Айвазовский И.К. Поэма о стихии в красках. Стихи к картинам айвазовского
Айвазовский И.К. Поэма о стихии в красках
Айвазовский писал поэму о стихии. Он показывал ее буйство, грандиозность и красоту. Не ничтожность человека перед природой, а подчеркивал величие стихии. Радуга - это надежда. А мало радуги, это значит надежда на спасение еще теплиться в душах моряков и они не сдадутся, будут бороться. В духе романтизма воспитывал своих подопечных руководитель пейзажного класса Академии М.Н.Воробьев, учеником к которому был определен Айвазовский. Поэтому реалистическое по своей сути искусство художника всегда было пронизано романтическим отношением к изображаемому.К его картинам всегда можно подобрать стихи, так же как любое стихотворение Есенина можно спеть, положить на музыку. Что это, если не романтика?
"Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве"
Ф.И.Тютчев подпись к картине «Радуга»
Есть великолепное издание об Айвазовском издательства «Белый город», где к к картинам Айвазовского подобраны созвучные стихи.Краски Черного моря. В этом разделе творчества Айвазовского размещена картина «Черное море»(ГТГ)
"Любили Крым сыны Саади
Порой Восточный краснобай
Здесь раздавал свои тетради
И удивлял Бахчисарай."
А.С.Пушкин подпись к разделу.Фрагмент картины «Черное море»(ГТГ)
Хотя мне больше по нраву картина«Штиль у Крымских берегов» 1899 (Картинная галерея Айвазовского Феодосия)
Oдна из лучших картин на пушкинскую тему - "Прощание Пушкина с морем", над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.
Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское. А. С. Пушкин "К МОРЮ" :
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,—
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег.
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.
Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.
«Прощание А.С.Пушкина с морем»(1877 Всероссийский музей А.С. Пушкина, СПб)
Клыкастый месяц вылез на востоке
Меж соснами и костяками скал.
Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,
Здесь Байрона он нараспев читал.
Здесь в дымном, голубином оперенье
И ночь, и море стлалось перед ним…
(Эдуард Багрицкий)
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок
Ф.И.Тютчев к картине «Рыбаки на берегу моря»(1852. Национальная картинная галерея Армении)
фрагмент
«И с той поры в морях твоя дорога,
У волн и бурь, любимое дитя»
А.С.Пушкин подпись к картине «Прощание» (1869)
«Прощание» (Челябинская областная картинная галерея)
«Я тогда пущуся в море беззаботен
И одинРазгуляюсь на просторе и потешусь
В буйном споре С дикой прихотью пучин»
М.Ю.Лермонтов подпись к картинам
«Путешествие Посейдона по морю»(1894 Феодосийская картинная галерея)
«Далекий, вожделенный берег!
Туда б, сказав прости ущелью
Подняться к вольной вышине»
А.С.Пушкин подпись к картинам
«А.С.Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899 Государственный Русский музей»
«А.С. Пушкин на берегу Черного моря» (1897 Одесский художественный музей)
«А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» (1880 Одесский художественный музей)
подпись к картине «Прощание»(1895 Собрание Б.Гюльбенкяна,Лондон)
Давно ль, давно ль, о Юг блаженный
Я зрел тебя лицом к лицу –
И ты, как Бог разоблаченный,
Доступен был мне , пришельцу.
Ф.И.Тютчев
"Пушкин на берегу моря" (1868 Всероссийский музей А.С. Пушкина, СПб)
izobr-art.mirtesen.ru
«Он был, о море, твой певец…»
«Он был, о море, твой певец…»
материалы в помощь подготовке мероприятий, посвященных 200-летию художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского
Книги об Айвазовском в фонде библиотек МУК «Центральная библиотека городского округа Егорьевск»
Сергеев, А.
Айвазовский: фантастические приключения / А. Сергеев; худож. И. Айвазовский. – М.: Белый город, 2003. – 63 с.: цв.ил. – (Исторический роман)
Айвазовский/ сост. Н. С. Барсамов. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 29 с.: цв.ил.
Айвазовский: 1817-1900 /авт. предисл., дар. В. Н. Пилипенко. – Л. : Художник РСФСР, 1983. – 177 с.: 1л. – портр.
Ветрова, Галина
Сказка о волне и художнике. Айвазовский. – М.: Белый город, 2001. – 14 с.
Вагнер, Л. А.
Айвазовский И.К. / Л. А. Вагнер, Н. С. Григорович. – М. : Искусство, 1970. – 319 с. : ил. – (Жизнь в искусстве)
Барсамов, Н. С.
Айвазовский И.К.: о мастерстве художника / Н. С. Барсамов. – М. : Искусство, 1967. – 111 с. : ил.
Названия выставок
«Он был, о море, твой певец…»
«Я только морем и жил…»
«И с ним говорила морская волна»,
«Айвазовский. Дар судьбы».
«Живописец Главного морского штаба России»
Стихи, посвященные И.К. Айвазовскому
Художнику-маринисту И.К. Айвазовскому
Ревело море… Вал седой О скалы с шумом разбивался, И с ветром вой его сливался, Грозя несчастьем и бедой. Утихло море… Даль манила Простором, негой, тишиной… Но и под стихнувшей волной Таилась дремлющая сила…
Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда.
Айвазовский
Окно рабочей мастерской Айвазовского в Феодосии выходило во двор его дома, на противоположную от моря сторону
Над побережьем – лето в полной мере, Играют волны с кромкою игриво, Подковой счастья охраняет берег Дуга Феодосийского залива.
Любимый дом уютен и просторен, Вдоль стен холсты: пейзажи и марины. В прохладных залах пахнет Чёрным морем, И киноварью, и аквамарином.
Рабочий кабинет в покой погружен, Луч Солнца вдохновенья не нарушит; Смотреть на море вовсе и не нужно, Когда оно заполонило душу.
Не счастье ли: порыв морского ветра, Волшебный холст, набор кистей любимых; Свой день последний встретить у мольберта И ангелом во сне уйти незримо?
Но не уйти совсем – средь нас остаться, В своих картинах светлым пилигримом… А море будет с берегом шептаться О чём-то вечном и неуловимом.
Гончаров Николай
Стихи, посвященные картинам Айвазовского
http://zanimatika.narod.ru/RF_Jivopis_v_rifmu3.htm
Цитаты
«На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
И. Н. Крамской (о картине «Чёрное море»)
Картина Айвазовского «Черное море» (На Чёрном море начинает разыгрываться буря). 1881
«Каждая победа наших войск на суше или на море, радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне.
И. Айвазовский
«Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей».
И. Айвазовский
«Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
И. Айвазовский
«Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий – неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».
И. Айвазовский
Ссылки на ресурсы интернета об Айвазовском
http://music-fantasy.ru/materials/ivan-ayvazovskiy-skazka-o-volne-i-hudozhnike
Ветрова Г. «Сказка о волне и художнике» (текст)
https://yandex.ru/video/search?text=галина%20ветрова%20сказка%20о%20волне%20и%20художнике%20читать&reqid=1497962098198287-3096968831890054965314273-man1-3708-V
Ветрова Г. «Сказка о волне и художнике» (видео)
https://yandex.ru/video/search?text=как%20писал%20айвазовский%20художник%20видео%20уроки&path=wizard&noreask=1&filmId=522097773552284031&reqid=1497960080911733-14435729890236028137309671-man1-3702-V
Развивающий мультфильм об Айвазовском из цикла «Уроки тетушки Совы»
https://www.youtube.com/watch?v=vkQ7lBck5J8
История искусств вместе с Хрюшей – Художник-маринист И. К. Айвазовский – Передача для детей
http://mymelnica.ru/razvitie/ayvazovskiy-tvorchestvo-i-biografiya.html
Айвазовский: творчество и биография для детей
https://yandex.ru/video/search?filmId=13639363084344549831&text=как%20писал%20айвазовский%20художник%20видео%20уроки&noreask=1&path=wizard&reqid=1497960080911733-14435729890236028137309671-man1-3702-V
«Эффект Айвазовского». Документальный фильм (Россия, 2016) – «Культура», 04(и 06).08.2016
https://yandex.ru/video/search?filmId=13639363084344549831&text=как%20писал%20айвазовский%20художник%20видео%20уроки&noreask=1&path=wizard&reqid=1497960080911733-14435729890236028137309671-man1-3702-V
Иван Айвазовский | Личности | Телеканал «Страна»
https://yandex.ru/video/search?p=2&filmId=14317481614133497233&text=я-айвазовский&reqid=1497964339111643-13763218155830663919313231-man1-3702-V
«Айвазовский и Пушкин. Прощание с морем»
https://artchive.ru/publications/2082~Spisok_korablej_znamenitye_suda_i_srazhenija_na_kartinakh_Ajvazovskogo
«Список кораблей: знаменитые суда и сражения на картинах Айвазовского»
Варианты проведения мероприятий для детей
«Плывет, плывет кораблик…»
На занятии можно почитать «морские» стихи, посмотреть «морские» картины, обсудить, как у моря меняется настроение, выяснить, зачем кораблю паруса, и сделать свои «морские» работы в нетрадиционной технике рисования.
«Морская прогулка с художником Айвазовским»
Рассказать ребятам, что такое «марина» и как художники пишут морские пейзажи, посмотреть картины морских сражений и виды прибрежных городов, поговорить о жизни «очарованного морем» художника Айвазовского.
«Цвет морской волны»: мастерская монотипии
Какие краски нужно смешать, чтобы получить «цвет морской волны»? Как нарисовать изменчивое море? Во время занятия можно познакомить детей с техникой монотипии и сделать серию морских пейзажей.
«Уроки Айвазовского»
Посмотреть картины, порисовать и поговорить – о «волне Айвазовского», о военных кораблях и морских путешествиях, о географии, океанологии и о людях, «очарованных морем».
egorbibl.ru
Поэт моря. Иван Айвазовский
Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Отцу мальчика, на попечении которого были две дочери и три сына, после постигшей Феодосию в 1812 году эпидемии чумы жилось тяжело. Содержать семью помогала ему жена Рипсиме, искусная вышивальщица.
Маленький Ованес проявил исключительные способности к рисованию и музыке, хорошо играл на скрипке. Он, в частности, с увлечением копировал гравюры из книги о борьбе греков против османского владычества.
Национально-освободительное движение греческого народа было особенно близко и созвучно армянам, чья родина также изнывала под османским игом. Поэтому пристрастие Айвазовского - мальчика к этой теме, конечно же, нельзя считать случайным.
Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился у известного пейзажиста Максима Воробьева, в батальном классе - у А. Зауервейда и недолгое время - у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.
Мастерство Айвазовского росло чрезвычайно быстро. Работы, выставленные в годы учебы, возбудили всеобщий интерес. С одобрением отозвался о них Пушкин, встреча с которым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. Однако первоначально молодого художника командировали в Крым писать виды приморских городов. Плавая на боевых кораблях, Айвазовский близко познакомился с адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, П. Панфиловым, проникся глубокой верой в силу русского флота и стал впоследствии непревзойденным певцом его побед. Поручение академии было с успехом выполнено.
В 1840 году Айвазовский уехал в Италию. Там он сблизился с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки - Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. Одновременно расширился круг его армянских знакомств.
Едва прибыв в Венецию, Айвазовский поспешил на остров св. Лазаря, чтобы встретиться со своим старшим братом Габриэлом, духовное родство с которым сохранил до конца жизни. Габриэл приобрел к тому времени видное положение в конгрегации мхитаристов. Это религиозное братство, существующее и поныне, основал в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, сделавший его центром по изучению национальной истории и культуры и по ознакомлению с ними европейской интеллигенции. Пребывание Айвазовского в "маленькой Армении" близ Венеции означало для него более тесное приобщение к чаяниям своего народа. Кроме того здесь, в богатой библиотеке конгрегации, художник впервые проник в изумительный красочный мир армянской книжной миниатюры, украшавшей средневековые манускрипты, и глубоко усвоил гуманистические, свободолюбивые идеи. Любопытно, что на острове св. Лазаря у мхитаристов часто бывал Джордж Байрон, изучавший с их помощью армянский язык. Айвазовскому, который впоследствии не раз приезжал сюда, неизменно предоставляли комнату великого поэта. И как в сердце этого острова живет Армения, так в сердце художника до конца его дней символом Армении жил этот остров.
Из Венеции молодой живописец направился во Флоренцию, затем в Амальфи и Сорренто, где остановился в доме, принадлежавшем некогда Торквато Тассо. В следующие два года он попеременно жил в Неаполе и Риме. В одном из писем Айвазовский говорил: "Я, как пчела, собираю мед из цветника". Итальянская природа, итальянское искусство и музеи в формировании Айвазовского-художника стали второй и поистине вечной академией. На протяжении всей жизни он возвращался к пейзажам Италии, гармоничное сосуществование человека и моря в этой стране запечатлелось в его памяти как образец красоты. Италия наложила глубочайший отпечаток на все его последующее творчество.
Айвазовский работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. "Хаос" Айвазовского удостоился чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Английский маринист Уильям Тернер посвятил Айвазовскому стихи, в которых назвал его гением.
Большой успех ожидал Айвазовского также в Венеции, а затем Париже, Лондоне, Амстердаме. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Кстати, десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.
Таким образом, уехав из России на усовершенствование, Айвазовский вернулся на родину прославленным художником, членом нескольких академий. В Петербурге 28-летний мастер также был удостоен академических регалий; позднее его назначили художником при Главном военно-морском штабе.
Беспримерная слава, материальная обеспеченность и царский дворец не прельстили молодого академика. Он решил навсегда покинуть Петербург и поселиться в родном городе. У этого решения, столь поразившего всех и столь важного для понимания внутреннего мира художника и его стремлений, были свои побудительные причины.
В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию. Здесь, в маленьком, оторванном от культурных центров провинциальном городе, в кругу своих близких, Айвазовский создал обособленный собственный мир, свою малую родину с ей одной присущей атмосферой, живущую по законам, которые сам он, ее полновластный хозяин, установил. Он чувствовал себя в этом уютном мире по-настоящему свободным. Однако самоизоляция сыграла в его творчестве и негативную роль. Айвазовский остался в стороне от важнейших тенденций современного ему искусства и не реализовал заложенный в нем потенциал истинного новатора. И это гораздо печальнее, чем клиширование небольшого набора сюжетов и приемов.
Огромный успех Айвазовского в Европе начала 40-х годов объясняется тем, что, пройдя академическую школу, он все-таки сохранил искренность и непосредственность душевных порывов и не боялся руководствоваться ими, стоя за мольбертом. Он не смог, да и не пытался, освободиться от некоторых академических доктрин, усвоенных им в годы ученичества, но уже в начальный период самостоятельного творчества воспринимал мир удивительно жизненно и эмоционально. Это резко выделяло его из академической среды. Что касается традиций академической школы, то из них он прежде всего черпал пристрастие к необычайности. В сочетании с непосредственностью чувств оно роднило его с романтизмом. Айвазовский создал своеобразный метод цвето-линейного построения картин и свой живописный язык, никого не повторявший и не противоречивший предмету изображения. Эти выразительные средства постепенно претерпели изменения, палитра художника стала светлее, он вплотную подошел к пленэрной живописи. Однако его мировосприятие никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которым подружился еще в детстве.
"Море - это моя жизнь",- говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонявшийся перед объектом своей неослабной любви. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около шести тысяч картин. Его творчество - своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия - штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, - здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток - от светозарных восходов до колдовских лунных ночей - и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, - от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.
Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение. Художник, видевший в водной стихии свою жизнь, он в сущности не изображал реальное море, а создавал на полотне свое, рассказывал некую сказку о море, отдавая ему собственные чувства, настроения, грезы. Сказочность его искусства точно подметил великий психолог Достоевский в своей статье "Выставки 1860-1961 гг. в Академии искусств".
Таким образом, Айвазовский вошел в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения.
В основу творчества Айвазовского положена идея безграничности природы, ее могучей созидательной силы. Более половины его работ - это виды штормового моря. И, как правило, изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с этой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит - в этом девизе художника отразились народный оптимизм и жизнестойкость. Основа романтики Айвазовского - это великая вера человека, "пылинки вселенной", в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который в политических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение. Нельзя забывать, что в творчестве художника весьма заметную роль играет иносказательность.
Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображен то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты.
Свет как идея играет в творчестве Айвазовского значительную роль. Внимательный зритель почувствует, что, изображая море, облака и воздушное пространство, художник фактически изображает свет. Свет в его искусстве - символ жизни, надежды и веры, символ вечности. Это не что иное, как по-своему переосмысленная идея созидающего света, света познания, имеющая давнюю устойчивую традицию в армянской культуре и получившая блестящее воплощение у позднейших армянских мастеров.
Эту традицию Айвазовский воспринял через прославляющие солнечный восход средневековые песнопения, которые он хорошо знал и постоянно слышал в армянских церквах. Не случайно, говоря о своих картинах, он заметил: "Те картины, в которых главная сила - свет солнца... надо считать лучшими". На последних полотнах Айвазовского свет ниспускается из невидимого источника, мощным снопом прорезая тьму.
Как-то в беседе с Мартиросом Сарьяном Илья Эренбург поинтересовался, отразилась ли в творчестве Айвазовского его национальная принадлежность. Сарьян сказал: "Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь".
Айвазовскому присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась в отмеченных иногда чрезвычайной условностью, даже абстрактностью цветовых решениях его картин.
Страстное, проникновенное и поэтическое творчество Айвазовского, чутко отзывавшееся на запросы времени, привнесло в русскую живопись свежее дыхание. Художник стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы. В этом качестве он был удостоен чести, вторым после О. Кипренского, представить во флорентийский музей Питти автопортрет.
Однако в самой России, начиная с 1870-х годов, искусство Айвазовского все чаще подвергалось острой критике. В. Стасов принимал только ранний период его творчества, А. Бенуа в своей "Истории русского искусства XIX века" писал, что Айвазовский, хотя и значился учеником М. Воробьева, стоял в стороне от общего развития русской пейзажной школы. Подобные выводы делались не только потому, что Айвазовский работал особняком, вдали от центров искусства и показывал свои картины в основном на персональных выставках.
Дело в том, что поэтика и мировосприятие Айвазовского уже не совпадали с тенденциями развития русской культуры. Во второй половине XIX столетия русское изобразительное искусство приобрело ярко выраженный национальный характер. В лице передвижников в русской живописи возник демократический реализм. Вышли на арену корифеи великой реалистической литературы. Что касается Айвазовского, то он по-прежнему повторял себя, свои "сказки" моря, которые были для него естественны и привычны. Однако, по его же собственному признанию, эти "сказки" казались новому поколению надуманными, неестественными. Новые работы - пейзажи с их близкой к натуре цветовой гаммой, также являющие собою плод воображения, - едва ли могли дать автору место среди русских реалистов. Это, безусловно, не отрицает тесных связей выдающегося мариниста с русским искусством и тем более его роли в нем, о чем Стасов метко заметил: "Айвазовский свое сделал, он двинул других по новому пути".
Так или иначе, эта критика имела весьма существенное значение: после нее в русском искусствознании долгое время не появлялось ни одного обстоятельного исследования об Айвазовском. Итог спорам вокруг его творчества подвел своим широко известным высказыванием И. Крамской, ближе других знавший художника и написавший его портреты: "Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще".
Айвазовский снискал себе славу русского художника и, устроив свыше ста выставок во многих европейских и американских городах, принес русскому искусству широкую известность.
В Армении считали и считают Айвазовского армянским художником столь же естественно, сколь в России - русским. Творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими национальными корнями уже при жизни связывали его с армянской культурой. Здесь необходимо отметить, что национальное начало в искусстве с наибольшей осязаемостью проявляется в формально-стилевых принципах и выразительности языка. Живописный язык Айвазовского, как и всех армянских художников XIX века (С. Нерсесян, Г. Башинджагян, Ф. Терлемезян, В. Суренянц, С. Агаджанян и др.), сложился под влиянием европейской и русской академических школ. Армянская культура вообще развивалась в минувшем веке по преимуществу вне Армении, в городах с многочисленным армянским населением - Тифлисе, Константинополе, Каире, Париже, Москве, Баку. Что касается коренной Армении, то ее тяжелое политическое положение отнюдь не способствовало возникновению очагов культуры: ни один армянский художник не работал на родине.
Картины на армянские темы Айвазовский писал и в ранние годы, а в 1868 году он исполнил наконец давнее свое желание поехать на родину предков. Путешествуя по Закавказью, художник запечатлевал горные ландшафты, тифлисский быт (армяне составляли не менее половины населения тогдашнего Тифлиса), озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. Эти его картины положили начало и стимулировали развитие жанра пейзажа в армянской живописи. В ряду этих работ и большое полотно "Сошествие Ноя с Арарата", где утонченная гармония легких тонов передает пронизанную утренним светом свежесть воздуха и величие библейской земли.
Среди десятков картин на армянскую тему особенно привлекают мастерством исполнения и психологизмом портреты бабушки художника и его старшего брата Габриэла, католикоса Хримяна, новонахичеванского городского головы А. Халибяна. Свойственным маринам мастера легким артистическим дыханием отмечен портрет его жены - Анны Бурназян-Айвазовской. Принадлежа по вероисповеданию Армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты. В числе последних - "Крещение армянского народа" и "Клятва. Полководец Вардан", в свое время украшавшие одну из феодосийских армянских церквей и пробуждавшие в прихожанах патриотические чувства. Присущие живописи Айвазовского черты ярко воплотились в ряде пейзажей, посвященных будням армянских пастухов, и в жанровой картине "Вид Тифлиса", на которой привлекают внимание национальные костюмы и обычай водить хороводы на плоских кровлях домов. Эта древняя народная традиция с детства была знакома художнику по Феодосии. Танец на кровле можно видеть и на картинах Сарьяна, посвященных Армении.
Обозревая творчество Айвазовского в его целостности, следует сказать, что без него невозможно рассматривать армянское искусство и процесс его исторического развития. А глядя на Айвазовского только как на русского художника, не учитывая армянских истоков его живописи, нельзя полностью понять его творческую индивидуальность. Вот почему, принадлежа русской культуре, он в равной степени принадлежит и культуре армянской.
От искусства Айвазовского неотделима его общественная и благотворительная деятельность и гражданский образ. Мало кому известно, что Айвазовский был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки. Причины, побудившие его к этому, носили сугубо материальный характер. Жившему весьма скромно, Айвазовскому были нужны большие деньги, чтобы помогать соотечественникам и согражданам; он считал это своим долгом и почти ежегодно устраивал выставки в крупных городах России и Европы. И куда бы ему ни случалось ездить - в Москву или Петербург, Новый Нахичеван или Тифлис, Турцию или Египет, Францию или США, - он неизменно интересовался жизнью тамошнего армянского населения, в том числе и людей искусства, и всячески стремился содействовать его просвещению. Неустанное служение Айвазовского родному народу и слава, сопутствовавшая его имени, постепенно сделали его образ в глазах армян живой легендой и символом национального просветительства. Благодаря ему у армянской молодежи резко усилился интерес к живописи. О нем с восторгом и благоговением говорили как художники, так и писатели.
Однако общественная и благотворительная деятельность Айвазовского никогда не была однобокой. Основав в Феодосии новую армянскую школу и типографию, построив новую и отремонтировав старую армянские церкви, он в то же время основал общегородское художественное училище и историко-археологический музей, воздвиг часовню в память героя Кавказа генерала Котляревского, провел в город питьевую воду, способствовал строительству железной дороги. Помогая армянским студентам, или турецким армянам, или изданию ценных трудов по армянской истории, он в то же время оказывал помощь борьбе греческого народа, нуждающимся жителям Одессы, Минска, Флоренции, Штутгарта, Франкфурта, студентам Петербургской академии, Красному Кресту, инвалидам битвы за Севастополь и семьям павших русских солдат. Иметь, чтобы помогать - этот девиз выдает в нем подлинного сына романтического века, личность истинно незаурядную.
Биография Айвазовского содержит ряд поучительных и малоизвестных эпизодов. Остановимся на двух из них.
В 40-х годах вместе с великим князем Константином Николаевичем художник путешествовал по Греции и Турции. Наряду со встречами в высоких государственных сферах они общались и с тамошними армянами, в Константинополе провели ночь в семье Давида Саваланяна. Узнав о закрытии вследствие безденежья одного из армянских училищ, Айвазовский использовал свой авторитет, связи и присутствие великого князя, организовал сбор средств, и через год училище было открыто. Нечто подобное произошло также в Смирне, а в Бурсе специально для пострадавшей от пожара армянской церкви художник написал икону Григория Просветителя. Тогда же он создал картину специально для изданного в Константинополе армянского календаря.
В 1857 году Айвазовский вместе с братом снова посетил Константинополь. В армянских кругах встречи с ним стали праздником. В те дни он поднес в дар главному архитектору турецких дворцовых сооружений Саргису Паляну одну из своих работ. Последний подарил ее султану Абдул-Азизу, большому любителю живописи. Восхищенный султан через Паляна послал в Феодосию заказ на серию видов Босфора. Надо сказать, что красота города на Босфоре произвела на Айвазовского сильнейшее впечатление, он считал, что она затмевает красоту Венеции и Неаполя. В надежде принести пользу живущим в Турции соотечественникам Айвазовский выполнил заказ и был награжден высшим турецким орденом "Османие". По свидетельству художника, он написал для султана сорок работ, а кроме того, подарил картину художественной школе, открытой в Константинополе армянским скульптором Ервандом Восканом. Примечательно и то, что мирный договор между Россией и Турцией (1878) был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Читая переписку Айвазовского и пытаясь вообразить себе объем его деятельности, нельзя не подивиться тому, как последовательно и вместе с тем дипломатично служил он своим гуманистическим идеям, как силой своего искусства стремился стать апостолом мира между Севером и Югом, Западом и Востоком. Служа человечеству, он служил и родному народу, своему, говоря его словами, "любимому зовущему краю".
Последующие исторические события во многом объясняют, чем жил художник и что было для него дороже всего, объясняют его надежды и разочарования, а также замкнутость и одиночество. Когда в 1877 году русская армия заняла Карс и часть Западной Армении, армянский народ с ликованием воспринял известие об этом. После того как освободились от османского ига Греция, Сербия, Болгария, казалось, настал черед Армении и ее вековые чаяния вот-вот осуществятся. В воспетой художником победе русского флота над турками Айвазовский видел путь к освобождению родины. Живописуя морские баталии, патриот Айвазовский поспешил также встретиться с участниками боев на восточном фронте, в их числе и с генералом Тер-Гукасовым, и приступил к созданию картины "Взятие Карса ночью". Этот шаг, не входивший в обязанности художника, причисленного к военно-морскому штабу, явственно выражал владевшее Айвазовским всеобщее национальное воодушевление. Переживало подъем и его искусство. В эти годы возникли дышащее вселенским покоем "Черное море" и цикл посвященных Пушкину картин. Тогда же (1880) Айвазовский построил при своем доме картинную галерею - третий по счету музей в Российской империи.
В 1882 году, получив из Эчмиадзина разрешение на развод с первой женой и женившись на Анне Бурназян, художник признался, что благодаря этой женитьбе "еще более приблизился к своему народу". И в самом деле, Айвазовский теперь все чаще обращался к армянским темам, развернул бурную деятельность. Теплее и действеннее стали его связи с мастерами армянской культуры, он пропагандирует искусство армянских актеров, музыкантов и художников. Дом Айвазовского в Феодосии стал своего рода местом паломничества. Здесь гостили армянские писатели, на сцене выставочного зала демонстрировали свое мастерство армянские актеры и музыканты.
В его галерее, наряду с известными музыкантами и актерами Рубинштейном, Венявским, Варламовым, Сазоновым, выступал трагик Петрос Атамян, скрипач Ованес Налбандян (будущий профессор Петербургской консерватории), композитор Александр Спендиаров (Айвазовский иногда в дуэте с ним играл на скрипке). Здесь сложилась не только замечательная плеяда армянских маринистов, но и получили благословение едва ли не все армянские живописцы второй половины прошлого века. По свидетельству В. Суренянца, Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства.
Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня "армянский вопрос", султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин католикосу Хримяну, художник писал: "Глубокой болью омрачила мое сердце невиданная и неслыханная резня несчастных армян". Художник создал ряд картин - "Погром армян в Трапезунде", "Армян погружают на корабли", "Армян живыми бросают в море" и др. - и выставил их в Москве и Одессе. Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии. "Стыдно отворачиваться от своей народности, - приводит его слова В.С. Кривенко, - тем более такой маленькой и угнетенной". Далее он пишет: "Источником тяжелых переживаний для него (Айвазовского) была мысль о тех неистовствах, которые турки совершали над беззащитными, несчастными армянами. Он не переставал верить, не переставал надеяться, что у людей дрогнет сердце и заступится же наконец Европа, не позволит туркам окончательно вырезать несчастную народность". А Малютин в своем дневнике отмечает: "Айвазовский громил русскую политику и лично князя Лобанова-Ростовского".
Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему "кровавому хозяину": "Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль".
Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах. Наполеон на острове св. Елены изображен в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла. Картина "Среди волн", одна из вершин в огромном наследии Айвазовского, воспринимается как вулканическая вспышка мятущейся души. Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника - 2 мая 1900 года - и оставшаяся неоконченной картина "Взрыв турецкого корабля".
В самом конце жизни, организовав в Петербурге последнюю свою выставку, художник решил поехать в Италию: "Мое начало озарено этой страной, и теперь я снова хочу встретиться со своей молодостью".
Мечте великого мариниста не суждено было сбыться. Но он успел создать картину, которая перекликается с его молодыми надеждами. Это "Приезд Байрона на остров св. Лазаря". Здесь исполины армянской мысли разных эпох, объединенные в своего рода могучую кучку, приветствуют в "маленькой Армении" певца свободы...
Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись - высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци - гласит: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память".
Эту память благодарно сохранят поколения.
relax.wild-mistress.ru
Иван Айвазовский- поэт моря. | Волшебная сила искусства
"Море-моя жизнь.Проживи я ещё триста лет ,всегда бы нашёл в море нечто новое."
Айвазовский, Иван Константинович. (1817-1900). Маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Автор батальных картин на темы истории русского военного флота. Жил и работал преимущественно в Феодосии. Создал около 6 тысяч произведений.
Родился Айвазовский 29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца.
Талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.
Портрет И.Айвазовского работы Тыранова.
Два года работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодого художника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии, Айвазовский увлеченно работает, пристально изучает природу, пишет с натуры виды Ялты, Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.
Лунная ночь в Гурзуфе.
За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.
Буря.
Лунная ночь на Капри.
Хаос.
В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.
«Но чуть повеет весной, – писал он, – на меня нападает тоска по родине: меня тянет в Крым, к Черному морю…» Его не прельщала перспектива быть придворным художником и выполнять волю именитых заказчиков.
Летом 1848 года он влюбляется в Юлию Гревс,её отец был личным доктором Александра Первого.Петербург опротивел художнику, и он, не мешкая, увез невесту в Феодосию, в Крым. «Женился 15 августа 1848 года на Джулии, дочери Якова Гревса, англичанина-лютеранина, однако венчался в армянской церкви и с условием, что дети мои от этого брака тоже будут крещены в армянской святой купели», – сообщает Айвазовский Эчмиадзинскому Синоду.
После венчания свадебный кортеж из нескольких экипажей направился в Шейх-Мамай, имение художника, где новобрачных и гостей ждало пиршество. На полдороге, идущей через лес, навстречу вымахнул целый отряд наездников-джигитов. Кортеж был не на шутку напуган: решили, что это разбойники. Но их предводитель, сойдя с коня, подошел к экипажу молодых и, открыв дверцу, поздравил жениха и невесту, и положил ей на колени красивый платок. Пожелав счастья, он взлетел в седло и был таков. То был известный на всю Феодосию и округу Алим Азамат-оглу, прославившийся как Алимка-разбойник, крымский Робин Гуд.
В Шейх-Мамае им закатили несказанный пир, каких на севере не видывали отродясь: дорогу устилали ковры из живых цветов, джигиты состязались в скачках, музыканты сменяли танцоров. А в Феодосийскую бухту вошла эскадра из Севастополя, и шесть кораблей, встав на рейде, зажгли иллюминацию.
Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений.
Первая из дочерей – Елена – появилась на свет в июне 1849-го в Петербурге. Радости семейной жизни с рождением дочурки переполняли Айвазовского настолько, что в одном из писем другу он откровенно признался: «Теперь я спешу сказать вам о моем счастье. Правда, я женился, как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь … говорю вам, что я счастлив так, что не мог представить и половины этого. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так, как я женился.
Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.
Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Буря на Чёрном море.
Георгиевский монастырь.
Вход в Севастопольскую бухту.
Еще ярче романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году.
Девятый вал.1850
Это одна из самых знаменитых картин.
Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
Свой «Девятый вал» Айвазовский выставляет в Петербурге. Ходили смотреть на шедевр толпами. 22 января 1851 года прямо на выставке ему вручают телеграмму о рождении дочери Марии.
Чесменский бой 1848
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…»
Бриг Меркурий,атакованный двумя турецкими кораблями.
Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.
Наваринский бой.
Бриг Меркурий после боя.
В ноябре 1856 года Айвазовские едут во Францию. За зиму художник написал в Париже 25 картин, из коих 7 продал по отличной цене. Посол России во Франции граф Павел Дмитриевич Киселев пригласил мастера кисти на прием к императору. 18 февраля 1857 года Айвазовский с Юлией Гревс были на приеме у Наполеона III. Не успели они вернуться из Парижа, как жена стала сетовать на феодосийскую глушь. На крыльях фантазии Юлия нередко переносилась в светский Петербург и видела себя на знатных приемах. Скандалы в семье участились. Муж не намерен был потакать ее капризам. Тяготясь тщеславием жены, сам Айвазовский больше общался с простым людом – рыбаками, ремесленниками, проезжими моряками. Тогда она принялась устраивать в их феодосийском доме приемы, балы и званые вечера, приглашая местную и губернскую знать. А его тянуло посидеть за чаркой виноградного вина с друзьями и подолгу беседовать с ними.
Юлия оставляет мужа, едет с дочерьми в Одессу и больше не возвращается к нему. Обеспокоенный судьбой дочерей, Айвазовский не раз пытается связаться с женой. Но тщетно...
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ,ДЛЯ ТОГО ,ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА И ЕГО ЖИЗНИ ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРОДОЛЖНИЕ И ОКОНЧАНИЕ:
http://maxpark.com/user/1189525064/content/1839420
http://maxpark.com/user/1189525064/content/1839527
maxpark.com
Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии
Разделы: Литература
Ход урока
Эпиграф к уроку
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красотой!А.С. Пушкин |
Иван Константинович Айвазовский – талантливый художник. Это – необычный человек – талантливый и влюбленный в море.
Море всегда очень привлекало художников не только нашей страны, но и за границей. Многие отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал всего себя магической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, и всю силу своего таланта он отдал морю.
Уже будучи знаменитым художником Айвазовский писал о себе: «Первые картины, виденные много, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что высказывали все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго ... Мысль о этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
Романтика подвигов, сражавшихся на море героев, правдивая молва о них пробуждала воображение художника, наверное, она и создала нам художника – мариниста Айвазовского. Уже первая картина «Воздух над морем» (1835 года) принесла ему славную серебряную медаль. С тех пор картины Айвазовского появляются на выставках, и с тех пор он радует всех своим творчеством.
В 1839 году Айвазовский участвует в военно-морском походе, здесь он познакомился и подружился с нашими великими флотоводцами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. За время пребыванию в Крыму (2 года) Айвазовский написал «Лунную ночь в Гурзудге», «Морской берег».
В 1840 году он едет в Италию и там творчество его оценили весьма высоко. В это время художник пишет картины «Венеция» и «Вечер в Венеции». Обе картины очень лиричны, и важно то, что Айвазовский показывает простых итальянцев, занятых тяжелым трудом рыбака.
Вернувшись из Италии, Айвазовский пишет одну из «гордых» своих картин «Чесменский бой». Вся она – это наша победа, но радость победы далась тяжкими потерями, к русскому флагману подходит штопка лейтенанта Ильина, взорвавшего свой корабль среди турецкой флотилии, но все равно в картине очень слышна «музыка боя».
«Девятый вал» написан Айвазовским в 1850 году, в ней он рассказывает о борьбе людей со стихией, грозный девятый вал готов поглотить немногих людей, которые остались живы, после страшной бури.
Сюжет картины страшный, но картина полна солнца, света, воздуха и от этого совсем не страшна. Эта картина сразу понравилась зрителям и до сих пор она так же любима нами. Как только Айвазовский узнал о Сионском сражении, он сейчас же уехал в Севастополь увидеться с участниками боя, а вскоре появились и картины «Бой ночью» и «Бой днем «Нахимов об этих картинах сказал: «Они чрезвычайно верно сделаны». Айвазовский любил Украину и посвятил ей несколько своих картин, эти широкие украинские степи были близки не только Г оголю и Шевченко, но и Айвазовскому.
Необычайно красивы картины «Лунная ночь на море» и «Восход луны». Только он мог передать игру лунного света на морских волнах, и луна среди облаков казалась настолько живой, что забываешь, что ты стоишь около полотна. Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии, может быть поэтому Айвазовскому так хотелось изобразить поэта у моря, наверное, не только стихотворение «К морю» пленяло художника, но и свободная непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. В 1887 году Айвазовский вместе с Репиным пишет картину о Пушкине и называет ее первой строкой стихотворения. От этой картины нельзя оторваться, и море, и поэт нечто гармонически целое, и глядя на картину, еще больше веришь словам поэта «Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы». Айвазовского очень любили сподвижники. Крамской особенно любил художника и преклонялся перед его талантом. Художник прожил долгую жизнь и создал несколько сотен картин, его одинаково хорошо знают и русские, и англичане, и французы, и голландцы. Все картины художника действительно по праву считаются огромным украшением любой коллекции.
Умер Айвазовский на 83 году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею.
Кто-то сказал, что лучшей мерой жизни человека являются не годы, а дела его. Иван Константинович Айвазовский прожил жизнь долгую – он умер на пороге нашего века, в канун первой русской революции. Ему было тогда 83 года. Но того, что сделал этот замечательный художник, не уместить и в три обычные жизни...
И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 году им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал; те, кто бывал в Феодосийской галерее, помнят его незавершенное полотно «Взрыв корабля»...
Сын мелкого торговца, жителя захолустья, мальчишка, для которого кусочек мела и заборы были «краской» и «холстом», он не мог и мечтать об учебе. Случайно фигурки людей и наброски военных фрегатов, нарисованные Иваном, заметил городской архитектор. Способного мальчика определили и отправили в Симферопольскую гимназию. В 1833 году И.К. Айвазовский уже учился в Петербургской Академии художеств...
Молодой художник обратился к вечному – к природе и к человеку. Он решил рассказать красками и кистью о водной стихии, о морях, которые царствуют на земле, стесняя сушу, о человеке, смело бросившем вызов «девятому валу» и торжествующему над изменчивой природой...
Большое влияние на Айвазовского оказало творчество великого Пушкина.
В 1836 году академическую выставку посетил Пушкин. Вспоминая об этом, Айвазовский писал, что поэт «ласково меня встретил», «спросил меня, где мои картины».
Пушкину Айвазовский посвятил несколько картин – «Пушкин на берегу моря» (1887 год, фигура поэта написана здесь И. Е. Репиным), «Прощание Пушкина с морем» (1897 год), «Пушкин у гурзуфских скал» (1899 год).
Мы все помним пронзительные и гордые строки Пушкина: «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан...». Кажется, что строки оживали вновь и вновь на картинах Айвазовского. Его картины всегда волнуют и впечатляют. Наверное, потому, что вечное движение воды, переменчивый лик моря – то спокойный и умиротворенный, то нетерпеливый и грозный – рождал в душе художника множество чувств.
Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Но поистине сокровищницей его творений была и остается картинная галерея в Феодосии: в ней выставлено более 400 картин художника. Идут и идут сюда люди. Советскому народу близко искусство, воспевающее красоту природы и человека...
Шестьдесят лет творческого труда – редкая удача! Айвазовский оставил после себя огромное творческое наследие. Отношение к его искусству очень ярко выразил Крамской, сказав: «Айвазовский... кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины». Стасов не менее высоко ценил его творчество: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами...»
Влияние творчества Айвазовского на развитие русской живописи было глубже и значительнее, чем принято об этом думать. В. Суриков в старости вспоминал рассказы своего первого учителя о маринисте: «…как тот воду пишет, – что совсем как живая; как формы облаков знает. Воздух – благоухание...». Суриков надолго был покорен искусством Айвазовского. Развитие М. Врубеля, И. Шишкина и особенно А. Саврасова на раннем этапе проходило под влиянием его живописи. А. Боголюбов начал свой путь в искусстве с подражания живописи Айвазовского. А. Куинджи на всю жизнь сохранил в своем творчестве черты, родственные живописным образам своего первого учителя. Л. Лагорио, А. Фесслер, К. Богаевский, М. Волошин вышли из Феодосийской мастерской Айвазовского – А. Ганзен, К. Арциулов, М. Латри – его ученики. Группа армянских художников была близка Айвазовскому и пользовалась его советами.
Биография Айвазовского не изобиловала яркими событиями, резкими поворотами. Его жизнь прошла в непрестанном труде. Высокое мастерство его искусства и патриотическая направленность общественной деятельности, любовь и преданность своему родному городу, в котором он, художник с мировой славой, провел всю свою жизнь, оставили неизгладимый след на Феодосии. И когда мы думаем о Феодосии, мы прежде всего вспоминаем Айвазовского – славу и гордость своего родного города.
В дореволюционной России жизнь Айвазовского была счастливым исключением, редкой удачей. У него хватило мужества уйти в добровольное изгнание в провинциальной глуши организовать такие условия для своей работы, в которых полностью раскрывалось его огромное дарование. Мало того – находясь почти безвыездно в Феодосии, Айвазовский силой своего таланта, ума и энергии сумел создать в своем городе благоприятную среду, в которой могло развиться мастерство большой группы художников. Своим творчеством феодосийские художники обогатили русское искусство и расширили наше представление о природе Крыма.
Счастье улыбнулось Айвазовскому. Он смолоду определил свое место в искусстве и верил в непрерывный прогресс развития своего искусства. Это поддерживало его в постоянном творческом состоянии и сообщало ясность мысли и оптимистическое содержание его труду. И действительно, художник прошел огромный путь роста и совершенствования, создав много вдохновенных произведений в конце творческого пути.
Айвазовский продолжил завидно долгую творческую жизнь, не зная старческого увядания чувств, мыслей, мастерства.
Завещая городу свою картинную галерею, Айвазовский создал очаг искусства, у которого развивалась русская маринистическая живопись. Особенно широкое просветительное значение приобрела Феодосийская картинная галерея в послереволюционные годы, она выросла в единственный нашей стране музей маринистической живописи. Популярность и посещаемость галереи непрерывно растут.
Славой имени Айвазовского полна Феодосия и в наши дни. Старожилы города охотно рассказывают о том, как росла и развивалась за годы Советской власти галерея Айвазовского, как была она эвакуирована в годы Великой Отечественной войны и временной оккупации Крыма фашистскими полчищами, как после изгнания их она в 1944 году была возвращена в родной город, а в 1946 году полностью восстановлена и значительно расширена в послевоенные годы.
Итоги и выводы: Творчество художника продолжает привлекать внимание широкой общественности нашей страны – своим пафосом и жизнеутверждающей силой.
(Звучит музыка и читается стихотворение А.С. Пушкина «К морю».)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai