Искусство Испании, часть 3.2 Пикассо. Пора дерзаний. Пикассо два танцора картина


Искусство Испании, часть 3.2 Пикассо. Пора дерзаний

Picasso-Аvtoportrеt-Пикассо-Автопортрет

Picasso-Аvtoportrеt-Пикассо-Автопортрет

Обратите внимание на такой факт В 1906 году Пикассо решил написать портрет писательницы Гертруды Стайн. Но поскольку глубокого таланта рисовать людей у него не было, то дела его шли плохо. Он 80 раз переписывал портрет, но ничего хорошего всё равно не получалось. Тогда Пикассо в сердцах воскликнул Гертруде: «Я перестал Вас видеть, когда смотрю на Вас!» Этим всё и кончилось. Что в результате получи-лось смотрите сами и делайте выводы сами. Но после этого случая Пабло перестал писать конкретных людей как художник, а вынужден был в своих работах лишь изображать их форму как самостоятельную структуру

1906-Picasso-Portrait-de-Gertrude-Stein- Гертруда Стайн

1906-Picasso-Portrait-de-Gertrude-Stein- Гертруда Стайн

1920-Picasso-It's Stravinsky-Портрет Стравинского

1920-Picasso-It's Stravinsky-Портрет Стравинского

Причём рисовал, только своих близких родственников-жён и детей. Чтобы поменьше было критики со стороны — свои и так не обидятся, а только спасибо скажут. Больше всех повезло Ольге Хохловой и матери художника. Их портреты 1917, 1896 годов — наиболее удачные в карьере Пабло Пикассо. Посмотрите сами и оцените

1923-Picasso-Pol Picasso-Пикассо-Детский портрет Поля 1896-Picasso-It's my mother-Портрет Матери

1923-Picasso-Pol Picasso-Пикассо-Детский портрет Поля

1896-Picasso-It's my mother-Портрет Матери

1896-Picasso-It's my mother-Портрет Матери

1923-Olga Pikasso-Picasso-Ольга Пикассо

1923-Olga Pikasso-Picasso-Ольга Пикассо

1923-Picasso-Mother-Мать Пикассо

1923-Picasso-Mother-Мать Пикассо

1917-Picasso-Portrait-d Olga-dans-un-fauteuil-Пикассо-Портрет Ольги в кресле

1917-Picasso-Portrait-d Olga-dans-un-fauteuil-Пикассо-Портрет Ольги в кресле.

1946-Picasso-Fransuaza-Пикассо-Франсуаза

1946-Picasso-Fransuaza-Пикассо-Франсуаза

1954-Picasso-Gесlin Roc-Пикассо-Жаклин Рок

1954-Picasso-Gесlin Roc-Пикассо-Жаклин Рок

А затем Пикассо и вовсе перестал себя утруждать изображением людей. Он стал их воображать на полотнах. А обыватель сам должен был догадываться, что изображено на картине — пила или женщина, голова или табурет.

1925-Picasso-Three grazii-Три грации

1925-Picasso-Three grazii-Три грации

1928-Picasso-Swimmer-Пикассо-Купальщица, открывающая кабинку

1928-Picasso-Swimmer-Пикассо-Купальщица, открывающая кабинку

1925-Picasso--Les-Trois-Danseuses-Пикассо-Три танцора

1925-Picasso--Les-Trois-Danseuses-Пикассо-Три танцора

1901-Pablo-Picasso-It's the girl with a bird-Пикассо-Девочка с голубем

1901-Pablo- Picasso-It's the girl with a bird -Пикассо-Девочка с голубем

В «голубом периоде» Пикассо часто показывал сюжеты, где слабый помогает слабейшему. В этом он видел возможность выживать в чужом, враждебном мире. Именно об этом нам указывает картина «Девочка с голубем», где ребёнок нежно прижимает птицу к груди, защищая её от опасности и сама согревается теплом птицы.

1905-Picasso-Picasso-Acrobate-a-la-boule-Пикассо-Девочка на шаре

1905-Picasso-Picasso-Acrobate-a-la-boule-Пикассо-Девочка на шаре

Картина «Девочка на шаре» написана в 1905 году в том же духе, что и «Мальчик с трубкой» в переходный период от «голубого периода» к «розовому». Она наполнена контрастом драматизма — на фоне унылого пейзажа и хмурых цветов показана весёлая девочка с красным цветком в волосах на голове. Это придаёт оптимизм будущему. Художник противопоставил хрупкую гибкую гимнастку неподвижному, словно глыба атлету-монументу. Картина имела заметный успех среди зрителей.

1905-Picasso-It's the boy with a pipe-Пикассо-Мальчик с трубкой

1905-Picasso-It's the boy with a pipe-Пикассо-Мальчик с трубкой

Картине «Мальчик с трубкой» повезло. Пикассо нарисовал её в Париже в 1905 году. В это время он находился как бы в промежуточном состоянии между «голубым» и «розовым» периодами. Он переходил от холодного пессимистического настроения к более тёплому оптимистическому. Об этом нам указывает и цветовая палитра картины. Видимо, поэтому Пабло написал её в классическом стиле. Эта картина поставила рекорд стоимости на аукционе «Сотбис» в 2004 году и была продана за сумму в 104,168 млн $ Пикассо оказался первым художником, чьи картины перевалили сумму в 1 млн.$.

После выставления картин «голубого» и «розового» периодов Пикассо стал узнаваемым и очень знаменитым художником. Однако, довольствоваться достигнутым он не захотел. Жизнь текла и изменялась. Поэтому двухмерное изображение рисунков ему наскучило и он начал искать новые пути в искусстве рисования. В 1907 году Пабло за год с небольшим временем написал картину «Авиньонские девицы».

1907-Picasso--Les-Demoiselles-d-Avignon-Пикассо-Авиньонские девиццы

1907-Picasso--Les-Demoiselles-d-Avignon-Пикассо-Авиньонские девиццы

История написания картины связана с ухудшением отношений с любовницей Фернандой Оливье. Художник прожил с ней 9 лет и начинает тяготиться ею. На этой картине Пикассо убрал светотени и трёхмерность в изображении. Тела женщин он рассёк на геометрические сегменты так, что их фигуры стали похожи на грубо вытесанные идолы. Полотно произвело шок на его друзей и общественность. Жорж Брак, друг и художник, высказался о ней так: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином». Матис, увидев картину, пришёл в бешенство.

С этой поры у Пиассо начинается период кубизма что означает свободное обращение с формой: так, голова человека могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. И так во всех деталях… Затем художник начинает дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать до геометрических форм — кубов, конусов, полусфер и цилиндров. Первой картиной из этой серии, наделавшей много шума, была « АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ » (1907г), затем другие

1907-Picasso-She's baring-Обнажённая

1907-Picasso-She's baring-Обнажённая

1908-Picasso-They are 3womans-Пикассо-Три женщины

1908-Picasso-They are 3womans-Пикассо-Три женщины

1908-Picasso-It's the svimmer -Пикассо-Купание

1908-Picasso-It's the svimmer -Пикассо-Купание

1908-Picasso-It's the sitting-Пикассо-Сидящая

1908-Picasso-It's the sitting-Пикассо-Сидящая

1908-Picasso-It's the frendship-Пикассо-Дружба

1908-Picasso-It's the frendship-Пикассо-Дружба

1910-Picasso It's farmer's wife-Пикассо-Фермерша

1910-Picasso It's farmer's wife-Пикассо-Фермерша

1909-Picasso-Fernary Olivie-Пикассо-Ф.Оливье

1909-Picasso-Fernary Olivie-Пикассо-Ф.Оливье

Многие современники не в состоянии были тогда оценить, что это было за искусство. Некоторые считали, что это насмешка над искусством. Однако, Пикассо продолжал творить в этом же направлении и дальше, внося при этом кое-какие коррективы. Он рисует в стиле аналитического кубизма. Затем мастер усложняет свою задачу — кон-туры на его полотнах становятся прерывистыми, а грани разворачиваются в сторону зрителей. Большие и цельные объёмы распадаются на множество мелких. Картина становится похожей как-бы на мозаику, но только это происходит на картине.

Появляется «Девушка с веером» (1910), «Портрет Амбруза Воллара» (1910), «Завод в Сан-Хуан» (1909), «Портрет Фернары Оливии» (1909) С помощью мозаики художник созидает на полотне новую форму и гармонию.

1909-Picasso-It's the women with the fan-Пикассо-Женщина с веером

1909-Picasso-It's the women with the fan-Пикассо-Женщина с веером

1910-Picasso-Portrait-de-Ambroise Vollard-Портрет Амбруза Воллара

1910-Picasso-Portrait-de-Ambroise Vollard-Портрет Амбруза Воллара

1909-Picasso-It's the factory in San-Huan-Пикассо-Завод в Сан-Хуан

1909-Picasso-It's the factory in San-Huan-Пикассо-Завод в Сан-Хуан

1909-Picasso-It's the yang-lady- Пикассо-Молодая дама

1909-Picasso-It's the yang-lady- Пикассо-Молодая дама

1910-Picasso-She's baring2-Обнажённая 2

1910-Picasso-She's baring2-Обнажённая 2

Но великий мастер не довольствуется достигнутым. Он опять продолжает усиленно работать. В конце концов наступает третий период кубизма — время синтетического кубизма. Для написания полотен Пикассо начинает использовать посторонние материалы — обрывки газет, табачные обёртки, визитки и т.д. Все эти предметы он искусно монтировал на фоне цветовых гамм и в результате получал «свои» новейшие картины, которые можно смело назвать суррогатом не умеющих рисовать. Так рисовал Остап Бендер на пароходе в знаменитой романе «Двенадцать стульев». Но что поделаешь. Такое было непростое время. Если не умеешь достойно изображать кистью на холсте, надо было головой придумывать новые направления в искусстве. У Пикассо это неплохо получалось да и у других европейских художников тоже.

Художник научился мастерски владеть искусством сочетать реальные предметы с красочной поверхностью. Основными персонажами его работ становятся музыкальные инструменты (скрипка, гитара), ноты, бутылки вина, столовые приборы, афиши. По-является в который раз новое направление в изобразительном искусстве Это особенно хорошо видно на таких картинах, как «КЛАРНЕТ И СКРИПКА» (1913), «ГОЛОВА БЫКА» (1943), «СКРИПКА» (1912).

1912-Picasso-It's the violin-Пикассо-Скрипка

1912-Picasso-It's the violin-Пикассо-Скрипка

1913-Picasso-Klarnet and violin -Пикассо-Кларнет и скрипка

1913-Picasso-Klarnet and violin -Пикассо-Кларнет и скрипка

1913-Picasso-Violin and gitara-Пикассо-Скрипка и гитара

1913-Picasso-Violin and gitara-Пикассо-Скрипка и гитара

1942-Picasso-The head of the bull-Пикассо-Голова быкa

1942-Picasso-The head of the bull-Пикассо-Голова быкa

1912 -Picasso-The table in cafe-Пикассо-Бутылка Перно

1912 -Picasso-The table in cafe-Пикассо-Бутылка Перно

1912-Picasso-It's naturmort with the chear-Пикассо-Натюрморт со стулом

1912-Picasso-It's naturmort with the chear-Пикассо-Натюрморт со стулом

1913-Picasso-It's the guitar-Пикассо-Гитара

1913-Picasso-It's the guitar-Пикассо-Гитара

1915-Picasso-Arlekin-Пикассо-Арлекин

1915-Picasso-Arlekin-Пикассо-Арлекин

1913-Picasso-It's the vase with fruits-Пикассо-Ваза фруктов и разрезан. Груша

1913-Picasso-It's the vase with fruits-Пикассо-Ваза фруктов и разрезан. Груша

1913-Picasso-It's the gambler-Пикассо-Картёжник

1913-Picasso-It's the gambler-Пикассо-Картёжник

Большинство зрителей и друзей плохо воспринимали творческий кубизм Пикассо. Однако, картины с его работами всё же распродавались и поэтому нищенскому существованию Пабло приходит конец. В 1909 году он вместе с Фернандой Оливье переехал в шикарную квартиру в Париже на Клиши,11, где у него появилась хорошая студия для работы. Но отношения с Оливией разладились окончательно и в 1911 году они расстались. К этому моменту Пикассо нашёл себе новую подругу-музу — Еву (Марсель Умбер). Ей он посвятил картину «Я люблю Еву» (1912)

1912-Picasso-I like Eva-Пикассо-Я люблю Еву

1912-Picasso-I like Eva-Пикассо-Я люблю Еву

Хотите узнать, что было дальше? По какому пути пошёл великий мастер, рисуя свои полотна? Какая картина Пикассо была продана опять более чем за миллион долларов? Как великий маэстро побил мировой рекорд стоимости картин на аукционе? — Читайте и смотрите дальше! — Вы всё узнаете!

ambilive.ru

Искусство Испании, часть 3.3 Пикассо. Пора признаний и зрелость.

    В 1917 году Сергей Дягилев поручил Пикассо сделать декорацию и костюмы для балета. Художник выполнил всё в духе кубизма. Когда «творчество» Пикассо показали в премьере балета «Парад», зрители были в шоке, а новая постановка закончилась грандиозным скандалом. Занавес, на котором изобразили любимых персонажей Пикассо — Арлекина, Гитариста, Жонглёра, Акробатку и крылатого коня, вызвали большое недовольство среди его дузей-соратников и художников. Во время этой работы у художника произошло знаковое событие — в группе танцовщиц он познакомился с замечательной и очень красивой девушкой — Ольгой Хохловой. Они полюбили друг друга и поженились в 1918 году. Ольга родила ему сына Поля в 1921 году.

1919-Picasso-There are dancers with Hohlova-Группа танцовщиц с Ольгой Хохловой

1919-Picasso-There are dancers with Hohlova-Группа танцовщиц с Ольгой Хохловой

1922-Picasso-Olgа Pikasso-Ольги Пикассо

1922-Picasso-Olgа Pikasso-Ольги Пикассо

1923-Picasso-Pol Picasso-Пикассо-Детский портрет Поля Пикассо

1923-Picasso-Pol Picasso-Пикассо-Детский портрет Поля Пикассо

После женитьбы Пикассо отошёл от стиля кубизма. Его произведения больше стали похожи на классику — формы становятся понятными, а лица людей — правильные и узнаваемые. Самый лучший портрет это «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Портрет матери» (1923). Также очень хороши и правдоподобны «Купальщицы» (1918),«Крестьяне» (1919), «Чтение письма» (1920), «Мать и ребёнок» (1921), «Женщины, бегущие по пляжу» (1922), «Любовники» (1923), «Свирель» (1923)

1918-Picasso-Les-baigneuses-Пикассо-Купальщы

1918-Picasso-Les-baigneuses-Пикассо-Купальщы

1917-Picasso-Olga-dans-un-fauteuil-Ольга в кресле

1917-Picasso-Olga-dans-un-fauteuil-Ольга в кресле

1919-Picasso-There are somnolemce of peasants-Пикассо-Спящие крестьяне

1919-Picasso-There are somnolemce of peasants-Пикассо-Спящие крестьяне

1921-Picasso-Мать и ребёнок- Mather and child

1921-Picasso-Мать и ребёнок- Mather and child

1919-Picasso-It's a torrero-Пикассо-Торреро

1919-Picasso-It's a torrero-Пикассо-Торреро

1922-Picasso-Deux-femmes-courant-sur-la-plage-Пикассо-2 женщины бегущие по пляжу

1922-Picasso-Deux-femmes-courant-sur-la-plage-Пикассо-2 женщины бегущие по пляжу

1923-Picasso-The Livers-Пикассо-Любовники

1923-Picasso-The Livers-Пикассо-Любовники

1920-Picasso-They reads a latter-Чтение письма

1920-Picasso-They reads a latter-Чтение письма

923-Picasso-It's a reed-Пикассо-Свирель

1923-Picasso-It's a reed-Пикассо-Свирель

1925-Picasso-There are threegraces-Пикассо-Три грации

1925-Picasso-There are threegraces-Пикассо-Три грации

В 20-30-х годах в творчестве мастера появляются сюрреалистические тенденции в изображении сюжетов. Художественные приёмы, методы и манеры рисования менялись вне всякой логики. Такие картины больше были похожи на карикатуры, плакаты или дружеские шаржи. Порой трудно было сообразить, что это — художественное полотно или очередная загадка великого гения?

1921-Picasso-Les-trois-musiciens-Пикассо-Три музыканта

1921-Picasso-Les-trois-musiciens-Пикассо-Три музыканта

1929-Picaso-She bares in the beach 2-Пикассо-Обнажённая на пляже 2

1929-Picaso-She bares in the beach 2-Пикассо-Обнажённая на пляже 2

1925-Picasso-Les-Trois-Danseuses-Пикассо-Три танцора

1925-Picasso-Les-Trois-Danseuses-Пикассо-Три танцора

1920-Picasso-Juan-le-Pan-Пикассо-Хуан-ле-Пэн

1920-Picasso-Juan-le-Pan-Пикассо-Хуан-ле-Пэн

1929-Picasso-She bars in a beach-Пикассо-Обнажённая на пляже

1929-Picasso-She bars in a beach-Пикассо-Обнажённая на пляже

1928-Picasso-It's a bather-Пикассо-Купальщица, открывающая кабинку

1928-Picasso-It's a bather-Пикассо-Купальщица, открывающая кабинку

Самыми известными работами в этот период стали «Купальщица, открывающая кабинку» (1928), «Фигуры на пляже» (1931), «Жешщина с цветком» (1932).

1931-Picasso-There are figurs in a beach-Пикассо-Фигуры на пляже

1931-Picasso-There are figurs in a beach-Пикассо-Фигуры на пляже

1931-Picasso-Пикассо-It's bare-Обнажённая и натюрморт

1931-Picasso-Пикассо-It's bare-Обнажённая и натюрморт

1932-Picasso-It's a woman with a flouer-Пикассо-Женщина с цветком

1932-Picasso-It's a woman with a flouer-Пикассо-Женщина с цветком

1932-Picasso-Jeune-fille-devant-le-miroir-Пикассо-Девушка перед зеркалом

1932-Picasso-Jeune-fille-devant-le-miroir-Пикассо-Девушка перед зеркалом

В 1927 году Пикассо повстречал Марию — Терезу Вальтер. Ей было 17 лет, и она стала моделью и персонажем некоторых картин и скульптур художника. Пикассо купил для неё и себя замок, где она позировала. В 1932 году мастер посвятил ей свою картину «Девушка перед зеркалом». В 1935 году Вальтер родила от художника дочь Майю.

Однако, это не укрепило их союз и в 1936 году Пикассо уходит от Марии — Терезы и оставляет свою жену Ольгу Хохлову одну, но не разводится с ней (до самой её смерти).

1932-Picasso-It's bare, green leafs and bust-Пикассо-Обнажённая, зелёные листья и бюст

1932-Picasso-It's bare, green leafs and bust-Пикассо-Обнажённая, зелёные листья и бюст

История создания этой картины загадочна. Говорят, что мастер посвятил её своей очередной музе — Марии-Терезе Вальтер в то время, когда законная жена безумно ревновала его к очередной пассии. Пикассо замаскировал черты любовницы-натурщицы в цветы и вазу с фруктами.

В 2010 году на аукционе «Кристис» эта картина произвела сенсацию и была продана за огромную сумму — 106,5 млн. $

В 1937 году Пикассо нарисовал очередную картину-загадку — «ГЕРНИКА» громадных размеров (8х3,5м). На ней он использовал только три цвета — чёрный, белый и серый. Полотно посвящалось городу Герника на севере Испании, который 26 апреля 1937 года разбомбила гитлеровская Германия. Из пяти тысяч жителей погибли две тысячи. Художник нарисовал картину в очень короткие сроки — за месяц. Основные её образы — это мать с мёртвым ребёнком, всадник, бык, женщина со светильником, убитая лошадь. Этими персонажами он хотел показать на полотне ужас, насилие и боль, приносимые войной.

1937-Picasso-It's Guernica-Пикассо-Герника

1937-Picasso-It's Guernica-Пикассо-Герника

Выставленное для просмотра на одной из выставок оно не произвело особого впечатления на зрителей. Однако, кое-кто сумел разгадать его замысел. Во время обыска на квартире Пикассо в Париже один немецкий генерал, указывая на картину, спросил у художника: «Это вы сделали?» На что великий мастер ответил: «Нет, это сделали вы!» Абстрактная форма исполнения только улучшает восприятие, а трагические, истерзанные образы, подчеркивают ненависть фашизма ко всему живому. Глядя на это полотно, кажется, что слышен звук разрывающихся бомб, нечеловеческий крик, стоны, плачь и проклятия. Это символ гнева и боли, предостережение будущим поколениям.

1946-Picasso-It's Fransuaza-Пикассо-Франсуаза

1946-Picasso-It's Fransuaza-Пикассо-Франсуаза

В 1946 году Пикассо встретил новую женщину — молодую художницу Франсуазу Жило. Они поселились вместе в замке Гримальди. Жило родила ему двоих детей — Клода и Палому. Однако, долго они не прожили вместе. В 1953 году Франсуаза забрала детей и покинула Пикассо. Причиной послужили постоянные измены мужа и его тяжёлый характер. Художник тяжело переживал разрыв отношений. Это сказалось и на его творчестве. Картины он писал под впечатлением от неудачи в семейной жизни.

1948-Picasso-It's Clod Picasso-Пикассо-Клод

1948-Picasso-It's Clod Picasso-Пикассо-Клод

1950-Picasso-There are Paloma and Clod- Пикассо-Палома и Клод-дети Пикассо

1950-Picasso-There are Paloma and Clod- Пикассо-Палома и Клод-дети Пикассо

1954-Picasso-Silvet-Пикассо-Портрет Сильвет

1954-Picasso-Silvet-Пикассо-Портрет Сильвет

1949-Picasso-It's woman with green hairs- Пикассо-Женщина с зелёными волосами

1949-Picasso-It's woman with green hairs- Пикассо-Женщина с зелёными волосами

1957-Picasso-It's Meniny in Velaskes-Пикассо-Менины. По Веласкесу

1957-Picasso-It's Meniny in Velaskes-Пикассо-Менины. По Веласкесу

1960-Picasso-It's the Brekfast in Mane-Пикассо-Завтрак на траве. По Mане

1960-Picasso-It's the Brekfast in Mane-Пикассо-Завтрак на траве. По Mане

1954-Picasso-It's Roc Gyaclin-Пикассо-Жаклин Рок

1954-Picasso-It's Roc Gyaclin-Пикассо-Жаклин Рок

1967-Picasso-There are bare and flutist-Пикассо-Обнажённая и флейтист

1967-Picasso-There are bare and flutist-Пикассо-Обнажённая и флейтист

1967-Picasso-There are bare dancer and musician-Пикассо-Обнажённая танцовщица и музыкант

1967-Picasso-There are bare dancer and musician-Пикассо-Обнажённая танцовщица и музыкант

1965-Picasso-It's Portret of the girl-Пикассо-Портрет девочки

1965-Picasso-It's Portret of the girl-Пикассо-Портрет девочки

В 1961 году, когда художнику было 80 лет, он женился на молодой Жаклин Рок. Он купил виллу в Каннах и поселился с нею там. В это время он рисовал женские портреты и другие картины. Жаклин Рок была последней женщиной Пикассо. Она была верной ему до конца. Ухаживала за ним, когда ослеп и оглох. Умер великий гений 8 апреля 1973 года в городе Мужен во Франции. Он похоронен у собственного замка Вовенарг. Ему было 92 года.

1967-Picasso-There are cavalier and bare-Пикассо-Кавалер и обнажённая

1967-Picasso-There are cavalier and bare-Пикассо-Кавалер и обнажённая

1969-Picasso-It's a kiss-Пикассо-Поцелуй

1969-Picasso-It's a kiss-Пикассо-Поцелуй

1970-Picasso-It's sitting girl-Пикассо-Сидящая девушка

1970-Picasso-It's sitting girl-Пикассо-Сидящая девушка

1971-Picasso-It's pair on a bench-Пикассо-Пара наскамейке

1971-Picasso-It's pair on a bench-Пикассо-Пара наскамейке

1972-Picasso-Woman-Пикассо-Женщина

1972-Picasso-Woman-Пикассо-Женщина

Pablo Picasso-Пабло икассо

Pablo Picasso-Пабло икассо

1972-Picasso-Autoportrait-Пикассо-Автопортрет

1972-Picasso-Autoportrait-Пикассо-Автопортрет

На протяжении всей своей жизни Пикассо (умер в 1973 году) занимался графикой и однажды сказал: «Я не знаю — хороший ли я живописец, но я хороший рисовальщик» И этим всё сказано. Он был мультимиллионером. Оставил после себя 20 тыс. работ. В 1970 году в Барселоне был открыт его музей, куда Пикассо лично передал свои картины. В 1985 году наследники художника открыли музей Пикассо в Париже, куда передали более 200 картин, около 150 скульптур и несколько тысяч эстампов, рисунков и документов.

Вот таким был великий ГЕНИЙ 20-го века Пабло Пикассо.

ambilive.ru

пикассо два танцора, Мем Рисовать

Мем Рисовать

пикассо два танцора, Мем Рисовать

пикассо два танцора Мем Рисовать

Создать мем vk mir fb tw

Прокомментируй, будь мужиком, блеать!

Имя (необязательно) Запостить загрузка

Похожие картинки:

кода ты дал ребёнку рисовать kogda dochituvaesh knigy 50 ottenkov korichnevogo  коротко о еде в боровом ну мамань тащи говно шо осталось когда ты обосрался маааам, почему я похож на говно? потому что ты говнюк то чуство когда тебе попалась конфета бин бузлд со вкусом говна рисовать или все засрать  аля в детстве засрал кровать еу вцпцуа пришёл в школу

risovach.ru

Пикассо и Хохлова: роман живописи с балетом

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо. 1919 г. © Succession Picasso Print: Musée Picasso Paris

Татьяна Кузнецова

Дочь солистов Большого театра Анатолия Кузнецова и Фаины Ефремовой. После окончания Московского академического хореографического училища 20 лет (с 1977 по 1997 год) танцевала в Государственном академическом ансамбле народного танца Игоря Моисеева. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. Луначарского (ныне РАТИ). С 1997-го по настоящее время — балетный обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ».

Выставкой «Ольга Пикассо» в парижском Музее Пикассо, занявшей там два этажа и 760 кв. м площади, Франция отпраздновала вековой юбилей главного романа живописи с балетом. Ровно 100 лет назад, в марте 1917-го, в Риме, работая над балетом «Парад» для дягилевской антрепризы, Пабло Пикассо страстно влюбился в танцовщицу «Русских балетов» Ольгу Хохлову. А 12 июля 1918 года в Париже в русской церкви Александра Невского испанец-католик обвенчался со своей избранницей по православному обряду — на этом настояла невеста. Свидетелем события был весь художественный бомонд: Сергей Дягилев, Жан Кокто, Гертруда Стайн, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Анри Матисс. С этого момента Пикассо резко изменил свой художественный язык.

Ольга Хохлова в мастерской Пикассо. 1918 г. © Rights reserved © Succession Picasso 2013. Print: Musée Picasso Paris / Béatrice Hatala

Старательная нимфа

Петля судьбы, соединившая русскую дворянку и андалузского разночинца, завязалась благодаря довольно причудливым обстоятельствам. Ольга Хохлова, дочь полковника императорской армии, рожденная в провинциальном украинском городке Нежине, влюбилась в балет с такой страстью, что возжаждала мизерабельной карьеры танцовщицы. Родители, отнюдь этого не одобрявшие, все же оплатили ее обучение. Разумеется, не в императорском училище — туда в 14 лет не принимали, — а в частной студии Евгении Соколовой.

Выбор был лучшим из возможных: Евгения Соколова, ведущая балерина, а потом репетитор Мариинского театра, отличалась выдающимися педагогическими способностями. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Любовь Егорова, Юлия Седова, Вера Трефилова — все будущие знаменитости прошли через ее руки. Но в 1904-м случилась «перемена курса» — уволили Мариуса Петипа, а заодно и его репетиторов. И Соколова открыла частную школу. Учениц она готовила серьезно, но в Петербурге профессиональная карьера светила им разве что на эстраде — если бы не удачное стечение обстоятельств.

В 1911 году Сергей Дягилев, окрыленный успехом первых европейских сезонов, решил создать постоянную труппу. Навербовать профессионалов было делом нелегким: артистам театров надо было выбирать между стабильной жизнью с обеспеченной пенсией и независимым существованием, чреватым превратностями судьбы. Бросить Мариинский театр решились всего четыре молоденькие девушки во главе с сестрой опального Вацлава Нижинского Брониславой. Еще двух волонтерок Дягилев высмотрел у Соколовой. Вот так в феврале 1911 года 19-летняя Ольга Хохлова, ни разу не бывавшая за границей и никогда не ступавшая на профессиональную сцену, оказалась в Монте-Карло в ранге артистки «Русских балетов» Сергея Дягилева.

Дисциплинированная девушка работала самоотверженно и восторженно, однако этого недостаточно для балеринской карьеры — Хохлова осела в кордебалете. Впрочем, скорее, в корифейках. Вацлав Нижинский, например, ставя «Послеполуденный отдых фавна», выбрал ее в числе шести нимф — за старательность и маленький рост. Дягилев не разочаровался в бывшей «любительнице» и год за годом продлевал ей контракт. В мрачном военном 1916-м основную часть своей труппы Сергей Павлович отправил на заработки в Северную Америку, а сам осел в тихом Риме с маленькой группой избранных солистов. И почему-то корифейку Хохлову тоже оставил при себе. Так завязался первый судьбоносный узел.

Пабло Пикассо. «Портрет Ольги». 1923. Частная коллекция © Succession Picasso/DACS London, 2016

Правда жизни и танцующая лошадь

Второй, столь же неожиданный, сплелся в Париже: Жан Кокто, молодой друг Пабло Пикассо, уломал богемного авангардиста связаться с такой буржуазной игрушкой, как балет, точнее, с «Русскими балетами» Дягилева. У Кокто был свой резон: он уже уговорил Эрика Сати написать музыку, вставив в партитуру звуки автомобильных клаксонов и пишущих машинок, и теперь мечтал стать автором первого сюрреалистического балета на собственное — весьма лапидарное — либретто (зазывалы дают уличное представление перед убогим балаганчиком, на цирковом языке это называется «парад»).

Пикассо дал себя уговорить, и в феврале 1917-го приятели прибыли к Дягилеву в Рим. Замысел Кокто, желавшего за веселой мешаниной (в балетике сплелись пантомима, цирк, кино и варьете) обнажить горькую экзистенциальную правду жизни, жизнелюбивый Пикассо отмел: цирк так цирк. Он завелся всерьез, придумав трехметровых «менеджеров» — ожившие кубистические фигуры: на «американце» громоздились ступенчатые небоскребы, «француз» дымил исполинской трубкой так, что за спиной у него стояло облако. Между «менеджерами» приплясывала лошадь, составленная из двух артистов, кубиков и конусов. Декорация представляла собой покосившийся ряд домов с дырами окон, разбитый перекошенной рамой портала театрика. В виде бонуса Пикассо написал специальный занавес из всего любимого: там был шар из «Девочки на шаре», Арлекин, Коломбина, тореадор, арап, белый Пегас, на его спине — балеринка, тоже с крыльями. Некоторые приятели художника обнаружили в персонажах сходство с дягилевцами — особенно потешались, опознавав в арапе Игоря Стравинского.

Пабло Пикассо. «Портрет Ольги в кресле». 1917–1918. Photo: Musée Picasso Paris

Ходячая декорация

Вообще-то это была революция, отчасти действительно сюрреалистическая. В этом балете нельзя было танцевать: не позволяли ни диковинные костюмы, ни жесткие рамки либретто. Леонид Мясин, новый любовник Дягилева, уже вкусивший первых успехов в качестве хореографа, здесь лишь наполнял мизансцены движением да занимался имитацией — изображал то немое кино, то манипуляции фокусника, то трюки акробатов. И если раньше, при мирискусниках, дягилевские спектакли были ожившими картинами, то «Парад» стал ходячей декорацией. Дягилев пришел в восторг. В его антрепризе случился великий перелом. «Русские балеты» превратились в балет европейский: все создатели «Парада» (кроме игравшего служебную роль Мясина) были родом не из России. Отныне своих зрителей Дягилев завоевывал не русской экзотикой, а европейским авангардом. Вслед за Пикассо, оформившим в антрепризе в общей сложности шесть спектаклей, в «Русские балеты» потянулись виднейшие художники эпохи: Жорж Брак, Хуан Грис, Андре Дерен, Мари Лорансен, Анри Матисс, Жорж Руо, Морис Утрилло. А также длинный список европейских композиторов.

«Русские балеты» Сергея Дягилева. Подготовка к балету «Парад» © Succession Picasso Print: Musée Picasso Paris

На русских девушках надо жениться

Но все это произойдет потом, в 1920-е, когда в труппе уже не будет Ольги Хохловой. А пока, в 1917-м, в Риме, Пикассо и Кокто накоротке сошлись с дягилевскими артистами: пропадали в репетиционных залах, гуляли в живописных кабачках. Ольгу Пикассо отметил в балете с говорящим названием «Женщины в хорошем настроении»: сдержанная грация и роскошная грива темно-рыжих волос не оставили его равнодушным. Скоро с мучительных американских гастролей вернулась и основная часть труппы. Любвеобильный художник терял голову. «У меня 60 танцовщиц. Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима», — хвастался он в письме Гертруде Стайн. Сексом он занимался со многими, но по-настоящему желал лишь одну: благовоспитанную, недоступную, девственную (в свои 26 лет) Ольгу, которую очень сердили публичные пылкости андалузца. «Вы меня компрометируете», — шипела она. Дягилев посмеивался: «Осторожно, на русских девушках надо жениться!» Пикассо самонадеянно ухмылялся, но скоро понял, что иначе и впрямь никак.

Жан Кокто, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и Ольга Хохлова. 1917 г. © Succession Picasso Print: Musée Picasso Paris

Кубизм как порождение немецкого искусства

Восемнадцатого мая 1917 года любовно выпестованный в Риме «Парад» с треском провалился в Париже. Точнее, стал причиной очередного театрального сражения: зрители, расколовшиеся на два лагеря, чуть не устроили драку. Как ни странно, причина была не столько эстетического, сколько этического свойства. Публику шокировало легкомыслие спектакля: как можно валять дурака, когда в 260 км от Парижа идут кровавые бои и счет жертв перевалил за сотни тысяч? К тому же в те годы французы почему-то считали кубизм порождением немецкого искусства, а потому на премьере «Парада» яростно вопили: «Русские — боши! Убийцы! Свиньи! Пикассо и Кокто — боши!», вовсе не собираясь разглядывать трехмерные живые конструкции художника, вникать в тонкости замысла либреттиста и тем более веселиться при виде наивных трюков. «Вершиной балетного авангардизма» «Парад» назовут только через три года, а пока бродячая дягилевская труппа сбежала из ожесточенного Парижа в романтичную, не тронутую войной Испанию, где спектакль приняли с простодушной веселостью. Нечего и говорить, что вслед за труппой отправился и Пикассо.

Программа «Русских балетов». 1920 г. Photo: National Library of France

Роман на гастролях

Для развития любовного романа эти гастроли были идеальными: щадящий режим выступлений, пряная атмосфера ночных таверн, терпкие вина, колдовские испанские танцы, томный зной, бархатные ночи. Труппу опекает король Испании Альфонс XIII, не пропускающий ни одного представления. Дягилев представляет ему Пикассо. Богемный художник обтесывается на глазах, меняет мешковатый комбинезон на буржуазный костюм и галстук. Сдержанность Ольги тает на глазах. В Испании она исполняет едва ли не единственную свою сольную партию — придворную даму в новом балете «Менины» по картине Веласкеса и чувствует себя в центре всеобщего внимания.

Пикассо делает предложение и без конца пишет ее портреты; главный, в испанском костюме, посылает матери, обеспокоенной предстоящей женитьбой сына на иностранке. В Барселоне сын представляет ей избранницу — единственную из всех своих женщин. Ольга, уже влюбленная по уши, вдруг слышит от будущей свекрови: «Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой». Однако это пророчество — единственная ложка дегтя в предсвадебные месяцы. Все вокруг счастливы, даже Дягилев, из труппы которого Ольга Хохлова уволилась после испанского турне: теряя второстепенную танцовщицу, он приобретал гениального «зятя» — величайшего художника Европы.

Ольга Хохлова в 1917 г. © Fundació Museu Picasso, Barcelona

Супружеский неоклассицизм

Следующие десять лет любимая жена была главной моделью Пикассо. Она радикально изменила не только быт художника, но и его творчество. Чуждая авангардистским эскападам, Ольга требовала, чтобы на портретах мужа она могла себя узнать. Более того — себе понравиться. И необузданный художник ей подчинился: отринул богемное прошлое, забыл голубой и розовый периоды, охладел к африканским примитивам, пренебрег даже кубизмом, принесшим ему успех и первые крупные заработки. Он вновь ввел в моду забытый классицизм, модифицировав его на свой могучий лад: рисовал Ольгу монументальной и мощной, как Родина-мать. Он напомнил миру о романтизме: причесывал жену на прямой пробор, прятал ее ушки под гладкими волосами и выписывал личико в манере Энгра. Он простодушно радовался семейной жизни, наслаждаясь ролью мужа и отца (в 1921-м Ольга родила ему сына, Поля), честно заработанным богатством и блеском светской жизни. Он покупал квартиры и дома, завел лакея и шофера, одевался у лучших портных, со смаком вытягивал из кармана золотые часы на толстой цепочке, охотно посещал светские приемы и сам принимал гостей, гордясь манерами жены, ее аристократической невозмутимостью, ее вкусом, любовью к чтению и непостижимой русской душой. Друзья ворчали, попрекали мещанством, пугали творческой деградацией — ему все было нипочем.

Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе (Ольга)». 1935. Центр Помпиду © Succession Picasso/DACS London, 2016

Телораздирающая ненависть

Буржуазное счастье рухнуло в одночасье, когда стреноженный размеренной жизнью Пикассо вдруг пресытился благопристойной рутиной и ринулся в новый роман — с 17-летней девушкой-спортсменкой, которую подцепил у «Галери Лафайет». Ольга предпочла ничего не замечать, даром что свою новую пассию, Мари-Терез Вальтер, муж поселил через улицу — только дорогу перейти. Восемь лет длилось это изматывающее сосуществование. Портреты Ольги конца 1920-х — скажем, «Большая обнаженная в красном кресле» с гнущимися ногами-сосисками, отвислой раскиданной грудью, оскаленными акульими зубами и угловато-наглой вагиной или «Сидящая в кресле», разъятая на части, как сгнивший труп, — полны такой телораздирающей ненависти-страсти, что впору испугаться. Любящую, благонравную, привыкшую к комфорту Ольгу необъяснимая ярость мужа сводила с ума — в самом буквальном смысле. Но она терпела, пока в 1935-м на пороге ее квартиры не возникла соперница с младенцем на руках: «Вот еще одно произведение Пикассо». Подхватив первое «произведение» — сына Поля, Ольга сбежала из Парижа на Лазурный берег.

Законной женой своего обожаемого монстра Ольга Пикассо оставалась еще 20 лет, до самой смерти. В брачном контракте, подписанном влюбленным Пикассо в 1918-м, значилось, что все имущество (включая произведения искусства) супруги делят пополам. Когда дело дошло до развода, оказалось, что Пикассо просто не может расстаться со своими работами: ему делалось физически плохо.

К концу жизни полубезумная, полупарализованная, больная раком, Ольга могла утешаться разве что тем, что никого из своих любовниц Пикассо не писал так часто, как ее: десятки картин, сотни рисунков, бессчетное количество набросков. В угоду другим женщинам он ни разу не делал таких крутых виражей стиля, не писал так «красиво» и больше никогда не изменял себе — любимому гению.

Музей Пикассо, ПарижОльга ПикассоДо 3 сентября

www.theartnewspaper.ru

«Танец» Анри Матисса — УМБРА

Французскому художнику, певцу цвета Анри Матиссу 31 декабря исполняется 147 лет со дня рождения. Современники называли его «диким» художником за буйство красок и упрощенные и невероятно пластичные формы. Матисс стал одним из основоположников нового течения в искусстве – фовизма. Одна из самых известных и «скандальных» картин Анри Матисса – «Танец», которая хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева.

Анри Матисс "Танец", 1910

Анри Матисс «Танец», 1910

У создания картины «Танец» своя необычная история. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников, и обнаженные тела им видеть нельзя. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.

Первый вариант картины "Танец" (1909) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Первый вариант картины «Танец» (1909) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Когда же Щукин получил эскиз последнего варианта «Танца» от Матисса, был в таком восторге, что не спал всю ночь и отправил художнику срочную телеграмму. Коллекционер согласился на хоровод обнаженных, а позже написал в письме Анри Матиссу: «Сударь, я нахожу в вашем «Танце» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными. В то же время нужно будет второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка».

Анри Матисс за работой

Анри Матисс за работой

Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Позже Анри Матисс вспоминал: «Понадобилась большая решительность, чтобы выполнить этот заказ, и немалая смелость, чтобы выкупить его». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел, и они направились в Эрмитаж.

Анри Матисс "Музыка", 1910

Анри Матисс «Музыка», 1910

Сюжет с танцующими людьми оказался настолько удачен, что Анри Матисс не раз использовал его в своем творчестве. На эту тему известны картины художника «Парижский танец», «Танец с настурциями», а эскиз к полотну «Танец» под названием «Танец (I)» хранится в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА). Работа «Танец с настурциями» (1912) после того как имущество Щукина было национализировано, попало в Государственный музей изобразительных искусств.

Анри Матисс "Танец с настурциями", 1912

Анри Матисс «Танец с настурциями», 1912

5 интересных фактов об Анри Матиссе

1. Отец художника мечтал, что Анри Матисс станет адвокатом. Анри после окончания юридического факультета работал в адвокатской конторе клерком в 1889 году. Ему тогда было 20 лет. Неожиданно у Матисса случился острый аппендицит, ему сделали операцию. Анри долго лежал в больнице, и мать, чтобы сын не скучал, принесла ему краски. После этого он увлекся живописью, каждое утро перед работой ходил на уроки рисования, а потом бросил работу в конторе, чем разочаровал отца.

2. Матисс практически всю жизнь дружил с Пабло Пикассо. У них было негласное соперничество, часто художники изображали одни и те же предметы. При этом друг друга они очень уважали.

3. Анри Матисс 22 года прожил с эмигранткой из России Лдией Делекторской, которая была его моделью и помощницей.

4. В последние годы жизни Анри Матисс из-за болезни передвигался на инвалидной коляске. Когда художник уже не мог длительное время стоять, он начал создавать произведения с помощью цветной бумаги. Когда художник лежал в кровати, он рисовал карандашом, привязанным к длинной палке.

matisse-cut-outs-84

5. Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Эта работа вошла в десятку самых дорогих скульптур мира. Ее стоимость оценивается в 48,8 миллионов долларов.

Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV»

Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV»

umbra.media

Пикассо и его музы - Темная и пушистая

09:37 pm - Пикассо и его музыМмм...Решила написать пост про женщин Пабла Пикассо...Картинка 8 из 58"Акушерка со страхом смотрела, как молодая донья Мария, только что родившая сына, постепенно приходит в себя. Вот сейчас она откроет глаза и попросит принести ребенка. Вошел дядя новорожденного, доктор Сальвадор. Он хотел поскорее забрать тело мальчика, чтобы мать не увидела его. Доктор курил толстую сигару и выдохнул дым прямо в неживое лицо. Младенец скривился и заорал. Так мир впервые услышал голос великого художника и великого сластолюбца Пабло Пикассо."Он всегда боялся одиночества...Но и быть с кем-то долго не мог...В результате чего " сломал" жизнь не одной женщине....Фернанда1904-1912

FernandeПабло без труда поступил в Мадридскую королевскую академию Сан-ФернандоКак-то ночью сосед Пабло, немецкий художник, покончил с собой, не выдержав наркотической ломки. Перепуганный Пикассо, который недавно пристрастился к курению опиума, тотчас выбросил свою трубку. Он носил костюм механика – синюю спецовку и красную рубашку в белый горошек. Довершали наряд испанские сандалии с веревочными подошвами – жильцы «Бато-Лавуар» стремились одеться почуднее. Единственный на весь дом кран находился в подвале здания – сюда все ходили за водой. У этого крана однажды утром Пикассо встретил девушку с густой каштановой челкой, из-под которой живо смотрели зеленые глаза. Обитатели дома звали ее Великолепной Фернандой. Увидев ее, он забыл, зачем пришел в подвал, и вернулся к себе с пустым кувшином. В другой раз, встретив ее в коридоре, он преградил ей дорогу и предложил зайти к нему в студию. Она зашла и осталась. В тот день он подарил ей маленькое зеркальце в форме сердца.1906 portrait of FernandeЗаполучив такое сокровище, ревнивый Пикассо обзавелся надежным замком и, уходя, всякий раз запирал любовницу снаружи. Фернанда не возражала. Трудно было найти человека ленивее, чем она. Муза Пикассо могла неделями не выходить на улицу, лежать на диване и глотать бульварные романы. Прошлое Фернанды было темным – говорили, что она сбежала из дома в шестнадцать лет с каким-то скульптором, который потом сошел с ума. И тогда юная беглянка поселилась в «Бато-Лавуар», где зарабатывала на жизнь, позируя художникам. Когда любовникам нечем было заплатить за уголь, они неделями не вылезали из-под груды одеял. Иногда угольщик, которому Фернанда строила глазки, отсыпал им угля даром. Часто по утрам они воровали молоко и круассаны, которые разносчики оставляли у дверей добрых буржуа. Когда есть и вовсе было нечего, кот Фернанды приносил им украденную где-то кровяную колбасу.Время шло, торговцы картинами стали приобретать полотна Пикассо – их не смущала даже его манера торговаться, держа в руке заряженный револьвер. Он уже мог покупать Фернанде духи по два луидора за флакон и замысловатые шляпки, которые та обожала. Скоро у него появился и ключ – его первый собственный ключ, и они с Фернандой переехали в уютную квартирку на бульваре Клиши. Пикассо с удовольствием принялся обставлять ее – ходил на блошиный рынок, в антикварные лавки. Вместе с Пабло в новую квартиру перебрались три сиамских кота, любимая собака, ручная обезьянка и семейство белых мышей. Только вот Фернанда, много лет разделявшая с Пикассо голод и нужду, оказалась недостаточно хороша для него, когда пришел наконец достаток. Она недолго наслаждалась жизнью в новом доме, где был настоящий рояль, зеркала, служанка и кухарка

Ева (Марсель)Гуэль 1912-1915 Seated Woman in an Armchair (1913)EvaКак-то раз Гертруда Стайн, приятельница художника, застала его за работой – тот писал портрет миниатюрной изящной женщины. Внизу стояла надпись «Моя красавица». Гертруда долго смотрела на картину, после чего заявила высокой и дебелой Фернанде: «Ты не можешь быть «моей красавицей». Тогда кто же это?» Вскоре Пикассо и Фернанда расстались – легко, без слез и обид. Разлучницей оказалась Ева Гуэль по прозвищу Куколка, подруга одного польского художника. Пабло прожил вместе с ней всего три года. В первую военную зиму Куколки не стало – ее свела в могилу чахотка. После похорон Евы Пикассо некоторое время жил очень уединенно. А весной 1917 года его друг, поэт Жан Кокто, давно сотрудничавший с «Русским балетом» Дягилева, предложил развеяться – создать декорации и костюмы к новому спектаклю прославленной труппы. Балетом Пикассо до того дня не интересовался, но… почему бы и нет? Все равно это лучше, чем предаваться грустным воспоминаниям о Еве. Вдвоем c Кокто они отправились в Рим – там гастролировали эти удивительные русские.Photobucket

Ольга Хохлова1917-1927

В Риме Пикассо словно ожил. Он писал Гертруде Стайн, что проводит дни, рисуя декорации, а ночами гуляет при луне с танцовщицами. Из Рима он последовал за труппой во Флоренцию, потом в Неаполь. Госпожа Стайн удивлялась: работа давно закончена, зачем художник ездит за «Русским балетом» как привязанный? Все объяснялось просто – Пикассо ездил за балериной. Юная Ольга Хохлова танцевала в кордебалете и утверждала, что она дворянка, дочь генерала. Ее подруги говорили, что насчет отца-генерала она врет. «Но поглядела бы ты на ее гордую осанку, на неприступность поистине аристократическую», – писал Гертруде очарованный Пабло. Он пригласил девушку в свою мастерскую. Она пришла, и оба тотчас почувствовали взаимное притяжение… Выходя от него, Ольга оступилась, упала и подвернула ногу. «Раз по моей вине вы не можете танцевать, я обязан на вас жениться», – сказал Пикассо. Что это – шутка?

Летом 1918 года они обвенчались в русской церкви на улице Дарю. Будучи атеистом, художник пошел на эту жертву ради невесты. Он был в восторге от Ольги. «Я женился на порядочной девушке из хорошей семьи», – писал он Гертруде Стайн. Позже Пабло гордо рассказал ей, что оказался первым мужчиной Ольги. Она берегла себя для него, даже не зная о его существовании! Вращаясь в артистической среде, так трудно сохранить целомудрие, но Ольга сумела…

После свадьбы Хохлова оставила балет. Она начала учить испанский, чтобы разговаривать с мужем на его родном языке. Семья обосновалась в двухэтажной квартире на улице Боэси. Один этаж Пикассо отвел под свою студию, другой был отдан жене. Она превратила его в классический светский салон с уютными канапе, портьерами и зеркалами. Пабло купил машину, нанял шофера, обзавелся дорогими костюмами. Но почему-то завидовал тому, другому Пикассо, который носил когда-то костюм механика и ютился с Фернандой в продуваемом ветрами «Бато-Лавуаре». Ольге были неинтересны друзья мужа, его раздражали ее гости – великосветские бездельники. Скоро Пикассо понял, что они с женой живут не только на разных этажах, но и в разных мирах. Ольге хотелось одного – тихого семейного уюта. Но то, что она называла уютом, он считал рутиной, губящей творчество. Пикассо долго подбирал ключи к Ольге, а она оказалась незапертой дверью. Их умирающие отношения несколько оживило рождение сына Паоло. Художник обожал мальчика, каждый месяц писал его портрет.

Свою жену «из хорошей семьи», как и сына Поля, художник писал много раз. Когда-то она стала для него истинной музой. На этом портрете он запечатлел ее в традиционной реалистической манере, с точностью передав конкретные черты и обворожительный облик юной модели. Это почти фотографический портрет. Здесь заметна некоторая чопорность чувств, что было мало свойственно Пикассо, тяготение к уравновешенности, ясности формыPhotobucketОднако постепенно светская жизнь, которая так нравилась его жене и которую ему приходилось вести как примерному мужу, наскучила Пикассо. Несмотря на рождение сына, которым художник очень гордился, гармония отношений с Ольгой уходила в прошлое. С каждым днем он, неистовое дитя богемы, все больше тяготился узами брака, уютом буржуазного и уже роскошного дома, который старательно взращивала Ольга. Неприязнь к жене нашла выход в творчестве. У Пикассо опять появляются работы, в которых преобладает деструктивное начало. В серии картин, посвященных корриде, он изображал женщину в виде то лошади, то старой мегеры... Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник сказал: «Она слишком много от меня хотела». Картинка 37 из 38Мария-Тереза 1927-1936

Зимой 1927 года на полотнах Пикассо стала появляться некая светловолосая женщина. Конечно, кубистская манера не позволяла «опознать» кого-то конкретно, но Ольга понимала: у Пабло появилась другая. Сама-то она была брюнеткой… Новую музу звали Мария-Тереза Вальтер. Он называл ее валькирией – за светлые волосы, голубые глаза и идеальную фигуру. Они познакомились прямо на улице. «Я хочу писать ваш портрет, я – Пикассо», – сказал он. Его имя не произвело на семнадцатилетнюю девушку никакого впечатления – она ни разу не слышала о нем. Пикассо был очарован. Он взял ее за руку и произнес весьма двусмысленную фразу: «Уверен, вдвоем мы с вами сделаем столько замечательного». Недаром Жан Кокто любил повторять, что Пабло охотно обменял бы свою славу художника на славу Дон Жуана.На лето Пикассо с семейством перебирался на юг Франции, а для своей валькирии он снимал квартиру неподалеку. Любовники потеряли всякую осторожность. И тогда оскорбленная Ольга ушла от мужа. Пикассо попросил у нее развод, но она отказалась, утверждая, что все еще любит его. Отказ следовал за отказом, и Пикассо временами впадал в ярость. Однажды друзья устроили им встречу в ресторане, надеясь, что супруги помирятся. Но все повторилось – Пикассо бушевал, стуча кулаками по столу, а Ольга как заведенная повторяла, что любит его. В бешенстве художник воскликнул: «Ты любишь меня, как любят кусок курицы, стараясь обглодать его до кости!»

Адвокаты Ольги добились ареста нескольких картин Пикассо в качестве залога на ту сумму, которую он должен ей выплатить. С того дня художник возненавидел Ольгу. Половину их огромной двуспальной кровати он застелил старыми газетами. Этот символический жест не помог – Ольга упорно не желала исчезать из его жизни. Даже после развода она преследовала его. Она могла часами идти за ним и его очередной пассией по улице, крича: «Мне надо сообщить тебе что-то очень важное. Ты напрасно делаешь вид, что я не существую, когда я вот она, тут». Однако Пикассо не делал вид. Он и впрямь забыл о ее существовании. «Его способность забывать еще более поразительна, чем его память», – говорили о Пабло друзья.

Мария-Тереза стала его «женщиной по четвергам» – Пикассо приходил к ней лишь один раз в неделю. Осенью 1935-го она подарила ему дочь Майю. Девочку записали как дочь неизвестного отца. Пикассо обещал, что, как только разведется с Ольгой, сразу признает ребенка. Но после развода дочка так и не получила его фамилию. Впрочем, художник согласился… стать ее крестным. Мария-Тереза в отличие от Ольги никогда ничего не требовала от него. Может, поэтому он называл ее лучшей из женщин? И все же спустя некоторое время Пикассо перестал являться к ней по четвергам.

Дора Моар1936-1944PhotobucketКартинка 1 из 121

Картинка 9 из 121

Он все чаще рисовал некую девушку, обладательницу изящных рук с длинными пальцами и ногтями, крашенными ярко-красным лаком. Ее звали Дора Маар. Они познакомились в кафе «Две кубышки» вскоре после рождения Майи. Художник залюбовался ее руками. Дора развлекалась тем, что, положив ладонь на стол, быстро вонзала нож между растопыренными пальцами. Несколько раз она задевала кожу, но, казалось, не замечала крови и не чувствовала боли. Затем она натянула на руки перчатки… Пикассо хранил их у себя до самой смерти.

Дора оказалась профессиональным фотографом. Умная, передовых взглядов девушка имела только один недостаток – была до крайности нервна. Чуть что – разражалась слезами. «Я никогда не мог написать ее улыбающейся, – вспоминал мэтр, – для меня она всегда была плачущей женщиной». Он считал, что слезы делают лицо Доры более выразительным. Рассказывают, что когда у Доры умерла мать и она пришла к художнику за поддержкой, он сказал ей- "замри" и побежал за холстом... и тотчас заставил ее позировать.Картинка 12 из 121Картинка 12 из 163

Картинка 16 из 163

В годы оккупации Парижа во время Второй мировой Пикассо не переставал писать. На послевоенном Осеннем салоне он выставил небывалое количество холстов. В том числе картину «Интерьер» с обнаженной женской фигурой. Это была двадцатилетняя Франсуаза Жило, новая муза и натурщица. После войны Пикассо подарил Доре домик на юге Франции. Она не догадалась, что подарок этот – прощальный. Однако пожить в новом доме Доре так и не пришлось – после расставания с возлюбленным она на долгие годы стала пациенткой лечебницы для душевнобольных

Картинка 31 из 163Картинка 65 из 163

Картинка 19 из 58

Франсуаза 1943-1953С Франсуазой, которая годилась ему во внучки, художник познакомился еще во время немецкой оккупации в 1943 году в ресторане «Каталонец». Пикассо присел к ней за столик с большой вазой, полной черешни, и предложил угощаться. Завязался разговор. Выяснилось, что девушка бросила обучение в Сорбонне ради занятий живописью. За это отец выгнал ее из дома, но Франсуаза не унывала. Она стала зарабатывать на жизнь, давая уроки верховой езды. «Такая красивая женщина никак не может быть художницей!» – воскликнул мэтр и пригласил ее к себе… принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо являлся одним из немногих счастливых ее обладателей. «Приходите, только если я вам нравлюсь, – добавил он. – Если вам хочется посмотреть мои картины, то лучше загляните в музей». Опытный ловелас попал в точку – девушка была в восторге именно от его творчества. Она не пришла. Когда они встретились во второй раз, он предложил Франсуазе взять у него несколько уроков гравирования. В назначенный час ученица явилась к мэтру с высокой прической и в вечернем платье. «Ты так оделась, чтобы учиться гравированию?» – удивился Пикассо. «Разумеется, нет, – ответила Франсуаза, – но поскольку я совершенно уверена, что вы не собираетесь учить меня этому искусству, то оделась наиболее подобающим образом». – «Неужели ты не могла хотя бы притвориться, что поверила в обман, как обычно поступают женщины? – Пикассо все еще не мог прийти в себя от изумления. – А то я решу, что могу делать все, что захочу». Девушка улыбнулась и предложила ему действовать. Художник возмутился: «Отвратительно! Как можно соблазнить кого-нибудь при таких условиях?»

Вскоре Пикассо увез ее на лето в Воклюз, где они поссорились. Франсуаза пешком ушла из дома, надеясь автостопом добраться до Марселя. По пути ее нагнал Пикассо. «Я знаю, что тебе нужно, – сказал он, – тебе нужен ребенок». Он преклонялся перед материнством. Когда художника, чьи картины были просто напичканы эротикой, спросили, какая женская грудь самая красивая, он ответил: «Та, что дает больше молока».

Франсуаза родила Пикассо сына Клода и дочь Палому. Казалось, он наконец обрел счастье. Чего нельзя было сказать про его подругу. Ее не покидало ощущение, что она предала свое призвание. Франсуаза пробовала заниматься живописью, но не слишком удачно. В 1953 году она ушла от художника, забрав с собой детей и заявив, что не желает провести остаток жизни с историческим памятником. Пикассо не предпринял ни одной попытки вернуть ее, пробормотав лишь: «Вот дерьмо».

Женевьев Лапорт 1951-1953Женевьев Лапорт, которой сейчас 79 лет, тайно встречалась с Пикассо в течение двух лет. Они познакомились когда она была студенткой и брала у него интервью для школьной газеты.

Пикассо сделал много набросков и рисунков Женевьев Лапорт, когда они отдыхали в Сан-Тропе в 1951 году, на пике их романа, когда ей было 24 года. На многих рисунках написано "для Женевьев". Через два года Пикассо предложил Лапорт переехать к нему, после того, как его девушка Франсуаз Жило ушла от него. Однако Женевьев отказаласьЖаклин Рок1953-1973Картинка 1 из 41Картинка 19 из 41

Пикассо всегда боялся быть один. В 1954 году он написал портрет женщины в полосатом платье, сидящей на корточках. Новую фаворитку звали Жаклин Рок. Пикассо она напоминала алжирку с картины Делакруа «Алжирские женщины». Мастер женился на своей «звезде сераля» и поселился с ней на вилле «Ла Калифорни» близ Канн. Для Жаклин он был божеством, она называла его «монсеньор» – как епископа. Она годами терпела его капризы, депрессии, мнительность, следила за его диетой. Постепенно Жаклин настолько подчинила себе художника, что почти все решала за него. Сначала она отстранила от него всех его друзей, потом взялась и за родных – Паоло, Майю, Клода и Палому. Ей удалось внушить мужу, что его дети только и ждут его смерти, чтобы получить наследство. Последние годы гения были наполнены злобой и распрями.

Его не стало весной 1973 года. Пикассо обрел покой в городке Вовнарг, в маленькой часовне у подножия горы Сент-Виктуар. Жаклин запретила его детям появляться на похоронах. Она заперлась на вилле, где они вместе прожили столько лет. Страдая от жестокой депрессии, несколько лет она балансировала на грани сумасшествия.

Картинка 1 из 41Картинка 1 из 41Картинка 21 из 41Картинка 4 из 41Картинка 11 из 41

Вместо послесловия...Ольга Хохлова умерла в 1953 году. За год до смерти она случайно встретилась с Пикассо ранним утром на пляже в Ницце. Он не заметил ее, а она проводила его взглядом и не бросилась вслед.

Мария-Тереза покончила с собой спустя четыре года после смерти художника. Паоло спился. Дора Маар так и не вынырнула из омута безумия. Фернанда, Великолепная Фернанда закончила свои дни в бедности. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой ей уже давно было нечего хранить. В ней лежало лишь зеркальце в форме сердца.

материалы

pheonae.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта