Краткая биография Микеланджело. Микеланджело картины и биография микеланджело буонарроти


Микеланджело Буонарроти краткая биография и творчество художника

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – великий итальянский художник эпохи Ренессанса. Также известен как скульптор, мыслитель, архитектор и поэт. Интересная, насыщенная биография Микеланджело полна ярких моментов, драматических событий.

Детские и юные годы

Микеланджело родился 6 марта 1475 г., в г.Капрезе, в обедневшей аристократической семье. В 1481 г. будущий художник потерял мать, а 4 года спустя его отправили в школу во Флоренции. Особых наклонностей к обучению обнаружено не было. Юноша предпочитал общаться с художниками и перерисовывать церковные фрески.

Творческий путь

Когда Микеланджело было 13 лет, отец смирился с тем, что в семье растет художник. Вскоре он стал учеником Д. Гирландайо. Через год Микеланджело поступил в школу скульптора Б. ди Джованни, которой покровительствовал сам Лоренцо ди Медичи.

Микеланджело обладал еще одним даром – находить влиятельных друзей. Он сдружился со вторым сыном Лоренцо, Джованни. С течением времени Джованни стал папой Львом X. Также Микеланджело дружил с Джулио Медичи, ставшим впоследствии папой Климентом VII.

Расцвет и признание

1494-1495 гг. характеризуются расцветом творчества великого художника. Он перебирается в Болонью, усердно работает над скульптурами для Арки св. Доминика. Через шесть лет, вернувшись во Флоренцию, он работал по заказу. Наиболее значимой его работой считается скульптура “Давид”.

Она на многие столетия стала идеалом изображения тела человека.

В 1505 г. Микеланджело, по приглашению папы Юлия II, прибыл в Рим. Понтифик заказалему гробницу.

С 1508 по 1512 гг. Микеланджело работал над вторым заказом папы. Он расписывал потолок Сикстинской капеллы, которая представляла библейскую историю, начиная с самого сотворения мира, и заканчивая великим потопом. Сикстинская капелла включает более трехсот фигур.

Краткая биография Микеланджело Буонарроти говорит о нем, как о страстной и сложной личности. Их отношения с папой Юлием II были непростыми. Но в итоге он получил третий заказ от понтифика – создать его статую.

Важнейшую роль в  жизни великого скульптора сыграло его назначение главным архитектором собора Св. Петра. Там он работал бесплатно. Художник спроектировал гигантский купол собора, который был завершен только после его кончины.

Окончание земного пути

Микеланджело прожил долгую жизнь. Он скончался 18 февраля 1564 г. Перед тем, как отойти в мир иной, он продиктовал немногочисленным свидетелям свое завещание. По словам умирающего, он отдал душу в Божьи руки, тело – земле, а все свое имущество – родственникам.

По распоряжению папы Пия IV, Микеланджело был похоронен в Риме. В соборе Св. Петра ему была построена гробница. 20 февраля 1564 г. тело великого художника временно поместили в базилике Санти-Апостоли.

В марте Микеланджело тайно перевезли во Флоренцию и погребли в церкви Санта-Кроче, неподалеку от Н. Макиавелли.

По характеру своего мощного таланта, Микеланджело был в большей степени скульптором. Но самые смелые и дерзкие замыслы он смог воплотить именно благодаря живописи.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Микеланджело был набожным человеком. Но и ему были присущи обычные человеческие страсти. Когда он завершил работу над первой “Пьетой”, ее выставили в соборе Св. Петра. Людская молва почему-то приписала авторство другому скульптору, К. Солари. Возмущенный Микеланджело высек на поясе Богородицы следующую надпись: “Это сделал флорентиец М. Буонаротти”. Позже великий художник не любил вспоминать об этом эпизоде. По словам тех, кто знал его близко, ему было мучительно стыдно за вспышку гордости. Больше он никогда не подписывал свои работы.

obrazovaka.ru

Микеланджело : краткая биография

Краткая биография

Микеланджело – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.

6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.

Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.

В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру, его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.

На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.

Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» - службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» - снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).

18 февраля 1564 г. великий представитель эпохи Возрождения скончался. Его тело перевезли из Рима во Флоренцию и похоронили в церкви Санта-Кроче с огромными почестями.

Биография из Википедии

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» . Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела .

Жизнь и творчество

Копия записи о рождении МикеланджелоКопия записи о рождении Микеланджело

Детские годы

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444—1534), который в то время был 169-м Подеста. В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти—Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносскою, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо. Уильям Уоллес писал:

«До Микеланджело очень мало художников претендовали на такое происхождение. Художники не имели не только гербов, но и настоящих фамилий. Их называли в честь отца, профессии или города, и среди них такие известные современники Микеланджело как Леонардо да Винчи и Джорджоне»

Согласно записи Лодовико, который хранится в музее «Каза Буонарроти» (Флоренция), Микеланджело родился « (...) в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители:

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena), рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями. Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:

«Если есть что хорошее в моём даровании, то это от того, что я родился в разрежённом воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлёк из молока моей кормилицы».«Граф Каносский»(Рисунок Микеланджело)«Граф Каносский»(Рисунок Микеланджело)

Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения его братьев Лионардо (итал. Lionardo) — 1473, Буонаррото (итал.  Buonarroto) — 1477, Джовансимоне (итал. Giovansimone) — 1479 и Джизмондо (итал. Gismondo) — 1481. В тот же год умерла мать, а 1485 года, через четыре года после её смерти, Лодовико женился во второй раз. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции, где юноша не проявлял особого наклона к учёбе и предпочитал общение с художниками и перерисовки церковных икон и фресок.

Юность. Первые произведения

Чезаре Дзоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна» (утрачена)Чезаре Дзоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна» (утрачена)

В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).

Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496—1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора. Приблизительно в 1503—1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-КрочеГробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516—1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520—1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Смерть и погребение

За несколько дней до смерти Микеланджело в Рим прибыл его племянник, Леонардо, которому 15 февраля по просьбе Микеланджело написал письмо Федерико Донати.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Свидетелями его смерти были Томмазо Кавальери, Даниеле да Вольтерра, Диомеде Леоне, врачи Федерико Донати и Герардо Фиделиссими, а также слуга Антонио Францезе. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра . 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.

В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.

Произведения

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

— Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.

Известные работы

  • Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор Святого Петра.
  • Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия художеств.
  • Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
    • Сотворение Адама
  • Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
  • Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Капелла Медичи 1520—1534.
  • Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
  • Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
  • Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  • Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
  • Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело — композиции из двух всадников на пантерах.

Поэтическое творчество

Сонет Микеланджело с карикатуройСонет Микеланджело с карикатурой

Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. По Р. Роллану, Микеланджело начал писать стихи ещё в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г., он сжег большинство своих ранних стихов, а ещё часть уничтожил уже позже, перед смертью.

Отдельные его стихи были опубликованы в работах Бенедетто Варки (итал. Benedetto Varchi), Донато Джаннотто (итал. Donato Giannotti), Джорджо Вазари и других. Луиджи Риччи и Джаннотто предложили ему отобрать лучшие стихи для публикации. В 1545 году Джаннотто взялся за подготовку первого сборника Микеланджело, однако, дело дальше не пошло — 1546 года умер Луиджи, а 1547 года — Виттория. Микеланджело решил отказаться от этой идеи, считая её тщеславием.

Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX векаВиттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX века

Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Это издание было неполным, и содержало определённые неточности. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Chesare Guasti издал первое точное издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическим. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей, и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.

Исследованием поэтического творчества Микеланджело занимался, в частности, немецкий писатель Вильгельм Ланг, защитивший на данную тему диссертацию, опубликованную в 1861 году.

Использование в музыке

Ещё при его жизни часть стихотворений была положена на музыку. Среди самых известных композиторов-современников Микеланджело — Якоб Аркадельт («Deh dimm" Amor se l'alma» и «Io dico che fra voi») , Бартоломео Тромбончино, Констанца Феста (утраченный мадригал на стихотворение Микеланджело ), Жан где Конс (также — Консилиум) .

Также на его слова писали музыку такие композиторы, как Рихард Штраус (цикл из пяти песен — первая на слова Микеланджело, остальные — Адольфа фон Шака, 1886), Хуго Вольф (вокальный цикл «Песни Микеланджело» 1897) и Бенджамин Бриттен (цикл песен «Семь сонетов Микеланджело», 1940 ).

31 июля 1974 года Дмитрий Шостакович написал сюиту для баса и фортепиано (опус 145). В основу сюиты легли восемь сонетов и три стихотворения художника (перевод - Абрама Эфроса) .

В 2006 году сэр Питер Максвелл Дейвис завершил работу над «Tondo di Michelangelo» (для баритона и фортепиано). В произведение вошло восемь сонетов Микеланджело. Премьера состоялась 18 октября 2007 года.

В 2010 году австрийский композитор Мэтью Дьюи написал произведение «Il tempo passa: music to Michelangelo» (для баритона, альта и фортепиано). В нём используется современный перевод стихов Микеланджело на английский язык. Мировая премьера произведения состоялась 16 января 2011 года.

Внешность

Гравюра с портретом Микеланджело (Кондиви)Гравюра с портретом Микеланджело (Кондиви)

Существует несколько портретов Микеланджело. Среди них — Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1520), Джулиано Буджардини, Якопино дель Конте (1544—1545 г., Галерея Уффици), Марчелло Венусти (музей в Капитолии), Франциско д'Оланда (1538—1539 г.), Джулио Бонасоне (1546) и другие. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением.

Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д'Оланда:

Бюст Микеланджело(Даниеле да Вольтерра, 1564)Бюст Микеланджело(Даниеле да Вольтерра, 1564)

«Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый (...). Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками (...). Широкий прямой нос с небольшой горбинкой (...). Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна (...) скуластое лицо со впалыми щеками.»

Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности.

Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета, однако, ряд его работ исследователями считается возможные изображения художника. Среди них - «Святой Прокл Болонский», голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе «Дух победы», лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд» ), Святой Никодим в «Пьете II».

Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа», хотя это утверждение не является однозначным. После смерти Микеланджело, Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст.

Духовные искания и личная жизнь

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело.Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение "синьор" на "синьора" перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Сонет № 60

И высочайший гений не прибавитЕдиной мысли к тем, что мрамор самТаит в избытке, — и лишь это намРука, послушная рассудку, явит.Жду ль радости, тревога ль сердце давит,Мудрейшая, благая донна, — вамОбязан всем я, и тяжел мне срам,Что вас мой дар не так, как должно, славит.Не власть Любви, не ваша красота,Иль холодность, иль гнев, иль гнет презренийВ злосчастии моем несут вину, —Затем, что смерть с пощадою слитаУ вас на сердце, — но мой жалкий генийИзвлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».

Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д'Олланда.

Оценка

Микеланджело при жизни считался крупнейшим мастером. Сейчас его относят к числу величайших мастеров за историю человечества. Значительное число его скульптур, картин и произведений архитектуры являются самыми знаменитыми в мире. Самая известная его работа — статуя Давида.

В кино

  • «Агония и Экстаз» / The Agony and the Ecstasy — реж. Кэрол Рид, (США-Великобритания, 1965)
  • Спектакль Г. Мацкявичюса "Преодоление"
  • Документальный фильм "Michelangelo Superstar" (Микеланджело суперзвезда)

worldofaphorism.ru

Микеланджело, Краткая биография Микеланджело-Италия

Микеланджело справедливо называют одним из величайших гениев Итальянского Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Он был настоящим универсалом в мире искусства. Являясь не только талантливым архитектором, скульптором и живописцем, Микеланджело писал стихи и сонеты.

Якопино дель Конте. Портрет Микеланджело

Якопино дель Конте. Портрет Микеланджело

   Сам мастер больше тяготел к скульптуре, однако под давлением Пап Римских ему приходилось много заниматься нелюбимой работой: живописью и созданием фресок. К сожалению, большое количество его произведений не сохранилось до наших дней. Кроме того, Микеланджело не успел довести до конца многие свои начинания. Но обо всем по порядку.

Капрезе | Известные итальянцы

Капрезе

   Великий гений Микеланджело Буонаротти, полное имя которого — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони — родился 6 марта 1475 года в Тоскане, в маленьком городке Капрезе. Его отец, Лодовико Буонаротти, был обедневшим дворянином. Мать Микеланджело умерла от истощения, когда мальчику было шесть лет. Молодая женщина не вынесла многочисленных беременностей.

Доменико Гирландайо, автопортрет | Известные итальянцы

Доменико Гирландайо, автопортрет

   Отец, не имея финансовой возможности растить всех своих детей, отдал Микеланджело на воспитание кормилице, в семье которой мальчик научился работать с глиной и резцом. Уже взрослым мастер признавался, что разминать глину он стал раньше, чем писать и читать.

Лоренцо ди Медичи

Лоренцо ди Медичи

   Когда Микеланджело исполнилось 13 лет, отец видя его способности, отправил сына во Флоренцию учиться в мастерской художника Доменико Гирландайо. А через год подросток перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, которому покровительствовал Лоренцо ди Медичи — правитель Флорентийской республики.

Битва кентавров, берельеф

Битва кентавров, берельеф

Мадонна около лестницы, барельеф

Мадонна около лестницы, барельеф

   Политик сразу распознал талант в молодом ученике и пригласил Микеланджело к себе на службу. Считается, что именно в это время Микеланджело создал барельефы «Битву кентавров» и «Мадонну около лестницы». Микеланджело находился при дворе Медичи до смерти последнего в 1492 году, а после уехал домой.

Римская Пьета

Римская Пьета

Вакх

Вакх

   С 1495 года художник живет и работает то во Флоренции, то в Риме. В 1495 году во Флоренции появляются скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий амур» (утрачена). Годом позже Микеланждело приезжает в Рим по приглашению кардинала Рафаэля Риарио и делает «Вакха» и «Римскую Пьету» или «Оплакивание Христа».

Давид

Давид

   Потом опять Флоренция, на целых четыре года. Там, с 1501 по 1505 года, мастер создал знаменитого «Давида», которого установили на главной площади города. Кроме того, он написал «Мадонну Дони», создал барельеф «Мадонна Таддеи» и т.д.

Мадона Дони

Мадона Дони

Мадонна Таддеи

Мадонна Таддеи

   В 1505 году мастер поехал в Рим по приглашению Папы Юлия II, который приступил к сооружению нового собора Святого Петра в Ватикане, к ремонту папскую резиденцию, а также строить гробницу для себя. Именно над этой гробницей и начал работать Микеланджело.

Римский Папа Юлий II

Римский Папа Юлий II

   Ее создание продолжалось несколько десятков лет с перерывами. Для нее Микеланджело сделал скульптуры «Моисей», «Умирающий раб», «Связанный раб» и «Лия».

Моисей

Моисей

 

Умирающий раб

Умирающий раб

 

Связанный раб

Связанный раб

Лия

Лия

   По легенде недоброжелатели скульптора, видя его превосходство, убедили Юлия II, что такое пристальное внимание к его гробнице служит плохим предзнаменованием и может ускорить смерть. Папе посоветовали занять Микеланджело живописью, а точнее, поручить ему роспись потолка в Сикстинской капелле.

Роспись Сикстинской капеллы

Роспись Сикстинской капеллы

Страшный суд (Сикстинская капелла)

Страшный суд (Сикстинская капелла)

   Мастер с тяжелым сердцем приступил к работе. Но неожиданно процесс его захватил, и он за четыре года в одиночку расписал всю капеллу. Как ему это удалось — до сих пор тайна.

Сотворение Адама, фрагмент росписи Сикстинской Капеллы

Сотворение Адама, фрагмент росписи Сикстинской Капеллы

   После смерти Юлия II Микеланджело работал над Капеллой Медичи во Флоренции, проектировал новое оформление Капитолийского холма в Риме. Кроме того, он был главным архитектором собора Святого Петра.

Ночь, фрагмент Капеллы Медичи

Ночь, фрагмент Капеллы Медичи

   Микеланджело скончался в возрасте 88 лет 18 февраля 1564 года в Риме, но похоронен был своей любимой Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Гробница Микеланджело

Гробница Микеланджело

   По сей день мастер известен как талантливый скульптор и живописец, и мало кто знает, что Микеланджело был поэтом. После его смерти осталось около 300 стихотворений, мадригалов и сонетов. Они посвящены любви, счастью и одиночеству.

Дельфийская сивилла

Дельфийская сивилла

 Скорчившийся мальчик

Скорчившийся мальчик

your-italy.ru

Краткая биография Микеланджело

Краткая биография МикеланджелоМикеланджело Буонарроти (1475— 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.

Родился 6 марта 1475 г. в тосканской деревушке Капрезе, где отец Микеланджело был старостой. Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи.

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. Когда ему почти исполнилось шестьдесят, Папа Павел III поручил Микеланджело создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда (1536—1541 гг.).

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.

Скончался в Риме 18 февраля 1564 г., не дожив трёх недель до 89 лет.

citaty.su

Единственная любовь Микеланджело Буонарроти.1475-1564гг | Волшебная сила искусства

Мне хотелось бы,чтобы вы прочли эти слова Микеланджело в самом начале.В них так много философской мудрости.Он написал это,когда был уже стариком.

"Увы! Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Я ждал слишком долго... время пролетело, и вот я старик. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать – у порога стоит смерть... Напрасно лью я слезы: какое несчастье может сравниться с утраченным временем…

Увы! Увы! Оглядываюсь назад и не нахожу дня, который бы принадлежал мне! Обманчивые надежды и тщеславные желания мешали мне узреть истину, теперь я понял это… Сколько было слез, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой.

Увы! Увы! Я бреду, сам не зная куда, и мне страшно. И если я не ошибаюсь, - о, дай Бог, чтоб я ошибался, - вижу, ясно вижу, Создатель, что мне уготована вечная кара, ожидающая тех, кто совершил зло, зная, в чем добро. И я не знаю ныне, на что надеяться.."

 

   Микеланджелло родился 1475 году в небольшом городке Капрезе.Мать умерла рано и отец отдал его на воспитание в семью кормилицы.В 12 лет его отдали сначала обучаться грамоте,а потом живописи в мастерскую художника Гирландайо.Мастер поручал ему копировать картины великих мастеров.Но делал он это так искусно,что трудно было отличить от оригинала.

     Благодаря этому,он  прославился и его приняли в школу,которую организовали Медичи для самых талантливых детей Флоренции.В этой школе он занял особое положение,благодаря своему таланту и был приглашён жить во дворец Медичи.Здесь он знакомится с философией и литературой.

    Был он величайшим скульптором и художником,архитектором и поэтом.

Имел он гордый и непримиримый характер,мрачный и суровый он воплотил в себе все муки человека-борьбу.страдания,неудовлетворённость,разлад идеала и действительности.

Он никогда не был женат.Говорил:

-Искусство-ревниво и требует всего человека.Я имею супругу,которой весь принадлежу,а мои дети - это мои произведения"

    Единственной его любовью стала Виктория Колонна,маркиза Пескара.Она приехала в Рим в 1536 году.Ей было 47 лет ,она была вдовой.Маркиза была очень образованной женщиной для своего времени.Она была поэтессой,глубоко интересовалась наукой,философией.В её салоне  велись живые разговоры о современных событиях,науке и искусстве.Микеланджело принимали здесь,как царственного гостя.В то время ему было уже 60 лет.

    Скорее  всего это была платоническая любовь.Виктория по прежнему была предана своему умершему в бою мужу,а к Микеланджело питала только великую дружбу.

Биограф художника пишет:"Особенно велика была любовь,которую он питал к маркизе Пескара.До сих пор хранит он множество её писем,наполненных самого чистого сладчайшего чувства...Сам он написал для неё множество сонетов,талантливых и исполненных сладостной тоски.

Он со своей стороны любил её так,что как он говорил ,его огорчает одно: когда он пришёл посмотреть на неё уже неживую,то поцеловал только её руку,а не в лоб или в лицо.Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим."Самым близким на протяжениимногих лет для него человеком был его слуга Урбино.Когда слуга занемог,он долго за ним ухаживал.

Последняя статуя,над которой он работал-это была Мария и Иисус,которую он делал для своей гробницы.но так её п не закончил.

Умер он в 89 лет в1564году в Риме.Но был перевезён во Флоренцию и похоронен в церкви Санта Кроче.

Надгробие на могиле Микеланджело.Флоренция.Церковь Санта Кроче.

На гробнице спроектированной Вазари - изваяния трех муз - скульптуры, живописи и архитектуры

Завещание его было очень коротким-"Я отдаю душу Богу,тело -земле,а имущество- родным."

 Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования.

И высочайший гений не прибавитЕдиной мысли к тем, что мрамор самТаит в избытке, — и лишь это намРука, послушная рассудку, явит.

Жду ль радости, тревога ль сердце давит,Мудрейшая, благая донна, — вамОбязан всем я, и тяжел мне срам,Что вас мой дар не так, как должно, славит.

Не власть Любви, не ваша красота,Иль холодность, иль гнев, иль гнет презренийВ злосчастии моем несут вину, —

Затем, что смерть с пощадою слитаУ вас на сердце, — но мой жалкий генийИзвлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

                                      САМЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ.

 

 

Давид.1501—1504.гг.Флоренция.

<iframe src="http://www.youtube.com/embed/nPgb0cP_pCc" frameborder="0"></iframe>

Пьета.Мрамор.!488-1489гг.Ватикан.Собор Святого Петра.

<iframe src="http://www.youtube.com/embed/ZOXZeA9IN5Q" frameborder="0"></iframe>

Страшный суд.Сикстинская капелла.Ватикан.1535-1541гг

Фрагмент.

Потолок в Сикстинской капелле.

Фрагмент потолка.

Мадонна Дони, 1507г.

   "Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы.

   Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным".

— Джорджо Вазари,биограф.

Обязательно посмотрите этот ролик.

<iframe src="http://www.youtube.com/embed/M6T7rouPl4s" frameborder="0"></iframe>

Ромен Роллан такими словами закончил биографию Микеланджело:

      "Великие души подобны горным вершинам. На них обрушиваются вихри, их обволакивают тучи, но дышится там легче и привольнее. Свежий и прозрачный воздух очищает сердце от всякой скверны, а когда рассеиваются тучи, с высоты открываются безграничные дали и видишь все человечество.

Такова и та исполинская гора, что поднялась над Италией Возрождения и своей изломанной вершиной ушла под облака".

     Этот материал подготовлен с большой любовью к великому мастеру,скульптору,художнику,поэту и архитектору Микеланджело Буонаротти.Не знаю,удалось ли мне передать это -судить вам. 

maxpark.com

Биография — Микеланджело Буонарроти - Музей Арт-Рисунок

Просмотров: 33378

Буонарроти Микеланджело, итальянский скульптор

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого Возрождения. В искусстве Микеланджело отразились полные героического пафоса идеалы эпохи, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Микеланджело Буонарроти: Пророк Иеремия - 1508-1512. Фреска, Возрождение. Италия, Рим. Ватикан, Сикстинская капелла. Микеланджело учился в мастерской Д. Гирландайо (1488-89) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях (рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", около 1490-92, Каса Буонарроти, Флоренция, - оба мраморные, как и все остальные скульптурные произведения Микеланджело) определились главные черты творчества Микеланджело - монументальность, пластическая мощь, внутренняя напряжённость и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал в Риме статую "Вакх" (1496-97, Национальный музей, Флоренция). В традиционную готическую схему скульптурной группы "Оплакивание Христа" (около 1497-98, собор св. Петра, Рим) он внёс глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 Микеланджело возвратился во Флоренцию, где выполнил колоссальную статую "Давид" (1501-04), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В картоне для росписи Палаццо Веккьо ("Битва при Кашине", 1504-06, сохранились копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. После многократного изменения проекта гробница Юлия II была завершена только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим). Для неё Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделённого могучей волей, титанической силой и темпераментом "Моисея" (1515-16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), исполненные трагизма статуи "Восставший раб" и "Умирающий раб" (обе - 1513-16, Лувр), а также 4 статуи рабов, оставшиеся неоконченными (около 1532-34, Галерея Академии Художеств, Флоренция). В незавершённых статуях виден процесс напряженной работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. Микеланджело Буонарроти: Всемирный потоп, 1508-1512. Фреска. Рим. Ватикан, Сикстинская капелла. В живописном цикле, выполненном на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12; включает композиции со сценами из библейской книги Бытия в центральной части плафона, монумент, фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, изображения предков Христа и эпизодов из Библии в распалубках, парусах и люнетах), Микеланджело создал грандиозную торжественную композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны чёткость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме сдержанных, изысканных цветов.В 1516-34 Микеланджело вновь работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо, архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520-34) и статуями для гробницы Юлия II. Под влиянием исторических и социальных процессов, выразившихся в нарастании феодальной реакции, мироощущение Микеланджело в 1520-х гг. приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса ренессансных идеалов, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишённых портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырёх фигур, изображающих времена суток и олицетворяющих беспощадную необратимость течения времени.В 1534 Микеланджело переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. В этот период он создал фреску "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, поражающую трагической силой образов. Глубокие раздумья Микеланджело о тщете человеческих усилий, мучительная безнадёжность поисков истины отразились также во фресках капеллы Паолина (1542-50) в Ватикане, отчасти предвосхищающих росписи барокко. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произв. относятся "Пьета" для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-55, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи; ныне в Галерее Академии Художеств, Флоренция), предназначенная для собственного надгробия, и незаконченная скульптурная группа "Пьета Ронданини" (1555-64, Музей старинного искусства, Милан), отмеченные трагической экспрессией художественного языка. Микеланджело Буонарроти: Кумская Сивилла. Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряжённостью масс. Большую роль играет в них рельефное оформление стены - активная светотеневая организация её поверхности с помощью использования высоких пилястр, подчёркнутой пластичности и объёмности карнизов, наличников и дверных порталов. В 1523-34 Микеланджело работал, над проектом и руководил строительством базилики Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора св. Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме (обе работы завершены после смерти Микеланджело). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом Марка Аврелия в центре замыкается дворцом Консерваторов и фланкируется 2 симметрично поставленными по её сторонам дворцами, открываясь в город широкой лестницей. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Развивая идеи Браманте, Микеланджело сохранил в плане собора св. Петра идею центричности, усилив значение и роль средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции).В последние годы жизни Микеланджело всё чаще обращался к поэзии. Его лирика отмечена глубиной мысли и высоким трагизмом. Излюбленными стихотворными формами Микеланджело были мадригал и сонет.Творчество Микеланджело, явившееся блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно во многом подготовило развитие маньеризма и оказало влияние на сложение принципов барокко.

Лит.: Архитектурное творчество Микельанджело. Сб. статей, М., 1936; М. Алпатов, Поэзия Микеланджело, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; М. Я. Либман, Микеланджело Буонарроти, М., 1964; Микеланджело. Жизнь. Творчество. [Сб., сост. В. Н. Гращенков], М., 1964; Е. И. Ротенберг, Микеланджело, М., 1964; Микеланджело и его время. [Сб. статей], М., 1978; У. Балдини, Микеланджело - скульптор, пер. с итал., М., 1979; Tolnay Ch. De, Michelangelo, v. 1-5, Princeton, 1943-60; Ackerman J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1-2, L, 1961; Weinberger M., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L.-N. Y., 1967; Einem H. Von, Michelangelo. Bildhauer, Maler, Baumeister, B., [1973].

Картины: Микеланджело Буонарроти

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

www.art-drawing.ru

Микеланджело Буонарроти (биография и творчество)

МИКЕЛАНДЖЕЛО, ФЛОРЕНТИЕЦ

   Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Со старинной гравюры

   Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор – родился и вырос во Флоренции. Свою родную Флоренцию художник не забывал нигде.    Когда его скульптуру "Пиета" – "Оплакивание" – римляне приписали другому ваятелю, Микеланджело вознегодовал не только за себя... Ночью с резцом и светильником в руках вошел он в часовню, где стояло его создание, и при трепетном свете – в первый и последний раз в жизни! – вырезал на мраморе: "Микеланджело Буонарроти, флорентиец, исполнил". Так заявил он о себе и о милой своей Флоренции. Разве не о ней, не о ее сынах думал он, когда творил из мрамора эту группу, полную чистой печали?    Он гордился своей родиной, ее неукротимым боевым духом. Ведь Флоренция Микеланджело, Флоренция XV–XVI веков, была не просто итальянским городом, как сейчас. Тогда это было свободолюбивое государство, республика, пытавшаяся отстаивать свою независимость от Рима и от иностранцев. Победы и поражения Флоренции были для Микеланджело кровным, личным делом.       Пиета

   Он любил свою Флоренцию и за то, что в ней процветали искусства. Под старость, рассказывая о себе своему ученику и биографу Вазари, художник помянул, что кормилицей его была жена каменщика...    – Из ее молока я извлек резец и молоток, – добавил он.    В этой мудрой шутке много правды. Если не с молоком кормилицы, то все же с самых ранних лет впитал Микеланджело красоту искусства. Прекрасные здания и статуи окружали его на улицах Флоренции – родины замечательного скульптора Донателло, родины Леонардо да Винчи...    В "Садах Медичи", где находилась художественная школа для одареннейших юношей Флоренции. Микеланджело познакомился с ослепительно прекрасными творениями древних греков. Правитель Флоренции Лоренцо Великолепный принадлежал к роду Медичи, ненавистному свободолюбивым флорентийцам. Но Лоренцо любил и понимал искусство... И в школе, созданной им, все было пронизано тем новым духом, которым повеяло в Италии еще с XIV века. Ученики этой своеобразной "академии художеств" горячо спорили о красоте. Посмеивались над ханжами-монахами. Читали вслух божественные стихи Данте, тоже флорентийца!..    Все начиналось заново в Италии в ту революционную эпоху. Рассеивался черный туман средневековья, когда человек был придавлен страхом перед Богом на небе и его всемогущими слугами на земле, боялся думать, боялся чувствовать. Земная жизнь, столько времени почитавшаяся "греховной", вновь открывалась ему во всей полноте, и он дивился ей, как дивился совершенству греческих статуй, извлеченных из земли... Человек, личность, действительно возрождалась. Так и называется эта великая эпоха – "Возрождение". Колыбелью Возрождения была прекрасная Флоренция.    Под синим небом Флоренции мальчик – Микеланджело покупал на базаре морских рыб, чтобы воспроизводить их причудливую окраску.    Во Флоренции пытливый юноша тайком анатомировал трупы, постигая законы человеческого тела, красоте которого он будет поклоняться всю жизнь...    Во Флоренции и для Флоренции создал великий скульптор Микеланджело одну из любимейших своих статуй – своего гиганта "Давида".

ОСВОБОЖДЕННЫЙ ГИГАНТ

   Давид (фрагмент)

   Несколько десятков лет вздымалась она над площадью, эта огромная мраморная глыба, привезенная во Флоренцию из Каррары. Мрамор сверкал белизной, но форма его была грубо искалечена. Какой-то незадачливый скульптор пытался обтесать его и бросил работу, только продырявив глыбу.    От этой обезображенной глыбы отказался в свое время Донателло. Леонардо, в зените славы и сил, не счел возможным приложить к ней свой резец. И вот теперь перед гигантским куском мрамора стоял двадцатишестилетний Микеланджело.    Нам нетрудно представить его себе: современники обстоятельно описали его облик. Среднего роста, мускулистый, с характерным профилем: переносица перешиблена еще в юности, в азартном споре, нижняя губа слегка выдается вперед, – некрасивое, мужественное, выразительное лицо... Маленькими карими глазами скульптор буквально впивается в глыбу.    Наконец он дает согласие. Хорошо, он попытается оживить мертвое...    Глыбу обносят загородкой. Три года "врубается" в нее Микеланджело – яростно, страстно, как всегда, и полном одиночестве. Осторожными, но уверенными ударами откалывает он мрамор, снимает слой за слоем, словно освобождая то, что спрятано внутри.    Он, Микеланджело, всегда утверждал, что в каждом куске мрамора заключена своя статуя, надо только убрать лишнее. Воображение рисовало ему замысел так явственно, как будто он уже воплощен...    Обычно, прежде чем перейти к мрамору, скульптор лепит статую из более послушного материала глины. Глиняную модель он в том же размере "переводит" в мрамор. Глина – как бы черновик, ведь на глине можно исправлять ошибки, что-то углубить, что-то сгладить...    У Микеланджело, когда он ваял "Давида", не было ничего, кроме двух маленьких эскизов, двух восковых фигурок в несколько сантиметров высотой... Без "черновика", сразу "набело" врубался он в мрамор, не терпящий поправок, и каждый удар его руки был безукоризненно точен.    Как это удавалось ему? Что приходило ему на помощь? Глубокое знание анатомии, навык, приобретенный трудом?.. Конечно, и это. Познания и труд необходимы художнику. Но ничто не возместит ему той врожденной силы, которую можно развить, но нельзя приобрести. Силы, для которой нет у нас другого названия, чем "творческий гений".    ...Когда загородку убрали, изумились даже флорентийцы, избалованные произведениями искусства. В свободной позе, слегка отставив левую ногу, уходя в небо кудрявой мраморной головой, высился перед ними гигант – прекрасный, могучий юноша. Сжимая левой рукой пращу, был он готов к отпору. Как воин стоял он, как защитник Флоренции от врагов. Как человек невиданной красоты тела и духа... Но только не как "святой Давид", о котором говорится в церковных книгах.    Библейское сказание повествует, что слабый отрок, почти мальчик, Давид, защищая свой народ, поверг великана Голиафа. Микеланджело сделал великаном самого Давида, отважный, сильный дух воплотил он в мощное тело атлета. Не очень-то посчитался Микеланджело со священным текстом!.. Впрочем, так поступали и другие мастера Возрождения, вливая в старые мехи религиозных сюжетов новое вино, новое содержание...    Но есть в "Давиде" нечто свойственное только одному Микеланджело, характерное лишь для его бурной творческой личности. Хотя мраморный гигант показан еще до поединка с врагом, мы доподлинно знаем, каким будет Давид, когда разгорится бой, столько скрытой мощи в этих великолепных мышцах, в повороте головы, так сосредоточенно, грозно юношеское лицо! Давид пока спокоен, но в этом покое чувствуется напряжение страсти, затишье перед бурей.    "Террибилита", – говорят итальянцы, пытаясь обрисовать творчество Микеланджело. "Террибилита" – сила переживаний, внушающая страх. В передаче этой силы Микеланджело не имеет равных.

ТРАГЕДИЯ ГРОБНИЦЫ

   Примерно через год после того, как мраморный гигант был водружен на главной площади Флоренции, Микеланджело вновь покинул родной город. Папа Юлий II вызвал его в Рим и заказал ему свою гробницу... Творческие замыслы теснились в голове художника, и он разработал проект великолепной гробницы, украшенной множеством статуй. Проект как будто понравился папе, и художник, полный радужных надежд, уехал в Каррару за мрамором.    Так в 1505 году началась эта долгая история, которую биографы Микеланджело называют "трагедией гробницы". Трагедия гения, зависящего от причуд "сильных мира сего".    Когда художник, мечтая скорей приступить к желанному труду, вернулся в Рим, папа уже охладел к своей затее. Кажется, кто-то внушил ему, что строить себе гробницу – дурная примета. Так или иначе. Юлий не проявил к художнику никакого внимания. И оскорбленный Микеланджело тут же самовольно покинул Рим.    Тогда папа послал за ним. Он тоже был с сильным характером, этот самовластный старик, при случае легко сменявший молитвенник на боевое оружие... Слабо разбираясь в искусстве, он кое-что понимал в людях. Он не желал терять Микеланджело и настаивал на его возвращении.    Художник упорствовал. Но здравый смысл, а главное, жажда воплотить дорогой ему замысел в конце концов взяли верх. Микеланджело вернулся к папе.    И тут папа поступил с ним так, как в мифах поступали с героями древние боги. Он наложил на него тяжкие испытания: прежде чем начать гробницу, Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы, часовни.    И опять художнику пришлось смириться, – мечтая о желанном труде, взяться за нежеланный. Впрочем, он скоро увлекся им со всем неистовством своей натуры.    Дельфийская Сивилла (фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы)

   Двадцать месяцев провел он на лесах под потолком капеллы, лежа с кистью в руке на спине. Он так испортил себе зрение, что долгое время мог читать письма, только подняв их вверх... В шутливом стихотворении – Микеланджело был и поэтом! – он писал, что из-за этой работы у него вырос зоб, затылок прирос к спине, борода стала дыбом... И все же он работал один, без помощников.    Папе не терпелось взглянуть на то, что сделал Микеланджело.    – Скоро ли ты кончишь? – торопил он, хмуря кустистые брови.    – Кончу, когда буду доволен.    – Смотри, чтоб я не сбросил тебя с твоей вышки!..    Но вот наконец леса сняты. Подобрав сутану, папа решительно переступает через доски и смотрит, на потолок... Что ж, на потолке написано то, что и должно украшать стены часовни: сцены из священной истории.    Хорошо, что папа не очень тонко разбирается в искусстве! Иначе он заметил бы, что священная история, написанная могучей кистью "его" художника, слишком человечна!.. Жизненной правдой дышат сцены "потопа". Человеческой мудростью и энергией исполнены лица пророчиц-сивилл. А сам господь бог, творящий небо и землю, скорее похож на художника, охваченного неудержимым порывом вдохновения. Как прекрасно, как одухотворенно лучшее из его созданий – первый человек, Адам! Не во славу бога – во славу человека, его разума и творчества, созданы эти "божественные фрески".    К счастью, папа не видит этого. Его беспокоит другое.    – Надо бы пройтись золотом, – замечает он. – Бедно все это...    – Те, что изображены здесь, тоже были бедны.    Ответ звучит почти грубо. Но папа уже привык к строптивости "своего" художника и не обращает на нее внимания.    Не обращает внимания папа и на фигуры, написанные в оконных арках-люнетах, на женщин с грустными, озабоченными лицами, на скорбные фигуры странников... У одного из них вид затравленного. Другой точно пишет просьбу о помиловании... Как попали они в часовню. Эти обыкновенные, "мирские" люди? И почему они так грустны?..    Много позднее исследователи ответят на этот вопрос. Как раз в те годы, когда Микеланджело работал в часовне, Флоренция была захвачена испанцами. Многие из ее жителей скитались без крова, многие флорентийские матери потеряли тогда детей... О них, о бедах своей родины, видимо, думал художник, расписывая люнеты. И эту работу он делал не по приказу папы...    Гробница папы Юлия II

   ...А "трагедия гробницы" продолжалась. При жизни Юлия художнику удалось изваять лишь малую часть тех статуй, о которых он мечтал. Но какие это были статуи!.. Моисей, полный праведного гнева, фигуры рабов, красоте и выразительности которых до сего времени дивится мир.    Умирает Юлий II. Его преемники еще меньше интересуются гробницей... Они поручают Микеланджело все новые и новые дела, а главный замысел его жизни – гениальный замысел! – остается неосуществленным.    Идут года... Почти семидесятилетним стариком заканчивает художник то, что замыслил еще в молодости... Но разве это та гробница, то гармоничное сооружение, о котором он мечтал?!. Из-за равнодушия тех, кто давал средства для работы, все обеднено, пропорции нарушены… И все же статуи Моисея и рабов, украшающие гробницу папы Юлия II, делают ее одним из величайших памятников искусства...    И кто, кроме узких специалистов-историков, кто вспомнил бы о существовании этого папы, не будь на свете строптивого художника Микеланджело?!

ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА

   Умирающий раб (фрагмент)

   Одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю Микеланджело, было создание капеллы Медичи в его родной Флоренции.    Лоренцо хотя бы любил искусство. Наследники его не обладали и этим качеством и были ненавистны Флоренции. Изгнание рода Медичи означало победу свободы. Возвращение Медичи было ее поражением.    И вот в 30-х годах XVI века Медичи снова вернулись во Флоренцию. Этому предшествовала война, в которой Микеланджело принимал непосредственное участие, он был главным комиссаром военных укреплений... Теперь, когда враг победил, художник ждал ареста и суровой расправы.    Но слава Микеланджело к тому времени была слишком велика. Уничтожать его не имело смысла, лучше было его использовать. Художнику предложили работу... Родовая капелла Медичи, созданная Микеланджело могла укрепить славу этого рода, а Медичи любили славу!    Художник стоял перед выбором: отказаться от этой работы, а вместе с ней и от всякого творческого труда: правители не простили бы ему отказа! – или же восславить своим искусством ненавистных победителей. Мысль об этом была мучительна.    Он нашел выход. Он взялся за эту работу, закончил часовню и наполнил ее статуями. Но его творение не прославляло ни рода Медичи, ни их победы.    Тревогу вселяет во всех входящих сама архитектура часовни. Скорбь ощущается в позах, в выражении лиц прекрасных статуй. О безысходной печали, а совсем не о величии Медичи, говорит все в этой часовне. Языком линий и форм оплакал здесь Микеланджело свою Флоренцию. Это была его победа над Медичи. Горькая победа...    Вот она, спящая статуя Ночи. Еще при жизни своего учителя Вазари писал, что в ее фигуре "чувствуется не только покой спящего, по также скорбь и печаль человека, теряющего нечто чтимое и великое..." Вот "Утро", которое не хочет пробуждаться: слишком мрачен предстоящий день...    Утро (фрагмент статуи с гробницы Лоренцо Медичи)

   Капелла Медичи – мраморная симфония печали, прощальный дар художника своей Флоренции. Создав эту часовню, он навеки покидает родину. Обратно он вернется только в гробу: останки его привезут во Флоренцию, чтобы предать родной земле...    От имени своей "Ночи" Микеланджело написал четверостишие, гениально переведенное нашим поэтом Тютчевым. В горестных строках выражены те же настроения, что и в мраморе капеллы:

Молчи, прошу не смей меня будить. О, в этот век преступный и постыдный Не жить, не чувствовать – удел завидный... Отрадно спать, отрадней камнем быть.

МИКЕЛАНДЖЕЛО, ОБРАЩЕННЫЙ К НАМ

   Наследие Микеланджело огромно. Здесь, в коротком очерке, не упомянуто о многих очень значительных его работах. Не сказано, например, о его грандиозном труде над собором святого Петра в Риме, Ватиканом... А ведь для Пушкина "Бонароти" был прежде всего создателем Ватикана. Вспомним "Моцарта и Сальери".    Слава великого художника давно перехлестнула границы Италии. Микеланджело Буонарроти, флорентиец – гордость всего мира.    Революционные эпохи всегда считали его своим. Его "Моисей" больше похож на вождя, чем на пророка. Раб, пытающийся сбросить оковы, невольно воспринимается как символ народа, томящегося в рабстве, рвущегося к освобождению...    Мятущийся гений Микеланджело, умершего четыреста лет назад, чем-то ближе нам, чем безмятежно-гармоническое творчество иных его великих современников. В сияющее искусство Возрождения он внес ноты скорби, ноты протеста, внутренней борьбы. Все в нем смятение, гнев, страсть. Как живые, говорят с нами, живыми, его создания. Существует мнение, что он создал "идеального героя". Но слово "идеальный" как-то не подходит к Микеланджело. Его герой прошел через все муки, – и через войну тоже! – увидел жизнь во всей ее сложности, он реален. В нем – пусть он из мрамора – ощущается биение живой, горячей крови... Недаром нашего художника-реалиста Сурикова так восхитили жилы на могучих руках Моисея. ...Сам Микеланджело мало походил на "идеального героя". Неровный, неуживчивый, не всегда справедливый к отдельным людям, он был земным, погрешимым человеком, погрешимым во всем, кроме искусства. Если вы узнаете это искусство хоть немного, – хотя бы по копиям в музеях или даже по репродукциям, – у вас, несомненно, появится желание поближе познакомиться с его творцом. И, может быть, вам захочется достать книгу о его времени, о Флоренции, которую он так любил, почитать письма Микеланджело – словом, ощутить его не как полубога, а как человека, пронесшего через века свой человеческий гнев, свою боль и радость.

journal-shkolniku.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта