Полный список мультфильмов Миядзаки: читай и смотри. Хаяо миядзаки картины
Волшебный мир Хаяо Миядзаки - Школа стильных образов и идей
Родился Хаяо в Токио в 1941 году.Уже два года продолжалась вторая мировая война. Через 4 года начнется война между Японией и Россией. А США насесут два ядерных удара.
волшебный проход, кадр из фильма Ходячий замок, 2004 год
Отец Миядзаки во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам.
Его мама болела и часто лежала в разных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать.
дух леса - Тоторо
рисунок к фильму Мой сосед Тоторо, 1988 год
кадр из фильма Навсикая из долины ветров, 1984 год
В фильмах Миядзаки (а именно так он сам называет то, что он делает) мистически сливаются технология и природа (к которой в Японии относятся, как к живому организму, поклоняются ее силам - множеству духов), а тема войны и антиутопичных сценариев развития событий после проходит через почти все его творчество.
рисунок к фильму Небесный замок Лапута, 1986 год
Хаяо сан признается, что на него сильно повлияли 3 анимационных фильма. Перым был японский мультфильм «Легенда о белой змее» 58 года, именно после этого, он решил стать аниматором.
рисунок к фильму Навсикая из Долины Ветров
И как было приятно узнать, что другими двумя, также сильно повлиявшими на его творчество мультфильмами, были советские мультфильмы: «Снежная королева» Льва Атаманова и «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна.
Кстати, Хаяо сан и Юрий Борисович друзья и часто встречаются. Миядзаки сан называет Юрия Борисовича "поэтом анимации".
Еще один маленький дух леса.
Когда его спросили, почему именно эти два мульфильма, он ответил, что они очень психологичны. Мне кажется, я не совру, если скажу то же самое и о творчестве самого Миядзаки.
кадр из фильма Мой сосед Тоторо
Миядзаки сан, кстати, еще любит творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
кадры из фильма Небесный замок Лапута
Мир, который создает Миядзаки, тоже не совсем детский.рисунок к фильму Ходячий замок
котельная, рисунок к фильму Унесенные Призраками, 2001 год
рисунок входа в комнату, где живет волшебница, Унесенные призраками
кадр из фильма Навсикая из долины ветров
кадр из фильма Унесенные призраками
Но он для тех, кто хранит в своей душе ребенка, кто верит в чудеса и добро.рисунок к фильму Унесенные призраками
Хотя маленькие японские дети его тоже очень любят. А вот моя трехлетняя племянница испугалась черных чернушек (сусуватари).
А еще мир Миядзаки просто очень красивый
В Японии, кстати, есть воплощенный мир Миядзаки - музей созданной им компании Гибли.
Эта картинка - потолок одной из комнат в нем. А еще такое солнышко сияет в детской в одном из его мультфильмов.
Говорят, в музей невозможно просто так попасть – нужно записываться за несколько месяцев.
Почитать про Хаяо Миядзаки можно в Википедии и на Кинопоиске
Посмотреть мультфильм "Легенда о белой змее" можно тут: http://rutube.ru/tracks/2232416.html http://rutube.ru/tracks/2232470.html http://rutube.ru/tracks/2232537.html
Посмотреть "Ежика в тумане" можно здесь Посмотреть "Снежную Королеву" можно вот тут
Посмотреть фильмы Миядзаки можно на просторах интернет
popova-artclass.livejournal.com
15 обоев на рабочий стол к 75-летию режиссёра Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки — японский режиссёр-аниматор, которого практически невозможно ни с кем сравнить. Хотя его творческий путь длится уже более 50 лет, настоящая известность пришла к нему в 1984 году, с выходом мультфильма «Навсикая из Долины Ветров» (Nausicaä of the Valley of the Wind). Миядзаки является также соучредителем японской студии мультипликации Ghibli Studio, являющейся лидером в японской анимации.
Мультики Миядзаки все милы и чудесны, и в них практически отсутствуют типичные герои-злодеи. Вместо них есть герои-антагонисты, которые обладают неоднозначными качествами и заставляют задуматься. Такие мирные сюжетные линии, в том числе, принесли режиссёру мировую известность и любовь.
По случаю 75-летия великого аниматора, почитатели его таланта создали серию обоев для рабочего стола, по мотивам снятых режиссёром мультфильмов.
1. «Ходячий замок» (Howl’s Moving Castle)
amazon.com
2. Арт-портрет Хаяо Миядзаки из героев его мультфильмов
deviantart.com
3. «Мой сосед Тоторо»
amazon.com
4. «Унесённые призраками» (Spirited Away)
amazon.com
5. «Ведьмина служба доставки» (Kiki’s Delivery Service)
amazon.com
6. «Ходячий замок» (Howl’s Moving Castle)
amazon.com
7. «Мой сосед Тоторо»
amazon.com
8. «Ходячий замок» (Howl’s Moving Castle)
amazon.com
9. «Замок в небе» (Castle In The Sky)
amazon.com
10. «Мой сосед Тоторо»
amazon.com
11. «Ведьмина служба доставки» (Kiki’s Delivery Service)
amazon.com
12. «Унесённые призраками» (Spirited Away)
amazon.com
13. «Мой сосед Тоторо»
amazon.com
14. «Принцесса Мононоке» (Princess Mononoke)
amazon.com
15. «Ходячий замок» (Howl’s Moving Castle)
amazon.com
pandaznaet.ru
Полный список мультфильмов Миядзаки: читай и смотри
Хаяо Миядзаки – он как Дедушка Мороз, только лучше. Он какой-то Дедушка Тепло!
В его неподражаемых мультиках все детальки складываются, как кусочки пазла в картинку, в единый мир, глубокий и разноцветный. Тут под бездонным небом простираются красивенные пейзажи, милые герои и странные существа решают вполне непридуманные проблемы, вертятся причудливые фантастические механизмы и играет неземная музыка Джо Хисаиси. Зимние каникулы – самое время завалиться в подушки пересмотреть все-все его режиссерские работы, где всё доброе, красивое и со смыслом. Pics.ru собрал их для тебя!
Люпен III, сериал (1971–1972, 1977–1980)
Хитрый и изворотливый вор Люпен, внук легендарного Арсена Люпена, побеждает всех врагов. Он вроде Робин Гуда, так что мы ему симпатизируем. Это, конечно, еще даже не дебют, это просто первая серьезная работа, в которой участвовал будущий мэтр. И тут только начинают прослеживаются некоторые смутно родные и узнаваемые элементы, вроде необычной рисовки, не совсем характерной для традиционного аниме.Солнце Юки (1972)
По популярной манге об удочеренной девочке-сироте планировался сериал – но, к сожалению, не сложилось. Осталась нам на память пятиминутная короткометражка – уже первая полностью самостоятельная работа Миядзаки как режиссера. Ничего толком понять и распробовать не успеваешь, но уже присутствуют свинки – любимые звери аниматора. В коллекциях поклонников, которые собирают каждую мелочь, пригодится и эта.
Конан – мальчик из будущего, сериал (1978)
Красивая постапокалиптическая картина, рассказывающая добрую и лиричную историю о любви в сложных условиях “после третьей мировой”. Отважный мальчик Конан рвется спасать в буквальном смысле свалившуюся ему на голову умницу-красавицу Лану от злобных прихвостней технологичной Индастрии. Тут есть злобный тиран, смешной дружок, эпические битвы и победа добра над злом. Хотя по сравнению с будущими шедеврами еще не рожденной тогда студии “Гибли” это, конечно, только тренировка.Люпен III: Замок Калиостро (1979)
Первый полнометражный мультфильм Миядзаки в течение многих лет назывался в Японии лучшим аниме. Все тот же хитрый и веселый воришка, зрелищные приключения в джеймс-бондовском духе – в зрителе просыпается девятилетний мальчишка, даже если зритель – тридцатидевятилетняя девчонка! Пока что не наблюдается никаких причудливых фэнтези-миров, которых мы уже так ждем, насмотревшись “Унесенных призраками”. Но то, как нарисован замок Калиостро, уже что-то такое предвещает…
Навсикая из долины ветров (1984)
И вот он, пожалуй – уже полноценный, во весь рост миядзакинский Миядзаки: волшебный и трогательный, причудливый и по-хорошему наставительный. Сюжет вновь постапокалиптический, и не в первый и не в последний раз звучит любимая тема мастера – экология. Юная принцесса, которая не трогала и козявки и с мухами дружила, пытается добиться мира между людьми – и мира людей с природой. Любовь Навсикаи к природе может и должна спасти человечество. Среди прочей фауны нам встречается прикольный белколис – тоже не в последний раз.Великий детектив Холмс, сериал (1984–1985)
Миядзакиному “перу” из этой версии Холмса принадлежит шесть серий – и мы можем заметить их по тому, что именно в них более проработаны картинки, подробно и с любовью вырисованы все детальки. Данный японский Холмс – более детский и добрый, чем его европейские братья, а также с чувством, с толком, с удовольствием напичканный всякой необычной техникой.Небесный замок Лапута (1986)
Мой сосед Тоторо (1988)
Маленькие сестренки Сацуки и Мэй живут обычной (но с такой любовью и тщательностью изображенной!) жизнью. Только вот мама в больнице, а папа вечно замотан… И тут они встречают странное существо Тоторо. Его уже знает весь мир, но на всякий случай: это такой лесной дух, похожий на гигантского плюшевого зверика, выдуманный самим Миядзаки. Добрая история, которая приковывает к экранам малышей, умиляет и смягчает взрослых. После нее очень хочется кататься на котобусе, встречать чернушек, проявлять и получать заботу и помощь.
Ведьмина служба доставки (1989)
Юная ведьмочка Кики должна на некоторое время буквально “выйти в люди”. И вот по достижению 13-летия, захватив котика, она в них выходит, работает, снимает жилье, общается, сталкиваясь с очень даже человеческими чувствами и проблемами. Кроме полетов на метле, никаких особых колдунств в мультике не наблюдается. И все равно как-то все сказочно.Порко Россо (1992)
Наверное, самый взрослый из миядзакиных мультиков. Его герой Марко Паготт, он же Порко Россо, никакой не человек. Он им был… Но выжив в военной мясорубке, летчик ни с того ни с сего превратился в настоящего, нефигурального свина. Один он такой теперь в мире, где все стали чужими. Однако он продолжает летать, любить, ненавидеть (фашистов) и бороться (с воздушными пиратами). Ретро-самолетики, живописная Адриатика, нехарактерный для мультиков открытый финал.Что это? (1992)
Совсем коротюсенькая короткометражка – мало того, еще и неизвестно о ком. Неведома зверушка, некто вроде зеленого лупоглазого поросенка, явно и сама не понимает, кто она такова. Знает ли ответ на этот вопрос в студии Nippon TV, неизвестно, но они взяли эту марсианскую хрюшу себе в талисманы.На старт! (1995)
И опять короткометражка (и одновременно клип на песню японского дуэта “Chage and Aska”), на сей раз с большем смысловой нагрузкой. Действие происходит в глубоко радиоактивном будущем – режиссера “вдохновил” взрыв на Чернобыльской АЭС – а девушка с крыльями ангела явная родственница Навсикаи из долины ветров.Принцесса Мононоке (1997)
И вновь происходит противостояние природной стихии (духи Леса, принцесса Мононоке) и рациональных техно-людей (госпожа Эбоси, жители Железного города). И посредине – схлопотавший проклятие и вовлеченный в это противостояние принц Аситака. Мультфильм впечатляющий, эпический и подвигающий на непростые размышления, однако довольно “кровожадный и беспощадный”, так что малышам-дошколятам его показывать не стоит.Унесенные призраками (2001)
Гениальная вещь, на два часа прилепляющая тебя к экрану с раскрытым ртом. Девочка Тихиро не то чтобы совсем потеряла родителей – они несколько пожадничали с угощениями и превратились в свиней. Тут и начинается ее увлекательный путь, где на каждом шагу все страньше и страньше. Ей встречаются самые загадочные существа – колдуньи, духи, глубоко таинственный Безликий и не до конца понятный мальчик Хаку… Завораживающие картинки, словно перенесенные призраками из забытых снов, полный психодел, но дозу хочется увеличивать. Именно после этой работы многие влюбились в Миядзаки по уши.Охота на кита (2001)
По сравнению с сюрреалистичными “Призраками” – отдых в детской. Простенький 16-минутный мульт о том, как детишки расфантазировались, очутились посреди океана – и встретили большого и доброго (типа Тоторо) кита. Повеселились и вернулись.Вымышленные летающие машины (2002)
Шестиминутная короткометражка, в которой наши старые знакомцы свинки поднимаются в воздух на всяческих фантастических летательных аппаратах. И сам режиссер в образе свина рассказывает об устройстве и истории всех этих удивительных махин. “Небо, самолет, свинья” – фирменное триединство!Великий день Коро (2002)
Пятнадцатиминутный мультик с нежным карандашным фоном и нежными мимимишностями между девочкой и ее щенком. Малыш Коро сбежал, когда его маленькая хозяйка оставила калитку открытой – и весь день переживал разнообразные приключения и знакомства. Просто, мило, трогательно.Мэй и Кот-автобус (2002)
Котобус из мультфильма про Тоторо – такой классный персонаж, что не зазорно посвятить ему и отдельную ленту, или хотя бы короткометражную ленточку. Тут автобус – даже не кот, а котенок, игривый и непоседливый. И он приводит девочку-подружку в целый мир кошачьих транспортных средств! Это сплошное ня.Ходячий замок (2004)
Были у Миядзаки мультфильмы больше для малышей, скорее для подростков, явно для взрослых… А этот он сам назвал анимацией для пожилых. Тут злые чары превратили юную барышню в старушку, как в “Сказке о потерянном времени”… И между прочим, ходячий замок – ближайший родственник нашей родной избушки на курьих ножках! Но главная фишка картины, конечно, не в этом. Она философская, романтичная, колдовская – и примагничивает к экрану намертво.В поисках дома (2006)
Отвлеклись от прекрасного, забегались, заработались? Назад к природе! Сэнсей напомнит о ней каждой своей короткометражкой, каждой любовно выписанной букашкой. В этом мультике рыжая Фуки выбирается из города в лес – и попадает в странный дом, населенный одними насекомыми. Нелегкая это работа – искать гармонию с природой! Но Фуки старается.Водяной паук Мон-мон (2006)
Паучок Мон-Мон, живущий под водой в воздушном пузырьке, однажды встретил капризную красавицу водомерку. Он к ней так и этак, а она – от него… Превратности любви, проблема маленького человека и большого сердца за неприметной внешностью – в общем, целый роман-эпопея в пятнадцати минутах, посвященных мелким козявкам.День, когда я приобрела звезду (2006)
Одного бездомного мальчика приютила фермерша, и он за это помогал ей продавать овощи. Однажды у него сломалась тележка – и не было бы счастья, да несчастье помогло: благодаря этому случаю у него появились чудо-семена, из которых можно вырастить не морковку и не редиску, а целую планету. Опять целый отдельный мир в считанных минутах!Рыбка Поньо на утесе (2008)
Дружба мелкой рыбки и маленького мальчишки возвращает в самое детсадовское детство. Малыши пищат, взрослые зрители честно признаются: “Меня очень давно так сильно не каваило!” Так что если вдруг стресс, мрачняк и тлен – обкладывайся детишками, или котишками, или подушками, или просто падай – и смотри “Рыбку Поньо”.Мистер Тесто и Принцесса Яйцо (2010)
Однажды Тесто ожило и сбежало… Сюжет “Колобка”, ага? Однако, миядзакино тесто тусит не в одиночестве, а с дружественным яйцом, а бегут они не от доброй старушки, а от японской Бабы Яги. К воспеванию природы присоединяется ода труду. Но все равно не занудно, а смешно и мило.Ветер крепчает (2013)
Мальчик бредит небом и мечтает летать, но ему мешает близорукость. И все же он движется к своей мечте – и учится строить самолеты. Здесь нет колдунств и призраков, а есть такие вещи как история, упорство, воображение, совесть… Реалистично и щемяще. Получилось серьезное кино, только нарисованное. Миядзаки официально сообщил, что этой работой завершает свою карьеру. Очень, очень нам это жалко. Но спасибо тебе, добрый дедушка Хаяо, за наше счастливое всё!Текст: Юля Шекет
Не забудь поделиться статьей:
Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?
pics.ru
Хаяо Миядзаки и студия Гибли, Ghibli, аниме, популярное аниме, лучшее аниме
Крепчает ветер!.. Значит — жить старайся!
Мир японской анимации — неповторим и аналогов не имеет. Характерные особенности рисовки, харизматичные персонажи и замысловатые истории, охватывающие широчайший диапазон совершенно разноплановых сюжетов — все это позволило аниме приобрести огромную популярность во всем мире. А один из самых талантливых и наиболее известных японских режиссеров-аниматоров — Хаяо Миядзаки, основавший студию «Ghibli» и получивший множество престижных международных кинопремий, в том числе и Оскар.Наиболее существенный вклад в популяризацию аниме во всем мире, вне всяких сомнений, внес Хаяо Миядзаки, картины которого смотрят и любят даже люди, совершенно далекие от жанра аниме. Даже те, кто аниме не воспринимает в принципе, не могут не признать его работы восхитительными и чарующими.
По большей части Хаяо Миядзаки воплощал сказочные сюжеты, в которых, на фоне детской, дружелюбной анимации, зритель имеет возможность узреть ярчайшие бриллианты мысли, превозносящие извечные ценности гуманизма и воплощающие в себе настоящую восточную мудрость.
Хаяо Миядзаки начинал свою деятельность художником-фазовщиком в студии Toei Animation, пройдя длинный и преисполненный трудностей путь становления. Все его достижения — это плоды титанической работы. Первый существенный успех пришел к режиссеру после выхода в 1984 году аниме «Наусика из Долины ветров», снятому по его же манге. Удивительный сюжет, необычный для большей части мира стиль рисовки и глубочайшие философские измышления, скрытые в антураже нетипичного постапокалипсиса — все это нашло отклик в сердцах многих людей по всему миру. После выхода аниме, Хаяо со своим другом Исао Такахатой, основали Studio Ghibli.
В последующие годы под флагом студии «Гибли» вышли такие прекрасные картины, как «Ведьмина служба доставки», «Небесный замок Лапута», «Шепот сердца» и другие. Визитной карточкой компании стал персонаж Тоторо, лесной тролль (или повелитель леса) из аниме «Мой сосед Тоторо». Всё это добрые, сказочные истории, наполненные волшебством и отнюдь не детскими смыслами. Прекрасная альтернатива Диснею и Голивуду. Студия «Гибли» выпускала и более «взрослые» картины: «Принцесса Мононоке», «Порко Россо», «Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко».
В какой-то момент Хаяо Миядзаки хотел покинуть студию «Гибли», но внезапная смерть одного из основных художников студии, Ёсифуми Кондо, нарушила эти планы. И, как оказалось, не случайно. После смерти друга Хаяо принялся за работу над картиной «Унесенные призраками», которая после выхода в 2001 году собрала множество престижнейших мировых кинопремий, включая Оскар и главный приз Берлинского кинофестиваля. Это был очередной поворотный момент в карьере Миядзаки и его студии. Вышедшая в 2004 году картина «Ходячий замок Хаула» закрепила и даже усилила успех режиссера. Имя Хаяо Миядзаки стало нарицательным, авторитет — непререкаемым, а творчество — по-настоящему культовым.
В 2013 году Хаяо Миядзаки выпустил свой последний фильм, получившийся от части автобиографическим — «Ветер крепчает». И даже это серьезное и ничуть не сказочное кино не избежало традиционного волшебства великого мэтра. В нем воплощена квинтэссенция мировоззрения, мастерства и вообще, самой личности Миядзаки. Это его opus magnum. Жизнеутверждающее, мотивирующее, заставляющее задуматься и пустить слезу — превосходное творение Хаяо Миядзаки, разменявшего уже 8-й десяток.
И пусть это эгоистично, но очень жаль, что он принял решение завершить свою карьеру. Потому что более тонкой душевной организации, которая непременно находит свое отражение в работе, никто из других действующих режиссеров-аниматоров, увы, не имеет. А потому придется пересматривать то, что есть, раз за разом радуясь и удивляясь таланту и удивительно светлому духу фильмов Хаяо Миядзаки.
estetico.me
Японский сказочник Творчество Хаяо Миядзаки
Современная жизнь такая зыбкая, поверхностная и фальшивая. Я жду, когда предприятия обанкротятся, Япония обеднеет и зарастет дикой травой.
Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки — самый известный аниме-режиссер современности. Его имя знакомо поклонникам анимации по всему миру, его фильмы получили немало престижных международных премий и неизменно входят во всевозможные списки лучших аниме в истории. Кто бы ни просил посоветовать хороший полнометражный фильм, аниме для детей или скептически настроенных родителей, отвечают им всегда одно и то же — смотреть работы Миядзаки.
У этого режиссера и его студии Ghibli немало заслуг. Его фильмы стали первыми, получившими широкое признание на Западе, премии «Оскар» и «Золотой лев». Но при всем коммерческом успехе и признании картины Миядзаки — авторское кино с серьезным сюжетом и богатым подтекстом. Его фильмы выходят вопреки моде и технологии, следуя лишь авторскому замыслу, и приводят в восторг строгих критиков и рядовых зрителей, взрослых и детей по всему миру.
Необычное начало
Классик японской анимации собственной персоной. |
Будущий классик не мечтал с детства стать аниматором. Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года. Несмотря на тяжелое военное время, семья его жила относительно благополучно. Его дядя был владельцем, а отец — директором авиационного завода. С самого детства огромные летающие машины завораживали Миядзаки, он очень часто рисовал их. Позже полеты станут одной из основных тем его фильмов. Ужасы войны не коснулись семьи будущего аниматора, единственным горем стала болезнь матери, которая несколько лет страдала туберкулезом. Это воспоминание также нашло отражение в его работе: мать семейства из фильма «Мой сосед Тоторо» лечится от той же болезни.
Бурный рост популярности японских комиксов-манга пришелся на школьные годы Хаяо Миядзаки. Поначалу он тоже хотел рисовать комиксы, но понял, что анимация ему ближе, когда увидел фильм Hakuja Den («Легенда о белой змее» или «Заклинательница белого змея») — первый цветной полнометражный мультфильм, снятый на студии Toei Animation. Чтобы стать аниматором, Хаяо нужно было научиться рисовать людей, ведь раньше он имел дело только с самолетами и военными кораблями. Однако его высшее образование не имело ничего общего с мультфильмами: Миядзаки окончил престижный токийский университет Гакусюин со специальностью политолога и экономиста. В университете он состоял в клубе по изучению детской литературы — в те времена он был ближе всего к клубу аниме и манги.
Закончив образование в 1963 году, Хаяо пошел работать на студию Toei, где после трех месяцев обучения стал заниматься рисовкой промежуточных кадров. Первым фильмом, над которым Миядзаки довелось работать, был Wan Wan Chuushingura («Собачий марш» или «Повесть о сорока семи верных вассалах-псах»). Следующей его работой стал первый телесериал студии — Ookami Shonen Ken («Мальчик-волк Кен»). Известность в индустрии принес Миядзаки следующий фильм — Gulliver no Uchuu Ryokou («Путешествие Гулливера на Луну»), для которого он не только рисовал кадры, но и изменил сценарий финальных сцен.
Навсикая из Долины Ветров | ||
Формат: Полнометражный фильм (1984) Жанр: Приключения, фантастика, фэнтези Производство: Студия Top Craft Режиссер: Хаяо Миядзаки Другие создатели: Сценаристы — Хаяо Миядзаки, Казунори Ито (.hack//SIGN, Ghost in the Shell), арт-директор — Мицуки Накамура (King of Bandit Jing, You’re Under Arrest), продюсеры — Исао Такахата (Grave of the Fireflies, Tenkuu no Shiro Laputa), Тору Хара (Grave of the Fireflies, Taiyou no Ouji: Horusu no Daibouken), спецэффекты — Казутоси Сато (Ghost in the Shell, Mahou Tsukai Tai!), Нобуко Мусита (Eureka 7, Wolf’s Rain), звукорежиссер — Сигехару Сиба (Angel’s Egg, Ranma 1/2), композитор — Джо Хисаиси (Tonari no Totoro, Porco Rosso) Сайт: madman.com.au/studioghibli/nausicaa.html
|
Первые успехи
Фильм о Люпене авторства Миядзаки был признан лучшим в серии. |
1964 год принес Миядзаки два судьбоносных знакомства. Он встретил художницу-аниматора Акеми Оту, на которой через два года женился. А с молодым режиссером Исао Такахатой его объединило общее дело: Миядзаки стал секретарем профсоюза аниматоров, где Такахата был заместителем председателя. В 1968 году вышла их первая совместная работа — полнометражный Taiyou no Ouji: Horusu no Daibouken («Приключения Хоруса, принца солнца», он же «Принц Севера»). Миядзаки и Такахата работали над ним четыре года, и фильм снискал немалую популярность. Он выгодно отличался от анимационных картин того времени серьезным сюжетом и глубоким социальным подтекстом. Однако руководству студии фильм о храбром мальчике, освобождающем родной край от прихвостней злого демона, понравился куда меньше. Творческому дуэту стало тесно в рамках развлекательного кино, и вскоре они ушли на студию A Pro. Но перед этим Миядзаки поработал ведущим аниматором двух хитов международного кинопроката — Sora Tobu Yureisen («Летающий корабль-призрак») и Nagagutsu wo Haita Neko («Кот в сапогах»).
Первой работой Миядзаки и Такахаты на студии A-Pro стал Lupin III, комедийный сериал о приключениях обаятельного жулика Арсена Люпена и его команды. Позже Миядзаки снимет полнометражный фильм о неунывающем французском воре — Lupin III: The Castle of Cagliostro.
В мире и героях «Конана» нашли отражение будущие темы и типажи фильмов Миядзаки. |
В 1971 году Миядзаки и Такахата начали работу над телесериалом по мотивам книги Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», но писательница не дала прав на экранизацию, и проект пришлось закрыть. Вместо этого творческий дуэт снял два получасовых детских фильма — Panda Kopanda («Панда большая и маленькая») и Panda Kopanda: Amefuri Circus no Maki («Панда большая и маленькая: цирк под дождем»). Режиссером обеих картин выступил Такахата, а Миядзаки — сценаристом, художником-постановщиком и аниматором.
В 1973 году друзья перешли на студию Zuiyo Enterprise, где участвовали в создании телесериалов по мотивам классической зарубежной литературы — Sekai Meisaku Gekijou («Театр мировых шедевров»). Миядзаки стал аниматором шести первых сериалов цикла.
В апреле 1978 года начался показ сериала Mirai Shounen Conan («Конан — мальчик из будущего»), режиссером которого стал Миядзаки. Действие сериала, снятого по книге Александра Кэя, разворачивается в недалеком будущем, после Третьей мировой войны. Большая часть планеты покрыта водой, люди живут на небольших островах, а столицей нового мира стал самый технически продвинутый остров, Индастрия. Мальчик Конан, наделенный сверхчеловеческой силой, встречает девочку Лану. Ее похищают агенты Индастрии, мечтающие выведать секрет создания мощнейшего оружия, известный деду Ланы. И только Конан может спасти девочку и уберечь мир от новой войны. В сериале прослеживаются основные темы будущих работ Миядзаки: постапокалиптический мир, причудливые летательные аппараты, маленькая, но храбрая главная героиня и спешащий ей на выручку герой. В 1984 году вышло полнометражное продолжение «Конана» — Mirai Shounen Conan Tokubetsu Hen-Kyodaiki Gigant no Fukkatsu, также авторства Миядзаки. Последней телевизионной работой Хаяо стал сериал Meitantei Holmes («Знаменитый сыщик Холмс»), в котором герои Конан Дойля изображены в виде собак.
Унесенные призраками | ||
Формат: Полнометражный фильм (2001) Жанр: Приключения, комедия, драма, фэнтези, мистика Производство: Студия Ghibli Режиссер: Хаяо Миядзаки Другие создатели: Сценарист — Хаяо Миядзаки, арт-директор — Едзи Такесиге (Ghost in the Shell, Mononoke Hime), продюсеры — Тосио Сузуки (Gedo Senki, Mononoke Hime), Ясуеси Токума (Angel’s Egg, Tonari no Totoro), компьютерная графика — Масафуми Иноэ (Mononoke Hime, Howl no Ugoku Shiro), композитор — Джо Хисаиси Сайт: spiritedaway.com.au
|
Навсикая из студии Ghibli
В 1982 году начался выпуск первой манги Хаяо Миядзаки — Kaze no Tani no Nausicaa («Навсикая из Долины Ветров»). Роман в картинках стал популярен, и вскоре издатели решили снять фильм по его мотивам. Съемками занялась студия Top Craft, известная работой над западными мультфильмами, такими как «Хоббит» и «Последний единорог».
Манга «Навсикая» выходила вплоть до 1994 года. Всего в ней 7 томов. |
Мир «Навсикаи», как и вселенная «Конана», пережил в прошлом страшную войну, едва не уничтожившую все живое. Планета заросла ядовитыми джунглями, но люди, чьи княжества расположены на немногих пригодных для жизни участках, все еще борются за власть. Начинается новая война, в которую оказывается втянута мирная Долина Ветров, и ее принцессе Навсикае предстоит уберечь мир от очередной катастрофы. Навсикая искренне любит все живое и может общаться с обитателями джунглей, Ому — гигантскими насекомыми, похожими на гусениц. Последние оказываются вовсе не ядовитыми чудовищами, а миролюбивыми, наделенными разумом и телепатией существами. Серьезный сюжет с экологическим и философским подтекстом, яркие, неоднозначные персонажи и роскошного качества картинка мгновенно сделали фильм классикой японской анимации.
Глаза Ому передают его настроение. Синий цвет показывает, что Ому спокоен. |
После успеха «Навсикаи» Миядзаки и Такахата в 1985 году открыли собственную студию — Ghibli. Первым фильмом Миядзаки на студии стал Tenkuu no Shiro Laputa («Небесный замок Лапута»). Его героине, девочке Шиите, тоже придется спасти мир от войны. Фильм продолжает многие темы «Навсикаи», но в нем затронуты скорее не экологические, а социальные и политические проблемы. Хитом фильм не стал, но окупился и получил хорошие отзывы.
Оберегаемая летучим камнем, Шиита в буквальном смысле свалилась с неба. |
Следующая работа Миядзаки — полнометражная сказка Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»). Трогательная история о дружбе детей и лесных духов завоевала всенародную любовь, а сам Тоторо стал символом Ghibli.
Трудно представить более дружелюбное божество, чем Тоторо. |
Большой коммерческий успех ждал фильм Majo no Takkyuubin («Ведьмина почта» или «Служба доставки Кики»). Миядзаки не собирался заниматься съемками, но сначала ему не понравился сценарий, потом отказался от работы режиссер, и мэтру пришлось делать все самому. Вероятно, поэтому история взросления юной ведьмы Кики выглядит не столь серьезной и масштабной, как остальные работы классика.
Экранизация еще одной манги Миядзаки, Hikoutei Jidai («Век гидропланов»), поначалу задумывалась как развлекательная короткометражка, но по мере работы превратилась в серьезный полуторачасовой фильм Kurenai no Buta («Порко Россо»). Его герой, говорящая свинья, по природе своей комичен, но тяжелая предвоенная атмосфера фильма заставляет воспринимать фильм всерьез. В «Порко Россо» нашлось место истории и гротеску, трагичным и смешным моментам, и конечно, самолетам.
Очаровательной ведьмочке Кики невозможно не симпатизировать. | Летчик-свинья Порко и его красный гидроплан. |
Чуть позже Миядзаки стал сценаристом и художником-постановщиком сказочной мелодрамы Mimi wo Sumaseba («Шепот сердца») — еще одной истории о взрослении и знакомстве ребенка с волшебным миром. Позже он выступит продюсером продолжения фильма — Neko no Ongaeshi («Возвращение кота»).
Наверное, таким Миядзаки хочет видеть и наш мир (рисунок к «Навсикае»). |
Ходячий замок | ||
Формат: Полнометражный фильм (2004) Жанр: Приключения, комедия, драма, фэнтези Производство: Студия Ghibli Режиссер: Хаяо Миядзаки Другие создатели: Сценарист — Хаяо Миядзаки, продюсер — Тосио Сузуки, арт-директоры — Нобору Есида (New Dominion Tank Police, Mononoke Hime), Едзи Такесиге, компьютерная графика — Масафуми Иноэ, композитор — Джо Хисаиси, по роману Дианы Уинн Джонс Сайт: howlsmovingcastlemovie.co.uk
|
Сказки для взрослых
В 1997 году Миядзаки вернулся к любимой теме взаимоотношений человека и природы в фильме Mononoke Hime («Принцесса Мононоке»). На этот раз действие разворачивается в Японии 17 века, где лесные духи вступили в смертельную битву с людьми, уничтожающими их дом. Обезумевшие звери нападают на людей, и одной из жертв становится принц Аситака. Он спасает родную деревню от кабана-демона Наго, но сам оказывается проклят. Чтобы избавиться от проклятия, Аситака отправляется в родной лес Наго. По пути он попадает в Железный город, люди которого вырубают священный лес и убивают животных. Но им без этого не выжить: в городе живут изгои общества, которым некуда идти. Аситака пытается помирить врагов, но тщетно. Лишь совместная борьба с алчным феодалом, решившим расправиться и с лесным богом, и с неугодными людьми, дает надежду на будущее мирное сосуществование. «Принцесса Мононоке» — самый жестокий и кровавый фильм Миядзаки, но это не помешало ему стать хитом международного проката. При огромном по тем временам бюджете в 20 миллионов долларов в одной только Японии фильм собрал 150 миллионов.
Аситака — опытный боец, но в одиночку ему не одолеть проклятие. | Сан выросла среди волков и ненавидит людей. Она сделает все, чтобы защитить лес. |
Несмотря на обещание уйти на пенсию после выхода «Принцессы Мононоке», Миядзаки не оставил кино. В 2001 году вышел его следующий фильм, Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесенные призраками»). Колоритная сказка о девочке Тихиро, вынужденной работать в волшебном мире, чтобы спасти родителей, стала первым аниме, удостоенном премии «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».
Друг Тихиро, Хаку, оказывается драконом-духом реки. |
В 2004 году вышел на экраны Howl no Ugoku Shiro («Ходячий замок»), снятый по одноименному роману Дианы Уинн Джонс. Злая колдунья превращает юную шляпницу Софи в древнюю старуху, и та отправляется на поиски способа вернуть молодость. В пути она встречает Ходячий замок, где живут знаменитый чародей Хаул, его ученик Маркл и огненный демон Калюцифер. Софи становится домработницей и подругой Хаула. Вместе они ищут способ снять проклятье и стараются разгадать секрет прошлого Хаула, ведь на самом деле он тоже заколдован. «Ходячий замок» был номинирован на «Оскар», получил приз за технические достижения на Венецианском кинофестивале и собрал в прокате свыше 300 миллионов долларов.
Легкомысленный Хаул и рассудительная старушка Софи идеально дополняют друг друга. |
Земноморье и золотая рыбка
Летом прошлого года вышел последний фильм Ghibli — Gedo Senki («Сказания Земноморья»). Неожиданным этот проект назвать нельзя: Миядзаки не раз признавал, что книги Урсулы Ле Гуин очень сильно повлияли на его работы.
Горо успешно перенял дух и технику работ отца. |
Однако режиссером «Сказаний Земноморья» стал не сам классик, а его старший сын Горо. Хаяо Миядзаки поначалу был настроен против того, чтобы неопытный Горо брался за столь ответственную работу, но целеустремленность молодого аниматора поборола его скептицизм. К тому же нельзя сказать, чтобы Горо был уж совсем неопытен: до начала работы над фильмом он был дизайнером и директором музея студии Ghibli.
Молодой режиссер оправдал надежды. Фильм получился ярким, атмосферным и выдержанным в неповторимом стиле студии. В основу «Сказаний Земноморья» наряду с книгами легла манга Хаяо Миядзаки «Путешествие Сюны», источником вдохновения для которой также послужили романы Ле Гуин. Горо не стал менять созданные отцом стиль и образы, и фильм перенял лучшие черты работ классика.
Даже найдя преемника, Хаяо Миядзаки не собирается уходить на пенсию. Сейчас он работает над новым фильмом Gake no ue no Ponyo («Поньо на холме»), повествующем о дружбе золотой рыбки, мечтающей стать человеком, с пятилетним мальчиком. Выйти фильм должен летом 2008 года. Он будет нарисован вручную, без использования компьютерной графики, и стилизован под акварель.
Будем надеяться, что и эта лента станет не последней в фильмографии классика японской анимации. Прежние его картины, такие, как «Навсикая из Долины Ветров» и «Принцесса Мононоке», еще очень долго не забудутся. Роскошная графика, тщательно проработанные миры, неглупые сюжеты и глубокий подтекст не дадут им устареть, и их все так же будут рекомендовать детям и взрослым, поклонникам аниме и людям, не знакомым с этим жанром.
Навсикая мастерски пилотирует свой Мев. | |
Шиита и Пазу обязательно отыщут Лапуту. Но что они там найдут? | |
Поначалу Безликий выручил Тихиро. Но во что он потом превратился... |
Российские издания | ||
|
Это интересно | ||
|
история
kinoistoria.ru
Хаяо Миядзаки - биография, фото, личная жизнь,мультфильмы и последние новости 2018
Хаяо Миядзаки: биография
Хаяо Миядзаки – известный японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных любителей классической анимации. Критики не устают рукоплескать таланту творца, журналисты подмечают глубочайший гуманизм лент Хаяо, а публика охотно идет в кино на каждую его новинку. Многие считают Мияздзаки добрым сказочником, однако сам режиссер не раз признавался в том, что смотрит на мир с изрядной долей пессимизма.
Детство и ранние годы
Детство Хаяо пришлось на трудный для Японии период – мальчик родился в 1941 году, в самом разгаре Второй мировой войны. Потрясшие мир перемены отставили неизгладимый отпечаток на судьбе и личности Хаяо, сделав его противником фашизма и убежденным пацифистом. С раннего детства, прошедшего в городе Акэбоно-тё, он вынес восхищение летательными аппаратами, позднее появившимися в подавляющем большинстве его лент. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы работал на фабрике «Миядзаки Эйплейн», производившей комплектующие детали для самолетов модели «6M Zero».
Хаяо Миядзаки с мамойСемья будущего режиссера была многодетной: Хаяо стал вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями мальчик объездил почти всю Японию: семье часто приходилось переезжать из-за болезни матери, страдавшей от туберкулеза. Постоянная смена мест продлилась больше 10 лет, с 1947 по 1955 год. В 1956 году случилось настоящее чудо, мать Миядзаки полностью выздоровела после тяжелого течения болезни.
Хаяо Миядзаки (слева) с семьейЧастые переезды не помешали юноше получить отличное образование. В 1958 году Хаяо окончил старшую школу Тоётама и принял решение о поступлении в престижный токийский университет.
Мультфильмы
Хаяо рано определился с выбором профессии. Анимация увлекла его случайно и навсегда: еще будучи старшеклассником, юноша увидел мультипликационный фильм «Легенда о белой змее». Впечатление от картины было столь сильным, что Миядзаки решил посветить себя анимации.
Школьник попробовал силы в создании собственной манги, но быстро столкнулся с трудностями. Во-первых, Хаяо совершенно не умел рисовать людей, долгое время его занимали только наброски самолетов. Во-вторых, сравнив рисунки с кадрами вдохновившего его аниме, начинающий художник понял, что детально копирует стиль мультипликатора. Первую работу зрители так и не увидели: Миядзаки в ужасе сжег свое творение.
Хаяо Миядзаки в молодостиВ 1963 году он был зачислен в Университет Гакусюин, где изучал политику и экономику – предметы, далекие от мира анимации. Но и во время студенчества Хаяо сумел получить ценнейший опыт: на протяжении всех лет учебы он входил в состав университетского книжного клуба. Основным объектом внимания книголюбов стала детская литература, особенно тщательно изучались произведения европейских авторов.
По окончании университета 22-летний Хаяо поступил на службу в Toei Animation, одну из крупнейших анимационных студий в Японии. Вчерашний выпускник начал с азов и быстро поднялся по карьерной лестнице. В 1963 году Хаяо работал фазовщиком – рисовал промежуточные стадии движения персонажей аниме «Wan Wan Chuushingur». Уже через 2 года, в 1965 году, талант молодого аниматора заметило руководство студии. Мэтры высоко оценили его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже позволили изменить концовку картины.
С 1969 по 1971 год Хаяо успел поработать над тремя проектами: трилогией «Кот в сапогах», экранизаций манги «Корабль-призрак», популяризовавшей аниме в СССР, и мультипликационным фильмом «Звериный остров сокровищ». В этот раз Миядзаки занимался раскадровками и отрисовкой ключевой анимации. Параллельно с созданием мультфильмов художник рисовал мангу: в тот же период была издана графическая новелла «Народ Пустыни». Миядзаки публиковался под вымышленным именем «Сабуро Акицу».
Работа в «Toie» принесла начинающему художнику не только опыт, но полезные знакомства. В студии Миадзаки совершенствовал технику под руководством известного японского аниматора Ясудзи Мори и познакомился с Исао Такахатой, будущим партнером и близким другом.
Хаяо Миядзаки и Исао ТакахатаНесмотря на очевидные успехи в карьере, Хаяо был недоволен крайне тяжелыми условиями труда. Вместе с другими аниматорами и Такахатой он создал профсоюз, защищавший интересы работников мультипликационных студий. За бунтом последовала закономерная расплата: руководство Toei сняло с проката мультфильм «Принц Севера». Раскадровки к нему полностью нарисовал сам Хаяо, а режиссировал картину Исао Такахата. Переломным момент наступил 1971 году. Друзья приняли решение сменить студию.
В тот же год Миядзаки с партнерами основал автономный проект A-Pro, но старт самостоятельной работы пришлось серьезно отложить. Промежуточным пунктом выступила студия TMS Entertainment. Там Миядзаки и Такахата совместно трудились над продолжением сериала «Люпен III». В TMS партнеры оставались 2 года.
Хаяо Миядзаки - организатор профсоюзаСледующей остановкой стало продолжительная сотрудничество с Nippon Animation – именно там в 1978 году Миядзаки дебютировал в качестве режиссёра. Его первая работа – это многосерийное аниме «Конан — мальчик из будущего», снятое по произведению «Невероятный прилив». Через год аниматоры вновь сменили студию и вернулись в TMS. Уже признанный мультипликатор Миядзаки продолжил заниматься режиссурой. Наконец Хаяо создал первый собственный полномасштабный мультфильм – «Люпен III: Замок Калиостро». Успех картины был оглушительным, «Люпен III» и сейчас входит в список лучших аниме, когда-либо созданных в Японии.
В интервью культовый аниматор часто повторял, что оставил мангу из-за неудовлетворенности конечными результатами. К счастью для поклонников творца публика имела совсем другое мнение.
Мультфильм Хаяо Миядзаки "Люпен III: Замок Калиостро"В 1982 году журнал «Animage» начал публиковать мангу за авторством Хаяо. «Навсикая из Долины ветров» быстро обрела популярность, и руководитель издательства «Токума Сётэн» внес предложение об экранизации. Миядзаки согласился, разработку картины начали безотлагательно. По уже сложившейся традиции Хаяо привлек к проекту Такахату – Исао взял на себя продюсирование картины. Благодаря плотному графику полнометражный мультфильм появился на большом экране уже в 1984 году. Критики отнеслись к картине очень благосклонно.
Успех первой работы вдохновил 43-летнего режиссера. Вместе с Исао Такахатой и редактором Animage, Миядзаки создал знаменитую студию Ghibli, подарившую миру ярчайшие шедевры японской анимации. Студия «Гибли» официально появилась в 1985 году, и уже через год представила зрителям свой дебютный проект – полнометражный фильм «Небесный замок Лапута».
В 1988 году в прокат поступил «Мой сосед Тоторо». Лента переносит зрителей в провинциальную Японию середины 20-го века, где две сестры переживают приключения и встречаются с странными, но милыми духами леса – Тоторо. Обаятельных духов полюбили в Японии и заграницей, героев ленты узнавали взрослые и дети, а сам Тоторо занял почетное место на эмблеме Studio Ghibli.
Именно «Тоторо» выявил яркую особенность творчества японского гения: главными героями, а точнее героинями в его анимационных фильмах часто становятся маленькие девочки. Смелые, отважные и находчивые девочки появляются в «Ведьминой службе доставки», оскароносном мультфильме «Унесенные призраками» и мистической «Принцессе Мононоке». Считается, что именно «Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки и всей студии «Гибли» широкую мировую известность. Особенно яркий успех картина имела в США, признание увенчалось контрактом со Walt Disney, подписанном в 1996 году.
Мультфильм Хаяо Миядзаки "Принцесса Мононоке"Завершив «Принцессу Мононоке», режиссер впервые заявил о желании отказаться от студийной работы и уйти в некоммерческую анимацию. Планы нарушило трагическое событие: смерть Ёсифуми Кондо, одного из ключевых аниматоров Studio Ghibli.
Миадзяки продолжил работу. Очередным проектом стала лента «Унесённые призраками», увидевшая свет в 2001 году. Об её успехе красноречиво говорит вереница наград: приз Японской киноакадемии, «Золотой медведь», взятый на Берлинском фестивале 2002 года, и, наконец, «Оскар», полученный на год позже.
В 2004 году список триумфов пополнила картина «Ходячий замок», в основе сюжета которого лежит одноименный сказочный роман британского автора Дианы Уинн Джонс. История создания картины достаточно необычна: Миядзаки согласился завершить работу другого режиссера, Мормоу Хосода.
Хаяо Миядзаки - обладатель премии "Оскар"Увы, за взлетами неминуемо следуют падения. В 2006 году студия завершила работу над «Сказаниями Земноморья» – полнометражным аниме, экранизирующим цикл книг Урсулы Ле Гуин. Миядзаки годами добивался согласия на экранизацию, однако работать над фильмом начал его сын Горо. В процессе съемок отношения молодого и опытного режиссёров стали крайне натянутыми, а сама Урсула была разочарована дебютной работой Горо.
Спорные оценки «Сказаний» не заставили режиссера оставить анимацию, и в 2008 году в кинотеатрах появился полнометражный фильм «Рыбка Поньо на утёсе». Миядзаки доказал случайность неудачи: новый проект удостоился двух премий в Японии и двух наград Венецианского кинофестиваля 2009 года.
Мультфильм Хаяо Миядзаки "Рыбка Поньо на утёсе"Миадзяки подарил миру не только удивительные мультфильмы, одним из проектов его авторства стал уникальный музей анимации. Идея создания музея «Гибли» впервые была озвучена в 1998 году, но из-за плотного графика начало работы неоднократно переносили.
Строительство началось только в 2000 году. Над эскизами работал сам режиссер, Хаяо хотел, чтобы архитектура главного здания стала самоценной частью экспозиции. Официальное открытие состоялось 1 октября 2001 года. Музей аниме-студии выполнен в форме лабиринта, гуляя по которому посетители встречают героев любимых фильмов.
Музей аниме студии "Гибли"После выхода «Рыбки Поньо» в 2008 году режиссер взял перерыв, продлившийся 6 лет. За этот период Миадзяки принимал участие в написании сценариев двух новых лент «Гибли» и только в 2014 году вновь занялся режиссурой.
Обожающий самолеты Хаяо не смог отказаться от создания мультфильма «Ветер крепчает», основу сюжета которого составляют события жизни Дзиро Хирокоси – знаменитого японского авиаконструктора, работавшего над самолетами A6M Zero.
Сейчас
Представив работу на Венецианском кинофестиваля 2013 года, Миядзаки официально сообщил прессе о завершении своей карьеры. Однако в ноябре 2016 года появилось новость, с восторгом воспринятая многочисленными фанатами: готовится новый фильм. 75-летний режиссер трудился над короткометражным мультиком «Гусеница Боро».
Хаяо Миядзаки сейчасВариант с ограниченным хронометражем Миядзаки не устроил, поэтому картина будет выпускаться в формате полнометражного мультфильма. Дата релиза не сообщается, но фанаты ждут новый проект Хаяо к концу 2017 года.
Личная жизнь
Несмотря на то, что мультипликатор охотно делится с прессой планами относительно новых проектов и открыто выражает гражданскую позицию, о личной жизни и семье Миядзаки известно немного.
Хаяо Миядзаки с женойВ возрасте 24 лет Хаяо женился на Акэми Ота, также занимавшейся анимацией. В браке появилось двое сыновей: Горо и Кэйсукэ. Старший сын продолжил дело отца, а Кэйсукэ профессионально занялся резьбой по дереву.
Фильмография
- 1984: Навсикая из долины ветров
- 1986: Небесный замок Лапута
- 1988: Мой сосед Тоторо
- 1989: Ведьмина служба доставки
- 1992: Порко Россо
- 1997: Принцесса Мононоке
- 2001: Унесенные призраками
- 2004: Ходячий замок
- 2008: Рыбка Поньо на утесе
- 2013: Ветер крепчает
Фото
24smi.org
Мастеру манга и анимации: Хаяо Миядзаки — 75!
5 января мастеру манга и мультипликации, Хаяо Миядзаки, исполнилось 75 лет! Великому японскому режиссёру-аниматору, художнику-мультипликатору, мангаку, художнику по персонажам, лауреату Премий «Оскар», «Золотого медведя» за мультфильм «Унесённые призраками» — посвящается эта статья.
Концерт посвященный 25-летию сотрудничества Joe Hisaishi и студии Ghibli
Правила жизни Хаяо Миядзаки
Я НЕ РАССКАЗЧИК. Я человек, который рисует картинки.
Я ПРИЗНАЮ: РИСОВАННАЯ АНИМАЦИЯ умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.
Я ДОГАДЫВАЮСЬ, ЧТО КОМПЬЮТЕР способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы заставить себя убедиться в этом.
ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ: откажитесь от анимации — вокруг нас и так слишком много воображаемых вещей.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР бесплоден, пуст и лжив. Надеюсь, я смогу дожить до того дня, когда все застройщики обанкротятся, Япония обеднеет, и все вокруг покроет высокая дикая трава.
ЖИЗНЬ — ЭТО просто мерцающий в темноте свет.
В БИТВЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ людям никогда не выйти победителями.
Я ЗАКОНЧЕННЫЙ ПЕССИМИСТ. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все что мне остается — это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь — разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы.
МНЕ КАЖЕТСЯ, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр.
НЕСМОТРЯ НА ПЕССИМИЗМ, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.
МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ, когда дешевле и выгоднее купить права на фильм, чем снять его.
БОЛЬШИНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМОВ построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.
НИКОГДА НЕ УПУСКАЙТЕ ШАНСА сразиться с продюсерами.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СПРАШИВАЮТ ВАС, не нужен ли вам еще один год для окончания работы над фильмом, — самые большие лжецы на свете. Потому что этот год они не дадут вам никогда. Все, что они хотят — это запугать вас.
НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ РАБОТЕ делать вас своим рабом.
ТОТ, У КОГО НЕДОСТАТОЧНО ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ, вряд ли может называть себя аниматором. Однажды, когда мы разрабатывали сцену с горящим огнем, часть моих сотрудников призналась мне, что они никогда не видели горящих дров. И я сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите». В тот момент я подумал, что, наверное, я очень старый. Потому что я помню то время, когда все японские бани топились при помощи дров. А сегодня ты просто нажимаешь кнопку.
ВДОХНОВЕНИЕ МОЖНО НАЙТИ даже в прогнозе погоды.
КОНЕЧНО, У НАС НА СТУДИИ ЕСТЬ и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».
МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО МНОГИЕ ЛЮДИ считают, что ностальгия — это привилегия взрослого человека. Дети чувствуют ностальгию точно так же, если не более остро. На мой взгляд, ностальгия — это самая распространенная человеческая эмоция. Ведь жизнь — это непрерывная череда потерь. И дети чувствуют эти потери так же, как и все остальные.
Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ДЕТСКИЕ ДУШИ наследуют историческую память предыдущих поколений. Потом, когда они начинают взрослеть, доставшаяся им память становится все более и более недосягаемой. Поэтому больше всего на свете я хочу сделать фильм, который способен разбудить в людях эту память. Если я сделаю это, я точно смогу умереть счастливым.
Я ЖИВУ ЖИЗНЬЮ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА своих лет: хожу в магазин, покупаю еду, а также захожу иногда в кафе — просто чтобы выпить чашку кофе.
НЕНАВИЖУ коллекционирование.
НЕ ЛЮБЛЮ КРИТИКОВ. Иногда мне даже хочется кого-то из них пнуть. Но я слишком слаб, чтобы пнуть критика.
Я НЕ ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИИ. Я люблю смотреть на зрителей.
САМАЯ СТРАШНАЯ ЛОВУШКА, в которую может угодить режиссер, — это страх того, что на его фильме зрителю будет скучно.
ХОРОШИЙ ДЕТСКИЙ ФИЛЬМ нужно снимать с расчетом на взрослых.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БОЛЬШИНСТВА МОИХ ФИЛЬМОВ — девочка. Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришел, но лучше ограничиться кратким ответом: все дело в том, что я очень люблю женщин.
В МОИХ ФИЛЬМАХ очень много свиней. Может быть, это просто потому, что свинью легче нарисовать, чем верблюда или жирафа... Но, если говорить правду, мне кажется, что свинья очень похожа на человека — по поведению и внешне.
ОБРЕТЕНИЕ СВОБОДЫ — самая большая радость, доступная человеку.
ВСЯ КРАСОТА МИРА легко может поместиться в голове одного человека.
К ЧЕРТУ логику.
Биография
Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero, и Хаяо с детства полюбил летающие устройства. Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden (рус. «Легенда о белой змее»). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Проявляя интерес к рисованию, Миядзаки также пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами.
В 1963 году закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 года получил работу фазовщика в Toei Animation, и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura. После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственную работу; Миядзаки также удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма. Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори.
Работая в Toei, Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм Taiyo no Ouji Horus no Daibouken, режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком — Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности.
Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko (1969), Sora Tobu Yureisen (1969) и Doubutsu Takarajima (1971). В 1969 году была опубликована первая манга Миядзаки Sabaku No Tami (где он подписался под псевдонимом «Сабуро Акицу»). В 1971 году Миядзаки вместе с Такахатой и Ёити Отабэ создали собственную студию A Pro, однако затем перешли на работу в TMS Entertainment, где начали работу над сериалом Lupin III. В 1973 году Миядзаки и Такахата устроились на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. В 1978 году Миядзаки впервые проявил себя в качестве режиссёра, сняв сериал Mirai Shonen Conan. В 1979 году он вернулся на студию TMS, где стал режиссёром фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии.
Небесный замок Лапута (1986). Трейлер
В 1982 году в журнале Animage началась публикация манги авторства Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», после чего автору поступило предложение от руководства Tokuma Shoten экранизировать своё произведение. Миядзаки согласился и привлёк Такахату в качестве продюсера. Вышедший в 1984 году фильм «Навсикая из Долины ветров» приобрёл всемирный успех, серьёзно вдохновивший Миядзаки. Для работы над следующим аниме Миядзаки и Такахата организовали анимационную студию Studio Ghibli, на которой были сняты многие ставшие впоследствии известными анимационные фильмы: «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки» и другие. После выхода в 1997 году фильма «Принцесса Мононокэ» Миядзаки объявил об уходе из Studio Ghibli и намерении заняться некоммерческими анимационными проектами, однако смерть Ёсифуми Кондо вынудила его вернуться к работе на студии и заняться созданием мультфильма «Унесённые призраками».
Творчество
В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играет гуманизм, а также экологические концепции. Графика фильмов Миядзаки отличается реалистичностью и большой точностью. Истории, написанные Миядзаки, не будучи привязанными к японской культуре, обычно интересуют не только японских зрителей, но и иностранные аудитории. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его фильмах.
Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем». Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных анимационных фильмов. Кроме того, он автор нескольких манг. За свою мангу «Навсикая из долины ветров» Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак.
В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех.
Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.
Принцесса Мононоке (1997). Трейлер
В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?», Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником.
Миядзаки также признается, что главным авторитетом в анимации для него является советский режиссёр мультипликационного кино Лев Атаманов с его мультипликационным фильмом «Снежная королева».
В сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, Миядзаки заявил о завершении своей карьеры. Байопик «Ветер крепчает», согласно его словам, станет его последней режиссёрской работой.
В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. В том же году был включен в «Зал славы научной фантастики».
Унесённые призраками (2001). Трейлер
Семья
В марте 1965 Миядзаки женился на коллеге Акэми Ота. Двое сыновей: Кэнсукэ и Горо. Младший сын, против воли отца, снял анимационный фильм «Сказания Земноморья», старший — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шёпоте сердца».
Социальная позиция
Выразил свое мнение по поводу происшествий в редакции Charlie Hebdo, сказав, что публикация карикатур стала причиной случившегося. «Я думаю, что неправильно рисовать карикатуры на тех, кому поклоняются люди другой культуры. Не надо было этого делать, вместо этого, для начала, сделайте карикатуры на политиков своей страны» — сказал Миядзаки.
Ходячий замок (2004). Трейлер
Манга и другие графические работы
- Кот в сапогах — 1969
- Люди пустыни — 1969—1970 (под псевдонимом Сабуро Акицу)
- Драгоценный остров животных — 1972
- Моей сестрёнке — шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
- Навсикая из Долины Ветров — 1982—1994
- Коллекция набросков Миядзаки Хаяо — 1983
- Путешествие Сюны — 1983
- Век летающих лодок — 1990 (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
- Записная книжка Хаяо Миядзаки — графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с 1982 по 1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году.
- Покрытые грязью тигры — 1998—1999
- Возвращение Ганса — 1994
Фильмография
Режиссёр, сценарист, раскадровщик
- Конан — мальчик из будущего, аниме-сериал, 1978
- Люпен III: Замок Калиостро, полнометражный аниме-фильм, 1979
- Навсикая из Долины Ветров, полнометражный аниме-фильм, 1984
- Великий детектив Холмс, аниме-фильм, 1984, студия Tokyo Movie Shinsha
- Великий детектив Холмс, аниме-сериал, 1984, кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
- Небесный замок Лапута, полнометражный аниме-фильм, 1986
- Мой сосед Тоторо, полнометражный аниме-фильм, 1988
- Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики»), полнометражный аниме-фильм, 1989
- Порко Россо, полнометражный аниме-фильм, 1992
- Sora Iro no Tane, ТВ-спэшл, 1992
- Nandarou, ТВ-спэшл, 1992
- On Your Mark — музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska, 1995
- Принцесса Мононоке, полнометражный аниме-фильм, 1997
- Унесённые призраками, полнометражный аниме-фильм, 2001
- Koro no Daisanpo, короткометражный аниме-фильм, 2001
- Kujira Tori, короткометражный аниме-фильм, 2001
- Ходячий замок, полнометражный аниме-фильм, 2004
- Рыбка Поньо на утёсе, полнометражный аниме-фильм, 2008
- Со склонов Кокурико, полнометражный аниме-фильм, 2011 — сценарист
- Ветер крепчает, полнометражный аниме-фильм, 2013
Рыбка Поньо на утёсе (2008). Трейлер
Сорежиссёр
- Люпен III, аниме-сериал, 1971—1972 — эпизоды 7,8,10,11,13—23 (в паре с Исао Такахатой)
- Новый Люпен III, аниме-сериал, 1977—1980 — эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки)
- Эскизы фонов, компоновка
- Хайди, девочка с Альп, аниме-сериал, 1974 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Джоанны Спири «Хайди»)
- Три тысячи ри в поисках матери, аниме-сериал, 1976 (режиссёр Исао Такахата, в основу легла часть романа «Сердце» Эдмондо де Амичиса)
- Anne of Green Gables, аниме-сериал, 1979 (режиссёр Исао Такахата, адаптация книги Люси Мод Монтгомери)
Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация
- Принц Севера, аниме-фильм 1968
- Панда большая и маленькая, короткий аниме-фильм, 1972 (режиссёр Исао Такахата)
- Панда большая и маленькая: Дождливый день в цирке, короткий аниме-фильм, 1973 (режиссёр Исао Такахата)
- Самураи-гиганты, аниме-сериал, 1973—1974 — 48 серий. Трансляция с 07.10.1973 по 29.09.1974
- Сказания Земноморья, аниме-фильм, 2006 (режиссёр Горо Миядзаки)
Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж
- Помпоко: Война тануки, аниме-фильм, 1994 (режиссёр Исао Такахата)
- Шёпот сердца, аниме-фильм, 1995 (режиссёр Ёсифуми Кондо)
- Возвращение кота, полнометражный аниме-фильм, 2002 (режиссёр Хироюки Морита)
- Ариэтти из страны лилипутов, полнометражный аниме-фильм, 2010 (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)
Ветер крепчает (2013). Трейлер
Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
- Животные на острове сокровищ, аниме-фильм, 1971
Ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
- Большое приключение Холса, Солнечного принца, аниме-фильм, 1968 (режиссёр Исао Такахата)
Организация, ключевая анимация, раскадровка
- Али-баба и сорок разбойников, аниме-фильм, 1971
Ключевая анимация, раскадровка, дизайн
- Кот в сапогах (аниме), аниме-фильм, 1969, режиссёр Ябуки Кимио, студия Toei
- Летающий корабль-призрак, аниме-фильм, 1969
- Что это?, аниме-эпизод, 01.11.1992
Официальный сайт студии «Гибли»: ghibli.jp
Источник: wikipedia.org
animation-ua.com