Картинки, Ислам, фото. Картины исламские


Мастерство и невежество в картинах европейских художников. Исламская интерпретация

Аннотация:

Мастера европейского искусства охотно обращаются к изображению жизни других народов. Воспитанные в системе европейских ценностей, они порой неверно трактуют исламские традиции в своих картинах. Вместе с этим их картины исполнены мастерски и богаты пластическими находками.

Героями статьи являются картины таких художников как: Жан-Леон Жером, Густав Бауэрфайнд, Артур фон Феррарис, Рафаэль фон Амброс. Для объяснения того, что в их картинах является пользой, а что – заблуждением и вредом, мы применим два оценочных критерия: теорию изобразительного искусства и фикх(1).

Начнём с картин, которые считаем полезными. Это произведения Жан-Леона Жерома «Молитва в Каире», «Молитва в пустыне. Албанский воин»,

«Молодые греки в мечети», «Молящиеся», «Муэдзин в Каире», «Поминовение». В чём польза? В напоминании о намазе. Это утверждение подтверждается аятом «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура 51, аз-Зарийат «Рассеивающие», аят 55,). Картины были написаны во время пребывания художника в Египте. Мастерски и добросовестно автор передал свет, фактуры, костюмы, архитектуру, пластику молящихся.

Интересно, что в нескольких картинах присутствуют сидящие, взлетающие, парящие птицы. Например: «Женщины гарема кормят голубей во дворе»,

«Муэдзин в Каире», «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса». Такие птицы характерны для композиций Жерома.

В картине «Молящиеся» стоячий персонаж произносит такбир(2)  или читает азан. Второй персонаж, вероятно, ждёт начала молитвы, третий – выполняет намаз. Интересно расположение фигур: стоящий, сидящий, молящийся.

В чём причина? В том, что намаз визуально не выразителен, в нём простые повторяющиеся позы. Намаз, совершаемый коллективно, тем более однообразен, так как все выполняют одинаковые движения. С точки зрения изобразительного искусства одинаковость губит выразительность. Необходима разность, то есть соблюдение закона разности. Для закона разности характерно взаимодействие, например: большого, малого, среднего; близкого и далёкого, светлого и темного, яркого и тусклого, тёплого и холодного, контрастных и сближенных цветов. Всё это есть цветовой или пространственной, или тональный закон разности. В данной картине присутствует пластический закон разности, которой проявляется в положении фигур: первый молится, второй сидит, третий стоит.

Ещё одна картина, в которой проявился пластический закон разности – это «Молитва в Каире».

Обратите внимание на фигуры молящихся на первом плане. Смотрим слева направо: читает дуа(3), совершает суджуд(4)  персонаж в оранжевом одеянии, за ним человек, произносящий такбир, сидящий, две стоячие фигуры, и в самом конце – движущийся в земной поклон. Последняя фигура самая интересная. Мастеру была необходима разная пластика. Чтобы не повторять стоящих, сидящих, молящихся в земном поклоне, художник нашел выход – изобразить переход из одной позы в другую. Именно переход. Пластическая находка Жерома делает ему честь!

Кстати, такая же идея запечатлена в картине «Молодые греки в мечети»:

персонаж справа движется из одного положения в другое. Обратите внимание, что художник не изобразил лиц, что соответствует одной из версий о нормах исламского изобразительного искусства: не изображать того, посредством чего человек может жить. В данном случае не показан рот.

Не менее интересными представляются работы Густава Бауэрфайнда: «Мечеть «Купол скалы» в Иерусалиме»; «Привратник мечети»; «Вход в мечеть Омейядов в Дамаске».

Что их объединяет? Одинаковая структура композиции, а именно: края полотна записаны теневыми участками, а световая часть написана центре полотна. Таким образом, первый план в тени, второй – залит светом. Также интересна картина Рафаэля Амброса «Каирский писец», небольшого размера, 41x29.5 сантиметров, написанная маслом по дереву.

В замечательно исполненной картине Артура фон Феррариса «Слепой в мечети» нас интересует фрагмент, где рядом с молящимся в синей одежде лежит красная обувь.

Вопрос в том, почему обувь на ковре, а не в стороне, как написано в правой части? Согласно нормам Ислама, обувь, в которой не совершают молитву, должна быть в стороне. Следовательно, представленное в картине мы считаем ошибкой либо художника, либо молящегося.

Более очевидная ошибка имеется в картине Жан-Леона Жерома «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса».

Непонимание вызывает полуобнаженный мужчина, стоящий отдельно от всех. Разрешено ли в таком виде совершать намаз – большой отдельный вопрос. Почему он стоит отдельно, в то время как положение его кистей рук такое же, как у остальных, стоящих спереди и сзади? Это даёт основания считать, что он совершает то же самое действие – такбир. Все участники коллективного намаза должны стоять вместе. Таким образом, его положение не соответствует нормам молитвы. Отсюда следуют две версии: либо художник зафиксировал факт – ошибку молящегося, либо придумал и тем самым исказил правила намаза.

Касательно группы справа, мы полагаем, что они читают дуа после фард-намаза. Вероятно, они путники, потому что одеты иначе и с оружием.

Другой существенный вопрос вызывает произведение «Невольничий рынок». Мужчины в восточных одеяниях «изучают» обнажённую невольницу. Если мужчины – мусульмане, то что даёт им право смотреть на обнажённую женщину? Более того, в изображённом моменте они «изучают» её зубы, но не тело! Почему именно так написал художник, видел ли он подобное в действительности или это плод его фантазии?

Следующее произведение – «Бассейн в гареме». С точки зрения теории изобразительного искусства оно прекрасно исполнено, но с точки зрения фикха – оно несёт вред. Вред заключается в развращении общества посредством изображения обнажённых женщин. Вероятнее всего, картина является плодом фантазии автора, ибо никакой соблюдающий мусульманин не позволит постороннему мужчине смотреть на его обнажённых жён. Кстати, слово «гарем» происходит от арабского слова «харам», что значит «запретное». Этим словом обозначали запретную часть дома, предназначенную для женщин. Вспоминается отрывок из произведения А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», где автор поведал о своём несбывшемся желании увидеть женщин в гареме. Сокрытие женщин от взглядов посторонних мужчин восходит к традиции мусульман-современников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Известно, что его жены, они же матери правоверных, находясь дома, разговаривали с посторонними мужчинами через преграду.Определение «плод фантазии автора» звучит уместно при том, что Жан-Леон Жером являлся представителем своей культуры, где считалось нормой мастерски написать обнажённую натуру. Однако, что норма для одних, для немусульман, то недопустимо для других – мусульман. Такой аргумент – родная культура художника – объясняет присутствие сомнительных персонажей в вышеописанных картинах: «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса», «Невольничий рынок», «Бассейн в гареме».

Предположительное объяснение причин ошибок художника. Художники были воспитаны в системе иных ценностей, и, увидев исламскую культуру, показали её согласно своим профессиональным и нравственным убеждениям. К сожалению, в этом проявилось их заблуждение.

Вы увидите достаточно примеров обнажённой натуры. Существенно предположение – каждый видит то, к чему привык. Для европейца обнажённая женщина – норма. Но зачем с точки зрения своих норм «рассказывать» о другой культуре?

Жан-Леон Жером – мастер, плод своей культуры, в которой важное место занимала обнажённая натура. Мастера его поколения, а также предшествующие и последующие уделяли большое внимание передаче красоты человеческого тела. Мы подчёркиваем, что применять данную культурную традицию для изображения исламской повседневности является заблуждением, искажением реальности.

Леон Бедоев

 

(1) Фикх (فِقْهٌ‎‎ араб. — знание) — мусульманское правоведение, регламентирующее социальные нормы и правила поведения мусульман.

(2) Слова «Аллаху Акбар» (Единый Бог Велик), произносимые, в частности, в начале молитвы (намаза).

(3) Обращение к Аллаху с мольбой.

(4) Земной поклон, совершаемый во время намаза.

www.islam.ru

Изобразительное искусство в исламской культуре

Четыре верных последователей Кай-Хосрова , Шах-наме («Книга царей» Фирдоуси’s). Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 126а

Мой френд Дмитрий Барабаш  не отступил от своей традиции и в августовском столе заказов спросил : Добрый день. Осветите пожалуйста тему изобразительного искусства в исламской культуре. По возможности включите в обзор каллиграфию на арабских языках. Благодарю.

Вот как можно про это рассказать …

В эпоху феодализма народы арабских стран сделали крупный вклад в развитие мировой цивилизации. Средневековая культура Аравии, Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании была важным прогрессивным шагом в развитии человечества. Кроме того, арабы сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую, Аравию «счастливой». Здесь еще в первом тысячелетии до нашей эры существовали богатые рабовладельческие государства.

В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 г. Муавия — арабский наместник в Сирии,— захватив власть и положив начало халифату Омейядов, перенес столицу в Дамаск. В конце 7 и начале 8 в. к халифату были присоединены гигантские территории, включавшие Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке. Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытно-общинные отношения. В 750 г. династия Омейядов была свергнута, и власть захватили Аббасиды, основавшие на реке Тигре новую столицу — Багдад. Владычество халифата вызвало освободительную борьбу завоеванных народов и восстания эксплуатируемых масс трудящихся. В 9—10 вв. халифат распался на ряд фактически самостоятельных государств; из-под его власти вышли Средняя Азия, Закавказье, Египет и Магриб.

Уже в середине 10 в. власть в Багдаде захватили Бунды — иранцы по происхождению. Халифы остались только мусульманскими первосвященниками, своим религиозным авторитетом укреплявшими власть феодальных правителей

В 9—13 вв. арабские, иранские и среднеазиатские города — Дамаск, Багдад, Каир, Кордова, Бухара, Исфахан и др.— были крупнейшими центрами учености, славились своими университетами, школами, библиотеками.

Пушкинский музей

 

Определенное влияние на развитие средневекового искусства народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама означало утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление’ о мире как о созданном богом целом имело значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоем, хотя и отвлеченном, единстве вселенной.

Ислам, как и все средневековые религии, оправдывал феодальную эксплуатацию и призывал к покорности правителю государства — халифу. Однако взгляды на мир, а также эстетическое отношение людей средневекового Востока к действительности нельзя свести только к религиозным представлениям. В сознании человека средневековья и в его художественных взглядах противоречиво сочетались религиозно-схоластические тенденции и реальное представление о мире. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна) признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты мировоззрения эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

 

 

Изобразительное искусство в исламе

 

Для судеб изобразительного искусства в арабских странах, как и в странах Среднего Востока, имела значение иконоборческая тенденция ислама. Ислам отрицал возможность изображения божества. В Коране кумиры (вероятно, изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны. В культовых Зданиях не разрешалось помещать изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Но первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в 9—10 вв., иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. История показала, что эти ограничения,   наложившие   отпечаток на развитие   отдельных видов искусства, соблюдались далеко не всегда и не всюду. Они имели значение и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления религиозной реакции.

Ислам никогда не допускал возмож­ности внешнего сходства Бога с че­ловеком или другим земным суще­ством, поэтому изобразительное искусство оказалось исключённым из религиозной жизни мусульма­нина, оставаясь достоянием главным образом светской культуры. Хотя Коран не запрещал изображать лю­дей и животных, в некоторых хадисах говорилось о том, что Мухаммад порицал таких художников. Прида­вая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспари­вал у Бога его исключительное пра­во на творчество, нарушая главное положение ислама «Нет Бога, кроме Аллаха…». Начиная с IX в. подобные утверждения появлялись и в бого­словских сочинениях, но всякий раз находился толкователь, разъяс­нявший, что запрет касается не изо­бражений как таковых, а использо­вания их в качестве объектов поклонения.

Если нет изображений человека («сурат»), то нет ни сюжетной, ни портретной, ни пейзажной живописи (исключения составляют книжные миниатюры). Ничего, подобного иконописи или храмовой скульптуре в мусульманском искусстве не было и не могло быть.

Тем не менее, существовало светское искусство, на которое этот негласный запрет не распространялся. Создавались предметы роскоши, переписывались книги, которые украшались замечательными, тонкими миниатюрами. Большого расцвета искусство миниатюры достигло в Средней Азии, а также на территории империи Великих Моголов.

 

Бахрам Гур в борьбе с Драконом   Шах-наме.   Шираз, 1370.   Hazine 1151, фолио 206B

 

В последующие времена негласный запрет на живопись и скульптуру соблюдался не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке исключения, не могли иметь большого влияния на развитие искусства. Кроме того, подобные работы, как правило, поручались художникам из христиан. К ним принадлежат произведения искусства, которые более поздние халифы заказывали для себя лично. Так, халиф Коварния расставил в своем дворце статуи, изображающие его самого, его жен и рабынь, играющих на музыкальных инструментах. Абдурахман II воздвиг в честь прекрасной Азарры ее статую у входа в Медина Азарра.

И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман — каллиграфия и орнамент (арабеска) — искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно.

Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман). Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл — например, ковры или книги — выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства.

Священное слово Корана, начертанное на вхо­дах-порталах и стенах зданий, на­писанное на переплётах и страни­цах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из кера­мики, стекла или металла, вплетён­ное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусуль­манина всю жизнь. Это слово вме­щало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое на­слаждение. Каллиграфия и ор­намент — декоративные формы воплощения представлений о бес­конечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира — ста­ли основами художественного творчества мусульман.

 

 

Поскольку в самом Коране нет ясно выраженного запрета изображений живого, предлагается искать ортодоксально-религиозное выражение запрета в толкованиях Корана, пышно расцветших после смерти пророка Хадисах, представляющих своеобразную оправу к Корану. Однако эта точка зрения неправомерна, ибо не раскрывает не только психологии возникновения запрета изображений в мусульманской ортодоксии, но и не объясняет причин отрицательного отношения к монументальной живописи среди народов, воспитанных мусульманской религией, находившихся под его сильным влиянием в средневековую эпоху. Наконец, запрет изображений культовой живописи и изобразительности в искусстве — это не одно и то же. Хадисы предписывали изображать природу, ландшафты, но не человека, не изображать бога, святых, мучеников, ибо бог мыслился как чистая духовность, очищенная от всего человеческого и случайного. Идея аллаха — эта духовная субстанция — представляет собой конечный результат критического мышления.

Как же случилось, что запрет изображений привел к культу орнамента, к замораживанию всякой изобразительности на несколько столетий, пока живопись не выработала все же внутренней силой своего развития новый художественный язык на базе художественных традиций и не завоевала право на самостоятельное существование (в частности, в жанре книжной миниатюры) в позднее средневековье?Отрицательное отношение к изображениям, вылившееся впоследствии в преследование изобразительности, родилось вместе с Кораном, эволюционировало, конкретизировалось с развитием исламской ортодоксии. Оно представляет собой логическое следствие всей философии этой религии — специфического богопонимания и концепции человека, доведшей поляризацию духовного и материального, небесного и земного до крайности.

Бог, понятый в исламе как чистая духовность, очищенная от каких бы то ни было земных элементов, не имеющий человеческих, антропоморфных черт, не мог быть изображен. Ислам предлагает рационалистический путь постижения бога. Резко противопоставляя небесное и земное, ислам, как и всякая религия, метафизически разрывает их единство, гипертрофирует значение небесного. Принцип взаимодействия духовного и материального, бога и человека основан на зависимости. Чрезмерно тщательное очищение духовного призвано оттенять мизерность, ничтожество материального. Это противоречие, медленно нарастающее в исламе, разрешается путем абсолютного растворения личности в божестве. Ислам, как мировая религия, тем более живуч, приспособлен к существованию и тем более реакционен и опасен, что сковывает инициативу человека, его творческие возможности.

Запрещение изображения бога и идолопоклонства имело следствием запрещение изображения человека, ибо человек в исламе не представляет никакой ценности вне божественной идеи. Допустить изображение человека означало в исламе идти в какой-то мере на компромисс с языческим богопониманием. Коран, последовательно проводя идею монотеизма, в конечном счете пришел к запрещению изображений всего живого, ибо это рассматривалось как подражание действиям Аллаха.

Чуждость изобразительного искусства религиозно окрашенному «идеалу» в исламе привела к запрету изобразительного искусства вообще. Категорическое запрещение искусства исламом является отражением конфликта между двумя формами общественного сознания, отражением противоречия между внутренней сущностью религии и искусства, ибо живопись и скульптура — такие виды искусства, где мистическая идея с трудом находит возможность материального воплощения.

Снятие противоположности между религиозной верой и искусством, т. е. художественной формой познания, происходит в исламе не путем использования искусства религией, а путем отказа от изобразительного искусства. И тем не менее, несмотря на «табу», наложенное мусульманской религией на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), несмотря на враждебность, откровенно проявленную исламом по отношению к изображениям, творческий дух народа, его эстетическое сознание, художественное видение мира нельзя было окончательно и бесследно заглушить.Прогрессивная тенденция общественной жизни, которой питается искусство, обнаруживает то противоречие, которое складывается между религиозной идеологией и художественным развитием «мусульманских» народов. Замечательная настенная живопись первых двух веков ислама (VII—VIII вв.), открытая в Пенджикенте, Варахше, Афрасибе, стилистически сформировала искусство книжной миниатюры, влияла на развитие народных форм декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности в средневековой Средней Азии.

 

Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда).Из Sarai Albums.Тебриз, начало 14 века.Hazine 2154, фолио 107а

 

Буржуазные ученые, исследуя восточное изобразительное искусство, говорят, что оно представляет отступление от религиозных норм. Однако они не стремились при этом проникнуть вглубь этого противоречия, рассмотреть его как объективную закономерность в искусстве, возникшую не на пустом месте, а восходящую своими корнями к художественной культуре предшествующих эпох. Они не видят органической связи изобразительного искусства с прогрессивной средневековой идеологией, с мировоззрением великих средневековых мусульманских мыслителей, ученых, поэтов-классиков так называемого мусульманского Ренессанса, а также с эстетическими теориями этого времени.

Вместе с тем некоторые из них стоят и на противоположных позициях. Так, на VI Археологическом конгрессе арабских стран в 1957 г. в Багдаде Мухаммед Мустафа заявил, что портреты людей, а также изображения птиц и животных имеются на мусульманских художественных произведениях всех эпох, начиная с возникновения ислама, и во всех странах. Поэтому М. Мустафа делает вывод, что мусульманское искусство не является религиозным и потому в мечетях нет ни статуй, ни картин на религиозные сюжеты.

Однако художники средневековой Средней Азии, порой не выходя за рамки средневековой идеологии, а нередко смело перешагивая через них, создали замечательные образцы живописи, прикладного и декоративного искусства. Главные особенности этого искусства определялись не столько религией, сколько теми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества в эпоху феодализма.

Таким образом, ислам, с одной стороны, взяв под свою эгиду все формы общественного сознания, все области быта, государственного устройства, создал тоталитарно замкнутую систему средневекового религиозного мышления, обусловил специфику психологии, особенно эстетического элемента общественного сознания, и тем самым создал отчуждение культуры Востока от Запада. С этим связано специфическое восприятие античности в эпоху мусульманского Возрождения, когда в силу религиозных ограничений мусульманским миром не были приняты ни древнегреческий эпос, ни античные трагедии, ни античная пластика, а также неприятие художественных достижений искусства христианской средневековой Византии, презрение к этому искусству, которое породил среди своих верующих ислам. Здесь сказались особенности искусства мусульманских народов как религиозного характера (архитектура, рукописи священных писаний), так и светского содержания (книжная миниатюра), равно как и декоративно-прикладного искусства народа, что и определило дальнейшие пути его развития.

Внутреннее развитие искусства происходило здесь в русле прогрессивных общественно-эстетических тенденций. Две тенденции в общественном развитии — социально-актуальная и народно-мифологическая — оказывали влияние на искусство мусульманских народов средневековья. Конфликт между природой искусства и исламом привел к запрещению изобразительности в живописи, ваянии, достиг кульминации в исламской культуре. Однако развитие искусства объясняется не только влиянием тормозящей, религиозной идеологии, но и происходит по внутренним законам его развития, определяемым общественной необходимостью, в противоборстве с господствующей религией, иногда во внешнем компромиссе с исламом. Влияние прогрессивных общественно-эстетических тенденций восстановило декоративно акцентированные изобразительные тенденции в искусстве — они определили, например, светский характер книжной миниатюры. Эти своеобразные тенденции изобразительности в искусстве, оттесненные завоеваниями арабов и позой религией, обретают в Средней Азии новую силу в XV—XVI вв.

И все же «широкое распространение искусства орнамента, чрезвычайно многогранно вошедшего в жизнь людей и тесно связанного с народными художественными традициями, было одним из специфических выражений декоративности, характерной для средневековой художественной культуры вообще» и для «мусульманских» народов в особенности.

Это оказало огромное влияние и на изобразительные тенденции в искусстве, так как «в искусстве народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху феодализма был выработан особый, проникнутый декоративным началом образный строй…», который стал доминантой, определившей своеобразие и неповторимость искусства этих народов.

Именно поэтому даже произведения собственно изобразительного искусства отмечены здесь «своеобразной и яркой декоративностью, отвечающей эстетическим запросам… времени». Но вместе с тем «в условиях господства ислама изобразительность в искусстве являлась не меньшей ересью, чем рационализм в философии: она нарушала нормы, установленные религией…» и тем самым показывала силу и неистребимость художественной культуры народов «мусульманского» мира.

 

 

КАЛЛИГРАФИЯ

Согласно одному из хадисов, Мухаммад сказал: «Пись­мо — половина знания». В средневековой культуре му­сульманских Востока и Запада степень овладения «кра­сотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного со­вершенства личности. В истоках арабской каллиграфии лежит подчинение написанного слова логике ясного, размеренного, ритмического чтения Корана.

 

Образец каллиграфии. Почерк сульс. Иран. XVII в.  Государственные музеи, Берлин.

 

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы («хаттаты»), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. «Красота человека — в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого» (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы.

Ранний почерк — ку’фи, тяготевший к прямолиней­ным, геометризованным формам букв, господствовал в мусульманской каллиграфии вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана.

 

Имя Аллаха, почерк Куфи (мозаика, Самарканд)

 

В конце VIII—IX в. выделился и приобрёл популярность среди переписчиков книг почерк насх («переписка»). Позднее он вошёл в число «шести сти­лей» классического арабского письма наряду с пятью другими почерками. Муха’ккак («правильный») отличал­ся выразительностью чётких букв, а райха’ни («базили­ковый») — изысканностью, которую сравнивали с неж­ным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки’ («указ») был более убористым, а рика’ — самым ско­рописным из всех почерков.

 

Образец рукописного декоративного письма «Диван поэзии»  ( перс.)

 

Андалузский магрибский почерк (2-томный Коран, Испания,  XIII-XIV в.)

 

3 строки- мухаккак, в картушах — куфи. Илханид Ахмад ибн аль- Сухраварди аль-Бакри (1308, Багдад)

 

Почерк Талик

 

В основе шести стилей письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретённая багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, опреде­ляющих соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке. На ос­нове классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили — талик и наста’лик, которые в свою очередь дали жизнь множест­ву декоративных изысканных почерков. В Иране, Азербайджане и Турции в XV—XVII вв. распространил­ся особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, образец одного или нескольких почерков.

 

 Орудием письма служило кала’м — тростниковое перо, способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. настав­лял: «Калам очиняется косо, и знай — кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого паль­ца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в., а с конца X в. — и в некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и по­лировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плот­ной и долговечной, а нанесённые цветными чернила­ми буквы и узоры — чёткими, яркими и блестящими.

 

 

В 15-17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства — кита — миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков.

 

 

 

Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл — например, ковры или книги — выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства.

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиции можно выделить следующие типы орнамента: орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства — арабеску.

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque — «арабский») — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».

Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).

Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

 

ВОТ ТУТ ЕЩЕ много средневековых иранских миниатюр

 

[источники]

источникиhttp://www.bibliotekar.ru/Iskuss2/0.htmhttp://mirasky.h2.ru/islam/kally.htmhttp://do.gendocs.ru/docs/index-352583.htmlhttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=75093

 

Что касается ислама напомню вам так же Религиозные течения в исламе и  Музыку в культуре ислама Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=33646

masterok.livejournal.com

ИСЛАМСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Ислам как религия зародился в 622, когда пророк Мохаммед покинул Мекку и поселился в Медине. Исламская живопись отличается от живописи большинства других религий тем, что она не знала изображений Бога (Аллаха). В отличие от Евангелия священная книга ислама – Коран – никогда не иллюстрировалась. И хотя Коран не запрещает изображать Аллаха, существует лишь несколько изображений пророка Моххамеда, причем, за редким исключение, его лицо не показано или скрыто вуалью.Вследствие этого исламская живопись не обладает таким иконографическим богатством, как, например, византийская живопись. Из Византии была заимствована техника мозаики, однако иконография мозаик, например, в мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме и Большой мечети Омейядов в Дамаске сведена к пейзажу, растительным и орнаментальным мотивам. Исламскую живопись можно назвать интернациональной, так как она распространилась на столь разных по своей культурной традиции территориях , как Аравия, Испания, Сирия, Турция, Персия и Индия. Во всех этих странах ведущим видом искусства была миниатюра, что отвечало характерному для ислама вкусу к орнаментальности. Миниатюры создавались главным образом по княжеским заказам и нередко изображали роскошь, утонченность и величие придворной жизни. Миниатюры превращались в огромные повествовательные циклы. В миниатюрах к сказкам, рассказам и поэтическим сочинениям (например, Тысяча и одна ночь) частью изображения становился каллиграфически написанный текст. Своей вершины исламская живопись достигла в персидских и монгольских миниатюрах.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульман-ской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.

Необходимо отметить, что абстрактность мусульманского искусства далека от современного абстракционизма. Современные художники находят в абстракции ответ на иррациональные подсознательные им-пульсы; для мусульманского же художника абстрактная живопись непосредственно отражает единство в многообразии. Мусульманское искусство состоит в воспроизведении предметов в соответствии с их при-РОДОЙ, а она насыщена красотой, поскольку происходит от бога: не остается ничего другого, как выявить и выразить эту красоту. В исламской концепции искусство в широком смысле является средством облагораживания материала. Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Исламский строй ума включает в себя острое ощущение хрупкости мира, емкость мысли и действия, чувства ритма.

Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной степени нивелирует их и таким образом лишает всякого магического характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска — не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.

Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.

В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Нужно вспомнить и узорные изразцы мусульманской архитектуры, орнаменты которых впоследствии принесли известность персидским коврам.

Многие примеры исламского искусства можно увидеть в западном полушарии благодаря конкистадорам. В мексиканском городе Пуэбло стены старинных католических церквей покрыты изразцовой мозаикой с растительным орнаментом. Оказывается, что взаимно соперничающие культуры и религии взаимно обогащают друг друга.

Своеобразие присуще- и мусульманскому пониманию морали и права, ибо считается, что следование исламской морали и законам шариата с верой в Аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования личности.

Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом. Последовательное внедрение принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру. Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.

В убеждении мусульман вся организация халифата — его власть и законы — происходят от аллаха, что выражает специфическую оппозицию исламского мышления: противопоставлено божественное человеческому или «небесное» противопоставлено «земному», но вместе с тем не было оппозиции между религиозным и светским. Так как социальная жизнь людей, в том числе и их мораль, подчинена божественному закону, то нельзя говорить о существовании светских законов, противостоящих религиозным законам, светской власти, находящейся в оппозиции религиозной власти. Ведь существовала единая мусульманская власть, источником которой является бог, т.е. перед нами картина весьма специфической теократии. Таким образом, цивилизация ислама организована вокруг весьма простых исходных концепций — религиозных догматов и законов, вытекающих из Корана и сунны — традиции, которую оставил после себя пророк. Мухаммед. В целом можно сказать, что ислам — это образ жизни.

Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья — Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других — вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестер-низации, идущей из круга западных культур.

ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.

Включение в состав Арабского халифата огромных территорий от Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, завоеванных арабами-мусульманами в 7–8 вв., стало важным историческим событием раннего средневековья. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы в ходе завоеваний (футух), столкнулись с культурой соседних стран. При этом традиции античной Греции и Рима, Византии соединились в арабском халифате с иранской культурой эпохи Сасанидов, раннехристианской культурой коптов Египта и доисламской культурой арабов. В результате этого кросс-культурного контакта возникли предпосылки, способствовавшие выработке новых эстетических канонов. Столь тесное переплетение традиций, навыков, научных знаний оказало чрезвычайно благодатное воздействие на творческую мысль мастеров исламского мира. Уже через короткое время стали заметны положительные сдвиги практически во всех сферах жизни: поэзии, философии, истории и историографии, медицине и фармацевтике, математике, астрономии, географии и различных видах искусства.

С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.

Считается, что ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако этот запрет доктринально никогда не был зафиксирован, ибо восходит к более ранним табу на изображение божеств, распространенных на Ближнем Востоке. Однако в Иране, где еще до прихода сюда ислама, существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным. Со временем отказ от этого запрета (с некоторыми исключениями) стал проявляться и в культуре арабских стран.

Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

Как писал в Трактате о каллиграфах и художниках Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в 16 в., «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Действительно, многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.

Сначала арабы пользовались стилем хиджази, в котором сохранялся стиль клинописного письма с прямыми углами. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами «великолепной шестерки» – шести почерков, признанных каноническими. Это насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Каждый почерк применялся в определенной сфере, например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерком рикаа пользовались в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а почерк куфи, (возникшем на базе хиджази) до сих пор используется (в разных вариантах) в архитектуре и декоративном искусстве. Каждый из этих почерков зависел от времени, места написания и мастера – каллиграфа. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

Среди наиболее известных мастеров каллиграфии выходцы из разных уголков арабо-мусульманского мира: Халид ибн Аль-Хаййаж, Аль-Фарахиди (8 в.), аль-Дахак, аль-Ишак, Ахмед аль-Калби, Ибрахим и Йусуф аль-Шараджи, Ахваль аль-Мухаррир (9 в.), Абу-Али Мухаммад ибн-Али ибн-Мукла, Ибрагим ас-Сули (10 в.), Абу ль-Хасан Али Ибн аль Бавваб (11 в.), Йакут аль-Мустасими (13 в.), аль-Калкашанди (15 в.) и др. Среди каллиграфов были и женщины: Фатима аль-Багдади и Шухда бинт аль-Абнари (12 в.). Но лучшим из каллиграфов называли Йакута аль-Мустасими (1203–1298). Именно он разработал систему стилей каллиграфии, взяв за основу шесть самых известных, с учетом пропорций каждой буквы, а также разработал методику обучения ее секретам.

С распространением книги в мусульманском мире более популярными стали скорописные стили почерка – рукаа. Как правило, этим почерком написано большинство манускриптов позднего времени.

Рукописные книги охватывали все сферы жизни: литературу, науку, религию, философию. Уже в 9 в. аббасидские правители стали собирать обширные библиотеки. Халиф Харун ар-Рашид, а вслед за ним его сын Ма’амун (см. АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ) организовали специальные центры («Дар аль-хикма» – дом мудрости, араб.), в которых трудились переводчики и переписчики, благодаря которым уже в 13 в. в Багдаде были библиотеки в несколько десятков тысяч книг. Секрет изготовления бумаги арабы узнали от китайцев в 8 в., но до этого писали на пергамене. Это удешевило работу и позволило большему числу мастеров заниматься копированием Корана, заниматься переводами с греческого, пехлевийского и коптского языка книг по истории, медицине. В некоторых книгах (по ботанике, медицине, фармацевтике, географии и пр.) уже содержались рисунки, в том числе географические карты. Позднее появились записи устного народного творчества, в основном поэзии, а также диваны – генеалогические своды и др. сочинения арабских авторов.

Книжная миниатюра. Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был тотальным.

В правление Газневидов (Хорасан, Афганистан и Северная Индия – 977–1186) уже создавались иллюстрированные манускрипты, образцы которых дошли до наших дней. Копиисты рукописей и художники-иллюстраторы работали при дворе Фатимидов. Но после падения Фатимидов в 1171 они перекочевали в Багдад, где правители по-прежнему покровительствовали людям искусства. Именно здесь, в Багдаде, началось изготовление иллюстраций к книгам.

В обыкновенных манускриптах художник рисовал основные линии композиции черным или красным карандашом, а затем писал красками. В дорогих и роскошных рукописях порядок был иной: копиист-каллиграф оставлял страницу, предназначенную для миниатюры, пустой, а художник наклеивал на нее готовую миниатюру. На этом листе (муракка), который был покрыт особой грунтовкой на гуммиарабике, делался рисунок, а затем раскраска. Грунтовка иногда была очень густой, из-за чего рисунок получался рельефным. По другой технике лист полировали агатом или слоновой костью, затем художник влажной кистью наносил водяные линии, обводил контур и накладывал соответствующую краску.

В 1222 художник Абдалла ибн аль-Фадль сделал иллюстрации к Фармокологии Диоскорида, но в этой работе он взял за образец греческие рисунки. В 1237 Яхья ибн Махмуд из Васита впервые сделал иллюстрации к Макамам аль-Харири. До этого, в основном, иллюстрировались книги естественно-научного содержания.

Но свой первый взлет искусство миниатюры пережило в правление династии Ильханов (1256–1353) в Иране. Тебриз был в ту пору наиболее развитым культурным центром на Среднем Востоке. Именно там впервые был проиллюстрирован персидский эпос Шах-намэ (книга царей). Примерно 120 иллюстраций были изготовлены за период между 1330–1340, из которых сегодня в разных собраниях мира хранится 58 миниатюр. В их манере изображения ощущается китайское влияние. Элементы китайского рисунка (изображение облаков, языков пламени, позы и даже костюмы ряда персонажей и пр.) прочно вошли в практику мусульманских миниатюристов. Уже первый список Шах-намэ был украшен многочисленными иллюстрациями с изображением всадников, драконов. Но персидские живописцы использовали собственные элементы композиции: детали пейзажа, архитектурных сооружений, пространственное решение и строго фронтальное расположение фигур.

Новые школы миниатюристов появляются в Ширазе и в Тебризе. Изысканные иллюстрации к труду Казвини Чудеса света сделал представитель ширазской школы Муршид аль-Аттар. Ширазская школа существовала еще в 30–40-х 14 в., но во второй половине 14 в. произошел качественный перелом в стиле ширазской миниатюры. Появилась совершенно новая организация пространства. Высокий горизонт и расположенные один над другим планы создали возможность передачи реальной среды, заполненной нередко множеством фигурок людей и животных. Изменился масштаб и композиционный строй изображения. Памятники того времени – две широко известные рукописи Антологии персидской поэзии, датированные 1410 (одна в Собрании Гульбекяна, другая – в Британском музее). В стилевом отношении эти миниатюры предвосхищают многие черты гератской миниатюры середины 15 в.

В этот период прославились ширазские миниатюры сделанные как иллюстрации к поэтическим произведениям – басням индуса Бидпаи Калила и Димна, диванам Хосров и Ширин, Шах-Намэ. Величественный национальный эпос Шах-Намэ давал весьма богатый материал для воображения художников, поэтому его непрерывно – с 14 по 17 в. иллюстрировали все новые и новые художники.

В 15 в. Тимуриды сделали восток мусульманского мира блестящим очагом культуры. Ко времени их правления (1370–1506) относятся выдающиеся достижения в области персидской и тюркской литературы, а также в области миниатюры. В 30-е годы художник Махмуд по заказу султана Шархуха (1405–1447) сделал 38 миниатюр к дивану поэта Низами Хамсе (ныне хранятся в Гос. Эрмитаже). Созданная в эпоху Тимуридов Маджама аль-таварихи (всеобщая история) изобиловала иллюстрациями. Хусайн Байкара (1469–1470), последний сильный правитель этой династии, правил из Герата всем Хорасаном. В этот период тимуридская культура, несмотря на постепенную утрату государством политической мощи, пережила последний взлет. В Герате творили поэты Джами и Алишер Навои, художник Бехзад, (примерно 1455–1536), которого в Европе впоследствии называли «Рафаэлем Востока».

Миниатюры Бехзада отличаются изысканным рисунком, декоративностью, гармоничным сочетанием ярких красок, тонкой проработкой пейзажного и архитектурного фона. Как правило, сюжеты его миниатюр представляют собой многофигурные композиции, в которых персонажи изображены по строгим правилам этикета. К шедеврам его кисти относят иллюстрации к двум рукописям поэм Низами (ок. 1141– ок. 1209).

Миниатюрами украшались также суфийские тексты. В частности, Абд ар-Рахман Джами (1414–1492), персидский поэт и глава суфийского ордена «Накшбандийа», пользовался покровительством тимуридского правителя Султана Хусейна (1470–1506), по заказу которого были изготовлены списки поэм Джами. Принадлежность почти всех тимуридов к суфийским братствам оказывала воздействие на изобразительное искусство.

После взятия Герата (1507) войсками узбекской династии Шейбанидов (1500–1598) часть художников гератской школы перебралась в крупные города молодого государства Шейбанидов – в Бухару и Самарканд, поэтому ранние бухарские миниатюры сохраняют стиль Герата, но поздние бухарские уже сильно отличаются по цвету.

С 1501 в Иране утвердилась династия Сефевидов. Новые правители провозгласили шиизм государственной религией, и этот шаг имел огромное историческое значение (см. также ШИИТЫ). И хотя в первый период руководящая власть принадлежала тюрко-монгольским племенам и военной знати, позднее (в 17–18 вв.) Иран обрел чувство сплоченности и национального единства. Уже при шахе Исмаиле I (1501–1524) оживилась культурная жизнь. При его дворе была организована китабхане (мастерская по производству книг и рукописей). Прекрасные образцы тебризской миниатюры конца 15 – начала 16 вв. представлены в рукописи Хамсе Низами, скопированной в 1481 (ныне рукопись находится в музее Топкапу в Стамбуле).

Для тебризских миниатюр характерна поэтичная передача пейзажа. Пространство миниатюры делится по диагонали, что позволяет создать несколько планов: струящийся ручей, лужайку, покрытую травой, деревья в цвету и т.д. Однако фигуры людей не всегда соизмеримы между собой и окружающим пейзажем или архитектурой, а позы персонажей однообразны и статичны.

В связи с увлечением подрастающего наследника Тахмаспа живописью и каллиграфией, ко двору шаха в Тебриз стали привлекать лучших мастеров, прежде всего, из завоеванного Герата, где некогда в придворной мастерской трудились известные мастера, в том числе и знаменитый Бехзад. В 1522 специальным указом шаха Бехзад был назначен китабдаром, руководителем придворной китабхане. Появление гератских мастеров в Тебризе оказало огромное воздействие на местных художников. Им начали подражать, копировать их произведения.

Деятельность Бехзада, воспитание им целой плеяды местных художников, слияние местных традиций с достижениями гератцев привело к возникновению новой самобытной живописной школы. Постепенно под действием гератских мастеров вводятся детали пейзажа, характерные для бехзадовского круга: кусты с развесистыми листьями или высохшими стеблями, узловатые пни, из- под которых выбиваются ростки зелени, весеннее дерево в цвету или раскидистый платан с желтеющими осенними листьями. Среди архитектурных деталей появляются ограда с калиткой, беседка, в которой восседает правитель, дворцовая башня, шатер, навес и т.д. Изменяются и пропорции фигур, которые становятся более естественными, хотя некоторая статичность в них сохраняется.

Следует также назвать художника Султан-Мухаммада, современника Бехзада. Он ввел в миниатюру увиденные в жизни типажи. Его персонажи представляют собой индивидуальный образ, их жесты и позы разнообразны. Так же как и Бехзад, он любил жанровые сценки, где представлены люди из разных сословий в традиционной одежде. Причем сюжетами могли быть не только охоты или праздники, но и сценки пиров и даже попоек. Кроме Султан-Мухаммада в китабхане при дворе Сефевидов работала уже целая плеяда миниатюристов: Дуст Мухаммад, Мирза-Али, Ага-Мирак и Музаффар Али.

Временный захват Азербайджана и Тебриза османскими войсками заставил шаха Тахмаспа (1524–1576) перенести свою столицу вглубь страны, в Казвин (приблизительно в 1548). Часть художников отправляется вслед за двором шаха, а часть – в Шираз или Мешхед. В 1556 Мешхедом стал управлять племянник шаха Ибрагим Мирза (1556–1576) – страстный поклонник и покровитель искусств. Он собрал вокруг себя превосходных каллиграфов и миниатюристов. В сюжетах миниатюр Мешхеда часто присутствуют суфийские мотивы. «Суфийские меджлисы», которые устраивал царевич, приглашая поэтов, надимов (собеседников), не были сугубо религиозными собраниями. Судя по тому, как они изображались на миниатюрах, это были пирушки или пикники на лоне природы. Суфийская тематика мешхедских миниатюр не исключала юмора, например, в диптихе из Субхат аль-абрар (Четки праведника) Джами, бражничающие суфии совершают омовение у маленького родника. Не менее интересны миниатюры, посвященные быту ремесленной корпорации (религиозное празднество, цеховая пирушка, обряд получения иджазы – диплома на звание мастера и т.д.). Суфийские братства на Востоке всегда были связаны с ремесленными корпорациями, поэтому мешхедские миниатюры, где суфии присутствуют как главные персонажи, дают огромный информационный материал о быте городских ремесленников. Продолжая тему городской жизни, в более позднее время художники стали рисовать многоплановые миниатюры, в которых одновременно отображены все фазы изготовления ковра, булатного клинка или рукописи.

В середине 60-х состарившийся шах Тахмасп распустил китабхане. Часть художников перебралась в Мешхед (Музаффар Али), другие вернулись в Тебриз. Но по восшествии на престол Исмаила Мирзы (1576–1577) китабхане возобновила свою деятельность. Миниатюры того времени отличаются упрощением композиции, скупостью деталей в изображении архитектуры и пейзажа, возрастает пластическая выразительность извилистых линий. Колорит становится мягче, несколько холоднее и изысканнее.

На рубеже 16 и 17 вв. в Исфахане возникла придворная школа, главой которой стал художник Риза Аббаси. Он работал с натуры, делал этюды, что было новаторством в то время. Он придавал своим работам живописность, объем, мастерски владел линией и цветом: Портрет старика (Москва, Государственный музей Востока), Юноша в красном платье (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

В искусстве миниатюры использовались разные стили. В частности, при могольских правителях Индии Джалал ад-дине Акбаре I (1556–1605) и Нур ад-дине Джахангире (1605–1627) был популярен стиль ним-калам («полуперо»), в котором рисунок был частично окрашен. Подобная техника делала изображение туманным. Иногда бледная цветовая гамма сочетались с яркими одеждами персонажей, например, в охотничьих сюжетах. Акбар при своем дворе собрал в 1556 художников из разных областей Индии. В специальном ателье придворные художники обучались искусству миниатюры у приглашенных из Тебриза мастеров, но стиль, в котором они работали, уже можно назвать синтетическим. К 1580 иранское влияние в могольской миниатюре значительно уменьшилось. Непревзойденным шедевром школы миниатюрной живописи эпохи Бабуридов, продолжающей традиции тимуридской миниатюры, считаются иллюстрации к Бабур-намэ, сочинению Захириддина Мухаммада Бабура, хранящиеся в Британском музее.

Арабские миниатюры менее известны, и это связано с тем, что суннизм более строго придерживался запретов на изображение живых существ. Тем не менее, арабские иллюстраторы иногда преступали закон и обращались к сюжетам из жизни пророка и персонажей раннего ислама. Наиболее часто художники обращались к эпизоду вознесения Мухаммада на мифическом коне Бурак на седьмое небо. Естественно, лицо пророка закрыто кисвой (завеса, за которой сидели правительницы или хранились реликвии), а голова обрамлена нимбом в виде пламени. Другие миниатюры, посвященные жизни Мухаммада были выполнены в схожей манере, причем складывалось впечатление, что подобная практика была уже достаточно опробована. Тот факт, что подобных миниатюр сохранилось не очень много, вероятно, связан с тем, что остальные были уничтожены фанатиками.

Богатейшим собранием мусульманской миниатюры обладали османские султаны. Они также заказывали сюжеты (в основном, из истории ислама и жизни правителей). Изготовлялись также «Сильсиля-наме» (книги по генеалогии), в которых уже были представлены портреты османских султанов. Однако турецким художникам-миниатюристам была чужда графическая утонченность персидских мастеров. Но и здесь трудились иранские мастера – Хайдар и Вали-джан из Тебриза, которые обучали придворных художников мастерству миниатюры. Ранние турецкие миниатюры повторяют план персидских сюжетов: фигуры расположены фризообразными рядами, пространственность достигается делением на планы. Особым пристрастием к миниатюрам отличался султан Сулейман Великолепный (1520–1566), который постоянно делал заказы художникам. Среди выполненных в его время работ много портретов самого султана и его сыновей. Тогда же турецкие художники уже довольно часто обращаются к кораническим сюжетам, но выписывая фигуру пророка или членов его семьи, обязательно закрывали лица своих персонажей

Русская попа распостранненая мишень для шуток.

Tags: ИСЛАМСКАЯ ЖИВОПИСЬ

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:02 and is filed under Арт информация. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Фото ислам - Главная страница

дин ислам
НОВОСТИ ТАТАРСТАНА РУБРИКА
религия ислам
i ПОЛИТИКА новости
ислам скачать
i БИЗНЕС новости
ислам книги
i ППРОИСШЕСТВИЯ новости
ислам молитвы
i БУДНИ МУСУЛЬМАН новости
ислам фото
i БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ садака
ислам книги
i ОБРАЗОВАНИЕ новости
ислам фото
i КУЛЬТУРА новости
ислам фото
i АНОНСЫ СОБЫТИЙ анонсы
история ислама
дин ислам
ДРУГИЕ НОВОСТИ РУБРИКА
религия ислам
i АКТУАЛЬНО важно
ислам сайт
i ИНТЕРВЬЮ мнения
религия ислам
i В РОССИИ новости
закон ислама
i В МИРЕ новости
против ислама
принятие ислама
МОЗАИКА РУБРИКА
суть ислама
i АНАЛИТИКА И ЗАМЕТКИ статьи
дин ислам
i ПОДРОБНЫЕ СЮЖЕТЫ темы
ислам скачать
i ОБЗОР ПРЕССЫ пресса
бесплатно ислам
i ОПРОСЫ народ
ислам картинки
i ДОКУМЕНТЫ офиц.
ислам молитвы
ислам картинки

МЕЧЕТИ ТАТАРСТАНА

описания и фотографии

Мечети Татарстана. Кул-ШарифАльбом мечетей Татарстана
ислам картинки

АЗЫ ИСЛАМА

некоторые азы Ислама

>> все статьи

РЕЦЕПТЫ

татарская кухня

>> рецепты татарской кухни
фото ислам

КАТАЛОГ САЙТОВ

ручная отборка, аннотация

Светское общество Информация Организации мусульман халяльХаляль бизнес халялО религии Ислам халяльные магазиныДом, культура, быт >> мусульманские сайты

ислам фото, мир ислама, мечеть фото, фотографии мусульмане, ислам картинки.

фото исламИА "Исламтат" / Фотки.Исламтат.Ру >> на главную
Всего фоток: 1063
Добавить фото
Животные 198
Жизнь города 43
Этюды жизни 29
Дома Аллаха 41
3d, анимэ, etc 72
Шамаили 104
Путешествия 17
Прикольные 68
Ездит, летает 59
Природа 372
Мобилфоны 60

Новые фотографии:

Фото и Ислам Природа
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Мобилфоны
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Дома Аллаха
Фото и Ислам Этюды жизни
Фото и Ислам Шамаили
Фото и Ислам Шамаили
Фото и Ислам Шамаили
Фото и Ислам Шамаили
Фото и Ислам Дома Аллаха
Мусульманские новости

ИНТЕРЕСНОЕ В СЕТИ

статьи партнёров

Загружается

ислам картинки

ОБСУЖДАЕМ

посетители комментируют

бесплатно ислам

ОБЪЯВЛЕНИЯ

деловые, помощь, разное

>> все объявления >> разместить объявление
ислам картинки

ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ

мусульманство в лицах

>> российские мусульмане >> татарстанские мусульмане

fotki.islamtat.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта