Элизабет-Луиз Виже-Лебрён Vigée Le Brun, Élisabeth Louise  (1755-1842). Виже лебрен картины


Виже-Лебрён, Элизабет-Луиз. Все картины художника

Мари Луиза Элизабет Виже Лебрён – великая портретистка Франции и самая известная в Европе. В четырнадцатилетнем возрасте она стала профессиональной художницей, а повзрослев, вошла в круг приближённых королевской семьи. Творческое наследие Лебрён насчитывает более 660 портретов.

Юные годы и любовь к творчеству

Элизабет родилась в Париже в апреле 1755 года. Её отец, Луи Виже был малоизвестным художником, работавшем в технике пастель. Он всячески поощрял стремления дочери к художественному мастерству и способствовал его развитию. Сама Лебрён, говоря о своём проявляющемся в детстве таланте, в мемуарах вспоминала, что будучи шестилетней девочкой, была отправлена на обучение в монастырскую школу, где постоянно подвергалась наказаниям со стороны учителей, потому что украшала красками копии своих книг и даже стены общежития. В 11 лет девочка закончила школу и вернулась в родные стены, где по протекции отца брала уроки мастерства у известных художников: Габриэля Дуайена, Жозефа Верне.

Когда Элизабет исполнилось 13 лет, умер Луи Виже. Горе от утраты горячо любимого отца надолго поселилось в сердце девушки, длительное время она была не в состоянии снова взяться за карандаш. Для того, чтобы хоть как-то отвлечь ум дочери от горестных мыслей, мадам Виже решает взять её на выставку в Люксембургский дворец. Увидев работы Рубенса и других художников, представленных в частных коллекциях, Элизабет была крайне воодушевлена. Позже в воспоминаниях она напишет: «Я была похожа на пчелу: жадно собирала ощущения, знания, которые были крайне полезны для меня, я была опьянена блаженством». Именно в этот период Мари Луиза начала писать с натуры и даже попробовала себя в технике копирования (работ Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка).

Первые серьёзные гонорары и замужество

Успех пришёл к юному дарованию стремительно. Уже в 15 лет молодая портретистка заработала столько денег, что могла оказывать значительную финансовую поддержку своей семье. Однако несмотря на все усилия, сложно было удовлетворить многие бытовые расходы, требовались большие средства и на обучение брата. В связи с этими обстоятельствами мадам Виже принимает решение выдать замуж талантливую дочь за известного торговца живописью, художника, ювелира Жан-Батиста Пьера Лебрёна. Связи влиятельного супруга упрочили известность Элизабет в широких кругах, её отголоски были слышны даже в королевском дворце, куда мадам Лебрён пригласили рисовать портрет самой Марии Антуанетты. Монархиня высоко оценила мастерство художницы и вверила ей дополнительные заказы. Работа приносила портретистке несказанное удовольствие, чего о личной жизни нельзя было сказать. Пьер оказался мотом и расточителем, увлекался картёжными играми и даже не мучился угрызениями совести, когда направо и налево тратил с трудом заработанные деньги супруги.

Путешествия и жизненный итог

В 1789 году Элизабет вынуждена была покинуть Францию вместе со своей девятилетней дочерью Жанной Джули Луизой из-за начавшейся революции. Прибыв в Италию, мадам Лебрён ощутила в полной мере свою популярность – каждый город восторженно встречал талантливую художницу – в Риме её включили в членство Академии, во Флоренции предложили подарить собственный портрет галерее Уффици. В Италии Элизабет прожила около двух лет, после чего отправилась в Россию. В Санкт-Петербурге она была удостоена членства Академии художеств, подружилась со многими влиятельными персонами. Вплоть до начала 80-х годов 19 века художница пробудет в Москве и Питере, напишет мемуары о годах жизни в России, затем вернётся в родную Францию, откуда снова отправится в путешествие, на этот раз – в Англию. Через время Элизабет придётся вернуться – известие о смерти дочери, а после и законного супруга застанут врасплох и уже никогда не вернут её к прежней жизни. В 1819 году умрёт и единственный брат Лебрён. Сама художница проживёт ещё долго и тихо уйдёт из жизни в своём загородном доме в окружении племянниц в возрасте 87 лет.

gallerix.ru

Элизабет Виже-Лебрен — живописец высшей власти

Имя Элизабет Виже-Лебрен, сегодня известно немногим, хотя послe Рубенса более плодовитого художника в истории живописи не было. Она написала более 600 портретов королей, королев и влиятельных особ конца ХVIII — начала ХIХ века, в том числе и российских. Только чудом живописи Элизабет Виже-Лебрен, да и ее самой не коснулась та кровавая эпоха войн и революций, в которой ей довелось жить.

Казалось, родившейся в 1755 году Мари-Луиз-Элизабет Виже суждена счастливая жизнь. Ее окружал Париж «галантного века» — столица моды, роскоши и развлечений, где творческому человеку было легче преуспеть и прославиться, чем в любом другом городе мира.

Примером тому был ее отец Луи Виже, сын простого обойщика, ставший известным портретистом. Девочка запомнила его добрым, веселым и чрезвычайно рассеянным. Однажды, собираясь на званый ужин, он вместо шляпы натянул ночной колпак.

[box] В его доме часто собирались гости — с раннего детства Элизабет довелось видеть и слышать Вольтера, Дидро, художника Греза, великого актера Тальма.[/box]

Мать, Жанна Мессен, не одобряла этих шумных посиделок, воспитывая дочь и ее младшего брата Этьена в строгости и благочестии. В шесть лет Элизабет отдали в католический пансион, где ею были недовольны — на уроках она рассеянно глядела в окно и рисовала в тетрадке все, что приходило в голову. Мать ругала ее, а отец был доволен: дочка унаследовала его талант!

В восемь лет она так похоже нарисовала зашедшего к ним с товаром булочника, что Луи твердо решил сделать из нее художницу. Неважно, что эта профессия считалась мужской — все больше француженок брали в свои нежные ручки кисть: кто ради моды, а кто и для заработка.

Отец забрал Элизабет из пансиона и стал давать ей уроки мастерства. Но продлилось это недолго: тяжелая болезнь унесла месье Виже в могилу, когда его дочери было всего двенадцать.

Накоплений у семьи не осталось, и мать поспешила снова выйти замуж. Ее избранником стал придворный ювелир Лесевр, человек богатый, но чрезвычайно скупой. Даже самую скромную сумму Элизабет приходилось у него выпрашивать — а ей нужны были не только наряды и украшения, как всякой девушке, но и краски с холстами.

Вдобавок отчим не желал тратить деньги на такое «баловство», как занятия живописью. Друзья покойного отца Бриар и Дуайен согласились учить Элизабет бесплатно, а потом начали пристраивать ее работы на выставки. Скоро она уже рисовала вполне профессионально, а вдобавок ярко и празднично — ее картины как будто излучали свет.

Молва о «чудо-ребенке» облетела Париж, вельможи и их жены засыпали девочку заказами. Скоро на пороге ее дома появился королевский чиновник: пятнадцатилетняя художница не имела патента, поэтому на дверь ее мастерской торжественно навесили сургучную печать. Элизабет пришлось перебраться с мольбертом на чердак.

Элизабет Виже-ЛебренТеперь ювелир не возражал против увлечения падчерицы, неожиданно оказавшегося доходным, тем более когда она в 19 лет стала самым молодым членом Академии живописи. Он часто наблюдал за ее работой, не упуская случая поощрительно потрепать подросшую девушку по щечке или приобнять за талию.

К тому времени Элизабет, прежде тощая и нескладная, превратилась в настоящую красавицу: прекрасная фигура, круглое румяное лицо, каштановые кудри, которые она вопреки моде не желала прятать под париком.

Заигрывания пожилого отчима были ей противны, хотелось избавиться от его надоевшей опеки и уехать в другие страны, к новым впечатлениям, богатству, славе.

Это можно было сделать, только выйдя замуж, что Элизабет и сделала, едва достигнув совершеннолетия. Ее избранником стал Жан-Батист Пьер Лебрен, посредственный художник, больше преуспевший в роли торговца картинами.

Нет, она не влюбилась в него — скорее, почувствовала душевную близость с этим немолодым человеком, обожавшим живопись и путешествия.

При этом он был слабоволен, охотно поддаваясь любому пороку, будь то вино, женщины или карточная игра. Знакомые предостерегали Элизабет, а ювелир Эбер проворчал: «Лучше тебе повесить жернов на шею и прыгнуть в Сену, чем обвенчаться с Лебреном». Она ничего не слушала: главное — вырваться из родительского дома, а там посмотрим…

В 1776 году они обвенчались — тайно, ничего не сказав родителям девушки. Свадебным путешествием стала долгая поездка в Нидерланды, где Элизабет, носившая теперь фамилию Виже-Лебрен, не только любовалась сокровищами местных музеев, но и писала портреты местных богачей и даже будущего короля Виллема I.

автопортрет с дочерьюПо возвращении она пережила самое счастливое событие в своей личной жизни — рождение дочери Жюли.

Вопреки тогдашнему обычаю, она старалась проводить с ребенком как можно больше времени, без устали рисовала ее и себя вместе с ней. Девочка, миловидная и ласковая как котенок, дарила ей то душевное тепло, которого она не видела ни в семье, ни в доме мужа.

Как только Элизабет стала получать за картины приличную плату, Лебрен бросил работу. Да, заказами ее обеспечили его связи, но ведь это она стояла за мольбертом по 10-12 часов в день, пока он проводил время в кабаках и игорных домах!

Жан-Батист называл ее своей Галатеей, но в кругу собутыльников употреблял другой эпитет — «дойная корова». Отношения супругов становились все более прохладными, и после пяти лет брака Виже-Лебрен с дочкой поселилась отдельно.

К тому времени она стала любимицей парижской знати, обойдя по популярности своих наставников. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо, и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю».

Написав портреты нескольких министров, она удостоилась приглашения от самой Марии Антуанетты. Молодая королева, ровесница Элизабет, обожала развлечения и новые знакомства, и художница стала ее очередной игрушкой.

Став личной портретисткой Антуанетты, она изображала свою покровительницу в самых разных обличьях, а кроме того играла с ней в четыре руки на клавесине, путешествовала и чуть ли не спала в одной постели. В то время это не считалось чем-то неприличным, но молва поспешила обвинить их в порочной связи.

Мария Антуанетта с семьейАнонимные памфлеты изображали весь Версаль царством порока, а королеву — новой Мессалиной, хотя она свято хранила верность мужу Людовику XVI.

В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась не только о красоте коронованной подруги, но и о ее моральных качествах. Впрочем, она, в отличие от многих современников, хвалила почти всех, с кем ей доводилось общаться.

Конечно, ей можно поставить в вину использование дружбы с королевой в личных целях. В 1783 году Элизабет стала академиком Королевской академии художеств, что дало ей возможность продать многие работы Версальскому дворцу.

Коллеги-завистники негодовали; особенно старалась некая Аделаида Лабиль-Гийяр, считавшая, что Виже-Лебрен нахально отобрала у нее место лучшей художницы Франции. Ее стараниями по Парижу распространялись сплетни о романе Элизабет с министром финансов графом Калонном.

В 1789 году была предана гласности фальшивая переписка любовников, в которой они всячески издевались над королевской семьей. В результате скандала Калонну пришлось покинуть свой пост, а Мария Антуанетта отказалась видеть свою любимицу. Пока художница страдала от людского коварства, восставшие парижане взяли штурмом Бастилию.

Поначалу революция не слишком напугала Элизабет, но ей до боли хотелось развеяться где-нибудь в далеких краях, и она приняла приглашение французского посла в Риме посетить достопримечательности Вечного города.

В день, когда она пересекла границу, толпа захватила в Версале короля и королеву. Виже-Лебрен больше никогда не увидела свою покровительницу, сложившую голову на гильотине, а ее заграничное турне затянулось на долгих 12 лет.

Из Рима художница отправилась в Неаполь, где в нее влюбился английский граф Бристоль. Он заказал ей свой портрет, а потом попытался купить и художницу. Элизабет отшутилась — похоже, она так и осталась равнодушна к мужской любви. Устав от итальянских красот, она собиралась вернуться домой, но узнала, что ее имя внесено в списки контр-революционеров, которые в случае появления во Франции подлежали аресту и суду.

Муж, оставшийся в Париже, ничего не сделал для ее оправдания, зато регулярно просил у нее денег. В конце концов она возмутилась: «Продавая картины, я заработала миллион, а за границу уехала с двадцатью франками в кармане — все остальное он проиграл!»

Столкнувшись с отказом прежде покорной жены, Лебрен подал на развод и тут же женился на молоденькой любовнице. А Элизабет отправилась через Вену в Петербург, где осели многие французские эмигранты.

В июле 1795 года она прибыла в русскую столицу. Россия, где ей предстояло провести целых шесть лет, сразу произвела на нее большое впечатление. Верная своей привычке находить в людях хорошее, она писала в мемуарах:

«Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Я никогда не видела здесь пьяных… Большинство русских питаются картошкой с хлебом и чесноком, поэтому ужасно воняют, хотя каждую субботу ходят в баню. Они умны и сообразительны, легко учатся все ремеслам и даже добиваются успехов в искусстве… Русский народ в целом честен и порядочен по натуре. В Петербурге или Москве не знают не только тяжких преступлений, но и воровства. Эта особенность удивительна для людей, едва вышедших за грань варварства, и многие приписывают ее влиянию крепостного права. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских».

Подобные пассажи говорят об одном: с русским народом мадам Виже-Лебрен не общалась. Ей вполне хватало представителей аристократии, среди которых она завела много друзей.

Она с восторгом писала об «открытых обедах», на которые русские аристократы приглашали всех желающих: это позволяло небогатому иностранцу месяцами не тратиться на еду. Среди ее новых знакомых были граф Александр Строганов, ученый и меценат, и молодая княгиня Екатерина Долгорукая, которую Элизабет назвала «женщиной с самой идеальной фигурой из всех, виденных мной».

портрет Елизаветы АлексеевныДругой подругой художницы стала жена царевича Александра Елизавета Алексеевна. Общение с «молодым двором» вызвало ревность стареющей императрицы Екатерины II, подогретую ее фаворитом Платоном Зубовым. Как-то он насплетничал ей: «Вот, государыня, у госпожи Лебрен тоже свой двор, к ней побольше народу ездит, чем к вам…»

После таких слов Екатерина приняла иностранку с холодной вежливостью и позаботилась скорее удалить ее из Царского Села. Виже-Лебрен писала: «Она, похоже, не могла понять, что люди посещают художника, чтобы позировать ему».

К ней и правда выстроилась очередь знатнейших русских вельмож: Строгановы, Куракины, Трубецкие. Особенно тесно она общалась с последним польским королем Станиславом Понятовским, жившим в изгнании в Петербурге. Он так часто приезжал к ней, что однажды она, занятая с другим заказчиком, не выдержала: «Скажите ему, что меня нет дома!» Услышав эту фразу, король в негодовании уехал, но потом простил художницу.

Однажды она заметила, что он плохо выглядит, и посоветовала ему поберечь здоровье. «Ах, бросьте!» — отмахнулся Понятовский и потянулся к бокалу с шампанским, до которого был большим охотником. На другой день с ним случился апоплексический удар. Конечно, Виже-Лебрен приписывали роман и с ним, но она держалась стойко: «Мы просто друзья».

Скрывая свои сердечные увлечения, Элизабет заботилась прежде всего о репутации обожаемой дочери — ничто не должно помешать удачному замужеству Жюли! Но судьба сыграла с ней злую шутку: однажды дочка, которой уже исполнилось двадцать, сбежала из дома с нищим и безродным секретарем театрального комитета Гаэтаном Нигрисом.

Художница собиралась заявить в полицию, но потом вспомнила, что когда-то сама поступила также, и простила молодых. Теперь ее расходы возросли вдвое — пришлось содержать не только дочь, но и зятя. Сменивший Екатерину Павел I посулил Элизбет большую сумму за написание громадной панорамы Москвы с Воробьевых гор.

Художница никогда не писала таких больших полотен, да и вообще пейзажи ей не слишком удавались, но она храбро взялась за работу. Окончить ее не удалось — Павел был убит заговорщиками, на трон взошел Александр. «Я никогда не поверю участию императора в таком ужасном деле, как убийство отца!» — писала она, опять думая о людях лучше, чем они есть.

В 1802 году она решила вернуться на родину, где к власти пришел Наполеон. По дороге домой в Берлине она остановилась у прусского короля Фридриха Вильгельма, заказавшего ей портрет и в благодарность за него сделавшего ее членом очередной Академии (всего она была членом восьми академий, включая Российскую Академию художеств).

В Париже прием был более прохладным: император не жаловал гостью из враждебной России, позабывшие ее «столпы общества» не спешили заказывать портреты. Вдобавок муж прибрал к рукам ее дом, где и разместился с новой семьей.

Помыкавшись без денег, Виже-Лебрен снова уехала за границу — на этот раз в Англию. Эта страна, в отличие от прочих, не очень понравилась ей. Она похвалила богатство английских музеев и вкусный чай, но отрицательно отозвалась о грубости англичан, грязи лондонских улиц и отвратительном климате.

портрет мадам де СтальТем не менее заказов у нее было достаточно, и в Париж она вернулась только семь лет спустя.

К тому времени Наполеон уже стал императором и начал вместе со своими придворными окружать себя роскошью.

Вспомнив про Элизабет, он лично пригласил ее в Париж и поселил в загородном дворце Марли.

Художнице уже перевалило за пятьдесят, и она не могла работать также активно, как прежде, но создала еще немало портретов — среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина и знаменитая мадам де Сталь, рисовать которую она специально ездила в Швейцарию.

Последней ее работой стал портрет некоей мадам де Ривьер, написанный в 1822 году.

[box type=»info»] В мемуарах она дотошно перечислила свои произведения: 662 портрета, 200 пейзажей и 15 картин исторического содержания. Мало кто из живописцев со времен Рубенса мог похвастаться такой плодовитостью.[/box]

Ее медленное угасание было долгим и печальным. Картины принесли ей маленькое имение недалеко от столицы, куда по-прежнему приезжали гости — уже не позировать, а послушать воспоминания хозяйки о казавшемся уже древней историей «галантном веке». Там же поселились вернувшиеся из России дочь с зятем.

Заходил в гости Этьен, ставший известным актером. Приезжал и бывший муж — Элизабет по доброте простила его и даже заплатила его немалые долги, получив взамен родительский дом в Париже на улице Сен-Мари-Роз. В1813 году Лебрен умер, а шесть лет спустя художницу покинул самый дорогой человек — Жюли. Чтобы постоянно навещать ее могилу, Элизабет перебралась в столицу.

Кругом бурлила жизнь, одна революция следовала за другой, а высокой старухе, закутанной в черную шаль, не было до этого никакого дела. Ее маршруты были неизменными: церковь, кладбище, пара-тройка торговцев картинами.

А потом — домой, где ее окружали призраки прошлого, блестящие кавалеры и дамы. За ней ухаживала молодая служанка, которую она пыталась научить рисовать — но кисть так дрожала в ее руке, что уроки пришлось прекратить.

Ее утешали только визиты гостей из далекой России — там, в отличие от Франции, ее по-прежнему помнили и любили. Одна из русских гостей уговорила Виже-Лебрен написать мемуары, чтобы драгоценные детали прошлого не исчезли с ее смертью.

Художница взялась за дело также добросовестно, как прежде за создание картин. Объемистая книга вышла в свет в 1837 году и вызвала большой интерес читателей. Совсем недавно часть ее, касающаяся России, издана по-русски, и теперь все желающие могут убедиться, каким зорким, пытливым и, главное, доброжелательным наблюдателем была Элизабет.

Она умерла 30 марта 1842 года от атеросклероза. За гробом шли служанка, племянница и несколько пожилых поклонников ее творчества. Прошло еще немало лет, прежде чем Виже-Лебрен отвели достойное место в истории живописи. Но место в ряду тех, кто своим искусством внушал людям добрые чувства, оставалось за ней всегда.

Русский период художника Элизабет Виже-Лебрен — ВИДЕО

В Петербурге Элизабет Виже-Лебрен провела 6 лет с лета 1795 года, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам.

 

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

pro-france.com

Художница ВИЖЕ - ЛЕБРЁН. Страницы жизни.

"Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи".

(Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет).

Автопортрет.

16 апреля 1755 года,в семье скромного парижского художника Луи Виже родилась дочь, получившая красивое имя Луиза-Элизабет. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Правда, была одна особенность: кукол ей заменяли карандаши, краски и кисти, вызывая недовольство монахинь монастыря, в котором она воспитывалась с десяти лет. Но отец потакал увлечению дочери. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки,которую он всячески баловал.

Она унаследовала от матери красоту, а от отца его художественные способности и любовь к искусству.

Автопортрет.

В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. После трагической смерти отца, его друзья определили девочку в мастерскую исторического живописца Г. Бриара. Об этом периоде своей жизни Луиза всегда вспоминала с умилением: она была окружена заботой талантливых художников, относившихся к ней, как к дочери. Вскоре она превратилась в стройную и обворожительную девушку, делавшую несомненные успехи в живописи.

Автопортрет.

При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом,будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать, женщина пустая и расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца. Луиза лишь покорилась ее воле, но о счастье в супружеской жизни речи все же не шло.Лебрен гравер и торговец картинами, дела которого на вид блестящие, оказались расстроенными, и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу.Впрочем, влияние мужа помогло ей войти во многие аристократические дома.

Автопортрет.

12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис.

Сама Луиза называла дочку Джулией.Не пользуясь супружеским счастьем, она много работала, искала утешения в кругу образованных и светских людей,старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. Она попала в большую милость к королеве Марии-Антуанетты,

которая дала ей титул своей первой портретистки.Пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки и была просто близкой подругой Луизы. Способствовало и основное правило Виже-Лебрен - молчать обо всем, что она видела или слышала во дворце.Художница причесывала заказчиц и придумывала фасоны нарядов, которые лично кроила.Постепенно она сделалась законодательницей моды.Свободные платья, в которых они разгуливали с королевой по Трианону, отказавшись от кринолинов и фижм,и соломенные шляпки,

вытеснившие перья и драгоценности в волосах,

немедленно копировались модницами. - Моя прическа мне ничего не стоила, - писала она в одном из писем, - я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком...Именно мадам Виже-Лебрен мы обязаны модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах...По личному распоряжению короля мадам Виже-Лебрен стала членом Королевской академии живописи и архитектуры.

Недоброжелатели взялись чернить ее репутацию. Они распускали слухи о многочисленных любовниках красавицы, одним из которых якобы был министр финансов Калонн, дававший ей десятки тысяч франков из королевской казны только на знаменитые "греческие вечера", которые она устраивала. Кроме того, ученые мужи нанимали всякий сброд, чтобы забрасывать нечистотами новый дом художницы. А в 1787 году в Салоне Лувра отказались выставить написанный ею портрет Марии-Антуанетты.

Луиза понимала-взрыв неизбежен. Летом 1789 года восставший Париж штурмом взял Бастилию, на площадях столицы под восторженные вопли толпы начали свою кровавую работу гильотины.

Голова Марии-Антуанетты скатилась к ногам палача.Ей было 37 лет...Художница сочла во благо дочери-подростка Жанны-Жюли покинуть столицу.

С собой она взяла дочь Жюли и небольшие сбережения.Все имущество было оставлено мужу, который не замедлил тут же проиграть его в карты. Вместе с гувернанткой они переоделись работницами и отправились в изгнание.Для неё начался долгий двенадцатилетний путь эмигрантки по европейским столицам. Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Ее, как близкую подругу мученицы-королевы Марии-Антуанетты, с почетом принимали европейские монархи. Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору.25 июля 1795 года Луиза прибыла в Петербург,в котором задержалась почти на 7 лет.Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Не сложились отношения с Екатериной II.

Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство. Государыня предложила изгнаннице поселиться в Царском Селе, однако апартаменты во дворце не выделила. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги. В воспоминаниях о последнем фаворите императрицы она напишет:- Зубов меня не любил.Луиза не переносила,когда во время работы к ней приходили гости,

желавшие взглянуть на ее картины, поэтому она установила приемные часы. Ловкий царедворец туг же нажаловался императрице - У госпожи Лебрен тоже свой двор, она, подобно своей покровительнице, дает аудиенции...Екатерина II, не терпевшая соперничества, отомстила, разругав в письме к одному из парижских друзей работу Виже-Лебрен: "Последовательница Анжелики Кауфман пробует свои кисти и начинает писать великих княжон Александру и Елену.

Госпожа художница заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце..."Престарелая императрица не принимала свежие веяния в моде и не на шутку рассердилась, когда на один из балов супруга ее внука Александра Павловича-будущего императора, великая княгиня Елизавета,явилась в платье, больше похожем на ночную сорочку, фасон которого сочинила француженка.Похоже, стареющая императрица просто испытывала небольшую ревность: элегантная француженка постоянно окружена толпами поклонников, а на её полотнах женщины всегда прекрасны.

По-человечески Екатерину можно понять, даже волшебная кисть художницы не в состоянии вернуть молодость, а быть красивой хочется в любом возрасте, тем более, что её последнему фавориту всего двадцать с небольшим лет.Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы. А с Елизаветой Алексеевной у Луизы отношения стали почти близкими. Она написала несколько её портретов

и даже разработала для великой княгини новые модели платьев... Неспешная петербургская жизнь нравилась художнице. В конце жизни она написала любопытные мемуары "Воспоминания о моей жизни", в которых много страниц посвящено петербургскому периоду.Недавно "Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг." переизданы.У кого будет возможность почитайте).Книга написана интересно и увлекательно.Любопытен взгляд со стороны на российскихимператоров и императриц, высших сановников и придворных дам, великосветские балы и салоны, российских художников и прекрасный Петербург, который Луиза искренне полюбила...Луиза получила звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств и множество заказов от царской семьи и знати. За каждый портрет художница запрашивала около четырех тысяч рублей, что было по тем временам невероятно огромной суммой.Пребывание Луизы в России совпало с большими историческими переменами: эпоха Екатерины II сменилась павловской, а затем и александровской... Луизу все сильнее беспокоили семейные проблемы. Подросшая дочь

против воли матери вышла замуж всего лишь секретаря директора Российских императорских театров. В знак протеста художница уехала из страны.Она вернулась во Францию...Виже-Лебрен еще долго писала портреты, но постепенно стала отказываться от заказов, а потом и вовсе отошла от живописи, благо средств для безбедной жизни хватало. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше.Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года.Великой портретистке было 86 лет.Остались её прекрасные полотна,с которых на нас смотрят люди давно ушедшего времени,

и увлекательные воспоминания, позволяющие лучше понять ту удивительную эпоху. Не доверяя будущим биографам, она составила список собственных работ и включила туда 662 портрета, 15картин исторического и аллегорического содержания и около 200 пейзажей.

Источник: http://my.mail.ru/community/zhivopisgrafika/436E309E0A3854D0.html

to-priz.livejournal.com

Жизнь и творчество художницы Элизабет Виже-Лебрен

Среди множества имен известных живописцев, которые у всех на слуху (Матисс, Пикассо, Ван Гог и прочие), есть имя женщины, которая сейчас, быть может, не настолько популярна, однако оставила после себя богатое наследство из своих полотен. А в период ее жизни и расцвета творчества она являлась даже придворной художницей! Элизабет Виже-Лебрен – вот о ком идет речь.

Ранние годы

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Семья была творческой – брат Элизабет, Этьен, впоследствии стал писателем, и подобная атмосфера праздника, творчества, развлечений царила в их доме все детство маленькой Лиззи. Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава), и дом их всегда был полон гостей. Какие только люди их не посещали! Элизабет и Этьен с детства были знакомы с Вольтером, Дидро, Грезом… Мать никогда не участвовала в общении с гостями – ей совершенно не нравился образ жизни мужа, и она стремилась, чтобы дети вели себя так же, как и она. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца.

элизабет виже лебрен

С шестилетнего возраста Элизабет Виже стала воспитанницей католического пансиона по настоянию матери. Девочке там было скучно, и вместо того, чтобы слушать наставниц, она рисовала в тетрадке. Ее ругали и мать, и учителя, один лишь отец ликовал, узнав, что любимая дочь пошла по его стопам. С того самого времени он принял решение учить ее живописи, что и сделал, забрав ее из пансиона.

Начало карьеры

С восьми лет юная Лиззи прилежно училась рисованию под строгим руководством отца и делала успехи. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Мать очень скоро нашла нового мужа, придворного ювелира. Он был очень богатым, но, как и жена, совершенно не поощрял увлечения падчерицы. Элизабет приходилось несладко, однако ей повезло: два друга отца согласились давать ей бесплатные уроки и, разглядев в девочке несомненный талант, стали хлопотать о выставках ее работ. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже.элизабет луиза виже лебрен

С пятнадцати лет Элизабет стала зарабатывать своим мастерством столько, что могла вполне поддерживать благосостояние семьи. Это изменило отношение к ее выбору и матери, и отчима – последний стал намного приветливее и не упускал возможности приласкать Лиззи. Она же мечтала как можно скорее «вылететь из гнезда».

Творческая манера

Картины Элизабет Виже-Лебрен уже с юного возраста отличала интересная черта: она, рано поняв, что богатые любят лесть, усиленно занималась в живописи именно этим. Ее работы несколько театральны, преувеличены, идеализированы. Люди, запечатленные ею на картинах, предстают в самом выигрышном свете. Конечно, ее не могли не полюбить за это, и еще подростком она заслужила звание «талантливой портретистки». В такой манере Элизабет Виже-Лебрен продолжала писать всю свою жизнь.

Замужество

Мечта Элизабет покинуть отчий дом сбылась, когда ей было двадцать: в 1775 году она заключила брак с Жаном-Батистом Лебреном. Он был коммерсантом – торговал картинами и сам писал их, однако никогда не стал столь же популярен, как его жена. Нельзя сказать, что Элизабет любила мужа – она вышла за него по расчету, отлично понимая, что это ее шанс, во-первых, сбежать из дома, где не было сил терпеть приставания отчима, а во-вторых, получить выгодные связи, ведь Лебрен был знаком со многими влиятельными лицами.

элизабет виже лебрен картины

Поэтому, несмотря на то, что многие знакомые (в том числе, кстати, и отчим) отговаривали ее от этого брака, рассказывая о Лебрене много не слишком хороших вещей (что он пьяница, любитель женщин и азартных игр, что нет у него силы воли), она вышла за него замуж. А уж Лебрен, во всяком случае, был рад иметь такую красавицу-жену – Элизабет к двадцати годам совершенно расцвела, превратившись в молодую обворожительную женщину (красота ее прекрасно видна на автопортретах, коих ею написано было много).

Муж с женой поддерживали скорее партнерские отношения: он ввел ее в аристократический круг «высшей элиты», где она нашла себе новых клиентов. Художница усердно рисовала и зарабатывала больше, чем супруг, чей бизнес, если говорить откровенно, не слишком-то шел в гору. Картины Элизабет Луизы Виже-Лебрен становились все более и более популярными, она обрастала заказчиками, и супруги открыли частную галерею, где выставляли работы. Помимо выгодных клиентов, нашла портретистка и выгодных покровителей – ее опекали самые знатные дома.

Жанна-Жюли

Спустя пять лет в браке у супругов Лебрен родился первый и единственный ребенок – дочь Жанна-Жулия Луис. Элизабет, полюбившая малышку более всего на свете, называла ее просто Жюли и ни на секунду не отпускала от себя. Дочка явилась для нее настоящим лучиком в не самом счастливом браке – отношения с мужем у Элизабет не ладились, становясь день ото дня все более прохладными (спустя некоторое время они даже стали жить отдельно).художница элизабет виже лебрен

И хотя в то время было принято нанимать гувернанток, Элизабет все время проводила с ребенком и очень много рисовала себя и дочь вместе. Девочка, кстати, была удивительно похожа на мать и не уступала той в красоте, а повзрослев, даже превзошла ее.

Мария-Антуанетта

За два года до рождения дочери в жизни Элизабет Виже-Лебрен произошло удивительное событие, полностью перевернувшее ее жизнь – знакомство с королевой Марией-Антуанеттой. Слух о талантливой портретистке достиг и двора, и в 1778 году Элизабет была приглашена в Версаль, чтобы написать портрет монаршей особы. С самого первого момента знакомства две девушки сблизились между собой – Мария-Антуанетта, привезенная во Францию из Австрии, чувствовала себя чужой в Париже и охотно поддалась на лесть и комплименты Элизабет, для которой, конечно, была совсем нелишней протекция коронованной особы.

Так начались удивительные приключения в жизни Элизабет Виже-Лебрен. Она стала новой забавой королевы, ее развлечением, компаньонкой, фавориткой – назвать можно как угодно, суть останется той же. Год спустя Мария-Антуанетта назначила девушку официальной придворной художницей, но только рисованием обязанности Элизабет не ограничивались: она гуляла вместе с королевой, играла на клавесине, пела дуэтом, путешествовала – в общем, находилась при ней практически неотлучно.элизабет виже лебрен мемуары

За более чем десять лет близкой дружбы с королевой Элизабет Виже-Лебрен написала более тридцати ее портретов. Она изображала Марию-Антуанетту одну, с детьми, в разных залах и нарядах и, конечно, чуть более идеальную, чем это было на самом деле. Королева с восторгом принимала каждую работу художницы и в 1783 году способствовала тому, что Элизабет Виже-Лебрен стала членом Королевской академии художеств. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Тем не менее Элизабет с помощью Марии Антуанетты все удалось, а зависть к ней, и без того большая, возросла в разы. Помимо портретов королевы, Элизабет писала и других знатных людей, близких ко двору – в основном женщин, с которыми она чувствовала себя более свободно.

Последний портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже-Лебрен появился в 1789 году, и в этом же году произошло охлаждение королевы к своей любимице. Случилось это стараниями одной из коллег Элизабет, посчитавшей, что та заняла ее место при дворе. Она распространила по Парижу сплетни о романе Виже-Лебрен с министром финансов, а также их фальшивую переписку, в которой якобы они издевались над королевой. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена, и она не захотела больше видеть Элизабет. Неизвестно, что было бы дальше, если бы не известные исторические события – близилась Великая французская революция.

Французская революция

Расставшись с Марией Антуанеттой в 1789 году, Элизабет никогда больше ее не видела – королева погибла на эшафоте, как, впрочем, и некоторые придворные дамы. Та же участь ждала бы и саму художницу, ведь она была фавориткой королевы, но Элизабет вовремя почувствовала опасность и, желая спасти дочь и себя, спешно покинула Францию. Уезжая из Парижа, она и подумать не могла, что ее «вояж» затянется на целых одиннадцать лет.элизабет луиза виже лебрен картины

Первой страной, которую посетили Элизабет и Жюли, была Италия. Побывав в Риме и Неаполе, написав портреты нескольких тамошних знатных особ, Элизабет Виже-Лебрен собиралась вернуться домой, полагая, что все уже утихло. Однако на родине ее ждал сюрприз: имя художницы внесли в список контрреволюционеров, которых надлежало арестовать и отправить под суд, что в конечном итоге означало бы смерть. Поэтому с возвращением пришлось повременить. Так, с заездом в Австрию, Элизабет и Жюли оказались в России.

Россия

В Петербурге французская художница прожила без малого шесть лет – с 1795 по 1801 год. И страна, и город, и русский народ произвели на нее самое благоприятное впечатление, о чем она, будучи верна себе, свидетельствовала в своих дневниках. А вот ее как раз приняли не очень хорошо – если быть точнее, приняла ее так императрица Екатерина Вторая.

Слава Элизабет катилась впереди нее, и, приехав в Петербург, художница быстро обросла заказами. Клиенты восхищались ею наперебой, и Екатерина тоже захотела узнать, чем же так прекрасна француженка. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она совершенно не понравилась. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. В портрете девочек кисти Элизабет Виже-Лебрен императрица, по ее собственному признанию, не нашла ни сходства с оригиналом, «ни вкуса, ни благородства». В дальнейшем Екатерина с презрением и негодованием отзывалась о французской художнице, впрочем, ту это смущало не особо – заказов у нее и без того было предостаточно.

За время пребывания в России дочь Элизабет, Жанна-Жюли, вышла замуж и сбежала от матери, тем самым повторив ее собственный путь. Когда Элизабет собралась уехать из России, Жюли с мужем все еще оставались там.

Возвращение во Францию

Во Франции тем временем «бал правил» Наполеон. Он более чем прохладно отнесся к Элизабет Виже-Лебрен, да и высший свет уже успел позабыть ее за то время, пока она отсутствовала. Денег не было, жить было негде – бывший супруг (с Жан-Батистом они развелись вскорости после отъезда Элизабет и Жюли в Италию) забрал дом себе. Поэтому художница приняла для себя единственно верное решение – уехать вновь. На сей раз целью стала Англия, которая так полюбилась Элизабет, что она прожила в ней целых семь лет.

Вернулась во Францию (на сей раз навсегда) она по личному приглашению Наполеона, вспомнившего вдруг о былой славе Элизабет. К тому времени ей было уже за пятьдесят, и работать так споро, как раньше, она не могла. Да и Франция была уже не той, что помнилась ей – по позднейшему признанию Элизабет, она так и не сумела принять и полюбить свою новую страну.элизабет виже лебрен произведения

Вскоре после возвращения во Францию туда же приехала Жюли со своим мужем. Она стала жить вместе с матерью, однако трагически скончалась в 1813 году. С ее уходом у Элизабет пропал смысл жизни. Произведения Элизабет Виже-Лебрен начали появляться все реже, пока, наконец, художница не перестала писать совсем – сначала автопортреты, так любимые ею прежде, затем и все остальное.

В 1842 году Элизабет Виже-Лебрен умерла в возрасте 86 лет. В последний путь ее провожали лишь несколько человек – все, кто остался от былых поклонников портретистки.

Интересные факты

  1. До дрожи ненавидела парики, не носила их сама и в свое время даже отказалась выйти замуж за мужчину, носившего парик.
  2. Называла себя счастливой, только стоя за мольбертом.
  3. Достигла такого совершенства, что могла написать прекрасный портрет за два-три часа. В результате цены на ее полотна были даже выше, чем у многих именитых художников той эпохи.
  4. Некоторые картины ее авторства ошибочно приписываются кистям других живописцев.
  5. Всю жизнь вела дневники, где пела дифирамбы практически каждому, с кем общалась.
  6. Была ровесницей Марии-Антуанетты.
  7. Мемуары Элизабет Виже-Лебрен вышли в свет в 1835 году и претерпели позднее несколько переизданий.
  8. По подсчетам самой художницы, она написала за всю свою жизнь более 660 портретов и по 15 пейзажей и исторических сюжетов – всего около 700 работ.
  9. Являлась членом восьми Академий художеств разных стран.

Жизнь Элизабет Виже-Лебрен является примером судеб многих талантливых людей, сначала снискавших огромную славу и величие, а затем медленно угасавших в одиночестве. К счастью для художницы, она, в отличие от большого количества своих коллег по несчастью, оставила после себя множество работ, которые выставляются и ценятся любителями живописи по всему миру до сих пор. А это уже немало.

fb.ru

Элизабет Луиза Виже-Лебрен: жизнь и творчество художника

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта1842, там же) — французская художница.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художницы

Творчество

Интересные факты из жизни художницы

Картины Элизабет Луизы Виже-Лебрен

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

Родилась в Париже. Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров.

В 1770-х годах родители Виже обосновались в доме на парижской улице Сент-Оноре, напротив дворца Пале-Рояль, и к 15-летней профессиональной художнице заказы потекли рекою. В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика, и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы.

В 1776 г. Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрен была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.

Queen Marie Antoinette of France 1783

C 1780-х гг. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.

Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж.

Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года. На момент смерти великой портретистке было 86 лет.

ТВОРЧЕСТВО

К подростковому возрасту девушка рисовала портреты уже почти профессионально, при этом формального образования она так и не имела.

Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.

Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.

Очень известным полотном Виже-Лебрен стал ее автопортрет, названный «Автопортрет с палитрой» 1790 года. Сегодня эта картина находится в Галерее Уффици во Флоренции. На этой картине художница изображена с кистью в руке перед холстом, а работает она как раз над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой.

"Автопортрет с палитрой" 1790

Другие известные работы кисти художницы – ‘Мария-Антуанетта, королева Франции’, 1786; ‘Юбер Робер’, 1788; ‘Принц Генрих Любомирский в образе Гения’, 1789; ‘Мадам де Сталь’, 1809.

Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной работы, находящийся доныне в зале заседаний академического совета.

Portrait of Madame de Stael as Corinne 1808 Portrait of Madame de Stael as Corinne 1808 Giuseppina Grassini in the role of Zaire 1804 Giuseppina Grassini in the role of Zaire 1804 Portrait of Joseph Vernet 1778

Достоинства ее произведений, в особенности портретных, составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИЦЫ

Уже в конце 1760-х гг. Виже рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить то, что её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента.

Виже часто отклоняла заказы портретов от поклонников, которые таким способом пытались найти повод для встречи. Известно, что была Луиза женщиной незаурядной красоты со спокойным взглядом и просто обворожительной улыбкой.

По списку, составленному ею самой, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Макфол Х., Виже-Лебрён, пер., М., 1909.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, shkolazhizni.ru, peoples.ru, artsait.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Элизабет Луиза Виже-Лебрен: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Элизабет Луиза Виже-Лебрен: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Виже-Лебрен Элизабет Картины биография Vigee-Lebrun Elisabeth

Виже-Лебрен Элизабет (Vigee-Lebrun Elisabeth) (1755—1842), французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентименталистского направления в классицизме. Элизабет Виже-Лебрен родилась 16 апреля 1755 года в Париже в семье малоизвестного художника. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г.Бриара, занималась в луврской галерее копированием картин известных художников и пользовалась советами Дуайена, Грёза и Жозефа Верне.

В 1776 году Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника, гравера и торговца картинами. Дела мужа, на вид блестящие, в действительности оказались расстроенными, и Жан Лебрен повел за счет жены-портретистки открытую жизнь, отбирая у нее все ее заработки и предоставляя Элизабет Виже-Лебрен взамен полную свободу поведения. В отсутствии супружеского счастья, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела достаточную известность в парижских аристократических кругах.

В конечном итоге Виже-Лебрен была приглашена в Версаль писать королеву. Мария-Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала ее дополнительными заказами. Кроме того, Мария-Антуанетта присвоила Виже-Лебрен титул своей первой портретистки, часто брала художницу с собой на прогулки, исполняла с ней дуэты, и стала практически ее другом.

В 1783 году королева оказала, со своей стороны, определенное давление на французские художественные круги с тем, чтобы Виже-Лебрен была благополучно избрана в члены Королевской Академии искусства. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Портретистка отправилась в Италию, где ее встречали повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии живописи избрали Элизабет Виже-Лебрен в свои члены. Из Италии Виже-Лебрен перебралась в Вену и пробыла там с 1793 по 1795 год, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года.

Во время поездки в Россию Виже-Лебрен везде принимали с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители искусства окружали привлекательную портретистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая Виже-Лебрен за них щедрой рукой, а академии художеств вручали художнице членские дипломы. В Петербурге Виже-Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. В России художницей написаны портреты императрицы Марии Федоровны, цесаревны Елизаветы Алексеевны, великих княжен, дочерей Павла I, Александры и Елены, Станислава Понятовского, графа Толстого, представителей семьи Строгановых и многих других лиц. В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств.

В 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. Виже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835—1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795—1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России. Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. По списку, составленному самой художницей, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Сдержанная, чуть приукрашенная манера портретирования заслуженно принесла Виже-Лебрен европейскую популярность. Достоинства произведений Виже-Лебрен, в особенности портретных, составляют изящный и вполне правильный рисунок, приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма.

Картина Мари-Луизы Элизабет Виже-Лебрен "Автопортрет с палитрой". Художница с кистью в руке сидит перед холстом, работая над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой; в другой руке она держит несколько кисточек и палитру. На общем нейтральном фоне выделяется лицо художницы, словно излучающее свет, а также ярко-красный пояс, охватывающий талию, звучный красный цвет окрашивает также кончик одной из кистей. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием. Спокойный взор и обворожительная улыбка дают некоторое представление о незаурядной индивидуальности художницы. Хотя во время написания портрета Виже-Лебрен было тридцать пять лет, она несколько идеализирует свой облик, представляя себя в расцвете юности. Скончалась Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене.

smallbay.ru

Художник Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет

Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет. Автопортрет.

 Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-Élisabeth Vigée) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vigée) и его жены, которая работала парикмахером. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. К подростковому возрасту девушка рисовала портреты уже почти профессионально, при этом формального образования она так и не имела. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством.

7 августа 1775 года Луиза вышла замуж за Жан-Батиста Пьера Лебрена (Jean-Baptiste-Pierre Le Brun), живописца, гравера и торговца картинами. Известно, что инициатором этого замужества стала ее мать, а Луиза лишь покорилась ее воле, но о счастье в супружеской жизни речи все же не шло. Впрочем, влияние мужа помогло ей войти во многие аристократические дома. Она много работала, помогая мужу, дела которого, как оказалось, шли вовсе не блестяще, однако талантливая Луиза была рада иметь побольше работы, которая отвлекала ее от жизненных неудач.The Daughter's Portrait Portrait of Madame de Staël as Corinne on Cape Misenum,1809Портрет мадам де Сталь в виде Коринны Вскоре последовал и судьбоносный для молодой художницы заказ - ее пригласили в Версаль (Palace of Versailles) рисовать портрет самой королевы. Мария Антуанетта (Marie Antoinette) портретом осталась чрезвычайно довольна, и наградой художнице стало принятие ее в 1783 году в члены Королевской академии живописи и скульптуры (France's Académie Royale de Peinture et de Sculpture). Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе, и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки.Начиная с 1780-х Виже-Лебрен много путешествовала по Европе, и во время этих поездок она написала множество весьма важных портретов, в том числе королевских особ и высшей европейской аристократии. Следует сказать, что к тому времени художница уже была весьма знаменитой, и ее повсюду принимали с настоящим триумфом. Она стала членом художественных академий нескольких стран.Marie Antoinette,1783Портрет Марии АнтуанеттыMadame d'Aguesseau de Fresnes,1789  12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией.Вспыхнувшую во Франции революцию Виже-Лебрен переждала за границей, в том числе провела более пяти лет и в России.Во Францию она вернулась лишь в начале 1800-х.Позже она жила, окруженная уважением и славой, работала над портретами до глубокой старости, а, кроме того, писала мемуары. Впервые ее мемуары вышли в 1835-м, называлась книга 'Souvenirs de ma vie', а впоследствии ее несколько раз переиздали.По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.  «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» «Портрет дочерей императора Павла I» «Портрет князя А.Б.Куракина» «Портрет Великой княжны Елизаветы Алексеевны» «Портрет графини Екатерины Скавронской» «Портрет графини Варвары Головиной» «Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном» The Genius of Alexander  Hubert Robert, Artist,1788 Очень известным полотном Виже-Лебрен стал ее автопортрет, названный 'Автопортрет с палитрой' 1790 года. Сегодня эта картина находится в Галерее Уффици во Флоренции. На этой картине художница изображена с кистью в руке перед холстом, а

art.mirtesen.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта