Картины (живопись) : Подсолнухи. Подсолнухи картина автор


Винсент Ван Гог. «Подсолнухи» - СТРАНЫ - ГОРОДА

Я чувствую потребность стать другим, начать все зановои извиниться за то, что мои картины несут в себепочти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью.

Винсент Ван Гог

Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы,   олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой».

Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г. 

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Желтый дом. 1888 г.

Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г. Новая  Пинакотека, Мюнхен

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).

Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и   две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам;  Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио. Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел - серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.Национальная галерея, Лондон

Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от   рамы.

Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли   движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах -   растут, набухают, созревают, увядают.

Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.Картина погибла в годы Второй мировой войны

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи   всего сущего - малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.

Всеми оттенками желтого - цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.

Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной! И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство.

Жнец. 1889 г.

Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».

Звездная ночь. 1889 г. 

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это   юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.

Автор: Марина АграновскаяИсточник: www.maranat.de

marinagra.livejournal.com

Картины (живопись) : Подсолнухи. Автор Антонио

Распродажа Картины (живопись) : Подсолнухи

Антонио - Джанильятти . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2013 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

    Работы нет в наличии.
  • Цена авторской копии:
  • Договорная

Другие работы этого автора

Картины (живопись) : Подсолнухи

2018 г. / 70x80 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Нежные цветы

2018 г. / 60x110 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Нежный букет с ромашками

2018 г. / 80x70 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Букет с ромашками

2018 г. / 80x70 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Утренний букет

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Нежные розы

2017 г. / 45x35 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Розочки

2017 г. / 45x35 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Букет роз

2017 г. / 35x45 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Цветущие ветки миндаля. копия Ван Гога

2018 г. / 50x140 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Ирисы

2018 г. / 60x110 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Летний сад

2018 г. / 70x80 см

Договорная

Картины (живопись) : Нежные пионы

2018 г. / 80x110 см

55 000 Руб

Картины (живопись) : Букет пионов

2018 г. / 80x110 см

50 000 Руб

Картины (живопись) : Солнечный букет

2018 г. / 80x110 см

Договорная

Картины (живопись) : Летние цветы

2017 г. / 70x60 см

25 000 Руб

Картины (живопись) : Букет полевых цветов

2017 г. / 70x80 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Полевой букет

2017 г. / 75x65 см

27 000 Руб

Картины (живопись) : Утренние розы

2017 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Нежные тюльпаны

2017 г. / 80x70 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Маки

2017 г. / 70x80 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Маки

2017 г. / 80x70 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Белые розы

2017 г. / 70x80 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Маки

2017 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Летние цветы

2017 г. / 80x70 см

Договорная

Картины (живопись) : Летний букет

2017 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Душистая сирень

2017 г. / 80x70 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Нежные пионы

2017 г. / 80x70 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Сирень

2017 г. / 80x70 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Букет с ромашками

2017 г. / 70x80 см

30 000 Руб

www.picture-russia.ru

Подсолнухи. Автор Сергей Владимирович Минаев

Распродажа Картины (живопись) : Подсолнухи

Сергей Владимирович Минаев . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2013 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

    Работы нет в наличии.
  • Цена авторской копии:
  • Договорная

Другие работы этого автора

Картины (живопись) : Москва

2018 г. / 80x110 см

55 000 Руб

Картины (живопись) : Паруса

2018 г. / 80x110 см

50 000 Руб

Картины (живопись) : Березовая роща

2018 г. / 80x110 см

55 000 Руб

Картины (живопись) : Березки

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Маки

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Фрегат

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Русское лето

2018 г. / 70x80 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Тишина

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Под парусами

2018 г. / 70x80 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Летние воспоминания

2018 г. / 80x110 см

38 000 Руб

Картины (живопись) : Вид на реку

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Летний пейзаж

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Старая Голландия

2018 г. / 70x80 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Фрегат (на рассвете)

2018 г. / 80x50 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Летний Прованс

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Цветущие подсолнухи

2018 г. / 80x70 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Прованс

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Подсолнухи

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Полевой букет

2018 г. / 80x70 см

37 000 Руб

Картины (живопись) : Старая Голландия

2018 г. / 80x70 см

45 000 Руб

Картины (живопись) : Подсолнухи

2018 г. / 80x110 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Волны

2017 г. / 80x110 см

47 000 Руб

Картины (живопись) : Букет сирени

2017 г. / 70x80 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Фрегат

2017 г. / 80x70 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Казаки у горной речки. копия Ф.Рубо

2017 г. / 72x101 см

Договорная

Картины (живопись) : Цветочное лето

2017 г. / 80x110 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Подсолнухи

2017 г. / 80x110 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Летнее поле

2017 г. / 110x80 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Летний лес

2017 г. / 70x80 см

28 000 Руб

www.picture-russia.ru

Картины (живопись) : Подсолнухи. Автор Александр Ромм

Распродажа Картины (живопись) : Подсолнухи

Александр Ромм . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2016 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

    Работы нет в наличии.
  • Цена авторской копии:
  • 30 000 Руб

Другие работы этого автора

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Картины (живопись) : Копия картины Г. Климта Замок Мальчинезе на озере Гарда

2018 г. / 110x110 см

44 500 Руб

Картины (живопись) : Отражения N4

2018 г. / 50x110 см

31 500 Руб

Картины (живопись) : Санкт-Петербург зимой. Вид на Храм Воскресения Христова на Крови

2018 г. / 50x70 см

31 500 Руб

Картины (живопись) : Ветка сакуры

2018 г. / 50x100 см

31 500 Руб

Картины (живопись) : Листопад

2018 г. / 50x50 см

22 000 Руб

Картины (живопись) : Поле с ирисами

2018 г. / 40x40 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : Поле с маками. В лучах заката

2018 г. / 40x40 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : Пруд с кувшинками

2018 г. / 50x50 см

22 000 Руб

Картины (живопись) : Натюрморт с кружкой

2018 г. / 40x40 см

16 500 Руб

Картины (живопись) : Всю вселенную обнять...

2018 г. / 60x90 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Ловя солнечные лучи

2018 г. / 50x50 см

22 000 Руб

Картины (живопись) : Колосится в поле рожь…

2018 г. / 60x90 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Вольная копия картины Кента Уоллиса (Kent R. Wallis) Цветущий сад

2018 г. / 40x40 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : Слон. Встречая солнце

2018 г. / 60x90 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Васильковое поле

2018 г. / 40x40 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : Вольная копия картины Кента Уоллиса (Kent R. Wallis) Ручей в саду

2018 г. / 40x40 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : Вольная копия картины Клода Моне Дорожка в саду

2018 г. / 50x50 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : В лучах заката. Церковь Андрея Первозванного

2018 г. / 60x90 см

36 000 Руб

www.picture-russia.ru

Картины (живопись) : Подсолнухи в голубой вазе. Автор Антонио

Распродажа Картины (живопись) : Подсолнухи в голубой вазе

Антонио - Джанильятти . Картины (живопись) : Подсолнухи в голубой вазе. 2016 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

    Работы нет в наличии.
  • Цена авторской копии:
  • Договорная

Другие работы этого автора

Картины (живопись) : Подсолнухи

2018 г. / 70x80 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Нежные цветы

2018 г. / 60x110 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Нежный букет с ромашками

2018 г. / 80x70 см

35 000 Руб

Картины (живопись) : Букет с ромашками

2018 г. / 80x70 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Утренний букет

2018 г. / 70x80 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Нежные розы

2017 г. / 45x35 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Розочки

2017 г. / 45x35 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Букет роз

2017 г. / 35x45 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Цветущие ветки миндаля. копия Ван Гога

2018 г. / 50x140 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Ирисы

2018 г. / 60x110 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Летний сад

2018 г. / 70x80 см

Договорная

Картины (живопись) : Нежные пионы

2018 г. / 80x110 см

55 000 Руб

Картины (живопись) : Букет пионов

2018 г. / 80x110 см

50 000 Руб

Картины (живопись) : Солнечный букет

2018 г. / 80x110 см

Договорна

www.picture-russia.ru

Подсолнухи. Автор Виктор Сергеевич Гредасов

Распродажа Картины (живопись) : Подсолнухи

Виктор Сергеевич Гредасов . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2013 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

    Работы нет в наличии.

Другие работы этого автора

Картины (живопись) : Летний вечер

2018 г. / 45x35 см

9 000 Руб

Картины (живопись) : У тихой речки

2018 г. / 45x35 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Дождливый вечер

2018 г. / 60x42 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Осенняя

2018 г. / 38x25 см

3 000 Руб

Картины (живопись) : Зимняя №102

2018 г. / 25x25 см

2 000 Руб

Картины (живопись) : Зимняя № 101

2018 г. / 50x35 см

9 000 Руб

Картины (живопись) : Зимний вечер 3

2018 г. / 45x30 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Осенний вечер

2017 г. / 42x60 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Двое под дождём

2018 г. / 42x55 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Вечерний трамвай

2018 г. / 34x48 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : И снова дождь...

2018 г. / 55x42 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Прогулка

2018 г. / 48x34 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : На закате

2018 г. / 25x38 см

4 000 Руб

Картины (живопись) : Зимняя сказка

2017 г. / 25x38 см

5 000 Руб

Картины (живопись) : Зимний день

2017 г. / 34x48 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : Осенний снег

2017 г. / 35x50 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Вечереет

2017 г. / 50x35 см

9 000 Руб

Картины (живопись) : Чародейкою зимою околдован , лес стоит

2017 г. / 42x60 см

12 000 Руб

Картины (живопись) : Снежная

2017 г. / 42x60 см

10 000 Руб

Картины (живопись) : Окраина

2017 г. / 40x50 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Морозный вечер

2017 г. / 30x45 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : Серебро зимы

2017 г. / 40x25 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : Туманное утро

2017 г. / 30x45 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : Утро

2017 г. / 30x40 см

5 000 Руб

Картины (живопись) : Зимний вечер 2

2017 г. / 40x25 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : Зимний лес

2017 г. / 25x35 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Нимфа

2017 г. / 60x40 см

10 000 Руб

Картины (живопись) : Незнакомка

2017 г. / 60x40 см

10 000 Руб

www.picture-russia.ru

Подсолнухи Ван Гога | Психология отношений между мужчиной и женщиной на MySenses

Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

"Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью. "Винсент Ван Гог

Для Ван Гога не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. «Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте...

Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58.Частное собрание, США.

Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.

В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».

Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.Отерло, Кроллер-Моллер Музей.

Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».

На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)

Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.Картина уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.

Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.

Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел - серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.

Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно.

То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста.

Ваза с двенадцатью подсолнухами.Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия.

Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.

Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого - цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».

Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».

Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.

Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.

Марина Аграновская / www.maranat.deОпубликовано в журнале «Партнер» (Дортмунд), № 4 (115), 2007 г

Cайт о Ван Гоге: http://vangogh-world.ru/

www.mysenses.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта