Описание картины Филиппа Малявина «Вихрь». Вихрь картина
Филипп Андреевич Малявин Вихрь: Описание произведения
Малявин начал работать над холстом в самом начале событий, которые впоследствии вошли в историю под названием Первой русской революции. Это ввело многих критиков, как современных художнику, так и нам, в соблазн приписывать «Вихрю» тревожное предчувствие надвигающегося урагана перемен, воплотившееся в революционно-алые сполохи энергичных дробных мазков.
Красочный переворот
Выходца из крестьянской среды мало интересовали идеология или политика. Малявина скорее занимали искания в сфере разработки таких красок, что позволили бы передать требуемую силу экспрессии, которой неизменно проникнуты его работы, посвященные русским женщинам-крестьянкам.Рецепт Грабаря пришелся ко двору: с того времени Малявин пишет этим составом все свои картины. Но он пропускает мимо ушей предостережение товарища, и по широте душевной не жалеет ингредиентов. Из-за чего краски «Вихря» продолжали жить своей жизнью еще долгое время после окончания работы над холстом, по свидетельству художника Грабаря: «Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».
Ищущий да обрящет
Несколько сохранившихся эскизов картины (1, 2) подсказывают, что Малявин трудился не только над поиском идеального компонента для красок «Вихря», но также искал то самое композиционное решение, которое смогло бы в полной мере воплотить в жизнь образ из его головы.Бабы постепенно разрастались, занимая все больше места в пространстве полотна. Все больше развевались и раскручивались в водовороте танца их наряды. В конце концов они заполонили собой весь холст, едва оставив для фонового пейзажа жалкие клочки по углам.
К слову, из воспоминаний того же Грабаря мы узнаем, что Малявин не видел решительно никаких перспектив для развития в написании ландшафтов из-за того, что все уже было написано до них: «Малявин меня убеждал бросить писать пейзажи: – Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка. Ты просто глупость делаешь. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках? Только плохие подделки под Левитана».
Зато на одеяниях кружащихся без удержу крестьянских «дервишей» Малявин отрывается по полной. Кажется, именно эти неистовые, неукротимые как все стихии природы, вместе взятые, сарафаны и есть главные герои картины. На фоне их кропотливой, филигранной, мозаичной проработки не то что пейзаж – лица персонажей уходят на дальний план.
Это одежды задают динамику и ритм полотна, буквально приводя в движение его поверхность и гипнотизируя всякого на него смотрящего. Сергей Голоушев (Глаголь) делится ошеломляющим воздействием картины на органы чувств: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе».
Тщание Малявина возымело эффект, а его результат оценен по достоинству. После презентации картины на 3-й выставке Союза русских художников в 1906 году ее тотчас выкупил Совет Третьяковской галереи, где «Вихрь» занимает видное место и по сей день.
Автор: Наталья Азаренко
artchive.ru
Описание картины Филиппа Малявина «Вихрь»
Малявин создает необычную картину. Он изображает, как танцуют простые женщины. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине. Разные стихии оказываются вовлеченными в этот странный хоровод. Одеяния развеваются. Они нарочито растворены в сочных мазках кисти художника. Кажется, что это всполохи сказочного огня, или ледяные потоки воды. Временами они обжигаю нас дыханием могучего ветра. Иногда вдруг кажется, что мы видим сочные луга.
Полотно невероятно динамично. Кисть художника действительно движется очень размашисто. Это полностью соответствуют тому наполненному энергией танцу, который изобразил Малявин. Мастер создавал свои шедевры непростыми красками, которые сохли достаточно долго. Именно поэтому такая живопись напоминает необузданный вулкан. Художник создает грандиозный мозаичный эффект, удивляющий своим великолепием.
Краски наплывают друг на друга, формы теряют четкость. Это позволяет создать впечатление мощи, которая прорывается откуда-то изнутри. Творение становится максимально выразительным. Художник работает на стыке двух мощнейших тенденций. Его полотно одновременно впечатляет импрессионистичным прочтением сюжета и выражением в стиле модерна.
Малявин надеялся, что Россия возродится в духовном плане, но при этом он как будто ощущал разгул сил.
Художник смог изобразить мощную энергию народа, его душу. Звучание этого творения поистине достигает апогея. Художник заявляет современникам и всем нам о том, что нрав его дик и необуздан.
Многие критики были уверены, что это полотно связано с настроениями грядущей революции. Малявин всегда стремился уберечь свои творения от идеологии.
Буйство красок и великолепное воплощение народного духа впечатляло не только современников художника. Сила мастерства художника действительно необыкновенная.
opisanie-kartin.com
Русский художник Филипп Андреевич Малявин.
Фили́пп Андре́евич Маля́вин — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Родился: 22 октября 1869 г., Оренбургская областьУмер: 23 декабря 1940 г., Ницца, ФранцияФилипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.
Малявин Филипп Андреевич.«Портрет А.И. Малявина, отца художника» (1898)
В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца. Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Соучениками Малявина по репинской мастерской были И. Э. Грабарь, К А Сомов, А П. Остроумова – Лебедева.
Малявин Филипп Андреевич.Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря, 1895Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков — учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами... Ф.А. Малявин».
Малявин Филипп Андреевич.Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, 1896
Малявин Филипп Андреевич. Портрет художника К.А.Сомова. 1895.
Филипп Малявин. «Больная», 1897 год (Портрет Е. Мартыновой)
Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской принесли ему известность.
Малявин Филипп Андреевич .«Крестьянская девушка с чулком» (1895)
Малявин Филипп Андреевич .За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной. 1895
Малявин Филипп Андреевич. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.
Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину. Малявина обвинили в бессюжетности, отсутствии какой-либо идеи, в небрежной манере письма и других грехах. Знаменитый критик Стасов назвал смеющихся женщин шекспировскими «ведьмами из «Макбета», а всю изображенную сцену – «анафемской». Так что звание художника Малявин получил не за скандальную картину «Смех», а за портретную живопись. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства.
В начале 1900-х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.
Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920-х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.
Ф.А.Малявин. Три бабы.1902В 1902 году Малявин пишет картину "Три бабы" (1901-1902). О картине Малявина «Три бабы», В.В.Розанов скажет:«...Самая замечательная из фигур, однако, правая. Это она придала красный, огненный колорит картине...Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Баба эта — Батый. От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Тут — и Аракчеев, тут — и опричнина Грозного, и все худое...».Он сумел изобразить необузданную народную стихию через самое хрупкое и слабое – русских баб. Сила женской природы в сочетании с необузданным русским темпераментом завораживает.
«Девка» (1903)
"Баба в желтом» 1903)
Малявин Филипп Андреевич .Баба. 1903
1903 год стал особенно плодотворным для художника. В это время им были созданы три лучших произведения – «Девка», «Баба в желтом», и «Баба». Женский крестьянский тип стал особенно любимым и привлекательным для него. Его «девки» и «бабы» со страстными лицами, пламенеющими взглядами, полные здоровья, красоты и молодости в нарядных цветастых сарафанах писались темпераментным экспрессивным мазком с поистине монументальным величием. Изображая их во весь рост на вертикальных холстах, композиционно располагая фигуру так, что она заполняла почти все пространство, и используя точку зрения снизу, он добивался еще большей монументальной выразительности. В этих портретах, при сохранении индивидуальных качеств, проступает больше обобщенное, типическое и народное. Об этом очень точно писал Грабарь: «Его «мужики» и «бабы» – не просто портреты и этюды и даже не характеры только и не типы, а целый мир совсем особенный, никем до того не замеченный, им одним высмотренный. Он воплотил их в странных образах, сотканных из элементов до жуткости реальных, почти осязательных и в тоже время фантастических, превращающих «девок» и «баб» в каких-то загадочных, сверкающих необыкновенными красками фей».
Ф.Малявин "Вихрь"В 1905 году Малявиным было написано самое большое полотно «Вихрь».«Вихрь» — один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красный-синий в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного. Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы. Не случайно мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург.
Вихрь (фрагмент)Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.
Малявин Ф. Бабы. 1905Даже с большого расстояния эта картина привлекает наше внимание размашистой манерой исполнения. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер.В 1906 году «за известность на художественном поприще» Ф.А.Малявина удостоили звания академика. В этом году же году он отправился вторично в путешествие за границу и долго жил в Париже, посещая музеи и художественные выставки. Возвратившись домой он приступил к работе над большим семейным портретом, получившим название «Портрет автора с семьей». Эта картина экспонировалась на 8-й выставке Союза русских художников в Москве в 1911 году, и для нее был устроен специальный вернисаж. Однако, семейный портрет, над которым художник работал неожиданно долго, почти всех разочаровал.
Малявин Филипп Андреевич. Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.В 1910-х мастер создал сравнительно немного картин. По-прежнему важное место в его живописи занимали женские образы («Две девки», 1910-е; «Верка», 1913). Многие работы середины – второй половины 1910-х годов отмечены таинственным и недобрым настроением. В те же годы написан и ряд портретов стариков – больных и ущербных («Старуха», 1915).
Две девки. 1910.
Филипп Малявин. Верка. 1913.
Малявин Филипп Андреевич .Бабы. (Зеленая шаль). 1914
С 1922 года художник жил за границей. Малявину разрешили выехать во Францию для «устройства собственной выставки». Он жил в Париже, и выставка действительно состоялась в 1924 году и прошла с большим успехом. Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты. Но до вершин начала своей карьеры художник больше никогда не поднимался. Некоторые искусствоведы связывают это с тем, что Малявин, по сути, не имел какого-либо общего образования, не было у него глубоких знаний в области мировой культуры, его творчество во многом строилось интуитивно, базируясь на бурном темпераменте. Многие говорили, что мастерство Малявина не получило за границей дальнейшего развития и как бы замерло в какой-то точке… В воспоминаниях Федора Шаляпина читаем: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»
Ф. Малявин. Автопортрет. 1940 г. – последний автопортрет художника.Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства» .Но за границей художник много работал, проходили его выставки по всей Европе, работы хорошо продавались. Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А. Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души. Для зарубежного периода особенно характерны картины с элементами гротеска, легкой деформации формы. Они запечатлели героинь в действии – в танце, в пении, на качелях. Появлялись и окрашенные юмором композиции («Продавец платков», 1920-30-е).
Ф.А.Малявин. "Продавщица шали".
Ф.А. Малявин. Песня
Ф.А. Малявин.На качелях
Филипп Малявин. Фарандоль 1926 г.
Отдельные картины продолжали линию мрачноватых произведений второй половины 1910-х годов. В них Малявин обращался к миру деревенских кликуш и прорицателей судеб («Старуха», 1927; «Предсказатель», 1925).
Ф. Малявин.Старуха. 1927г.
Ф. Малявин. Предсказатель.1925
Были и лишенные черт гротеска, отмеченные монументальностью образов произведения («Русские бабы», 1920-е). Часто Малявин помещал своих героинь на фоне широкого пейзажа, где неизменно изображались крепкие крестьянские дома и церковь.
Ф. Малявин.«Русские бабы», 1920-е.
Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявин-портретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экс-премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж.Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, он был задержан оккупационными властями, его допрашивали, приняв за шпиона, правда, потом отпустили. Художник испытал серьезный стресс, пешком прошел пол-Европы, добираясь до Ниццы, где он в то время жил. Организм семидесятилетнего Малявина не выдержал, и 23 декабря 1940 года он умер.
Филипп Малявин . Филипп Малявин. Пляшущая баба
Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина.Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах. Красный — цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль. Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая — обратная сторона крестьянской жизни, трудность которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями.
Малявин Филипп Андреевич . Баба 1916 –
Другие работы художника:
Ф.Малявин. Ню в шляпе из цветов.
Ф.Малявин. Даная
Филипп Малявин Портрет Александры Балашовой 1924 г.
Филипп Малявин .Портрет скульптора Беклемишева
Филипп Малявин . Автопортрет
http://maxpark.com/communit...http://www.ikleiner.ru/lib/...
vladimir71.mirtesen.ru
Р. Кирсанова. Картина Ф.А. Малявина «Вихрь»
Филипп Андреевич Малявин прожил довольно долгую и насыщенную творческую жизнь. Излюбленные сюжеты его были, конечно, крестьянские типы. Он писал своих родственников, просто деревенских жителей, когда возвращался к себе на родину.
Малявин обучался в Академии художеств. И первые его работы были довольно сдержанные и по цвету, и по композиции. Он писал портреты и народные сцены, но там не было того огня и вихря, которые мы видим в его картине 1906 года «Вихрь». Современники сразу обратили внимание на необычность этой картины. Вообще яркая красочность, насыщенная декоративность появились у Малявина уже в 90-е годы, к концу 90-х годов. Но то, что писали современники, например друг художника Сергей Глаголь, просто удивительно. «Картина оставляет впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят, долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Мне чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особого в самом русском духе. Какой-то образ пожаров, «красный петух», запах крови, заливший русскую народную историю, вопли кликуш, опахивание деревень, мелькание дрекольев бабьего бунта».
Да, ощущение тревоги и напряжения, необычности увиденного мы все испытывали. Возможно, это связано с годом создания картины, потому что 1905 год – это год первой русской революции. Но что значат слова про «опахивание деревень»? К такому обряду прибегали только в очень тяжелых ситуациях, например, когда грозила гибель всей деревне, или война начиналась, или какая-то моровая язва надвигалась. Вот тогда женщины выходили ночью с косами в руках. А ведь женщина с косой – символ смерти, это считалось очень дурным предзнаменованием, женским инструментов был все-таки серп. И вот в своем «Вихре» Малявин изобразил женщин удивительных. И если мы подумаем, то поймем, почему так напрягала и настораживала всех эта картина. Потому что эти женщины, подхваченные то ли ветром, то ли танцем, двигаются, танцуют – как мужчины, раскинув руки. Здесь пять фигур – это одна из самых больших картин художника, она занимает практически целую стену в экспозиции Третьяковской галереи – и они идут на зрителя. Конечно, они пугали. Все привыкли к другому, к медленному, плавному движению. Билибин говорил о женском танце, что это красота покоя. Мужской танец действительно энергичный, мужчина выделывает всякие коленца, приседает, а для этого ему нужно раскинуть руки вокруг женщины. А та стоит спокойно, слегка поворачиваясь. Как говорили в давние времена, она «помавает ему пальцем»... Наши современные представления, представления людей XX и даже XXI века о русском народном танце искажены, они не связаны с тем реальным танцем, каким он был в те поры, когда носили тяжелые ткани. Даже если это не была царская парча с настоящими золотыми или серебряными нитями, платье все равно было тяжелым. И оно обязательно было длинным. Только после 1923 года женская одежда начала укорачиваться так, что стали видны туфли. А до этого она не позволяла совершать ни скачков, ни прыжков, не позволяла лихо вертеться на одном месте.
XX век и появление народных ансамблей изменили картину. Многие хореографы, такие например, как известный Игорь Моисеев, стилизовали женский танец. И у нас, современных люди, создается представление о старинном танце, который был у нас до 1917 года, а возник очень давно, по тем образцам, что представлены теперь на нашей сцене. Это большое заблуждение. И оно не позволяет современному зрителю по-настоящему понимать смысл картины Малявина. В отличие от тех, первых зрителей малявинского полотна, вполне чувствовавших его значание. Им было легче – на гуляньях в Сокольниках, на дачах, у себя в деревнях (или на этюдах, если они были художниками), они еще видели этот настоящий народный танец – медленный и плавный для женщин и энергичный для мужчин.
yos.ru
Описание картины Филиппа Малявина «Вихрь» Картины художников
Малявин создает необычную картину. Он изображает, как танцуют простые женщины. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине. Разные стихии оказываются вовлеченными в этот странный хоровод. Одеяния развеваются. Они нарочито растворены в сочных мазках кисти художника. Кажется, что это всполохи сказочного огня, или ледяные потоки воды. Временами они обжигаю нас дыханием могучего ветра. Иногда вдруг кажется, что мы видим сочные луга.
Полотно невероятно динамично. Кисть художника действительно движется очень размашисто. Это полностью соответствуют тому наполненному энергией танцу, который изобразил Малявин. Мастер создавал свои шедевры непростыми красками, которые сохли достаточно долго. Именно поэтому такая живопись напоминает необузданный вулкан. Художник создает грандиозный мозаичный эффект, удивляющий своим великолепием.
Краски
наплывают друг на друга, формы теряют четкость. Это позволяет создать впечатление мощи, которая прорывается откуда-то изнутри. Творение становится максимально выразительным. Художник работает на стыке двух мощнейших тенденций. Его полотно одновременно впечатляет импрессионистичным прочтением сюжета и выражением в стиле модерна.
Малявин надеялся, что Россия возродится в духовном плане, но при этом он как будто ощущал разгул сил.
Художник смог изобразить мощную энергию народа, его душу. Звучание этого творения поистине достигает апогея. Художник заявляет современникам и всем нам о том, что нрав его дик и необуздан.
Многие критики были уверены, что это полотно связано с настроениями грядущей революции. Малявин всегда стремился уберечь свои творения от идеологии.
Буйство красок и великолепное воплощение народного духа впечатляло не только современников художника. Сила мастерства художника действительно необыкновенная.
Прислал: Большакова Ольга . 2017-10-08 22:05:51
opisanie-kartin.iusite.ru
Ф.А. Малявин. Вихрь. 1906. : yasko
Как Филипп Малявин прошел путь от скромного иконописца до мэтра живописи?
Глядя на яркие, брызжущие весельем полотна художника Филиппа Малявина, трудно представить, что свою карьеру он начинал как иконописец, который волей случая получил возможность стать живописцем.
Филипп Андреевич Малявин родился 10 (22 по н.с.) октября 1869 года в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в небогатой крестьянской семье. Мальчик с детства проявил недюжинные способности, он лепил из глины, вырезал фигурки из дерева, но больше всего любил рисовать, используя для этого обычные угли. А еще он любил ходить в церковь и слушать колокольный звон. Уже в зрелом возрасте Малявин вспоминал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники. Еще рано, рано слышишь первый удар, а затем звон, и когда видишь – все крестятся, и мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное...».
Поэтому нет ничего удивительного, что в 16 лет он со знакомым монахом отправился в далекую Грецию, чтобы учиться иконописи в афонском православном монастыре святого Пантелеймона. Освоение основ иконописи не заняло много времени, юноша был даровит и старателен. Но затем начались проблемы. Юный иконописец перестал точно следовать образцам, пытаясь писать иконы по-своему, что, естественно, не встречало одобрения монастырского руководства. Кстати, монахом он не стал, оставаясь послушником. Поэтому, когда подошел призывной возраст, его вызвали в Бузулук, где он состоял на воинском учете, для призыва на срочную службу. Но в солдаты Малявин так и не попал. Начальник, руководивший призывом в Бузулуке, попросил Филиппа написать картину с лошадьми. Результат явно превзошел его ожидания. В благодарность он оформил Малявину документы об освобождении от службы и отправил обратно на Афон. Возможно, Филипп со временем постригся бы в монахи и продолжал писать иконы, но в его судьбу вмешался случай. Путешествовавший по Греции скульптор Владимир Беклемишев увидел этюды и рисунки молодого иконописца и сразу же понял, что их автор, несомненно, талантлив и может вырасти в прекрасного живописца. Беклемишев буквально настоял, чтобы Малявин ехал к нему в Петербург, пообещав помощь в поступлении в Академию художеств. Маститый скульптор и на самом деле помог Малявину в 1892 году сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения академии. Он даже выхлопотал своему протеже стипендию. Позднее Беклемишев вспоминал об этом времени: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков».
К счастью, Малявину повезло с учителями. С 1894 года он занимался мастерской И.Е. Репина, который помог раскрыться таланту юного живописца. Вскоре Филипп Андреевич стал выставлять на выставках вполне зрелые жанровые работы и портреты, некоторые из которых приобрел для своей галереи Третьяков, а это уже показатель мастерства, о чем не преминули упомянуть в газетах. В качестве конкурсной выпускной картины Малявин представил полотно «Смех», отличающееся ярким колоритом и темпераментной манерой письма. Картина вызвала шквал откликов и споров. Одни её вдохновенно хвалили, другие яростно ругали. Известный художник А.Н. Бенуа так отзывался о появлении этой работы на академической выставке: «Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины, или вернее, картина г. Малявина. Слава Богу, на нем можно отдохнуть, вот наконец, талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий...». Между тем, Совет академии эту картину отверг, присвоив Малявину звание художника за серию портретов. Репин, всячески поддерживавший своего ученика, вспоминал об этом: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество».
Любопытно, что на следующий год эту картину отправили на Всемирную выставку в Париж, где малявинский «Смех» был восторженно принят и коллегами по творчеству, и зрителями. Интересно бы узнать, как реагировали академические профессора, когда отвергнутая ими работа была удостоена золотой медали всемирной выставки, затем с триумфом экспонировалась в Венеции, где была приобретена для Музея современного искусства. Поездка молодого художника в 1900 году со своими работами за границу оказалась весьма успешной, в том числе и в финансовом плане. По возвращению на родину он смог купить под Рязанью близ деревни Аксиньино небольшую усадьбу, в которой оборудовал мастерскую. Здесь он прожил почти двадцать лет, написав свои лучшие работы, которые теперь украшают многие музеи мира. Написанные им портреты и картины с крестьянками, зачаровывавшие зрителей буйством красок, пользовались большой популярностью и регулярно выставлялись на выставках Товарищества передвижников, «Мира искусства», «Союза русских художников».
В 1918 году Малявину пришлось из усадьбы переехать в Рязань, где прошла его первая персональная выставка, а затем в Москву. В столице А.В. Луначарский познакомил художника с Лениным и выхлопотал Малявину пропуск в Кремль, чтобы рисовать с натуры партийных лидеров. Картину, прославляющую вождей революции, Малявин писать не стал. Его зарисовки того периода, в том числе изображения Ленина, сохранились, но в советские времена о них особо не вспоминали, так как с 1922 года художник жил во Франции.
Во Францию ему разрешили выехать для организации там своей выставки, но в Россию художник решил не возвращаться, хотя связи с родиной и не порвал. Антисоветчиком он не стал, поэтому иногда ему разрешали присылать в СССР картины на выставки. Первое время Малявин жил в Париже, затем поселился в Ницце. Художник много работал, писал портреты и своих знаменитых русских баб, но из его картин постепенно уходила былая легкость кисти. Он это понимал и с горечью говорил: «Вне родины нет искусства».
Понимали это и его друзья. Пожалуй, наиболее точно это выразил Ф.Шаляпин: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...». Былой славы у художника уже не было, но его картины охотно покупали, периодически поступали заказы и на портреты. В период начала оккупации фашистами Бельгии Малявин был в Брюсселе, где писал очередной портрет. Художника заподозрили в шпионаже в пользу СССР и арестовали, но вскоре выпустили. Добираться до Ниццы Малявину пришлось пешком и на попутках, что окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Ниццу, Филипп Андреевич тяжело заболел и 23 декабря 1940 года скончался. Чтобы организовать художнику достойные похороны, дочь Малявина вынуждена была за бесценок продать многие его полотна. В наши дни работы художника находятся во многих музеях и частных коллекциях по всему миру. Интерес к творчеству Филиппа Андреевича Малявина не угас. Его яркие, брызжущие весельем картины продолжают радовать зрителей.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34775/© Shkolazhizni.ru
Здесь много о Малявине. И его работы.
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2776
yasko.livejournal.com
Филипп Малявин: картины, биография
Филипп Малявин (1869 – 1940)
В 90-х годах прошлого века учащиеся Петербургской императорской Академии художеств были немало поражены появлением в их среде странного юноши в какой-то необычной одежде. С длинными волосами, с шапочкой в виде скуфейки, низко надвинутой на лоб, он казался растерянным и одиноким в шумной студенческой толпе. Но в выражении плоского скуластого лица, освещенного светлыми глазами, трогали какая-то наивная откровенность и простосердечие. Это был Филипп Андреевич Малявин, известный впоследствии живописец, мастер крестьянской темы в очень своеобычном и темпераментном толковании.
В Академию Малявин попал прямо из Афонского монастыря. В далекой Греции русский мальчик принял послушничество, надеясь научиться живописи. В монастырской иконописной мастерской и увидел его работы молодой скульптор В. А. Беклемишев. Удивительный поворот в судьбе юного послушника совершился мгновенно. Вскоре был сдан вступительный экзамен в Академию художеств.
Успехи Малявина в этом высшем художественном учебном заведении России были блестящи. Из родной деревни в Самарской губернии каждую осень привозил он портреты и композиции «дивные по рисунку и живописи», как вспоминала его соученица А. П. Остроумова-Лебедева. Ранние работы Малявина — «Крестьянская девушка с чулком», «Портрет сестры» (обе —1895 г.) — поражали целостным восприятием модели, глубоким проникновением в характер изображаемого. Молодой художник не расставался с альбомом. Многие товарищи и академические преподаватели были запечатлены им в рисунках и живописных этюдах. Из последних некоторые вылились в законченные произведения, такие, как «Портрет художника К. А. Сомова» (1895), «Больная» (1897).
Дипломную картину Малявин посвятил крестьянской теме. На ней были изображены хохочущие крестьянки в ярких красных сарафанах. Это полотно 1899 года, названное «Смех», положило начало своеобразной декоративно-эпической или, как ее называли, «малявинской» манере в живописи.
Но в Академии разразился невиданный скандал в связи с его появлением на конкурсе. Только авторитет Репина, угрожавшего уйти из Академии, если его ученику не дадут звания художника, смог повлиять на решение академического совета. Звание все-таки присудили Малявину, правда, не за дипломную работу, а за ранее написанные портреты. Зато в следующем году в Париже «Смех» стал "гвоздем" Всемирной выставки. Малявина удостоили золотой медали.
В первом десятилетии нашего века Малявин был одним из самых известных художников. Он утвердился в декоративно и монументально понимаемой крестьянской теме. Его великолепные "Бабы" и "Девки" покоряли звучностью и блеском красок, выражением загадочной «нутряной» силы.
Бабы
Картин с такими названиями было написано им множество. Но каждый образ нес свою задачу, темные лица были тщательно выписаны и казались особенно значительными в хаосе пламенеющих, струящихся мазков. Особенную славу принесла художнику картина «Вихрь» (1906) с изображением пляшущих крестьянок.
картина «Вихрь»
Почти все полотно занимает праздничный, ликующий вихрь красных сарафанов. Только вверху выделяются пять женских лиц. В пиршестве красного цвета, в кружащихся ритмах мазков жила вечная стихия народного веселья, полного удали, бесшабашного и гордого торжества. Известны заказные портреты работы Малявина, одно время он считался весьма модным портретистом. Правда, эта линия его творчества раньше других начала клониться к упадку; внешние эффекты, манерность, а иногда и раздражающая безвкусица все чаще появлялись в портретах предреволюционных лет. Стали повторяться, утрачивая жизненность, крестьянские образы. Слава Малявина постепенно угасала.
Но по-прежнему мастеровиты были его рисунки. Сохранились целые альбомы с изображением крестьянок и портретными зарисовками. В графике у художника не было срывов.
С 1922 года и до самой смерти Малявин жил за границей. Созданные там работы казались слабым повторением его известных картин.
Картины Малявина
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info