Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в истории. Картины авангардистов
Русский авангардизм — Look At Me
Авангардизм в искусстве – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. К этому направлению в России можно отнести живопись Марка Шагала, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Александра Лозовой.
Абстракционизм – направление в изобразительном искусстве ХХ века, для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции, эксперименты с цветом.
Казимир Северинович Малевич
Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в доме на окраине Киева. Его отец был управляющим на сахароваренном заводе. И отец, и мать, по происхождению были поляками. Российско-советский художник-авангардист был одним из основателей супрематизма – направления в абстрактном искусстве. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание. Входил в группу молодых художников Ослиный хвост. Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат.
Марк Шагал
Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился в Витебске, Республика Беларусь, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мать держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста. Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и мифические животные, и библейские пророки, и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере. 28 марта 1985 года его не стало.
Василий Кандинский
Василий Кандинский – один из крупнейших художников XX века, определивших лицо нашего времени. С «Абстрактной акварели» Кандинский (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства. В. Кандинский родился в Москве в 1866 г., окончил Московский Университет, изучал экономику и право. В 1896 году получил место профессора юридического факультета знаменитого Дерптского университета, однако, именно в это время, тридцати лет от роду он решает оставить научную карьеру и полностью посвятить себя живописи. Кандинский переезжает в 1896 году в Мюнхен и учится в лучших художественных школах, занимается теорией искусства. Он много путешествует и ищет свой стиль в живописи. Ранний Кандинский – самый неожиданный. Темы разные: древнерусские, рыцарские, восточные – через откровения абстракции становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями.
Александр Лозовой
Александр Лозовой остался в ХХI веке единственным художником, являющимся подлинным учеником русских авангардистов начала прошлого века. В 60 – 70 годах он учился в частной мастерской Варвары Бубновой. Александр Лозовой родился в 1949 году. В 1977 году в Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию по психологии изобразительного искусства. В 1987 году создал одну из первых частных художественных галерей в Москве, в которой, в частности, проходили выставки работ В. Бубновой, фотографий Laslo Moholy-Nagy. Последняя была организована совместно с Гётте-Центром. Лозовой никогда не состоял в каких-либо творческих союзах, объединениях или политических партиях. В течение длительного времени Александр Лозовой разрабатывал свою уникальную собственную технологию нанесения и закрепления красочных пигментов на холст. Яркость, прозрачность красок, присутствие многих несмешанных между собой пигментов на одном квадратном сантиметре поверхности картины – эта особенность заметно отличает работы Александра Лозового от работ каких бы то ни было других современных художников России, Европы и Америки.
http://www.starat.narod.ru/pictures/rusavang/main.htm (про русский авангардизм)
http://kazimirmalevich.ru/ (оффициальная страничка про Малевича)
http://www.shagal.org.ru/ (страничка Шагала)
http://www.kandinsky.net.ru/ (ну а тут про Кандинского)
Авангард 20 век - floyd_caunsil32
Собрание авангардных литографий из частных коллекций объединено в выставке, организованный Питерским арт-центром «Перинные ряды», которая сейчас отправилась в гастроли по музеям России,а вплоть до нового года (с 8 по 23 декабря) будет гостить в брянском художественном музее. Кандинский, Брак, Шагал, Мане, Магритт,Эрнст и другие представители той эпохи! Был сегодня, понравилось, полтора часа созерцания и приобщения к прекрасному..ЗЫ: в самом зале достаточно холодно, так что идите в верхней одежде ))История авангарда
Термин «авангард» происходит от французского слова “avant-garde”, что переводится как «передовой отряд».
Авангард в искусстве объединяет целый ряд школ, имеющих самую разную, а порой и вовсе противоположную идейную основу. Объединяет художников-авангардистов отказ от классической эстетики, новаторские идеи и активный поиск экспериментальных методов их художественной реализации. Так в качестве новых способов рисования авангардистами использовались пульверизатор, штукатурная лопатка, половая тряпка или даже раздавленные ногой тюбики краски для эффекта «дикого мяса».
«Искусство для нас – это приключение в неведомом мире, который исследуют только те, кто готов идти на риск. Мы за широкий формат, потому что он разрушает иллюзию и открывает правду,» – писали о себе авангардисты и добавляли: «Не бывает такой вещи, как хорошая живопись ни о чем».
Знаменитые художники-авангардисты и особенности их стиля
Художники-авангардисты не рисовали, а «думали» свои картины. Целью творчества они видели не просто художество, а разрушение преград между различными видами искусств, пропаганду новых идей в живописи, музыке и театре. Их творчество создало целый мир, который, по словам Василия Кандинского, «с виду ничего общего не имеюл с действительностью». По его же мнению, именно импровизация в виде цветовых пятен и линий, а не классический сюжет, является носителем духовного начала.
картина КандинскогоПолотна знаменитых авангардистов стали отражением ярких мыслей неординарных личностей. В тоже время почти все их работы с первого взгляда кажутся хаотичными, как это свойственно работам гениев.
Большинство авангардистов в поисках своего изобразительного языка пытаются скрестить остросовременное искусство и древние традиции. Так Марк Шагал в цикле литографий именуемой «Библия Шагала» обращается к иудейской культуре, запечетлевая прародителей еврейского народа в наивной и эмоциональной форме.
Марк Шагал «Иллюстрация к библии»
Американские авангардисты называли себя «мифотворцами», потому что изображали древние символы индейских мифов
.Карел Аппель «Три фигуры»
Авангардисты Карел Аппел и Пьер Алешинский в своем творчестве восхваляли искусство примитивных народов и аутсайдерскую культуру, создавая арт-объекты из найденных на свалках предметов. «Если я рисую как варвар, это только потому, что я живу в варварский век» – заявлял Карел Аппель.
Творчество многих авангардистов было неотделимо от революции. Так после революции 1945 года во Вьетнаме многие художники покинули свои дома и города, отправившись вместе с партизанами и войсками сопротивления в леса. Прямо в джунглях в 1950-ом году было организовано художественное училище, которое возглавил один из лучших местных авангардистов – То Игон Ван. Его ученики делали зарисовки военного быта, создавали патриотические агитационные плакаты и листовки.
Другие художники расширили или даже вышли за рамки авангарда, создав новые художественные течения. Так, к примеру, венгерец Виктор Визарелли стал основателем «оп-арта» – искусства, «обманывающего» глаз и мозг зрителя с помощью оптических иллюзий.
Виктор Визарелли и авангард в Венгрии
Расширив границы современного искусства, авангардисты перенесли мировую столицу искусства из старого Парижа в новый, динамичный Нью-Йорк. Отсутствие конкретики натурализма, простые и яркие цвета, несложная конструкция из простых предметов так свойственные авангардизму предвосхитили возникновение нового художественного стиля – минимализм.
Другие картины с выставки «Авангард 20 век»
Алан Д’АрканджеллоАндре Маршан
Бернард Бюффе
Клод Мюльхаузен
Рене Магритт
Сальвадор Дали
floyd-caunsil32.livejournal.com
Картинные галереи и художники - От Шагала до Малевича. Революция авангарда
12 июля 2015 г., в рамках «Года России в Княжестве Монако», в «Гримальди Форум» (The Grimaldi Forum Monaco) открылась выставка «От Шагала до Малевича. Революция авангарда»На этой масштабной выставке экспонируется 150 полотен более 40 мастеров русского авангарда, созданных в период с 1905-го по 1930-й годы. Картины представлены Государственным Русским музеем, ГМИИ им. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, рядом региональных музеев России (Нижегородским государственным художественным музеем, Астраханской государственной картинной галереей, Краснодарским художественным музеем, Тульским музеем изобразительных искусств), Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, рядом ведущих европейских музеев, частными коллекционерами.Очевидно, что российские художники-авангардисты были предвестниками целого переворота в мышлении, позволяющим по-новому взглянуть и изобразить окружающий мир. Молодых художников Москвы и Петербурга не устраивал доминирующий академизм, который они считали пережитком прошлого. Технический прогресс и появление новых средств общения (радио, телеграфа, телефона), по их мнению, требовали создания нового художественного языка, посредством которого можно было бы выразить свои чувства и ощущения. Новые идеи оказались созвучны изменениям, к которым стремилось общество.Несмотря на огромный разрыв между новаторскими идеями и консерватизмом академической среды, художникам-авангардистам удалось создать совершенно новый язык и в начале XX в. появились художественные стили, направления, течения, школы, характеризующиеся ранее неизвестными формами представления, но неразрывно связанные с эпохой. Можно соглашаться или не соглашаться с вышесказанным, но экспозиция 150 картин русских художников-авангардистов в рамках одной выставки, несомненно, является событием.Выставка продлится до 6 сентября 2015 г.
28 картин русских художников-авангардистовgallart.by
Художники-авангардисты. Часть 1 — Старый Петербург
Картины авангардистов на рынке антиквариата
Э. Мунк «Крик»
Если проанализировать какие антикварные картины ценятся особенно дорого и кто из художников возглавляет рейтинг наиболее популярных на рынке антиквариата, то можно прийти к выводу, что столь порицаемая в начале своего существования живопись авангарда завоевала всемирное признание. Действительно, рейтинг наиболее дорогих полотен возглавляет картина Э. Мунка «Крик». Хотя очень долго пальму первенства держали картины Пабло Пикассо, сейчас его полотно «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» находится на втором месте, его оценили в 106,6 миллионов долларов. Как известно, Эвард Мунк был основным вдохновителем идей одного из авангардных направлений живописи — экспрессионизма, а Пабло Пикассо — основатель кубизма.
Нужно признать, что споры по поводу пяти основных направлений авангардной живописи: экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстракционизма и сюрреализма не стихают и до сих пор. Хотя, художники, основавшие эти стили, стали уже скорее классиками. Ведь впервые авангард в живописи заявил о себе в начале ХХ века и купить антикварную живопись Пикассо, Кандинского, Мондриана может позволить себе далеко не каждый коллекционер, настолько она дорога. Конечно, твердые приверженцы реалистической живописи могут возразить, что они и не собираются приобретать в свою коллекцию картины, где нарисовано не совсем понятно что, и живопись не изображает мир таким, каким мы привыкли его видеть. На что сторонники авангарда вполне резонно возражают, а вы вполне уверенны, что мир на самом деле именно таков, каким мы его привыкли воспринимать? Ведь сознание предоставляет нам мир в своей интерпретации, да еще и на основании информации, получаемой от наших всего лишь пяти чувств. А вдруг живопись сюрреалистов, абстракционистов, экспрессионистов как раз помогает увидеть мир несравненно глубже, чем мы привыкли его видеть?
П. Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев»
Антикварная живопись авангарда: путешествие в историю
Авангард в переводе с французского — передовой отряд. Так называли многочисленные направления в искусстве начала ХХ века, представители которых декларировали создание ими своего, неповторимого художественного языка, которого ранее не было. С радикализмом, присущим юности, некоторые из них провозглашали смерть старого искусства и рождение нового, некоторые стремились к универсальной переделке сознания людей. В.С. Турчин в своей замечательной книге «По лабиринтам авангарда» писал, что живопись авангарда парадоксальна, она не производит готовых формул и не дает определенных знаний, её задача в ином: спровоцировать поиск, создать новый опыт, подготовить к самым невероятным стрессовым ситуациям и мировым катаклизмам.
До сих пор предметом спора среди искусствоведов является то, какие же направления живописи отнести к авангардным. Существует мнение, что к авангарду принадлежит даже старинная живопись импрессионистов. Но наиболее распространенное мнение, которого придерживается и В.С. Турчин, что к авангарду следует отнести и модернистские направления живописи, и концептуализм, и поп-арт. Впервые сам термин авангард в художественной критике был использован еще в 1885 году Т. Дюре в Париже. Среди русских художников-авангардистов особенно известны работы П. Филонова, К. Малевича, Н. Гончаровой, С. Делоне, В. Кандинского, Л. Поповой, А. Лентулова. Хотя, очень сложно даже просто перечислить фамилии интереснейших художников, создававших новое направление в искусстве.
Таким образом — авангард — сложное, противоречивое и удивительно интересное явление в живописи ХIХ — XX века. Покупка антиквариата художника-авангардиста — не просто приобретение художественного полотна, это возможность войти в глубокий и необычный мир идеи и образов.[toggle title_open=»СВЕРНУТЬ» title_closed=»ВСЕ СТАТЬИ ЦИКЛА» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Художники-авангардисты. Часть 2[/toggle]
antikspb.ru
Выставка авангард 20 век: авангард искусство, художники авангардисты
Собрание авангардных литографий из частных коллекций объединено в выставке, организованный Питерским арт-центром «Перинные ряды» (ул. Думская – 4, телефон +7-904-601-0000), которая сейчас отправилась в гастроли по музеям России.
История авангарда
Термин «авангард» происходит от французского слова “avant-garde”, что переводится как «передовой отряд».
Авангард в искусстве объединяет целый ряд школ, имеющих самую разную, а порой и вовсе противоположную идейную основу. Объединяет художников-авангардистов отказ от классической эстетики, новаторские идеи и активный поиск экспериментальных методов их художественной реализации. Так в качестве новых способов рисования авангардистами использовались пульверизатор, штукатурная лопатка, половая тряпка или даже раздавленные ногой тюбики краски для эффекта «дикого мяса».
«Искусство для нас – это приключение в неведомом мире, который исследуют только те, кто готов идти на риск. Мы за широкий формат, потому что он разрушает иллюзию и открывает правду,» – писали о себе авангардисты и добавляли: «Не бывает такой вещи, как хорошая живопись ни о чем».
Знаменитые художники-авангардисты и особенности их стиля
Художники-авангардисты не рисовали, а «думали» свои картины. Целью творчества они видели не просто художество, а разрушение преград между различными видами искусств, пропаганду новых идей в живописи, музыке и театре. Их творчество создало целый мир, который, по словам Василия Кандинского, «с виду ничего общего не имеюл с действительностью». По его же мнению, именно импровизация в виде цветовых пятен и линий, а не классический сюжет, является носителем духовного начала.
картина Кандинского
О Василии Кандинском
Полотна знаменитых авангардистов стали отражением ярких мыслей неординарных личностей. В тоже время почти все их работы с первого взгляда кажутся хаотичными, как это свойственно работам гениев.
Большинство авангардистов в поисках своего изобразительного языка пытаются скрестить остросовременное искусство и древние традиции. Так Марк Шагал в цикле литографий именуемой «Библия Шагала» обращается к иудейской культуре, запечетлевая прародителей еврейского народа в наивной и эмоциональной форме.
Марк Шагал «Иллюстрация к библии»
О художнике Марке Шагале
Американские авангардисты называли себя «мифотворцами», потому что изображали древние символы индейских мифов.
Карел Аппель «Три фигуры»
Авангардисты Карел Аппел и Пьер Алешинский в своем творчестве восхваляли искусство примитивных народов и аутсайдерскую культуру, создавая арт-объекты из найденных на свалках предметов. «Если я рисую как варвар, это только потому, что я живу в варварский век» – заявлял Карел Аппель.
Творчество многих авангардистов было неотделимо от революции. Так после революции 1945 года во Вьетнаме многие художники покинули свои дома и города, отправившись вместе с партизанами и войсками сопротивления в леса. Прямо в джунглях в 1950-ом году было организовано художественное училище, которое возглавил один из лучших местных авангардистов – То Игон Ван. Его ученики делали зарисовки военного быта, создавали патриотические агитационные плакаты и листовки.
Другие художники расширили или даже вышли за рамки авангарда, создав новые художественные течения. Так, к примеру, венгерец Виктор Визарелли стал основателем «оп-арта» – искусства, «обманывающего» глаз и мозг зрителя с помощью оптических иллюзий.
Виктор Визарелли и авангард в Венгрии
Расширив границы современного искусства, авангардисты перенесли мировую столицу искусства из старого Парижа в новый, динамичный Нью-Йорк. Отсутствие конкретики натурализма, простые и яркие цвета, несложная конструкция из простых предметов так свойственные авангардизму предвосхитили возникновение нового художественного стиля – минимализм.
Другие картины с выставки «Авангард 20 век»
Ака Хёх
Картина Аки Хёх - Девочка
Алан Д’Арканджелло
Андре Маршан
Бернард Бюффе
Бернард Бюффе
О художнике-авангардисте Бернарде Бюффе
История авангарда в Бельгии
История авангарда в России
История авангарда в США
История авангарда во Франции
Гербер Фебер
Жорж Брак
Авангардисты - Жорж Брак
Авангардист Гордон Рассел
Клод Мюльхаузен «Без названия»
История авангарда в Испании
Ларри Зокс
вьетнамский авангардист Ле Ба Данг
Авангардист Макс Эрнст
Пол Вундерлих «Идеолог и его жена»
О художнике-авангрардисте Поле Вундерлихе
Рене Магритт «Декалькомания»
Рене Магритт «Карт-бланш»
Рене Магритт «Великая война»
Художник-авангардист Рене Магритт
Сальвадор Дали – Сикстинская дева
Авангард в Японии
agitazia.ru
Авангард (Avant-Garde) | Культурный обозреватель
Авангард (фр. avant-garde – передовой отряд) – направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Авангард возник в начале XX века и был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, супрематизме, конструктивизме, фовизме и пр.
Изначальное значение французского слова «авангард» на удивление мало имеет общего с искусством и уж тем более с изобразительным. «Передовой отряд», термин, скорее военный, нежели художественный, однако такое определение как нельзя лучше отражает настроения живописцев-экспериментаторов. Отказ от условностей классической живописи, создание новых форм и нахождение нестандартных решений – вот основной лейтмотив новаторских творений в духе авангардизма.
Авангард как направление искусства не имеет стилистического единства. Признаком принадлежности отдельного художника к передовому отряду экспериментаторов является неклассическая реализация творческих идей и непримиримое отношение к сложившимся стереотипам. Истинный авангардист создает не просто объект искусства, а красноречивое противопоставление с нескрываемым настроем в русле активной полемики.
Существует мнение, что художественное мышление в стиле авангард является типичным для прогрессивного века и логическим следствием развития цивилизации. В рамках такого мышления на смену гуманистическим идеалам приходят сугубо прагматические ценности. Эта точка зрения была сформулирована и описана Шпенглером в его работе «Закат Европы».
Произведения авангардного творчества отличает идеологический замысел художника. Если не вдумываться в смысл этих эпатажных творений, то увидеть что-либо, кроме откровенной бессмыслицы довольно сложно. К примеру, дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) под звучным и образным названием «Фонтан» представил публике картину, изображающую писсуар с собственным автографом. Другой авангардист Франсис Пикабиа (Francisco Picabia), упростил воплощение картины «Святая дева» до малопривлекательной кляксы. Однако, принимая во внимание время создание столь неоднозначных шедевров – финал Первой мировой войны и абсолютное нежелание общества того времени мириться с подобной ничем не обоснованной дикостью, нетрудно догадаться, что специфика таких авангардистских картин обусловлена как раз желанием обнажить реальный, а не кажущийся порядок вещей.
Интересно, что авангардисты сравнительно всеядны. Отдельные направления авангарда могут вдохновляться народным африканским искусством или искусством древних мировых цивилизаций, в то время как другие – черпать вдохновение в инновационных научных разработках или собственном подсознании.
Несмотря на то, что художественные творения в стиле авангард вызывают совершенно непредсказуемую реакцию зрителя, многие из них давно включены в сокровищницу величайших мировых произведений искусства. Среди признанных мастеров «передового отряда» можно отметить Казимира Малевича, Сальвадора Дали (Salvador Dali), Марка Шагала, Пита Мондриана (Piet Mondriaan), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Василия Кандинского и др.
www.kultoboz.ru
Русский авангард. Самый авангардный авангардизм в истории
Не, вы как хотите, а я горжусь своей страной. Не все у нас нехорошо и отвратительно. Не все у нас «Жигули», рубероид, пельмени «Любительские» и Стас Михайлов. Все-таки могуч народ, исторгший из таинственных глубин своих человека, способного нарисовать простую геометрическую фигуру одного цвета, которая во всем нашем круглом мире стала общепризнанным символом великого Ничто. И одним из самых радикальных произведений, толкующих о смерти искусства.
Казимир Малевич. Черный квадрат
Могуч народ, который в гробу видит этот символ со всей его общепризнанностью и радикальностью и, вместо того, чтобы им гордиться, считает его дешевой квазиинтеллектуальной разводкой на смыслы, которых нет. И это тоже по-нашему радикально.
Все-таки – с чего вдруг в наших довольно патриархальных пенатах взорвалось такое мощное явление, известное теперь как «русский авангард»? Вот из-за этой патриархальности, в частности. Авангардизм – он же себя позиционирует не как еще один способ делать искусство, вроде барокко или школы реки Гудзон. Он себя позиционирует как способ менять мозги и менять жизнь в целом. А менять было что. Причем, это касалось не вечной отсталости России от развитых стран – это слишком утилитарная и мелкая задача, а мира в целом. Русский авангард был предельно утопичен и предельно планетарен – так нищий мечтает не о скромной ренте, а сразу о месте в списке Forbes, чтоб не терять времени попусту на промежуточных стадиях. Это же так по-нашему – осчастливить весь мир, сразу и быстро. И тяжкие думы в этом направлении в России одолевали не только деятелей авангардизма. Достаточно вспомнить Циолковского с его фантазиями о пыльных тропинках далеких планет или Николая Федорова с идеей воскрешения всех когда-либо живших людей. И этот разрыв, скажем так, мечты и действительности, масштаба утопии и обстоятельств, в которых она сочиняется* – это опять очень по-нашему.
Вера же в то, что искусство может изменить жизнь, была крепкая. Она родилась еще в романтизме, потом перекочевала в модерн. Но там эта идея носила локальный характер – предполагалось, что в прекрасной, художественно преобразованной среде вырастут прекрасные люди. Авангардизм же уподобил жизнь художественному проекту, а художника поставил на место демиурга, креативной воли которого достаточно, чтобы изменить даже Вселенную. Авангардизм, таким образом, занял ту же позицию, что и религия, и были авангардисты-мессии, авангардисты-апостолы, авангардисты-еретики, пророки, фанатики и т.д. А его утопические прожекты до боли напоминали вполне знакомую христианскую эсхатологию. И даже центральную работу русского авангарда - «Черный квадрат» – называли иконой нового искусства. Она, кстати, структурно и выглядит как икона: черное – это ковчег, белое – поля.
Т.е. русский авангард по большей части, в отличие от западного авангардизма, решал вопросы не искусства, а жизнестроительства. Именно поэтому у нас не появился, скажем, дюшановский писсуар – он все-таки больше обращен к внутренней проблематике искусства. Нет, конечно, наши авангардисты тоже решали подобные задачи, но главное для них была – утопия.
Самыми крупными утопистами были абстракционисты и, прежде всего, супрематисты во главе с Малевичем. Они выстраивали неведомые Вселенные, которые должны были заменить эту уже надоевшую нашу. У Малевича это - другой космос, у Кандинского – другое духовное пространство; систем было много, я еще напишу отдельные тексты о наших авангардистах. Здесь я лишь покажу, насколько все они были разными даже внешне. На Западе, к примеру, из крупных систем беспредметного искусства 10-20 гг. можно вспомнить Делоне, Мондриана и дадаистов-сюрреалистов. И все. И было это в разных странах. У нас:
Василий Кандинский. Композиция VIII
«духовная» абстракция;
Михаил Ларионов. Лучистская композиция
вариант «космической» абстракции;
Ольга Розанова. Зеленая полоса
еще один «космический» вариант;
Михаил Матюшин. Цветок человека
биоморфная абстракция;
Александр Родченко. Побеждающее красное
конструктивистская абстракция;
Эль Лисицкий. Проун 5а
супрематизм. Все это разнообразие – от желания охватить все, от так понятого универсализма. Ларионов и Зданевич придумали даже такое направление – «всёчество» - которое предполагало, что художник не может замыкаться в чем-то одном, а должен быть открыт любым направлениям, всей культуре. Так и тянет сказать банальность про всемирную отзывчивость русской души. Вот, сказал.
Жажда утопии и страсть, с которой она строилась, породили еще одно характерное качество русского авангарда – его радикализм и стремление дойти до последней логической точки. Впрочем, как и все другие перечисленные качества, это – тоже национальное, а не только авангардистское. Точки ставили жирные – как Малевич «Квадратом» - «я убил живопись». В самом деле, если мы занимаемся построением утопий – при чем тут искусство? А если оно к утопии не относится, так с ним вообще кончать надо – только отвлекает своими эффектами. И наш авангард убивал искусство. Искусство в традиционном, конечно, смысле. То, что он создавал взамен, для него искусством не было – это были чертежи, наброски утопий. Или же, после революции, это были совершенно прикладные вещи – дизайн, архитектура. Ну, там-то, после революции, понятно – настало время не чертить, а строить утопию, пока еще – на Земле. В этом смысле характерен путь Эля Лисицкого.
Эль Лисицкий. Агитационный плакат
Так он перенес формальные принципы супрематизма в пропаганду.
Эль Лисицкий. Небоскребы в районе Никитской площади. Проект
А так пытался перенести их в городскую среду. Такими домами должно было быть уставлено все бульварное кольцо. Вообще, если бы были реализованы все проекты авангардистов, мы бы имели сейчас другой город. Выглядел бы он диковато. Красную площадь посещали бы одни специалисты по истории архитектуры, другие бы там не выдержали.
Владимир Татлин. Махолет «Летатлин»
Или вот еще – тоже выход из искусства в утилитарность.
Конечно, все эти качества: утопизм, радикальность, религиозность и т.д. были и у западного авангардизма. Тут важна степень их горячности. Все-таки западная жизнь была более структурирована – этим занимается философия, этим – политика, этим – религия. Поэтому на Западе авангардизм всегда помнил, что появился в нише, где жило искусство, и всеми этими сопутствующими вещами занимался в меру. Одной из постоянно решаемых им задач было – определить границы этой ниши и выйти за них. У нас же структурированность как-то до сих пор не живет. У нас поэт – больше, чем поэт, философ – больше чем философ. В начале ХХ века художник стал больше, чем художник. Он решал вопросы философские, политические, религиозные, эстетические, этические и т.д. Продолжая, в общем-то, традицию XIX века, когда всем этим занималась русская литература. Ну, передвижники еще в искусстве, в какой-то степени.
Продолжим дальше печальное для западного авангардизма сравнение его с нашим авангардом. У нас был гораздо более разнообразный авангардизм. Скажем, Франция – это фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм. Германия - экспрессионизм. Голландия – один из вариантов абстракционизма – неопластицизм (Мондриан с группой De Stijl), Италия – футуризм. У нас же было это все, кроме дадаизма и сюрреализма**.
Марк Шагал. Я и деревня
Наш отечественный футуризм.
Павел Филонов. Формула весны
Наш отечественный синтетический экспрессионизм.***
Естественно, столь напряженное создание утопий с практически религиозной страстью быстро породило в мире авангарда догматизм, ортодоксию и дикую вражду с конкурентами, особенно обострившуюся после революции. Новая власть тоже ведь строила утопию, и каждая авангардистская группировка, грубо говоря, предлагала ей свой проект. Плохо отзываясь при этом о коллегах по цеху и их проектах. Еще наши авангардисты, занимаясь активной внутривидовой борьбой, стали привлекать в качестве верховного арбитра все ту же власть, т.е. попросту – ябедничать ей друг на друга. Типа, это только мы – истинно пролетарское искусство, а все остальные – буржуазные художники. Кончилось все печально – в 1932 году власть отменила и запретила любые группировки и согнала всех в союз художников, где отныне должен был быть один творческий метод – социалистический реализм. Не потому власть сделала это, что устала от борьбы группировок и их кляуз – это ей было до фени. А потому, что она оказалась круче самых крутых авангардистов и утопию строила самую крутую.
Необходимое добавление. Этот текст ни в коем случае не надо воспринимать как патриотический. Да будь я негром преклонных годов и живи я в Африке даже - я бы написал то же самое.
*Циолковский работал в Калуге школьным учителем. Федоров работал библиотекарем, правда, в столицах. Жили оба довольно убого, иногда – совсем убого. Можно вспомнить еще Хлебникова с его планетарными идеями справедливого обустройства жизни и поисками числовых закономерностей хода истории – он их искал, чтобы на их основе спрогнозировать правильно устроенную жизнь. При этом рукописи он хранил в наволочке, в ней же носил их читать. Иногда еще брал с собой кастрюльку с манной кашей – есть в гостях было нечего, шла революция.
** Дадаизм у нас как течение оформиться не успел, но многие из его практик были в арсенале кубофутуристов, в основном – поэтов. Желтые кофты, розовые пиджаки, расписные ложки или пучки редиски в петлицах, скандальные поэтические вечера, эпатаж как искусство, стихи типа бессмертного - Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз – (Алексей Крученыx) – все это было бы очень органично в кабаре Вольтер. После революции один наш протодадаист – Илья Зданевич – уехал в Париж и хорошо себя чувствовал среди дадаистов. Сюрреализм же появился там в начале 20-х и нам не подходил уже чисто идеологически – пролетарскую утопию строить он никак не помогал.
*** Повышенная степень радикальности нашего авангарда дала один своеобразный эффект – феминистский. У нас было много авангардисток. Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Александра Экстер, Варвара Степанова – они не были на первых позициях, там царствовали Малевич, Кандинский, Татлин, Шагал, Ларионов. Но они уверенно существовали на второй ступени. В Европе ничего подобного и близко не было.
Автор: Вадим Кругликов
adindex.ru