Ай Вэйвэй - бунтарь коммунистического Китая. Вэйвэй ай картины
Ай Вэйвэй - бунтарь коммунистического Китая
Этого художника называют главным китайским оппозиционером, его имя стоит на первом месте в списке ста самых влиятельных арт-персон мира, а его бунтарские работы обсуждают на всех перекрёстках. Принадлежавшую ему мастерскую в Шанхае разгромили представители полиции, самого художника скрутили прямо в аэропорту и запретили покидать пределы Китая.
А имя Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) стало в стране символом провокации и скандала.
Его отец шестнадцать лет чистил общественные туалеты. И работал так, что умудрялся обычные деревенские сортиры превращать чуть ли не в произведения искусства. Ай Вэйвэй сначала освоил это ремесло, а затем отправился обучаться анимации в Пекинской киноакадемии. А потом он стал самым дерзким, самым непредсказуемым и самым культовым художником Китая. Каждая его работа – не просто впечатляющая инсталляция в рамках современного искусства, любое его произведение – словно плевок в лицо лжецам, глупцам и невеждам. Площадки, на которых он выставляет свои неоднозначные творения – это не выставочный зал, а ринг, на котором он борется с несправедливостью этого мира.
Казалось бы, всего лишь горы хлама, тряпок и случайный набор предметов: огромный светильник, круг из велосипедов, «толпа» табуреток, карта мира из одежды и так далее. Но все эти привычные вещи в интерпретации Ай Вэйвэя выглядят вызывающе и доходчиво дают понять зрителям, что именно автор имел в виду.
Художник разбил бесценную урну династии Хань, нарисовал на древней вазе логотип Кока-Колы и превратил антикварную мебель в кучку досок и щепок: он оскверняет реликвии и делает них арт-объекты и перфомансы. Этот человек неоднократно бросал вызов властям. Одна из самых скандальных работ – огромная инсталляция, посвящённая Сычуаньскому землетрясению в 2008 году. В ней использовано девять тысяч школьных рюкзачков, из которых составлена фраза, принадлежащая матери одной из погибших девочек: «Она прожила счастливо семь лет в этом мире». Помимо инсталляции, Ай Вэйвэй провел собственное расследование последствий землетрясения и опубликовал шокирующие данные в своем блоге.
Среди культовых работ провокатора – «Семена подсолнуха»: зал, пол которого усыпан маленькими фарфоровыми семечками, расписанными вручную. Другое его знаменитое творение называется Pillars и представляет собой лес из ваз огромного размера. Все желающие могут побродить по нему. Самым же известным его произведением является стадион в Пекине, построенный к Олимпийским играм-2008. Ай Вэйвэй выполнил его в форме птичьего гнезда. Рассказ о его дерзких инсталляциях можно продолжать бесконечно, ведь каждая его работа – это повод задуматься и посмотреть внимательнее вокруг себя.
artifex.ru
Ай Вэйвэй | Art Узел
Родился 28 августа 1957 в Пекине, Китай. Современный китайский художник и архитектор, куратор и критик, основатель и директор «China Art Archive & Warehouse». В рейтинге за 2011 год «Сто самых влиятельных персон в арт-мире», составляемом журналом «Art Review», Ай Вэйвэй занял первое место. По версии журнала «Time», он занимает 24-ю строчку в списке самых влиятельных людей мира.
С 1958 по 1978 год Ай Вэйвэй жил в Синьцзяне. В 1978 году поступил в Пекинскую киноакадемию, где обучался анимации. Стал в 1980 году одним из основателей арт-группы «Звезды».
В 1981 году бежал в США, опасаясь преследования со стороны властей. В 1982 году поступил в нью-йоркскую Школу дизайна «Парсонс». С 1981 по 1993 год жил в США, преимущественно в Нью-Йорке. Наибольшее впечатление на Вэйвэя в США произвели поп-арт и концептуализм.
В 1993 году вернулся в Китай из-за болезни отца. В 1994 году основал «China Art Archives and Warehouse» в Пекине. В 2003 году стал специальным экспертом по дизайну национального олимпийского стадиона олимпийских игр 2008, в сотрудничестве с Herzog & de Meuron. Живёт и работает в Пекине, Китай.
Предпринял собственное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения 2008 года. Публиковал в своем блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, вследствие которой в первые минуты катастрофы разрушились десятки плохо построенных школ. Ай Вэйвэй был жестоко избит полицией за то, что попытался выступить на суде в поддержку обличавшего сычуаньскую администрацию правозащитника.
Вэйвэю запрещено покидать Китай, а его мастерская в Шанхае снесена по распоряжению местных властей. В 2011 году в пекинском Центре современного искусства Улленса (UCCA) отменили проведение первой в стране крупной ретроспективы Вэйвэя.
В марте 2011 года было объявлено о переезде Вэйвэя в Берлин в связи с политическими репрессиями.
3 апреля 2011 года в пекинском аэропорту перед посадкой в самолет, на котором Ай Вэйвэй собирался вылететь в Гонконг, художник был арестован двумя полицейскими, которые заявили сопровождавшим Ай Вэйвэя, что у художника появились «другие дела» и он никуда не полетит. Также на время обысков на несколько часов были задержаны жена художника Лю Цин и восемь его сотрудников, были обысканы дом, студия и галерея художника. Полиция изъяла компьютеры и другие цифровые устройства. С 4 апреля запросы с именем художника в китайских интернет-поисковиках были заблокированы.
С требованием освободить Ай Вэйвэя 4 апреля выступили представители мирового арт-сообщества, среди которых директор Галереи Тейт Николас Серота, скульпторы Энтони Гормли и Аниш Капур, близкий друг Ай Вэйвэя Олафур Элиассон. 5 апреля США потребовали от Китая немедленно освободить художника и диссидента Ай Вэйвэя.
Официальное заявление появилось лишь 7 апреля 2011 года: государственное информагентство «Синьхуа» обнародовало сообщение о том, что «Ай Вэйвэй находится под законным следствием и подозревается в неких экономических преступлениях».
Музей Гуггенхайма создал онлайн-петицию с призывом освободить Ай Вэйвэя. Эту инициативу поддержали также нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), Лос-анджелесский музей искусства, Институт искусств Миннеаполиса и мн. другие. На 12 мая 2011 года эту петицию подписали боле 130 000 человек.
17 апреля 2011 года в поддержку арестованного художника была проведена Всемирная акция «1001 стул для Ай Вэйвэя». В ходе акции люди будут приходить со своими стульями к посольствам Китая в мировых столицах (Нью-Йорк, Стокгольм, Лондон, Париж, Бостон, Берлин, Афины, Москва и др.) и в течение часа будут молча сидеть перед зданиями посольств.
23 апреля 2011 года на улицы Гонконга в поддержку Ая Вэйвэя вышли больше тысячи протестующих. На стенах зданий Гонконга начали появляться портреты Ая, выполненные неизвестными уличными художниками, которых уже ищет полиция.
В начале мая 2011 года в поддежку Ай Вэйвэя с официальным заявлением выступили Фонд Энди Уорхола и Фонд Роберта Раушенберга.
В мае 2011 года английская ежедневная газета «The Times» начала кампанию солидарности с Ай Вэйвэем. Газета начала публиковать заявления известных людей с требованиями немедленного освобождения художника из заключения. Одними из первых стали Дэмиен Херст и Аниш Капур.
22 июня 2011 года был освобождён с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья». Сторонники Вэйвея считают, что Пекин попытался «сохранить лицо» в канун начинающихся в ближайшие дни визитов премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Берлин, Лондон и Будапешт.
Творчество.
Искусство Ай Вэйвэя формально часто опирается на утопические амбиции «нового мира» конструктивизма. При этом, художник создает тонкие политические произведения, которые занимают критическую позицию в отношении радикальных изменений, происходящих в Китае. Эклектичная и энергичная деятельность Ай Вэйвэя охватывает широкое поле в области искусства и культуры — от кураторской деятельности и руководства «China ArtArchive & Warehouse» до работы архитектора-консультанта «Птичьего гнезда» (олимпийского стадиона в Пекине), при этом художник активно выставляется по всему миру. Название его компании — «Fake Design» напоминает о репутации Китая как страны подделок. Но Ай Вэйвэю оно нравится также потому, что китайское произношение звучит как английское ругательство.
Ай Вэйвэй был основателем и членом группы художников, которые называли себя «Xing Xing» или «Звезды». В 1979 художники выставили их работы на тротуаре перед художественным музеем в Пекине. Полиция закрыла выставку на второй день. После возвращения в Китай в 1993 Ай Вэйвэй обратился к элементам традиционной китайской культуры в своем творчестве, используя национальный символизм в провокационной манере. Художник начал создавать себе имя, портя бесценные китайские артефакты. Он разбирал антикварную мебель и затем собирал из неё странные нефункциональные объекты. Для одной из своих работ он позволил урне династии Хань упасть на землю и разбиться. Другой объект национальной гордости также был испорчен — он нарисовал на древней вазе логотип Coca Cola. Ай Вэйвэй часто использует керамику в творчестве. Керамическое искусство сильно связано с китайской культурной самобытностью. Одна из его работ, Pillars (2006—2007) — лес из ваз большого размера, среди которых посетители могут прогуляться.
На выставке «Документа» в 2007 Ай Вэйвэй представил масштабный проект, названный Fairytale, для которого художник оплатил приезд из Китая в Кассель 1001 читателю своего блога, снабдил их всем необходимым собственного дизайна, от чемоданов до койкомест в импровизированных хостелах, и задокументировал сказочное путешествие бедных соотечественников, даже не мечтавших побывать на Западе, в фотографиях и видео. Помимо 1001 китайца, которые получили шанс впервые побывать в Европе, Ай Вэйвэй купил 1001 стул династии Цин, которые можно было обнаружить на всей выставочной площади «Документы».
Forever (2003) — большая и в то же время невесомая скульптура, сделанная из самых полезных объектов китайской повседневной жизни — велосипедов. 42 настоящих китайских велосипеда (были сделаны в 1940 и до сих пор производятся в Шанхае) собраны в круговую инсталляцию, своего рода памятник бесконечному движению и редимейду Дюшана.
Descending light (2007) — огромный светильник, который занимает почти всю комнату в галерее. Произведение состоит из 60000 красных кристаллов. Светильник не свисает с потолка, он будто бы упал на землю и лежит, все ещё светясь, изогнувшись на полу. Красный свет ассоциируется в Китае с коммунизмом и традиционным китайским праздником. Descending light является частью серии световых скульптурных форм, которую Ай Вэйвэй начал в 2002 с работы Chandelier, созданной для Триеннале Гуанчжоу.
Произведение «Worldmap» состоит из 2000 слоев одежды, аккуратно вырезанных в форме карты мира. Для создания «Worldmap» понадобилось много рабочих рук — преднамеренный шаг со стороны Вэйвэя, который хотел подчеркнуть статус Китая, как место с неисчерпаемым количеством дешевой рабочей силы в швейной и текстильной промышленности.
Проект, открывшийся в октябре 2010 года в Турбинном зале лондонского музея Тейт Модерн, представляет собой 100000000 семян подсолнечника, ровным слоем рассыпанных по полу Турбинного зала. Семена вручную изготовлены из фарфора и раскрашены. Над их изготовлением трудилось 1600 китайских рабочих. По ковру из семечек разрешалось ходить посетителям музея, но вскоре после открытия выставки «хождение по фарфору» было прекращено: это создавало много фарфоровой пыли, опасной для здоровья.
Источники: galerieursmeile.com
artuzel.com
формы сотрудничества — журнал «Искусство»
Сын репрессированного в годы «культурной революции» поэта, можно сказать, потомственный диссидент, Ай Вэйвэй с детства привык относиться к искусству как к форме эскапизма, внутренней эмиграции — и, по его словам, с удивлением замечал, как из года в год его собственное искусство становится всё более политизированным и социально активным. Важнейший компонент художественной практики Ай Вэйвэя — сотрудничество с писателями, дизайнерами, кураторами, кинематографистами, ремесленниками и архитекторами, а также — через его блог — с более широкой аудиторией. Его проекты не ограничиваются миром искусства, многие из них — реакция на насущные проблемы китайского общества: функционирование автократической власти, исчезновение памятников культуры, несоблюдение прав человека и примитивизация жизни людей. Казусы гражданского общества напрямую касаются и самого художника: дом Ай Вэйвэя уже долгое время находится под наблюдением, а в этом году он даже провёл почти три месяца под арестом «по подозрению в экономических преступлениях».
Ай Вэйвэй. Фонтан света, 2007
Сталь и стеклянные кристаллы на деревянной основе
Права на изображение принадлежат художнику
Под ногами
В 2002 году Ай Вэйвэй начал большую серию фотографий «Временные пейзажи» (2002—2008). На них — «зачищеные» под строительство участки в разных городах Китая, особое пространство между прошлым и будущим, лишённое материальных объектов и деятельности, и, как отмечает Ай, «пустое, потому что никто не говорит ни слова, никто не спрашивает, кто стоит за всем этим; как стало возможно, что в коммунистической стране, где земля теоретически принадлежит народу, народ не имеет на эту землю никаких прав — это очень краткий момент, но именно сюда никто не хочет смотреть. Здесь стоит знак вопроса, огромная, огромная пустота. Прошлое печально, но и то, что приходит ему на смену, тоже печально. Ситуация уникальна, это пустота со множеством вопросов, однако люди не хотят замечать её и поднимать эти вопросы" i .
Здесь стоит знак вопроса, огромная, огромная пустота. Прошлое печально, но и то, что приходит ему на смену, тоже печально
Ай не ностальгирует, он акцентирует взгляд на бесцельном разрушении чьих-то домов ради выгоды власти и к ней приближённых. Горькая ирония: в 1949 году землю в Китае отобрали у землевладельцев и отдали народу под управлением государства. Теперь ту же землю продают на аукционах брокеры с разрешения и в сговоре с государством. Словно блуждая между моментами создания и разрушения, по очереди выхватывая картины строительства или же уничтожения, фотографии пейзажа обнаруживают нестабильность вещей, и более того — насколько мера ценности зависит от прихоти тех, кто находится у власти i .
Парадоксы китайского культурного наследия символически представлены в «Сувенир из Пекина"/"Настоящее Пекина» (Beijing Present, 2002). В каждую из пяти шкатулок (они сделаны из фрагментов снесённых храмов династии Цин) художник положил кирпич из разрушенных домов. Старые кварталы длинных узких улиц, «хутун», сровняли с землёй, чтобы освободить место для коммерческой недвижимости, массового жилого строительства и для кольцевых дорог вокруг центральной оси Запретного города. На первый взгляд, произведения Ай Вэйвэя функционируют как некие реликвии-напоминания о «теле», которое обрело вечный покой. Неоднозначность английского слова present («настоящее» и «подарок») предлагает и альтернативное прочтение: как это разрушение может стать подарком кому-либо, кроме тех, кто наживается на разрушении чужих домов? Разумеется, и само произведение художника в этой ситуации включает подарок из прошлого.
Великое культурное богатство и материальная история континентального Китая легкомысленно разрушаются и разворовываются в процессе образования нового государства на руинах, созданных его же собственными усилиями. Сейчас процесс экспроприации завуалирован масштабным государственным строительством музеев. Но это лишь маскирует общее разрушение по всей стране и свидетельствует о переходе к управлению материальной культурой нации как госсобственностью, которая используется государством независимо от его эстетической или исторической ценности. Тема грабежа и разрушения красной линией проходит через всю китайскую историю, и Ай Вэйвэю удалось исследовать то, как она преломляется в наши дни.
Великое культурное богатство и материальная история континентального Китая легкомысленно разрушаются и разворовываются в процессе образования нового государства
В 2003—2005-м годах Ай выполнил целую серию инсталляций, из которых наиболее известны «Ноги» и «Руки» (2003). Первая — десять ног буддийских статуй эпохи династии Северная Вэй (386—534 годв), а вторая — двенадцать рук буддийских статуй того же периода. Ай закрепил приобретённые на антикварном рынке фрагменты статуй на каменные и деревянные постаменты и устроил некое подобие музейной экспозиции. Части предметов культа анонимны и лишены ритуального характера. Это фрагменты, остатки, они обозначают собой нехватку, неполноту, находясь в метонимической связи с отсутствующим телом. Ай, спасая их и помещая на постаменты, в неявной форме поклоняется этим ногам и рукам как знакам достоинства народного труда, в отличие от головы, символа силы и власти.
Между правосудием и законом
В 2003 году Ай Вэйвэй углубляется в разработку своей концепции о первичном элементе, из повторения которого, как из кирпичей, выстраивался бы новый смысл. Конструкция из велосипедов «Велосипеды навсегда / Велосипеды Forever» (Forever Bicycles, 2003), на первый взгляд, — игривая абстракция, возникшая вследствие лишения объекта его функциональности. Тем не менее, аллюзия с названием известной марки велосипедов Forever позволяет также прочесть эту скульптуру как преобразование «символического объекта китайской жизни в винтик гигантской геометрической структуры, остроумно лишённый какого-либо содержания" i . Ай Вэйвэй был глубоко захвачен трагическим инцидентом с Ян Цзя. Полицейский остановил ехавшего на велосипеде молодого человека, и Ян Цзя смог в ответ только спросить полицейского, почему он остановил среди сотен других велосипедистов именно его. Его отвели в полицейский участок в Цзян-Лу и продержали там всю ночь. По словам Ян Цзя, полицейские оскорбляли и били его во время допроса. Позже он подал на полицию в суд — за злоупотребления, однако встретил мощное полицейское противодействие. В этот момент Вэйвэй исполнил новую версию работы, названную просто «Велосипед» (2008), где собрал велосипеды в некую иерархическую структуру. Взмывающая вертикально вверх на высоту 12,5 м инсталляция как будто балансирует, оторванная от стабильной точки опоры.
1 июля 2008 года Ян Цзя напал на полицейский участок, в котором его держали, убил шестерых и ранил троих полицейских. На суде его адвокаты пытались доказать, что он был невменяем, хотя сам Ян Цзя объявлял, что не является психически больным — таковыми были те, кто его бил. Его признали психически здоровым и вынесли смертный приговор.
Ай Вэйвэй. Велосипеды навсегда, 2003
42 велосипеда
Права на изображение принадлежат художнику
Для власти или для народа?
Один из самых значительных проектов Ая Вэйвэя — сотрудничество с архитектурным бюро Херцог и де Мёрон по разработке проекта олимпийского стадиона. Проект был запущен в конце 2003 года, а окончилось стротельство накануне открытия летних Олимпийских игр 2008 года i .
Приступая к работе над проектом, Херцог и де Мёрон ставили перед собой цель разработать стадион, который стал бы воплощением концепта «олимпийского парка» — как часть городского публичного парка, то есть построить здание, которое после Олимпиады станет общественным пространством. Херцог отмечал, что государственные заказчики всё больше предпочитают строить стадионы, а не музеи, поскольку именно стадионы могут дать импульс преобразованию городской среды. Один из ярких примеров этого — Барселона, где олимпийское строительство способствовало обновлению города и улучшению качества общественного пространства. Архитекторы хотели свести к минимуму усиление политической власти и государственного контроля — тех опасностей, что часто сопровождают модернизацию или перестройку городских районов. И они, и Ай Вэйвэй рассматривали стадион в Пекине не как государственный монумент, а как живую форму, которая предназначена для использования (пусть и не владения) обычными людьми.
Однако стадион прославился задолго до завершения строительства — прежде всего как символ нации и Пекина как резиденции центральной власти. Именно способность китайского государства не просто заказать всемирно известной архитектурной фирме проект национального стадиона, но и организовать его признание во всём мире в качестве национального символа, оказалась одним из главных факторов, повлиявших на строительство стадиона. Он был призван олицетворять олимпийский девиз «Один мир — одна мечта» и стать бриллиантом в короне китайского государства, оправдывая его способ управления и строгий надзор над развитием нации.
Несмотря на такое изменение смысла проекта, и архитекторы, и Ай Вэйвэй не оставляют надежды, что стадион может послужить катализатором процесса дальнейшего раскрытия общества и стать «выражением радикальной свободы" i . В опубликованной беседе с Жаком Херцогом Ай Вэйвэй отмечает, что он видит, как стадион становится «частью природы — ведь Китай обладает традицией глубоко ценить всё, что связано с естественными, природными состояниями, как, например, уступ скалы или прогулка в саду». Он говорит о заложенном в стадионе потенциале стать общественным пространством — таком, куда люди с готовностью придут, чтобы побыть вместе i . Ай Вэйвэй видел стадион не как архитектурную икону или символ глобальной державы, скорее, стадион представлялся как структура свободы.
Ай Вэйвэй. Шаблон, 2007 До разрушения
Деревянные окна и двери из разрушенных домов династий Мин и Цин (1368—1911), деревянное основание. Проект для 12 фестиваля «Документа» в Касселе, Германия
Права на изображение принадлежат художнику
Ай Вэйвэй. Шаблон, 2007 После разрушения
Деревянные окна и двери из разрушенных домов династий Мин и Цин (1368—1911), деревянное основание. Проект для 12 фестиваля «Документа» в Касселе, Германия
Права на изображение принадлежат художнику
Ай Вэйвэй. Сувенир из Пекина / Настоящее Пекина, 2002
Кирпичи из демонтированных в хутунах домов и коробки, сделанные из железа и дерева (древесины из Тиели) из демонтированных храмов династии Цин (1644—1911)
Права на изображение принадлежат художнику
Ай Вэйвэй. Олимпийский стадион, 2005—2008
Цветная печать. Размеры варьируются
Права на изображение принадлежат художнику
Демократизирующие сказки
В начале 2007 года Ай Вэйвэй сделал работу для галереи Тейт в Ливерпуле «Фонтан света», которая символизировала неоправдавшиеся надежды на создание коммунистического государства. Эта скульптура высотой 7 м, установленная посреди бассейна с водой, состоит из спиралей света. «Спираль — динамическое движение вверх, уходящее в никуда… форма памятника опровергает тот самый интеллектуальный идеал, который она должна была символизировать: по иронии, она становится метафорой того, как сила в итоге обрушивается сама на себя, поскольку романтические чувства, с которыми вечно конфликтует рациональный разум, всегда разрушают его самого" i .
Конструкция скульптуры Ая напрямую отсылает к знаменитому архитектурному проекту — памятнику III Интернационалу Владимира Татлина (1919—1920). Супрематист и конструктивист, Татлин придал формальное выражение утопическим идеалам коммунизма, руководствуясь эстетическими и духовными принципами, воплощёнными в государстве. Ай Вэйвэй следует модели Татлина, но, создавая спираль, уходящую в никуда, он предъявляет модель, которая обращена против себя самой. В какой-то момент «Фонтан света» имел подзаголовок «В работе» (Under Construction), характеризуя свою действующую структуру как «вывинчивающуюся из одного и ввинчивающуюся в другое»: результат принципиально недостижим, но продолжает манить, как и несбыточные обещания коммунизма.
Когда Ая попросили разработать проект для кассельской «Документы 12», он предложил назвать его «Сказка» (2008). Трёхчастный проект отвечал на три главных вопроса, сформулированных куратором «Документы»: «Является ли современность нашей античностью?», «Что такое голая жизнь?» и «Что делать?»
В рамках проекта в Кассель бесплатно привезли 1001 рядового китайца. Для Ая это был, по сути, 1001 отдельный проект, поскольку «каждый человек получал свой собственный независимый опыт». Все гости заполнили анкету из 99 вопросов и документировали на камеру своё путешествие с момента подготовки и до возвращения в Китай. «Всё это стало совершенно необычным опытом в жизни каждого из них" i . Каждая стадия этого проекта, от приглашения до визовой поддержки, покупки билетов и строительства временных жилищ, требовала тщательного надзора и планирования. Ай Вэйвэй рассказывает: «Как сделать так, чтобы у них были абсолютно корректные условия для путешествия и существования на этой «Документе» и в качестве зрителей, и в качестве части самого проекта? Я вижу весь процесс как собственно произведение искусства. Я вижу их надежды, что их беспокоит, что их мучает… как они ждут, предвкушают… потом мечтают, потом воображают, а потом… возможно, удивляются" i . Стремление осознать каждый момент «этого процесса заставило людей по-настоящему понять, что значит быть мужчиной или женщиной как отдельной единицей и частью нации: для этого нужно пройти через целую систему, и система эта может быть простой или сложной" i . Собирая вместе обычных людей со всего Китая, данное произведение в буквальном смысле «делает их китайцами». Можно даже сказать, что китайское искусство и состоит в том, чтобы «быть китайцем».
Можно сказать, что китайское искусство и состоит в том, чтобы «быть китайцем»
Участники жили вместе на протяжении месяца в домах, построенных по эскизам Ая и его команды дизайнеров. Единственное, что от них требовалось — дать интервью художнику до, во время и после выставки, по возвращении в Китай. Путешествие за границу — это по-прежнему почти недоступная мечта для простых граждан Китая. Поездка в Кассель стала уникальным опытом для них и как для коллектива, и как для отдельных лиц. Участие в этом проекте глубоко преобразило их восприятие мира и их самих, а также наделило их новой ролью по возвращении, когда они стали делиться своим опытом «китайцев за границей» с другими, и тем самым символически расширяли понимание того, что значит быть китайцем.
Ай Вэйвэй. Сказка, 2007
1001 китайский посетитель фестиваля «Документа» в Касселе, Германия
Права на изображение принадлежат художнику
Второй проект — инсталляция из 1001 стула эпохи поздней Мин и Цин в различных выставочных пространствах. Легко переносимые и удобные для использования в общественных помещениях, стулья задумывались как «станции рефлексии» для «1001 китайца», жителей Касселя и гостей выставки. «Кассель — это место, где люди собираются, живут и словно испаряются, как только выставка закончилась, — говорит художник. — Мне кажется, прошлое и будущее, эти две действительности, одновременно внутренние и внешние для каждого человека, интегрируются в самых различных формах и возможностях, делая каждую личность уникальной, давая ей собственную жизнь, окружение, возможности… Все эти мифы и стереотипы о Востоке — Западе или даже страх будут здесь же, под луной, на той стороне улицы, и они встретятся. Сейчас вокруг Китая столько шума. Это ведь касается 1/5 населения мира. По поводу этой страны существует множество фантазий и страхов. По-моему, самое время, чтобы все эти фантазии о жизни и искусстве смогли встретиться" i . Третьим и последним проектом стал «Шаблон», состоящий из 1001 деревянной оконной или дверной рамы эпохи поздней Мин и Цин из области Шаньси на севере Китая, где были разрушены целые древние города и деревни. Художник собрал все эти детали, соединив их таким образом, что получилась вертикальная конструкция с восьмиконечным основанием, в центре которой образовался пространственный объём, своими очертаниями напоминающий традиционный китайский храм. Ай так прокомментировал свою работу: «Для меня сам храм — вы знаете, я нерелигиозен — это место остановки, где можно подумать о прошлом и будущем, это пустое пространство. Выбор места, а не сам по себе материальный храм, свидетельствует о том, что настоящий в физическом смысле храм не здесь, он создаётся из остатков прошлого" i . «Шаблон» рухнул во время бури, которая обрушилась на Кассель — по иронии судьбы это незапланированное событие, безусловно, находилось в согласии с мыслями Ая о разрушении, переживаемом народом и культурой Китая.
Выстраивание сотрудничества
За последние несколько лет ощущение физического присутствия зрителя привело к значимым изменениям в работе Ая. Хотя скульптурный элемент остаётся основным, художественные решения больше не диктуются с позиций чистой визуальности. Присутствие зрителя — главный фактор существования произведения.
В 2008 году Ай работал над проектом «Херцог и де Мёрон и Ай Вэйвэй: инсталляция для Венецианской биеннале». Здесь мы видим, как концепт архитектурного начинает влиять не просто на форму инсталляции, а реализуется благодаря эффекту присутствия зрителя — словно инсталляция принадлежит тем, кто оказывается внутри неё. В качестве студийной модели для венецианской инсталляции Ай сконструировал структуру из длинных бамбуковых жердей, пересекающих пространство прямоугольной комнаты. В этой инсталляции, похоже, ощущаются отзвуки не только урбанистического паттерна Венеции с арками мостов через каналы и длинными проходами и улочками, но и китайской традиции деревянной застройки хутун.
В Итальянском павильоне биеннале инсталляция была сведена к более абстрактной форме. Здесь нет моста, нет ничего, что могло бы слишком легко ассоциироваться с Венецией или Китаем или служить прямой метафорой обоих. Ряд ритмически переплетающихся бамбуковых жердей пересекает пространство, присоединяя к себе бамбуковые стулья. Стулья функционируют как синтаксические связки или паузы в средоточии множества пересекающих линий или проходов — эти линии расходятся в разных направлениях, предлагая неограниченный набор возможностей. Именно в этом ощущении бесконечного расширения инсталляция выходит за пределы метафоричности и знаменует торжество абстракции.
По сути, Ай создал произведение, служащее воплощением сотрудничества, в данном случае архитекторов Херцога и де Мёрона и китайских ремесленников, которые построили инсталляцию.
Ай Вэйвэй. Змеиный потолок, 2009
Рюкзаки
Права на изображение принадлежат художнику
Огласить имена
12 мая 2008 года случилось сычуаньское землетрясение, жертвами которого стали тысячи людей. Во время землетрясения обрушилось множество школьных зданий, погибло огромное число учащихся. Пострадали именно школьные здания — расположенные рядом здания правительственных учреждений выдержали удар стихии.
Несмотря на требования родственников погибших раскрыть информацию о масштабах трагедии и опубликовать имена жертв, правительство долгие месяцы хранило молчание. И Ай Вэйвэй решил сам провести расследование и выяснить, сколько детей в действительности погибли. Он сформировал группу «Гражданское расследование», и его добровольные помощники стали звонить местным чиновникам, которые их «отфутболивали». Следующий шаг — посещение конкретных семей и школ в пострадавшем регионе и получение от них разрешения выложить информацию на сайте bulloger.com. Как и во многих других случаях, по всему миру — в Боснии, Чили, Аргентине — назвать имена мёртвых оказалось самой существенной формой поминовения для семей и общества в целом. Однако «труднее всего оказалось проводить проверки и опросы на месте… потому что многие семьи не хотели публичности; они жили в страхе, поскольку многим угрожали или даже отправляли в тюрьму. Чувствуя опасность, они не смели говорить правду" i .
Когда Ай Вэйвэя спросили, не занялся ли он этим ради будущих поколений, он ответил: «Мы не можем отвечать за следующее поколение, как мы не можем отвечать и за предыдущее. Мы едва способны отвечать за своё" i .
В это время для выставки в Художественном музее Мори Ай Вэйвэй придумал инсталляцию «Змеиный потолок» (2009) — сооружение из десятков школьных рюкзаков, змеёй вьющихся по потолку — своего рода памятник сычуаньским школьникам. Это произведение, как и «Сказка», обращено к именованию, к называнию обычных людей — в одном случае они получают имя, идентичность, а в другом — им помогают справиться с забвением. При этом оба проекта появились как результат сотрудничества с представителями разных классов, которые, создавая сообщества, формируют новые социальные и художественные практики.
Более ранняя версия этого очерка была опубликована в книге Ai Weiwei: According to What (Токио, Музей искусств Мори), 2009, с. 172—180.
iskusstvo.taggart.ru
Weiwei Ai — Look At Me
Weiwei Ai
Современный китайский художник, куратор, архитектор, основатель и директор «China Art Archive & Warehouse».
Биография
1957 Родился в Пекине, Китай, отец художника - известный китайский поэт Ай Цин (Ai Qing, 1910-1996).
1958 - 1978 Живёт в Синьцзян, Китай
1978 Поступает в Пекинскую киноакадемию, становится одним из основателей арт-группы «Звезды».
1982 Поступает в Школу дизайна Парсонс
1981 - 1993 Жил в США, преимущественно в Нью-Йорке
1994 Вернулся в Китай
1994 - 1997 Основал "China Art Archives and Warehouse" в Пекине
2003 Специальный эксперт по дизайну национального олимпийского стадиона олимпийских игр 2008, в сотрудничестве с Herzog & de Meuron
Живёт и работает в Пекине, Китай
Творчество
Искусство Ай Вэйвэя формально часто опирается на утопические амбиции «нового мира» конструктивизма. При этом, художник создает тонкие политические произведения, которые занимают критическую позицию в отношении радикальных изменений, происходящих в Китае. Эклектичная и энергичная деятельность Ай Вэйвэя охватывает широкое поле в области искусства и культуры - от кураторской деятельности и руководства «China Art Archive & Warehouse» до работы архитектора-консультанта «Птичьего гнезда» (олимпийского стадиона в Пекине), при этом художник активно выставляется по всему миру. Название его компании - "Fake Design" напоминает о репутации Китая как страны подделок. Но Ай Вэйвэю оно нравится также потому, что китайское произношение звучит как английское ругательство.
Ай Вэйвэй был основателем и членом группы художников, которые называли себя "Xing Xing" или "Звезды". В 1979 художники выставили их работы на тротуаре перед художественным музеем в Пекине. Полиция закрыла выставку на второй день.
После возвращения в Китай в 1993 Ай Вэйвэй обратился к элементам традиционной китайской культуры в своем творчестве, используя национальный символизм в провокационной манере. Художник начал создавать себе имя, порча бесценные китайские артефакты. Он разбирал антикварную мебель и затем собирал из неё странные нефункциональные объекты. Для одной из своих работ он позволил урне династии Хань упасть на землю и разбиться (Dropping a Han Dynasty Urn, 1995-2004). Другой объект национальной гордости также был испорчен - он нарисовал на древней вазе логотип Coca Cola. Ай Вэйвэй часто использует керамику в творчестве. Керамическое искусство сильно связано с китайской культурной самобытностью. Одна из его работ, Pillars (2006-2007) - лес из ваз большого размера, среди которых посетители могут прогуляться.
Fairytale
На выставке «Документа» в 2007 Ай Вэйвэй представил масштабный проект, названный Fairytale (Сказка), для которого художник пригласил в Кассель 1001 китайца. Помимо 1001 китайца, которые получили шанс впервые побывать в Европе, Ай Вэйвэй купил 1001 стул династии Цин, которые можно было обнаружить на всей выставочной площади «Документы».
Forever
Forever (2003) – большая и в то же время невесомая скульптура, сделанная из самых полезных объектов китайской повседневной жизни – велосипедов. 42 настоящих китайских велосипеда (были сделаны в 1940 и до сих пор производятся в Шанхае) собраны в круговую инсталляцию, своего рода памятник бесконечному движению и редимейду Дюшана.
Descending light
Descending light (2007) - огромный светильник, который занимает почти всю комнату в галерее. Произведение состоит из 60000 красных кристаллов. Светильник не свисает с потолка, он будто бы упал на землю и лежит, все ещё светясь, изогнувшись на полу. Красный свет ассоциируется в Китае с коммунизмом и традиционным китайским праздником. Descending light является частью серии световых скульптурных форм, которую Ай Вэйвэй начал в 2002 с работы Chandelier, созданной для Триеннале Гуанчжоу.
Worldmap
Произведение «Worldmap» состоит из 2000 слоев одежды, аккуратно вырезанных в форме карты мира. Для создания «Worldmap» понадобилось много рабочих рук – преднамеренный шаг со стороны Вэйвэя, который хотел подчеркнуть статус Китая, как место с неисчерпаемым количеством дешевой рабочей силы в швейной и текстильной промышленности.
Beijing National Stadium
House 1
House 2
House 3
Art series 1
Art series 2
Art series 3
Art series 4
Art series 5
Art series 6
Art series 7
Art series 8
Art series 9
Art series 10
Art series 11
Art series 12
Art series 13
Art series 14
http://www.aiweiwei.com/html/works.htm
http://www.peoples.ru/art/painter/weiwei_ai/
www.lookatme.ru
Ай Вэйвэй
Поскольку его называют китайским Энди Уорхолом (Andy Warhol), то рано или поздно, это должно было случиться - выставка Ай Вэйвэя в музее Энди Уорхола в Питтсбурге (The Andy Warhol Museum) - на малой родине Уорхола.
Интересно построенная, она давала прямые ссылки между работами двух художников. Влияние Энди Уорхола на свое творчество признает и подчеркивает в своих многочисленных интервью и сам Ай Вэйвэй. Между 1982 и 1987 годами оба художника жили в Нью-Йорке на небольшом расстоянии друг от друга, но в совершенно разных, никогда не пересекающихся мирах. Энди Уорхол был погружен в мир знаменитостей, а Ай Вэйвэй - китайских эмигрантов.
Уорхоловская фото-активность усилилась во второй половине 1970-х и демонстрирует его ближайших друзей. Его фото-журнал "Экспозиция" (Exposures) - хроника моды, знаменитостей и приходящего в упадок в общественном понимании Уорхоловского окружения. Уорхол хотел назвать его - "Общественное заболевание" (Social Disease), дерзкое название, которое издатель отверг.
В это время Энди Уорхол производит сотни коммерчески удачных портретов знаменитостей, общественных деятелей и друзей. Эти портреты характеризуют Уорхола как экстраординарного стилиста, высоко чувствительного цвето-художника и автора работ с обостренным пониманием внутреннего состояния своих известных моделей.
Покинув Китай в начале 1980-х Ай Вэйвэй, делает снимки на улицах Нью-Йорка некоторых наиболее динамичных активистов борьбы за гражданские права в Америке, которые укрепляли его веру в индивидуальную свободу и социальную справедливость. Отличаясь от модных тенденций 1980-х и умозрительных практик Ричарда Принса (Richard Prince) и Шерри Ливайн (Sherrie Levine), нью-йоркские фотографии Ай Вэйвэя глубже, точнее, выразительнее.
Ай Вэйвэй и Энди Уорхол разделяют интерес к улице, близким отношениям с друзьями и проблескам открытого общества. Их фотографии приближают роль изображения в нашу социально-медийную эру. Уорхоловские "мгновенные" портреты, основанные на технологии Поляроида (Polaroids) и увеличеные до холстов стандарта 40х40 дюймов, по-видимому, предвосхитили стандартные форматы социально-медийных платформ, таких как Инстаграм (Instagram) и Фэйсбук (Facebook), которые продвигают и накапливают общественную современную безрассудную страсть к само-презентации.
Квинтэссенция одной из наиболее популярных цитат, ассоциирующихся с Уорхол-брэндом, заключенная во фразе: "в будущем каждый сможет стать мировой известностью на 15 минут", если раньше вызывала сомнения, то в нашем социально-медийном мире звучит правдой.
На выставке перекличка работ мастеров современного искусства была продемонстрирована не только в области фотографии, документального кино, живописи, но и в универсальности. Оба художника, с какими бы материалами не работали, из всего умудряются сделать - произведение искусства, но часто, как любой предмет современного искусства, с сопровождающими его текстами, подтекстами..., в чем, опять же - Ай Вэйвэй и Энди Уорхол - знают толк и умеют писать. Поскольку Ай Вэйвэй владеет прекрасным китайским, то нам, не знающим китайского, остается наблюдать "видимое" и довольствоваться аннотацией на английском.
Общей человеческой чертой двух художников мне показалась любовь и трепетное отношение к родителям. Ай Вэйвэй в своих интервью рассказывает об отце. Уорхолл бережно сохранил рисунки матери и может быть, именно она повлияла на то, что ее сын вырос в художника.
Но если, по мне - Энди Уорхол - "нежный" провокатор, объявивший повседневность искусством и доказывая это, нарушал все каноны. То Ай Вэйвэй - бунтарь по природе, по рождению.
Ай Вэйвэй родился в Пекине в 1957 году в семье творческой интеллигенции поэта-модерниста Ай Цина (Ai Qing) и поэтессы Гао Ин (Gao Ying). На это же время выпадает и объявленная Мао Цзэдуном кампания "Пусть распускаются сто цветов...", с последовавшими репрессиями образованных людей, каким либо образом, высказавших свое несогласие с режимом Мао.
В связи с этим, с момента рождения Ай Вэйвэя, начинается архив многочисленных официальных бумаг, в которых датой рождения зафиксировали 28 августа, а реальной считается 18 мая, подтвержденная оригинальным свидетельством о рождении, найденном в 2010 году. Интересно, когда сам Ай Вэйвэй отмечает свой день рождения?
Детство прошло в ссылке, в исправительном лагере вместе с родителями, в пустыне Гоби. "Исправляли интеллигенцию" в те времена в Китае тяжелым, грязным трудом, что называется: забивали гвозди микроскопом. Что потерял Китай до сих пор не осознано, но приобрел на время добросовестного чистильщика общественных туалетов. По воспоминаниям Ай Вэйвэя, эти туалеты действительно были чистыми и отец научил его, как это надо делать.
И этого замеса хватает до сегодняшнего дня, что дает художнику способность распознавать несправедливость и по его словам: швырять камни в зазнавшуюся власть.
С 1978 года, конца Культурной революции, Ай Вэйвэй учится в Пекине в Пекинской киноакадемии (Beijing Film Academy) и в Центральной академии изящных искусств (Central Academy of Fine Arts). А в 1981-1983 годах - в Нью-Йорке, в Парсоновской новой школе дизайна (Parsons The New School for Design).
На выставке была представлена коллекция фотографий, под общей темой "Перспектива", где непристойный жест заснят на фоне "намоленных мест" из разных стран. И если с Китаем у художника свои счеты, то при чем здесь Финляндия?
Можно было посмотреть фильмы, сделанные Ай Вэйвэем, в которых он и главное действующее лицо. Чего-чего, а смелости, какой-то пластичности и абсолютной свободы ему не занимать, несмотря ни на что, особенно в сравнении с его "несколько замороженными" актерами с прекрасными фигурами и наружностью.
Известный перформанс, в ходе которого была разбита бесценная ваза династии Хань, был представлен огромными панно во всю стену, собранными из кубиков Лего. Эту тему Ай Вэйвэй продолжает с 1995 года, когда был создан триптих из фотографий, где художник держит, выпускает из рук и разбивает вдребезги бесценный китайский артефакт (Dropping a Han Dynasty Urn). Демонстрируя тем самым, отношение вершителей Культурной революции к культурному наследию страны. В 2015 году по этим фотографиям созданы панно из кубиков Лего, вероятно этим подчеркивается внимание художника к новым технологиям и желание сохранить свое произведение в пиксельном формате в цифровую эру.
Карта Китая (Map of China, 2004)
Эта карта Китая, сконструированная из деревянных кусочков, спасенных от руин храмов династии Цин (Qing dynasty 1644-1911), подчеркивает факт, что современный Китай зачастую строится из элементов разрушенных ценностей. Мастерство плотников, связавших в одно целое различные кусочки, также подчеркивает мысль художника, что Китай построен на обломках культурного и этнического разнообразия страны, стиснутых в нечто реально существующее и факт, что это состоит из множества индивидуальностей. Карта Китая Ай Вэйвэя приглашает зрителей задуматься о естественной мозаике национальной идентичности и месте индивидуальности внутри нее. То, что этот объект создан из кусочков можно было увидеть на выставке, но то, что это - карта, было понятно только из описания. Может быть это и стереотип, но я предпочла бы посмотреть на нее сверху.
Мао
Основой для первых Уорхоловских портретов Мао Цзэдуна послужила фотография на обложке известной "Маленькой красной книги" (Little Red Book)(1964), так называемом цитатнике Мао. Уорхол использовал важнейший субъект тоталитарной пропаганды для создания поп-портрета коммунистического лидера. Созданное в 1972, когда президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) посетил Китай, сигнализируя об оттаивании отношений между двумя нациями после, почти тридцатилетнего интенсивного политического соперничества - Уорхоловское произведение, адресовано культу персонального окружения Мао. Картины Мао, эстампы и обои хорошо передавали какое большое значение придается статусу и влиянию китайского лидера на течение Холодной войны, как и метод повторения, который китайское правительство использовало для укрепления его имиджа и роли в обществе.
После Культурной революции, авангард китайских художников занимался широкой критикой социалистического реализма (иногда называемого "критическим реализмом"), разделяя китайские исторические образы и пропаганду. Огромные разряженные изображения Мао были созданы Ай Вэйвэем в середине 1980-х в Нью-Йорке, где изображено невыразительное лицо, тем самым, проводя невозмутимую критику официально закрепленных образов. В представлении Мао Ай Вэйвэем, как живописной абстракции, художник рисует искажение с его изображения, взятого с телевизионного экрана.
Цветы и другие ежедневные объекты являются частью традиционного западного стиля жизни с XVI века, когда художники изображали их, чтобы подчеркнуть мимолетность жизни, модернизацию общества и моральное предостережение против суеты и страстей.
Энди Уорхол и Ай Вэйвэй используют цветы для передачи мощности коммуникативной энергии и политических сообщений.
В работах Ай Вэйвэя цветы символизируют его персональную борьбу с правительственным угнетением. Уорхоловские цветы символизируют провокативный жест против системы разделения мира искусства на высокое и низкое.
Уорхол нарисовал свои знаменитые Цветы разных размеров, от миниатюрных до монументальных, и впервые выставил их в галерее Лео Кастелли (Leo Castelli gallery) в 1964. Годом позже, он демонстрирует их в Париже в галерее Зонабенд (Sonnabend Gallery), но в этот раз 100 картин покрывают стены, развешенные от угла до угла, имитируя эффект обоев. Эти картины массового производства, рассматриваемые как чистое украшение, бросали вызов ценности и уникальности произведений из области искусства.
Ай Вэйвэй тоже создает цветы в гигантских масштабах. Как пример, известные "Семена подсолнуха" (Sunflower Seeds) - массивная инсталляция в Tate Modern в Лондоне в 2011 из миллионов семечек подсолнуха реальных размеров, хитро изготовленных из фарфора и раскрашенных вручную.
Но и в политические жесты он также включает цветы в не меньшем масштабе. Каждое утро в течение 600 дней между 2013 и 2015 годами, Ай Вэйвэй размещает букет свежих цветов на входе своей студии, протестуя против ограничений на поездки принятых против него китайским правительством.
Он публикует их в Инстаграм, используя хэштэг #FlowersForFreedom (цветы за свободу) и призывая людей распространять эти изображения, создает тем самым, символ социальной активности.
На выставке были представлены восхитительные работы с керамикой, и #FlowersForFreedom!
Соответствуя "тактике художественного вандализма" был создан и этот "нефункциональный объект" из антикварных стульев династии Цин.
Виноград (Grapes, 2011). Стулья династии Цин 1644-1911 (Stools from the Qing Dynasty 1644-1911).
Путем повторной сборки мебели династии Цин, которая была сконструирована по традиционной технике столярного ремесла без клея и гвоздей, Ай Вэйвэй трансформирует значение и функциональность этих культурных артефактов. Признано, что здесь он реконфигурирует коллекцию деревянных стульев в группу, напоминающую органически сформированную виноградную гроздь. Аранжировка подается как метафора для отношений между индивидуальностями и коллективом, означающая отсрочку персональных интересов перед общественными и точно определяет характеристику китайской социалистической истории. Также в этой работе усматривают повторяющийся мотив в работах Ай Вэйвэя, идею сетевой работы и коммуникаций, которую передает связанная структура винограда.
Простите, но не вижу я в этой работе винограда. А вы? И вандализм мне не близок. Но инсталляция прекрасна, как и материал, из которого она сделана.
Я не любитель больших форм, но похоже, что места для предметов современного искусства отведены на площадях и стадионах, а там мастерство Левши не разглядишь, затопчут. Этой работе Вэйвэя не нашлось места в музее Энди Уорхолла, она была выставлена в Музее искусств Карнеги (Carnegie Museum of Art) в зале архитектуры, а может быть эти скульптуры оказались наименее провокативными. Уникальность состояла в том, что впервые эти скульптуры представлялись "под крышей" внутри музея, до этого момента они путешествовали и выставлялись на открытом пространстве. И тут можно заподозрить некую провокацию, поскольку в зале архитектуры постоянно экспонируются части артефактов европейской или западной культуры. И вот в этом окружении выставляется восточный зодиак. Ну и, не без истории!
Зодиакальный круг, представлен скульптурами голов животных, которые входят в восточный зодиак: крысы, быка, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, свиньи. Известно, что вдохновили Ай Вэйвэя на создание этих голов водяные часы в виде фонтана XVIII-го века в Юаньминъюане (Садах совершенной ясности), изумительное по красоте пространство недалеко от Пекина.
Скорее его вдохновили рисунки и описания, сделанные в первой половине XVIII века итальянским монахом-иезуитом, придворным художником в Китае, Джузеппе Кастильоне, потому что сам парк, все деревянные скульптуры были разрушены, сожжены в 1860 году англо-французскими войсками. Именно по этим рисункам хотят восстановить былое великолепие. А на прекрасных руинах этого волшебного места молодых китайцев учат истории и показывают пример вандализма европейцев на китайской территории.
Кроме того, в конце 1990-х годов на мировых аукционах появились одна за другой 7 скульптур, что вызвало волну интереса и вопросов.
Эти головы вдохновили и Джеки Чана на создание фильма "Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак" или "Доспехи Бога 3: Китайский зодиак"(«CZ12 Chinese Zodiac») в 2012 году.
Видимо поэтому мне показались похожими эти скульптуры в фильме Джеки Чана и на выставке Ай Вэйвэя, по крайней мере, те которые появились на аукционах, это головы: крысы, быка, тигра, кролика, лошади, свиньи, обезьяны.
Считается что головы козы и дракона в большей степени соответствуют китайским изображениям этих персонажей, змеи - научным представлениям, а собаки и петуха - реальному миру.
Можно было запечатлеть себя на фоне своего зодиакального животного, что все посетители выставки и делали.
oblakoonline.ru
В Китае открылась выставка 4D картин художника Ай Вэйвэй
В Китае в провинции Цзилинь открылась позитивная и очень необычная выставка современного искусства 4D картин популярного художника Ай Вэйвэй.
Посетители поражены эффектами оригинальных картин и находят интерактивную выставку очень прикольной, так все эти произведения искусств, которые вы видите на фотографиях, неизменно поднимают настроение как детям, так и взрослым.
Здесь есть и пугающе реалистичные сцены из известного фильма “Хроники Нарнии” (на первом фото) – фантастический лев выпрыгивает на вас прямо из красного шкафа, и сам мультяшный 4D Пиноккио с носом, который “выходит за всякие рамки” так, что на него можно даже сесть:
и купидоны, которые с радостью выстрелят прямо в вас стрелами любви:
Увлекательная и столь позитивная 4D выставка уже вызвала оглушительный успех в Китае и “подкрадывается” к миру, где все популярнее становится четырехмерное искусство 4D.
Можно также почувствовать себя великим творцом и прикоснуться к кисти Винсента Ван Гога, сидя у его мольберта:
Эти фотографии показывают, как творческие поклонники отрезал себя проведение конце кисти Ван Гога, плечи поезд течет платье портрет и, в одной умной боком оснастки, прыжки с парашютом с безопасностью в галерее этаже.
Известный 53-летний художник Ай Вэйвэй, который прославился на весь мир после того, как его задержали китайские власти в аэропорту Пекина 3 апреля за “экономические преступления”, даже дал всем желающим возможность ощутить, как это отобрать лосося у голодного медведя – вот это прикол:
В настоящее время художественное сообщество Китая становится координационным центром новинок в области искусства для всего мира, так что то ли еще будет в будущем, когда мы сможем оценить и другие новомодные направления в искусстве, а не только повальное увлечение технологиями 4D. В прошлом году творцы из Китая заняли нишу в 23 процента мирового искусства.
На выставке можно также побывать на свадьбе и поддержать длинный шлейф платья невесты:
На неожиданной интерактивной выставке разрешается и рогатку потянуть:
На данный момент Франция остается главным международным игроком на рынке искусства, но к ней подбираются уже Китай вместе с США, что обуславливает вялый рост европейской экономики и бурное развитие экономики в Китае.
skuky.net
Искусство за пять минут: Ай Вэйвэй
Справка: Ай Вэйвэй - политический диссидент и ведущий концептуальный художник, архитектор, критик, основатель "China Art Archive & Warehouse" и просто бунтарь. Родился 28 августа 1957 в Пекине.
Почему он стал всемирно известным?
Коротко: потому что он сидел в тюрьме.
Подробнее: В мире искусства Ай Вэйвэй был известен задолго до этого, но во время задержания он стал героем, любимцем и своеобразным положительным мемом. Стрит-артисты рисовали его на улицах, арт-сообщество по всему миру взбунтовалось и провело десятки акций в поддержку диссидента. Сотни культовых художников подписали петицию и выступили в знак солидарности с Вэйвэйем. Даже журнал ArtReview в 2011 поместил художника на первое место в рейтинге самых влиятельных людей искусства. Говорить, что Ай Вэйвэй стал известен только благодаря тому, что его упрятали за решетку тоже самое, что считать Йоко Оно художницей только благодаря Джону Леннону. Вэйвэй - великий мыслитель и антагонист "системы", и если представить, что мир искусства - это живой организм, то без него, у этого организма не было бы сердца. Гневного, бунтующего, истекающего кровью, сердца.
Известным вне Китая он стал, потому что полицейские задержали его за неуплату налогов. Все знают, что не было никаких экономических преступлений со стороны художника, а даже если и были, то упрятали его точно не поэтому. Это распространенная практика, когда политические мотивы и тюремное заключение делают человека всемирно известным. И тут проносится в голове Надежда Толоконникова. Сначала в тюрьме, потом в Белом Доме.
Иллюстрация изображает работу художника после тюремного заключения 2011 года: новые арт-объекты демонстрируют, как он ходил на допросы, спал, ел и мылся, — а два стража в это время неустанно следили за ним. В фильме "Сфабрикованное дело" он рассказывает, что у него не было права на адвоката, ему нельзя было позвонить семье. "Это не арест. Это похищение государством", - говорит художник. В этом же фильме журналист спрашивает: "У вас был тяжелый год. Вас это изменило?". "У меня была тяжелая жизнь. Она не сделала меня сильнее или слабее. Но я должен был встретиться с ней лицом к лицу", - отвечает Вэйвэй.
Почему нужно знать кто такой Ай Вэйвэй?
Коротко: потому что это модно.
Подробнее: Короткий ответ похож на экскременты ранней весной: неприятно, но не скроешься. Условный "высокий мир" традиционно тесно сопряжен с искусством. Модно покупать картины, модно посещать арт-ярмарки и аукционы. И даже если вы не можете себе позволить Art Basel или Sotheby's, вы можете оглядеться на открытии выставки художника в своей стране и увидеть "лучших людей города". Среди них обязательно будут модели, дизайнеры, политики, главные редакторы фешн-изданий etc. Часто это люди, ни черта не понимающие в искусстве, но они непременно будут знать имя Ай Вэявэя. Знания спускаются по спирали: от интеллектуалов до обывателей. Эта "эпидемия" обязательно перекинется на других. Все становится на круги своя: знать китайского диссидента модно, можно даже не знать, что он диссидент. Или не знать, что значит "диссидент", главное вовремя кивать.
А теперь серьезно. Ай Вэйвэй - неотъемлемая и самая подвижная часть китайского арт-андеграунда, который вот уже три десятилетия борется художественными методами против китайского истеблишмента. Творчество Вэйвэя - это рефлексия на тему многоголовой гидры коммунистической системы, несправедливости царящей в его стране. Но, как и полагается современному художнику - он провокатор. Вэйвэй насмехается, утрирует, иронизирует. Он может шутить над собой, над вами, над своими работами. Он то разбивает античную вазу династии Хан, а потом склеивает черепушки и пишет на ней "Coca-Cola", то выпускает ролик "Да пошла ты, Родина", то показывает "фак" Эйфелевой башне, но когда придет время сказать правду о погибших детях - он станет серьезен как никогда, и единственный посмеет это сделать. Подробнее об этом в "тесте от редакции".
И, что самое важное, он сумел сделать то, что удается единицам: оставаясь локальным художником (создавая подавляющее большинство работ о Китае и его проблемах), он вывел себя и все китайское искусство в мировой контекст. Не уходя в космополитические ценности, оставаясь верным идентичности, он сумел из национального создать глобальное. Далеко не всем это удается. Взять хотя бы Украину: мы носимся со своей идентичностью, как с писаной торбой - и ничего. Но будем надеяться, что все впереди. Не одним Борей Михайловым едины.
Чем "фак" Ай Вэявэя отличается от вашего?
Коротко: Ваш средний палец - это неприличный жест, спровоцированный несогласием с кем-то или чем-то. А Вэйвэй нагнул и вставил его всей китайской компартии. Чувствуете разницу?
Подробнее: Чтобы понять, почему "фак" Ай Вэявэя важнее вашего, надо поговорить про Китай, отмотать хронологический клубок обратно. 25 лет назад власти КНР жестоко подавили протесты, разогнав демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Сегодня нонконформизм принял новые формы - в частности, в искусстве. Когда я написала, что Ай Вэйвэй стал известен после тюрьмы в 2011, имелась ввиду мировая слава. В Китае художник стал заметен во время строительства "Птичьего гнезда", стадиона для Олимпийских игр. Он был первым известным китайцем, который имел смелость поставить проведение игр под сомнение. "Я за Олимпиаду, но не за такую. Я против Игр, ради которых мигрантов выгоняют из городов. Всё это сплошь притворные улыбки для иностранцев и партийная пропаганда в чистом виде. Это очень страшно". По сути, он создал прецедент: несмотря на то, что китайские власти старательно шли на компромисс с художником и даже назначили его куратором главного архитектурного сооружения десятилетия, он, обласканный и востребованный творец, здание-то построил. Но после этого выступил против Олимпиады, не пришел на открытие и остался одним из самых непримиримых критиков режима, за что впоследствии (об этом мы уже говорили) подвергся репрессиям.
"Только глубоко ущербное правительство станет поднимать дух народа с помощью дорогостоящих зрелищ, в то время как в стране царит коррупция, и ежедневно нарушаются права человека".
Почему Ай Вэйвэй не боится расправы со стороны властей?Коротко: А почему Павленский не боится?
Подробнее: Кто-то из близких Вэйвэю людей сказал, что к протесту его толкает отнюдь не отвага, а гнев. Слишком многое в современной действительности, и не только скованной границами КНР, вызывает у художника пламенную ярость. Но есть в его протесте и личный момент: он - сын врага народа. Его отец, известный поэт Ай Цин, страдал сначала от националистов за то, что был коммунистом, а во времена Культурной революции от рук коммунистов, теперь уже за элитарность. Семья была репрессирована и сослана в "маленькую сибирь" - в глухую деревню на окраине пустыни Гоби, где отец Вэйвэя вынужден был вычищать общественные туалеты, а семья ютиться в землянке. После реабилитации в середине 1970-х им было позволено вернуться в Пекин. Политическое упорство ему тоже передалось по наследству: во время событий на площади Таньяанмынь его прикованный к инвалидному креслу отец потребовал доставить его туда, чтобы поставить подпись под петицией, а сам Вэйвэй, находившийся тогда в США, объявил голодовку.
По словам сестры художника Гаогэ, после того, как Вэйвэй пострадал от рук китайской полиции, он уже не чувствовал себя в безопасности, однако на просьбу матери перестать злить власти, ответил, что уже достаточно пожил на свете, чтобы не бояться ни жизни, ни смерти.
Он сам выполняет свои работы?Коротко: нет.
Подробнее: Кое-что он, безусловно, делает сам. Но у Ай Вэйвэя, как и у многих современных художников, есть команда скульптуров и рабочих, которые воплощают концептуальные идеи мастера. Пора запомнить и принять, что в наше время художник - это, в первую очередь, мыслитель, исследователь и борец, а не ремесленник. Иметь свою команду для работы - это нормальная мировая арт-практика.
Чем зарабатывал Ай Вэйвэй до того, как стал художником?Коротко: блэкджеком и...
Подробнее: В 1970-е Вэйвэй уехал в Нью-Йорк учиться искусству жизни, где его постигла участь многих творческих личностей, нащупывающих свой путь в искусстве: ужасное немеблированное жилье и ни копейки денег. Вэйвэй начал зарабатывать игрой в блэкджек и рисованием на тротуаре портретов. Что за уличный художник он был, о том свидетельства давно стерлись под ногами прохожих, а вот игрок из него вышел настолько усердный, что администрация казино в Атлантик-Сити присылала за ним в его истсайдовскую хрущобу лимузин, а сам Вэйвэй шутил, что в округе его наверняка держали за нового китайского наркобарона.
Тест от редакции
Вопрос от главного редактора Евгении Липской
Из чего сделана эта змея?
Коротко: из портфелей.
Подробнее: В 2008 году в провинции Сычуань случилось землетрясение. Ай Вэй Вэй предпринял собственное расследование обстоятельств этой трагедии. Он опубликовал в своем блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, вследствие которой разрушились десятки плохо построенных школ.
Работа, сделанная из 9 тысяч школьных портфелей в виде 17-метровой змеи, посвящена всем погибшим в результате сычуаньского землетрясения 2008 года. С помощью нее художник хочет обратить внимание общественности на коррумпированность местных властей, которые не позаботились о должном уровне состояния зданий на случай чрезвычайных происшествий. Это стало причиной смерти тысяч детей, чего можно было бы избежать.
Его работа - это реквием по всем погибшим. В мае 2009 года Ай Вэйвэй опубликовал всю информацию о 5.300 школьниках, включая имена, даты рождений и адреса. Публикация получила мировую огласку. Из-за этого полиция закрыла блог художника и поставила цензуру в поисковых системах на имя Ай Вэйвэя и на список жертв Сычуаньского землетрясения.
Вопрос от бъюти-редактора Кристины Килинской
Что символизируют эти зерна? Сколько их?Коротко: это 100 миллионов фарфоровых семечек. Горькое высмеивание коммунистической партии и привлечение внимания мировой общественности к "китайскому труду".
Подробнее: Семечки подсолнечника, сделанные вручную, ассоциируются с хаосом, с “культурной революцией” в КНР, которая пришлась на 1966-1976 годы. Тогда в КНР начали выпускать пропагандистские плакаты c Мао Цзэдуном, поскольку его влияние и позиции начали слабеть. Председателя коммунистической партии Китая изображали в окружении подсолнечников, при этом от самого Мао, как от солнца, исходили лучи. "Его смысл меняется каждый час, каждую минуту, - расшифровывает новый директор Тейт Модерн и давний друг Вэйвэя Крис Деркон. - Что это, одно зернышко, среди миллионов других значит лично для вас? Вот смысл". Сам Вэйвэй трактует творчество, и свое в частности, гораздо более конкретно, менее философично: "Искусство должно быть жизненным, искусство и есть сама жизнь". А раз искусство и есть жизнь, а все наши индивидуальные жизни так или иначе связаны с политикой или зависят от нее, то получается, что и все искусство тоже так или иначе политично. Во всяком случае, по Вэйвэю. Кроме того, 100 000 000 муляжей семян подсолнечника, изготовленных из фарфора в натуральную величину. Эти груды искусственных семечек были созданы в Китае, в городском округе Цзиньдэчжэнь совместными усилиями огромного числа рабочих. Каждая фарфоровая скорлупка была вылеплена и окрашена вручную. Этим Вэйвэй хотел подчеркнуть статус Китая, как страны дешевой рабочей силы в швейной и текстильной промышленности. Проект был задуман с целью заинтересовать феноменом "Сделано в Китае" геополитическими изменениями в экономике и культуре.
Если у вас на искусство есть больше пяти минут, советуем посмотреть: Документальный фильм "Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся". Видео-лекции Ирины Кулык от музея "Гараж".
Искусство за пять минут: Иероним Босх
Искусство за пять минут: Влада Ралко
maincream.com