history_of_art. Давид и голиаф картина микеланджело


Описание картины Караваджо «Давид и Голиаф (1601)»

Описание картины Караваджо «Давид и Голиаф (1601)»

Эта картина была заказана у художника кардиналом Сципионе Боргезе. Давид и Голиаф, опираясь на библейские сведения, были героями древности. Давиду предстояло стать царём иудеев, а Голиаф являлся исполином – филистимлянцем. В одной из библейских легенд рассказывается о противостоянии этих двух персонажей. Родным городом Голиафа был Геф, а сам он происходил из рефаимского племени исполинов. Во время царствования Саула, этот гигант наводил ужас на войско израильтян., сражаясь на стороне филистимлян и отличаясь неимоверной силой и жестокостью.

Давид был молодым пастушком, который стал одним из воинов израильского царя. Он услышал о Голиафе, которого боялись даже самые отважные солдаты. Но проявив неимоверную смелость и доблесть, будущий царь вызвал исполина на поединок, который закончился в его пользу. Он поразил его камнем, заложенным в пращу. Если верить древним сведениям, то рост Голиафа составлял более трёх метров. Многие писатели упоминали исполинов, которые имели именно такой рост. Подробно описывается вооружение филистимлянца, который был закован в чешуйчатые металлические доспехи и носил тяжёлый медный шлем. Его меч весил около десяти килограмм.

Данный вид живописи является религиозным, и в точности повторяет одно из библейских сказаний. Картина Караваджо отличается резким противопоставлением теней и света, которые он тщательно проработал на холсте. Образы его персонажей идеализированы, а сюжет картин насыщен аллегориями. Работа живописца даёт ощущение объёмности, создаёт эмоциональное напряжение и подчёркивает простоту персонажей. Картина кажется неимоверно мягкой и подвижной, отличаясь драматизмом, отображающим жизнь самого художника. Его холсты пластичны и контрастны, вызывая сильную аффектацию чувств.

opisanie-kartin.com

Картина «Давид с головой Голиафа». 1610 год.

Эта история известна, как Давид и Голиаф. Поединок Давида и Голиафа закончился полной победой будущего царяНачалась она с того, что Бог приказал Самуилу помазать нового царя - одного из семерых сыновей некоего Иессея Вифлиемлянина. Самуил взял рог с елеем и отправился в город Вифлием. Увидев старшего сына Иессея, Самуил решил, что это и есть избранник Божий, но Бог сказал: "Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце". Так же были отвергнуты еще пятеро сыновей Иессея, и лишь когда привели самого младшего, Давида, Господь сказал: "Встань, помажь его, ибо это он".

Помазание нового царя некоторое время сохранялось в тайне, и над Израилем по-прежнему царствовал Саул. Лишившись поддержки Самуила, чувствуя, что отвергнут Богом, Саул впал в жестокую меланхолию, "возмущал его злой дух".

В то время верили в целительную силу музыки, и царедворцы Саула стали искать искусного музыканта. Случилось так, что их выбор пал на Давида, славившегося своим умением играть на арфе. Давида доставили в царский дворец, и с тех пор, когда Саула начинала терзать тоска, "Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него".

В это время возобновилась война с филистимлянами. Саул во главе войска отправился сражаться, а Давид, будучи еще слишком юным, чтобы воевать, вернулся к своему отцу. "И стали филистимляне на горе с одной стороны, а израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина".

Из рядов филистимлян выступил могучий боец, великан Голиаф, и крикнул израильтянам: "Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам!"

Услышав вызов великана, израильтяне "очень испугались и ужаснулись". Царь Саул пообещал богатую награду и свою дочь в жены тому, кто сразится с Голиафом, но никто не решился вступить в единоборство. Никто не мог тогда предположить, что в поединке должны сойтись два неравных противника - Давид и Голиаф, молодой пастух и опытный воин трехметрового роста.

В израильском войске находились старшие братья Давида. Однажды отец сказал ему: "Возьми для братьев своих ефу (мера сыпучих тел - около 52 литров) сушеных фруктов и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям". Давид взял ношу и отправился в расположение израильских войск. Он повидался с братьями, передал им отцовские гостинцы, а братья рассказали ему о вызове Голиафа. Давид пошел к Саулу и сказал: "Раб твой пойдет и сразится с этим филистимлянином". Саул стал отговаривать Давида от безрассудного намерения, но юноша сказал, что когда он пас стада своего отца, то не раз защищал овец от львов и медведей, и что Господь, помогавший ему побеждать хищных зверей, поможет победить и Голиафа.

Давиду принесли оружие и доспехи, но они оказались слишком тяжелыми для него. Давид сказал: "Я не могу ходить в этом; я не привык". Он взял пастушеский посох, пращу и пять гладких камней, которые подобрал на дне ручья, и вышел на бой с ужасным великаном.

Когда Давид и Голиаф оказались друг против друга, филистимлянин встретил юношу пренебрежительной фразой: "Что ты идешь на меня с палкой и с камнями? Разве я собака?"

Давид же отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа". Он вложил в пращу камень - и метнул прямо в лоб великану. Оглушенный молниеносным ударом великан упал, а Давид быстро подбежал к нему и его же мечом отсек Голиафу голову. Видя поражение своего силача, филистимляне обратились в бегство.

Победа над Голиафом прославила Давида на всю страну. Саул, несмотря на молодость Давида, назначил его военачальником и выдал за него замуж свою дочь Мелхолу. Давид одержал много военных побед, и вскоре его слава затмила славу самого Саула. В народе говорили: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч".

Давид и Саул

Злой дух возмущал царя СаулаСаул начал завидовать Давиду и постепенно возненавидел его. Кроме того, до Саула стали доходить слухи, что пророк Самуил тайно помазал Давида на царство. Оскорбленная гордость, страх и подозрения довели Саула почти до безумия. "Напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем".

Однажды Давид, как в прежние времена, пришел к Саулу, чтобы поиграть ему на арфе, но Саул метнул в Давида копье, от которого тот едва успел увернуться. Вскоре Саул отправил Давида в опасный поход против филистимлян, надеясь, что тот погибнет. Но Давид вернулся с победой, еще больше упрочившей его славу. Тогда Саул решил подослать к Давиду убийц. Об этом стало известно сыну Саула, Ионафану. Рискуя навлечь на себя гнев отца, он предупредил о грозящей опасности свою сестру Мелхолу, жену Давида.

Мелхола сказала Давиду: "Если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит". Давид бежал через окно, а Мелхола уложила в постель куклу, прикрыв ее одеждой Давида.

Когда утром слуги Саула пришли за Давидом, Мелхола сказала, что ее муж болен и не может встать с постели. Слуги доложили об этом Саулу, и тот приказал: "Принесите его ко мне на постели, чтобы убить его". Обман раскрылся, и Мелхола едва избегла наказания, заверив отца, что Давид угрозами вынудил ее помочь ему.

Ионафан попытался поговорить с отцом, взывая к чувству справедливости: "Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя". Но Саул не желал слушать разумных доводов и лишь разгневался на Ионафана: "Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иесеевым на срам себе?" - и приказал снарядить погоню за Давидом.

Давид ожидал Ионафана в условленном месте. Ионафан, опередив погоню, посоветовал Давиду бежать подальше от Саула и найти себе надежное убежище. Друзья обнялись со слезами, "и встал Давид и пошел, а Ионафан возвратился в город".

Давид поселился в горах. Вскоре "собрались к нему все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек". Узнав об этом, Саул начал с Давидом настоящую войну. Он "взял три тысячи отборных мужей из всего Израиля, и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны". Но Давид был неуловим.

Однажды Саул зашел "для нужды" в темную пещеру. Как раз в этой пещере скрывался Давид со своими людьми. Разбойники хотели убить царя, но Давид удержал их, сказав: "Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню". При этом он незаметно отрезал край плаща Саула.

Когда Саул покинул пещеру, Давид закричал ему вслед: "Господин мой, царь! Посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее". Саул оценил великодушие Давида и сказал: "Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом". Но преследований не прекратил.http://objective-news.ru/2010-02-24-14-56-52/

alindomik.livejournal.com

История картины Микеланджело Меризи де Караваджо "Давид с головой Голиафа"

Микеланджело Меризи де Караваджо

Давид с головой Голиафа

1610, 125×101 смМасло, Холст

Галерея Боргезе, Рим

Микеланджело Меризи де Караваджо

Давид с головой Голиафа1607 годмасло, холст

В середине семнадцатого века, люди заявляли, что на картине обе изображённые головы, Давида и гиганта Голиафа, являются автопортретами разных этапов жизни художника. Однако, лишь немногие историки искусств отметили черты Караваджо в обоих лицах. В одноимённой работе, сделанной Караваджо ранее (1607 год), в качестве модели Давида использовал, как считается, модель с улицы.

Давид - царь Израильско - Иудейского государства (конец XI - около 950 г. н. э). Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - пастух, выходец из иудейского города Вифлеем. Он появляется при дворе израильско - иудейского царя Саула как певец - гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух. Давид снискал расположение Саула и спас свой народ от порабощения, одержав победу в поединке с великаном Голиафом, воином филистимлян, осадивших иудейский город. Давид убил Голиафа камнем из пастушеской пращи (метательное, которым отгоняли волков от стада), а затем мечом поверженного врага отрубил ему голову.

Давид заслужил любовь и уважение народа. Он добился руки царевны Мелхолы, дочери Саула.

На картине, в руках Давида обычный клинок, который никогда оружием не служил. Перед битвой с Голиафом, он отказался от доспехов и оружия, воспользовавшись клинком лишь после битвы, для обезглавливания побеждённого. Караваджо мог изобразить тяжёлый меч, но герою достаётся изящный и тонкий, как кисть, кинжал.

Многие художники изображали на своих полотнах этот исторический сюжет.

Доменико Фетти

Давид с головой Голиафа

между 1616-1620 годами

холст, масло

105х81 см.

ГМИИ им. Пушкина

artofhistorian.livejournal.com

Чем ещё интересна кроме живописи картина Микеланджело "Давид и Голиаф"..?

Чем ещё интересна кроме живописи картина Микеланджело "Давид и Голиаф"..?

  1. Галиаф- автопортрет самого Микеланджело.
  2. В период позднего Возрождения появляются автопортреты-символы, которые по-своему отражали сложный переходный период европейской культуры. Как пример, автопортрет Микеланджело Караваджо в виде головы Голиафа, отрубленной Давидом. (Микеланджело Давид с головой Голиафа . Рим. Галерея Боргезе) .

    Картина Давид и Голиаф интересна тем, что великий Микеланджело да Караваджо (справа) изобразил на ней себя дважды - молодым и старым.

    Победителем и побежденным

    Давид царь Древнего Израиля и Иудеи (н. Х в. до н. э.) , историческая личность. Его поэтические псалмы вошли в Псалтирь, часть Ветхого Завета. Будучи младшим сыном незнатных родителей, Давид был избран Богом и помазан пророком Самуилом на царство.

    Часто упоминаемый сюжет борьба Давида и Голиафа. Во время войны между израильтянами и филистимлянами из лагеря последних выступил единоборец по имени Голиаф, вызывая на бой один на один кого- нибудь из противников. Исход боя должен был стать исходом войны на кону стоял вопрос о рабстве целого народа. Царь Саул благословил юного Давида, вызвавшегося добровольно на бой с великаном. Юноша отказался от доспехов и брони и вышел с пастушеским посохом и пятью камнями в сумке.

    Одним ударом он поразил Голиафа в лоб, отчего тот умер.

    ______________________

    Исследователи официально представили результаты своих изысканий на заседании Национального комитета по организации памятных событий по случаю 400-летия смерти Караваджо. Здесь была представлена книга "Новые открытия Караваджо", в которой, в частности, документально и доказательно излагается, что художник первым применял в своем творчестве прототип фотографии, используя прием камеры-обскуры. Караваджо не единожды помещал автопортрет на своих картинах. Мэтр придал собственные черты богу вина на полотне "Больной Вакх", которое выставлено в римской галерее Вилла Боргезе. Черты художника угадываются и в изображении отрезанной головы Голиафа на картине из коллекции музея Виллы Боргезе "Давид и Голиаф"

4u-pro.ru

Библейские сюжеты: царь Давид - СТРАНЫ - ГОРОДА

24monacoЛоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 – 3-я кн. Царств, глава 2).viscont2Джиованни де Грасси. Миниатюра с изображением Царя Давида из Часослова Висконти,  Италия. 1389

Кто же такой Давид? Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах. Гениальный музыкант, который игрой на арфе излечивал мучимого душевной болезнью царя Саула. Одинокий изгнанник, вынужденный скрываться в горах от преследований обезумевшего царя. Человек, наделенный неистовой силой чувств, будь то беззаветная дружба с сыном Саула Ионафаном или страстная любовь к женщине. Неотразимый мужчина, который легко завоевывал сердца дев и замужних матрон: юной дочери Саула Мелхолы, мудрой Авигеи и прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, который отправил на верную смерть военачальника Урию, мужа полюбившейся ему Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-мятежника Авессалома. Тонкий дипломат и политик, который после гибели царя Саула и его сыновей в битве с филистимлянами сумел отстоять свое право на престол, удержать его, вопреки всем интригам, и основать династию. Великий государь и военачальник, который покорил филистимлян, создал мощную державу и сделал «град Давидов» Иерусалим столицей своего государства.

k_davidПсалтырь герцога Беррийского. 1386 г.

Давид – один из немногих ветхозаветных героев, наделенных прямой речью, причем это не отдельные реплики и не отвлеченные поучения, а открытое лирическое выражение чувств. В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное – в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым, искренним.

2illumix

Фра Анжелико. Царь Давид. 1443-45 гг.

Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Но причины этого интереса не исчерпываются литературными достоинствами библейских летописей. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) - наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов – библейский царь Давид – на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.

w_moses8Клаас Слютер. Пророк Давид. Колодец пророков в монастыре Шанмоль, Дижон. 1395-1406

Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель - Мессия – придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя – как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Читатель, конечно, сразу вспомнит главную достопримечательность Флоренции - знаменитую статую Микеланджело, но наш разговор начнется не с нее. У великолепного микеланджеловского Давида были предшественники, и знакомство с ними поможет нам лучше понять всю оригинальность замысла великого скульптора.

1david_1Донателло.  Давид. 1408 г.

Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.

2david1Донателло. Давид. 1430 г.

Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура. Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига. Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.

y_davidАндреа Вероккьо. Давид. 1473 г.

Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.

david4Микеланджело.  Давид. 1504 г.

Представим себе, что человечество должно выбрать одно-единственное произведение искусства, которое олицетворяет все лучшее, что есть в юношах Земли. Наверное, избран был бы микеланджеловский Давид. Трудно представить себе образ более притягательный: возвышенный и в то же время полностью земной, одухотворенный и одновременно чувственный, исполненный благородства и внутренней силы, зрелого мужества и юношеской решительности.В отличие от Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил не победителя, а воина-защитника, который готовится к бою. Скульптор отказался от эффектного противопоставления красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа. Отвергнув это конкретное иллюстративное решение, Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистическим смыслом.

david0Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г.

Давид Донателло - победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.

03davidАндреа дель Кастаньо. Молодой Давид. 1430-е гг.

4davidТициан Вечеллио. Давид и Голиаф. 1542-44 гг.

70davidКараваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10 гг.

david6Орацио Джентилески. Давид с головой Голиафа. 1610 г.

david8Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа. 1605 г.

david_goДоменико Фетти. Давид с головой Голиафа. 1620 г.

Битва Давида с Голиафом была излюбленным сюжетом не только для скульпторов, но и для живописцев, особенно в 17 столетии. Эпоха барокко ценила контрасты, и идея изобразить цветущего юношу с безобразной головой врага в руках представлялась художникам заманчивой. Назовем три картины Караваджо, работы Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, не говоря уж о менее известных произведениях.

17davidЧима да Канельяно. Давид и Ионафан. 1505-10 гг.

14oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.

Отдал дань этой теме и молодой Рембрандт в многофигурной композиции «Давид приносит голову Голиафа царю Саулу» (1627 г.). Но в более поздней картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 г.) перед нами предстает совсем другой Давид - не блестящий триумфатор, не славный победитель, а гонимый, доведенный до отчаяния человек. Верный Ионафан помог Давиду скрыться от гнева своего мстительного отца, царя Саула, и вот настал миг, когда он должен оставить друга в одиночестве. «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 кн. Царств, 20:41). Недвижный, словно окаменевший, Ионафан поддерживает друга мягко и бережно. Давид же обнимает Ионафана отчаянно, истово, он сломлен страхом и страданием. Мы не видим его лица, но чувствуем, что тело сотрясается от рыданий.Примечательно, что картина Рембрандта – гимн преданности, верности, дружбе - единственная, написанная на этот сюжет. Хотя в 17 веке богословские толкования уже не имели такого влияния на умы, как в более раннюю эпоху, образ Давида-триумфатора основательно затмил прочие стороны его натуры. Показывать славного царя в тяжелую минуту жизни, когда он дал волю слезам, припав к груди друга… Это полностью шло в разрез с традицией, было не то чтобы запрещено, но не принято. Как не принято было сочувственно относиться к предшественнику Давида, отвергнутому Господом царю Саулу.

saul_davГверчино. Саул атакует Давида. 1646 г.

davidhar1Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.

sauldaviЭразмус Квеллинус II. Саул и Давид. Фрагмент. 1635 г.

davidharЛукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г. 

В хрониках рассказывается, что Давид часто играл для Саула на арфе. Практически все художники, которые брались за этот сюжет, в том числе и молодой Рембрандт (картина 1630 г.), изображали момент, когда Саул в приступе безумия собирается броситься или уже набросился с копьем на Давида. Но зрелого Рембрандта, вернувщегося к этому сюжету в 1650- е годы,  вдохновили другие строки хроники: «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует. Рембрандт рассказывает собственно не об эпизоде из жизни Давида, а о целительной силе искусства, о минуте душевного просветления, которую переживает ожесточившийся владыка.

Saul_and_David_rembrandtРембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1629-30 гг.

22oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1655-60 гг.

Так же, как и «Прощание Давида с Ионафаном», не имеет аналогов картина «Давид и Урия» (1665 г.), хотя история преступной любви Давида к Вирсавии, жене военачальника Урии, часто становилась темой живописи. На одних картинах запечатлен миг, когда Давид с высокой башни своего дворца случайно увидел купающуюся красавицу и воспылал к ней страстью, на других мы видим обнаженную Вирсавию с письмом Давида в руке. Закулисная сторона этой истории – неправедный поступок Давида, который тайно отдал приказ поставить Урию в самое жаркое место боя и оставить его без помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.

25oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.

Необычна композиция картины. Три человека стоят спиной друг к другу, но лицом к зрителю. На переднем плане уходящий от царя Урия, вслед ему смотрят Давид и пророк Натан, который именем Господа осудил Давида и привел его к покаянию. Ни один не видит лица другого, ни один не должен скрывать свои чувства. Урия прижал руку к груди, у него вид обреченного, который только что услышал приговор. Во взгляде Давида – сожаление и чувство утраты. Он сознает свою греховность, но не в силах поступить иначе.

bathshebЯн Массейс. Царь Давид видит Вирсавию. Середина 16 в.

Эти три картины показывают нам, как свободно относился Рембрандт к сложившимся традициям в изображении событий Ветхого Завета. Для него существовали лишь собственные впечатления и переживания, только личный опыт. И это роднит его с Микеланджело. Оба великих и столь не похожих мастера не снисходили до изобразительного комментария к Библии. Непосредственный смысл сказаний был для них лишь поводом для обобщений, для зрелых и оригинальных суждений о человеке. Но парадоксальным образом именно их творения наиболее верно передают дух библейских текстов, их универсальное значение.

sacchet2Чечино дель Салвати. Вирсавия идет к царю Давиду. 1552-54 гг.

В посвященном Микеланджело романе «Муки и радости» Ирвинг Стоун писал о статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, в котором совместились бы множество людей, все те, кто от начала времен отваживался сражаться за свободу. Давид олицетворял для него человеческую отвагу в любой сфере жизни». То же самое можно сказать и о рембрандтовских героях – Давиде, Ионафане, Сауле, Урии. Их образы воплощают множество поколений людей: тех, кто безоглядно отдавался творчеству, тех, кто был безвинно осужден, тех, кто страдал от притеснений власти и тех, кто с риском для себя защищал гонимых, тех, кто по слабости своей грешил и тех, кто проливал слезы раскаяния, - всех нас.

09bathshПитер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 г.

marinagra.livejournal.com

Чем ещё интересна кроме живописи картина Микеланджело «Давид и Голиаф»..? — prg-rb

Чем ещё интересна кроме живописи картина Микеланджело «Давид и Голиаф»..?

  1. В период позднего Возрождения появляются автопортреты-символы, которые по-своему отражали сложный переходный период европейской культуры. Как пример, автопортрет Микеланджело Караваджо в виде головы Голиафа, отрубленной Давидом. (Микеланджело Давид с головой Голиафа . Рим. Галерея Боргезе) .

    Картина Давид и Голиаф интересна тем, что великий Микеланджело да Караваджо (справа) изобразил на ней себя дважды — молодым и старым.

    Победителем и побежденным

    Давид царь Древнего Израиля и Иудеи (н. Х в. до н. э.) , историческая личность. Его поэтические псалмы вошли в Псалтирь, часть Ветхого Завета. Будучи младшим сыном незнатных родителей, Давид был избран Богом и помазан пророком Самуилом на царство.

    Часто упоминаемый сюжет борьба Давида и Голиафа. Во время войны между израильтянами и филистимлянами из лагеря последних выступил единоборец по имени Голиаф, вызывая на бой один на один кого- нибудь из противников. Исход боя должен был стать исходом войны на кону стоял вопрос о рабстве целого народа. Царь Саул благословил юного Давида, вызвавшегося добровольно на бой с великаном. Юноша отказался от доспехов и брони и вышел с пастушеским посохом и пятью камнями в сумке.

    Одним ударом он поразил Голиафа в лоб, отчего тот умер.

    ______________________

    Исследователи официально представили результаты своих изысканий на заседании Национального комитета по организации памятных событий по случаю 400-летия смерти Караваджо. Здесь была представлена книга «Новые открытия Караваджо», в которой, в частности, документально и доказательно излагается, что художник первым применял в своем творчестве прототип фотографии, используя прием камеры-обскуры. Караваджо не единожды помещал автопортрет на своих картинах. Мэтр придал собственные черты богу вина на полотне «Больной Вакх», которое выставлено в римской галерее Вилла Боргезе. Черты художника угадываются и в изображении отрезанной головы Голиафа на картине из коллекции музея Виллы Боргезе «Давид и Голиаф»

  2. Галиаф- автопортрет самого Микеланджело.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

prg-rb.ru

Библейские сюжеты: царь Давид - История искусств

24monacoЛоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 – 3-я кн. Царств, глава 2).viscont2Джиованни де Грасси. Миниатюра с изображением Царя Давида из Часослова Висконти,  Италия. 1389

Кто же такой Давид? Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах. Гениальный музыкант, который игрой на арфе излечивал мучимого душевной болезнью царя Саула. Одинокий изгнанник, вынужденный скрываться в горах от преследований обезумевшего царя. Человек, наделенный неистовой силой чувств, будь то беззаветная дружба с сыном Саула Ионафаном или страстная любовь к женщине. Неотразимый мужчина, который легко завоевывал сердца дев и замужних матрон: юной дочери Саула Мелхолы, мудрой Авигеи и прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, который отправил на верную смерть военачальника Урию, мужа полюбившейся ему Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-мятежника Авессалома. Тонкий дипломат и политик, который после гибели царя Саула и его сыновей в битве с филистимлянами сумел отстоять свое право на престол, удержать его, вопреки всем интригам, и основать династию. Великий государь и военачальник, который покорил филистимлян, создал мощную державу и сделал «град Давидов» Иерусалим столицей своего государства.

k_davidПсалтырь герцога Беррийского. 1386 г.

Давид – один из немногих ветхозаветных героев, наделенных прямой речью, причем это не отдельные реплики и не отвлеченные поучения, а открытое лирическое выражение чувств. В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное – в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым, искренним.

2illumix

Фра Анжелико. Царь Давид. 1443-45 гг.

Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Но причины этого интереса не исчерпываются литературными достоинствами библейских летописей. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) - наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов – библейский царь Давид – на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.

w_moses8Клаас Слютер. Пророк Давид. Колодец пророков в монастыре Шанмоль, Дижон. 1395-1406

Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель - Мессия – придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя – как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Читатель, конечно, сразу вспомнит главную достопримечательность Флоренции - знаменитую статую Микеланджело, но наш разговор начнется не с нее. У великолепного микеланджеловского Давида были предшественники, и знакомство с ними поможет нам лучше понять всю оригинальность замысла великого скульптора.

1david_1Донателло.  Давид. 1408 г.

Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.

2david1Донателло. Давид. 1430 г.

Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура. Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига. Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.

y_davidАндреа Вероккьо. Давид. 1473 г.

Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.

david4Микеланджело.  Давид. 1504 г.

Представим себе, что человечество должно выбрать одно-единственное произведение искусства, которое олицетворяет все лучшее, что есть в юношах Земли. Наверное, избран был бы микеланджеловский Давид. Трудно представить себе образ более притягательный: возвышенный и в то же время полностью земной, одухотворенный и одновременно чувственный, исполненный благородства и внутренней силы, зрелого мужества и юношеской решительности.В отличие от Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил не победителя, а воина-защитника, который готовится к бою. Скульптор отказался от эффектного противопоставления красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа. Отвергнув это конкретное иллюстративное решение, Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистическим смыслом.

david0Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г.

Давид Донателло - победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.

03davidАндреа дель Кастаньо. Молодой Давид. 1430-е гг.

4davidТициан Вечеллио. Давид и Голиаф. 1542-44 гг.

70davidКараваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10 гг.

david6Орацио Джентилески. Давид с головой Голиафа. 1610 г.

david8Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа. 1605 г.

david_goДоменико Фетти. Давид с головой Голиафа. 1620 г.

Битва Давида с Голиафом была излюбленным сюжетом не только для скульпторов, но и для живописцев, особенно в 17 столетии. Эпоха барокко ценила контрасты, и идея изобразить цветущего юношу с безобразной головой врага в руках представлялась художникам заманчивой. Назовем три картины Караваджо, работы Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, не говоря уж о менее известных произведениях.

17davidЧима да Канельяно. Давид и Ионафан. 1505-10 гг.

14oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.

Отдал дань этой теме и молодой Рембрандт в многофигурной композиции «Давид приносит голову Голиафа царю Саулу» (1627 г.). Но в более поздней картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 г.) перед нами предстает совсем другой Давид - не блестящий триумфатор, не славный победитель, а гонимый, доведенный до отчаяния человек. Верный Ионафан помог Давиду скрыться от гнева своего мстительного отца, царя Саула, и вот настал миг, когда он должен оставить друга в одиночестве. «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 кн. Царств, 20:41). Недвижный, словно окаменевший, Ионафан поддерживает друга мягко и бережно. Давид же обнимает Ионафана отчаянно, истово, он сломлен страхом и страданием. Мы не видим его лица, но чувствуем, что тело сотрясается от рыданий.Примечательно, что картина Рембрандта – гимн преданности, верности, дружбе - единственная, написанная на этот сюжет. Хотя в 17 веке богословские толкования уже не имели такого влияния на умы, как в более раннюю эпоху, образ Давида-триумфатора основательно затмил прочие стороны его натуры. Показывать славного царя в тяжелую минуту жизни, когда он дал волю слезам, припав к груди друга… Это полностью шло в разрез с традицией, было не то чтобы запрещено, но не принято. Как не принято было сочувственно относиться к предшественнику Давида, отвергнутому Господом царю Саулу.

saul_davГверчино. Саул атакует Давида. 1646 г.

davidhar1Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.

sauldaviЭразмус Квеллинус II. Саул и Давид. Фрагмент. 1635 г.

davidharЛукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г. 

В хрониках рассказывается, что Давид часто играл для Саула на арфе. Практически все художники, которые брались за этот сюжет, в том числе и молодой Рембрандт (картина 1630 г.), изображали момент, когда Саул в приступе безумия собирается броситься или уже набросился с копьем на Давида. Но зрелого Рембрандта, вернувщегося к этому сюжету в 1650- е годы,  вдохновили другие строки хроники: «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует. Рембрандт рассказывает собственно не об эпизоде из жизни Давида, а о целительной силе искусства, о минуте душевного просветления, которую переживает ожесточившийся владыка.

Saul_and_David_rembrandtРембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1629-30 гг.

22oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1655-60 гг.

Так же, как и «Прощание Давида с Ионафаном», не имеет аналогов картина «Давид и Урия» (1665 г.), хотя история преступной любви Давида к Вирсавии, жене военачальника Урии, часто становилась темой живописи. На одних картинах запечатлен миг, когда Давид с высокой башни своего дворца случайно увидел купающуюся красавицу и воспылал к ней страстью, на других мы видим обнаженную Вирсавию с письмом Давида в руке. Закулисная сторона этой истории – неправедный поступок Давида, который тайно отдал приказ поставить Урию в самое жаркое место боя и оставить его без помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.

25oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.

Необычна композиция картины. Три человека стоят спиной друг к другу, но лицом к зрителю. На переднем плане уходящий от царя Урия, вслед ему смотрят Давид и пророк Натан, который именем Господа осудил Давида и привел его к покаянию. Ни один не видит лица другого, ни один не должен скрывать свои чувства. Урия прижал руку к груди, у него вид обреченного, который только что услышал приговор. Во взгляде Давида – сожаление и чувство утраты. Он сознает свою греховность, но не в силах поступить иначе.

bathshebЯн Массейс. Царь Давид видит Вирсавию. Середина 16 в.

Эти три картины показывают нам, как свободно относился Рембрандт к сложившимся традициям в изображении событий Ветхого Завета. Для него существовали лишь собственные впечатления и переживания, только личный опыт. И это роднит его с Микеланджело. Оба великих и столь не похожих мастера не снисходили до изобразительного комментария к Библии. Непосредственный смысл сказаний был для них лишь поводом для обобщений, для зрелых и оригинальных суждений о человеке. Но парадоксальным образом именно их творения наиболее верно передают дух библейских текстов, их универсальное значение.

sacchet2Чечино дель Салвати. Вирсавия идет к царю Давиду. 1552-54 гг.

В посвященном Микеланджело романе «Муки и радости» Ирвинг Стоун писал о статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, в котором совместились бы множество людей, все те, кто от начала времен отваживался сражаться за свободу. Давид олицетворял для него человеческую отвагу в любой сфере жизни». То же самое можно сказать и о рембрандтовских героях – Давиде, Ионафане, Сауле, Урии. Их образы воплощают множество поколений людей: тех, кто безоглядно отдавался творчеству, тех, кто был безвинно осужден, тех, кто страдал от притеснений власти и тех, кто с риском для себя защищал гонимых, тех, кто по слабости своей грешил и тех, кто проливал слезы раскаяния, - всех нас.

09bathshПитер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 г.

history-of-art.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта