Развитие портретной живописи в эпоху Возрождения. Картины возрождения


Северное возрождение живопись эпохи картины художники

Культурное явление и масштабное направление в развитии искусства – Ренессанс – было ярким этапом в развитии живописи, архитектуры и скульптуры Италии XV века. В конце XV – начале XVI века Ренессанс покинул пределы Италии, и начал развиваться на территории Франции и стран Северной Европы.

Для искусства каждой страны этого периода выделяют характерные черты. Эпоха Ренессанса стала отправной точкой развития общества и духовного пробуждения. Выделяется 2 пути преобразований: гуманистическая идеология и религиозное обновление. По второму пути пошли художники северных стран Европы.

История термина

Наиболее яркой и узнаваемой формой развития искусства эпохи Возрождения стала живопись северных стран. Северное Возрождение зародилось в Германии и Голландии. Основными центрами развития стали Амстердам, Аугсбург, Галле, Нюрнберг.стили живописи, северное возрождение, брейгель

Термин «Возрождение» трудно применить к искусству стран Северной Европы. Изначальный смысл термина – возврат к античной традиции, но это не актуально для Германии и Нидерландов. В контексте этих стран речь идет о религиозных преобразованиях.

Общими чертами для итальянского и северного Ренессанса являются:

  • Тяготение к гуманистическим идеям;
  • Концентрация внимания на личности человека, его самосознании – картины отображают внутренний мир, эмоции личности;
  • Отказ от феодального мировоззрения.

Выразительные черты стиля

Главные особенности и причины отличия Северного Возрождения от других разновидностей объясняются специфическими условиями исторического и культурного развития стран. В Германии и Нидерландах

Возрождение зародилось с запозданием на 100 лет и имело свои особенности. Цели и главные черты идеологии:

  • Целью развития живописи стало воскрешение основ религии ранних христиан. В этом принципиальное различие с итальянским Возрождением: в основе сюжета полотен – сильная, героическая личность.Центральная идея: роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.
  • Живописи северных стран свойственна архаичность, религиозность, символизм – искусство имеет меньше связей с античностью.
  • В основе идеологии – пантеизм: Бог есть, но он воплощен в природу, все одухотворенное и неодухотворенное. Природа символизирует связь с Богом, гармонию, бесконечность. Из этого следует желание художников передавать природу при помощи живописи. Так пейзаж выделился в отдельный жанр живописи.poklonenie-pastuhov-altar-portinari-gugo-van-der-gus

Выделяют несколько принципиальных отличий, благодаря которым можно выделить картину, представляющую Северное Возрождение:

  • В творчестве художников более заметно влияние готического, а не античного искусства.
  • Практически не уделяется внимание анатомическим подробностям человека.
  • Отсутствует связь с античной традицией или она минимальна.
  • Детализация письма.
  • Сильное влияние на Реформацию и зарождение протестантизма.

Базой для развития искусства стала придворная живопись Бургундии, метод записи нот Арс Нова.

Наиболее известные живописцы

В конце XV века художники Северного Возрождения Германии начали развивать портретный жанр. Особенность работ – отсутствие интереса к красоте и гармонии внешности, в отличие от итальянской живописи. Главное в работах немецких творцов – передача эмоциональности, живости, индивидуальности. Это говорит о доминирующей этической составляющей искусства Северного Возрождения. Работы нидерландских художников отличаются тягой к детализации письма. В этом живописцы достигали совершенства.

Ян ван ЭйкЯн ван Эйк, стили живописи, северное возрождение

Основоположник Ренессанса в Голландии. Его главное творение – полиптих Гентского алтаря. Работа полностью отображает идеи культурной эпохи: гуманистическую направленность, детализацию природы, эмоциональную передачу образов.

Считается, что именно ван Эйк впервые применил масляную живопись для создания алтарных сюжетов.

Иероним Босхстили живописи, северное возрождение

Иероним Босх – нидерландский живописец, обладающий особым стилем и передачей реальности. Главная особенность творчества – аллегоричность. Босх критиковал пороки общества, демонстрируя отрицательные эпизоды жизни, был художником-морализатором. Зло изображает под разными обличиями.

Питер БрейгельPieter_Bruegel

Живописец из Нидерландов, график. Главными темами его работ были: противостояние добра и зла, отображение скрытого смысла явлений, безумие и бессмысленность существования человека. Религиозные сюжеты переплетены с повседневными.

Альбрехт Дюрер

стили живописи, северное возрождение

Германский художник, основатель Ренессанса в Германии. Ему удавалось тонко и умело передавать дух эпохи через призму гуманизации и религиозности. В творчестве Дюрера отобразилось влияние итальянского искусства. Особенности работ: детализация, реалистичность передачи образов, цельность композиции, гармоничность. Тематика, преимущественно, религиозная. Также, Дюрер создал множество гравюр, самые знаменитые: «Меланхолия», «Всадник, смерть и дьявол».

Лукас Кранах Старшийстили живописи, северное возрождение

Германский художник, представляющий широкое разнообразие сюжетов в живописи. Присутствует влияние античной традиции.

История Северного Рересанса

Развитие Ренессанса в Северной Европе служило основой для реформации и переосмысления религиозных ценностей.

Рекомендуем публикации

  1. История живописи эпохи барокко
  2. Неоклассицизм как стиль в живописи
  3. История готического стиля в живописи
  4. Китайская живопись Гохуа
  5. Символизм как стиль в живописи
  6. Религиозная живопись
Загрузка...

artrecept.com

Интересное о мире

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение. Венецианская школа живописи.

В отличие от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV в. доминировала живопись. В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи. Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фреска плохо сохраняется. Еще одна причина состоит в том, что станковая картина появляется в связи с ростом светской тематики и расширением круга объектов, входящих в круг внимания живописцев. Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров. Так, Тициан создавал картины на мифологические сюжеты, портреты, композиции на библейские сюжеты. В творчестве представителей Пдзднего Возрождения — Веронезе и Тинторетто произошел новый взлет монументальной живописи.

Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне (1477-1510) прожил недолгую жизнь. Имя Джорджоне произведено от слова «zorzo», что на венецианском диалекте означало «человек самого низкого происхождения» . Точно не установлено его происхождение, нет достоверных сведений о годах его ученичества у Беллини. Джорджоне был вхож в культурные слои Венеции. Сюжеты таких его картин, как «Гроза», «Три философа» трудно поддаются интерпретации. В 1510 г. Джорджоне умер от чумы.

Тициан. Динарий кесаря. Фрагмент. 1516 г.

Тициан. Динарий кесаря. Фрагмент. 1516 г.

Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основная форма станковой живописи — картина, отделенная рамой от окружающей обстановки.

Тициан Вечелли (1476/77-1576). Тициан родом из городка Кадоре в предгорьях Доломитовых Альп. Учился художник у Джованни Беллини. В 1507 г. Тициан поступил в мастерскую Джорджоне, который поручал Тициану завершение своих работ. После смерти Джорджоне Тициан закончил некоторые его работы и принял ряд его заказов, открыл свою мастерскую.В это время в ряде портретов, среди которых «Саломея», «Дама за туалетом» и «Флора» он воплощает свое представление о красоте. В 1516 г. художник создает «Вознесение Богоматери» (Ассунта) для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции — в картине показано, как группа оживленно жестикулирующих апостолов видит возносящуюся в окружении ангелов к небесам Богоматерь. В 1525 г. Тициан женится на Чечилии, своей возлюбленной, от которой у него было два сына.

Я. Тинторетто. Тайная вечеря. Церковь Санта- Тровазо. Венеция. XVI в.

Я. Тинторетто. Тайная вечеря. Церковь Санта- Тровазо. Венеция. XVI в.

Тициан в это время любит здоровые, чувственные образы, использует звучные, глубокие краски. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану. Тициан развивает реформу живописи, начало которой положил Джорджоне: художник отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. На первоначальный слой, сразу по его высыхании, он накладывал более или менее плотные, но текучие мазки, смешанные с прозрачными и блестящими лаками, заканчивая картину усилением наиболее ярких тонов и теней мазками, приобретающими почти корпусный характер. Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, но сам по себе носил завершенный характер.

П. Веронезе. Брак в Кане. 1563 г.

П. Веронезе. Брак в Кане. 1563 г.

По приглашению папы Павла III Тициан переезжает в Рим. В его искусстве появляются новые темы — драматизм борьбы, напряжение. Так, в картине «Се человек» художник переносит евангельский сюжет в современную ему обстановку, в образе Пилата запечатлевает Пьетро Аретино, а в облике одного из фарисеев —v венецианского дожа. Это вызывает неудовольствие папы, и Тициан с сыном уезжает в Аугсбург к Карлу V. При дворе Карла V Тициан много пишет, особенно много заказов получает из Испании, король Филипп II заказывает ему несколько картин. В начале 50-х гг. Тициан возвращается в Венецию, но продолжает работать для испанского короля. Портреты Тициана отличает жизненность. В «Портрете папы Павла III с Александро и Оттавио Фарнезе» показана встреча трех людей, каждый из которых связан с другими тайными чувствами. В 1548 г. Тициан написал два портрета Карла V. В одном он представлен как триумфатор, одержавший победу — облаченный в доспехи, в шлеме с плюмажем, Карл въезжает на коне на опушку леса.Когда Тициан писал портрет императора Карла V, то обронил кисть, а император ее поднял. Тогда художник сказал: «Ваше Величество, Ваш слуга не заслуживает такой чести». На что император якобы ответил: «Тициан достоин того, чтобы ему служил цезарь»

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1561 г.

Второй портрет показывает императора в традиционном испанском черном костюме, сидящим в кресле на фоне лоджии.В начале 50-х гг. Тициан по заказу Филиппа II, ставшего императором после отречения от престола его отца Карла V, написал семь полотен на мифологические сюжеты, которые он называл «поэзиями», истолковывая мифологические сюжеты как метафоры человеческой жизни. Среди поэзий — «Смерть Актеона», «Венера и Адонис», «Похищение Европы». Последние годы жизни Тициан жил в Венеции. В его произведениях нарастают тревога и разочарование. В религиозных картинах Тициан все чаще обращается к драматическим сюжетам — сценам мученичества и страданий, в которых звучат и трагические ноты.

Тициан. Портрет Карла V. 1548 г.

Тициан. Портрет Карла V. 1548 г.

Позднее Возрождение. Паоло Веронезе (1528-1588). П. Калиари, прозванный по месту своего рождения Веронезе, родился в Вероне в 1528 г. Приехав в Венецию, он сразу получает признание своими работами в Палаццо дожей. До конца жизни, на протяжении 35 лет работал Веронезе над украшением и прославлением Венеции. Живопись Веронезе вся построена на колорите. Он умел так сопоставить отдельные цвета, что от этого сближения создавалось особенно интенсивное их звучание. Они начинают гореть, подобно драгоценным камням. В отличие от Тициана, бывшего по преимуществу станковистом, Веронезе — прирожденный декоратор. До Веронезе для украшения интерьеров на стенах помещались отдельные станковые картины и общего декоративного единства, синтетического слияния живописи и архитектуры не получалось. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. Для этих целей он использовал технику фрески. В своих росписях и главным образом в плафонах Веронезе применял сильные ракурсы, смелые пространственные сокращения, рассчитанные на рассмотрение картины снизу вверх. В своих плафонах он «приоткрыл небо».

Тициан. Св. Себастьян. 1570 г.

Тициан. Св. Себастьян. 1570 г.

Якопо Тинторетто. Настоящее имя Якопо Робусти (1518-1594). Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского варианта Ренессанса. Тинторетто тяготел к живописным циклам сложного тематического характера, он использовал редкие и не встречавшиеся ранее сюжеты. Так, в развернутом повествовании громадного цикла Скуола ди Сан-Рокко наряду со множеством известных эпизодов из Ветхого и Нового Завета введены менее распространенные и даже совсем новые мотивы — «Искушение Христа» и пейзажные композиции с Магдалиной и Марией Египетской. Цикл о чудесах св. Марка в Венецианской Академии и в миланской Брере представлен в формах, далеких от привычных изобразительных решений.

Я. Тинторетто Тайная вечеря. Церковь Catima- Маркуола. Венеция. Фрагмент. XVI в.

Я. Тинторетто Тайная вечеря. Церковь Catima- Маркуола. Венеция. Фрагмент. XVI в.

Дворца дожей с изображением битв показывают обилие вариаций и смелость замысла. В антично-мифологической тематике Тинторетто продолжил то свободно-поэтическое толкование мотивов, начало которому положили тициановские «поэзии». Примером этому служит картина «Происхождение Млечного пути». Он использовал новые сюжетные источники. Так в картине «Спасение Арсинои» художник исходил из переложения поэмы римского автора Лукана во французской средневековой легенде, а «Танкред и Клоринду» написал по поэме Тассо.

Тициан. Се человек. 1543 г.

Тициан. Се человек. 1543 г.

Тинторетто неоднократно обращался к сюжету «Тайной вечери». Если в торжественной фризообразной «Тайной вечере» в церкви Санта-Мария Маркуола представлен диспут на тему о том, как понимать слова учителя, то в картине из церкви Санта-Тровазо слова Христа, будто удары, разметали потрясенных учеников, а в полотне из Скуола ди Сан-Рокко он объединяет драматический аспект действия и символизм причастия, в церкви Сан-Джорджо Маджоре таинство евхаристии приобрело качество универсальной одухотворяющей силы. Если живописцы классического типа тяготеют к передаче времени, не имеющего начала и конца, то Тинторетто использует принцип передачи события. Специфическая особенность работ Тинторетто — суггестивность, динамика, экспрессивная яркость натурных мотивов, пространственная многомерность.

mirxenia.com

люди, глазами которых мир видит красоту

художники эпохи ВозрожденияИзобразительное искусство является, скорее всего, наиболее древним видом творческой деятельности человечества – и наскальные рисунки, возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Но в восприятии современного человека настоящая живопись появляется тогда, когда рождается живопись эпохи Возрождения. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Художники эпохи Возрождения в своих произведениях показали, насколько разносторонним может быть человек и мир вокруг него, и продемонстрировали, как это можно отразить визуальными средствами.

Живописцы эпохи Возрождения были настолько разнообразными, оригинальными авторами и их было настолько много, что охватить всех даже выдающихся художников просто невозможно.

alt

Джотто

художники эпохи Возрождения ДжоттоДжотто (1267-1337) – итальянские художники эпохи Возрождения фактически являются последователями и творческими потомками этого живописца, жившего и творившего ещё до начала Ренессанса. Именно стилистические и мировоззренческие новшества, которые внёс в свои картины на религиозные темы Джотто, показали возможность нового взгляда на живопись и на способы отображения в ней действительности.

Создавая фрески в монастырях и храмах Италии, Джотто первым отступил от символической условности, свойственной византийской иконописной школе. Он начал изображать предметы и фигуры объёмными, трёхмерными, принадлежащими физической реальности, а не духовному миру. Элементы реализма, привнесённые Джотто в религиозную живопись, стали первой ласточкой эстетики эпохи Возрождения.

alt

Мазаччо

художники эпохи Возрождения МазаччоМазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. Также работая в жанре религиозной живописи, флорентиец одним из первых сумел добиться, с одной стороны, ярких индивидуальных черт, характеризующих каждого персонажа, с другой, привнёс в картины глубокий внутренний психологизм, выражавшийся не только через мимику и жесты изображённых людей, но и через тщательно выстроенную композицию, через положение фигур относительно друг друга.

Фресками Мазаччо, самой известной из которых является «Чудо со статиром», вдохновлялись последующие великие художники эпохи Возрождения. Ранняя и таинственная смерть автора была огромной потерей для искусства.

alt

Андреа Мантенья

художники эпохи Возрождения Андреа МантеньяАндреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль. Неповторимой чертой живописи Мазаччо был его фирменный реализм изображения, зачастую граничащий с резкостью и грубостью. В отличие от большинства своих современников-коллег, писавших картины в мягкой идеализированной манере, Мантенья подчёркивал несовершенство изображаемых предметов и людей. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм.

Безусловным шедевром автора является картина «Мёртвый Христос», необычная композиция и глубокий, шокирующий драматизм которой продолжает поражать до наших дней.

alt

Сандро Боттичелли

художники эпохи Возрождения Сандро БоттичеллиСандро Боттичелли (1445-1510) может рассматриваться как творческий антипод Мантеньи. Для многих из нас картины эпохи Возрождения начинались со знакомства именно с невероятно нежными и воздушными произведениями Боттичелли. Особая пластичность и гармоничность линий позволяла автору создать живописный мир, одновременно очень похожий на окружающую реальность и соответствующий её законами и при этом откровенно волшебный, сказочный, потусторонний.

Два самых широко известных полотна Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры», входят в число главных «брендов» всей эпохи Возрождения.

alt

Леонардо да Винчи

художники эпохи Возрождения Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи (1452-1519) – наиболее известный живописец не только Ренессанса, но и всех времён и народов. Картины художников эпохи Возрождения знамениты и весьма дорого оценены экспертами в области искусств. Но ни одна из них не сравнится с легендарной «Джокондой» да Винчи: эту картину знают практически все поголовно люди Земли, а назвать её коммерческую стоимость не берётся ни один эксперт, это бесценное произведение.

Вместе с тем Леонардо был автором не только «Моны Лизы», но и множество других произведений, которые вот уже сотни лет признаны совершенными с точки зрения технического воплощения, новаторскими в плане передачи эмоций и общего настроения, загадочными и многослойными по своему символическому значению.

alt

Рафаэль Санти

художники эпохи Возрождения Рафаэль СантиРафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Но при своей жизни Рафаэль пользовался не меньшим, если не большим почётом у публики, собратьев по художественному цеху и заказчиков. Современники и потомки безоговорочно признают безупречность работ Рафаэля, которая сравнима, но отличается по характеру и внутреннему звучанию от безупречности Леонардо. Он был непревзойдённым мастером создания невероятно эмоциональной и даже интимной атмосферы своих картин, которые к тому же были написаны с помощью смелых цветовых и композиционных.

Бессмертный шедевр Рафаэля – «Страшный суд», в котором воплотились все его лучшие достижения и его мастерство. Но Санти также был и одним из величайших портретистов Ренессанса, умеющим предельно точно отображать не только внешний вид моделей, но и «схватывать» их характер и эмоциональное состояние.

alt

Тициан

художники эпохи Возрождения ТицианПожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. При всей гениальности портретов, созданных Рафаэлем, самые совершенные в техническом плане портреты эпохи Возрождения принадлежат кисти Тициана. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей.

Тициан - это смелая, в чём-то даже экспрессивная манера письма, филигранная передача малейших цветовых нюансов, внимание ко всем деталям, отражающим психологическое состояние портретируемого, умение грамотно выбрать нужную позу и поистине режиссёрский гений в написании групповых портретов, благодаря которым зритель может понять все оттенки взаимоотношений между изображёнными. Все эти достоинства присущи не только портретам, но и жанровым полотнам Тициана, посвящённым религиозным, аллегорическим, историческим сюжетам.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Развитие портретной живописи в эпоху Возрождения

Во времена Возрождения, портретная живопись развивается так интенсивно, что появляется разные виды портрета. Основной формой, конечно, остаётся портрет, на котором человек изображён по грудь, но начинают писаться и поясные, затем поколенные, а вскоре и изображения людей в полный рост.

Рафаэль - Raffaello Sanzio da Urbino (1483-1520) - Дама под покрывалом (Донна Велата) ок. 1516 (живопись на Gallerix.ru)

Аристократические и просто богатые супружеские пары украшали свои дома и замки своими портретами, написанными на отдельных холстах, но объединёнными общими фоном и колоритом. Яркий этому пример – работа живописца Пьеро дель Франческа, на которой изображены супруги Баттиста Сфорца и Федерико да Монтефельтро, герцогиня и герцог Урбинские.

«Антракт» предлагает Вам заказ билетов на концерты по минимальным ценам.

Большую популярность получают групповые портреты, на которых изображается несколько человек сразу (например, «Трое детей Карла I» под авторством Ван Эйка). Характер изображения живописных портретов эпохи Возрождения может быть парадным либо интимным. Заказчиками парадных портретов становились люди, стоящие на самом верху иерархической лестницы: царствующие особы, их родственники и приближённые, священнослужители высших чинов и т.д.

Собираясь позировать для парадного портрета, мужчины и дамы облачались в свои самые роскошные и торжественные наряды, а в качестве фона художник обычно изображал пышные драпировки, величественные пейзажи или античные архитектурные формы. Великим мастером парадного портрета считался П.Рубенс – знатнейшие его современники мечтали заполучить свой портрет работы этого знаменитого живописца.

Немаловажное место в европейской живописи семнадцатого века занимает и камерный портрет, который часто называют интимным. Цель такой картины показать зрителю то душевное состояние изображённого на ней человека, те эмоции и чувства, которые владели им в момент позирования. Самый известный мастер интимного портрета – великий голландец Рембрандт.

gallerix.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта