Владимирка (картина). Владимирка автор картины


Владимирка (картина) — Википедия

«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 1485). Размер — 79 × 123 см[1][2]. «Владимирка» — одна из трёх больших (по размеру) картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Её вместе с двумя другими большими полотнами этого периода — «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) — иногда называют «мрачной трилогией» Левитана[3].

Левитан начал работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии. Он писал их с натуры, находясь у Владимирского тракта — грунтовой дороги, ведущей из Москвы на восток. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых[4]. Картина была написана в том же году в Москве[5]. В феврале 1893 года она была представлена на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге, а затем, в марте, переехавшей в Москву[1][6]. В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее[7][8].

Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного»[9], а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — одно из лучших творений Левитана, «его всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно»[10].

История

12 мая 1892 года Левитан вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой, уехал из Москвы во Владимирскую губернию. Они поселились в деревне Городок, расположенной на реке Пекше, недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги[11]. В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать»[12]. Там же он провёл и лето 1892 года[13]. Ныне деревня Городок входит в состав деревни Пекша Петушинского района Владимирской области. Дом, в котором жил Левитан, впоследствии был превращён в дом-музей, но 22 августа 1999 года он был уничтожен пожаром[14].

Картина «Владимирка» в ГТГ

О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Кувшинникова так описывала их впечатления: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным». И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь[4][15][5]. В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине[16] — он завершил его в несколько сеансов[17]. После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Под свежим впечатлением от пейзажа, увиденного на старом Владимирском шоссе, работа над полотном шла быстро и вдохновенно[5]. Закончив картину, Левитан написал на ней её название — Володимiрка. Это было необычным для художника шагом — как правило, он названия на полотнах не надписывал[10].

Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер»[18], картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву[18][6]. Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» (№ 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные „серые“ мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее „Владимирки. Большой дороги“ г. Левитана…»[19]. После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль»)[20].

Несмотря на положительные отзывы, во время выставки полотно куплено не было. Через год, в марте 1894 года, Левитан подарил картину Третьяковской галерее[21] — в письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал: «„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её»[7][8].

Видео по теме

Описание

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что в течение многих десятилетий вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах[22].

На картине изображена бескрайняя равнина с пролегающей по ней дорогой, которая протянулась от переднего плана в глубину, проходя через поля, мимо перелесков и селений, и теряясь в синей дымке у самого горизонта. Узкие тропинки, протоптанные вдоль дороги по обеим сторонам, подчёркивают её протяжённость. Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. Пересекая дорогу, она замедляет движение взгляда зрителя и направляет его на придорожный столбик-голубец, рядом с которым с котомкой за плечами стоит странница-богомолка[10][23]. Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце, — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды[23][24][25].

Фрагменты картины «Владимирка»

Белая церковь у горизонта

Странница у столбика-голубца

Подпись И. И. Левитана

Цветовая тональность пейзажа определяется приглушёнными красками, использованными для изображения серого сумрачного дня. Из этой колористической гаммы не выбиваются светлые тона, которыми написаны белая церковь и жёлтая полоса спеющей ржи у горизонта. Несмотря на приглушённость палитры, художнику удаётся не растерять богатство и многообразие цветов, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в пейзаж сгармонированными, приведёнными к единой тональности». Левитан достигает этого, используя тончайшие переходы между тонами, а также взаимное проникновение разных цветов. Найденный им колорит в значительной степени определяет создаваемое этим пейзажем настроение[26].

Эскизы, этюды и повторения

Одноимённый этюд для картины «Владимирка» (картон, масло, 1892, 10 × 16,5 см) находился в собрании московского коллекционера А. М. Колударова, побывав перед этим в собраниях Н. В. Мещерина и Н. Ю. Кислицина[1][27].

И. И. Левитан. Владимирка (этюд, 1892, частное собрание)

Также известно, что существовал одноимённый эскиз картины «Владимирка», подаренный Левитаном Михаилу Чехову — младшему брату Антона Павловича. На лицевой стороне эскиза была нанесена авторская надпись — «Будущему прокурору Михаилу Павловичу Чехову. И. Левитан»[1][27]. Левитан в шутку назвал будущего писателя и критика «прокурором», поскольку тот в течение нескольких лет учился на юридическом факультете Московского университета[28][29]. Писатель Иван Белоусов вспоминал, что как-то, увидев этот эскиз у Михаила Чехова, он начал его хвалить, но по реакции последнего понял, что тот обиделся на Левитана из-за сделанной надписи: «он как бы делал намёк на будущее — вот, дескать, по какой дорожке ты будешь посылать людей, закованных в кандалы, когда будешь прокурором». Увидев, что эскиз понравился Белоусову, Михаил Чехов предложил ему взять его в подарок, а на возражение, что он уже один раз был подарен, ответил, что с такой надписью он иметь его не хочет. С тех пор этот эскиз находился в собрании Белоусова, но впоследствии был утерян «во время переездов с одной квартиры на другую»[30]. В настоящее время местонахождение этого эскиза неизвестно[1].

Известно также о существовании одноимённого уменьшенного повторения-варианта картины «Владимирка» (1890-е годы, 50,5 × 80,2 см), которое находилось в собрании З. З. Рабинович. Изначально это повторение было выполнено по заказу врача и коллекционера И. И. Трояновского, а затем побывало в собраниях А. Н. Ляпунова (с 1917 года), Е. Н. Опочинина (с 1922 года) и И. И. Ильина-Гольдмана[1][31].

Отзывы

Художник Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» вспоминал, что он любил «Владимирку» Левитана, считая её равноценной как по замыслу, так и по совершенству исполнения. По его мнению, эта картина могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного»[9]. В письме к искусствоведу Владимиру Кеменову от 10 октября 1938 года Нестеров писал, что в картине «Владимирка» «счастливо сочетались историческая быль с завершённым, законченным мастерством» и что, по его мнению, это полотно является «одним из самых зрелых созданий художника»[32].

В своей монографии о Левитане искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Владимирка» — одно из лучших творений художника, «его всеми признанный шедевр». Замечательность этого полотна он находил в том, что его «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно». Согласно Фёдорову-Давыдову, в этой картине Левитан создаёт образ природы привычным ему путём, раскрывая богатое внутреннее содержание в самых обычных вещах, через «самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой»[33]. Составляющий основу изображения мотив дороги действенным образом вовлекает зрителя в глубину пейзажа и тем самым постепенно раскрывает его внутреннее содержание[10].

А. А. Иванов. Аппиева дорога при закате солнца (холст, масло, 44 × 61 см, 1845, ГТГ)

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что «Владимирка» стала подлинным документом эпохи, и её значение в русском реалистическом искусстве 1890-х годов трудно переоценить[26]. По словам Мальцевой, произведение Левитана было наполнено чувством скорби и пафосом гражданственности, причём художнику удалось достичь этого, «не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности её образа». Тем самым «Владимирка» представляет собой «лучшее свидетельство огромных завоеваний, достигнутых передовыми русскими пейзажистами»[34].

По мнению искусствоведа Владимира Петрова, «Владимирка» относится к тому «редкому типу полифонического „исторического пейзажа“», который в истории русской живописи можно сравнить разве что с полотном Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца», написанным в 1845 году. Но есть между ними и существенная разница: в то время как ива́новская «Аппиева дорога» заставляет думать о судьбах Римской империи, левитановская «Владимирка», изображающая дорогу, по которой прошли тысячи арестантов, «воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли»[35][25].

Писатель Корней Чуковский после посещения выставки Левитана писал: «Полюбуйтесь его „Владимиркой“. Какая жадная даль, какое бешенство её размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь…» Проводя параллель с печально известным Владимирским трактом, Чуковский задавал вопрос: «Нельзя ли этой Владимиркой символизировать всё творчество славного художника, с его спокойным и примирённым сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?»[36]

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 360.
  2. ↑ Левитан Исаак Ильич — Владимирка (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 15 июня 2017.
  3. ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — У омута, 1892 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 28 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.
  4. ↑ 1 2 А. М. Турков, 1974, с. 74.
  5. ↑ 1 2 3 Н. С. Шер, 1966, с. 378.
  6. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 374.
  7. ↑ 1 2 С. А. Пророкова, 1960, с. 134.
  8. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1956, с. 44.
  9. ↑ 1 2 М. В. Нестеров, 1986, с. 409.
  10. ↑ 1 2 3 4 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 163.
  11. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 45—46.
  12. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 52—53.
  13. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26.
  14. ↑ Е. К. Сергеев, 2004, с. 316.
  15. ↑ В. А. Прытков, 1960, с. 7—8.
  16. ↑ А. М. Турков, 1974, с. 74—75.
  17. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 132.
  18. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 46.
  19. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 169, 374.
  20. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 169.
  21. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 48.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 81.
  23. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26—27.
  24. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 82.
  25. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 59.
  26. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 27.
  27. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 106.
  28. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 166.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 53.
  30. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 134—135.
  31. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 131.
  32. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 27, 53.
  33. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 162.
  34. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 28.
  35. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 84.
  36. ↑ К. И. Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 27 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.

Литература

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
  • Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8.
  • Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Левитан. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 132 с.
  • Владимирка: дорога-памятник России. — М.: Ольга, 2004. — 367 с. — ISBN 9785902138020.
  • Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Рассказы о русских художниках. — М.: Детская литература, 1966. — 394 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.

Ссылки

www.wikipedia.green

Владимирка (картина) — Википедия

Статья из Википедии — свободной энциклопедии

«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 1485). Размер — 79 × 123 см[1][2]. «Владимирка» — одна из трёх больших (по размеру) картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Её вместе с двумя другими большими полотнами этого периода — «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) — иногда называют «мрачной трилогией» Левитана[3].

Левитан начал работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии. Он писал их с натуры, находясь у Владимирского тракта — грунтовой дороги, ведущей из Москвы на восток. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых[4]. Картина была написана в том же году в Москве[5]. В феврале 1893 года она была представлена на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге, а затем, в марте, переехавшей в Москву[1][6]. В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее[7][8].

Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного»[9], а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — одно из лучших творений Левитана, «его всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно»[10].

История

12 мая 1892 года Левитан вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой, уехал из Москвы во Владимирскую губернию. Они поселились в деревне Городок, расположенной на реке Пекше, недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги[11]. В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать»[12]. Там же он провёл и лето 1892 года[13]. Ныне деревня Городок входит в состав деревни Пекша Петушинского района Владимирской области. Дом, в котором жил Левитан, впоследствии был превращён в дом-музей, но 22 августа 1999 года он был уничтожен пожаром[14].

Картина «Владимирка» в ГТГ

О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Кувшинникова так описывала их впечатления: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным». И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь[4][15][5]. В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине[16] — он завершил его в несколько сеансов[17]. После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Под свежим впечатлением от пейзажа, увиденного на старом Владимирском шоссе, работа над полотном шла быстро и вдохновенно[5]. Закончив картину, Левитан написал на ней её название — Володимiрка. Это было необычным для художника шагом — как правило, он названия на полотнах не надписывал[10].

Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер»[18], картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву[18][6]. Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» (№ 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные „серые“ мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее „Владимирки. Большой дороги“ г. Левитана…»[19]. После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль»)[20].

Несмотря на положительные отзывы, во время выставки полотно куплено не было. Через год, в марте 1894 года, Левитан подарил картину Третьяковской галерее[21] — в письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал: «„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её»[7][8].

Описание

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что в течение многих десятилетий вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах[22].

На картине изображена бескрайняя равнина с пролегающей по ней дорогой, которая протянулась от переднего плана в глубину, проходя через поля, мимо перелесков и селений, и теряясь в синей дымке у самого горизонта. Узкие тропинки, протоптанные вдоль дороги по обеим сторонам, подчёркивают её протяжённость. Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. Пересекая дорогу, она замедляет движение взгляда зрителя и направляет его на придорожный столбик-голубец, рядом с которым с котомкой за плечами стоит странница-богомолка[10][23]. Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце, — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды[23][24][25].

Фрагменты картины «Владимирка»

Белая церковь у горизонта

Странница у столбика-голубца

Подпись И. И. Левитана

Цветовая тональность пейзажа определяется приглушёнными красками, использованными для изображения серого сумрачного дня. Из этой колористической гаммы не выбиваются светлые тона, которыми написаны белая церковь и жёлтая полоса спеющей ржи у горизонта. Несмотря на приглушённость палитры, художнику удаётся не растерять богатство и многообразие цветов, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в пейзаж сгармонированными, приведёнными к единой тональности». Левитан достигает этого, используя тончайшие переходы между тонами, а также взаимное проникновение разных цветов. Найденный им колорит в значительной степени определяет создаваемое этим пейзажем настроение[26].

Эскизы, этюды и повторения

Одноимённый этюд для картины «Владимирка» (картон, масло, 1892, 10 × 16,5 см) находился в собрании московского коллекционера А. М. Колударова, побывав перед этим в собраниях Н. В. Мещерина и Н. Ю. Кислицина[1][27].

И. И. Левитан. Владимирка (этюд, 1892, частное собрание)

Также известно, что существовал одноимённый эскиз картины «Владимирка», подаренный Левитаном Михаилу Чехову — младшему брату Антона Павловича. На лицевой стороне эскиза была нанесена авторская надпись — «Будущему прокурору Михаилу Павловичу Чехову. И. Левитан»[1][27]. Левитан в шутку назвал будущего писателя и критика «прокурором», поскольку тот в течение нескольких лет учился на юридическом факультете Московского университета[28][29]. Писатель Иван Белоусов вспоминал, что как-то, увидев этот эскиз у Михаила Чехова, он начал его хвалить, но по реакции последнего понял, что тот обиделся на Левитана из-за сделанной надписи: «он как бы делал намёк на будущее — вот, дескать, по какой дорожке ты будешь посылать людей, закованных в кандалы, когда будешь прокурором». Увидев, что эскиз понравился Белоусову, Михаил Чехов предложил ему взять его в подарок, а на возражение, что он уже один раз был подарен, ответил, что с такой надписью он иметь его не хочет. С тех пор этот эскиз находился в собрании Белоусова, но впоследствии был утерян «во время переездов с одной квартиры на другую»[30]. В настоящее время местонахождение этого эскиза неизвестно[1].

Известно также о существовании одноимённого уменьшенного повторения-варианта картины «Владимирка» (1890-е годы, 50,5 × 80,2 см), которое находилось в собрании З. З. Рабинович. Изначально это повторение было выполнено по заказу врача и коллекционера И. И. Трояновского, а затем побывало в собраниях А. Н. Ляпунова (с 1917 года), Е. Н. Опочинина (с 1922 года) и И. И. Ильина-Гольдмана[1][31].

Отзывы

Художник Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» вспоминал, что он любил «Владимирку» Левитана, считая её равноценной как по замыслу, так и по совершенству исполнения. По его мнению, эта картина могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного»[9]. В письме к искусствоведу Владимиру Кеменову от 10 октября 1938 года Нестеров писал, что в картине «Владимирка» «счастливо сочетались историческая быль с завершённым, законченным мастерством» и что, по его мнению, это полотно является «одним из самых зрелых созданий художника»[32].

В своей монографии о Левитане искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Владимирка» — одно из лучших творений художника, «его всеми признанный шедевр». Замечательность этого полотна он находил в том, что его «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно». Согласно Фёдорову-Давыдову, в этой картине Левитан создаёт образ природы привычным ему путём, раскрывая богатое внутреннее содержание в самых обычных вещах, через «самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой»[33]. Составляющий основу изображения мотив дороги действенным образом вовлекает зрителя в глубину пейзажа и тем самым постепенно раскрывает его внутреннее содержание[10].

А. А. Иванов. Аппиева дорога при закате солнца (холст, масло, 44 × 61 см, 1845, ГТГ)

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что «Владимирка» стала подлинным документом эпохи, и её значение в русском реалистическом искусстве 1890-х годов трудно переоценить[26]. По словам Мальцевой, произведение Левитана было наполнено чувством скорби и пафосом гражданственности, причём художнику удалось достичь этого, «не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности её образа». Тем самым «Владимирка» представляет собой «лучшее свидетельство огромных завоеваний, достигнутых передовыми русскими пейзажистами»[34].

По мнению искусствоведа Владимира Петрова, «Владимирка» относится к тому «редкому типу полифонического „исторического пейзажа“», который в истории русской живописи можно сравнить разве что с полотном Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца», написанным в 1845 году. Но есть между ними и существенная разница: в то время как ива́новская «Аппиева дорога» заставляет думать о судьбах Римской империи, левитановская «Владимирка», изображающая дорогу, по которой прошли тысячи арестантов, «воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли»[35][25].

Писатель Корней Чуковский после посещения выставки Левитана писал: «Полюбуйтесь его „Владимиркой“. Какая жадная даль, какое бешенство её размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь…» Проводя параллель с печально известным Владимирским трактом, Чуковский задавал вопрос: «Нельзя ли этой Владимиркой символизировать всё творчество славного художника, с его спокойным и примирённым сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?»[36]

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 360.
  2. ↑ Левитан Исаак Ильич — Владимирка (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 15 июня 2017.
  3. ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — У омута, 1892 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 28 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.
  4. ↑ 1 2 А. М. Турков, 1974, с. 74.
  5. ↑ 1 2 3 Н. С. Шер, 1966, с. 378.
  6. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 374.
  7. ↑ 1 2 С. А. Пророкова, 1960, с. 134.
  8. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1956, с. 44.
  9. ↑ 1 2 М. В. Нестеров, 1986, с. 409.
  10. ↑ 1 2 3 4 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 163.
  11. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 45—46.
  12. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 52—53.
  13. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26.
  14. ↑ Е. К. Сергеев, 2004, с. 316.
  15. ↑ В. А. Прытков, 1960, с. 7—8.
  16. ↑ А. М. Турков, 1974, с. 74—75.
  17. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 132.
  18. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 46.
  19. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 169, 374.
  20. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 169.
  21. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 48.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 81.
  23. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26—27.
  24. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 82.
  25. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 59.
  26. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 27.
  27. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 106.
  28. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 166.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 53.
  30. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 134—135.
  31. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 131.
  32. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 27, 53.
  33. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 162.
  34. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 28.
  35. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 84.
  36. ↑ К. И. Чуковский. Воспоминания о выставке Левитана (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 27 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.

Литература

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
  • Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8.
  • Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Левитан. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 132 с.
  • Владимирка: дорога-памятник России. — М.: Ольга, 2004. — 367 с. — ISBN 9785902138020.
  • Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Рассказы о русских художниках. — М.: Детская литература, 1966. — 394 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.

Ссылки

wiki.sc

Владимирка (картина)

«Владимирка»  — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 1485). Размер — 79 × 123 см [1] [2] . «Владимирка» — одна из трёх больших (по размеру) картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов. Её вместе с двумя другими большими полотнами этого периода — « У омута » (1892) и « Над вечным покоем » (1894) — иногда называют «мрачной трилогией» Левитана [3] .

Левитан начал работу над эскизами и этюдами к картине «Владимирка» в 1892 году, когда он несколько месяцев жил во Владимирской губернии . Он писал их с натуры, находясь у Владимирского тракта  — грунтовой дороги, ведущей из Москвы на восток. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней отправляли сосланных на каторгу заключённых [4] . Картина была написана в том же году в Москве [5] . В феврале 1893 года она была представлена на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге , а затем, в марте, переехавшей в Москву [1] [6] . В марте 1894 года Левитан передал полотно в дар Третьяковской галерее [7] [8] .

Художник Михаил Нестеров отмечал, что «Владимирка» могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного» [9] , а искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина — одно из лучших творений Левитана, «его всеми признанный шедевр», в котором «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно» [10] .

История

12 мая 1892 года Левитан вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой , уехал из Москвы во Владимирскую губернию . Они поселились в деревне Городок, расположенной на реке Пекше , недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги [11] . В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать» [12] . Там же он провёл и лето 1892 года [13] . Ныне деревня Городок входит в состав деревни Пекша Петушинского района Владимирской области . Дом, в котором жил Левитан, впоследствии был превращён в дом-музей, но 22 августа 1999 года он был уничтожен пожаром [14] .

Картина «Владимирка» в ГТГ

О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе . Кувшинникова так описывала их впечатления: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным». И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь [4] [15] [5] . В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине [16]  — он завершил его в несколько сеансов [17] . После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Под свежим впечатлением от пейзажа, увиденного на старом Владимирском шоссе, работа над полотном шла быстро и вдохновенно [5] . Закончив картину, Левитан написал на ней её название — Володимiрка . Это было необычным для художника шагом — как правило, он названия на полотнах не надписывал [10] .

Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер» [18] , картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву [18] [6] . Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в « Петербургской газете » ( № 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные „серые“ мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х. автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее „Владимирки. Большой дороги“ г. Левитана …» [19] . После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов , Владимир Грингмут (« Московские ведомости ») и Михаил Корелин (« Русская мысль ») [20] .

Несмотря на положительные отзывы, во время выставки полотно куплено не было. Через год, в марте 1894 года, Левитан подарил картину Третьяковской галерее [21]  — в письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал: «„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её» [7] [8] .

Описание

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт , грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира , печально известную тем, что в течение многих десятилетий вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах [22] .

На картине изображена бескрайняя равнина с пролегающей по ней дорогой, которая протянулась от переднего плана в глубину, проходя через поля, мимо перелесков и селений, и теряясь в синей дымке у самого горизонта. Узкие тропинки, протоптанные вдоль дороги по обеим сторонам, подчёркивают её протяжённость. Помимо этого, через всё полотно слева направо проходит ещё одна тропинка. Пересекая дорогу, она замедляет движение взгляда зрителя и направляет его на придорожный столбик-голубец , рядом с которым с котомкой за плечами стоит странница-богомолка [10] [23] . Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы, обратившейся с молитвой к иконе на столбике-голубце, — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды [23] [24] [25] .

Фрагменты картины «Владимирка»

Белая церковь у горизонта

Странница у столбика-голубца

Подпись И. И. Левитана

Цветовая тональность пейзажа определяется приглушёнными красками, использованными для изображения серого сумрачного дня. Из этой колористической гаммы не выбиваются светлые тона, которыми написаны белая церковь и жёлтая полоса спеющей ржи у горизонта. Несмотря на приглушённость палитры, художнику удаётся не растерять богатство и многообразие цветов, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в пейзаж сгармонированными, приведёнными к единой тональности». Левитан достигает этого, используя тончайшие переходы между тонами, а также взаимное проникновение разных цветов. Найденный им колорит в значительной степени определяет создаваемое этим пейзажем настроение [26] .

Эскизы, этюды и повторения

Одноимённый этюд для картины «Владимирка» (картон, масло, 1892, 10 × 16,5 см ) находился в собрании московского коллекционера А. М. Колударова , побывав перед этим в собраниях Н. В. Мещерина и Н. Ю. Кислицина [1] [27] .

И. И. Левитан. Владимирка (этюд, 1892, частное собрание)

Также известно, что существовал одноимённый эскиз картины «Владимирка», подаренный Левитаном Михаилу Чехову  — младшему брату Антона Павловича . На лицевой стороне эскиза была нанесена авторская надпись  — «Будущему прокурору Михаилу Павловичу Чехову. И. Левитан » [1] [27] . Левитан в шутку назвал будущего писателя и критика «прокурором», поскольку тот в течение нескольких лет учился на юридическом факультете Московского университета [28] [29] . Писатель Иван Белоусов вспоминал, что как-то, увидев этот эскиз у Михаила Чехова, он начал его хвалить, но по реакции последнего понял, что тот обиделся на Левитана из-за сделанной надписи: «он как бы делал намёк на будущее — вот, дескать, по какой дорожке ты будешь посылать людей, закованных в кандалы, когда будешь прокурором». Увидев, что эскиз понравился Белоусову, Михаил Чехов предложил ему взять его в подарок, а на возражение, что он уже один раз был подарен, ответил, что с такой надписью он иметь его не хочет. С тех пор этот эскиз находился в собрании Белоусова, но впоследствии был утерян «во время переездов с одной квартиры на другую» [30] . В настоящее время местонахождение этого эскиза неизвестно [1] .

Известно также о существовании одноимённого уменьшенного повторения-варианта картины «Владимирка» (1890-е годы, 50,5 × 80,2 см ), которое находилось в собрании З. З. Рабинович . Изначально это повторение было выполнено по заказу врача и коллекционера И. И. Трояновского , а затем побывало в собраниях А. Н. Ляпунова (с 1917 года), Е. Н. Опочинина (с 1922 года) и И. И. Ильина-Гольдмана [1] [31] .

Отзывы

Художник Михаил Нестеров в своей книге «Давние дни» вспоминал, что он любил «Владимирку» Левитана, считая её равноценной как по замыслу, так и по совершенству исполнения. По его мнению, эта картина могла быть «смело названа русским историческим пейзажем, коих в нашем искусстве немного» [9] . В письме к искусствоведу Владимиру Кеменову от 10 октября 1938 года Нестеров писал, что в картине «Владимирка» «счастливо сочетались историческая быль с завершённым, законченным мастерством» и что, по его мнению, это полотно является «одним из самых зрелых созданий художника» [32] .

В своей монографии о Левитане искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Владимирка» — одно из лучших творений художника, «его всеми признанный шедевр». Замечательность этого полотна он находил в том, что его «глубокое общественное содержание выражено органически пейзажно и непосредственно». Согласно Фёдорову-Давыдову, в этой картине Левитан создаёт образ природы привычным ему путём, раскрывая богатое внутреннее содержание в самых обычных вещах, через «самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой» [33] . Составляющий основу изображения мотив дороги действенным образом вовлекает зрителя в глубину пейзажа и тем самым постепенно раскрывает его внутреннее содержание [10] .

А. А. Иванов. Аппиева дорога при закате солнца (холст, масло, 44 × 61 см , 1845, ГТГ )

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что «Владимирка» стала подлинным документом эпохи, и её значение в русском реалистическом искусстве 1890-х годов трудно переоценить [26] . По словам Мальцевой, произведение Левитана было наполнено чувством скорби и пафосом гражданственности, причём художнику удалось достичь этого, «не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности её образа». Тем самым «Владимирка» представляет собой «лучшее свидетельство огромных завоеваний, достигнутых передовыми русскими пейзажистами» [34] .

По мнению искусствоведа Владимира Петрова , «Владимирка» относится к тому «редкому типу полифонического „исторического пейзажа“», который в истории русской живописи можно сравнить разве что с полотном Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца», написанным в 1845 году. Но есть между ними и существенная разница: в то время как ива́новская « Аппиева дорога » заставляет думать о судьбах Римской империи , левитановская «Владимирка», изображающая дорогу, по которой прошли тысячи арестантов, «воспринимается как некий шрам, нанесённый историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли» [35] [25] .

Писатель Корней Чуковский после посещения выставки Левитана писал: «Полюбуйтесь его „Владимиркой“. Какая жадная даль, какое бешенство её размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь…» Проводя параллель с печально известным Владимирским трактом, Чуковский задавал вопрос: «Нельзя ли этой Владимиркой символизировать всё творчество славного художника, с его спокойным и примирённым сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа?» [36]

См. также

Примечания для "Владимирка (картина)"

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001 , с. 360.
  2. ↑ Левитан Исаак Ильич — Владимирка (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 15 июня 2017.
  3. ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — У омута, 1892 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 28 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.
  4. ↑ 1 2 А. М. Турков, 1974 , с. 74.
  5. ↑ 1 2 3 Н. С. Шер, 1966 , с. 378.
  6. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966 , с. 374.
  7. ↑ 1 2 С. А. Пророкова, 1960 , с. 134.
  8. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1956 , с. 44.
  9. ↑ 1 2 М. В. Нестеров, 1986 , с. 409.
  10. ↑ 1 2 3 4 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966 , с. 163.
  11. ↑ И. И. Левитан, 1966 , с. 45—46.
  12. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 52—53.
  13. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 26.
  14. ↑ Е. К. Сергеев, 2004 , с. 316.
  15. ↑ В. А. Прытков, 1960 , с. 7—8.
  16. ↑ А. М. Турков, 1974 , с. 74—75.
  17. ↑ С. А. Пророкова, 1960 , с. 132.
  18. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966 , с. 46.
  19. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966 , с. 169, 374.
  20. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966 , с. 169.
  21. ↑ И. И. Левитан, 1966 , с. 48.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992 , с. 81.
  23. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 26—27.
  24. ↑ В. А. Петров, 1992 , с. 82.
  25. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000 , с. 59.
  26. ↑ 1 2 Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 27.
  27. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966 , с. 106.
  28. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966 , с. 166.
  29. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 53.
  30. ↑ С. А. Пророкова, 1960 , с. 134—135.
  31. ↑ И. И. Левитан, 1966 , с. 131.
  32. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 27, 53.
  33. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966 , с. 162.
  34. ↑ Ф. С. Мальцева, 2002 , с. 28.
  35. ↑ В. А. Петров, 1992 , с. 84.
  36. ↑ К. И. Чуковский . Воспоминания о выставке Левитана (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 27 июня 2017. Архивировано 7 октября 2012 года.

Литература

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1956. — 335 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М. : Искусство , 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484 .
  • Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
  • Исаак Ильич Левитан. — СПб. : Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8 .
  • Исаак Левитан. — М. : Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2 .
  • Левитан. — М. : Молодая гвардия , 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Левитан. — М. : Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 132 с.
  • Владимирка: дорога-памятник России. — М. : Ольга, 2004. — 367 с. — ISBN 9785902138020 .
  • Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М. : Искусство , 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М. : Искусство , 1966. — 403 с.
  • Рассказы о русских художниках. — М. : Детская литература , 1966. — 394 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1966. — 240 с.

Ссылки на "Владимирка (картина)"

www.cruer.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта