"ОВСЯНКА, СЭР!" ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ РЕЖИССЕРЕ АЛЕКСАНДРЕ АДАБАШЬЯНЕ. Александр адабашьян картины
Александр Адабашьян – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2018
Александр Адабашьян: биография
Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. И сегодня, перешагнув 70-летний рубеж, Александр Адабашьян остается верен профессии – работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и теперь уже изредка появляется на экране как актер. Заслуженный художник РСФСР (1983). Заслуженный деятель искусств РФ (2016).
Александр АдабашьянАлександр Артемович родился в послевоенной Москве 10 августа 1945 года. Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.
Александр учился в спецшколе с углубленным французским языком. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке. Но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище.
С первого раза поступить не получилось, Александр Артемович устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной – юношу приняли на факультет худобработки металлов. Но вскоре студента призвали в армию, 3 года Александр прослужил в ракетных войсках. После демобилизации Адабашьян продолжил обучение.
Александр Адабашьян в молодостиЛетнюю практику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. С Никитой Михалковым художника связывает дружба с 14-летнего возраста. Во многом благодаря влиянию Михалкова Адабашьян и начал работать в кино.
Фильмы
Александр Адабашьян пришел в кино в 1971 году. В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них – сценарии к «Пяти вечерам», «Транссибирскому экспрессу» и «Неоконченной пьесе для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».
Александр Адабашьян и Никита МихалковАктерская карьера Александра Адабашьяна началась в 1974 году. В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей Александра и запоминающиеся - дворецкий Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса и его культовая фраза «Овсянка, сэр!», режиссер немого кино в киноленте «Раба любви».
В фильмографии Адабашьяна-актера – 64 работы в разножанровых картинах. Александр Артемович сыграл в телевизионной повести «Город принял», картине-притче «Присутствие». В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Берлиоза. Артист считает Берлиоза талантливым болтуном и циником, удивляется, что режиссер не стал менять внешность актера – лишь взлохматил тому волосы.
Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав режиссерской работой во Франции. Художник называет первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо», но тот получился далеким от романа. На уточняющие вопросы сценарист отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар». Затем в режиссерской карьере Александра Адабашьяна был десятилетний перерыв.
В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым театр потом объехал четыре континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала».
В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера – из длинного перечня фамилий он выбрал Адабашьяна.
Александр АдабашьянАктеры любят режиссера Александра Артемовича за деликатность, тактичность, открытость и талант.
Александр Адабашьян – лауреат ряда премий за вклад в развитие кино, актерскую и режиссерскую деятельность.
Личная жизнь
Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Молодые люди поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом – художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместных фото пары в открытом доступе не сохранилось.
Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом – у Адабашьяна две взрослых дочери Екатерина и Александра и шестеро внуков.
Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься. А Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.
Александр Артемович почти не смотрит телевизор – только спортивные новости и матчи, не читает современную литературу и не смотрит американское кино, зато с удовольствием обращается к русской классике. Любимой книгой, которую готов постоянно перечитывать, Александр Артемович называет роман Л. Толстого «Война и мир». Адабашьян любит повторять, что отстал от времени, «сошел на промежуточной станции и застрял там».
Александр Адабашьян сейчас
В 2016 году Александр снялся в трех картинах. В детском фильме «Жили-были мы», для которого создал также и сценарий, артист исполнил роль деда Данилы, представ перед зрителями в образе лесного жителя с пушистой бородой и шевелюрой. Других героев приключенческой истории в пересказе маленькой девочки Маруси (Соня Галишникова) сыграли Леонид Бичевин, Светлана Иванова, Дмитрий Певцов,Елена Сафонова. Фильм готовится к показу на кинофестивале-конкурсе детского и юношеского кино «Киновертикаль», который состоится в Саратове в первых числах октября 2017 года.
В этом же году Александр перевоплотился в эмигранта Льва Эммануиловича Чижа в исторической мелодраме «Герой», в которой речь пошла о любви, вспыхнувшей между княжной Верой Чернышевой (Светлана Иванова) и поручиком Андреем Долматовым (Дима Билан). На пути друг к другу молодым людям пришлось преодолеть множество преград – баталии Первой мировой войны, падение Российской империи, гражданскую войну. В российском прокате кинолента собрала $ 1,5 млн.
В комедийном сериале «Бедные люди» с Ольгой Бузовой в главной роли Адабашьян предстал в образе издателя Шорохова. Ситком режиссера Жанны Кадниковой, в котором рассказывается о писателе-неудачнике из Питера (Дмитрий Лысенков), нанятом в литературное рабство к звезде «Дома-2», стартовал на телеканале «ТНТ» в апреле 2016 года.
В начале августа 2017 года на телеканале «Россия-1» стартовал показ детективного сериала «Точки опоры», созданного режиссером Павлом Снисаренко по мотивам произведений Татьяны Устиновой. Александр Адабашьян вошел в четверку главных героев фильма, исполнив роль старичка-антиквара Якова Моисеевича. Остальных персонажей, лихо раскрывающих запутанные преступления – Дениса Негривецкого, Дмитрия Астрова, аспирантку Александру – сыграли Александр Лазарев (мл.), Станислав Дужников и Елена Захарова соответственно.
Сейчас Александр Адабашьян работает над новыми кинолентами -«Грибоедов» о жизни русского дипломата и литератора и «Собибор» о восстании советских военнопленных в фашистском лагере смерти в 1943 году. В новых проектах Александр Артемович выступил в качестве сценариста.
Фильмография
- 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- 1975 — «Раба любви»
- 1981 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей»
- 1981 — «Родня»
- 1995 — «Московские каникулы»
- 2005 — «Мастер и Маргарита»
- 2010 — «Утомленные солнцем – 2. Предстояние»
- 2014 — «Солнечный удар»
- 2016 — «Жили-были мы»
- 2016 – «Бедные люди»
- 2017 – «Точки опоры»
Фото
24smi.org
Александр Адабашьян – сценарист, актёр, художник и режиссёр
Подавляющему большинству русскоязычных зрителей планеты Александр Адабашьян (фото см. ниже) известен фразой: «Овсянка, сэр!» В советское время она была очень популярна. При её произношении в памяти всплывает образ дворецкого Бэрримора из картины «Собака Баскервилей». Но совсем немногие знают, что его блестяще сыграл Александр.
Тем, кто серьёзно интересуется кино, Адабашьян известен как актёр (при этом только по второстепенным и эпизодическим ролям). Немалому числу людей Александр запомнился по экранизации произведений Бориса Акунина о везучем сыщике Эрасте Фандорине, вышедшей на экраны в 2002 году. В этой статье будет описана краткая биография Адабашьяна. Итак, приступим.
Детство и учёба
Адабашьян Александр Артемович появился на свет в Москве в 1945 году. С детства у мальчика наблюдались художественные наклонности, так что родители планировали развивать сына именно в этой стезе. Кино в жизненные планы Адабашьяна совсем не входило. В 1971 году Александр окончил художественное училище и неожиданно для себя оказался в абсолютно другой сфере. Естественно, это был кинематограф. Как же такое произошло? На это было две причины. Во-первых, у Александра присутствовал писательско-публицистический дар. Во-вторых, Адабашьян имел знакомство с рядом известных кинематографистов (Никита Михалков и др.). Именно они и посоветовали молодому человеку попробовать себя в новой сфере. И Александр Адабашьян последовал их рекомендациям.
Начало карьеры
Всем сразу стало понятно, что герой этой статьи — талантливый человек. Советские зрители наверняка помнят картину «Свой среди чужих». Сейчас она стала бесспорной классикой жанра. Так вот, Александр наряду с режиссёром и актёрами принял участие в создании непередаваемой атмосферы данного фильма. Он работал художником-постановщиком. Также он сыграл в ленте эпизодическую роль.
Кинематографист
Пожалуй, это звание Александр Адабашьян заслужил как никто другой. На данный момент за плечами актёра — больше двадцати картин. Помимо легендарной роли Бэрримора в «Собаке Баскервилей» он запомнился широкому кругу зрителей ещё по двум образам — судебного пристава («12») и Берлиоза («Мастер и Маргарита»).
Художник-постановщик и сценарист
В этом качестве Александр Адабашьян является создателем таких лент, как «Очи чёрные», «Родня», «Пять вечеров», «Раба любви» и т. д. В целом его творческая копилка насчитывает около двадцати фильмов.
Режиссёр
Сам Александр Адабашьян называет свой дебют на этом поприще авантюрой. Всё началось в 1992 году, когда французы предложили ему написать сценарий к картине «Мадо, до востребования». В основу лёг роман писательницы Симоны Арэз. В итоге Адабашьян написал сценарий, который был совсем не похож на оригинал.
Французы всё прочитали и стали задавать Александру уточняющие вопросы. Адабашьян настолько артистично и увлечённо отстаивал собственную версию, что продюсеры решили доверить ему постановку фильма. После выхода на экраны картина получила призы на нескольких фестивалях. Александр же заявил, что не считает себя режиссёром и ничего не снимал больше десяти лет.
Следующей режиссёрской работой Адабашьяна стала экранизация романа-детектива «Азазель», написанного Борисом Акуниным. Премьера состоялась в 2002 году. Акунин по условиям контракта, заключённого с ОРТ, мог выбирать для экранизации своего произведения как актёров, так и режиссёра. Ему предложили довольно длинный список, и Борис выбрал именно Адабашьяна. Своё решение писатель объяснил тем, что ему очень понравился фильм Александра «Мадо». Также Акунин считал героя этой статьи талантливым художником и сценаристом.
Мнения коллег
Александра очень ценят в профессиональном кругу. Все коллеги по цеху отзываются о нём только положительно. Вот как охарактеризовала Адабашьяна актриса Марина Пупенина, снявшаяся в его «Азазели»: «Мы пришли к нему в гости. Маэстро потчевал нас невероятными историями. Четыре часа пролетели незаметно. Александр Артемович — аристократичный, деликатный и изысканный человек. Я бы с радостью поработала с ним ещё».
Признание
Адабашьян Александр, биография которого представлена выше, не слишком известен массовому зрителю. Но в профессиональных кругах все знают о его заслугах и считают истинным мэтром. Александр Артёмович — лауреат Госпремии Казахстана, заслуженный художник России, обладатель «Серебряного пегаса» (приз за лучший иностранный сценарий) и лауреат премии Феллини. К тому же не стоит забывать, что герой этой статьи был художником-постановщиком «Хованщины» и «Бориса Годунова» для двух самых известных театров мира — Ла Скала и Мариинского.
fb.ru
Ни одна из картин, на которых я работал, не пользовалась бешеным кассовым успехом
Александр Адабашьян снялся в полусотне картин. И хотя у него нет ни одной главной роли, а в кадре он подчас появляется всего на несколько минут, он стал одним из самых узнаваемых актеров отечественного кино. Кто не знает его Берлиоза из «Мастера и Маргариты» или дворецкого Бэрримора со знаменитой фразой: «Овсянка, сэр!»?
В ноябре на «Ленфильме» прошел XVI Международный кинофестиваль дебютного кино «Начало». В состав жюри вошел и Александр Адабашьян. Неудивительно, что его мастер-класс стал одним из самых заметных событий молодежного кинофорума.
«НЕ МОГУ БЫТЬ ПРОСТО ЗРИТЕЛЕМ»
Александр Адабашьян с детства хотел стать художником. И свою мечту осуществил, окончив Строгановское художественное училище в Москве. Возможно, не было бы никакого кино, если бы ни одно обстоятельство: Александр Артемович учился в одном классе с Никитой Михалковым. Потом они долго не общались. А когда Адабашьян отслужил в армии, они случайно встретились вновь. Михалков снимал свой первый фильм, а бывший однокашник, теперь художник, пришел к нему на картину декоратором.
Кино - это образ жизни. И если им заниматься серьезно, нужно дневать и ночевать на съемочной площадке. А когда люди работают в одной команде, занимаются общим делом, то неважно, кто ты - художник или оператор, актер или такелажник. Есть свободное время - включайся и помогай.
Когда снимали картину «Свой среди чужих, чужой среди своих», то в сцене воспоминаний о молодости героев, когда они дурачатся в поле, придумали вместе с общими планами фокусировать лица. Оператор фильма Павел Лебешев сказал Адабашьяну, который был художником фильма: «Будешь снимать крупные планы!» И Александр Артемович с кинокамерой бегал по полю, ловя в кадр то Шакурова, то Солоницына, то Богатырева...
- Ни один свой фильм я не могу смотреть, как зритель, - говорит Адабашьян, - поскольку все время съемок был на площадке. Все фильмы воспринимаю, как семейный альбом. Каждую сцену помню: где кто стоял, чем занимался, что было до и после.
ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ «ОБЛОМОВЩИНА»
Адабашьян - человек кино. Практически все сценарии самых известных фильмов Михалкова написаны в соавторстве с Александром Артемовичем. Вместе они придумывали ходы, вместе отбивались от критики. Один из самых «петербургских» фильмов этого дуэта - «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
К картине было немало претензий. Тогда, в 1979 году, главная претензия заключалась в том, что Ленин осуждал обломовщину, а в фильме Илья Ильич выведен с такой любовью, он такой обаятельный, что на его фоне образцово-показательный Штольц выглядит примитивным карьеристом и интриганом... Претензий поубавилось, когда картина получила премию Национального совета кинокритиков США.
Действие доброй половины картины должно было проходить на Гороховой улице, где согласно роману обитал Илья Ильич. Но московская группа не укладывалась в сроки. Поэтому Северную столицу обозначили проездом санного возка вдоль Петропавловской крепости и несколькими кадрами в Пушкине. Все остальное художник Адабашьян в буквальном смысле дорисовал. Городские сцены обломовского бытия предваряют его рисунки петербургских видов.
Как признается Адабашьян, именно на «Обломове» он понял, что такое режиссер.
- Это тот человек, который способен крикливых, нервных и завистливых гениев объединить в одно целое, - отметил он.
КТО ПРИДУМАЛ «ОВСЯНКА, СЭР!»?
На «Ленфильме» Адабашьян сыграл, пожалуй, самые знаменитые свои роли. Всесоюзную славу принес ему дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей».
Тогда многие мечтали сняться в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона»: в фильме собралась замечательная команда - поистине актерская сборная СССР. Адабашьян считает, что успех сериала - заслуга режиссера Игоря Федоровича Масленникова. Если бы делали Шерлока Холмса, как его задумал Конан Дойль, ничего путного бы не получилось, что показывают другие неудачные экранизации. Фильмы Масленникова спасает легкая ирония, незримо присутствующая в каждой сцене.
- Знаменитую фразу «Овсянка, сэр!» придумал не я, а тоже Масленников! - утверждает Александр Артемович.
Родилась она, по словам Адабашьяна, когда делали сцену с сэром Генри в исполнении Михалкова. Нужно было сразу ярко обозначить этого персонажа. Он приехал с Дикого Запада, такого словами не урезонишь! Тогда и появилась идея с завтраком. Когда вместо привычного бифштекса сэр Генри получает кашку: ничего другого нет, потому что не положено. Эта овсянка в секунду все преобразила, создав стильный образ чопорной Англии.
АННУШКА УЖЕ РАЗЛИЛА МАСЛО...
Современные актеры сегодня нередко знакомятся со сценариями по дороге на съемки. Текст особенно запоминать и не нужно, достаточно пересказать своим словами, лишь передав смысл. В сериалах от перестановки слов мало что меняется. Но с Булгаковым так поступать невозможно.
В образе Берлиоза (слева)
Образ Берлиоза в картине «Мастер и Маргарита» - тоже заслуга режиссера, считает Адабашьян.
- Владимир Бортко точно знал, чего он хочет добиться. Мы много репетировали, прежде чем включить камеру. Да и Булгаков такой автор, что его тексты своими словами не перескажешь, их нужно учить наизусть, - вспоминает о съемках Адабашьян. - Мы много говорили, что было бы с Берлиозом, если бы ему не отрезали голову. Скорее всего, он дожил бы до почтенных лет. Писал бы доносы. Потом бы от них отрекался. Сейчас бы везде выступал как близкий друг Мастера. Наверняка бы рассказывал, как безуспешно пытался его спасти… Непотопляемый человек. Заниматься этим персонажем было интересно, потому что на съемках была совершенно замечательная творческая атмосфера.
Все московские сцены «Мастера и Маргариты» практически полностью снимали в Петербурге. Только скамейки на Патриарших прудах в Москве.
- И неудивительно. Москву пощипали очень здорово, особенно в последние годы. Практически не осталось уголков XIX - начала ХХ века, вместо них выросло что-то несусветное... Так что самую московскую Москву теперь лучше снимать в Петербурге, - говорит Александр Адабашьян.
www.spb.kp.ru
фильмография и личная жизнь :: SYL.ru
Заслуженный художник РСФСР, признанный мастер кинодраматургии, режиссер и актер, сценарист и просто очень талантливый человек, Александр Артемович Адабашьян, появился на свет почти сразу после Победы, в Москве, 10 августа 1945 года.
Первый послевоенный год хоть и был очень сложным, даже в столице, где, конечно, было легче, чем в небольших городах, особенно в тех, по которым прокатилась война, но все же 45-й был очень тяжелым годом. И при этом бесконечно радостным и счастливым.
Это единство противоположного, настроение послевоенных лет, грусть под улыбкой и слезы сзади смеха, пропитали все творчество Александра Артемовича.
Биография
Александр Артемович появился на свет в семье учительницы немецкого языка и литературы, Бархударовой Валентины Никитичны (1917–1995) и инженера-строителя, Адабашьяна Артёма Карповича (1910–1974), впрочем, отец сделал неплохую карьеру, дослужившись до руководящего поста, а именно до должности начальника Главка в одном из строительных министерств.
Родившись в армянской семье, Александр Артемович провел детство в московских дворах улицы Нижняя Масловка. Дома также говорили по-русски, поэтому армянским языком он не владеет, зато отлично разбирается в национальной кухне.
Школьные годы
Учился Александр Артемович в непростой школе. Это была очень престижная спецшкола с углубленным изучением французского языка, который начинали преподавать детям с первого класса.
Школа №2, позднее ставшая носить имя известного француза - Ромена Роллана, находилась достаточно далеко от дома Адабашьянов. Александру Артемовичу приходилось добираться до нее на трамвае. Как вспоминает он сам, это занятие ему крайне нравилось, настолько, что он даже мечтал стать вагоновожатым или же кондуктором. Впрочем, потом Адабашьян захотел стать клоуном.
В школьные годы Александр Артемович не только зубрил французские глаголы, он посещал художественную школу и театральную студию при общеобразовательной школе. Ребята ставили спектакли на французском языке.
Преподавали в театральном кружке настоящие преподаватели из МХАТа, так сказать, подрабатывали. Благодаря этому, многие спектакли были успешны. Например, постановку «Пчелка», по рассказу Анатоля Франса, пригласили в студию телевизионного театра, находившуюся тогда на площади Журавлева, и транслировали в прямом эфире. Также где-то в архивах телевидения должна сохраниться и запись этого спектакля.
В качестве артиста Александра Артемовича заметили тоже в школьные годы, в постановке «Маленький Принц», по известному произведению Антуана д’Сент-Экзюпери, юноше недвусмысленно намекали, что его уже ждут во МХАТе, но Адабашьян всерьез увлекся живописью и грезил только о профессии художника.
Тогда же, в юные годы, Александр Артемович подружился с Никитой Сергеевичем Михалковым. Познакомились они благодаря тому, что имелся у них общий приятель, Алексей Шашков. В компанию также входили Андрей Юренев и Владимир Грамматиков. Детская дружба сохранилась на всю жизнь.
Кстати, учился Александр Артемович средне, единственная твердая пятерка у него была только по одной дисциплине - по пению.
После школы
Александр Артемович видел для себя единственную профессию – художника, и только одно учебное заведение – Строгановское (Московское высшее художественное училище). Однако поступить с первого раза ему не удается.
Адабашьян не отчаялся и, устроившись на работу в проектный институт, усердно занимался по вечерам на подготовительных, почти ежедневных, курсах, и в 1962-м, наконец-то, стал студентом Строгановки.
Армия
В армию Александра Артемовича забрали со студенческой скамьи, в 1964-м. Адабашьян поступил в армейскую школу сержантов при части (город Кунгур, находящийся под Пермью). Однако его талант художника не остался незамеченным, заканчивал службу Адабашьян при штабе военного корпуса в городе Бологое.
Отдав армии три года жизни, Александр Адабашьян успел примерить погоны артиллериста, танкиста и ракетчика. Причем, находясь в ракетных войсках, он обнаружил, что отлично разбирается в электронике.
Демобилизовался Адабашьян в 1967 году, сразу же вернувшись на 2-й курс Строгановки. Откуда и уходил служить Родине.
Строгановское училище и кино
Кино ворвалось в жизнь Александра Артемовича во время прохождения обязательной летней практики, в конце 4-го курса, в лице его друга детства – Никиты Сергеевича Михалкова. Никита Сергеевич привлек друга к работе в своей дипломной картине – «Спокойный день в конце войны», которую Михалков успешно представил, защитив диплом в 1970-м.
Тогда же, в 1970, Адабашьян начинает работать вместе с А. Родионовым в известном фильме «Петрухина фамилия» как художник.
В 1971 году Александр Артемович заканчивает факультет художественной обработки и конструирования металлов и получает долгожданный диплом Строгановки.
Однако с легкой руки Михалкова кино уже прочно вошло в жизнь Адабашьяна. В 1972 году он уезжает на съемки документального фильма, посвященного теме промышленной кооперации, на этом проекте Александр Артемович осваивает новую специальность – оператора, для этого он устраивается ассистентом и находит нового друга – оператора Павла Лебешева. Дружба вышла очень близкой, участвуя в разных проектах, они вместе объехали пол-России и Прибалтику.
Первый театральный опыт
Стремясь попробовать что-либо новое, Александр Адабашьян устраивается работать в театр ассистентом к А. Зингеру, художнику по костюмам в театре имени К. С. Станиславского, тому самому, который потом станет известным модельером, как в России, так и в Америке. В это же время Адабашьян работает уже самостоятельно - театральным декоратором, под началом художника-постановщика Л. Перцева.
Любовь, свадьба, кино и личное горе
Александр Артемович отдал свое сердце Марине Лебешевой, красавице и сестре его близкого друга. Свадьба была полностью молодежной, и среди гостей был А. Михалков-Кончаловский. Молодые люди нашли друг друга интересными, и, как следствие, Кончаловский в 1973 г. приглашает Адабашьяна принять участие в работе над сценарием будущей картины «Дело важнее, чем жизнь».
Это была «халтура», то есть работа, предназначавшаяся для одной их среднеазиатских киностудий, посвященная отдельной человеческой истории на фоне монокультуры республики и развития хлопковой промышленности.
Таким образом, Андрон Кончаловский стал первым, кто столкнул Адабашьяна с миром сценариев.
В 1975 году всеми любимая сейчас картина Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» получает приз жюри на МКФ, прошедшем в Дели, Адабашьян был на этих съемках художником-постановщиком, там же, когда заболел один из артистов, он впервые попробовал себя в амплуа актера.
В том же, 1975-м, Александр Артемович работает в качестве актера и художника на съемках проекта «Раба любви», в это же время его постигает тяжелая утрата – умирает его супруга.
Повторно женился Александр Артемович в 1978-м. Его избранницей стала студентка одного из училищ, которая подрабатывала ассистенткой художника по костюмам сразу в двух проектах – «Спасатель» С. Соловьёва и «Пять вечеров» Н. Михалкова, Екатерине Шадриной.
Опыт режиссуры
До 1990 года Александр Адабашьян, фото которого вы видите в статье, принимает участие во многих проектах и как сценарист, и как художник, и как актер.
В 1990 году он дебютирует в качестве режиссера с картиной «Мадо, до востребования». Помимо режиссуры, Адабашьян был автором сценария и актером в этом проекте, который снимался за рубежом, и Александру Артемовичу наконец-то пригодился французский язык.
Картина получила множество призов и была выпущена в Париже на DVD, в серии «Коллекция лучших современных французских фильмов».
В 2002-м Александр Артемович берется за экранизацию романа Б. Акунина «Азазель». Однако уже в самом финале работы развивается конфликт с продюсерами, и Адабашьян демонстративно убирает свою фамилию из титров.
Сегодня
Сейчас Александр Адабашьян, фильмы с участием которого полюбились зрителям, совсем не тихий пенсионер. Он продолжает осваивать что-то новое для себя. Например, успешно занимается оформлением интерьеров. Прекрасные залы ресторанов «Обломов», «Клеопатра» на Пресне, «Антонио» - это его работа.
Также он играет небольшие и интересные роли в театре и кино, путешествует, принимает участие в телепередачах и фестивалях.
Александр Адабашьян: фильмография
Придя в кино в 1971-м, сегодня Александр Артемович может похвастаться в общей сложности 139 работами. Среди них, конечно же, сыгранные им роли (например, дворецкого из «Собаки Баскервилей»), сценарии таких хитов нашего кинематографа, как «Неоконченная пьеса для механического пианино» и многих других.
На сегодняшний день находится в производстве целых четыре проекта с его участием.
Личная жизнь
Как правило, помимо творчества, поклонников интересует абсолютно все о своем кумире. Женат ли Александр Адабашьян, рост, вес, количество детей и любовниц и т. п.
Так вот, рост Александра Артемовича – 163 см. Что же касается личной жизни, то он – консерватор. Пережив трагическую смерть первой жены, Марины Лебешевой, вновь женился на Екатерине Шадриной, с которой счастлив и по сей день Александр Адабашьян. Фото с женой, детьми вы можете увидеть в статье.
Адабашьян – не тусовщик и не гуляка, у него крепкий дом, полный семейных традиций и обязательных праздников.
Александр Артемович – счастливый отец двух дочерей и дед шести внуков, причем старшая дочь, Александра, с блеском закончила МГУ, филологический факультет, греко-византийское отделение, а младшая Екатерина пошла по стопам матери.
Адабашьян не затворник, наоборот, в его доме всегда полно гостей, как друзей детства, так и просто коллег и знакомых, а посиделки и споры «за чашкой чаю» часто заходят за полночь.
Конечно же, по всем законам жанра, у семьи Адабашьянов есть дача. Дом находится в Загорянке, Александр Артемович очень любит проводить там время.
Он не любит телевидение, не критикует его, просто находит неинтересным. Любит по много раз перечитывать какую-либо книгу, ходить по даче в валенках и готовить для друзей мясо.
Как сам Александр Артемович о себе говорит – «отстал от времени, сошел на промежуточной станции и застрял там».
Перечисление регалий этого великого человека займет не один час, последняя из его наград – это «Золотой орел», полученный за лучшую работу художника-постановщика (фильм «Жили-были мы») в текущем 2017 году.
Сам же Александр Артемович выделяет из всего звание заслуженного художника РСФСР (1983), заслуженного деятеля культуры (2016) и, конечно же, лучший дебют («Мадо: До востребования») на фестивале «Сезар» в 1991 году.
www.syl.ru
Александр Адабашьян биография, фото
Биография Александра Адабашьян
Будущий актер, режиссер и кинодраматург родился в столице СССР в год окончания Второй мировой войны. Семья была благополучной и материально обеспеченной: папа работал начальником в Министерстве монтажных и строительных работ, мама была преподавательницей немецкого языка. По происхождению родители были армянами, но сына воспитали в русской культуре. Александр даже не знал армянского языка.
Родители сделали все, чтобы обеспечить сыну хорошее образование. Они выбрали для него школу, специализирующую на изучении французского языка. В общеобразовательном учебном заведении функционировал театральный кружок, который занимался постановкой спектаклей на французском языке. Дети получали уникальную возможность не только изучать иностранный язык, но и применять его на практике, разучивая и играя роли в школьном театре. Маленький Саша тоже участвовал в постановках, и ему пророчили великое актерское будущее. Но мальчик отдавал предпочтение рисованию.
После окончания школы в возрасте 17 лет Александр пытается поступить в Строгановское училище на факультет художественной металлообработки. Но первая попытка не увенчалась успехом, только со второго раза парня приняли на учебу. Проходит два года, и молодой человек уходит на трехлетнюю службу в армию (ракетные войска). После вынужденного перерыва будущий актер возобновляет учебу в училище.
В это время судьба сводит его с другом детства – Никитой Михалковым. В это время (1970 год) Михалков заканчивал свою учебу в ВГИКе, где ему предстояло защищать диплом. Для съемок дипломной работы Никите нужен был декоратор, и он обратился к давнему другу за помощью. Для молодого человека все было новым, он не имел никакого понятия о деятельности такого рода. Но ему посчастливилось сотрудничать с И. Шретер, которая давно работала в кино и многому его научила. И это было только начало. Дальше будущий драматург начинает работать художником-постановщиком, помогая Михалкову. Многие картины Никиты сняты с участием Александра.
Увлечение кино становится настоящей страстью: Александр быстро осваивает профессии ассистента оператора и сценариста. 1970-е годы ознаменовались съемками фильмов в качестве ассистента оператора. Павел Лебешев помогает ему усовершенствовать свои умения и навыки.
После этого Александр Адабашьян пишет сценарии к фильмам Михалкова, Гинзбурга и Данелии. Драматург плодотворно работает и по сей день. 2012 год ознаменовался участием в составлении сценария к киноленте «Солнечный удар» режиссера Н. Михалкова.
Интересно, что первую роль Адабашьян получил, когда ему пришлось срочно заменить заболевшего актера. Дебют прошел удачно, а тот фильм даже получил приз. Но теперь в копилке фильмов Александра более 50 работ в качестве актера. В основном он играл эпизодические роли, но все они были яркими, своеобразными и запоминающимися.
Кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей"", 1981 г.
Известный кинодраматург получил признание и как режиссер. Здесь ему и пригодился французский язык, который он изучал в детстве. Его дебютная кинокартина «Мадо, до востребования» (1990) снималась во Франции, привлекла повышенное внимание критиков и завоевала немало престижных премий. Этот фильм был включен в программу Каннского фестиваля и получил главную награду.
Александр Адабашьян считает, что в жизни многое образуется благодаря стечению обстоятельств. Один из примеров: в столице Италии драматург познакомился с руководителем оркестра В. Георгиевым, от которого узнал, что к спектаклю готова музыка, но нет режиссера. Решение было принято быстро. Он взял режиссерскую работу на себя и через три недели после разговора состоялась премьера спектакля «Борис Годунов». В 1997—1998 годах после возвращения на родину Александр Артемович работал над постановками опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
Плодотворная творческая деятельность выдающегося кинодраматурга, актера и художника не осталась незамеченной. Список его премий, наград и званий немаленький.
Личная жизнь Александра Адабашьян
Еще в начале 1970-х годов Александр знакомится с Мариной Лебешевой. В этот период времени он работает над фильмами под началом кинооператора Павла Лебешева, брата Марины. Она работала ассистентом режиссера. Вскоре молодые люди вступили в брак, но счастье оказалось коротким. Марина тяжело заболела, старания врачей не увенчались успехом, и она скончалась. Художник и драматург стал вдовцом и одним из самых желанных женихов среди девушек кинематографического круга.
В 1978 году Александр Адабашьян встречает студентку театрально-художественного училища, с которой он соединяет свою дальнейшую жизнь. Ее имя – Екатерина Шадрина. Она была младше своего избранника на 10 лет, но это не помешало им создать крепкую семью. В браке родились две дочери – Александра и Екатерина, которые впоследствии подарили своим родителям трех внуков.
www.wday.ru
Александр Адабашьян « Ностальгия по советскому
Александр Адабашьян родился 10 августа 1945 года в Москве.Талант художника у Александра начал проявляться уже в школьные годы — за лучшее оформление актового зала к Новому году он получил премию.В 1971 г окончил Московское высшее художественное училище (бывшее Строгановское).
Александр Адабашьян
В кино работает с 1971 года. Вместе с Никитой Михалковым Адабашьян написал сценарии фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1980).Александр Адабашьян с семьёй
Кроме того, на съемках этих же фильмов он был художником-постановщиком — вместе с А.Д. Самулекиным, также как художник участвовал в создании многих фильмов Н. Михалкова, в том числе и знаменитого «истерна» «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он, вместе с Никитой Михалковым и при участии Андрона Михалкова-Кончаловского, написал сценарий приключенческой ленты «Транссибирский экспресс» (1978).По его сценариям в Италии поставлены фильмы «Как два крокодила» (номинация на «Золотой Глобус») и «Tempo del amore» («Время любить», 1999), режиссер обоих фильмов — Джакомо Компиотти. В качестве режиссера в 1992 году он поставил во Франции картину «Мадо, до востребования».
Свой режиссерский дебют он называет авантюрой. Дело было так: французы предложили ему написать сценарий по роману французской писательницы Симоны Арэз. Адабашьян написал, причем сценарий получился весьма непохожим на оригинал.
Когда французы прочитали и стали задавать вопросы, сценарист так увлеченно и артистично отстаивал свою версию, что, посовещавшись, продюсеры решили: раз такое дело, пусть этот русский сам фильм и ставит. Фильм вышел в 1992 году, получил призы на фестивалях, а Адабашьян, меланхолично заметив, что режиссером себя не считает, ничего не снимал почти 10 лет.
Александр Адабашьян
За время, прошедшее с работы над «Мадо», Адабашьян успел поставить две оперы — «Бориса Годунова» в Мариинке и «Хованщину» в «Ла Скала», написал несколько сценариев для французов и итальянцев, выступил как оформитель (ресторан «Обломов»), в ЦДХ прошла выставка его картин.Александр Адабашьян
Следующая режиссерская работа Адабашьяна в кино — экранизация романа-детектива Бориса Акунина «Азазель» — состоялась в 2002 году. По условиям контракта Акунин имел право выбирать режиссера для экранизации своих романов. На ОРТ ему предложили список режиссеров, из которых он выбрал Адабашьяна. Мотивировал Акунин это тем, что ему очень понравилась картина «Мадо» и вообще нравилось все, что он делал до этого как сценарист и как художник.Актриса Марина Александрова, снявшаяся в «Азазель», так охарактеризовала Адабашьяна: «Мы ходили к нему в гости. Он рассказывал нам невероятные истории. Мы не заметили, как пролетели четыре часа. Он изысканный, деликатный, аристократичный человек. Мне бы очень хотелось сниматься у него вновь и вновь. Он совершенно не подавляет».
Начиная с 1974 года Александр Адабашьян снялся в ряде фильмов, среди его особо удачных и запомнившихся актерских работ стоит выделить роли в «Пяти вечерах» и в «Собаке Баскервилей». Достаточно произнести: «Овсянка, сэр!» — и на лице неискушенного зрителя расползется счастливая улыбка узнавания. Потому что много лет назад роль дворецкого Бэрримора в сериале о Шерлоке Холмсе неожиданно стала для Александра Артемовича Адабашьяна визитной карточкой.
Кроме того, можно отметить роли в киноповести «Город принял», драме «Храни меня, мой талисман», фильме-притче «Присутствие».Последняя актерская работа Александра Адабашьяна — роль Берлиоза в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова.
О своем персонаже актер рассказывает: «Мне очень нравится этот персонаж, Берлиоз. Блестяще образованный, болтун, циник, идеолог просвещенного атеизма. Меня только удивило, что Бортко не стал менять мою внешность. Берлиоз-то, как написано в романе, лыс и носит огромные очки. Меня же только чуть взлохматили».
Разместить заметку:
1001material.ru
"ОВСЯНКА, СЭР!" ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ РЕЖИССЕРЕ АЛЕКСАНДРЕ АДАБАШЬЯНЕ: deligent
"ОВСЯНКА, СЭР!" ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ РЕЖИССЕРЕ АЛЕКСАНДРЕ АДАБАШЬЯНЕПоставить оперу за двенадцать дней. Сыграть в трех картинах одновременно, а устав, взяться за оформление ресторанов. Написать сценарии к фильмам, ставшим классикой, но считать себя автором одной-единственной ленты. Александр Адабашьян. Творчество как авантюра.
«Мне нужен адреналин, когда я делаю что-то новое», – говорит Адабашьян. И берется за что-то новое при любой возможности. Актер, режиссер, сценарист, художник – это в творчестве. Даже в армии удалось сменить три вида погон – артиллериста, танкиста, летчика. Выпускник Строгановки и в кино оказался случайно. Школьный друг, Никита Михалков, снимал дипломную работу «Спокойный день в конце войны», и Александр Адабашьян прямо на съемочной площадке постигал новую для себя профессию художника-декоратора.
Первый сценарий Александр Артемович написал по просьбе Михалкова-Кончаловского. Тот искал соавтора для фильма о производстве хлопка – «Дело важнее, чем жизнь». Снимали в Средней Азии. Андрон терпеливо объяснял, чем отличается сценарий от хорошей прозы, и учил выписывать характеры. Следующие фильмы, снятые по сценариям Адабашьяна, уже собирали кинематографические награды по всему миру и становились классикой.
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова». На съемках
«Неоконченная пьеса для механического пианино». Коллаж из произведений «Неизданные пьесы Чехова» Михалков и Адабашьян решили сделать, прочитав вместе сборник писателя. За полтора месяца написали сценарий, нашли пустующую подмосковную усадьбу в Пущино. Адабашьян работал и как художник. Картина получила призы в Сан-Себастьяне, Чикаго, Белграде, стала лучшим иностранным фильмом в итальянском прокате 1978 года.
Вместе с Михалковым снято «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Транссибирский экспресс».
Настоящей авантюрой стал для Адабашьяна режиссерский дебют. Выпускник французской школы спустя двадцать лет решил снять фильм по книге Симоны Арэз. По просьбе французов написал сценарий и так артистично его представил, что получил предложение выступить в качестве режиссера. В итоге лента «Мадо, до востребования» удостоилась премии в Каннах и вошла в коллекцию лучших французских фильмов. При этом автор картины режиссером себя не считает.
«Не могу сказать, что я по профессии режиссер или сценарист, не знаю, есть ли у меня отношение к себе как к кинематографическому объекту», – шутит Адабашьян.
И считает себя в первую очередь художником, а не киношником. Сняв сериал «Азазель» в качестве режиссера, автор картины и вовсе убрал себя из титров, как и в ленте «Вешние воды», снимавшейся в Италии по повести Тургенева. Причиной стало изменение текста отснятого материала.
«Поставить «Бориса Годунова» в Мариинском театре за двенадцать дней – разве это не интересно? Авантюра стопроцентная. Последнюю сцену репетировали, когда уже зрителей в зал пустили», – вспоминает режиссер об очередном своем эксперименте. Адабашьян считает, что в творческой профессии важно счастливое стечение обстоятельств и случайностей. К примеру, опера для Адабашьяна как раз дело случая. Дорожная история.
Как-то встретился в самолете с Юрием Башметом, который летел в Италию, чтобы исполнять Берлиоза с оркестром Гергиева. Уже в Риме Адабашьян познакомился с Валерием Абисаловичем и узнал, что к спектаклю «Борис Годунов» полностью готова музыкальная часть, но нет режиссера. В итоге опера в постановке Адабашьяна прошла в Санкт-Петербурге, Италии, Голландии, Англии, Франции, Аргентине, Чили.
«А когда Валерий Гергиев предложил мне перенести «Хованщину» на сцену Ла Скала, как я мог отказаться? Одно то, что тебя называют «маэстро»... Там двух людей так называют – дирижера и режиссера. В театральном буфете: «Маэстро, вам кофе с молоком, как обычно?» Потом и эта радость становится какой-то несвежей. И опять надо искать, чем заняться».
И список творческих профессий Адабашьяна пополняется постоянно – в знак протеста против рутины.
Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
«Сколько я всего сделал хорошего, но в результате моей «визитной карточкой» останется «Овсянка, сэр!». Никогда бы не подумал, что иду к этой фразе всю жизнь».
Звездная роль опять же дело случая. Адабашьян приехал на съемки «Собаки Баскервилей» вместе с Михалковым. В итоге стал Бэрримором с окладистой бородой. Традиционный английский завтрак, который, к слову, в фильме был настоящий, преследует актера всю жизнь. Поклонники дарили овсяную крупу, продавщицы в магазине заключали пари: купит овсянку или нет. Роль, подарившая известность, для актера любимой не стала. Но любимый съемочный процесс – именно в «Собаке Баскервилей».
Что бы ни делал, Александр Адабашьян относится к своей работе критически. Такое правило.
«Все зависит от точки отсчета. Если ходить на выставки современного искусства, можно уверовать, что в живописи и в графике я Леонардо. Если смотреть сериалы, то я и актер потрясающий. А уж сценарист... Но перечитай Толстого или Чехова в очередной раз – сразу поймешь, каков уровень твоего сценарного мастерства. Или пересмотри Феллини и успокойся по поводу своей режиссуры. Камертон должен быть. Это, конечно, мешает самооценке, осознанию собственного величия, зато очень помогает жить».
deligent.livejournal.com