Картины (живопись) : Подсолнухи. Подсолнухи картина автор
Винсент Ван Гог. «Подсолнухи» - СТРАНЫ - ГОРОДА
Я чувствую потребность стать другим, начать все зановои извиниться за то, что мои картины несут в себепочти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью.
Винсент Ван Гог
Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой».
Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г.
Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Желтый дом. 1888 г.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г. Новая Пинакотека, Мюнхен
Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).
Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам; Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио. Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел - серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.Национальная галерея, Лондон
Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы.
Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.
Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.Картина погибла в годы Второй мировой войны
Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.
Всеми оттенками желтого - цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.
Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной! И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство.
Жнец. 1889 г.
Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».
Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
Автор: Марина АграновскаяИсточник: www.maranat.de
marinagra.livejournal.com
Картины (живопись) : Подсолнухи. Автор Антонио
Антонио - Джанильятти . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2013 год.
Чтобы увеличить,нажмите на фото.
- Работы нет в наличии.
- Цена авторской копии:
- Договорная
Другие работы этого автора
2018 г. / 70x80 см
35 000 Руб
2018 г. / 60x110 см
35 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
35 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2017 г. / 45x35 см
28 000 Руб
2017 г. / 45x35 см
28 000 Руб
2017 г. / 35x45 см
28 000 Руб
2018 г. / 50x140 см
40 000 Руб
2018 г. / 60x110 см
40 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
Договорная
2018 г. / 80x110 см
55 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
50 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
Договорная
2017 г. / 70x60 см
25 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
35 000 Руб
2017 г. / 75x65 см
27 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
30 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
28 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
30 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
35 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
Договорная
2017 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
28 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
28 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
28 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
30 000 Руб
www.picture-russia.ru
Подсолнухи. Автор Сергей Владимирович Минаев
Сергей Владимирович Минаев . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2013 год.
Чтобы увеличить,нажмите на фото.
- Работы нет в наличии.
- Цена авторской копии:
- Договорная
Другие работы этого автора
2018 г. / 80x110 см
55 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
50 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
55 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
40 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
35 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
38 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
40 000 Руб
2018 г. / 80x50 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
28 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
37 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
45 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
40 000 Руб
2017 г. / 80x110 см
47 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
28 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
30 000 Руб
2017 г. / 72x101 см
Договорная
2017 г. / 80x110 см
35 000 Руб
2017 г. / 80x110 см
35 000 Руб
2017 г. / 110x80 см
35 000 Руб
2017 г. / 70x80 см
28 000 Руб
www.picture-russia.ru
Картины (живопись) : Подсолнухи. Автор Александр Ромм
Александр Ромм . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2016 год.
Чтобы увеличить,нажмите на фото.
- Работы нет в наличии.
- Цена авторской копии:
- 30 000 Руб
Другие работы этого автора
- Страница:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
2018 г. / 110x110 см
44 500 Руб
2018 г. / 50x110 см
31 500 Руб
2018 г. / 50x70 см
31 500 Руб
2018 г. / 50x100 см
31 500 Руб
2018 г. / 50x50 см
22 000 Руб
2018 г. / 40x40 см
19 500 Руб
2018 г. / 40x40 см
19 500 Руб
2018 г. / 50x50 см
22 000 Руб
2018 г. / 40x40 см
16 500 Руб
2018 г. / 60x90 см
35 000 Руб
2018 г. / 50x50 см
22 000 Руб
2018 г. / 60x90 см
35 000 Руб
2018 г. / 40x40 см
19 500 Руб
2018 г. / 60x90 см
35 000 Руб
2018 г. / 40x40 см
19 500 Руб
2018 г. / 40x40 см
19 500 Руб
2018 г. / 50x50 см
19 500 Руб
2018 г. / 60x90 см
36 000 Руб
www.picture-russia.ru
Картины (живопись) : Подсолнухи в голубой вазе. Автор Антонио
Антонио - Джанильятти . Картины (живопись) : Подсолнухи в голубой вазе. 2016 год.
Чтобы увеличить,нажмите на фото.
- Работы нет в наличии.
- Цена авторской копии:
- Договорная
Другие работы этого автора
2018 г. / 70x80 см
35 000 Руб
2018 г. / 60x110 см
35 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
35 000 Руб
2018 г. / 80x70 см
30 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
30 000 Руб
2017 г. / 45x35 см
28 000 Руб
2017 г. / 45x35 см
28 000 Руб
2017 г. / 35x45 см
28 000 Руб
2018 г. / 50x140 см
40 000 Руб
2018 г. / 60x110 см
40 000 Руб
2018 г. / 70x80 см
Договорная
2018 г. / 80x110 см
55 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
50 000 Руб
2018 г. / 80x110 см
Договорна
www.picture-russia.ru
Подсолнухи. Автор Виктор Сергеевич Гредасов
Виктор Сергеевич Гредасов . Картины (живопись) : Подсолнухи. 2013 год.
Чтобы увеличить,нажмите на фото.
- Работы нет в наличии.
Другие работы этого автора
2018 г. / 45x35 см
9 000 Руб
2018 г. / 45x35 см
7 000 Руб
2018 г. / 60x42 см
15 000 Руб
2018 г. / 38x25 см
3 000 Руб
2018 г. / 25x25 см
2 000 Руб
2018 г. / 50x35 см
9 000 Руб
2018 г. / 45x30 см
7 000 Руб
2017 г. / 42x60 см
16 000 Руб
2018 г. / 42x55 см
15 000 Руб
2018 г. / 34x48 см
8 000 Руб
2018 г. / 55x42 см
20 000 Руб
2018 г. / 48x34 см
8 000 Руб
2018 г. / 25x38 см
4 000 Руб
2017 г. / 25x38 см
5 000 Руб
2017 г. / 34x48 см
6 000 Руб
2017 г. / 35x50 см
7 000 Руб
2017 г. / 50x35 см
9 000 Руб
2017 г. / 42x60 см
12 000 Руб
2017 г. / 42x60 см
10 000 Руб
2017 г. / 40x50 см
7 000 Руб
2017 г. / 30x45 см
6 000 Руб
2017 г. / 40x25 см
8 000 Руб
2017 г. / 30x45 см
8 000 Руб
2017 г. / 30x40 см
5 000 Руб
2017 г. / 40x25 см
8 000 Руб
2017 г. / 25x35 см
7 000 Руб
2017 г. / 60x40 см
10 000 Руб
2017 г. / 60x40 см
10 000 Руб
www.picture-russia.ru
Подсолнухи Ван Гога | Психология отношений между мужчиной и женщиной на MySenses
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
"Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью. "Винсент Ван Гог
Для Ван Гога не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. «Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте...
Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58.Частное собрание, США.
Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.
В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.
Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.Отерло, Кроллер-Моллер Музей.
Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».
На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.
Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.Картина уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.
Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.
Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел - серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.
Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно.
То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста.
Ваза с двенадцатью подсолнухами.Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия.
Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.
Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.
Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого - цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне - голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».
Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73.Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.
Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».
Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти - было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
Марина Аграновская / www.maranat.deОпубликовано в журнале «Партнер» (Дортмунд), № 4 (115), 2007 г
Cайт о Ван Гоге: http://vangogh-world.ru/
www.mysenses.ru