Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество. Сомов картины
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: КОНСТАНТИН СОМОВ
Продолжаем рубрику «забытые имена русских художников». Сегодня детально рассмотрим и полюбуемся творчеством гениальнейшего русского живописца 19-20 вв. — Константина Сомова.
У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями. Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.
Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один. Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году. Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:
Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:
29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.
Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).
Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.
Лучшие работы Константина Сомова
Арлекин и дама (Фейерверк). 1912
Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)
Арлекин и дама. 1921
Арлекин и смерть. 1907
Влюбленный Арлекин. 1912
Галантная сцена (В саду). 1918
Итальянская комедия. 1914
Ищем двух вьетнамцев)
Язычок Коломбины. 1915
…и вьетнамец в белом… в той же позе…)
Пьеро и дама. 1910
Маскарад. 1925
В лесу. 1914
Вечер. 1900-1902
Влюбленные. Вечер. 1910
Маскарад. 1930-е
Осмеянный поцелуй. 1908
Письмо (Таинственный посланец). 1896
Поцелуй. 1914
Праздник в окрестностях Венеции. 1930
Семейное счастье. 1898-1900
Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912
Спящая молодая женщина в парке. 1922
Спящая женщина в синем платье. 1903
Спящая молодая женщина. 1909
Две дамы в парке. 1919
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913
Лето. 1919
Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937
Боксёр 1933
Зима. Каток. 1915
Русский балет. 1930
Фейерверк. 1922
Пейзаж с радугой. 1915
Портрет С. В. Рахманинова. 1925
Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934
Автопортрет в зеркале. 1934
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
СОМОВ Константин Андреевич – Галерея произведений (110 изображений).
admin 23.06.2013 Галерея, Новости, Топ-20 3,815 Показы
Открыть доступК.А.СОМОВ
(1869 – 1939)
Один из самых изысканных мастеров объединения «Мир искусства», автор «галантных сцен», великолепных портретов и графических работ, в которых воскрешал блистательную эпоху 18 века.
Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге в семье историка искусств и хранителя Императорского Эрмитажа А.И.Сомова. Изобразительное искусство с детства вошло в жизнь будущего художника, он брал частные уроки, посещал вечерние воскресные классы Рисовальной школы.
Занимался в Академии художеств у В.П.Верещагина, П.П.Чистякова, посещал мастерскую И.Е.Репина. Многочисленные поездки по Европе и общение с друзьями-единомышленниками по кружку самообразования А.Н.Бенуа окончательно сформировали художественное мировоззрение и вкусы Константина Сомова.
С 1898 года — Константин Сомов один из учредителей журнала и выставок объединения «Мир искусства», член редакции и оформитель журнала. В 1914 году был удостоен звания академика. Живописец, график, иллюстратор и оформитель книг, работал также в мелкой пластике и декоративно-прикладном искусстве. В 1923 году покинул родину, проживал и умер во Франции.
Check Also
До 15.04.2014 в Аукционном доме «КабинетЪ», ЦДХ
cultobzor.ru
М.Кузмин и художник К.Сомов: poyeliku
Какой же гений налепитНа слово точный ярлык?Только слух наш в слове «трепет»Какой-то трепет ловить привык.Любовь сама вырастает,Как дитя, как милый цветок,И часто забываетПро маленький, мутный исток.Не следил ее перемены —И вдруг... о, боже мой,Совсем другие стены,Когда я пришел домой!Где бег коня без уздечки?Капризных бровей залом?Как от милой, детской печки,Веет родным теплом.Широки и спокойны струи,Как судоходный Дунай!Про те, про те поцелуиЛучше не вспоминай.Я солнце предпочитаюЗайчику мертвых зеркал,Как Саул, я нашел и знаюЦарство, что не искал!Спокойно ли? Ну да, спокойно.Тепло ли? Ну да, тепло.Мудрое сердце достойно,Верное сердце светло.Зачем же я весь холодею,Когда Вас увижу вдруг,И то, что выразить смею,—Лишь рожденный воздухом звук.
ЛЮБОВЬ ЭТОГО ЛЕТА
Где слог найду, чтоб описать прогулку,Шабли во льду, поджаренную булкуИ вишен спелых сладостный агат?Далек закат, и в море слышен гулкоПлеск тел, чей жар прохладе влаги рад,
Твой нежный взор лукавый и манящий, -Как милый вздор комедии звенящейИль Мариво капризное перо.Твой нос Пьеро и губ разрез пьянящийМне кружит ум, как "Свадьба Фигаро".
Дух мелочей, прелестных и воздушных,Любви ночей, то нежащих, то душных,Веселой легкости бездумного житья!Ах, верен я, далек чудес послушных,Твоим цветам, веселая земля! * * *
О, быть покинутым - какое счастье!Какой безмерный в прошлом виден свет -Так после лета - зимнее ненастье:Все помнишь солнце, хоть его уж нет.
Сухой цветок, любовных писем связка,Улыбка глаз, счастливых встречи две, -Пускай теперь в пути темно и вязко,Но ты весной бродил по мураве.
Ах, есть другой урок для сладострастья,Иной есть путь - пустынен и широк.О, быть покинутым - такое счастье!Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
В детстве Костя предпочитал играть в куклы, мастерить для них костюмы, дружить ему было проще всего с девочками.Образование он получил в частной гимназии К. И. Мая, где одновременно с ним учился Дмитрий Философов. С Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились.Портрет художника А. Н. Бенуа. 1895.По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая. Но прервалась и дружба подростков, обещавшая перерасти в нечто большее (ведь они оба оказались гомосексуалами). Из-за болезни Диму отправили в Италию, а Костю, которому естественные предметы давались довольно тяжело, отец забрал из гимназии. Сомов поступил в Академию художеств, где с 1894 по 1897 год учился под руководством Ильи Репина.
Портрет Д. Философова кисти Л. Бакста. 1897.Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906.
В феврале 1897 года, не окончив Академии, Сомов отправился в Париж и вернулся в Петербург только осенью 1899 года. К тому времени место друга в сердце Димы Философова давно было занято его энергичным кузеном из Перми - Сергеем Дягилевым. Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь - все-таки он увел у него друга и, может быть, любовника.
Но на Дягилева, с точки зрения творческой, ему было грех обижаться. Именно Дягилев, занявшись организацией художественных выставок, в 1898 году привез часть работ Сомова из Европы, где он учился, и представил публике.
Очень быстро, впитав в себя новые веяния европейской живописи, Константин Сомов стал вектором того направления в русскомизобразительном искусстве, которое задал открытый Дягилевым, Философовым, Бакстом и, собственно, самим Сомовым журнал "Мир искусства".
Портрет Льва Бакста. Вторая половина 1900-х. Серов В.А.Обложка "Мира искусства". № 17-18. 1900.
Самый заметный лидер "мироискусников", Сомов, создал новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный на стилизации и гротеске. В своих акварелях, картинах, а в особенности, гравюрах он показал особый вымышленный "мирок", населенный странными нереальными персонажами. И главное - он, вдохновленный стилистикой Обри Бердслея, открыл для России некогда абсолютно запретный жанр "ню". Чего стоили его откровенные работы для сборника классических эротических рассказов - "Книги маркизы" Франца фон Блея (1908) с силуэтами вздыбленных фаллосов. В полном "эротическом варианте" книга вышла только спустя 10 лет, в революционной России.
Как проходила жизнь Сомова? В основном на дачах под Петербургом и в Таврическом садике, где можно было выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста, чтобы тот хоть отчасти разнообразил привычный досуг с Вальтером Нувелем, который как раз и представил Сомову Михаила Кузмина...
На портрете работы Л.Бакста.
Роман с Кузминым был непродолжительным, но важным для Константина. Скрытный, не склонный к откровенности художник, как шутил Вячеслав Иванов, был Кузминым "развращен" и "лишен девственности".
Портрет М. А. Кузмина. 1909. Худ. Константин Сомов.
Константин Сомов. Автопортрет. 1909.
А что Кузмин? О, он давно мечтал познакомиться с Сомовым, надеясь, что тот когда-нибудь напишет его портрет.
Возможность личного знакомства представилась только осенью 1905 года, когда Кузмин входил в литературу со своей гомосексуальной повестью "Крылья". На Константина произвели впечатление и сама повесть, и облик ее автора. И он, как того хотел Кузмин, действительно напишет его портрет, но только спустя четыре года после первой встречи, когда известность Кузмина уже вполне состоится.
А пока Сомов находился под впечатлением "Крыльев" и с удовольствием форсировал творческое и личное сближение с Кузминым. Зимой 1905-1906 годов они встречались в основном на вечерах в доме у Ивановых, где проходили регулярные собрания "гафизистов" - Сомов, прекрасно разбиравшийся в истории костюма и в современной моде, выступал там в качестве "костюмера".
Портрет писателя и поэта В. И. Иванова. 1906. Худ. Константин Сомов.В это же время художник работал над портретом Вячеслава Иванова и не возражал против присутствия Кузмина. Но влюбленности поэта как бы не замечал - до тех пор, пока... не прочел об этом в дневнике самого Кузмина, который нашел "бодрящим", с "любовью к жизни, к телу, к плоти, никакого нытья". Как известно, дневник - его Кузмин вел в течение всей жизни - был своеобразной открытой книгой, которую поэт читал в узком кругу.
К весне отношения Кузмина и Сомова стали более близкими. Константин со своим сердечным другом Вальтером Нувелем бывает на квартире поэта - заезжают по несколько раз в неделю, обменивается книгами, обсуждают достоинства любовников и проституток из Таврического сада. Кузмин даже познакомил Сомова со своим любовником Павлом Масловым... Но их интимное сближение произошло ближе к осени. В любовных играх принимал участие и Павел Маслов.
Это эротическое напряжение будет сопутствовать общению двух гомосексуальных пар, Сомов - Нувель и Кузмин - Маслов, в течение, по меньшей мере, года. Потом они останутся друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине.
Ну, так что же... Они были слишком разные. Сомов - из шестисотлетних дворян, с неплохим семейным капиталом и собственным домом в Петербурге. И Кузмин - всегда, даже в самые лучшие для него времена, стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным столичным квартирам. Константина Сомова, довольно скрытного человека, который почти не вел дневников, не расточал елея и благодарностей, был скуп на комплименты - светские и интимные, невозможно представить на дружеской ноге с каким-нибудьпитерским сутенером, увлеченным банщиком или продавцом галантерейного магазина. Для Кузмина же все это было повседневной жизнью...
В течение пяти лет, пока выходит "Мир искусства", Сомов, если говорить современным языком, фактически выступает в качестве его арт-директора. Занимается всем - от подбора иллюстраций до рисования виньеток. Во многом Сомов стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок.
Влюбленные. Вечер. 1910 Худ. Константин Сомов.Жених на коленях перед своей возлюбленной. 1913 Худ. Константин Сомов.
В живописи он разработал два основных направления: портрет и стилизованный под XVIII век галантный пейзаж. Это был реконструированный мир рококо, костюмированных балов, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток, изящных "мушек", дорогих шелков и фижм. Этот мир, выплывающий из тумана, потребовал особой техники: полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа вообще называл Сомова "создателем идиллического стиля минувшей жизни".
Спящая молодая женщина. 1922.
Константин Сомов (1869-1939). Русская пастораль. 1922.
Такой тихой идиллии он, скорее всего, хотел и в личной жизни. Почти образцово-показательным может считаться брак Константина с Мифеттой, с Мифом... - 17-летней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932). 22 года неразлучной жизни, без размолвок и почти без измен.
Портрет М. Лукьянова. 1918. Худ. Константин Сомов.В 1918 году, в разгар революции, Сомов напишет портрет своего Мифа. На улице стреляли и ниспровергали старый мир, а Сомов рисовал Лукьянова в домашнем халате, удобно устроившегося на диване, с выражением спокойного удовольствия на лице.
Так незаметно прошла для Сомова революция. В 1922-м Миф уехал в Париж, а Константин едва успел вырваться из-под крепнувшего уже нового красного гнета - в 1923 году он отправился сопровождать американскую выставку петербургских художников. В Россию не вернулся, а, вкусив парижской дороговизны, поехал Нормандию, где Миф купил ферму и занялся разведением скота.
Худ. Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1928.С начала 1930-х Мефодий медленно увядал от чахотки. Сомов проводил недели у его постели: тут же работал и... плакал. Дневники его никогда не были столь откровенными: "...я так часто был гадким, жестоким... все его (Мифа) вины - маленькие, ничего не значащие... у меня просто придирчивый нрав... меня никто так не любил, как он... теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше".
Это действительно была настоящая любовь, которая приходит к человеку, когда он уже вкусил достаточно случайного удовольствия и теперь находит прелесть в долгой и тихой привязанности и понимании. Удивительно, что такое правильное и доступное, как заблуждаются многие, только гетеросексуалам постижение любви пришло и к Философову (с Мережковским и Гиппиус), и к Дягилеву, и к Сомову - ко всей той троице, что в 1905 году, бравируя своей элегантностью, отправлялась в Таврический затем, чтобы снять очередную, уже использованную приятелем проститутку.
Сомов на семь лет пережил своего "сына, брата, мужа" Мифа. На склоне лет у него было новое увлечение - натурщик и боксер Борис Снежковский. Но в этой привязанности не было ничего плотского, только легкий флер гомоэротизма. Сомов стал для Снежковского, с которым познакомился, работая над рисунками к древнегреческой истории о влюбленных "Дафнис и Хлоя", своеобразным наставником и учителем.
Иллюстрация к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930. Худ. Константин Сомов.
Сразу же после выставки, организованной Лукьяновым, и переезда в Париж у Константина Андреевича появился новый юноша-натурщик, конечно, из русских - Борис Снежковский. Он был привлечен для создания серии рисунков к повести древнегреческого автора Лонга "Дафнис и Хлоя" - о неопытных влюбленных.
Пастух и пастушка, Дафнис и Хлоя, были воспитаны в неведении и совершенно не представляли себе, для чего у людей детородные органы и как они действуют в любви. Влюбившись друг в друга и терзаемы любовным томлением, они обменивались нежными и страстными ласками, но не знали, как утолить свою страсть, пока, после их долгих мук и метаний, опытная женщина не обучила Дафниса. Для издания этой эротической повести Сомову были заказаны иллюстрации, и он искал натуру.
Тема эта давно интересовала Сомова. Еще в 1920 г., на исходе Гражданской войны, в январе, он записывает в дневник: "Долго не мог заснуть и думал о ... картинах, в моем воображении показавшихся мне прекрасными". Среди них - "Дафнис, Хлоя и Пан":
"Дафнис склонился к Хлое, виден его затылок и его подбородок и рот, она полулежит у него на коленях. Пан около них анфас, но они его не видят..." (КАС: 195).
Теперь, когда осенью 1929 г. Сомов получил заказ, он сообщает сестре: "Эта работа очень интересная для меня, но трудная, надо уметь хорошо рисовать голеньких, а я не умею". В декабре он сообщает, что "стал рисовать этюды и наброски с голого тела. Пока нашел одного русского, очень хорошо позирующего и хорошо, но слишком атлетично для Дафниса сложенного, и подговорил его на 10 сеансов". Теперь ищет девушку. "А мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным. Так заинтересовался своим позированием и моей целью, что попросил меня дать ему прочесть роман Лонгуса...".
Иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". 1930. Худ. Константин Сомов.
Художник стал с тех пор называть его Дафнисом. Книга вышла в 1931 г., а Борис стал другом художника и с 1932 года заменил ему в эмоциональном плане умершего Мифа. Художник сдружился и с родителями Бориса, ездил с ними в Гранвилье. Он сделал с Бориса не только серию эскизов для Дафниса, но и целый ряд портретов в течение 30-х годов, в том числе известный портрет обнаженного атлета с боксерскими перчатками. В 1933 г. начал серию акварелей-миниатюр на тему "Мужская натура на манер Буше"."У меня множество набросков с натуры "ню", большей частью с Дафниса... Может быть, эта серия будет из 10 - 12 номеров. Будет забавный, хотя инесколько скандальный ансамбль" (КАС: 410-402). Дружба продолжалась до самой смерти Сомова в 1939 г. Он умер внезапно и скоропостижно в возрасте 70 лет, до начала Второй мировой войны. Судьба избавила его от новой серии передряг.
Был ли Борис его любовником, неизвестно. Скорее всего, не был. Нам неизвестна его сексуальная ориентация, да и вряд ли его мог телесно привлечь старик-художник. Для старика же, с трудностями при ходьбе (он страдал от атеросклероза), уже вряд ли были заманчивы сексуальные авантюры, но вкусы его не могли измениться, и, несомненно, ему просто доставляло удовольствие часто любоваться нагим телом превосходного атлета и всегда любоваться созданными им самим изображениями, в которых оно запечатлено навечно. В психологической литературе отмечалось, что для сексуального человека в подсознании рисование эрогенных зон равносильно трепетному касанию и ласке, так что оно должно было доставлять художнику утонченное наслаждение. Для человека, приверженного однополой любви и знавшего в своей молодости любовные приключения, а в зрелом возрасте всепоглощающую любовь, неплохой закат.
Сон. 1938. Худ. Константин Сомов.
Боксер Борис Снежковский. 1933. Худ. Константин Сомов.
Константин Сомов (1869-1939). Лежащий мужчина. 1936 г.
Обнаженные. 1938. Худ. Константин Сомов.
Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937 Худ. Константин Сомов.
Летнее утро. 1932 Худ. Константин Сомов.
Сомов Константин (1869-1939). Купальщицы на солнце. 1930.
Константин Сомов (1869-1939). Правильное отражение. Акварель, 1930 г.
Константин Сомов (1869-1939). На пляже. Карандаш, акварель и гуашь. 1932.
Константин Сомов (1869-1939). Купальщики. 1934.
Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Игрок на мандолине и его аудитория. 1936.
Константин Сомов (1869-1939). Любовники. Карандаш акварель и гуашь. 1931.
Константин Сомов (1869-1939). Любовники Карандаш, акварель. 1933.
Константин Сомов (1869-1939). Интимный момент. 1933.
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934 Константин Сомов (1869-1939).
Константин Сомов (1869-1939). Дремота. Карандаш, акварель на бумаге "Бристоль", 1933.
Cauchemar de la fiеvre brulante. 1937 Konstantin Somov. Private collection.
К тому же после шестидесяти Сомов неожиданно увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, вроде "Обнаженных в зеркале у окна" (1934), которые хорошо продавались и мгновенно разошлись по частным парижским коллекциям. Борис с удовольствием ему позировал. В конце 1930-х Сомов создал целую серию портретов обнаженного боксера...
Константин Сомов был из тех гомосексуалов, которые, в отличие, например, от Кузмина, не слишком злоупотребляли гомосексуальностью для своего творчества. В работах Сомова широко представлены все виды эротизма. Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр. Это была игра- "усталая порочность не всерьез", как выражались критики.
Декаданс требовал раскрепощения во всем. Но на суровой русской почве любая эротика покажется обывателю порнографией, как это и произошло, например, с "Крыльями" Кузмина. Зато шутовская, скоморошеская, наконец, "скурильная", как любят говорить применительно к Сомову, эротика была с легкостью принята эстетикой модерна и русским искусством.
Константин Сомов (1869-1939). Отдых путника. 1939.
http://gallerix.ru/album/Somovhttp://otkritka-reprodukzija.blogsp...869-1939-8.htmlhttp://www.gay.ru/people/star/russi...y-mudrosti.html
http://az.gay.ru/articles/bookparts/somov_8.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE...%E5%E5%E2%E8%F7
poyeliku.livejournal.com
Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество
Когда вдруг непроизвольно в памяти всплывает художник Сомов, то также рядом появляется поэтический портрет печальной девушки. Для автора статьи он – визитная карточка живописца. С него и начнем обзор.
Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой
Позже, когда портрет окажется в ГТГ, его коротко назовут «Дама в голубом». К этому времени, когда писался портрет, то есть в 1897-1900 годы, живописец нашел свой собственный путь в искусстве и был уверен в своих силах. В этом поэтическом облике создается новый образ совершенной женственности, ее вершины, которая никак не совмещена с серой повседневностью или будничной суетой.
На первом плане условного парка около пышно разросшегося кустарника с тронутыми увяданием листьями стоит молодая женщина в старинных кружевах сильно декольтированного платья из поблекшего голубого муара. Она одухотворена неведомой нам трагедией, которая ее надломила. Ее рука с томиком стихов бессильно опущена. Левая рука женщины беспомощно поднесена к груди. Она одинока и тоскует. «Дама в голубом» хрупка, бледна и худощава. Болезненный румянец покрывает ее щеки. Несмотря на стилизацию костюма, она воспринимается как современный человек, у которого духовный мир сложен. Фигура модели с тонкой шеей, покатыми плечами приобретает особое изящество на фоне сгустившегося вечера и бегущих по небу сероватых облаков. Откуда в ней такая щемящая тоска, глубокая грусть в глазах, скорбь в нежных неулыбчивых губах? Будущая художница Мартынова была всем знакома как веселый и жизнерадостный человек. Художник Сомов смог увидеть за внешним внутреннее. Через четыре года после написания портрета Елизавета Михайловна умрет от туберкулеза.
Замечательно передана утонченность модели живописными средствами: тончайшие красочные нюансы появляются благодаря лессировке, прозрачны голубоватые тени, которые ложатся на лицо и открытые плечи.
Жанровая сцена на дальнем плане и плотный кустарник еще сильнее отгораживают «Прекрасную Даму» от мира.
Молодость живописца
Мы кратко очертим его жизненный путь. Сомов Константин Андреевич (1869-1939) родился в Санкт-Петербурге в семье хранителя Эрмитажа, Ивана Андреевича и Надежды Константиновны Сомовых. Его матушка была образованным человеком и прекрасным музыкантом. В творческой среде подрастало два сына: Владимир и Константин - и дочь Анна. К. Сомов учился в гимназии К. Мая, где основой была доброжелательная атмосфера. Он не окончил это учебное заведение, так как ему никак не давались естественные предметы. В гимназии он познакомился с В. Нувелем, Д. Философовым, А. Бенуа. Последний всячески поддерживал расцветающий талант и помог неуверенному в себе юному Сомову поверить в себя.
Становление художника
Четыре года будущий русский живописец постигал основы рисунка и цвета в Академии, а затем продолжил занятия у И. Е. Репина. Его не удовлетворяли изображения передвижников, так как на сломе эпох он не видел в них ничего нового: все те же демократизм и социальное просветительство. Действительность отталкивала его. Сомов погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, в томные гавоты и менуэты, мемуары, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы, на страницах которых он находил характерные визуальные приметы поз, походок, жестов, костюмов, причесок. Не копиистом хотел стать художник. Этот художественный язык мог раскрыть душу современного человека. Тот период времени никак нельзя назвать пуританским. Пример помещен выше: «Силуэт. Поцелуй», который чуть в другом исполнении войдет позже в «Книгу маркизы».
Париж конца XIX столетия
В течение 97-98 годов художник Сомов жил и учился в Париже. Он увлекся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов: О. Бердслея и Д. Уитлера. Это был эстет до кончиков ногтей. Вместе с Бенуа он у букинистов разыскивал старинные картинки, на которых изображались нелепости и курьезы. Он, как и все символисты, опасался показаться смешным со своими дамами и кавалерами, Арлекинами, Коломбинами, Пьеро и прикрывался маской иронии.
Возвращение в Россию
В 1899 году К. Сомов вернулся сформировавшимся художником в Петербург и завершил описанный выше портрет Е. М. Мартыновой. Продолжая тему женственности, Константин Сомов картины наполняет эротикой: «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая женщина в синем платье», «Волшебница», «Коломбина». Он не оставляет места жеманству и притворству, а демонстрирует не лучшие, а роковые качества женщины, их ложную и губительную стороны. Перефразируя критика его времени, можно сказать, что художник Сомов из Мадонны сотворил Еву-соблазнительницу.
Гармония в творчестве
Пейзажи, написанные с натуры, – всегда полная противоположность его условным маскарадным и кукольным героям. Он ищет и переносит на полотно все самое хрупкое и неуловимое: призрачный свет белых ночей, блики солнца на нежной траве. Так появился в 1919 году шедевр, который написал Константин Сомов, – «Радуга». Этот год страшен для страны, а пейзаж безмятежен, наполнен покоем и лучезарным светом. После грозы солнце выглянуло из-за туч, все залило своими лучами, и появилась радуга. Ею любуются женщины под зонтиками: с берез при малейшем дуновении ветра еще льются капли дождя. Белизна стволов, ажурная вязь листвы и листьев, яркая свежая зелень молодой травы, промытой дождем, приволье и мелкие кустики очаровывают зрителя.
Галантные сцены
Театрализованное полотно, которое написал Константин Сомов, – «Арлекин и дама», вводит нас в полный условностей мирок, где чувства прячутся за маской. Да есть ли они? Не игра ли это все в любовь? Мимолетное увлечение, кокетство, когда надо влюбляться легко и красиво, не затрагивая глубин души, сегодня в одну, а завтра – в другую. Дама и кавалер прогуливаются в глубине аллеи, но на первый план выходят их двойники – Арлекин и Коломбина, которые – всего лишь картонные куклы. Художник использует гуашь и акварель, то насыщая цветом картину, то виртуозно делая ее прозрачной. Она наполняется волшебством и едкой иронией над жеманными манерами. Изысканна театральная декорация, которая окружает героев: свисающие ветки создают арку, в ночи сверкают фантастические огни фейерверков. Рядом с Арлекином, который открыл лицо, сняв маску, стоит корзина с искусственными цветами. Все произведение в целом очень эффектно благодаря контрастной цветовой гамме, игре огней, изысканности туалетов.
Нетрадиционная ориентация
Теперь этим никого не удивишь. Но мы не будем углубляться в пикантные подробности жизни художника. Скажем лишь только, что в его жизни были и увлечения, и сильная страстная любовь к Мефодию Георгиевичу Лукьянову, который потом заболел и медленно умирал от туберкулеза. Он скончался в Париже в 32-м году. Одним из увлечений был Михаил Кузьмин. Он к моменту знакомства с Сомовым дебютировал со скандальной повестью «Крылья». В отличие от К. Сомова, Кузьмин был неразборчив в связях. Он хотел, чтобы художник написал его портрет. Портрет был написан в 1909 году. Это – очередная застывшая и несколько надменная маска. Лицо неестественно белое. Оно создает контраст с ярким алым галстуком. М. Волошин увидел в его глазах печаль веков, а А. Блок – анахронизм.
После революции
В 1918 году вышло полное издание с эротическими рисунками, которые сделал Константин Сомов, – «Книга маркизы». Иллюстрации к ней очень напоминают Обри Бердслея, только в цвете. Впервые эта книга увидела свет в 1907 году на немецком языке. Расширенная и дополненная, она вышла во Франции в 18-м году, а наиболее полное последнее издание появилось в России. В ней фрагменты из литературных произведений разных авторов «галантного века» были снабжены иллюстрациями, которые сделал русский живописец. Она мгновенно разошлась и сделалась редким раритетным изданием. Поскольку мы не в Индии, где лингамы встречаются на каждом шагу, то приведем одну из наиболее скромных иллюстраций. Сомов Константин Андреевич работал, гравируя металл, а затем раскрашивал рисунок акварелью. Тонкий вкус Сомова уберег его от порнографии. Очаровательное бесстыдство, фривольность и напряженная чувственность – это все присутствует в книге. Простое перечисление некоторых названий дает понятие о характере рисунков: «Поцелуй», «Настойчивый влюбленный», «Альков». Художник не является прямым иллюстратором текста. Своими рисунками он опередил книгу «Любовник леди Чаттерлей», которая со скандалом вышла в 28-м году.
Автопортрет
Художник часто рисовал себя в разные годы жизни. Но на любом он – денди. Одежда его изысканна, колорит сдержан. В молодые и в поздние годы художник внимательно, холодно и отстраненно всматривается в себя. Интересно его произведение 1934 года, где главную часть на переднем плане занимает натюрморт. Перед нами – туалетный столик. В низкой хрустальной вазе стоит увядающая роза. Так сразу появляется ассоциация с закатом жизни. Ему 65 лет. Рядом лежат элегантные галстуки-бабочки, щетка для одежды, стоит несколько хрустальных флаконов с дорогими одеколонами, которые частично использованы. В глубине стоит зеркало, на которое не падает свет. Именно в нем зритель видит часть лица с посеребренными сединой волосами. Взгляд строгий и намеренно затемнен. Все детали отобраны с предельной тщательностью.
Эмиграция
В 23-м году К. Сомов выехал в США на выставку. Америка не понравилась мастеру, но и в Россию он возвращаться не захотел. В 25-м году он переехал в Париж, где по-прежнему продолжал работать. Он любил и знал этот город. Тягостной ностальгии, по-видимому, не испытывал. Его, как и всех, беспокоила надвигающаяся война, а кроме того, прогрессировала болезнь ног. Но творческая жизнь была оживлена открытием секретов старых мастеров. Живописец успешно работал над натюрмортами. Он внезапно умер в 39-м году накануне войны. Константин Сомов, биография которого в целом сложилась из творческих поисков, был надолго забыт. Его заново открыли в конце XX столетия.
Интересные факты
- Две картины К. Сомова побили на аукционах все рекорды стоимости. В 2006 году «Русская пастораль» (1922 год) ушла за два млн четыреста тыс. €, а через год «Радуга» была куплена за три млн семьсот тыс. €.
- Е. Мартынова («Дама в голубом») умоляла К. Сомова никому не продавать ее портрет. Она не хотела, чтобы любой и каждый мог проникнуть в ее душу. Е. Мартынова просила даже просто сжечь его. Все-таки портрет был продан в ГТГ.
fb.ru
Константин Андреевич Сомов - Биография художника, известные произведения, выставки
Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей объединения «Мир искусства» и одноименного журнала.
Особенности творчества художника Константина Сомова: Константин Сомов известен многочисленными портретными работами, а также картинами и рисунками, изображающими жанровые сценки, воскрешающие жеманный мир придворных балов и маскарадов «галантного» XVIII столетия. Акварельные работы художника лучше всего демонстрируют его тонкое мастерство.
Самые известные картины и работы Константина Сомова: «Радуга», «Дама в голубом», портрет Сергея Рахманинова, иллюстрации к куртуазному сборнику «Книга Маркизы».
Детство и юность в отеческом домеКонстантин Андреевич Сомов родился в 1869 году в именитой дворянской семье. Отец художника преподавал физику и математику, перевел на русский язык сочинения Галилея «Разговоры и доказательства относительно законов движения», позже работал в Эрмитаже.
Мать Константина Сомова, Надежда Константиновна, происходила из дворянского рода Лобановых. Женившись на ней, Андрей Иванович Сомов получил не только приданое в виде четырехэтажного особняка на Екатерингофском проспекте, но и добрую и образованную жену, веселую хохотушку, не чуждую искусствам — Надежда замечательно играла на пианино и пела. У Сомовых родилось трое детей: Александр (1867), Константин (1869) и Анна (1873). Семья, в которой царили добрые старинные обычаи, почитала живопись и театр, литературу и музыку.
Любовь к искусству у всех детей Сомовых стала неотъемлемой частью воспитания, к которой добавлялось общение с известными художниками и искусствоведами, часто бывавшими в доме. Андрей Иванович был страстным коллекционером: стены в доме Сомовых были увешаны картинами и рисунками. 22 года он проработал старшим хранителем Императорского Эрмитажа, положил начало новому этапу в истории русского искусствознания. Константин и Анна получили начальное музыкальное и рисовальное домашнее образование, и даже были серьезно увлечены идеей сделать певческую карьеру.
Начало художественной карьерыНе имея за плечами завершенного гимназического образования (из престижной петербургской школы Карла Мая Константина забрал отец — мол, сыну не даются естественные науки), — в 1888 году Сомов поступил в петербургскую Академию художеств. А в 1894 году он уже ученик мастерской Ильи Репина.В 1895-м Сомов принимает участие в первой знаковой для него выставке, организованной Обществом русских акварелистов — «Blanc et Noir» («Белое и черное»). Его рисунки углем, подкрашенные акварелью, были настолько хороши, что Бенуа «…тут же заставил Сережу Дягилева приобрести два из этих этюдов, представлявших плодовый сад в поздние сумерки. С этого момента Костя приобретает у нас значение настоящего художника, только с этого момента мы все, а я в особенности, начинаем ждать от него чего-то замечательного».
Потом был Париж — куда же без Парижа! Здесь в 1897−98 годах Константин Сомов учился в Академии Коларосси, где испытал большое влияние графики западного модерна и живописи французского рококо. Вернувшись в родной Санкт-Петербург, художник погрузился в кипучую художественную жизнь столицы. Именно тогда его увлекла изящная скульптурная пластика фарфора, который он любил, понимал и много лет коллекционировал. Несколько лет спустя по его моделям на Императорском фарфоровом заводе отливают несколько фарфоровых статуэток, в том числе знаменитую «Даму, снимающую маску» (1906).
«Мир искусства»В 1898 году Сомов становится одним из учредителей художественного объединения «Мир искусства». Он делает первый шаг в иллюстрации, приняв участие в конкурсе на оформление обложки журнала «Мир искусства». Художник работает много и плодотворно, создавая рисунки для книг. На его счету — «Граф Нулин» Пушкина (1899), повести Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Сомов трудится над оформлением журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России». В 1903 году в Санкт-Петербурге проходит его первая персональная выставка, на которой Сомов представил 162 работы; позже большую часть этой экспозиции показали в Берлине и Гамбурге.
«Книга Маркизы»Одной из наиболее известных работ Константина Сомова стали эротические иллюстрации к куртуазному сборнику «Книга Маркизы». В этом сборнике, идея создания которого принадлежит австрийскому эссеисту и критику Францу Блею, собрана антология французской эротической литературы 18 века: Вольтер, Казанова, Шенье, Парни — всего около полусотни авторов. Иллюстрации для «Книги Маркизы» Блей заказал Константину Сомову. Первый раз книга была напечатана на немецком языке в издательстве «Hans Von Veber» в 1907 году, позже неоднократно переиздавалась — в частности, в 1918 году в Санкт-Петербурге.
Известный библиофил и художественный критик Эрих Голлербах писал о «Книге Маркизы» так: «Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью. В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, „как вещь“. […] В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она, по праву, может занять одно из первых мест».
Сам же Сомов, казалось, не особенно любил иллюстрации к «Книге Маркизы». В его дневнике часто встречаются такие фразы: «она мне надоела, эта графика, в которой я так неловок» и «продажная, несерьезная вещь».
Революция и отъезд в ПарижРеволюцию 1917 года Константин Сомов не принял, хотя в 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, а годом позже провел в Третьяковской галерее большую выставку по случаю своего 50-летия.
После свержения царя Николая II Сомов записал в дневнике: «За два дня столько событий. Николай свержен, у нас будет республика. Голова идет кругом. Я так боялся, что останется династия. Видел, как везде сбивали с вывесок царские гербы. Сегодня утром звонил к Бенуа, советуя ему взять сразу власть в руки в области искусства. Он мне сообщил, то уже что-то зачали Рерих, Гржебин, Петров-Водкин при содействии Горького… Лучше мне не мешаться и жить по-старому, как я жил».
ЭмиграцияВ 1923 году Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки», которую успешно провел в 1924 году. В Россию Константин Сомов не вернулся. В январе 1928 года он покупает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. Во Франции художник много и плодотворно работает — пишет портреты, пейзажи, в 1927 году пробует себя в миниатюре и создает серию акварельных работ, участвует в выставках за рубежом.
Дневники Константина СомоваВсю жизнь Константин Сомов вел дневники, описывая в них свою работу над картинами и рисунками, заказчиков, собственное отношение к выполняемым работам, визиты к друзьям и сердечные переживания. Помимо того, что дневники Сомова являются его достоверным каталогом-резоне, это еще и глубоко личный рассказ об отношениях с возлюбленными художника — весьма эротичный и эмоциональный.
Первый том «Дневников» Сомова вышел в свет в 2017 году; предполагается, что будет издано порядка 8 томов. Историк-искусствовед Павел Голубев, который на протяжении десяти лет занимался расшифровкой и восстановлением текстов Сомова, отмечал: «…сексуальность Сомова нашла выражение в его искусстве. Без осознания того факта, что Сомов был гомосексуалом, без понимания того, какую роль чувственность играла в его повседневности, мы не поймем специфики его художественного творчества».
Личная жизнь Константина Сомова: мужчиныОтсчет романов Константина Сомова стартовал еще со времен учебы в школе Мая — тогда его нежная привязанность к однокашнику Дмитрию Философову, возможно, и были истинной причиной того, что отец забрал его из гимназии. Будучи одним из учредителей «Мира искусства», Константин Сомов часто сталкивался со своим школьным увлечением. Чувства так и не вспыхнули вновь — сердце Философова было занято его двоюродным братом, Сергеем Дягилевым. «Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь» — писал Игорь Кон. На рубеже веков интим для Сомова был, пожалуй, только развлечением; разгульный декаданс, царивший в обществе, способствовал его наклонностям. Еще одним близким другом Сомова был Вальтер Нувель. Организатор музыкальных вечеров и мероприятий «Мира искусства», член редакции журнала общества, Нувель практически весь свой досуг проводил с Сомовым. Однако дорогу Сомову опять «перебежал» Сергей Дягилев, и Нувель, дабы посластить горькое расставание, познакомил Сомова с поэтом Михаилом Кузминым. Позже случился роман с 31-летним танцовщиком-любителем Николаем Позняковым, которого художник увлеченно рисовал: до нас дошло пять его портретов, выполненных в разных техниках.
Сердечный друг. МифВ сентябре 1910 года Константин Сомов познакомился с юным натурщиком, Мефодием Лукьяновым. Мефодию — или Мифу, как его называли друзья — в ту пору исполнилось 18 лет. Миф был для Сомова не только другом и помощником — со временем он стал его «сыном, братом и мужем» и поселился в доме Сомовых. Короткий роман Сомова с Вальполем — британским писателем Хью Уолполом, который в 1916−17 годах также жил в доме Сомовых, — не разрушил, а еще более укрепил отношения Сомова и Мифа.
После революции Лукьянов эмигрировал первым; в 1922 году он узнал, что болен туберкулезом, и правдами и неправдами уехал в Париж, к тамошним докторам. Сомов и Лукьянов вновь встретились три года спустя. К тому времени Миф купил ферму в нормандском местечке Гранвилье, занимался разведением и продажей кур, уток и кроликов. Живописные пейзажи, свежий воздух, тишина и несложная работа продлили жизнь Мефодия. Сомов часто наезжал к нему в гости из Парижа; их жизнь была семейной, неспешной и уютной.
Однако весной 1931 года туберкулез начал брать свое: у Мифа начались обострения, он слег. В феврале 1932 года Сомов писал своей сестре Анне Михайловой: «За эти тревожные дни я так много передумал о Мефодии, о том, что я часто был очень гадким, жестоким. Что все его вины — маленькие, ничего не значащие и что у меня просто придирчивый нрав. Что меня никто так не любил, как он». И месяц спустя: «Вчера, лежа на тюфяке, на полу у его постели, я пытался мысленно молиться — это я! вроде: Боже, если ты существуешь и печешься о людях, докажи, спаси мне Мефодия и я поверю в тебя! Но … это слабость моя! Разум, логика, видимость — все против существования бога милостивого и умолимого…»
Последними словами Мифа, обращенным к Сомову, были «Костя… до свиданья».
Душеприказчик. Михаил БрайкевичОдним из больших поклонников таланта Константина Сомова был Михаил Васильевич Брайкевич. Выпускник Института путей сообщения, талантливый инженер, Брайкевич работал на многих императорских стройках. Он жил в Одессе и был уважаемым и известным человеком. В 1911 году женился на дочери Андрея Андреевича Бунге, председателя правления Русско-Бельгийского металлургического общества, и возглавил одесский филиал компании. В 1917 году Брайкевича назначили городским головой; под его руководством Одесса пережила тяжелые годы Революции и гражданской войны.
А еще Брайкевич был страстным почитателем работ русских художников, «мирискусников». Увлеченный коллекционер, вице-президент Одесского общества изящных искусств, он всегда заявлял, что покупает картины не только для себя лично, но для того, чтобы создать собрание, предназначенное в дар Одессе. В 1920 году, собираясь в эмиграцию, Брайкевич оставил более ста картин Новороссийскому университету.Сегодня они составляют часть собрания Одесского художественного музея. Здесь есть и своя «Радуга» наряду с пленительными «галантными сценками» и пейзажными работами, созданными художником в начале прошлого века, а также портретами самого Михаила Брайкевича и его дочери Татьяны. Последние были подарены музею сестрой Татьяны — Ксенией Филдинг-Кларк — в 1976 году.
Как писал Михаил Брайкевич в воспоминаниях о Сомове, «…дружба наша началась в далекие довоенные годы, крепла с годами и ни разу не нарушилась размолвкой… Я помню, с каким волнующим нетерпением я ждал, когда Сомов уходил из своей петербургской гостиной в соседнюю туалетную комнату, где он хранил для себя посвященные природе этюды ранней молодости, часто потому, что они ему самому пришлись особенно по сердцу, для того, чтобы отобрать две, три вещи для меня. И какие это были сокровища! Сомов, с не меньшим правом, чем Серов и Левитан, может считаться тонким поэтом русского пейзажа».
Переселившись в Лондон, Брайкевич не оставлял своих пристрастий и начал собирать новую коллекцию работ художников «Мира искусства». В 1931 году он приехал к Сомову в Париж, где купил несколько работ, а также заказал художнику портрет дочери Татьяны.
О коллекциях Брайкевича, в том числе о той, что досталась Ашмолианскому музею при Оксфордском университете — читайте в специальной публикации Артхива.
Последние годы жизни Париж стал домом Константина Сомова до самой его кончины в 1939 году; он умер на руках своего друга, Михаила Васильевича Брайкевича и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Брайкевич оплатил бессрочное пользование землей для могилы друга, а также стал душеприказчиком Константина Андреевича.
Рекорды продаж картинВ 2006 и 2007 годах работы Константина Сомова поставили рекорды на торгах русского искусства Christie’s в Лондоне: картина «Русская пастораль» (1922) была продана за рекордную тогда для работ художника сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. Годом позже еще одна работа Сомова — «Радуга» — ушла с молотка за 3 миллиона 716 тысяч фунтов при стартовой цене 400 тысяч фунтов.
artchive.ru
"Мир искусства" и Константин Сомов
Автопортрет (1898)Константин Андреевич Сомов, – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки.Родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
Отдых на прогулке 1896 г.
Портрет Н.Ф.Обер 1896 г.Дама у пруда 1896 г.Две дамы на террасе 1896 г.
Прогулка зимой 1896 г.
Вечерняя прогулка верхом 1897 г.
Пейзаж с беседкой 1897 г.В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.
Афиша выставки русских и финляндских художников 1897 г.Наталья Павловна 1899 г.
В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой 1897-1900 г.г.Учащиеся петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувель, Д. Философов и К. Сомов объединились для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.
В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.
Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.
Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.Волшебство 1900-1902 г.г.
Эхо прошедшего времени 1903 г.
Дама в розовом 1903 г.
Поцелуй 1904 г.
Сугубо реальны своей интеллектуальной энергией созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.Портрет А.А.Блока 1907 г.Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.
Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект 1901 г.
Экслибрис А.Н.Бенуа 1902 г.Экслибрис С.П.Зенгер 1902 г.Обнаженный среди цветов 1903 г.
Гёте, муза и Амур 1906 г.Дама с собачкой 1906 г.Поцелуй (Силуэт) 1906 г.
Книга маркизы. Иллюстрация Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде 1909 г.
Влюбленный Арлекин 1912 г.Язычок Коломбины 1915 г.Юноша на коленях перед дамой. 1916 г.Синяя птица 1918 г.Ночное свидание
Маскарад
В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.Купальщицы на солнце 1930 г.
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя 1 1930 г.Портрет Бориса Снежковского 1933 г.
Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский) 1937 г.
К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо 1939 г.
zharevna.livejournal.com
Картины, описание картин — Сомов, Константин Андреевич
Описани е картины Константина Сомова: Спящая молодая женщина в парке.Сомов – русский художник конца 19 века, отдававший предпочтение портретам и пейзажам.Работал обычно в стиле «модерн», для которого характерно внимание к деталям, отсутствие от резких прямых линий в пользу естественности и плавности, а также стремление внести искусство во все сферы человеческой жизни, таким образом, взаимно облагородив их.«Спящая молодая женщина в парке» — картина для него не совсем характерная. Скорее представляя собой сюжетную сценку, чем пейзаж или портрет, она немного выбивается из ряда остальных его произведений. На ней изображена молодая женщина, задремавшая в парке на берегу пруда. Шляпка с синими лентами аккуратно отложена в сторону. Голова спящей покоится на мягкой подушечке, под одной рукой – не до конца закрытая книга, вторая закинута за голову.Волосы у девушки кудрявы, лицо не просто безмятежно, как у любого спящего, но радостно, словно ей снится что-то приятное. В ногах у неё сидит тощая сердитая собака, которая выписана настороженной и внимательной – она охраняет хозяйку и готова укусить любого, кто на неё покусится.А вокруг парк, который вовсе не застыл от того, что девушка в нем спит. Мягко скользят по траве зеленые тени листвы, в водах пруда отражается небо и цветущая сирень. Женщина в пышном платье чинно выгуливает маленького мальчика – скорее всего, она его няня. Очень маловероятно, что мать.Двое молодых людей фехтуют на шпагах. Позы их напряженные, передающие то, как поглощены они боем. Вряд ли это дуэль, скорее учебный поединок. По небу плывут белые облака, и вся картина написана ярко, сочно, передавая звенящий жизнью дух лета, когда ликует природа и ликует люди.Вся она похожа на гимн молодости и жизни. Настроение повышается от взгляда на неё – ведь можно ли горевать, если стоит такой чудесный день, и облака, и солнце, и так сладко спать в тени шелестящего дерева.www.art-drawing.ru