Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX вековARTinvestment.RU 10 февраля 2012. Картина пушкина
Пушкин в живописи | Блог vladimirov
Продолжаю тему, поднятую несколько дней назад в материале "Пушкин. Кинематограф". Сегодня речь пойдёт об образе великого русского поэта в изобразительном искусстве.
Я подготовил небольшой видеоролик на эту тему.
Пушкин в живописи:
Образ великого русского поэта А.С.Пушкина в картинах художников XIX-XX веков: О.А.Кипренского, И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, П.П.Кончаловского, В.А.Тропинина, Н.Н.Ге, В.А.Серова и многих других. Музыка Г.В.Свиридова "Тройка" из цикла "Метель" в исполнении Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского, дирижер В.И.Федосеев.Художники и при жизни Поэта, и после его смерти охотно обращались к его образу в своём творчестве. Пушкин был представлен ими в разных формах и жанрах - гравюры, художественные портреты, литографии... Мне кажется, что пересказывать в деталях изображённое мастерами на своих полотнах - дело сложное, а главное - неблагодарное. Я решил поступить иначе, просто обратив внимание читателя и зрителя на какие-то моменты, которые привлекли моё внимание. Для этого я мысленно объединил экспонаты этого своеобразного музея в некие группы.
Пушкин - ребёнок.
Авторы произведений (слева направо): Ксавье де Местр, С.Г.Чириков, Е.И.Гейтман, Ю.В.Иванов.Три из четырёх картин (гравюр) были созданы при жизни Александра Сергеевича, тогда ещё Саши Пушкина - в 1801-1802, в 1810 и 1822 годах соответственно. Чёрно-белая гравюра Гейтмана представлена в первом издании поэмы "Кавказский пленник" (1822).
Отдельно можно выделить серию картин под условным названием "Пушкин - лицеист", куда обязательно стоило бы включить наряду с прочими картину И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1915 года" (1911).
Классические прижизненные портреты А.С.Пушкина.
Авторы произведений (слева направо): И.Е.Вивьен де Шатобрен, В.А.Тропинин, О.А.Кипренский, Г.А.Гиппиус, П.Ф.Соколов.Картины написаны в 1826, 1827 (два самых, пожалуй, известных - работы Тропинина и Кипренского), 1828 и 1836 годах.
На мой взгляд, Александр Сергеевич несколько отличается от привычного для нас образа на двух портретах "иностранцев" (условно назову так Вивьена и Гиппиуса).
Не менее классическим считается потрет А.С.Пушкина работы В.В.Матэ, но он создан в 1899 году.
Пушкин за работой или в кругу друзей.
Авторы произведений (слева направо): П.П.Кончаловский, В.Е.Артамонов, Н.Н.Ге.Это более поздние работы (1932, 1953 и 1875 годы соответственно), занявшие достойное место в своеобразной пушкинской галерее.
Пушкин и Петербург.
Авторы произведений (слева направо): Б.В.Щербаков, А.М.Кравчук, И.С.Глазунов, Б.М,Кустодиев.Это произведения разных лет (1949, 2000, 1994 и 1915 годов соответственно), условно объединённые темой "Поэт и Санкт-Петербург".
Отдельной серией можно считать цикл картин о Пушкине великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского (как минимум на одной из них собственно Пушкина изобразил специально приглашённый автором И.Е.Репин).
Александр Сергеевич и Наталья Николаевна.
Трагедия.
Авторы произведений (слева направо): А.А.Наумов, П.Ф,Борель, Д.А.Белюкин.Картины разных лет (1884, 1885 и 1985 годов), объединённые трагической темой, - смертью Поэта. Произведения Наумова и Бореля, созданные через полвека после дуэли Пушкина и Дантеса, давно стали классикой пушкинианы. Написанная через сто лет после этого картина молодого художника Дмитрия Белюкина, на мой взгляд, занимает достойное место в ряду произведений о Пушкине.
В заключение хочу сказать, что при работе над материалом обратил внимание на большое количество новых работ о Поэте. Есть очень интересные. А это означает...
Спасибо за внимание. Искренне Ваш.
×cont.ws
ПУШКИН В ЖИВОПИСИ (ПОРТРЕТНЫЙ ВЕРНИСАЖ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть II.)
Переходим во "второй зал" Пушкинского вернисажа, где собрал я портреты более зрелого поэта, написанные художниками XIX - начала ХХ века. Единственное, что могу сказать, авторы картин, каждый по-своему, видели Александра Сергеевича, тем более, что в галерее всего пара прижизненных портретов. И не везде образ поэта похож на хрестоматийные для нас его портреты кисти Кипренского или Тропинина. Но главное, что мы можем лицезреть поэта на полотнах и рисунках. И пусть он будет разным, непохожим на себя, ведь и в жизни, судя по дневникам, письмам и воспоминаниям современников он был очень разным! ))Кипренский Орест Адамович (1782-1836) Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827 г. Третьяковская галерея
Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Михаил Петрович (1835-1914) Пушкин А.С. 1899 г.
Матэ Василий Васильевич (1856-1917) Потрет А.С. Пушкина (гравюра). 1899 г.
Карл Петер Мазер (Swedish, Carl Peter Mazer, 1808-1884) А.С.Пушкин. 1839 г.
Гиппиус Густав Адольф (1792-1856) А.С. Пушкин.
Линев Иван Логинович (1777-1840) Портрет А.С.Пушкина 1836-37 гг. (??)
Мошин Семен (XIX век) Александр Сергеевич Пушкин. 1862 г.
Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович (Арслан) (1849-1916) Портрет А.С. Пушкина. 1880 г. ГМП
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Пушкин на набережной Невы. 1835 год.Репин Илья Ефимович (1844-1930) Пушкин на набережной Невы. 1835 год. (вариант)Историки пишут, что Илья Ефимович подступался к портрету поэта, начиная с 1880-х годов, написал несколько вариантов, много эскизов и рисунков, последний раз пытался работать над образом поэта уже в 1920-х, но готовой работы, известной всем, как другие картины художника, так и не получилось...
Серов Валентин Александрович (1865-1911) А.С. Пушкин на садовой скамье. 1899 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт Петербург
Юон Константин Фёдорович (1875-1958) Портрет А.С.Пушкина. 1945 г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) А.С.Пушкин на набережной Невы. 1915 г. Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург
Щербаков Борис Валентинович (1916-1995) Пушкин в Петербурге. 1949 г.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) А.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е г. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
Шухаев Василий Иванович (1887-1973) Портрет Пушкина. 1960 г.
Анненков Юрий Павлович (1889-1974) Портрет А. С. Пушкина. 1937 г. Франция
Хижинский Леонид Семенович (1896-1972) Портрет А.С. Пушкина Из альбома "Пушкинские места". 1935 г.
Траугот Александр Георгиевич (род. 1931) и Валерий Георгиевич (1936-2009) Портрет А.С.Пушкина.
Бальзамов Сергей Парменович (1906-1983) А.С.Пушкин. 1950-е гг.
Воробьева Ирина Николаевна (1932-1993) Портрет А.С.Пушкина. 1976 г.
И еще одна галерея пушкинских портретов ждет вас завтра...
parashutov.livejournal.com
Фотография А.С. Пушкина при жизни (7 фото)
В интернете появился снимок и информация о том, что это единственный портрет Александра Сергеевича, сделанный при жизни. Его фотографировал чуть ли не сам Луи Дагер. Ниже описан процесс получения этой фотографии.
Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась сеточувствительным слоем иодида серебра.Так что же это ? Сенсация ? Давайте разбираться ...
Читаем хоть и не истину в последней инстанции но все же Википедию:Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.Или чуть подробнее :Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.
Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.
Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать фотографии с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип. Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны.
А теперь читаем когда умер Пушкин:(27 января) 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался (29 января) 10 февраля в своем доме на Мойке.В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта. Очень маловероятно, что даже если бы и в 1937 году что то начало получаться у Дагера, он сломя голову помчался бы в Россию где до 27 января успел бы сфотографировать Пушкина.Да и самое главное - нет ни одного вменяемого источника, который бы хотя бы приблизительно разъяснил, откуда появилась эта "сенсационная" фотография Пушкина.Ну а кто хочет посмотреть как действительно выглядел Пушкин - пожалуйста:Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни - цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.Или вот еще точнее:
Это его посмертная маска.
А то что на якобы фотографии больше походе ...
ну или на крайний случай на ...
А что вы думаете по этому поводу ?И главное помните, никому нельзя верить, тем более в интернете ! :-)
Источник: masterok.livejournal.comСсылки по теме:
fishki.net
Такой разный Пушкин - 2 (поэт в картинах классиков русской живописи)
Добавить фотоальбом
7 ноября 2011, 11:43Константин Юон "Портрет А.С.Пушкина". 1945. 0
Борис Кустодиев. "А.С.Пушкин на набережной Невы". +1
Кузьма Петров-Водкин "Пушкин в Петербурге" +1
Иван Айвазовский "А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал". 1880. +1
Константин Сомов "Портрет А.С.Пушкина". 1899 +1
Малоизвестная картина Николая Ге «А.С.Пушкин в селе Михайловском» (1875. Холст, масло. На картине, находящейся ныне в Харьковском художественном музее, запечатлена встреча опального Пушкина с Иваном Пущиным. +1
Валентин Серов. "Пушкин в парке". 1899 г. Акварель, карандаш +1
Илья Репин "А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском селе". 1911 +1
Иван Айвазовский и Илья Репин. "Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее. +1
комментариев нет
www.respectme.ru
Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене»: история создания, описание, впечатление
Репин известен на весь мир как талантливейший российский художник. Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене» стала одной из самых знаменитых работ мастера. Списанная с самого поэта, она поражает колоритностью и точностью образа. Картина по праву считается одной из лучших, которые вышли из-под кисти художника.
Об истории появления
История создания картины «Пушкин на лицейском экзамене» удивительна. Несмотря на споры историков, существует очень красивая версия создания данного полотна, которое написано на основе реальных исторических событий и с точностью показывает процесс аттестации учеников лицея в XIX веке. Кроме того, что на картине изображена фигура самого Александра Сергеевича, можно увидеть и фигуру Г. Державина, который так же является значительной личностью для русской классической литературы.
Шел 1815 год, январь. Императорский Лицей, который находился в Царском Селе, планировал проводить экзамены, которые должен был пройти сам Александр Сергеевич Пушкин. Ему на тот момент было всего пятнадцать лет. Поразив всех присутствующих своим талантом, который поэт доказал, рассказав стихотворение «Воспоминания о Царском Селе», экзамен был успешно сдан. Уже после судьи говорили о том, что в стихотворении Александра Сергеевича затронуто все то, что наполняет настоящую русскую душу.
Спустя очень многие годы, лицей праздновал свой юбилей – 100 лет с момента открытия. К этому торжественному событию Репину пришел заказ на написание полотна. Инициаторами заказа выступили члены Лицейского общества. Репин удостоился такой чести потому, что он отличался от других художников своим интересом не только к художественному искусству, но и к литературе.
Несомненный талант Репина
Еще до написания картины «Пушкин на лицейском экзамене», Репин очень любил творчество Александра Сергеевича. Он прочел массу литературы о поэте. Когда заказ был принят, художник с энтузиазмом начал работу над ним. Как вспоминали позднее его друзья и знакомые, он стал настоящим фанатом столь известной и выдающейся личности, как Пушкин. Илья Ефимович прочел всю литературу, которая содержала любой материал из пушкинских воспоминаний о Царском Селе и лицее. Именно это и обусловило такой ажиотаж, который вызвало полотно художника.
Описание картины
«Пушкин на лицейском экзамене» представляет собой большое полотно. Краски, которые использовал мастер, яркие и насыщенные. Вся картина Репина «Пушкина на лицейском экзамене» завораживает своей колоритностью. Множество деталей и на первом, и на втором плане заставляют всматриваться в полотно.
Впечатление по картине «Пушкин на лицейском экзамене» у всех, естественно, разное. Однако положительные отзывы сильно перевешивают те, которые несут негативную оценку полотна.
Что же изображено на полотне?
Картина показывает момент экзамена, когда Александр Сергеевич демонстрировал свой талант перед публикой. Огромный зал Лицея, большие мраморные колонны, черно-белые плиты на полу – все это говорит о богатстве и престиже учебного заведения. На стене висит красивейший портрет императора. Весь зал заполнен людьми в дорогих нарядах и костюмах. Сразу видно, насколько сильно люди интересовались личностью и талантом Пушкина.
Кроме того, по одежде гостей, пришедших на выступление Александра Сергеевича, можно увидеть, что эти люди – типичные представители дворянского населения. Пышные платья дам, дорогие костюмы мужчин – все говорит о богатстве.
В центре зала стоит сам Александр Пушкин в момент представления своего легендарного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Изображен поэт в очень театральной позе – левая нога выдвинута вперед, правая рука вздымается к небу. По выражению, изображенному на лице юноши, можно сказать, насколько эмоционально сам поэт представлял свое творение окружающим.
Слева от поэта изображены дорогие дубовые столы, за которыми восседают экзаменаторы. Среди судей находится так же и личность, которая известна всему миру благодаря своему литературному таланту – Г.Р. Державин. Легендарный поэт настолько удивлен мастерством Пушкина, которому на тот момент было всего пятнадцать лет, что привстал, дабы лучше слышать юное дарование.
Несколько слов о композиции
Говоря о картине Репина «Пушкин на лицейском экзамене», важно сказать, что полотно написано крайне реалистично. Кроме того, оно написано в духе классического стиля. Тем, кто увлекается и разбирается в изобразительном искусстве, сразу ясно, что в картине применен такой прием, как «Золотое сечение». Это видно по тому, как фигура Пушкина изображена в правой части картины. Именно там проходит та самая линия золотого сечения. Кроме того, важно отметить, насколько и левая часть идеально сохраняет свои пропорции. Это можно увидеть, если обратить внимание на расположение Пушкина и Державина и пространство до стены зала. Расстояние от правого края полотна до фигуры Гавриила Романовича разделено на две абсолютно равные части, средняя линия которых проходит сквозь фигуру Александра Сергеевича.
Главным героем композиции, ее центром, является совсем юный поэт. Все свободное пространство лицейского зала принадлежит только ему. Красивейшая, эпичная, запоминающаяся поза Пушкина рассказывает каждому о той гордости, которую чувствует поэт, рассказывая о Царском Селе.
Если говорить о заднем плане, то можно заметить, что ни у одного из присутствующих гостей не видно лица. В глаза бросаются только яркие и богатые одежды, четкие фигуры.
Неоднократные попытки художника
Известен тот факт, что Репину не сразу удалось изобразить Александра Пушкина так, как ему того хотелось. Над полотном он работал несколько лет. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем». Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить абсолютно пустой город.
fb.ru
Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптуры
Имя Александра Сергеевича Пушкина стало знаковым для русской культуры. Искреннее восхищение его личностью и творчеством живо и умножается во времени. Благодаря талантливым творениям известных скульпторов и художников, молодое поколение с уважением созерцает изображения прославленного поэта.
Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты
Многие отмечают неординарность образа поэта. Образ Пушкина в изобразительном искусстве – неисчерпаемая тема для изучения: один и тот же поэт предстаёт перед нами в разных ракурсах, увиденных мастерами в разные периоды жизни этого гения. И благодаря их работам мы имеем уникальную возможность всякий раз знакомиться с новым Пушкиным.
На дворе XXI век, а в пушкинских местах не прекращаются аншлаги: люди с интересом посещают пушкинские вечера и выставки. Состоявшееся в Пушкинских Горах очередное выставочное мероприятие – яркое тому доказательство. Московский государственный музей имени А. С. Пушкина в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Михайловское» способствовал увековечиванию образа поэта в изобразительном искусстве и включил эту ценную экспозицию, состоящую из 130 скульптурных и графических композиций, в глобальный проект, раскрывающий образ Пушкина в изобразительном искусстве. Проект называется "Портреты Пушкина".
Проект "Портреты Пушкина"
Сама по себе выставка уникальна: её посетители не могли не ощутить своё присутствие сразу в двух столетиях: здесь встретились изображения Пушкина, выполненные мастерами - современниками поэта, и работы, созданные после его ухода из жизни. Есть и копии с известных портретов Пушкина неизвестных мастеров (например, «Остафьевская копия»), подтверждающие их истинную популярность во все времена.
Кипренский, Ге, Тропинин, Айвазовский, Серов, Репин, Фомин, Петров-Водкин, Юон, Лактионов, Оссовский, Антокольский… Список имён прославленных художников-портретистов, обращавшихся к образу гения поэтического слога, можно продолжать. Их работы ценны тем, что нет даже отдалённо похожего видения этой выдающейся личности, в чём прослеживается стремление мастеров «прожить» этот образ по-своему, словно сказать: «Это МОЙ Пушкин». Подчёркнутые особенности образа Пушкина в изобразительном искусстве – портретах и скульптурах – приоткрывают созерцателям и черты прожитых эпох. И эта связь времён замечательна по сути своей. Мысль о том, что Пушкин является крепким звеном, связывающим поколения из разных столетий, позволяет гордиться нашими культурными корнями.
Не перестают вызывать восхищение пушкинские силуэты, когда-либо рождавшиеся в руках талантливых скульпторов: Аникушина, Баха, Теребенева, Балашовой и других. Четко схваченные черты лица (и их малейшее возможное изменение), характерные для поэта позы и жесты, даже складки в одежде – всё создаёт ощущение, что Настоящий Пушкин сейчас протянет руку именно вам и заговорит по душам сквозь столетия…
Попытка изображения Пушкина в XXI веке
Рекламным агентам-креативщикам города Алма-Аты одной такой беседы с классиком кажется мало, они пошли далее (вернее, зашли слишком далеко) в идее приобщения казахов к пушкинской теме. Все их земляки, а теперь и все завсегдатаи сети интернет, «помнят чудное мгновенье», когда огромный плакат шокирующего содержания для рекламы увеселительного клуба предстал на перекрёстке улиц Пушкина и Курмангазы: русский поэт и казахский композитор слились в крепком поцелуе… Реакция со стороны интеллигенции на содеянное оказалась разноречивой: скептики возмущены и осуждают авторов за попытку посягнуть на святое, оптимисты видят хоть и неудачный, но значимый шаг к объединению культур двух народов, и даже разных видов искусств.Что это: отсутствие должного уровня интеллигентности, дерзкий вызов классическим традициям или просто гениально-нестандартное мироощущение?.. Содержание созданного постера, конечно, низкой пробы, но он вновь демонстрирует неравнодушие к пушкинской теме (заметим, даже не на русской почве)! Остаётся верить, что разнонациональное (иногда поверхностное) знание обо всём пушкинском всё же научится гармонично уживаться с глубоким уважением и к личности, и к поэтическому наследию русского классика.
«Пушкин жил! Пушкин жив! Пушкин будет жить!»
Вообще проявление описанных выше культурных «взрывов» становится закономерным и периодическим: попытка «сбросить с корабля современности» Пушкина и его соратников по перу в начале XX века уже предпринималась футуристами. Почему бы не покреативничать и в начале двадцать первого? Каждый, чувствующий в себе «зародыш» творца, имеет право на звучное слово! Вот только время за всех само решит, какое из «вымученных шедевров» является истинным произведением искусства, а какое оказалось случайным в творческой истории. И это справедливо: все футуристические и рекламно-креативные нападки на уникальное пушкинское наследие обречены на поражение. Так и хочется выкрикнуть в их адрес возражение в их же духе: «Пушкин жил! Пушкин жив! Пушкин будет жить!»
Образ Пушкина в изобразительном искусстве: детские рисунки
Неспроста в детях видится светлая надежда на счастливое будущее, которое они смело и искренне рисуют на белых листах бумаги. Результаты ежегодно проводившихся городских, краевых, всероссийских и международных детских художественных конкурсов на пушкинскую тематику вселяют надежду на сохранение культурных традиций в последующих поколениях.
Детские портретные рисунки по мотивам художественных произведений А. С. Пушкина – настоящие откровения. Изображая на бумаге полюбившийся фрагмент стихотворения, сказки или портрет поэта, ребёнок словно признаётся: «Вот он какой, МОЙ Пушкин, так вижу его я, и я рад, что ОН у меня есть!»
Рисунки детей удивляют богатой цветовой палитрой и замыслом, а порой – даже выбором книги, которая иногда, случается, совсем не по возрасту юного художника. Заслуживает особого уважения, к примеру, работа пятиклассника, выполненная по мотивам «Пиковой дамы» или «Бориса Годунова», в которой уже угадывается и серьёзное отношение к действительности, и глубокое уважение к поэзии, и вдумчивое прочтение «взрослого» произведения.
Сотни детей, ежедневно читающих одинаковые книги Пушкина, создают сотни неповторяющихся рисунков по пережитым ими фрагментам. Пушкинский источник творческих идей неисчерпаем: их будет вдоволь и детям детей, и внукам детей. По выставкам детских рисунков можно бродить часами и читать без слов понятные пушкинские эпизоды: вот глупый поп в нелепой попытке обмануть хитрого работника Балду, вот Салтаново царство с его увлекательной историей, а вот три девицы под окном со своими мечтаниями…
Дети разных национальностей из сотен городов и сёл присылают на конкурсы тысячи творческих работ, выполненных карандашом и акварелью, фломастерами и гуашью. Они с интересом воплощают свои идеи в реальность и самостоятельно, и с помощью родителей или учителей, бабушек или дедушек, сестёр или братьев. Полюбившиеся пушкинские мотивы продолжают сближать людей разных возрастов в творческом порыве.
Образ, запечатлённый в памятниках
Сегодня трудно себе представить какой-либо цивилизованный город, в котором не увековечен образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты, скульптуры - все говорит о том, что великий поэт не забыт. В честь гения названы улицы, парки, музеи, библиотеки и даже торговые центры!
По всей России рассредоточены скульптурные изображения Пушкина, исчисляющиеся сотнями, причем каждый скульптор по-своему воссоздал образ Пушкина. В изобразительном искусстве скульптуры знаменитого поэта многочисленны и популярны. Стоит побывать в Царском Селе, где посетителя встретят сразу три скульптуры Пушкина, символизирующие разные этапы жизни и творчества поэта. Именно здесь промчались лучшие годы юности и творческого взросления будущего светоча русской поэзии. Бронзе и граниту выпала высокая честь увековечить живые черты Пушкина.
Скульптуры зарубежных мастеров
Не всегда такие изображения русского поэта принадлежат русским скульпторам. Так, известная статуя Пушкина, некогда приобретённая императором Николаем Вторым, имеет французское происхождение: её выполнил мастер Л. Бернштам. Впоследствии статуя украшала вестибюль царскосельского лицея и связана с появлением названия города – Пушкин. После Великой Отечественной войны этот памятник подлежал глубокой реставрации: в нём устранили около 142 выбоин от фашистских выстрелов по бронзовой мишени.
С чем ассоциируется великий писатель у русского народа?
Образ Александра Сергеевича Пушкина в изобразительном искусстве в мирное время у русского культурного человека вызывает лишь светлые эмоции. Да и как не почувствовать себя причастным к русской интеллигенции, сидя в сквере в обществе романтичного, безгранично любящего жизнь Александра Сергеевича! Он, словно не желая оставлять надолго, встречает нас возле школ и музеев, в городских парках, на центральных площадях, рядом с музеями и библиотеками.
Скульпторы любят изображать Пушкина в задумчивой, но непринуждённой позе, с пером и тетрадью в руках, сидящим на скамье с мечтательным дружеским взглядом. Наблюдая творческий порыв, запечатлённый в бронзе или камне, веришь, что вот сейчас, прямо здесь, из-под пера гения на свет появится ещё один не дописанный при его жизни шедевр.
Разве можно после этого не восхититься безграничными возможностями истинного, классического, изобразительного искусства!
fb.ru
Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX веков
Новая выставка из собрания музея открыта в Государственном музее А. С. Пушкина с 10.00Государственный музей А. С. Пушкина, 10 февраля 2012Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Новая выставка в Государственном музее А. С. Пушкина «Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея А. С. Пушкина» открывается сегодня, 10 февраля, в День памяти А. С. Пушкина (175 лет со дня гибели поэта). Выставка открыта в свободном доступе, без вернисажа, с 10.00.
Трудно назвать имя большого художника России XIX — XXI веков, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина. Свой вклад в иконографию поэта внесли О. А. Кипренский и В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский и Н. Н. Ге, И. Е. Репин и В. А. Серов, М. М. Антокольский и П. П. Трубецкой, В. А. Фаворский и А. И. Кравченко, К. С. Петров-Водкин и А. А. Пластов, М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, К. Ф. Юон, В. Н. Горяев, В. И. Шухаев, Н. П. Ульянов, В. Е. Попков, П. П. Оссовский, И. П. Обросов и многие другие.
В собрании Государственного музея А. С. Пушкина насчитывается около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют прижизненные портреты Пушкина. Одним из наиболее ценных экспонатов является копия портрета Пушкина с оригинала О. А. Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П. А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из Остафьево — подмосковной усадьбы Вяземского.
Среди прижизненных портретов поэта, представленных на выставке, — гравюра Е. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника», и гравюра Н. И. Уткина с оригинала О. А. Кипренского, размещенная на фронтисписе издаваемого А. А. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год».
Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, — писал о ней Репин, — что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».
В многочисленных воспоминаниях о Пушкине, появившихся в печати после его смерти, современники стремились не только запечатлеть внешний облик поэта, но и показать его духовную красоту. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал свои автопортреты. Рисованные для себя и не предназначенные для широкой публики, они получили известность и были оценены лишь столетие спустя. Некоторые из них также представлены на выставке. Включены в состав выставки и прижизненные стихотворные обращения к Пушкину его друзей — В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова.
Большую часть иконографии Пушкина, хранящейся в музее, составляют работы художников второй половины XIX — начала XXI века. Эти ретроспективные изображения были созданы на основе изучения прижизненных натурных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии. Все они — плод воображения и несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно.
«Первой удачной и любопытной попыткой создать воображаемый портрет Пушкина» по праву считается офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, созданный им в 1880 году под влиянием речи Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве. Также на выставке можно видеть работы В. В. Матэ, В. Н. Масютина, М. В. Добужинского, В. А. Фаворского, К. С. Петрова-Водкина, В. И. Шухаева, Н. В. Кузьмина, Т. А. Мавриной, А. З. Иткина и других художников. Наибольшее количество портретов Пушкина было связано с юбилеями 1937, 1949, 1987 и 1999 годов. Многие из них представлены на выставке.
Отдельный раздел выставки представляют изображения Пушкина в печатных изданиях. Еще при жизни поэта растущая популярность Пушкина сказалась на интересе читателей к его личности, что положила начало целому ряду изображений поэта в книгах и журналах. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П. В. Анненкова (1855) послужила знаменитая гравюра Н. И. Уткина. В 1899 году П. П. Кончаловский (отец художника П. П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, братьев А. М. Васнецова и В. М. Васнецова, К. А. Коровина и С. А. Коровина и многих других. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В. А. Серовым. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение. В произведениях Пушкина, издававшихся огромными тиражами, портреты поэта создавались как знаменитыми, так и малоизвестными авторами, работы которых представлены на выставке.
С конца ХIХ века Пушкин становится героем различных художественных произведений — рассказов, повестей и романов, пьес (таких, например, как пьеса К. Г. Паустовского «Наш современник (Пушкин)» и М. А. Булгакова «Последние дни (А. С. Пушкин)».
Портретный ряд выставки блестяще дополняют избранные комментарии известных людей к тем или иным изображениям поэта и строки из поэтических посланий, обращенных к А. С. Пушкину.
Источник: пресс-релиз Государственного музея А. С. Пушкина
artinvestment.ru