9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама». Картина две руки тянутся друг к другу микеланджело


9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»

Тянущиеся друг к другу руки — самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

1

ФРЕСКА«Сотворение Адама» 280 х 570 смГоды создания: 1511–1512Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально — в виде мозга.

2

1 Адам. Его поза зеркально почти повторяет позу Творца — Адам подобен Богу, — только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2 Мозг. Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил…» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр.

3 Борозды, разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).

3

4 Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5 Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6 Две позвоночные артерии. Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7 Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка — об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8 Надкраевая извилина. Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9 Угловая извилина. Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, — младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХудожникМикеланджело Буонарроти

41475 — Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.1488–1489 — Учился живописи у Доменико Гирландайо.1489–1492 — Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.1498–1499 — Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.1501 — около 1504 — Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.1508–1512 — Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.1534 — Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.1536–1541 — Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.1564 — Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

1001post.com

История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело

История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

ФОТО 1 Сотворение Адама Микеланджело (1511).png«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело не занимался фресками

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Из-за нехватки денег оте отдал Микеланджело на воспитание крестьянам

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.

ФОТО 2 Потолок Сикстинскои капеллы.jpg

Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

Микеланджело научился работать с глиной раньше, чем читать и писать

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.

ФОТО 3 Портрет Микеланджело Буонаротти. Якопо дель Конте. 1540 .jpgПортрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

На старости лет Микеланджело писал страстные сонеты своей 40-летней музе

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Руки | Блогер DNima на сайте SPLETNIK.RU 26 февраля 2015

Руки

Руки всегда находятся на виду, и принято считать их "вторым лицом" человека. Руки могут выдать возраст, род занятий и даже, по мнению хиромантов, судьбу, уготованную их владельцу. По рукам судят мастера: "Золотые" или "Кривые". Несколько веков назад руки стремились как можно чаще закрывать от посторонних дурных глаз. 

С тех пор, как художники овладели искусством реалистичного изображения человеческого тела, положение рук персонажей, и в особенности кистей, стало одним из самых выразительных художественных средств. В иконописи зачастую только кисти рук и лицо святого разрешалось оставлять открытыми. Вообще рукам на протяжении всей истории человечества уделялось очень много внимания - они всегда на виду. Жестами рук можно передать эмоцию, или даже изменить смысл восприятия картины.

Суриков, Боярыня Морозова

Леонардо да Винчи, Иоанн Креститель

Известные руки:

Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини"

О многочисленных символах (собачка, туфли, зеркало, спальня и т.д.) и скрытых смыслах этой картины написано уже много книг. В том числе многие обсуждения посвящены рукам супругов.

"Женщина бережно кладет свою правую руку в левую руку мужчины. Это соприкосновение выглядит очень церемониально, художник изобразил его почти в центре картины, придавая, таким образом, ему особое значение. Обе руки – тонкие и изящные. При этом над руками находится горгулья, украшающая ручку кресла и также имеющая свою пару". Есть мнение, что этот жест во времена появления картины обозначал вступление в брак (по аналогии с обменом кольцами и поцелуем в наше время), то есть мы видим практически "свадебную фотографию" четы Арнольфини, однако дама на картине глубоко беременна...

Вернемся к ручкам:-)

Микеланджело, "Сотворение Адама"

Мне кажется, это ещё более, чем Арнольфини, известная пара рук, тиражируемая повсюду. Символично, что мускулистые пальцы, как земное и божественное, вот-вот должны соприкоснуться, но этого не происходит.

Еще один сюжет "не прикосновения" – «Благовещение» Сандро Боттичелли. Руки Девы Марии и архангела Гавриила тянутся друг к другу, но в итоге неподвижно застывают. Ангельская рука в целом изящнее руки Богоматери, но это уже не ван Эйк... 

Очень много внимания уделил в своем творчестве человеческим рукам Альбрехт Дюрер.

Дюрер, "Руки Апостола"

Дюрер, "Изучение человеческих рук"

Полные крестьянские кисти: Дюрер "Христос среди учителей"

Изящные жилистые длинные пальцы: Квентин Массейс «Меняла с женой» 

Не одно сочинение посвящено личности лермонтовского "Героя нашего времени" - Печорина и его "маленьким аристократическим рукам, худым бледным пальцам". 

 

По мнению хиромантов, маленькая рука в большинстве случаев указывает на человека гордого, мнительного и склонного к раздражительности. Маленькая, худая и влажная зачастую принадлежит гордому, гневному и чувствительному человеку. Маленькая рука с очень короткими ногтями и первыми суставами пальцев характерна для человека хитрого, подозрительного, жадного, злого и конфликтного. Женщины с такими руками обычно бесчувственны, злобны и мстительны.

Несомненно, говоря о руках, нельзя не вспомнить строки Александра Сергеевича и знаменитый портрет кисти Кипренского

Из романа «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа 25):

Быть можно дельным человекам

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

В этих строках поэт описал не только Онегина, но и отчасти самого себя. О нем было известно (и известный портрет тому наглядное свидетельство), что одно время он очень тщательно ухаживал за своими ногтями, а на мизинец, где был особенно длинный и красивый ноготь, он, ложась спать, даже надевал специальный чехольчик, чтобы не сломать этот предмет своей особой гордости.

Среди современных знаменитостей не меньше известных рук)

Анджелина Джоли (в комментариях не нуждается)

Роберт Паттинсон

Пальцы Роберта Патинсона по не очень лично мне понятным причинам почитаются фанатками "Сумерек" как необычайно длинные и чувственные. (Прим. авт. - руки как руки)

Лив Тайлер часто сокрушалась в интервью, что стесняется своих больших, "мужских" кистей

Руки Сары Джессики Паркер в прессе окрестили "ведьмиными"

Мадонна также предпочитает прикрывать руки аксессуарами или фотошопить)

В контексте поста не могу не упомянуть пианиста Левона Оганезова. Как человеку с такими короткими пальцами удается так мастерски играть? Воистину, поверишь, что лучшие ювелиры - люди с огромными руками.

Руки и кисти рук часто используют в рекламных фотографиях

В социальной рекламе

В логотипах, символах и пр.

Даже в песнях. Помните, заветное: "Ручки, ну где же ваши ручки, давай поднимем ручки и будем танцевать!"

И, барабанная дробь!, наконец, руки тех немногих отважных сплетниц, которые решили поучаствовать! Спасибо огромное всем!!!!!! особенно впечатлила Indra)

Бобрыыыыыыы! Всем бобров!

 

Обновлено 26/02/15 13:55:

www.spletnik.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта