наиболее многочисленна. Здесь берутся работы художников XIX века (что затрудняет техническую экспертизу — материалы совпадают по времени).

Вариант номер два: намеренно написанные поддельные работы. Их отслеживать проще — но и фальсификаторы не дремлют. Для того, чтобы исказить возраст работ, существуют всевозможные ухищрения. Это и подклейка старой подложки к новому холсту, и искусственное создание кракелюр. Был случай, когда автор акварелей «под Айвазовского» использовал раздобытую им где-то бумагу XIX века. Иной раз используют краски и материалы соответствующего времени.

Как распознавать подделки? И техническими методами (микроскоп с высоким разрешением позволит, например, определить, что автограф был добавлен позже), и работой экспертов (хотя тут неизбежен момент субъективности).

Ну, а фоном для презентации книги послужили три марины Айвазовского, предоставленные для показа частными коллекционерами.

diletant.media

Картины И.К. Айвазовского. | Художественная мастерская "Мир искусства"

Заказать копию картины И.К. Айвазовского.Иван Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, поэтому его детство прошло в бедности, но талант мальчика был замечен, и ему помогали. Кое-что он перенял у местного архитектора, после учился в симферопольской гимназии, где своими успехами в рисовании поразил влиятельные лица, которые посодействовали его поступлению в Академию Художеств.

Собственные интересы Иван Константинович определил не сразу. Решающую роль в его творчестве сыграл приезд в Петербург французского художника Ф. Таннера, владевшего приемами изображения воды. В 1836 г. Таннер принял юношу к себе в помощники и обучил приемам, которыми владел. Уже осенью того же года Иван Айвазовский представил на академическую выставку пять морских пейзажей. Эти картины были оценены очень высоко, о них появились отклики в газетах. А в 1837 г. за две новые работы ему дали большую золотую медаль и присвоили звание художника, этими картинами были «Большой рейд в Кронштадте», «Штиль на Финском заливе». Весной 1838 г. Иван Константинович вернулся в Феодосию, где обустроил себе мастерскую, в которой начал работать, набираясь опыта в письме с натуры.

С 1840 по 1844 гг. Айвазовский пробыл в Италии в качестве заграничного пенсионера от Академии Художеств, а также побывал в Германии, Франции, Испании, Голландии. В течение этих четырех лет художник плодотворно трудился и экспонировал свои работы, которые везде имели большой успех. После возвращения из странствий Айвазовский получил звание академика Академии Художеств, а также был причислен к Главному морскому штабу. Все это позволило Ивану Айвазовскому уже в следующем году отправиться вместе с экспедицией известного русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке в Турцию, Грецию, Малую Азию и набраться новых впечатлений, которые он последствие использовал в своих картинах. Также Айвазовский неоднократно бывал на Кавказе, в Египте, Ницце, Флоренции, и даже в Америке.

В 1846 г. Айвазовский соорудил себе новую просторную мастерскую в Феодосии, где в основном и работал. Теперь он больше работал, полагаясь на редкую зрительную память и приемы, которые усвоил давным-давно и с тех пор усовершенствовал их, доведя до автоматизма. Художник мог написать большую картину за пару-тройку часов, что делал не раз, хвастаясь своим умением и талантом перед изумленными зрителями.

Наследием Айвазовского стала целая изобразительная энциклопедия моря, которое он запечатлел в разнообразнейших состояниях. Он оставил 6000 картин, которые являются неравноценными. Среди них есть шаблонные, среднего качества, и отличные, типа всем известного «Девятого вала» (1850) или «Черного моря» (1881). Кроме того, Айвазовским написано немало исторических батальных картин, которые повествуют о победных сражениях русского флота. Море – это то, что он писал с умением и любовью. Пытаясь писать простые пейзажи, Айвазовский получал более скромные результаты, изображая человека, становился беспомощным.

Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа — умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м — картинную галерею.

При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии Художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его — Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

artcopies.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта