Пабло Пикассо. Период сюрреализма (4). Пабло пикассо картины сюрреализм


Биография Пикассо. Сюрреализм. Художник Пикассо. Биография. Описание картин

Пабло Пикассо «Сон»Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий. Но просьбы жены встречали резкий отпор у привыкшего к богемной жизни художника, в результате чего скандалы и конфликты стали частыми гостями в их доме. Вдобавок ко всему, в 1927 году Пикассо встречает свою новую музу – Марию-Терезу Вальтер, с которой практически сразу и начинает встречаться, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. К слову, с первой женой Пикассо так и оставался в официальном браке, вплоть до ее смерти в 1955 году. Все перипетии взаимоотношений с двумя женщинами в дальнейшем и станут объяснением переменчивого настроения его работ периода сюрреализма.

В условиях сложных отношений личного характера художник и знакомится с группой поэтов и живописцев во главе с Андре Бретоном, именующих себя сюрреалистами. Бретон и его последователи пропагандировали идеи постижения скрытых глубин творчества через погружение в мир бессознательного и снов. Эти идеи отчасти привлекли Пикассо, но вместе с тем, он не отдался им до конца, сохранив свою индивидуальность и свободу дальнейшего развития творчества.

Первой картиной, написанной в духе сюрреализма, стала работа «Танец» (1925). Фигуры, изображающие подобие танца, деформированы, искажены до болезненного состояния, граничащего с агрессией. Последующие работы мастера показывают зрителю мир ирреальный, в котором созданные галлюцинациями образы бьются в конвульсиях и истерике. Складывалось представление, что теперь Пикассо способен изображать лишь диких монстроподобных существ, тела которых разорваны на части и составлены в понятную лишь одному художнику комбинацию. Истошно кричащие, неимоверно раздутые, несущие агрессивный эротический подтекст – таковы персонажи картин «Фигуры на берегу моря (поцелуй)» (1931), «Купальщица» (1928), «Женщина в кресле» (1929). Большинство сюрреалистичных женских образов Пикассо – это пугающие машины с причудливыми деталями вместо конечностей и оскалом, заменяющим улыбку. И прототипом этих ужасающих хищных созданий для художника стала жена, Ольга Хохлова.

Однако, параллельно из-под кисти мастера выходят по-прежнему сюрреалистичные, но, в то же время, чувственные женские образы с плавным очертаниями и мягкими линиями искаженных тел. Источником вдохновения этих работ была юная Мария-Тереза Вальтер. Она стала моделью картин «Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза)» (1932), «Женщина с цветком» (1932), «Лежащая женщина (Мария Тереза)» (1932) и многих других.

С Марией-Терезой связано и возникновение цикла графических работ, объединивших сюрреализм и наследие античных мастеров: серия гравюр «Любовь Юпитера и Семелы» (1930).

С началом 30-х годов наступает период увлечения Пикассо скульптурой. Художник, вдохновляемый красотой молодой девушки, создает сюрреалистическую скульптуру, бюсты и ню — «Лежащая женщина» (1932), «Женщина с вазой» (1933). Появляются статуэтки и металлические конструкции абстрактных форм — «Мужчина с букетом» (1934), «Конструкция» (1931, совместно с Х. Гонсалесом).

Разноплановость, разнонаправленность художника подчеркивают создаваемые в этот же период гравюры к классическим произведениям мировой культуры – «Метаморфозам» Овидия (1933).

Тогда же в работах Пикассо впервые появляется образ человека-быка – Минотавра («Минотавромахия», 1935). Минотавр Пикассо выступил символом вечной борьбы светлого и темного, разума и слепого инстинкта. Мастер словно предчувствует неотвратимость трагедии, которая вскоре обрушится на весь мир и изменит его навсегда.

Образ несущего смерть и разрушение быка завершает собой сюрреалистический период в живописи Пикассо.

Картины Пикассо. Сюрреализм

picasso-picasso.ru

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) | Фото | Журнал | RETROBAZAR

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936)

28, Октябрь 2011 13:49 | 23 фото | просмотров 20144

В 1925 году Пикассо пишет картину «Танец», которая стала переходным моментом в его творчестве, впрочем, как и в его жизни. Как раз в это время набирает силу новое течение – сюрреализм – основоположник которого Андре Бретон ставил своей целью постижение глубин творчества путем проникновения в подсознание и сны. Именно так можно трактовать «Танец» Пикассо. Характер картины агрессивный и даже несколько болезненный, что правдиво отражает тяжелый период в семейной жизни художника. Работа близка к сюрреалистам, но в то же время Пабло Пикассо всегда остается верен себе и своей индивидуальности. Это было время новой любви и новых разочарований. Будучи женатым на Ольге Хохловой, Пикассо погружается в отношения с Марией Терезой Вальтер. Он даже купил ей замок Буажелу, в котором она и стала его единственной моделью и главной героиней многих его работ. С 1930 по 1934 год Пикассо увлекается скульптурным творчеством и создает несколько скульптурных работ в духе сюрреализма: «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». В сотрудничестве со своим испанским другом Хулио Гонсалесом создает всевозможные металлические абстрактные конструкции. Также 30-е годы стали периодом написания ряда гравюр к «Метаморфозам» Овидия, произведениям Аристофана. А это уже прямое доказательство того, что Пабло Пикассо всегда умел находить вдохновение в классике.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Танец. 1925 г.</b>Танец. 1925 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Купальщица, открывающая кабинку. 1928 г.</b>Купальщица, открывающая кабинку. 1928 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнажённая на пляже. 1929 г.</b>

Обнажённая на пляже. 1929 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнажённая на пляже. 1929 г.</b>Обнажённая на пляже. 1929 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнажённая на пляже. 1929 г.</b>Обнажённая на пляже. 1929 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнаженная в кресле. 1929 г.</b>Обнаженная в кресле. 1929 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Акробат. 1930 г.</b>

Акробат. 1930 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Распятие. 1930 г.</b>Распятие. 1930 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Фигуры на пляже. 1931 г.</b>Фигуры на пляже. 1931 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Девушка, бросающая камень. 1931 г.</b>Девушка, бросающая камень. 1931 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнажённая и натюрморт. 1931 г.</b>

Обнажённая и натюрморт. 1931 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнажённая в кресле. 1932 г.</b>Обнажённая в кресле. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Натюрморт. 1932 г.</b>Натюрморт. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Женщина с цветком. 1932 г.</b>Женщина с цветком. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Лежащая женщина (Мария Тереза). 1932 г.</b>

Лежащая женщина (Мария Тереза). 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнаженная. 1932 г.</b>Обнаженная. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза). 1932 г.</b>Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза). 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Лежащая обнаженная с цветами. 1932 г.</b>

Лежащая обнаженная с цветами. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Лежащая обнаженная. 1932 г.</b>Лежащая обнаженная. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнаженная на фоне цветов. 1932 г.</b>Обнаженная на фоне цветов. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Обнаженная. 1932 г.</b>Обнаженная. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Натюрморт - бюст, чаша и палитра. 1932 г.</b>

Натюрморт - бюст, чаша и палитра. 1932 г.

Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936) <b>Скульптура «Голова женщины», 1932 г.</b>Скульптура «Голова женщины», 1932 г.

retrobazar.com

Пабло Пикассо. Период сюрреализма (4)

В феврале 1921 года Ольга родила сына, которого назвали Поль. Пикассо, в сорок лет впервые ставший отцом, был на седьмом небе от счастья. Он бесконечно рисовал Ольгу с малышом, помечая не только день, но и час. Ольга любила сына с почти болезненной страстью, надеясь что ребенок поможет укрепить начавший рушиться брак...

Увы, мать Пикассо была права, когда в свое время сказала Ольге:

"С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина".

Пабло был слишком независим, слишком своеволен, чтобы долго терпеть нормы светских приличий, чье-то руководство или чьи-то претензии. Ольга, после родов ставшая гораздо требовательнее к семейной жизни, все больше и больше раздражала его: он начал протестовать, надолго покидать его, что вызывало все новые и новые упреки и ссоры... Они были слишком разными во всем - от стремлений до вкусов.

"Ольга, - жаловался Пикассо, - любит чай, пирожные и икру. Ну а я? Я люблю каталонские сосиски с фасолью".

Его равнодушие разжигало ее беспокойство и ревность, а все это лишь увеличивало пропасть между ними. Постепенно на полотнах Пикассо вместо прежней Ольги-богини появляется другая Ольга: мегера, фурия, чудовище...

Этот период называют "сюрреалистическим": под влиянием этого течения на картинах Пикассо возникают разорванные на части, бесформенные или безобразно раздутые монстры, агрессивно-сексуальные, орущие или бьющиеся в истерике: среди характерных примеров можно назвать, например "Сидящая купальница", "Женщина в кресле" или "Фигуры на берегу моря". Критики убеждены, что их появление - прямое следствие постоянных скандалов с женой.

Дело кончилось логично: Пикассо нашел себе другую. Удивительно, но художник, коренастый, некрасивый, обладал поистине божественным даром соблазнения женщин: говорили, что ему достаточно было посмотреть в глаза женщине, чтобы она перестала ему сопротивляться. Однажды в январе 1927 года он увидел среди выходящей из метро толпы юную красавицу и подошел к ней. "Я Пикассо, мы вместе совершим великие вещи!"- заявил он ей. Девушку звали Мари-Терез Вальтер, ей было всего семнадцать, и она первый раз слышала о Пикассо. Так началось, по словам биографов, "самое большое сексуальное увлечение в жизни Пикассо, не знающее ни границ, ни табу. Это была страсть, возбуждаемая секретностью, окружавшей их отношения, а также тем, что Мари-Терез, имевшая вид ребенка, оказалось податливой и послушной ученицей, которая с готовностью шла на любые эксперименты, включая садистские, полностью повиновалась желаниям Пикассо".

Мари-Терез вдохновляла Пикассо на картины, полные откровенной чувственности и эротики, а также на скульптурные бюсты, полные безмятежности и величия. Пикассо поселил ее в замке Буажелу и держал там почти взаперти, опасаясь огласки и проблем с законом - Мари-Терез еще считалась несовершеннолетней, и у ее совратителя могли быть серьезные неприятности. В 1935 году она родило дочь Майю и стала все чаще заговаривать о законном браке. Пикассо обещал: как только он разведется, он жениться на Мари-Терез и признает дочь. Пока дочку записали как родившуюся от неизвестного отца, а Пикассо выступил в роли ее крестного.

Ольга Хохлова, все еще остававшаяся мадам Пикассо, была готова терпеть измены и издевательства мужа, но рождение у него внебрачного ребенка ( а Пикассо не преминул привести ее к Мари-Терез и с гордостью указать на младенца:"Это произведение Пикассо!") стало последней каплей. Она забрала сына и уехала. Впрочем, дать развод она отказалась, объясняя, что все еще любит мужа.

"Ты уверяешь, что любишь меня, - возмущался Пикассо. - Вполне возможно, но любишь как кусок жареной курицы, стараясь обглодать его до кости".

Подумав, Пикассо сам отказался от развода: ведь по подписанному брачному контракту ей бы отошла половина имущества, а Пабло, как истинный испанец, был скуповат.

Еще много лет Ольга не оставляла его в покое: она появлялась везде, где ее бывший - но все еще законный - супруг отдыхал с очередной пассией, и, как могла, портила им отдых: устраивала скандалы, часами ругалась под окнами их отеля или шла за ними следом, осыпая бранью. Она успокоилась, лишь обзаведясь внуками, которые запомнили ее удивительно спокойной и умиротворенной, всегда веселой и довольной жизнью. Ее внучка Марина Пикассо много писала о ней в своих воспоминаниях:

"Она была настоящей волшебницей, часто рассказывала нам  сказки на красивом и мелодичном русском языке. Вместе с ней в дом приходили спокойствие, хорошее настроение, гармония. Казалось, все трудности легко преодолимы, и никогда мы от нее не слышали дурного слова о Пикассо, бросившем ее на произвол судьбы".

За год до смерти Ольга в последний раз случайно увидела Пикассо на берегу Ниццы - он не заметил ее, а она не стала подходить...

В 1934 году и 35 годах Пикассо посещает родную Испанию, которая никогда не перестает быть для него источником вдохновения. В этот раз он привез оттуда многочисленные наброски быков, воплотившиеся у Пикассо в образах Минотавра. Этот образ завершает сюрреалистический период, но он же открывает новый, вызванный собирающимися над Европой тучами надвигающейся войны. Когда в Испании началась гражданская война, симпатии художника однозначно были на стороне республиканцев, которые в знак признательности назначили Пикассо директором музея Прадо. Для них он создал серию акватинт "Мечты и ложь генерала Франко", которые, отпечатав в виде открыток, с самолетов разбрасывали над позициями франксистов. Когда в апреле 1937 года фашисты разбомбили баскский город Гернику, Пикассо немедленно откликнулся громадным полотном, клеймящим это преступление: монохромная композиция из огромных изломанных фигур полна крика, страдания и ужаса, и среди прочего - гигантский бык со страдающими человеческими глазами...

Работу над "Герникой" запечатлела для истории Дора Маар - новая любовь Пикассо, одна из самых знаменитых женщин-фотографов своего времени, воспитанная в Аргентине прекрасная дочь хорвата и парижанки. По одной из легенд, их в январе 1936 года познакомил Поль Элюар, безнадежно влюбленный в Дору, - в надежде, что "Пабло сумеет укротить эту дикую кошку". По другой - художник впервые увидел ее в богемном кафе Les Deux Magots: она в одиночестве сидела за столиком и играла с ножом, быстро-быстро втыкая его между пальцев лежащей руки. Пикассо немедленно начал ее рисовать, а затем пригласил в свою студию. Дора была умна, образованна, обаятельна и независима - она разительно отличалась и от Ольги, и от Мари-Терез, которых Пикассо немедленно вычеркнул из памяти. Его роман с Дорой продолжался почти десять лет, он запечатлел ее на многочисленных полотнах в образе "плачущей женщины": как говорят, Дора была очень нервной и нередко впадала в депрессию, а Пикассо старательно зарисовывал ее искаженное лицо, считая, что только так она выглядит по-настоящему красивой...Впрочем, как бы ни ценил красоту своих женщин Пикассо, их портреты никогда не были всего лишь изображениями красавиц.

"Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры",-говорил он. "Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю".

Всю жизнь он очень много работал: вставая обычно поздно, он днем общался с друзьями, а вечером садился за работу, успокаиваясь лишь под утро. За годы своей творческой деятельности Пикассо создал 14 тысяч полотен, 100 тысяч гравюр и эстампов 34 тысячи книжных иллюстраций.

В годы Второй мировой войны Пикассо продолжал жить в Париже и все же без устали творил: картины, портреты и скульптуры заполняют его мастерскую - на  первом послевоенном Осеннем салоне он представил столько работ, что они еле поместились в зале. Параллельно он сотрудничал с Сопротивлением, снабжая организацию деньгами, а взамен получая контрабандную бронзу для отливки своих скульптур. В 1944 году даже вступил во Французскую коммунистическую партию - впрочем, он проникся ее идеями недостаточно сильно для того, чтобы выражать их на своих картинах. Хотя всем памятен знаменитый "Голубь мира", написанный Пикассо для плаката Всемирного конгресса сторонников мира в Париже 1949 года, - благодаря ему имя художника стало знакомым не только критикам и знатокам искусства, но и простым людям по всему свету. Пикассо был дважды награжден Ленинской премией мира - в 1950 и 1962 годах. Правда, в Советском союзе его картины, еще в 1905 году закупленные знаменитым коллекционером Сергеем Щукиным, почти тридцать лет - с момента расформирования в 1946 году Государственного музея нового западного искусства - находилось в запасниках...

Другие статьи на эту тему:

Пабло Пикассо. Детсво и юность (1)

Пабло Пикассо. "Голубой" и "розовый" периоды (2)

Пабло Пикассо. Кубизм (3)

Источник: "Великие мужчины XX века", Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. ЭКСМО 2010.

http://www.chebotar.net/home.html

lazur-bereg.com

Пабло Пикассо. История созидания и разрушения. Часть 1

«Я пишу картины, как другие — автобиографии. Завершенные или нет, они страницы моего дневника и в этом смысле представляют собой ценность»

© Пабло Пикассо

В путешествии от объективного к сюрреалистическому Пабло Пикассо (Pablo Picasso) зашел дальше всех. «К чему размножать реальность, если с этим прекрасно справится фотообъектив?» — пожимал плечами он и возвращался к своим холстам, на которых в разное время господствовали реализм, постимпрессионизм, кубизм и сюрреализм.

За девяносто один год жизни испанский художник создал поистине великое множество картин: музей современного искусства в Нью-Йорке утверждает, что их число приближается к двадцати тысячам. Однако объем сюжетов и заложенных смыслов неисчисляем.

Париж - Мекка всех молодых, амбициозных и бедных художников, приютил Пикассо, когда ему было уже двадцать два. Сложно поверить, но тогда, в 1901 году, для критиков он был не более чем талантливым подражателем с неплохой манерой импрессионизма, а говорить о его собственном стиле даже не приходилось. Полный недовольства своим маргинальным положением и отсутствием признания художник взялся за голубую палитру.

 

Четыре долгих и мучительных года, потраченных на завоевание художественной столицы, именуются теперь как «Голубой период» и узнаваемы по мрачным сюжетам и пронизывающим до дрожи оттенкам. И, хотя множество работ тех лет отсылают к стилю Эдгара Дега и Эль Греко, трагедии собственной жизни (в особенности самоубийство лучшего друга) начинают проявляться и занимать на полотнах положенное им место.

Изнывая от голода и холода в крохотных студиях, Пабло выписывал своих тотально-депрессивных героев: арлекинов, пьяниц и тощих гладильщиц. В поисках персонажей, таких же обездоленных и мрачных, как он сам, Пикассо посещал тюремные больницы, убогие питейные заведения и дома проституток. Потерянные люди за одиноким столиком кафе, с опустошенными не только стаканами, но и жизнями, фигурируют с настораживающей частотой.

 Драматическому упадку жизни вместе с «Голубым периодом» пришел конец, когда Пикассо встретил Фернанду Оливье, свою натурщицу и возлюбленную, и решился на окончательный переезд в Париж.

  

Два последующих года Пикассо обзаводился друзьями среди литераторов и циркачей, а также покровителями из числа владельцев галерей и коллекционеров. Неизменно раз в неделю художник вместе с друзьями посещал цирк на Монмартре, находившийся недалеко от общежития. Неудивительно, что весь «Розовый период» пестрит яркими костюмами акробатов, рюшами, треуголками и прочими атрибутами циркачей.

 

Если раньше обездоленность носила меланхоличный характер, теперь художник иронизировал, изображая себя в роли арлекина и с издевкой причисляя свое окружение к социальным аутсайдерам. Впрочем, никто не был против: художники того времени видели в комедиантах свое альтер-эго ‒ таких же свободных и романтичных странников.

Сложно переоценить дружбу с влиятельными людьми, в особенности, когда они становятся спутниками практически всей жизни. Покровительницей и другом для Пикассо стала Гертруда Стайн, теоретик литературы и высокий ценитель новых веяний в художественном искусстве. Именно она устраивала для Пабло персональные выставки в своей парижской квартире, потакая его эгоистичной непреклонности: он принципиально отказывался выставлять свои картины рядом с другими.

Самым известным полотном того периода стал ее собственный портрет, буквально опередивший время: на этот рисунок Гертруда стала похожа только спустя тридцать лет. Более девяноста раз писательница приходила в студию Пикассо, чтобы дать тому возможность снова и снова раздраженно переписывать ее голову. Эта часть тела всегда являлась для художника самой проблемной, даже спустя годы и множество творческих ипостасей.

  

«Пикассо почти полностью был захвачен видением вещей такими, какими их видят все, и, чтобы избежать этого, он впервые в жизни перестал писать так, как он умел это делать, то есть рисунком и цветом», — комментировала Гертруда Стайн последующие перемены в художественном стиле своего протеже.

 Постепенно Пикассо начал отходить от перспективы и реалистичных форм: сказались наставления его влиятельной подруги и увлечение африканской ритуальной культурой. Как примитивные формы древних скульптур могут нести столь сильный энергетический заряд? Как необыкновенная мощь может выражаться в простых формах? Образ первобытной силы магическим образом очаровал Пикассо, окончательно убедив в том, что простое формообразование передает суть предмета неизмеримо больше, чем его детальное изображение.

 

1907 год стал поворотным для всей истории художественного искусства и творческой эволюции самого художника. Он создал своих великолепных «Авиньонских девиц» (Les Demoiselles d’Avignon), дав понять обществу, что отныне всякая связь искусства с классической традицией порвана.

  

Само общество тем временем бунтовало. Только редкие и лишенные тщеславия художники признавали «Авиньонских девиц» и последовавшие за ними «ответные» картины началом новой эпохи. Упрощение и искажение, отказ от перспективы и реалистичности ‒ все это впервые было в такой степени авангардным, что шокировало даже самого Пикассо. Много лет держа картину в своей мастерской, он продолжал развивать это направление, рисуя многочисленные «постскриптумы» и создавая стиль, который сегодня известен нам как кубизм.

«Когда мы обнаружили кубизм, у нас не было цели обнаружения кубизма. Мы только хотели выразить то, что было в нас», — писал позже Пикассо.

Сама суть кубизма заключалась в том, что абсолютно все в мире — тела, деревья, вода, воздух, предметы — «лепились» художниками из одного и того же материала, из одних и тех же простых форм, тем самым позволяя им являться естественным продолжением друг друга. В кубизме не существовало главного и второстепенного, фона и объекта ‒ все изображаемое составляло единое целое. С появлением кубизма, основоположниками которого стали Пабло Пикассо и его друг Жорж Брак, искусство перестало нести изобразительную функцию, обратившись к аналитической.

 

Постоянно встречаясь и обмениваясь мыслями, оба они пытались «вскрыть» оболочку предметов, и, выпотрошив наизнанку, отразить на полотне саму ее суть. А когда речь идет о сути вещи, какая разница как она выглядит, из чего сделана и где в пространстве находится?

«Картина может изображать впечатления, воспоминания и ощущения художника. Взгляд на действительность многослоен как своим изображением, так и мышлением. В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения: например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя», — так говорил о кубизме Жорж Брак.

Все дальше в своих поисках идеальной формулы кубизма уходил Пикассо, пока его картины не стали напоминать непонятную монохромную массу, с выпирающими гранями и состоящую из осколков предметов, о назначении которых можно только догадываться. Любая истинная фактура категорически отвергалась художником, и все изображения скорее напоминали выдолбленный в камне барельеф, чем картину.

Даже для сведущего в искусстве человека портрет новой возлюбленной ‒ Марсель Умбер, «Женщина с гитарой» (Femme A la guitare) ‒ будет мало чем отличаться от «Бутылки рома» (Le bouteille de Rhum).

 

Живопись | Пабло Пикассо | Femme a la guitare, 1913Живопись | Пабло Пикассо | Le bouteille de Rhum, 1911

Что произошла очередная «смена оружия», Пикассо заметил в 1912 году, всего через два года после возникновения нового, придуманного им, направления. Слишком явная связь с абстракционизмом вовсе не льстила художнику, и он пошел на новые ухищрения, чтобы выделиться. В бой отправились вполне реалистичные детали — обрезки газет, картона, шрифты, даже алюминиевые ложки. Все эти говорящие атрибуты восстанавливали связь с реальностью и в то же время составляли для зрителей некие ребусы.

Они лишь намекали на смысл, но не раскрывали его полностью. Нотные листы, дольки лимона, капли воска — несоединимое все же соединялось на полотнах Пикассо и производило совершенно новую художественную реальность, но с маленькими якорями в реальности настоящей. Направление получило имя «Синтетический кубизм» и было отмечено также тем, что впервые в художественном искусстве шрифт стал равноправным участником композиции.

 

В 1914 году грянула Первая мировая война, но Пикассо, все еще проживавший в Париже и не имевший французского гражданства, мобилизован не был. Для него конец 10-х ознаменовался новым увлечением — сценографией, и новой женщиной — балериной Ольгой Хохловой. Художник, всегда тяготевший к новым формам и выражениям, быстро втянулся в предложенную ему работу для «Русского балета Дягилева».

 

Чем скандальнее постановка обещала быть, тем сильнее разгоралось любопытство Пикассо, а когда она с шумом проваливалась на первом же показе, он и вовсе ликовал. Дягилев так же был в восторге: ничто не привлекает внимание так, как деморализация общества в период войны. Критики называли Пикассо «геометрическим мазилой» и «пачкуном», но русский балетмейстер не желал расставаться с ним еще следующие десять лет.

Сам же художник обратился к несвойственной для себя манере не только творить, но и жить. Русская жена, привыкшая к образу жизни в окружении хрустальных люстр и черных фраков, рассматривала Пикассо как забавный аксессуар, которому стоит лишь добавить немного лоска. Он был вынужден соответствовать: ходить на костюмированные балы, укладывать волосы и выправлять осанку для газетных фотографий, посещать светские рауты и вести чинные беседы с деятелями балетного мира. Ольга воротила нос от чуждого ей кубизма и требовала рисовать ее узнаваемо: искусство должно быть респектабельным, и никак иначе. Все следующее десятилетие Пикассо писал в классицистической манере — достаточно традиционно и фигуративно для общества своей жены.

«Хотя в глубине души он не любил социальные предрассудки подобного рода, какое-то время они соблазняли его, и брак с Ольгой в известной мере явился уступкой этому соблазну», — позже писала одна из женщин Пикассо в своей автобиографичной книге.

В 1921 году у пары родился сын, и тема матери и ребенка, знакомая художнику еще со времен «Голубого периода», приобрела новую трактовку. Пикассо стал охотно сравнивать женщину с источником жизни, впервые в своем творчестве он дал ей пышные формы античной матроны и красивое лицо.

 

Впрочем, на этом положительное влияние Ольги себя исчерпало. Она не жалела сил на то, чтобы заставить Пабло вести нормальный, то есть более буржуазный образ жизни, и очень скоро ему опостылела.

С разладом отношений с женой в картины Пикассо вернулась агрессия, особенно по отношению к женским фигурам. Ольгу он изображал не иначе как монстром с искореженными частями тела, абсолютно неузнаваемую и уж точно совершенно не красивую.

 

Период популярности сюрреализма в Европе обернулся для Пикассо в полной мере истеричным временем: Ольга кричала и сыпала обвинениями целыми днями, брак стремительно катился под откос. Образы на картинах были раздутыми, бесформенными, абсурдными, а тема любви ‒ жестокой и насильственной. Порой только по уцелевшим элементам реальности можно догадаться, что художник хотел показать. Зубы наверняка свидетельствовали о человеке, а о женщине — почти всегда грудь, хоть и разнесенная по разным углам полотна. 

Пабло Пикассо. История созидания и разрушения. Часть 2

artifex.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта