Аня Желудь: «В художнике бешеная производительность пугает и настораживает». Аня желудь картины
Аня Желудь - оригинальный современный художник и скульптор
Быть современным художником не просто сложно, а очень сложно! Обилие информации порождает массу похожих идей у множества людей по всему миру практически в одно и то же время. Современный художник и скульптор Аня Желудь не только смогла выделиться из общей массы художников, но и утвердиться среди них, как молодой и оригинальный автор, чьи произведения ценят и обсуждают по всему миру!
Аня Желудь — оригинальный современный художник и скульптор
Аня Желудь — это псевдоним рожденной 1981 году в Ленинграде в 1981 Анны Андреевны Желудковской. К своему творческому успеху Аня шла обучаясь во многих учебных заведениях, таких как:
- СПбГХПУ им. Н.К. Рериха;
- Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная академия имени Л. Штиглица;
- Школа современного искусства при ММСИ;
- Институт проблем современного искусства Иосифа Бакштейна.
В 2007 году она была номинирована на всероссийскую премию в области современного искусства “Инновация”, а в 2008 номинирована на “Премию Кандинского”. Произведения Ани Желудь выставлялись на 53-м Венецианском биеннале 2009 года.
Сегодня Аня Желудь живет в Москве. Наибольшую популярность среди публики получили её инсталляции из гнутого металлического прута, листов ДСП и бетона. Кроме скульптуры Аня занимается живописью, которая во многом перекликается с её инсталляциями. Издание kommersant.ru пишет о её творчестве следующее: «Анна Желудь вообще, похоже, по складу художник глубоко рациональный, как и положено молодому человеку, взявшемуся покорять столицу и твердо намеренному добиться успеха. Во всяком случае, найденный ею прием — просто вершина художественного рационализма. Во-первых, это остроумная пластическая находка с большим дизайнерским потенциалом: металлический прут подобен карандашной линии и созданные с его помощью интерьеры — это своего рода рисунки в трехмерном пространстве, ставшая объемной техническая графика. Во-вторых, этот прием укоренен в весьма благородной традиции: со времен Гете и немецких романтиков любовь к рисованию контуром почиталась признаком художника-интеллектуала, жаждущего проникнуть в самую суть природы, выявить ее скрытые схемы. Рецидивы этой традиции то и дело встречаются в современном концептуальном искусстве — взять хоть любимца Жака Деррида и Октавио Паса итальянца Валерио Адами, заполнявшего свои по-бэконовски искореженные контурные интерьеры обломками человеческих фигур. И в-третьих, эта система вещей позволяет приписать ее автору критический взгляд на общество потребления: ведь просвечивая шкафы и диваны бесстрастным глазом рентгенолога, Анна Желудь обнаруживает в них лишь экзистенциальную пустоту. Ну а ощущение пустоты, остающееся от этого стильного и умного искусства, надо, видимо, считать побочным продуктом.»
Кроме своих оригинальных работ Аня Желудь также отличается подходом к их популяризации. Так, сначала она сделала из собственной квартиры на проспекте Маршала Блюхера объект паблик-арта и расклеила объявления о ее сдаче внаем. Эта выставка была названа «Комната» и была рассчитана на зрителя, который не собирался на выставку. Такая себе провокация! Сегодняшние новости дня сообщили, что Аня Желудь открывает в своем деревенском доме в Подмосковье арт-резиденцию «Аринино-арт» и «негалерею» современного искусства «Обочина». Сегодня, 20 октября 2012 года, там пройдет экспозиция «Приватколлекшн», где будут выставлены работы современных художников Андрея Кузькина, Натальи Тиняковой, группы Миш-Маш и Александра Паперно.
kayrosblog.ru
Художник недели. Аня Жёлудь
Вчера в московской галерее «Айдан» открылась выставка Ани Жёлудь (р. 1981), для которой художница воспроизвела в натуральную величину свою загородную мастерскую. Фоторепортаж с выставки можно посмотреть на форуме ARTinvestment.RU.
Художница не впервые делает свое персональное пространство неотъемлемой частью экспозиции: например, в 2007 году она представила в «АРТСтрелке» инсталляцию, изображающую ее петербургскую квартиру («Музей меня»). Предыдущая версия работы для «Айдан» (под названием «Комнатное растение») демонстрировалась в той самой квартире/мастерской-студии «На районе», которую сама она называет «объектом». Экспонаты выставки — ржавые металлические прутья, торчащие из бетонных горшков, — заставляли задуматься о сущности скульптурного творчества художницы, которая присваивает, модифицирует, «укрощает» материал, взятый из окружающего мира, так же, как люди перестраивают «под себя» природу, например, «выбирают (живому созданию — домашнему растению. — AI.) судьбу неодушевленных предметов».
Аня Жёлудь училась на живописца, но главным ее материалом стал металл — каркасная проволока, арматура, стальные прутья. Она рисует стальными прутьями в пространстве, открывая взору зрителя «каркас» исследуемого ей явления: так, в работе «Схема пространства» (2007) она представила скелет человеческого счастья, то есть набор необходимых вещей, без которых счастливое существование невозможно. Стол, стул, шкаф, коврик, кровать и книга, которую можно читать перед сном. «Никто не поверит в твое счастье, если у тебя не будет чего-нибудь из этого перечня. Если ты вдруг скажешь, что у тебя нет кровати или стола, все станут тебя жалеть. Никто не хочет быть жалким, поэтому у всех все есть, что нужно для минимального счастья в условиях цивилизации», — объясняет автор. Жёлудь показывает только контур, идею предмета, очищенную от всякой плоти (разнообразных свойств, которые придают предмету «индивидуальность»). В числе ее проектов — «каркасы» свадьбы (какая свадьба без белого платья, лимузина, букета и торта!), учреждения культуры, гинекологического кабинета, среднестатистической спальни и среднестатистической выставки.
В апреле 2009 года художница сообщила в интервью обозревателю Openspace.ru Георгию Слугину, что больше не хочет заниматься «схемами». Но в то же время она отметила, что подобные работы остаются наиболее востребованными у организаторов выставок. Стоит ожидать, что эти стильные, безупречно красивые произведения (точнее, составляющие их отдельные предметы) в недалеком будущем появятся на аукционном рынке. Хотя художница против того, чтобы ее инсталляции продавались по частям: по ее словам, такой проект, как «Железная свадьба», — это «проект именно такой формы, именно такого квадратного метра, количества предметов и расположения. Все вместе это и есть моя инсталляция. Когда она начала расходиться частями, я была очень расстроена». Вспоминается другая «свадьба», сделанная несколькими десятилетиями ранее «русской американкой» Луизой Невелсон: тоже масштабная композиция, состоящая из выполненных в одном стиле конструкций, которые (к великому неудовольствию художницы) были разлучены со своими «родичами» и разошлись по разнообразным собраниям.
В начале 2009-го Жёлудь устроила в лаборатории Art & Science Space выставку под красноречивым названием «Не тот художник», где были показаны абстрактные работы из металла и других материалов. Среди экспонатов выделялись «пучки» из проволоки, похожие на связки проводов. Подобные сплетения также демонстрировались на прошлогодней Венецианской Биеннале — на входе и выходе главной выставочной площадки, Арсенала. «Тихая» инсталляция Жёлудь, которую входящий зритель мог и не заметить, рассказывала о том невидимом, что обеспечивает «связи всего со всем».
Произведения Жёлудь входят в собрания ММСИ, ГЦСИ, частного Музея актуального искусства (Москва) и Музея нонконформистского искусства (Санкт-Петербург). В мае 2009-го она «проникла» в Русский музей, написав картины на фанерных ящиках, в которых транспортировались картины любимого ею художника Арона Буха, чья выставка тогда проходила в музейных залах. Работа над картинами, на которых изображены гаражи-ракушки и бытовая техника, стала для нее способом «тактильного взаимодействия» с живописцем (такие работы есть и на новой выставке «Комнатное растение» — см. фоторепортаж).
Несомненный международный и национальный выставочный успех пока сложно подтвердить аукционной статистикой, что обычное дело для молодых художников. Работы Анны Жёлудь распродаются в частные и музейные собрания и пока почти не появлялись на вторичном рынке, никто не спешит перепродавать. Первый раз ее холст без названия размером 100 х 150 был выставлен в июне 2009 года на Sotheby’s с эстимейтом 3–5 тысяч фунтов, но в тот раз не был продан.
Выставка «Комнатное растение» в галерее «Айдан» продлится до 25 февраля. В этом году Аня Жёлудь обещает организовать еще три экспозиции: «Золотое руно» в Эрмитаже (март), «Хаммер» в галерее Марины Гисич (апрель) и «Продолжение осмотра» в ММСИ (май).
Материал подготовила Юлия Максимова, AI
Источники: zholudhome.com, openspace.ru, gif.ru, artinvestment.ru
artinvestment.ru
Аня Желудь. Исповедь | Артгид
Номинированная на премию Кандинского-2013 выставка-исповедь Ани Желудь в XL Галерее о выборе творческого и жизненного пути, о сомнениях и желании вернуть смысл жизни.
2 октября 2013 года премия Кандинского объявила шорт-лист. Среди финалистов в номинации «Проект года» — Аня Желудь с проектом «Упражнение», показанным летом в московской XL Галерее. Участница основного проекта 53-й Венецианской биеннале, лауреат премии «Инновация»-2010 уже не первый год пребывает в художественном и нравственном кризисе, и ее выставка была своеобразным поиском выхода из кризисного лабиринта. В своих предыдущих выставочных проектах «Отдам в хорошие руки» и «Последней выставке» Желудь распродавала, выменивала на стройматериалы или просто отдавала даром работы прошлых лет — не только составившие ей славу «железяки», в том числе и побывавшие на биеннале в Венеции, но и станковую живопись. На вырученные средства Желудь открыла в Подмосковье, в принадлежащем ей доме в деревне Аринино, галерею «Обочина», ожидающую проектов близких Ане художников. Желудь — казалось бы, успешный и признанный художник — не находит себе места, и так же, как железо, гнет и складывает в сложные фигуры собственную жизнь. «Упражнение» в XL Галерее стало выставкой-исповедью. На первый взгляд, это действительно не более чем просто упражнение в духе прежних опытов: Желудь сваривает из железных прутьев фигуры «змейки Рубика» разных размеров — от небольших до огромных, занявших все пространство галереи. Но посетитель, попадавший в эти гигантские сложносочиненные сети, оказывался словно в царстве Аида, где лишенные плоти и крови люди-воспоминания блуждают в беспамятстве: «А смертным власть дана любить и узнавать, // Для них и звук в персты прольется, // Но я забыл, что я хочу сказать, — // И мысль бесплотная в чертог теней вернется». Желудь как будто нарочно вовлекала зрителя в свой лабиринт, геометрический террариум, чтобы заставить его блуждать так же, как блуждает ее сознание. А чтобы ликвидировать всю метафизику — разместила на стенах галереи фотографии самой себя, исцарапанной и избитой. У этих травм, напоминающих документацию для полицейского протокола, было вполне реальное объяснение — оно излагалось в специальном письме, которое являлось частью выставки и выдавалось всем посетителям, и это также объяснение вообще того, что происходит сейчас с Желудь. И можно было бы увидеть во всем этом — и в отчаянно написанном от руки тексте письма, и в перформансе на вернисаже, где Аня лежала несколько часов на досках под потолком, то свища в свисток, то постукивая по доскам, как сторож на тюремной вышке, и в самой выставке в целом — просто психотерапевтический акт. Но пространство «Упражнения» Желудь свидетельствует о другом. Эксперимент с абстрактными геометрическими формами вкупе с вполне конкретными фотографиями и текстом оборачиваются метафорой извечной темы выбора пути, одним из лейтмотивов истории искусства. Читайте, смотрите.artguide.com
Gridchinhall | Представленные художники | Аня Желудь
События и избранные выставки:2014 «Выделенная линия». Галерея XL«Домашняя археология». Открытая галерея
2013«Упражнение». Галерея XL, 2013
2012«Последняя выставка». Гридчинхолл, Московская область «Отдам в хорошие руки». Фонд поддержки визуальных искусств «Эра», Москва, Россия
2011 «Реквизит». Kunstraum B, Киль, Германия «Персональное пространство». Galleria Nina Lumer, Милан, Италия
2010 «Продолжение осмотра». Московский Музей Современного Искусства, Москва, Россия «Хаммер». Галерея Марины Гисич, Санкт-Петербург, Россия «Комнатное растение. Полная версия». Айдан галерея, Москва, Россия
2009 «Аня Жёлудь в Русском музее». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия «Комнатное растение». Объект на районе, Санкт-Петербург, Россия «Не тот художник». Science Art Space, Москва, Россия
2008 «Народный проект». Галерея «Люда», Санкт-Петербург, Россия «Железная свадьба». Айдан галерея, Москва, Россия
2007«Музей меня». Галерея «Арт-стрелка». Москва, Россия «Вещь для любви». Московский музей современного искусства. Москва, Россия
2006 - «Памятник Девству». Галерея «С-АРТ». Москва, Россия
2005 «Кризис присутствия». Галерея «А-3». Москва, Россия «Инвентаризация». Галерея «Expo-88». Москва, Россия «Суки и женщины». Центральный Дом Художника. Москва, Россия «Творческий кризис». Культурный центр Пушкинская 10. Санкт-Петербург, Россия
Групповые выставки
2012 «Я был здесь!». Открытая галерея, Москва, Россия
2011 «Врата и двери». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия «Svoboda». Spazio Carbonesi. Болонья, Италия
2010 «Новый пленэр». группа LOPOUK. Галерея «Красный мост», Вологда, Россия «Новый декор». ЦСК «Гараж», Москва, Россия
2009 53-я Венецианская биеннале. Венеция, Италия Nord-art-09. Рейнзбург, Германия (2007, 2008) «20, 30, 40 – Шаг поколений» (Аня Жёлудь «Выставочный план»). Галерея «Красный мост», Вологда, Россия «Женщина в современном искусстве. О времени и о себе». ГМГС, Санкт-Петербург, Россия
2008 «Русское бедное». Пермь, Россия «Территория чувств». Галерея «Глобус», Санкт-Петербург, Россия Биеннале молодого искусства «Стой кто идет?!». Москва (2005, 2008)
2007«Новый Англеларий». Музей современного искусства. Москва, Россия VIII Международная выставка «ДИАЛОГИ». Санкт-Петербург, Россия «Мастерская`07», проект «Space». Москва, Россия Фестиваль «Пандус», проект «Невидимые Я». Москва, Россия
Работы находятся в Московском Музее Современного Искусства, в частном Музее Актуального Искусства в Москве, в Государственном Центре современного искусства, в музее Нонконформистского Искусства в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее.
www.gridchinhall.ru
Желудь Анна | Art Узел
Анна Желудь родилась 26 октября 1981 года в Ленинграде. Желудь – творческий псевдоним, который взяла себе художница Анна Андреевна Желудковская. Анна училась в Санкт-Петербургском художественном училище им. Н. К. Рериха, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Сейчас художница живет и работает в Москве.
В 2007 году Анна Желудь номинирована на всероссийскую премию в области современного искусства «Инновация». Шорт-лист премии Кандинского-2008 в номинации «Молодой художник. Проект года». Лауреат премии «Инновация»-2010 в номинации «Новая генерация». Куратор проекта «Сессия молодого искусства».
Аня Желудь очень быстро добилась узнаваемости. Она выступила несколько лет назад, в пик гламуризации отечественного мэйн-стрима. В этом контексте проволочно-арматурные, со следами сварочной окалины объекты Желудь обретали какой-то чуть ли не полемический характер. Это были не проекции жилого или офисного интерьера, хотя в них присутствовала некая дидактика руководства по сборке и эксплуатации. Эта были проекции правильной жизни, без излишеств, презентаций и стимуляторов «расширения сознания».
"Всё началось однажды с безобидно замеченной мной тождественности между графической линией и металлическим прутом. Прут оказался столь же податлив, как и гелевая ручка, которой я люблю рисовать. Создаваемая мной иллюзия пространства в плоскости графического листа теперь материализуется в пространстве реальном. Я называю этот переход "Процессом перемещения". Создаваемые мной металлоконструкции воспроизводят различные бытовые ситуации, избавляя предметы от обманчивых поверхностей, помогают увидеть невидимую суть, основу, каркас, скелет. Это своеобразная анатомия быта - "Анатомия мертвой природы", ненавязчивая, но содержательная конструктивная альтернатива точки зрения".
Источники: www.ru.wikipedia.org www.artmol.ru www.art4.ru www.aidangallery.ru
artuzel.com
Аня Желудь: «В художнике бешеная производительность пугает и настораживает»
Текст: Татьяна Сохарева29.03.2018 4377В музее АРТ4 показывают рисунки Ани Желудь из серии «Блокнот», соединившей незамысловатые натюрморты, портреты и подробности быта в подмосковной «хрущобе-однушке», куда художница переехала в прошлом году. Об отношениях с московским и петербургским искусством и о том, как обжить галерейное пространство, Желудь рассказала в интервью «Артгиду».
Аня Желудь. Из серии «Блокнот». Фрагмент. 2018. Картон, темпера. Источник: АРТ4
Татьяна Сохарева: Серия «Блокнот» появилась как впечатление от переезда в «хрущобу-однушку», о которой вы пишете во вступительном тексте к выставке в музее APT4?
Аня Желудь: Да, на самом деле эта серия двухчастная: те вещи, что сейчас выставлены в АРТ4, — это вторая часть, а первую покажут в галерее 11.12 в апреле. Там будут графические листы такого же формата с фрагментами человеческого тела — руки, ноги, сочлененные со всякими сумками, зонтами, сапогами. Я делала наброски в электричках и в метро, хотела запечатлеть все эти бесконечные телефоны, плееры, которые прирастают к нашим рукам. Можно сказать, что это было такое небольшое наблюдение за жизнью человеческих рук, для которых телефон стал неотъемлемой частью.
Т.С.: Раньше вы практически никогда не рисовали людей. Как они появились?
А.Ж.: Наброски для себя я делала всегда, но целый выставочный проект — это да, наверное, впервые. Такие вещи приходят сами собой. Художник много чего придумывает, но решение выставлять или не выставлять что-то конкретное, понимание, что нечто имеет актуальность, требует определенного стечения обстоятельств. Я уже не первый год как-то очень аскетично существую. Далеко не первый. Так получилось, что мне пришлось расстаться с моей питерской квартирой. Сейчас я живу рядом со своей мастерской, где была галерея «Обочина» у меня в деревенском доме в Аринино. В поселке городского типа со страшным названием Электроизолятор я купила такую клеточку-однушечку. В Питере в принципе то же самое было — такая же хрущоба, того же года постройки. Ну и, сидя в этой клетухе, я пыталась из совершенной пустоты, из ничего что-то выдавить, что-то породить. У меня не так давно появилась заботливая приятельница. Она, как луч солнца, появлялась у меня периодически, и мне захотелось сделать несколько ее портретов. Для меня всегда имеет значение, где я занимаюсь живописью. Мне важно, чтобы это были родные стены, пропитанные какой-то благотворной художественной энергией. В общем, мне нужно было сжиться с этими новыми стенами. Так изредка начали появляться какие-то цветочки, но в основном то мусор, то кусок какой-то стены, банки, бутылки.
Аня Желудь. Упражнение. 2013. Выставка в XL Галерее, Москва. Фото: Сергей Хрипун и Екатерина Алленова
Т.С.: Как вы работаете со стерильным галерейным пространством? Что нужно сделать, чтобы обжить его?
А.Ж.: «Блокнот» случайно распался на две части, как я уже сказала. Я рассчитывала, что на втором этаже галереи 11.12 размещу цветные работы, а метро и электрички останутся на первом, но не получилось, потому что сейчас один из этажей они закрыли. А у Игоря (Игорь Маркин — коллекционер, владелец музея АРТ4. — Артгид) как раз образовалась пауза в марте. Ну, я распечатала работы, выкрасила в черный цвет картон, сделала макет экспозиции — так и обжилась. На самом деле все это очень тоскливо и печально, потому что заниматься пространственными инсталляциями — тем, к чему у меня душа лежит и что имеет смысл в контексте современного искусства, — возможности нет. В первую очередь материальной возможности. Поэтому приходится работать на самом дешевом картоне, самыми дешевыми красками, хотя, конечно, скудость материала никогда не вредила искусству.
Т.С.: Инсталляции из металлических прутьев все называют вашими «фирменными железками». Не давит такое отношение к ним как к брендовому товару?
А.Ж.: Когда-то давило, сейчас нет. Потом я же все-таки комбинирую материалы на больших выставках. Впрочем, в ближайшие полгода, кроме живописи, мне ничего не светит. Так что никаких инсталляций не будет.
Аня Желудь. Упражнение. 2013. Выставка в XL Галерее, Москва. Фото: Сергей Хрипун и Екатерина Алленова
Т.С.: Кто решил дополнить нынешнюю выставку старыми объектами? Они из коллекции АРТ4?
А.Ж.: Нет, это мои работы как раз таки. Я их внедрила в экспозицию, поскольку считаю, что воздух должен быть освоен. Они, правда, совершенно неправильно экспонированы там. Да и в экспозиции много изменений в сравнении с моим макетом. Но мне хотелось в полной мере пережить этот опыт отрешения художника от своего детища, потому что в любом случае рано или поздно произведение искусства отдаляется от автора и начинает жить независимой жизнью.
Т.С.: Я перечитывала ваши прошлые интервью и зацепилась за фразу, что художника всегда формируют другие художники и среда крайне важна. Насколько эта установка актуальна для вас сейчас?
А.Ж.: Меня, наверное, уже можно считать состоявшимся художником. Я не ощущаю в себе прежней открытости чьему-либо влиянию. Про среду — да, это одна из моих формул, я правда так считаю. Есть такая вещь, как насмотренность. Когда человек решает, что он будет художником, он определяет для себя, какие авторы ему близки, какие категорически нет. Это связано не с подражанием, а скорее с насмотренностью и каким-то особым чувством, которое помогает понять, что ты как автор хочешь состояться в таких-то практиках.
Т.С.: Насколько московская художественная среда плодотворна с этой точки зрения?
А.Ж.: Я об этом не задумывалась, если честно. Сейчас я вообще очень мало хожу на выставки. В конце зимы приезжала в Москву на несколько дней, сходила в пару театров, в филармонию, в Зоологический музей… Куда угодно, но только не на выставки. Мне совершенно не хочется ничего смотреть.
Аня Желудь. Из серии «Блокнот». 2018. Картон, темпера. Источник: АРТ4
Т.С.: А с чем это связано? Накопилась усталость от искусства?
А.Ж.: Это такая диета, можно сказать. Иногда нужно ничего не смотреть. В Питере художественный мир гораздо скромнее, мягко говоря, поэтому там очень быстро нащупываешь дно. У меня рано появились персональные выставки. Я сразу познакомилась с огромным количеством художников, прощупала все выставочные площадки и поняла, что мне нужно больше. В тот период я тесно дружила с преподавателями с кафедры скульптуры в «Мухе» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. — Артгид), занималась лепкой. Когда я им объявила, что собираюсь поехать в Москву смотреть искусство, они хором заверещали: «Зачем ты туда едешь?!» Говорили, что Москва — это полная гадость, особенно в плане искусства. Первые пару раз, когда я приезжала, я покупала журнал «Досуг», потому что в нем была афиша всех выставок, открывала и, не обращая внимания на названия, просто территориально отмечала по станциям метро музеи, галереи, выставочные залы. В день я обходила около 15 мест. Как разведчик, изучала обстановку.
Т.С.: Какое впечатление производила художественная Москва в те годы?
А.Ж.: Смешно сейчас об этом говорить, но в 2000 году ЦДХ и парк со скульптурами, которые сегодня всем нам, актуальщикам, кажутся полным барахлом, для меня на тот момент были просто раем.
Т.С.: Был период, когда вас во всех критических текстах называли петербургской художницей. Вам важна такая идентификация с местом?
А.Ж.: Прошлым летом я еще разок съездила в Питер, поностальгировала и окончательно закрыла для себя эту тему. Есть, конечно, какие-то контакты, есть друзья… Но не знаю, у всех семьи, дети, работы. Времена, когда нас объединяли общие поездки за границу, куда-то делись. В общем, с Питером связь утрачена.
Аня Желудь. Из серии «Блокнот». 2018. Картон, темпера. Источник: АРТ4
Т.С.: У вас были попытки организовать квартирную галерею. Как вам роль художника, который сам создает институцию?
А.Ж.: Это была как раз та квартира, которую я продала, потому что, во-первых, совершенно не на что было жить, во-вторых, я понимала, что мне рядом с мастерской все-таки нужна какая-то цивилизация. Еще я очень хотела сделать выставку, которая называлась «Хуже, чем ничего». Она прошла в Гридчинхолле. Ее тоже нужно было делать на какие-то средства. Поэтому увесистая часть денег от проданной квартиры ушла на эту выставку.
Т.С.: Галерея — это тоже был способ поработать с образом дома?
А.Ж.: Петербургский проект назывался «Объект на районе». Это было больше похоже на паблик-арт, чем на галерею в чистом виде. У меня не возникало ощущения, что я делаю квартирные выставки. Просто был такой объект на районе. Практически то же самое я устроила у себя в деревне Аринино. Но все мои организационные начинания довольно быстро угасают. Да, у меня есть коллекция, она сформированная, но на музей современной скульптуры, который я хотела бы сделать, опять же ресурсов нет. Галерея «Обочина» просуществовала всего года полтора. Поначалу действительно по выходным приезжали люди, интересовались журналисты, были какие-то интервью.
Т.С.: Помню, вы говорили, что хотели бы поработать вместе с Гжельским заводом. Сейчас занимаетесь прикладным искусством?
А.Ж.: У меня была такая мечта, да. Я училась на кафедре керамики в «Мухе» и довольно плотно занималась прикладными видами искусства. В Москве я изначально оказалась по личным обстоятельствам — замуж здесь вышла — и первым делом устроилась на керамический комбинат. Делала там авторские тиражи, какие-то объекты. Мне хотелось сделать сервиз, но это так и осталось мечтой. Я бы с радостью занималась дизайном, но почему-то ничего такого не попадалось.
Аня Желудь. Из серии «Блокнот». 2018. Картон, темпера. Источник: АРТ4
Т.С.: Ваши металлические инсталляции могут существовать как предметы дизайна или им комфортнее в галереях?
А.Ж.: Ну почему? Есть работы, которые люди приобретали, чтобы поставить у себя в квартире. Они там живут преспокойненько. На них очень удобно накидывать всякие тряпки, одежду. Это все очень легко переводимо в функциональную плоскость — добавить к инсталляции оргстекло, и получится стул, на котором можно сидеть, стол, на который можно ставить посуду. Да и в целом соединение металлического каркаса и стекла — это очень распространенная вещь. Сейчас меня с разных сторон несколько человек раскручивают на какие-то люстры, другие заказы. Недавно думала об этом бесконечном производстве вещей. Это какое-то наваждение прямо! Уже никому не важно, брендовая ли вещь, красивая или некрасивая. Есть только пресловутый рынок потребления. При том, что сейчас даже особо никто ничего не потребляет, но зато все активно и навязчиво производят, хотят что-то продавать. В художнике такая бешеная производительность меня пугает, отталкивает и настораживает. Я с радостью посижу еще полгодика на этих картонках и бумажках... В общем, настроение какое-то не боевое.
artguide.com
Аня Желудь: «Живопись – вещь бесполезная, а вот в горшок можно насыпать соль» | Арт
В галерее «Гридчинхолл» 26 марта открывается выставка «Хуже, чем ничего» Ани Желудь — одного из самых титулованных молодых российских художников, участницы Венецианской биеннале и лауреата главной российской премии современного искусства «Инновация».
Аня известна работами из гнутого железного прута – из него она строит целые квартиры с мебелью и всеми предметами обихода в натуральную величину. В «Гридчинхолле» она пошла дальше: тут есть «Ландшафт» – полноценная деревня с десятками домов, правда, в уменьшенном виде. Работы Желудь – искусство на первый взгляд неяркое и неброское, зато очень осмысленное. Художница объяснила Time Out, в чем смысл и красота железных прутьев.
О названии и сомнениях
«Выставка называется “Хуже, чем ничего”. Знаете, есть такое выражение “Лучше, чем ничего”? Например, нет плиты в доме, но наши какую-то и поставили – все лучше, чем ничего. В последнее время у меня все как-то нескладно идет: пропала уверенность в себе, непонятно, нужно ли делать выставки. Пропал внутренний жар, когда хочется расшибиться в лепешку, чтобы сделать работы и показать их, когда “надо делать” существует на уровне потребности организма. Сейчас у меня внутри не жжет, и, начиная экспозицию, я думала, что получится как с этой плитой – все лучше, чем ничего. Но в то же время я сомневалась: может быть, ничего – это все-таки лучше, чем непонятно что? А то, что у меня получится, – это хуже, чем ничего?»
О работах
«Центр экспозиции – инсталляция “Ландшафт”, деревенский пейзаж, сваренный из ржавых металлических прутьев. Тут есть несколько десятков домов и рядом с ними кладбище. Это этюд с натуры – я отталкивалась от своего окружения.
Есть еще серия “Ежовые рукавицы” – колючие железки, из которых как будто сотканы предметы женского рукоделия: прихватки, мочалки, сумки. Это характеризует события моей жизни последнего времени, отношения с человеком, с которым я жила: наши не срастающиеся никак характеры, постоянные нервы и трения, тяготение друг к другу и в то же время жуткое отторжение».
Об интерпретациях
«Очень здорово, когда произведение рождает смыслы само по себе – когда художник не навязывает свое единственное толкование, а когда зритель сам трактует, его воображение работает, возникают новые ассоциации».
О переезде в деревню
«Сейчас я живу в деревне Аринино под Гжелью. Я туда перекочевала в 2011 году. Обстоятельства сложились таким образом, что я сначала переехала из Питера в Москву, потом человека, с которым я жила, не стало, и остался дом в деревне. Можно было вернуться в Петербург, но в деревне у меня мастерская – и я осталась.
Для меня местная деревенская жизнь, когда надо воду носить из колодца, топить печь и баню по-черному, не нова: я половину детства провела в таком бытовом формате. Выросла я в Питере, но мой отец занимался охотой, и мы часто уезжали в деревню, а потом он обзавелся там участком. Все бытовые дела – это, конечно, ерунда, но очарование в этом наблюдать в последнее время мне надоело. Я до сих пор влюблена в это место, но находиться только здесь – это, наверное, неправильно. Ну и есть большой контраст с Москвой: невозможно из этой бани по-черному прийти на вернисаж».
О том, что и так понятно
«В работе “Ландшафт” рядом с деревенскими домами – кладбище. Для меня было удивительно, что оно в реальности здесь так близко: получается такое непосредственное соседство живого и неживого. Мы же все понимаем, что смерть везде присутствует. Так что “Ландшафт” – об этом. Хотя это и так понятно».
Об общении
«Художник без среды и общения не может: его формируют другие художники. Сейчас я выпала из среды, но все-таки у меня еще есть запас предыдущего опыта жизни и общения – до сегодняшнего дня его кое-как хватило. И работа в “Гридчинхолле” для меня как раз важна, чтобы пообщаться, повидаться, напитаться чужой энергией».
Об учебе
«Сначала в Питере я была в училище на отделении станковой живописи – это совсем академическое образование. Там я уже начала вместо зеленых деревьев рисовать красные. Так получалось, что днем я рисовала то, что надо, прикидывалась правильным художником, а ночами потихоньку делала то, что хочется. Это было неприятно морально и тяжело физически, так что я ушла из училища и где-то полгода просто болталась с этюдником по городу. Потом я поняла, что мне не хватает студенческой среды, и пошла в Муху (Петербургскую художественно-промышленную академию им. Штиглица – прим. Time Out) на керамику, чтобы работать с объемом: мне интересно было перейти от работы с поверхностью холста к пространственным вещам.
Еще на тот момент я понимала, что живопись – вещь бесполезная. А вот керамический горшок – в него можно насыпать соль, положить конфеты: это утилитарная, нужная человеку вещь. Правда, когда я начала делать горшки, стала кидать их об пол – они сминались, и я собирала из них коллажи и объекты».
О планах
«Я хочу походить в Гжели по заводам, может быть, договориться с кем-то из директоров и сделать, например, “сервиз от Желудь”. Я хочу делать полезные вещи».
Аня Желудь Хуже, чем ничего 26 марта – 15 мая, галерея «Гридчинхолл»
www.timeout.ru