В. Л. Боровиковский, художник: картины, биография. Боровиковский картины


Владимир Боровиковский: портреты, биография

Картины Боровиковского

Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма. Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей.

 

Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.

С 1800-х гг. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02).

 

Биография Боровиковского

В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Владимир Лукич Боровиковский. По преданию, императрица похвалила украшение дворца, и на полученный гонорар художник смог в декабре 1788 года поехать в Петербург. В Петербурге Владимир Боровиковский поселился в доме Н. А. Львова, архитектора, поэта, одного из образованнейших людей того времени. Львов верил в незаурядный талант украинского мастера и способствовал получению им заказов. Львов помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал до той моры лишь иконы да в чем-то близкие к иконам «парсунные» портреты видных миргородских казаков. Теперь начался процесс освоения живописной культуры и в этом ему помог художник Лампи-отец, оказывавший Боровиковскому всяческое содействие. Нравилась Владимиру Боровиковскому живопись Виже-Лебрен и Вуаля и, вероятно, Левицкого, портрет которого он написал. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет. Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов. Перед нами зрелый, умудренный мастер. Об этом свидетельствует исполненный им портрет Екатерины II. Владимир Боровиковский показал императрицу, прославленную в чеканных, громоподобных одах стихотворцев, в облике «уютной, пожилой женщины в салопе». В обществе того времени нарождалась, еще, правда, очень робко, потребность в искусстве личном, в портрете более камерном по сравнению с прежним показным, парадным. Творчество Боровиковского, пожалуй, скорее, завершает линию портрета XVIII века, чем открывает новый этап развития. Но нетрудно заметить и его отличия от предшественников. Портрет Боровиковского тяготеет к более непосредственной эмоциональности. Можно говорить об определенном родстве его живописи (в частности, ряда женских портретов) с поэзией русского сентиментализма. Вспомним ли мы портрет М. Лопухиной (1797) или портрет Е. Нарышкиной (1799), мы увидим, как привязан Владимир Боровиковский к «прекраснодушной чувствительности». Его миловидные героини почти всегда томятся в неясных ожиданиях, чуть меланхоличны. Но они и доверчивы и душевны. Фигуры на портретах почти скульптурно выделяются на фоне пейзажа, смягченного бликами рассеянного света, порой чуть загадочного (таков, например, портрет Скобеевой). Художник мастерски пишет сияние драгоценностей, блеск атласных и шелковых тканей. Но живопись его носит часто несколько приглушенный характер, цвет как бы «обволакивает» дымкой изображенный предмет. И оттого не возникает ощущения холодной демонстрации богатства. Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается видеть такими, какими они должны были бы быть. Конкретность, чувственность переплетаются с идеальными представлениями о добре и прекрасном. Эти свойства есть и в парадных, но своим функциям портретах Павла 1 (1800), А. Б. Куракина (1801). Полотнам Боровиковского присуща известная повторяемость приемов. Владимир Боровиковский работал и всю первую четверть XIX столетия. Но в ту пору в портрете приобретают большее значение иные тенденции и, прежде всего, романтические, связанные с творчеством Ореста  Кипренского. Портреты Боровиковского в эти годы становятся более характерными, но вместе с тем часто теряют поэтическое обаяние. Несколько рационалистическая линейность, к которой порой стремится художник, явно не сродни его дарованию. Пишет он большие иконы для Казанского собора, в чем-то напоминающие его парадные портреты. В последние годы художник живет в кругу мистических интересов. Он сближается с так называемым «Духовным Союзом» Е. Ф. Татариновой. Однако на творчестве его эти увлечения существенно не отразились. Неровный, но искренний мастер Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета и живописи в целом. Противоречия его метода мы не можем рассматривать механически как «недостаток». Они определялись его отношением к жизни, взглядом на людей как носителей добра, чуждых всякому злу. Его портреты и сейчас привлекают не только блеском мастерства, но и лиричностью чувств, своей неповторимой эмоциональной интонацией.

Из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 94,5x66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Холст, масло. 72x53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266x202 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет неизвестной в голубой шали. 1795

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Екатерины II

Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло

Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е

Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799. Холст, масло

Портрет Г.Р.Державина. 1811

Портрет великой княжны Марии Павловны. Холст, масло

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812

Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821

Портрет А.И.Васильева. 1794

Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814

Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825

Мужской портрет

Лизынька и Дашинька. 1794

Иов и его друзья. Конец 1810-х

Зима в виде старика. Холст, масло

Еванглист Матфей

Христос со сферой

Портрет Павла I, российского императора. 1796

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Владимир Лукич Боровиковский: картины с названиями, биография

В судьбе Владимира Лукича Боровиковского переплелись яркие сюжеты — кажется, их хватило бы на несколько судеб. Природный, от семьи унаследованный дар и внезапная удача, позволившая ему раскрыться в полной мере. Украинский щедрый Миргород и строгая северная Пальмира, ставшая новой родиной. Талант-самородок и высокопоставленные покровители, отсутствие академического образования и обучение у лучших мастеров, расцвет и благосклонность публики, уход из иконописи в портретный жанр, а оттуда — в мистицизм, слава и вскоре последовавшее за ней забвение. Скромный иконописец, художник при дворе, писавший императрицу, мистик… Это все о нем.

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, который через несколько десятилетий прославит другой знаменитый его соотечественник Николай Гоголь. Одни исследователи полагают, что род Боровиковских — простой казачий, другие называют их мелкопоместными шляхтичами. В одном сходятся эксперты — и отец будущего художника Лука Боровик, и его старшие братья Василий и Иван расписывали иконы в окрестных храмах. Владимир после прохождения воинской службы тоже занялся церковной живописью. Его ранние работы классифицируют как примеры украинского барокко.

Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским предводителем дворянства Василием Капнистом и по его поручению расписал два панно для путевого дворца, в которых императрица останавливалась в Миргороде. Одно из них изображало Екатерину II, разъясняющую свой Наказ греческим мудрецам. На втором аллегорично был изображен Петр I в роли пахаря, а Екатерина II выступала сеятельницей. Картины приглянулись высочайшей особе, императрица изъявила желание увидеть их автора. Поговорив с Владимиром Лукичом Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. А императрицу ослушаться — не дело…

В 1788 году Владимир Лукич Боровиковский навсегда покинул Украину и уехал в Петербург.

По причине уже не юного возраста — ему на тот момент исполнился 31 год — в Академию художеств путь оказался закрыт. С 1792 года он брал индивидуальные уроки у известного австрийского профессора портретной живописи, мастера парадного портрета Иоганна Баптиста Лампи. Еще одним его негласным учителем был знаменитый портретист, академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Благодаря протекции вращавшихся в высших кругах друзей, Владимир Лукич Боровиковский в 1794 году написал государыню. Портрет получился необычайно камерным и лирическим. На нем изображена Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Позднее в этом парке Пушкин устроит встречу Маши с императрицей в «Капитанской дочке», причем государыня предстанет именно такой, какой ее изобразил художник — несколько «домашней», снисходительной, величественно-покровительственной. В следующем году Владимир Лукич был удостоен звания академика.

В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую В Петербурге на Миллионной улице Боровиковскому. В ней художник и жил до конца своих дней.

Расцвет славы Боровиковского был недолог, но ярок. В 1802 году он назначен советником Академии Художеств. Владимир Боровиковский не был придворным художником как таковым, но при этом успешно вращался в придворных кругах и был востребован. Да что там, он был по-настоящему знаменит и моден. Круг моделей Боровиковского впечатляет: он писал великих княжон, дочерей Павла, Марию Фёдоровну, самого императора Павла I. Естественно, вслед за членами императорской фамилии позировать Боровиковскому поспешили придворные высокопоставленные особы, среди которых Лопухины, Гагарины, Куракины. Вот он, пик славы, все желают, чтобы их написал именно Боровиковский!

Живописец блистательно проявил себя в самых разных формах портрета. В его наследии мы встречаем и камерные, интимные работы, и миниатюры, и парадные, монументальные портреты. Причем очевидно, что это уже не полотна сентиментализма, портреты Владимира Лукича Боровиковского явно написаны в период смены эпох. В них чувствуется отпечаток зрелого классицизма, ампира.

При дворе особенно ценили парадные портреты. И в этой сфере Боровиковский безусловно преуспел: он писал таких государственных мужей как дипломат Александр Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, тюркский принц Муртаза Кули-Хан. Кстати, о житейском. За самый первый портрет Куракина художник получил 700 рублей. Для сравнения, профессорское жалование в те годы составляло 2000 рублей в год.

Не меньше ценились камерные, интимные женские портреты кисти Боровиковского. Это, конечно, в первую очередь знаменитый портрет Марии Лопухиной, а также изображения Елены Нарышкиной, Екатерины Арсеньевой, Ольги Филипповой, через которые художнику удалось удивительно тонко передать неуловимые, трепетные движения душевной жизни женщины. Женские интимные портреты объединяет нежное поэтическое чувство, отношение к женщине, как к Музе.

В 1802 году художника привлекли к оформлению Казанского собора в Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года. К сожалению, придворные интриги привели к тому, что при награждении Владимир Лукич Боровиковский оказался оттеснен даже не на второй, а на третий план. Все, что он получил за многолетнюю работу — это бриллиантовый перстень.

Это было начало конца. Успех покинул Боровиковского. Художник сохранил блестящее мастерство и легкость руки, но публика уже увлеклась новыми именами, наступал период расцвета славы Ореста Кипренского. Боровиковский отошел от двора, жил в уединении, разочаровался в портретной живописи и более не писал портреты.

Владимир Лукич так и не создал семью. В письмах родным в Украину он сообщал: «Вся моя семья — это кухарка и ученики». Ученики проживали в его квартире на Миллионной. Одним из учеников был художник Алексей Венецианов.

Живописец пытался отыскать отраду в мистицизме, увлекшись течением Екатерины Татариновой «Союз братства». А по некоторым данным — увлекшись в первую очередь ею самой. В 1819 году художник вступил в «Союз». Известно, что он безвозмездно написал для Татариновой множество картин на религиозную тему. Поначалу Владимир Лукич Боровиковский чувствовал вдохновение, ему казалось, что он отыскал свое место. Однако довольно скоро посещение общества перестало приносить ему радость. «Одно высокомерие, гордость и презрение», — с горечью констатировал живописец. Пытаясь преодолеть душевный разлад, художник пристрастился к алкоголю.

Состояния Владимир Лукич Боровиковский не скопил. Даже в те годы, когда деньги к нему шли легко, столь же легко он их раздавал. Он регулярно отправлял посылки родственникам в Миргород, а каждую субботу раздавал щедрую милостыню целой толпе бедных, которые собирались у его квартиры. После смерти у художника нашли четыре тысячи рублей. Это половина суммы, которая в лучшие годы была заплачена ему за один только портрет экзарха Антония.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

В. Л. Боровиковский, художник: картины, биография

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культуру этого времени, когда проливали слезы над «Бедной Лизой» Н. Карамзина, читали шутливую «Жизнь Званскую» Г. Державина, восторгались новым слогом, которым стал писать А. Пушкин.боровиковский художник

Детство и юность

Будущий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Весь клан Боровиковских служил в Миргородском полку. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Именно с икон начинал и сам Владимир. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Предводитель дворянства Киевской губернии, поэт XVIII в. В. Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.

Северная столица

Первые десять лет, по рекомендации, Владимир Лукич проведет в гостеприимном и шумном доме архитектора Н.А. Львова. В нем собирается культурный цвет столицы. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Все жадно впитывает Боровиковский. Художник берет уроки в мастерской И.Б. Лампи. Среди первых работ можно выделить портрет О.К. Филипповой.художник боровиковский картины Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Она не жеманничает. Не кокетничает, а просто спокойно и приветливо смотрит на зрителя большими миндалевидными глазами. Молодая женщина нежна и мечтательна.

Первые портреты

Непринужденно пишет Боровиковский. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Такова Е.Н. Арсеньева.в л боровиковский художник Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас, изображая собой пастушку. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Сияющую молодость написал Боровиковский. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности.

Лирическое произведение

В столице пробежало семь лет жизни, и перед нами – зрелый Боровиковский. Художник создает лирическую поэму. Нет, пожалуй, элегию Марии Ивановне Лопухиной, где молодая женщина и природа сольются в единое целое.художник боровиковский биография Ее поза совершенно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Гармония создается всем строем портрета – линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками, играет свет и тень. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В.Л. Боровиковский. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.

Мужской портрет

Екатерининский вельможа привлек живописца своим незаурядным умом. художник боровиковский владимир лукичДмитрий Прокофьевич Трощинский вышел из самой простой семьи писаря. Учился он в Киевской духовной академии, а в итоге стал статс-секретарем Екатерины Великой. Со всеми орденами и регалиями, овеянным славой суворовских походов, мужественным изобразил его художник. С большим реализмом написано его суровое и энергичное лицо.

Г. Р. Державин

Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Первый раз, когда поэт занимал государственные должности и был полон энергии, которой хватало и на работу губернатором в Карелии, и на поэтическое творчество. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Этот портрет представляется более интересным. В нем нет кабинетного антуража. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу.державин В парадном алом мундире с орденами св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Наступила осень жизни. И поэт с достоинством ее встречает, а вскоре он увидит своего юного преемника, который перевернет всю русскую словесность и обрадуется встрече с ним. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Достойная старость.

В своей мастерской

Уезжая из России, И.Б. Лампи, учитель Боровиковского, передает ему свою мастерскую. В ней художник будет жить и работать, покинув дом Львовых. Он выработал уже свою технику, которую до конца дней будет оттачивать, передавая свое мастерство ученикам. А самым любимым у него был А.Г. Венецианов, который увлечется работой в собственном имении и будет писать своих крестьян. Но это потом, позже.

Техника и приемы живописца

Художник Боровиковский Владимир Лукич за 38 лет работы создаст бесчисленное количество портретов. Он научился легко и прозрачно писать, выстраивать композицию. Но главное внимание он обращал на внутренний мир человека, на его личные неповторимые черты. Все служило только рамой для лица – и поза, и положение рук, и пейзаж. К особенностям его письма можно отнести особые переливы, перламутровость красок, которые соединялись у него с академической точностью рисунка.

На шестьдесят восьмом году жизни умер художник Боровиковский. Биография его наполнена неустанной работой, встречами с друзьями, которые зачастую были и его заказчиками. Не потому ли от его портретов исходит любовь и тепло.

fb.ru

Галерея картин известного русского художника

Портрет Боровиковского В.Л. работы И. С. Бугаевского-Благодатного (1825)Боровиковский Владимир 1825гБоровиковский Владимир Лукич - [24.7(4.8).1757, Миргород, - 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

pavlishak.ru

Боровиковский Владимир Лукич Картины биография Borovikovsky Vladimir

Боровиковский Владимир Лукич — русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.

Екатерина II на прогулке Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, Третьяковская галерея, Москва Поликарпов Александр Васильевич Портрет Александра Васильевича Поликарпова, 1796, Тверскаякартинная галерея, Тверь Мурза Кули-Хан Портрет Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, 1796,Третьяковская галерея Державин Гавриил Романович Портрет поэта Гавриила Державина, 1795, Третьяковская галерея

В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая — Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи.

Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Графиня Лопухина Мария Ивановна Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея Княгиня Темкина Елизавета Григорьевна Портрет княгини ЕлизаветыГригорьевны Темкиной, 1798, ГТГ Лизынька и Дашинька Лизынька и Дашинька, 1794, Третьяковская галерея Боровский Федор Артемьевич Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского, 1799, ГРМ Нарышкина Елена Александровна Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ Княжны Гагарины Анна и Варвара Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ

Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой — в Академии художеств.

Портрет Яковлева Портрет Н. М. Яковлева,1802, Русский музей Графиня Безбородко Анна Ивановна Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, 1803, ГРМ Женский портрет Женский портрет, 1805,художественный музей, Самара Князь Волконский Григорий Семенович Князь Григорий Семенович Волконский,1806, художественный музей, Тула Княгиня Долгорукая Маргарита Ивановна Портрет княгини Маргариты ИвановныДолгорукой, 1811, Третьяковская галерея Анна Луиза Жермен де Сталь Портрет писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, 1812, ГТГ

Занимался Боровиковский и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы церковного искусства художника: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса), "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина"," Антоний и Феодосий". По технике живописи Боровиковский имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким — это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, например Шебуева в Казанском соборе. Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях.

Державина Дарья Александровна Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ Архарова Екатерина Александровна Портрет Екатерины Александровны Архаровой, 1820, Третьяковская галерея Император Павел I в белом далматике Павел I в белом далматике, 1799,Третьяковская галерея Граф Толстой Петр Александрович Портрет графа Петра Александровича Толстого, 1799, ГМИИ, Москва Князь Куракин Александр Борисович Портрет князя Александра БорисовичаКуракина, 1802, Третьяковская галерея Арсеньева Екатерина Николаевна Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой, 1790-е, Русский музей

К сожалению, ни художник Лампи, ни живописец-портретист Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, то есть писал левой рукой. Число произведений Боровиковского должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Боровиковский Владимир Лукич умер в 1825 году в Петербурге. Статья Ф. Петрушевского из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Великая княжна Елена Павловна Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796, ГТГ Бог Отец Бог Отец, созерцающий мертвого Христа,1820-е, Третьяковская галерея Митрополит Амвросий Подобедов Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов, ГТГ Великая княжна Александра Павловна Великая княжна Александра Павловна, художественный музей, Иркутск Митрополит Михаил Десницкий Портрет митрополита Михаила Десницкого, 1820-е, ГТГ Святая Екатерина Святая Екатерина,1820-е, Русский музей Крестьянка Христинья Портрет торжковской крестьянки Христиньи, 1795, ГТГ Дети с барашком Дети с барашком, 1790,художественный музей, Рязань Граф Шереметев Николай Петрович Граф Николай Петрович Шереметев,1819, музей-усадьба Останкино

smallbay.ru

Картинные галереи и художники - Боровиковский В.Л.

BorovikovskyВладимир Лукич Боровиковский (1757–1825) родился в Миргороде в семье казака Луки Боровика. Его отец и два брата были иконописцами и первые уроки иконописи Владимиру дал именно отец.В 1774 г. Боровиковский поступает на воинскую службу в Миргородский казачий полк. Службу он совмещает с занятиями живописью и, по выходе в отставку в чине поручика, полностью посвящает себя своему увлечению.Около 1785 г. Боровиковский знакомится с поэтом и драматургом Василием Васильевичем Капнистом, который с 1784 был предводителем дворянства Миргородского уезда, а с 1785 г. – Киевским губернским предводителем.В 1787 г. во время подготовки визита Екатерины II Капнист поручил Боровиковскому оформление интерьера дворца в Кременчуге, предназначенному для приема императрицы. Екатерине II работа художника понравилась и она повелела Боровиковскому переехать в Петербург.Так, в 1788 г. художник оказался в Петербурге и поселился у архитектора, графика, поэта и переводчика Николая Александровича Львова. Возраст Боровиковского не позволял поступить в Императорскую Академию художеств и он стал учеником австрийского живописца Иоганна Баптиста Лампи (Johann Baptist von Lampi), который в это время работал в Петербурге. Кроме того, Львов познакомил Боровиковского со знаменитым портретистом Дмитрием Григорьевичем Левицким, оказавшим большое влияние на становление Владимира Лукича как живописца.В 1795 г. за картину «» художник был удостоен звания академика живописи, что в немалой степени способствовало популярности и востребованности портретиста Боровиковского.Наиболее заметными работами художника являются «», «», «», «».В 1803 г. живописец становится советником Императорской Академии художеств.Владимир Лукич Боровиковский умер 18 апреля 1825 г.В творческой копилке живописца около 500 портретов. Работы Владимира Лукича Боровиковского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музей, Государственном Эрмитаже, Киевском Национальном музее русского искусства, Национальном художественном музее Республики Беларусь.Картины Владимира Лукича Боровиковского редко появляются на аукционах и имеют высокую стоимость.В июне 2015 г. был продан на Sotheby's за 869 000 британских фунтов. В июне 2014 г. на Christie's купили три полотна художника:  за 5 012 793 долларов США, за 3 606 633 долларов США и за 1 008 585 долларов США

Галерея из 35 картин Владимира Лукича Боровиковского

gallart.by

Картины, описание картин — Боровиковский, Владимир Лукич

Опи сание картины Владимира Боровиковского: Портрет Лопухиной.

Безусловно, Владимир Лукич Боровиковский, очень талантливый и судя по его роботам, довольно таки усердный художник, ведь все его линий, контуры, и фактуры доведены до совершенства. Нет даже намека на незаконченную работу.Многие искусствоведы считают, что именно с портрета Лопухиной, в России началась эпоха портретистов. Что можно сказать глядя на эту картину? Самое первое, что мы видим и что собственно приходит в голову, так это, то, что этот образ завораживает.Многие говорят, что портрет Джоконды, который нарисовал великий Леонардо Да Винчи, имеет какие-то сходства между собой. Загадочная нераскрытая мистика, еле уловимая улыбка, глаза, будто не нарисованные, а впрямь, как живые и смотрят постоянно прямо на тебя. Юная красавица на портрете поражает своей непосредственно стью и таинственным очарованием.Художник максимально идеально раскрыл в этом портрете, все лучшие стороны девушки. Хочется отметить, что помимо некоторой интимности с какой-то стороны, в тот же самый момент художник сумел полностью раскрыть ее душу.Душу той, с кого писался этот портрет, и непосредственно «душу» самого портрета. Глядя на эту картину, вас охватывает водоворот противоположных чувств и эмоций, вполне возможно, что сначала вам может показаться, будто взгляд этой девушки зациклен на вас, и даже слегка аристократическ и высокомерен. Но уже через минуту, вам может показаться, что на самом деле ее взгляд, даже по детски наивен, чист и прозрачен.Не понятно, толи на самом деле это заслуга художника, в его непревзойденной работе с кистью, толи девушка обладала довольно выразительным и фактурным лицом. Но чуть позже становится ясным, что художник добился такого эффекта благодаря очень интересной технологии, он рисовал портрет в окружении предметов, которые могут охарактеризоват ь персонажа.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта