История и развитие романтизма в живописи. Романтизм картины


Романтизм в живописи: цели художники картины

Романтизм в живописи – философское и культурное направление в искусстве Европы и Америки конца 18 – первой половины 19 веков. Основой для развития стиля послужил сентиментализм в литературе Германии – родины романтизма. Развивалось направление в России, Франции, Англии, Испании и других европейских странах.

История

Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца 18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом, эмоциональностью, возник в результате Французской революции в качестве реакции против сдержанного академического искусства.романтизм, картины, художники, стили живописи

После Французской революции 1789 года, значительные социальные изменения произошли в течение нескольких лет. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии.

Уважение к личности, которая уже была ключевым элементом в неоклассической живописи, развивалось и укоренялось. Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения личности. В начале 19 века, различные стили стали проявлять черты романтизма.картины, стили живописи, художники, романтизм

Цели

Догматы и цели романтизма включали:

  • Возвращение к природе — примером чего является акцент на спонтанности в живописи, что демонстрируют картины;
  • Вера в доброту человечества и лучшие качества личности;
  • Справедливость для всех – идея была распространена в России, Франции, Испании, Англии.

Твердое убеждение в силе чувств и эмоций, которые доминируют над разумом и интеллектом.

Особенности

Характерные черты стиля:

  1. Идеализация прошлого, доминирование мифологической тематики стала ведущей линией в творчестве 19 века.
  2. Отказ от рационализма и догм прошлого.
  3. Повышенная выразительность при помощи игр света и цвета.
  4. Картины передавали лирическое виденье мира.
  5. Повышение интереса к этническим темам.

Романтичные художники и скульпторы, как правило, выражают эмоциональную реакцию на личную жизнь, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, пропагандируемых неоклассическим искусством. 19 век стало началом развития романтизма и в архитектуре, что подтверждают изысканные викторианские строения.

Основные представители

Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И.Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняло неоклассический стиль, а функционировало как противовес догматичности и жесткости последнего.романтизм, стили живописи, картины, художники

Романтизм в русской живописи представлен работами В.Тропинина, И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского. Живописцы России стремились передать природу максимально эмоционально.Предпочтительным жанром среди романтиков был пейзаж. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и безграничности. Изображения людей художники помещают на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме в России, Франции, Испании, Германии изображение человека не доминирует, а дополняет сюжет картины.картины, стили живописи, художники

Популярны ванитас мотивы, такие как мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечную природу жизни. Подобные мотивы имели место ранее в барочном искусстве: художники заимствовали работу со светом и перспективой в подобных картинах у барочных живописцев.

Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир, и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.

В разных странах

Немецкий романтизм 19 века (1800 — 1850)

В Германии молодое поколение художников реагировало на меняющиеся времена процессом самоанализа: они отступили в мир эмоций, их вдохновляли сентиментальные стремления к идеалам прошлых времен, в первую очередь, средневековой эпохи, которая в настоящее время рассматривается как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте, картины Шинкеля, например, «Готический собор на воде», являются репрезентативными и характерными для периода.стили живописи, романтизм, художники, картины

По тяге к прошлому романтические художники были очень близки к неоклассицистам, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические догмы неоклассицизма. Неоклассические художники ставили такие задачи: смотрели в прошлое, чтобы оправдать их нерациональность и эмоциональность, сохраняли академические традиции искусства в передаче реальности.

Испанский романтизм 19 века (1810 — 1830)

Франсиско де Гойя был бесспорным лидером романтического движения искусства в Испании, его картины демонстрируют характерные черты: склонность к иррациональности, фантазии, эмоциональность. К 1789 году, он стал официальным живописцем испанского королевского двора.романтизм, стили живописи, картины, художники

В 1814 году в честь испанского восстания против французских войск в Пуэрта-дель-Соль, Мадрид, и расстрела безоружных испанцев, подозреваемых в соучастии, Гойя создал одну из его величайших шедевров – «Третье мая». Известные работы: «Бедствия войны», «Капричос», «Маха обнаженная».

Французский романтизм 19 века (1815 — 1850)

После наполеоновских войн Французская республика вновь стала монархией. Это привело к огромному толчку романтизма, которое до сих пор сдерживалось доминированием неоклассиков. Французские художники эпохи романтизма не ограничивали себя пейзажным жанром, они работали в жанре портретного искусства. Наиболее яркие представители стиля – Э.Делакруа и Т.Жерико.Eugène_Delacroix_-_La_liberté_guidant_le_peuple

Романтизм в Англии (1820 – 1850)

Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля был И.Фюсли.Джон Констебль принадлежал к английской традиции романтизма. Эта традиция была в поиске баланса между глубокой чувствительностью к природе и прогрессом в науке живописи и графике. Констебль отказался от догматичного изображения природы, картины узнаваемы, благодаря использованию для передачи реальности цветовых пятен, что приближает творчество Констебля к искусству импрессионизма.стили живописи, романтизм, картина, художник

Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников романтизма, отображают тягу к наблюдению природы как одному из элементов творчества. Настроение его картин создается не только тем, что он изобразил, но и тем, как художник передал цвет и перспективу.

Значение в искусстве

Романтический стиль живописи 19 века и его особые черты стимулировали появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, пленэрной ландшафтов, в Нориджская школа пейзажистов. Романтизм в живописи повлиял на развитие эстетизма и символизма. Самые влиятельные живописцы создали движение прерафаэлитов. В России и странах Западной Европы романтизм оказал влияние на развитие авангарда и импрессионизма.

Рекомендуем публикации

  1. Реализм как стиль в живописи
  2. История кубизма в живописи
  3. История готического стиля в живописи
  4. История живописи эпохи барокко
  5. Символизм как стиль в живописи
  6. Стиль живописи рококо
Загрузка...

artrecept.com

Романтизм в искусстве (XVIII – XIX вв)

романтизм в искусствеИскусство периода романтизма в основе своей идеи имеет духовно-творческую ценность личности, как главную тему для философии и размышлений. Он появился в конце XVIII и характеризуется романтичными мотивами, связанными с разнообразными странностями и живописными событиями или пейзажами. По своей сути появление этого направления было противопоставлением классицизму, и предвестником его появления стал сентиментализм, который был достаточно ярко выражен в литературе этого времени.

К началу XIX века романтизм расцвел и полностью погрузился в чувственные и эмоциональные образы. Кроме того, очень важным фактом явилось переосмысление в данную эпоху отношения к религии, а также появления выраженного в творчестве атеизма. Во главу ставятся ценности чувств и сердечных переживаний, а также происходит постепенное прилюдное признание наличия у человека интуиции.

Романтизм в живописи

Для направления характерно выделение возвышенной тематики, которая является основной для этого стиля в любых творческих деятельностях. Чувственность выражается любыми возможными и допустимыми способами, и это наиболее важное отличие этого направления.

Кристиано Банти Галилей перед римской инквизицией

(Кристиано Банти "Галилей перед римской инквизицией")

Среди основателей философского романтизма можно выделить Новалиса и Шлейермахера, а вот в живописи отличился в этом плане Теодор Жерико. В литературе можно отметить особенно ярких писателей периода романтизма - братьев Гримм, Гофмана и Гейне. Во многих европейских странах этот стиль развивался под сильным германским влиянием.

Основными чертами можно назвать:

  • явно выраженные в творчестве романтичные нотки;
  • сказочные и мифологические нотки даже в совершенно несказочной прозе;
  • философские размышления, посвященные смыслу жизни человека;
  • углубление в тематику развития личности.

Фридрих Каспар Давид Восход луны над морем

(Фридрих Каспар Давид "Восход луны над морем")

Можно сказать, что романтизму свойственны нотки культивирования природы и естественности человеческой натуры, и природной чувственности. Прославляется и единение человека с природой, а также очень востребованными являются образы рыцарской эпохи, окруженные аурой благородности и чести, а также путешественники, легко пускающиеся в романтические путешествия.

Джон Мартин Макбет

(Джон Мартин "Макбет")

События в литературе или живописи развиваются вокруг сильнейших страстей, которые испытывают персонажи. Героями всегда становились личности, склонные к авантюризму, играющие с роком и предопределенностью судьбы. В живописи романтизм прекрасно характеризуется фантастическими явлениями, которые демонстрируют процесс становления личности и духовное развитие человека.

Романтизм в русском искусстве

В русской культуре романтизм особенно ярко проявился в литературе, и считается, что первые проявления этого направления выражены в романтической поэзии Жуковского, хотя некоторые специалисты считают, что его произведения близки к классическому сентиментализму.

Васнецов Алёнушка

(В. М. Васнецов "Алёнушка")

Русский романтизм характеризуется свободой от классический условностей, и для этого направления характерны романтические драматические сюжеты и длинные баллады. По сути, это новейшее представление о сущности человека, а также о значении поэзии и творчества в жизни людей. В этом плане та же поэзия приобретает более серьезное, осмысленное значение, хотя ранее написание стихов считалось обычной пустой забавой.

Федор Александрович Васильев Оттепель

(Федор Александрович Васильев "Оттепель")

Наиболее часто в российском романтизме создается образ главного героя, как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает.

Орест Кипренский Портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова

(Орест Кипренский "Портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова")

Герой обычно достаточно эгоцентричный и постоянно бунтует против пошлых и материальных целей и ценностей людей. Пропагандируется избавление от материальных ценностей в пользу духовных и личностных. Среди российских наиболее популярных и ярких персонажей, созданных в рамках этого творческого направления, можно выделить главного героя из романа "Герой нашего времени". Именно этот роман очень ярко демонстрирует мотивы и ноты романтизма в тот период.

Иван Константинович Айвазовский Рыбаки на берегу моря

(Иван Константинович Айвазовский "Рыбаки на берегу моря")

Для живописи характерны сказочные и фольклорные мотивы, романтичные и полные разнообразных мечтаний. Все произведения максимально эстетичны и имеют правильные, красивые построения и формы. В этом направлении нет места жестким линиям и геометрическим фигурам, а также чрезмерно ярким и контрастным оттенкам. При этом используются сложные конструкции и множество мелких, очень важных деталей на картине.

Романтизм в архитектуре

Архитектура эпохи романтизма похожа сама по себе на сказочные замки, и отличаются невероятной роскошью.

Бленхеймский дворец

(Бленхеймский дворец, Англия)

Для наиболее ярких и известных построек этого времени характерно:

  • применение металлоконструкций, которые были новым изобретением в этот период, и представляли собой достаточно уникальное новшество;
  • сложные силуэты и конструкции, которые предполагают невероятные сочетания красивых элементов, включая башенки и эркеры;
  • богатство и разнообразие архитектурных форм, обилие различных сочетаний технологий применения железных сплавов с камнем и стеклом;
  • здание приобретает визуальную легкость, тонкие формы позволяют создавать даже очень большие здания с минимальной громоздкостью.

Чугунный мост через Северн, Англия

(Чугунный мост через Северн, Англия)

Наиболее известный мост этого периода был создан в 1779 году в Англии, и был перекинут через реку Северн. У него достаточно небольшая длина, чуть более 30 метров, но это было первое подобное сооружение. В дальнейшем были созданы мосты более 70 метров, а уже через несколько лет чугунные конструкции начали применять при строительстве зданий.

Строения имели до 4-5 этажей, а для планировок внутренних помещений характерны ассиметричные формы. Ассиметрия просматривает и в фасадах этой эпохи, а кованые решетки на окнах позволяют подчеркнуть соответствующее настроение. Можно также использовать витражные окна, что особенно актуально для церквей и соборов.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Романтизм в живописи

История романтизма

Конец ХVIII и начало ХIХ века ознаменовалось тем, что идея Просвещения и классицизма утратила свою актуальность и привлекательность. В ответ на моральную публичную теорию Просвещения, а также канонический прием классицизма, к человеку обратилось новое направление в искусстве, которое набирало силу, завладевало мозгами человека, и было направлено на его внутренний мир.

Романтизм обрел весьма широкое распространение во всех областях философии и культурной жизни общества.

РомантизмВсе: живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились осветить высочайшее предназначение человека, его богатый духовный мир, глубину переживаний и эмоций. Именно с этого момента человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней борьбой стали самой главной темой в произведениях искусства, а «размытая» идея всеобщего благоденствия и процветания ушла на «второй план».

Художники романисты

Адольф Жозеф Тома Монтичелли, Александр Орловский, Альберт Бирштадт, Андрей Рябушкин, Артур Хьюз, Василий Тропинин, Генри Реборн, Генрих Семирадский, Гюстав Доре, Данте Габриэль Россетти, Дейвид Уилки, Джозеф Райт, Джон Констебл, Джон Синглтон Копли, Джон Уильям Уотерхаус, Джон Эверетт Милле, Джон Эткинсон Гримшоу, Джордж Стаббс, Жан-Леон Жером, Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Карл Шпицвег, Каспар Давид Фридрих, Константин Маковский, Корнелис Спрингер, Лев Лагорио, Лоуренс Альма-Тадема, Николаос Гизис, Ньюэлл Конверс Уайет, Орест Кипренский, Павел Свиньин, Пьер Поль Прюдон, Рудольф фон Альт, Теодор Жерико,Томас Коул, Уильям Тёрнер, Уильям Холман Хант, Уильям Шайер, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Франсиско де Гойя, Франц Ксавер Винтерхальтер, Франц Рихард Унтербергер, Франческо Хайес, Эдвард Бёрн-Джонс, Эдвин Генри Ландсир, Эдвин Лорд Уикс, Эжен Делакруа, Ян Матейко.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей – вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов.

В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись. Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра – это Работы Отто Рунге.

В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

The-Artist's-Wife-and-Son

Броский представитель романтизма в живописи был художник – пейзажист Фридрих К.Д. Он делал акценты на мощи и силе природы, морских и горных пейзажей, которые созвучны человеку.

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчество Э. Делакруа и Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописцы создавали пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовались светом и цветом, изображали возвышенный порыв к свободе и борьбе.

Клеопатра и крестьянин, Эжен Делакруа Combat of the Giaour and the Pasha, Делакруа Эжен Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Романтизм в живописи

1 (20%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Романтизм в живописи

В конце XVIII, начале XIX века идеи классицизма и Просвещения потеряли свою привлекательность и актуальность. Новое направление в искусстве, которое в ответ на канонические приемы классицизма и нравственные общественные теории Просвещения обратилось к человеку, его внутреннему миру, набирало силу и овладевало умами. Романтизм получил очень широкое распространение во всех областях культурной жизни и философии. Музыканты, художники и писатели в своих произведениях стремились показать высокое предназначение человека, его богатый духовных мир, глубину чувств и переживаний. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства.

Романтизм в живописи

Глубину идей и своих личностных переживаний живописцы передают через художественный образ, созданный с помощью композиции, цвета, акцентов. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Это связано с философскими течениями, а также общественно-политической обстановкой, живым откликом на которые являлось искусство. Живопись не была исключением. Раздробленная на небольшие княжества и герцогства Германия не переживала серьезных общественных потрясений, художники не создавали монументальных полотен, изображающих героев-титанов, здесь интерес вызывал глубокий духовный мир человека, его красота и величие, нравственные искания. Поэтому наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. В портретах, выполненных живописцем, через тонкую проработку черт лица, глаз, через контраст света и тени передано стремление художника показать противоречивость личности, ее мощь и глубину чувствования. Через пейзаж, немного фантастическое, утрированное изображение деревьев, цветов и птиц, художник также пытался открыть многоплановость человеческой личности, ее схожесть с природой, разнообразной и непознанной. Ярким представителем романтизма в живописи был художник-пейзажист К. Д. Фридрих, который делал акценты на силе и могуществе природы, горных, морских пейзажей, созвучных человеку.

Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Художники мастерски пользовались цветом и светом, создавая пульсирующую глубину чувств, возвышенный порыв к борьбе и свободе.

Романтизм в русской живописи

Русская общественная мысль очень живо откликалась на возникающие в Европе новые направления и течения. Буржуазная революция, а затем война с Наполеоном – те значимые исторические события, которые самым серьезным образом повлияли на философские и культурологические искания русской интеллигенции. Романтизм в русской живописи был представлен в трех основных жанрах: портрете, пейзаже, монументальном искусстве, где очень сильно было влияние классицизма, и романтические идеи тесным образом переплетались с академическими канонами.

В искусстве портрета в начале девятнадцатого века все большее внимание уделяется изображению творческой интеллигенции, поэтов и художников России, а также обычных людей и крестьян. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета. Причем автопортреты художники рисовали не на заказ, это был творческий порыв, своеобразный самоотчет перед современниками.

Пейзажи в творчестве романтиков также отличались своеобразием. Романтизм в живописи отражал и передавал настроение человека, пейзаж должен был быть созвучным ему. Именно поэтому художники старались отобразить бунтарский характер природы, ее мощь и стихийность. Картины Айвазовского, Орловского, Щедрина, изображающие морскую стихию, могучие деревья, горные хребты, с одной стороны, передавали красоту и многоцветье реальных пейзажей, с другой, создавали определенный эмоциональный настрой.

fb.ru

Романтизм в живописи - Эпоха Романтизма

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии - Просвещения, этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

 

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран – romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique – нечто живописно – странное, фантастически – красивое.

 

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

 

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

 

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами ». Наиболее последовательно развивалась живопись романтического течения во Франции. Ее школа была основана на принципах объединения всех участников сюжета, в том числе неодушевленных, в единый движущейся клубок с динамикой и амплитудой. Как яркий пример, А-Ж.Гро , Т.Жерико , Э.Делакруа . Германская техника письма имела основу меланхоличную, слишком чувственную, что отображалось в красках и размытых линиях (К.Давид Фридрих, К.Блехен, Филипп Отто Рунге, К. Ф. Лессинг, К. Шпицвег и др.). Английская, да и американская живопись «наслаждалась» изяществом природы и надуманностью пейзажных сюжетов ( Дж.Констебл , Р.Бонингтон, У.Блейк, Э. Уильям, Т. Коул , У. С. Маунт, Ф. Э. Чёрч, А. Бирштадт) или противоположным мистическим характером картин У.Тернера . Россия прославилась морской тематикой И. Айвазовского, насытившего мир искусства красотой соленой воды – от «Всемирного Потопа » до « Радуги ». А так же работами прекрасных русских портретистов В.А.Тропинина, О.А.Кипренского,А.О.Орловского,С.Ф.Щедрина

 

Рождение и принятие знатоками или обывателями нового стиля Романтизма перенесло немало испытаний. Аллегория, мистика и фантастика нестандартного мышления художников этого периода нашли потом отголоски в других направлениях живописи – символизме, постимпрессионизме, искусстве модерна, вонзив свои принципы и идею в творчество сюрреалистов XX века.

paintingromanti.jimdo.com

Романтизм в европейской живописи

Биография

⠀⠀Эжен Делакруа

⠀⠀Эжен Делакруа известен как главный представитель романтизма во французской живописи. Пылкий и бурный, но сдержанный в работе, художник смог пренебречь правильностью и благородством рисунка и одним из первых обратил внимание на его выразительность. Он внёс в свои полотна динамику, передающую противоречивость личности, много работал над колоритом. Как типичного романтика, Делакруа привлекали яркие характеры, драма, подвиги и страсти. Мастер запечатлел жизнь необычайной, лирически-трогательной, потрясающей, а порой ужасающей. В его работах чувствуется сострадание человеческой беде, восхищение природой и преклонение перед ней, несдержанная сила и энергия. Художник всегда воспринимал мир и искусство в романтическом ключе и на протяжении всей жизни боролся с законами классицизма.

⠀⠀Делакруа начал заниматься живописью в 17 лет, поступив в Школу изящных искусств Герена. Там господствовал академизм. Ученик в совершенстве овладел техникой рисунка, но классические принципы не принял. Истинное образование он получил в Лувре, где изучал картины Рубенса, Тициана, Веронезе. Делакруа много общался с художником-романтиком Теодором Жерико, работавшим в это время над картиной «Плот медузы». Теодор изобразил то, чего не могло быть в классицизме – мертвецов, израненные тела, смерть и жестокость. Эжен позировал другу и видел рождение энергичной пирамидальной композиции, ломающей привычное понимание изобразительного искусства. Полотно Жерико стало сенсацией в Европе, а романтическое мировосприятие Делакруа окончательно сформировалось.Уже в раннем творчестве художника проявилась его смелая и свободная живописная манера. Такие работы, как «Смерть Сарданапала», «Резня на Хиосе», критиковали за чрезмерный натурализм и вычурную жуткость. Однако Делакруа осуждения не боялся и продолжал «кричать, грозить и богохульствовать».

⠀⠀После восстания в Париже была написана «Свобода, ведущая народ» - открытый призыв к революции. В этот раз живописец преподнес в отвлечённом аллегорическом плане произошедшее на его глазах событие. Ему удалось в одной картине соединить физически осязаемую реальность и символы. Он первый и, наверное, единственный, придумал облик для политических абстракций и показал, как выглядит свобода.

⠀⠀В 30-х годах Делакруа отправился в Африку. После поездки в его картинах появились восточные сюжеты и мотивы, некоторые стилистические приёмы персидских миниатюр, а творчество стало необыкновенно разнообразным. Путешественник не оставил без внимания ни один сюжет и жанр живописи: писал религиозные и античные картины, батальные полотна, анималистические изображения, портреты, натюрморты и гравюры.Вернувшись во Францию, мастер занимался официальными заказами: работал над росписью Люксембургского дворца и Лувра, создал серию фресок для церкви Сен-Сюльпис.

⠀⠀В 50-х годах признание Делакруа стало бесспорным: он получил Орден Почётного легиона и был избран в городской совет Парижа. При этом живописец всё больше отдалялся от общества и всё больше чувствовал себя одиноким. О его личной жизни никто ничего не знал. Делакруа, как это часто бывает с романтиками, охладел, разочаровался и ушёл в себя, увидев, что публика знает его по старым работам, а новые не вызывают интереса. Прежний энтузиазм, с которым художник принимался за новую картину или роспись, уступил место меланхолии. Тоска и безразличие стали постоянными спутниками Делакруа. Величайший живописец 19-го века и глава французского революционного романтизма скончался в своём парижском доме тихо и незаметно

romanticismsirius.tilda.ws

Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв

Рубрика: Арт Опубликовано 25.04.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

ПРОСМОТРЫ: 470

Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв

Свобода, ведущая народ — Эжен Делакруа (1830)

Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России.

Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и потерявших веру в идеалы Просвещения. Драматизм социальной атмосферы, окружавшей человека, усугублялся еще и тем, что утрата казавшихся незыблемыми ценностей породила в творческой среде настрой пессимизма и разочарования. Именно в этом мучительном несовпадении мечты с реальностью следует искать основы романтического мировосприятия.

Творцы — художники, писатели, поэты, музыканты — выбрали объектом нового идеала скрытую душевную жизнь человека. Центром внимания романтиков стала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями, жадным стремлением к свободе.

Характерной чертой романтизма является то, что в каждой отдельно взятой стране это направление приобретало свой особый национальный колорит.

Развитие романтизма  в живописи Германии

В Германии, например, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер.

Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

Меловые скалы на острове Рюген - Каспар Давид Фридрих (1818)

Меловые скалы на острове Рюген — Каспар Давид Фридрих (1818)

Другой не менее знаменитый представитель романтизма — пейзажист Каспар Давид Фридрих — восхищал современников изображением на своих картинах красот горных ландшафтов юга Германии. С присущим только ему мастерством художник передает меланхолическую призрачность северных морских побережий, которую усиливает выписанный с необыкновенным умением лунный свет.

Немецкие художники романтизма

Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Асмус Якоб Карстенс

Романтизм в живописи Англии

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Одним из ярких представителей романтизма был и Уильям Тернер, прославившийся смелыми по колористике световоздушными пейзажами. Его живописи свойственны необычные эффекты, красочная фантасмагория. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойное судно».

Китобойное судно - Уильям Тернер (около 1845 г.)

Китобойное судно — Уильям Тернер (около 1845 г.)

Английские художники романтизма:

Иоганн Генрих Фюссли, Уильям Блейк, Джон Констебл, Уильям Тёрнер

Романтизм в живописи Франции

Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции.

Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.

Художники-романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма.

Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории.

Раненый кирасир, покидающий поле боя - Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр)

Раненый кирасир, покидающий поле боя — Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр). Теодор Жерико — яркий представитель французской живописи эпохи романтизма

Излюбленным жанром, в котором творили живописцы- романтики Франции, был портрет. Именно в этом жанре они стремились отразить напряженность и динамику внутренней духовной жизни человека.

Триумф и последовавшее за ним поражение Наполеона как никогда остро поставили вопрос о роли личности в истории человечества. Поэтому образ бывшего императора Франции стал главным действующим лицом полотен многих французских художников-романтиков.

Важную роль в достижении своих романтических принципов и идеалов французские живописцы отводили жанру пейзажа. Он стал для них возможностью выражения восхищения силой и мощью природы.

Романтизм во Франции так же как и в других странах Западной Европы и России, во многом предвосхитил появление реализма. Большинство художников-романтиков в поздний период своего творчества обращались к реалистическому изображению действительности.

Французские художники романтизма

Жан Огюст Доминик Энгр, Жак-Луи Давид, Теодор Жерико, Оноре Домье

Романтизм в живописи России

Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами - Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Русские художники романтизма

Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.

Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.

ПРОСМОТРЫ: 470

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

evivid.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта