Коллекции Русского музея. Русский музей картины айвазовского


Коллекции Русского музея

Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г. — посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).

Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова. Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX — начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX — начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е гг. В это время из Музея революции среди других работ было передано «Торжественное заседание Государственного совета» кисти И.Е.Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в собрании последнего («Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» В.Г.Перова, «Автопортрет» Н.В.Неврева, «Курсистка» Н.А.Ярошенко, «Летящий демон» М.А.Врубеля и «Бабы» Ф.А.Малявина).

За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX — начала XX в. Большая часть их этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А.Ржевскими. Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, Н.Н.Дубовского, Б.Н.Кустодиева, К.Я.Крыжицкого м многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. Также необходимо отметить несколько этюдов и картин отечественных художников конца XIX — XX в. (С.Ю.Жуковский, Е.И.Столица, А.Б.Лаховский и др.), переданных в дар в 2009 г. от Н.П.Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.Е.Репина «Портрет военного», ранее принадлежащая одной из североамериканских компаний.

В 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений. Его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в., в том числе работами Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, Л.С.Поповой, В.Е.Татлина, Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других.

К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932-1991гг.), который на данный момент (в составе Отдела живописи 2-й половины XIX-XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие 6000 единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ — начала XXI вв.

Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций произведений раннего русского авангарда и его ведущих мастеров. В живописном собрании представлены основные новаторские течения середины 1910-х гг.: абстракционизм (В.В.Кандинский) и его сугубо русская ветвь — лучизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова), неопримитивизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В.Шевченко, К.С.Малевич), кубофутуризм (Д.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, И.А.Пуни, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер и др.), супрематизм (К.С.Малевич, И.А.Пуни, О.В.Розанова, И.В.Клюн), конструктивизм (В.Е.Татлин, А.М.Родченко, А.А.Экстер, Л.В.Попова), аналитическое искусство (П.Н.Филонов). Уникальны по своей полноте коллекции произведений мастеров, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К.С.Петров-Водкин), а также отдельных крупных живописцев, в том числе тех, чей творческий путь начинался уже в советское время (С.В.Герасимов, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Б.М.Кустодиев, В.В.Лебедев, А.А.Рылов, А.В.Шевченко, Н.М.Ромадин). Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х —1950-х гг.).

Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в полотнах А.А.Дейнеки, А.Н.Самохвалова, А.А.Пластова, Ю.И.Пименова и многих других советских художников, продолжавших работать в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине ХХ в. В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х гг. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Н.И.Андронов, В.В.Ватенин, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, В.М.Сидоров, В.Ф.Стожаров, братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.С.Угаров, П.Т.Фомин и другие, созданные в широком жанровом диапазоне — от исторической картины до натюрморта.

Имевшая место в 1970–1980-е гг. актуализация отвергавшегося ранее художественного опыта породила в недрах официального искусства плеяду мастеров, работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни (О.В.Булгакова, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, И.В.Правдин, А.А.Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985-1991гг.) собрание Русского музея пополнил ряд имен художников, работавших в рамках андеграунда. Ныне коллекция современной живописи — весьма мобильная и быстрорастущая часть фондов ХХ — начала ХХI вв., но продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.

www.rusmuseum.ru

Как картины Айвазовского покидали Русский музей

В Петербурге завершилась одна из самых успешных выставок "Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения". "ДП" посмотрел, как в Русском музее демонтировали картины известного мариниста.  

В минувший понедельник в Русском музее завершилась выставка "Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения", открывшаяся в декабре прошлого года. 21 марта картины художника покинули корпус Бенуа. "ДП" посмотрел, как демонтировали работы известного мариниста.

Похищенную из России картину Айвазовского стоимостью $1 млн обнаружили на торгах в Швейцарии Новость

Похищенную из России картину Айвазовского стоимостью $1 млн обнаружили на торгах в Швейцарии

За 3 месяца картины известного художника  увидели почти 300 тыс. человек, а очередь у входа в корпус Бенуа стала привычной картиной. Продажа билетов на завершившуюся выставку Ивана Айвазовского принесла Русскому музею 60 млн рублей.

В последние выходные работы выставки очередь дотягивалась до площади Искусств. А в воскресенье, когда в честь дня рождения музея вход для посетителей сделали бесплатным, количество желающих увидеть работы мариниста и вовсе напоминало историю с "очередью на Серова".

Маргарита Кудрявцева Все статьи автора

22 марта 2017, 13:53 707

www.dp.ru

Картины Айвазовского из коллекции Русского музея готовятся к отправке в Москву / Новости культуры / Tvkultura.ru

В следующем году исполнится 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского. В Третьяковской галерее решили подготовиться к этой дате заранее. Уже совсем скоро – 29 июля, в день рождения художника – на Крымском Валу откроется выставка, на которой представят живописные полотна мариниста, а также графические листы. Произведения привезут из разных собраний, в том числе из Русского музея. Сейчас в Петербурге готовят картины к переезду. Увидят ли посетители выставки знаменитый «Девятый вал» – ответ в репортаже нашего корреспондента.

Всего Русский музей для выставки в Третьяковской галерее передаёт 51 работу Ивана Айвазовского – живопись и графика. Большая часть хранится в запасниках. Но одни из главных картин художника - «Девятый вал», «Волна», «Вид Константинополя при лунном освещении» - покидают свои места на экспозиции.

Первым со стены снимают «Девятый вал». Шесть человек медленно и аккуратно опускают на пол, пожалуй, самую известную работу мариниста. Картина весит почти 120 килограмм. Вес полотну добавляет резная рама. Поэтому сразу эту работу не двигают – оставляют просто лежать на полу. Следующая на очереди – «Волна», такая же габаритная, как «Девятый вал», но значительно легче, ее переносят в соседний зал.

«"Девятый вал" будут вынимать из рамы. Рама сами видите какая – резная, лепная, поэтому с ней нужно работать аккуратно. У "Волны" рама попроще, и ее убрали, чтобы не мешала нам здесь работать. Она тоже вынется из рамы, уйдет в фонд», - рассказал ведущий специалист отдела экспозиционно-выставочной работы Государственного Русского музея Сергей Назарцев.

Через неделю снятые сегодня картины начнут упаковывать для отправки в Москву. Они поедут на грузовиках – это позволяет перевозить крупные полотна в полный размер, не сворачивая их. К тому же специальные прицепы оснащены климатическими установками и пневмоподвесками – для лучшей сохранности картин.

Стены в Академическом зале №14 пустовать будут не долго. Вместо картин Ивана Айвазовского там уже сегодня разместят произведения Карла Брюллова.

«Мы впервые, вероятно, так широко покажем религиозную живопись великого Карла. Очень характерную, и очень часто замалчиваемую страницу в истории его творчества. Мы увидим там чрезвычайно важные и интересные открытия», - отметил и. о. заместителя директора по научной работе Государственного Русского музея Григорий Голдовский.

А шесть картин Айвазовского вернутся на свои места уже только в апреле следующего года.

 Новости культуры

Читайте также:

Русский музей отправит 33 картины Айвазовского в Москву

tvkultura.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта