Васильев Федор АлександровичКартины и биография. Васильев картины


Художник Васильев Ф.А. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника. С ранних лет он проявил интерес к рисованию, однако нужда, в которой постоянно жила семья, не давала ему возможности всерьез заниматься творчеством. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца, и вовсе заботиться о семье. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.

В этот период Васильев активно общается с И.Н. Крамским, И.И. Шишкиным. В 1867 году он заканчивает обучение. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Эта и другие поездки сыграли огромную роль в становлении Васильева как художника, его талант развивается стремительно. Уже в ранних работах видно, что пейзажи Васильева проникнуты особенной глубиной и поэтичностью чувств. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Барки». Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге.

Зрелая картина Васильева появляется уже в 1871 году. Полотно «Оттепель» соединяет присущую художнику юношескую любовь к жизни с появившимся глубоким раздумьем. Во время работы над этой картины Васильев сильно простужается, возникшая болезнь со временем перерастает в туберкулез, вылечить который так и не удалось.

Весну 1871 года Васильев проводит в Петербурге. В это время он становится одним из участников составления Устава первого свободного творческого объединения. Болезнь прогрессирует, Васильев поправляет здоровье в имении Строганова Хотень, затем в Крыму. Средства на эту поездку Васильеву предоставляет Общество поощрения художников. Еще до отъезда он становится учеником Академии художеств.

В Крыму у художника нет возможности работать с натуры, однако в этот период он пишет несколько картин. Появляются полотна «Мокрый луг», «Вид из Эриклика», «Утро», «Зима в Крыму», «В Крымских горах». Последней картине суждено было стать завещанием Васильева. Он умер 24 сентября 1873 года в Ялте.

 

Лучшие картины Васильева Ф.А.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Художник Федор Александрович Васильев. Русский пейзаж

Судьба бывает жестока и отпускает слишком мало лет жизни подлинным талантам. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства.

Болото в лесу.Осень.1872

Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.

Кроны деревьев.

 

В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Фёдор стал главным кормильцем семьи: матери, старшей сестры и двух младших братьев. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Одаренный ученик быстро обратил на себя внимание художников. Юношу взял под свою опёку уже известный пейзажист Иван Шишкин, незадолго до этого вернувшийся из заграничной пенсионной поездки.

Пейзаж со скалой и ручьём.1867

Рассвет.1873

Летом 1867 года Шишкин пригласил Васильева в поездку на Валаам писать этюды. Работа рядом с опытным мастером много дала Фёдору, но, как ни странно, он тоже оказал какое-то влияние на своего старшего друга, вскоре женившегося на его сестре. Искусствоведы считают, что именно под воздействием Васильева живопись Шишкина стала немного лиричнее. От того периода сохранилась небольшая картина Шишкина, на которой кладбищенский пейзаж на Валааме «оживляет» сидящий на траве Васильев.

В церковной ограде.Старое кладбище Валаамского манастыря.1867

Федору удивительно везло на хороших людей. Его покровителем стал известный меценат граф Павел Сергеевич Строганов, купивший одну из вааламских картин начинающего художника. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном живописец мог самозабвенно отдаваться творчеству. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья.

Деревья.Этюд.1870

Волжские лагуны.1870

Изба.

В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.

Гатчина.1850-1873

Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.

Деревня.1869

 После грозы.1868

После дождя.Просёлок.1867-1869

Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. Барки». Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.

Вид на Волге.Барки.1870

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин."

(Ге Н.Н.)

В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование - невозможно. Картину купил для своей галереи П.М. Третьяков. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

Оттепель.1871

К этому времени Васильев уже был серьезно болен, врачи нашли у него прогрессирующий туберкулез. Требовалось срочное лечение и смена климата. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Возможно, именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В ней есть что-то сказочное. Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший.

Заброшенная мельница.1871-1873

Заброшенная мельница.1871-1873

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. «Тоскую по России и не верю Крыму», - жалуется он в письме Крамскому. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам.

Эриклик.Фантан (Крым).1872

Здесь родилась одна из лучших его картин «Мокрый луг». За неё Общество поощрения художеств присудило ему премию. Произошло и еще одно важное событие, Академия художеств заочно присудила Васильеву, который не сдавал экзамены за академический курс, звание «классного художника первой степени». Это звание позволяло баллотироваться на официальные должности, а при поступлении на государственную службу получить чин 12 класса.

Мокрый луг.1872

Вечер в Крыму.1871-1873

Постепенно художник привыкает к местной природе и начинает её писать, но жизненный путь Васильева уже заканчивается. Его последней большой работой стала картина «В крымских горах».

В крымских горах.1873

6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Друзья художника устроили его посмертную выставку. Удивительно, но все выставленные на ней работы, включая эскизы и зарисовки, были раскуплены еще до её официального открытия. Только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 картин.

"Он прожил короткую, но прекрасную творческую жизнь. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения",

- написал о нём Крамской.

 

И.Н.Крамской.Портрет художника Ф.А.Васильева

Фёдор Александрович Васильев 

биография

Под большим шатромГолубых небес -Вижу - даль степейЗеленеется.

И на гранях их,Выше темных туч,Цепи гор стоятВеликанами.

По степям в моряРеки катятся,И лежат путиВо все стороны.

Посмотрю на юг -Нивы зрелые.Что камыш густой,Тихо движутся;

Мурава луговКовром стелется,Виноград в садахНаливается.

Гляну к северу -Там, в глуши пустынь,Снег, что белый пух,Быстро кружится;

Подымает грудьМоре синее,И горами ледХодит по морю;

И пожар небесЯрким заревомОсвещает мглуНепроглядную...

Это ты, мояРусь державная.Моя родинаПравославная!

Широко ты, Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!

@Иван Никитин

 

 

 

nikole-t.livejournal.com

Фёдор Васильев: картины, биография художника-пейзажиста

Федор Александрович Васильев (1850—1873)

Федор Васильев

За свою короткую жизнь Федор Васильев написал сравнительно немного произведений, но без них немыслимо представить себе русское искусство.

 

Некоторым казалось, что Васильев работал играючи. Дей­ствительно, Васильев был живописцем-виртуозом, но в каж­дое свое полотно он вкладывал огромный труд. «Каждую картину я пишу не красками, а потом и кровью», — сообщал он П. М. Третьякову.

Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Отец его был мелким чиновником. Когда он умер, мальчику при­шлось работать почтальоном. Случай и исключительные способности помогли тринадцатилетнему Васильеву поступить в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Окон­чив ее, он скоро вырос в большого и зрелого мастера пей­зажной живописи.

По меткому выражению Крамского, Васильев вносил в ис­кусство пейзажа «поэзию при натуральном исполнении)». Вер­ные жизненной правде, картины молодого художника по­коряли своей необычной одухотворенностью. Васильев пи­сал природу в разных ее состояниях. Небо в его пейзажах было то взволнованным, с несущимися облаками, то тяжелым и мрачным, то легким, словно тающим.

 Свои пейзажи Васильев умел поднимать до высоты обличи­тельного жанра. Вот, например, картина «Деревня» (1869). Рощи и залитый солнцем луг со стадами помещика. А ря­дом — нищенское жилище «освобожденного» крестьянина. Стропила обнажены. Еще недавно здесь была соломенная крыша. Сейчас остатки этой соломы до­едает корова. А что будет, когда не останется и такого кор­ма? Ответ дает другая картина Васильева — «В окрестно­стях Петербурга». Прекрасный пейзаж. На фоне его — крестьяне, впрягшиеся вместо скота в соху. Если такое тво­рится близ самого Петербурга, то что же увидишь, обратив свой взор в глубь Российской империи...

 Триумфом васильевской кисти явилась картина «Оттепель» (1871). Широкие бескрайние заснеженные просторы. Темная, уже подтаявшая дорога, а на ней две фигуры — старик с внучкой — остановились у разлившегося ручья. Одинокая избушка смотрит на путников своим крошечным оконцем. Свинцовые тучи нависли в небе, но через них уже пробивает­ся свет солнца. Эта картина, передающая пейзажными сред­ствами убогость и бедность русской деревни, воспринима­лась современниками Васильева как символ пореформенной России. Она принесла художнику громкую известность и поставила его в первый ряд ведущих русских пейзажистов, наравне с А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным.

Вскоре чахотка заставила Васильева уехать в Крым. Первое время он тосковал по северной природе. На память, по ранее сделанным этюдам, художник написал «Мокрый луг» (1872) — одно из своих самых значительных произведений, прекрасно передающее состояние летнего дня после освежающего дождя. Не остался равнодушным Васильев и к красотам Крыма. Торжественной и скорбной тишиной наполнен его последний необычайно поэтический пейзаж — «В крымских горах» (1873).

С конца апреля 1873 года Васильев уже не может рабо­тать. Врачи направляют его в Италию. Художник начинает хлопотать о выезде. Полученный отказ убивает в нем по­следнюю надежду на выздоровление. Прочтя это известие, он говорит только два слова: «Все кончено!»

Он умер двадцати трех лет. Крамской, скорбя о его преж­девременной смерти, писал: «...Русская школа потеряла в нем художника едва ли не гениального».

Картины Васильева

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Васильев Федор Александрович Картины биография Vasilyev Fedor

Васильев Федор Александрович — русский живописец, пейзажист. Родился 10 февраля 1850 года в семье мелкого почтамтского чиновника в Петербурге. Уже двенадцатилетним ребенком он был отдан на службу в главпочтамт, где получал три рубля жалованья в месяц. Федор Васильев с ранних пор пристрастился к рисованию и, возвращаясь после работы домой, занимался рисованием.

Васильев Летний день Летний жаркий день,1869, Третьяковская галерея Васильев После дождя После дождя,1869, Третьяковская галерея Васильев Баржи Вид на Волге. Баржи,1870, Русский музей Васильев Перед дождем Перед дождем, 1870,Третьяковская галерея

Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.И. Шишкина. В 1867 году художник написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств.

В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: "Оттепель", "Вид на Волге", "Зимний пейзаж" и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.

Зимой 1870 года Васильев сильно простудился, и у него обнаружилась чахотка. По предложению графа Строганова он провел лето 1871 года в графских имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил.

Общество поощрения художеств преджоставило Васильеву средства для поездки на лечение в Крым. Еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: "Болото" и "Крымский вид", за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году. В следующем году живописец получил звание почетного вольного общника Академии, а в сентябре он умер в городе Ялте. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены.

Васильев Тополя Тополя, 1870, Смоленский музей изобразительных искусств Васильев Луг Мокрый луг,1872, ГТГ Васильев В горах В крымских горах,1873, ГТГ Васильев Лагуны Волжские лагуны,1871, ГТГ Васильев Проселок После дождя. Проселок,Русский музей Васильев Прибой Прибой волн,ГТГ

Два альбома рисунков художника были приобретены покойной императрицей Марией Александровной, и еще два находятся в библиотеке Академии художеств. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы", "Вид на Волге", "Полдень", "Болото", "Вид на Волге", "Перед грозой", "Зимний пейзаж", "Взморье", "Оттепель", "Зима", "Пейзаж", "Мокрый луг". Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и совершенной гармонией в красках. В картинах художника природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Васильев умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870—1871 годов. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанный в "Вестнике Изящных Искусств" (1889—1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Васильев Федор Александрович умер 8 сентября 1873 года. По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

smallbay.ru

Константин Васильев - великий и неизвестный

Автор: Игорь Бушукин в сб, 28/03/2015 - 12:35.

В современной истории России, наверное, нет такого самобытного художника, такого одновременно простого и великого, такого близкого русскому сердцу, но до конца не разгаданного, как Константин Васильев (1942-1976).

Его творческим наследием являются около 400 картин самой разной направленности: от работ, выполненных в жанре абстракционизма, до картин, отражающих сюжеты древнерусских сказок и древнегерманского эпоса.

Непризнанный при жизни, часто упрекаемый своими современниками-художниками в непрофессионализме, дилетантизме и даже фашизме (!), Васильев, тем не менее, обладал истинным талантом, который позволял ему писать не кистью, а непременно сердцем.

Поэтому многие работы художника, даже те, которые являются спорными и, по мнению профессионалов, выполнены с нарушением всех художественных канонов, обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой "васильевский" мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.

Так кем же был Константин Васильев, которого подобно Есенину мы с полной уверенностью можем назвать не только певцом русской природы, но сказителем русской древности, возвращающим нас, людей современности, к исконным смысловым нагрузкам нашего народа?

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Отец его был рабочим, на долю которого выпало участие в трёх войнах. Мама, Клавдия Парменовна, принадлежала к семье великого русского художника И. И. Шишкина.

Константин Васильев, Над ВолгойНад Волгой

Был самый разгар Великой войны. На момент рождения Константина Майкоп был оккупирован немцами, а отец Константина состоял в партизанском отряде. Само собой разумеется, что мать с грудным младенцем тут же оказалась в в местном отделении гестапо, где она была подвергнута многочисленным допросам на предмет связи с партизанами. Жизнь молодой мамы и ее малыша висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а затем на постоянное жительство в поселок Васильево, стоящий на берегу великой русской реки Волги. Красота этих мест позднее найдет отражение в многочисленных пейзажах художника.

Тяга к живописи обнаружилась у Константина Васильева с самого раннего детства. Маленький Костя предпочитал игре со своими сверстниками краски, карандаш и бумагу, причем рисовал все подряд: родителей, домашних животных, реку Волгу и ее красоты, лесные просеки. Рисунки ребенка были выполнены настолько мастерски, что не заметить талант сына родители, естественно, не могли, другое дело, что время было суровое — после войны было не до шику. На все советы друзей и знакомых о том, что их сыну надо обязательно заниматься изобразительным искусством, Васильевы могли только вздыхать. Но, тем не менее, они всячески помогали сыну развиваться, дарили ему книги с репродукциями картин известных русских художников, дабы сформировать его вкус, посещали с ним музеи Казани, а также Москвы и Ленинграда.

СвияжскСвияжск

После того, как Костя мастерски скопировал цветными карандашами картину Васнецова "Богатыри", не только достигнув поразительного сходства с оригиналом, но и сумев каким-то образом передать внутреннюю энергетику автора, родители, Алексей Алексеевич и Клавдия Парменовна, решили послать сына в художественную школу. Но откуда в обычной русской деревне художественная школа для одаренных подростков? Не было ничего подобного в те времена и в Казани.

Однако, волею случая, очень скоро юный Константин станет учеником Московской средней художественной школы имени В. И. Сурикова, куда он попал, выдержав конкурс и сдав все экзамены на отлично. Для юного дарования это было настоящим подарком судьбы, ведь среди преподавателей в данной школе работало много замечательных художников, а учебной базой была, ни много ни мало — Третьяковская галерея.

Здесь, в Третьяковке, он впервые встретится с оригиналом картины Васнецова, явившейся совсем еще недавно для него источником. Может, именно тогда он почувствовал зов души, который и предопределил его дальнейший творческий путь на всю жизнь.

Естественно, что в художественной школе Васильев был одним из лучших учеников, работы которого приводили педагогов в восторг. Однако всего через пару лет ему пришлось вернуться обратно на родную землю после смерти отца.

Но уже в этот период жизни Васильев настолько овладел ремеслом художника, что мог работать, что называется, "под кого угодно", в любом стиле.

Русалка

Однако со свойственным ему спокойствием и выдержанностью он предпочел искать собственный, "васильевский" путь, чтобы сказать свое слово в искусстве.

Он продолжал расти как художник, испытав все "юношеские" болезни многих коллег, работая и в жанре сюрреализма, и абстракционизма. Но под знаменами ярчайших представителей этих направлений, Пикассо и Дали, он проходил не так долго.

Загадочная тяга русской души к поиску своего места в мире, граничащая порой с яростным самобичеванием, не покидала Константина Васильева. Зов великих предков своего народа, который он, видимо, ощутил впервые через работы Васнецова и Сурикова, голос крови — ведь не даром же Васильев по материнской линии принадлежал к роду великого художника И. И. Шишкина, красота мест родной земли, рек Волги и Свияги, — все это, подобно всепроникающему свету, напитывало талантливого художника и придавало ему силы. И он работал, работал, как одержимый, зачастую без сна и отдыха, воспевая красоту родной земли, органично вплетая в нее русские былинные сюжеты, как, например, на картинах "Над Волгой" и "Свияжск".

У тихой воды

Вообще, одной из ярких отличительных черт творчества Васильева является глубокий символизм всех его картин. Его полотна живые, и, если не населены фантастическими духами леса, как, например, сидящей у воды русалкой на одноимённой картине, то всегда чувствуется, что они рядом. Так, на прекрасном пейзаже "У тихой воды" изображена живописная спокойная река, на берегу которой растет величественный и могучий русский лес, и, погружаясь в образы, передаваемые этой картиной, вдруг начинаешь понимать, что, возможно, именно где-то здесь, в кустах, на берегу этой самой реки и сидит та самая русалка, которая вышла на берег послушать пение птиц и шелест листьев деревьев.

Деревья же на картинах живые, если стоять рядом с картиной, создается впечатление, что они сейчас, под влиянием легкого ветерка, начнут колыхать листвой.

Вообще, можно смело сказать, что среди пейзажей Константина Васильева нет каких-либо "проходных" картин, каждый из них имеет свою душу и свой неповторимый образ.

Осень

Васильев оттачивал свое мастерство пейзажиста в течение всей своей жизни, ярким примером этого являются удивительно одухотворенные пейзажи "Осень" и "Лесная готика", в которых он показывает примеры удивительной пластики, богатейшего колорита, великолепной композиции и рисунка.

В своей "Лесной готике" Константин Васильев попытался передать духовный настрой и энергетику природы северной Европы, ассоциируя, казалось бы, обычный хвойный лес, изображенный на картине, с готическим храмом.

На самом деле, сквозь суровое северное безмолвие сосен, стоящих суровым викингским строем, подобно органной музыке пробивается живительный свет(свет пробивается подобно музыке... хм... - прим.ред), который падает на маленькую елочку, наполняя ее живительными силами, не давая темным стихиям задушить этот юный нежный росток.

Лесная готика

Не можем мы не затронуть такую сторону творчества Константина Васильева, как портреты.

Васильев, ввиду своей уникальности, всегда был разноплановым художником, поэтому, естественно, он не мог не попробовать себя в качестве портретиста, хотя специально перед собой он такой задачи не ставил. Портреты рождались под его кистью в период работы над той или иной темой.

Широко известны его портреты своей сестры Людмилы и маршала Жукова. Но самым примечательным, на мой взгляд, является портрет писателя Достоевского, интерес к творчеству которого появился у Константина еще в школе. Он ощущал свою духовную связь с великим русским писателем, узнавая себя в ряде его героев. И не случайно, что при работе над портретом Достоевского Васильев досконально изучил жизнь великого творца русской словесности.

Константин собрал почти все известные фотографии писателя и воспоминания о нем, содержащие описания внешности и характера. Желая досконально вникнуть в привычки писателя, тем самым достичь максимальной подлинности, Васильев интересовался личными вещами Достоевского, обстановкой его кабинета.

Ф.М.Достоевский

И не случайно портрет Федора Михайловича Достоевского признан одним из лучших портретов Константина Васильева. Изображенного на нем писателя характеризует сила взгляда(усиление излишне в данном случае — прим.ред) человека, который готов отстаивать идеалы ценою всей своей жизни. Стоящая перед Достоевским на столе свеча при этом является не просто свечой, а символом этих идеалов, светом, которым писатель желает озарить густую тьму невежества, сгустившуюся вокруг.

"Это не просто свеча — это светоч!", — как сказал однажды сам художник. Светоч идеалов Достоевского.

Но наиболее известен Константин Васильев как автор многочисленных работ на темы древнерусских былин, славянской мифологии и древних европейских эпосов.

Здесь художник за свою короткую жизнь сумел создать не только множество потрясающих художественных произведений, но и свой неповторимый "фирменный", если угодно, васильевский стиль, который нисколько не застыл в его картинах после смерти художника, а получил свое развитие и продолжение в работах ценителей таланта Васильева, творящих в настоящее время замечательные произведения искусства в данном направлении.

Жница

Сам же Константин Васильев, создавая один шедевр за другим, и всё больше оттачивая свое мастерство, продолжал искать себя. Художник не прекращал искать способы выражения музыки своей души на холсте, и это ему удавалось. Он создает замечательные образы древних русичей, необычайно точно отражая архетипы мужчин и женщин нашего народа. Так появляются великолепные картины "Жница" с изображением прекрасной юной девушки, прислонившейся к стройной березке, дабы отдохнуть от тяжелого труда, но в ее бездонных глазах читается отнюдь не усталость, в них заключена душа русских женщин, жен и матерей, а когда надо — и суровых воительниц, способных защищать свою землю; "Русский витязь", с изображением князя Вольги. Во взгляде его нет агрессии, нет безумия завоевателя. Но есть спокойная и холодная уверенность в том, что если надо, любой враг будет разбит и не только изгнан за пределы земли русской, но и загнан в свое собственное логово, где будет раздавлен. Князь ровно такой, каким должен быть князь — тверд, как скала, и спокоен.

Он как суровый северный бог: когда надо — добр, когда надо — суров и непреклонен. Это, на самом деле, очень точное отражение еще одного древнего смысла славянского миропонимания, которое можно кратко описать как "мера и равновесие". Всего должно быть в меру, столько, сколько нужно. Недаром само слово "зло" раньше произносилось как "зело". Значение слова "зело" еще окончательно не забыто, хоть и стало  сейчас архаизмом. Еще можно увидеть иногда  в каких-нибудь старых русских текстах слова "зело мудро", "зело красиво". Мы понимаем, что здесь слово "зело" значит  "очень", "чересчур".

Русский Витязь

И тогда становится понятным  значение слова "зло"  —  слишком, очень, чересчур, выходит за границы.

Ведь действительно, любое качество, когда  его становится  "слишком", начинает вредить. Так и во всем, особенно в людях, если нарушается равновесие, то и слишком много сделанного добра может послужить с точностью до наоборот.

Так и в силах природы, которые наделяли божественными качествами наши древние славянские предки.

Разбирался ли сам художник в таких глубинах и тонкостях славянского миропонимания? Мы сейчас сказать не можем, тем более что в те годы, в эпоху воинствующего атеизма и с церквями-то были проблемы, где уж тут рассуждения о такой старине. Но одно мы можем сказать точно, Васильев это понимал интуитивно. Он это чувствовал и знал. Иначе не создавались бы им такие картины как "Свентовит", "Валькирия над поверженным воином". Ну и, конечно же, самая известная и, что печально, самая последняя картина художника "Человек и филин" (заглавная иллюстрация к статье - прим.ред.).

Многие ценители творчества художника считают эту картину последним посланием Константина Васильева потомкам, своего рода философским итогом работы мастера.

Неслучайно именно этот образ старца со свечой был взят за основу писателем Сергеем Алексеевым при описании образа верховного волхва-хранителя древних сокровищ Аденона.

Свентовит

Вообще, толкование полотен может, конечно, быть разным в зависимости от полноты их постижения.

По мнению исследователей в облике старца художник попытался представить волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.

В руке его свеча как символ душевного огня, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя в том числе. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, стойкость и верность.

В другой руке его плеть, которую он держит над головой, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина. На руке сидит филин. Изображение совы или филина у многих народов всегда было символом мудрости, ясности ума и беспристрастного видения мира. Филин — птица, которая все видит даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.

Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.

После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать".

Валькирия над поверженный воином

Сказано это было с такой внутренней силой, мощной, но при этом пугающей. Казалось, эта сила была внушена художнику извне специально для создания именно этого полотна.

Через несколько дней Константина Васильева не стало...

Погиб художник при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.

Родственники и друзья Константина Алексеевича ни на минуту не поверили в официальную версию. Налицо было слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Многие ценители творчества Васильева и сейчас выдвигают конспирологические теории о том, что художник был устранен некоторыми силами, ибо своим талантом он многим мешал, как и Сергей Есенин в свое время.

Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина Алексеевича в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Будучи непризнанным при жизни, Васильев работал, как одержимый, возможно он чувствовал, как чувствовали многие великие люди, что путь его на этой земле не будет долгим. Но в любом случае, художник всегда остается живым, пока живы его картины.

Сложная судьба и у музея великого художника, который находится в г. Москве. Много раз его пытались выкинуть на улицу, ввиду того, что место, на котором находится музей, является лакомым куском для бизнеса. Ну а людям, которые на первое место ставят деньги, картины, да и любая культура вообще, ни к чему. В конце концов музей был почти уничтожен, ночью обложен покрышками, облит бензином и подожжен. Однако на деньги простых русских людей, поклонников творчества великого мастера, музей был восстановлен и сейчас радушно приглашает всех желающих погрузиться в мир картин Константина Алексеевича Васильева.

Адрес музея Константина ВасильеваМосква, ул. Череповецкая, д. 3-б, м. АлтуфьевоМузей работает с 11-00 до 19-00 каждый день, кроме понедельника.Стоимость входного билета 200 руб. Льготный(пенсионеры, школьники, инвалиды) 100 руб.Заказ экскурсий по тел. 8 926 4963900

Игорь Бушукин, обозреватель

Loading...

Понравилось? — Поддержите нас!

50 руб, 100 руб - любая, даже самая незначительная сумма, поможет нам продолжать работу и развивать проект. Не стесняйтесь жертвовать мало — мы будем признательны за любой трансфер))))
  • Яндекс Деньги: 410011479359141
  • WebMoney: R212708041842, Z279486862642
  • Карта Сбербанка: 4272 2200 1164 5382

Как еще можно помочь сайту

Отчеты о поступающих средствах

www.rus-obr.ru

Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) — русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Среди известных работ — циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника — «Человек с филином».

С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника.

Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53, 3 кв. м.

Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева Русь на картинах Художника Константина Алексеевича Васильева

lol54.ru

Описание картин Васильева Федора

Федор Васильев. Березовая роща к вечеру.

Федор Васильев. Березовая роща к вечеру.1867-1869. Холст, масло. 42,5 x 35.Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов, Россия.

К моменту окончания учебы (1867) Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре. Общение и дружба с этими замечательными людьми и художниками стали главными жизненными и профессиональными университетами начинающего живописца.

Крамской, Репин, Шишкин любили этого способного юношу. Отмечали его редкую поэтическую „музыкальную" натуру. Все трудности Федор одолевал будто играючи. Поражая всех друзей и недругов артистичностью кисти. Что-то завораживающее было в его природном ощущении валера - гармонии тона и цвета.

В юношеских работах Васильева заметна тяга к романтическому восприятию природы. В этих картинах больше действия, чем настроения; художник лишь начинает свое открытие мира.

Многие рисунки мыслились им как заготовки будущих картин. Не случайно они часто очерчивались рамкой, а иногда художник рисовал и пышную большую раму, представляя общий вид будущей картины.

Чаще всего в своих пейзажах Федор Васильев изображал природу в ожидании перемены ею своего состояния. Чуткое сопереживание всем тончайшим изменениям и самому дыханию природы позволяло ему передать ее внутреннее одухотворение. Сам он, делясь сокровенным, писал, «что любовь к природе для него равна любви к Богу».

Федор Васильев. Художник интуитивно искал новый живописный подход к передаче меняющегося цветового строя природы. Этот путь исканий Васильева встречается в ряде его работ. Среди них свое место занимает и этюд «Березовая роща к вечеру», вероятно написанный им летом в Тамбовской губернии.

Картина написана, в отличие от многих других работ этого времени, широко кроющим приемом живописи, как бы стремящимся уловить свет предвечернего солнца, изменившего цвет зелени и подчеркнуто выделившего на березах белизну обнаженных ветвей. Принятое здесь композиционное решение картины уже само собой выдвинуло на первый план пейзажный строй создаваемого образа с переданным в нем прекрасным моментом состояния природы в час угасающего летнего дня. Гармонией золотистого предвечернего света и мягких закатных красок, озаривших высокое небо и кроны деревьев у затененной каменной изгороди, раскрыта художником общая цветовая гамма этого поэтичного пейзажа, как бы утверждающая собой вечную присущую природе изменчивую цветность.

На картине, как это обычно бывает, нет авторской подписи, но по ее нижнему краю Иван Крамской сделал надпись: «Этюдъ Ф. Васильева свидетельствую И. Крамской». Такое удостоверение авторства потребовалось, когда художника уже не было в живых, а его картины и этюды пользовались невероятно большим успехом у любителей искусства; за подлинные работы Васильева выдавались пейзажи, никакого отношения к нему не имевшие. Посмертная выставка художника, устроенная в Петербурге стараниями Крамского и открытая зимой 1874 года, привлекла к себе огромное внимание. Все картины оказались распроданными еще до ее открытия.

Близ Красного Села.Близ Красного Села.1868. Холст, масло. 30,5 x 41. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза, Россия.

Несомненный талант Федора Васильева развивался необычайно быстро. Это признавали за ним все современники: и художники, и критики.

К восемнадцати годам Васильев имел основание называть себя пейзажистом: мало кто из художников так рано сумел определить свое призвание. Значительную роль сыграл здесь крупнейший пейзажист И. И. Шишкин. Вместе с ним Васильев работал два лета подряд. Для молодого живописца, склонного видеть мир взволнованно и поэтично, трудно было найти более полезную и трезвую школу.

Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и к самому процессу художественного труда.

Все, чего мог достигнуть Васильев на первом этапе своих занятий живописью, яснее всего раскрывается в его работах 1868 года, связанных с летней жизнью в деревне Константиновке близ Красного Села под Петербургом. Естественным жизненным окружением Васильева тогда был деревенский пейзаж. И именно он стал главной темой работ художника того времени.

В красоте природы Федор Александрович увидел глубокий нравственный смысл. Он считал, что красота способна отвратить человека от преступного замысла.

Ему удавалось исключительно точно передавать переходные состояния природы. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в природу и видящего в ней отражение дум и чувств человека. Но талант молодого художника не успел развернуться в полную силу из-за преждевременной смерти.

До нас дошло сравнительно немного рисунков художника, датируемых 1868 годом. Над картинами же он работал много и серьезно, и это принесло ему официальное признание в виде первой премии на конкурсе Общества поощрения художников за картину "Близ Красного Села".

Болото в лесу. Осень.Болото в лесу. Осень.1871-1873. Холст, масло. 81 x 111,5.Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез.

Находясь на лечении в Крыму, он тоскует по северу. Реальным для художника в завершающий период творчества становится возвращение к работе над русскими темами, чаще упоминавшимися им в письмах под общими названиями "болото большое" и "болото маленькое".

"В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, - пишет он Крамскому 27 декабря 1871 г. - (Впрочем, не думайте, что это настоящее болото - нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления). О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!"

Он пишет "Мокрый луг". Далее следуют другие пейзажи, в которых он пытается воспроизвести свое видение "настоящего болота". Последней работой, косвенно связанной с темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина "Болото в лесу. Осень", о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме. В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. И по мотиву, и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями.

При общей неоконченности картины трудно сказать что-либо определенное о самой ее живописи. Ее главной особенностью на данном этапе является широкое письмо и стремление выразить и сохранить в картине звучание чистого цвета.

Воспоминания о далекой родине, щемящая тоска и тяжкие предчувствия сквозят в этом незатейливом мотиве: пасмурное небо, контрастируя с буйным золотом листвы и перекликаясь с пожухлым тростником и болотистой почвой, умиротворяется ощущением покоя и тонкого, нездешнего света вечности.

В Крымских горах.В Крымских горах.1873. Холст, масло. 116 x 90. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. В 1872 г. по настоянию врачей он переезжает на лечение в Крым.

Степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Помимо частых перерывов в занятиях живописью из-за состояния здоровья и необходимого в его положении исполнения заказных картин, отнимавших большую часть рабочего времени, с той же весны 1872 года параллельно с русскими темами началось освоение Васильевым различных мотивов крымской природы.

Запас воспоминаний о России начинает постепенно иссякать вместе с надеждой на возвращение домой, щемящая душу грусть все более проступает в картинах Васильева.

Крымские его пейзажи проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о "южных красотах". Васильев с огромным трудом пишет заказную работу "Вид из Эриклика", картину, о которой Крамской сказал, что она "прежде всего, разумеется, казенная. . ." Но пейзажи осенних крымских гор, туманные леса, все то, что близко его душе северянина, увлекают художника. Он начинает мечтать о создании пейзажей, проникнутых возвышенным восприятием природы. Этому способствовали и зрелость его как художника, и величие пейзажей Крыма, который мало-помалу овладевал его воображением.

Васильев много размышляет о воздействии искусства на зрителей, об облагораживающем влиянии пейзажной живописи на формирование человека. Он находился в том возрасте, когда художник лишь начинает свой творческий путь и понятно, что на смену прежнему опьянению жизнью приходило глубокое раздумье о роли художника, о высоких целях его работы. Вера в моральную силу искусства приводит его к убеждению о глубоком идейном смысле пейзажной живописи. "Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет обнажен и покажется во всей своей безобразной наготе", - писал он Крамскому, рассказывая о прелести крымской весны.

Им создается ряд небольших пейзажей с изображением гор, то скрытых плотной завесой дождевых туч, то занесенных по склонам снегом, то как бы наполненных печалью наступающего вечера, погасившего красоту света и дневных красок. Лишенные внешней эффектности и красивости, все эти произведения сохраняют в своих образах что-то влекущее к себе, необычное и торжественное, что-то как будто неразгаданное и скрывающееся за этой опустившейся на горы завесой дождя и снега. Не случайно почти в каждую из этих небольших работ Васильев вводит мотив дороги, подчеркивающий трудности пути к горным вершинам и влекущий к ним художника. Произведениям той поры свойственно возвышенное представление об особом бытии горного мира.

То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. "Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть", - писал он Григоровичу. В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева "В крымских горах". Она знаменует собой новый период творчества Васильева, период, которому суждено было лишь начаться.

Надо было обладать чутьем и вкусом Васильева, чтобы из экзотической природы Крыма выбрать столь простой, и вместе с тем столь значительный мотив: дорога на склоне, горная цепь вдали и тянущиеся к небу сосны - одинокие деревья на голой, прокаленной солнцем земле; запряженная волами повозка неторопливо катится по каменистой дороге; клубятся тучи над отрогами гор. В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом. Ясно ощущается огромное включенное в картину пространство, переданное движением облаков сверху вниз. В сравнении с облаками склон кажется более материальным, живописная поверхность холста приобретает пластичность, в общих очертаниях склона выражено ощутимое движение вверх, в царство туманов и облаков, уже не подвластных законам земли.

В этой сложной для восприятия сюжетной и композиционной структуре, может быть, впервые так ясно смогла раскрыться глубина проникновения художника в таинственный мир жизни природы, представший перед ним во всей чистоте и в гармонии своего высокого строя. Воздействие этого живописного образа проникновенно выражено в письме Крамского: "Что-то туманное, почти мистическое, чарующее, точно не картина, а в ней какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху..."

Своей последней картиной Васильев заявил о новых замыслах, показал, что он стоял на пороге новых открытий в живописи.

Картина во многом несовершенна, но недостатки ее были свидетельством нового крутого и неизведанного пути, на который вступил Васильев. Это тонко почувствовал Крамской, писавший Васильеву о картине: "Настоящая картина - ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т.е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это - гениально".

Описание картин Васильева Волжские лагуны. 1870. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.Волжские лагуны.1870. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.

Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева, и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. «Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. ...он был для нас превосходным учителем».

Картина “Вид на Волге. Баржи” - важнейший итог этой поездки. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева, и именно это ощущение простора наполняет полотно. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега - смысловом и зрительном центре картины. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Но для художника природа - прежде всего обитель людей. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.

Важную роль в создании картины сыграли встречи художника с бурлаками, героями Репина, и сама типичная для волжского пейзажа бурлацкая тема, раскрывавшаяся перед глазами художников во всей своей социальной значительности.

В пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как "лирический герой", определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева - свидетели и участники людских мыслей и чувств.

В ряд с волжскими пейзажами, утверждавшими в своих образах положительный идеал и мечту о гармонии "естественного человека и природы", неожиданно включается еще одна, не схожая с ними картина "Волжские лагуны". Оставшаяся неоконченной, она тем не менее приковала к себе всеобщий интерес художников на посмертной выставке Васильева и была приобретена П. М. Третьяковым для его собрания.

Ее романтический образ сразу же приковывает внимание зрителя и захватывает напряженностью переданного в картине предгрозового состояния природы. Грандиозным и устрашающим кажется поднявшееся над равниной небо с громоздящимися тучами, нависшими над низким берегом Волги с затерявшейся среди жесткой травы лагуной. Но присутствие в картине радуги - предвестника грядущего просветления - расширяет содержание чисто пейзажной темы и становилось ключом к истолкованию замысла этого пейзажа.

«Легким мячиком он скакал между Шишкиным и Крамским, - вспоминает Репин, - и оба эти его учителя полнели от восхищения гениальным мальчиком. Мне думается, что такую живую, кипучую натуру при прекрасном сложении имел разве Пушкин».

Как-то Репин побывал в «маленьком одноэтажном низеньком домике» , где «в самой лучшей… и все же очень маленькой… комнатке… стояли две вещицы на дрянных треножках-мольбертах… Я зашел от света, чтобы видеть картинки, и онемел: картинки меня ошарашили…- Скажи… да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?..- Благодарю, не ожидал! – весело засмеялся Васильев. – А учитель, брат, у меня превосходный: Иван Иванович Шишкин… А Крамской чего стоит?!»

В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.

Поэзия, сосредоточенность и сила его работы, словно сознающей свой обреченно короткий срок, навсегда поразит Репина. Это с «Моцартом-Васильевым» будет сравнивать он «себя-тяжеловоза», когда в его присутствии станут говорить «гений Репина». Какой гнев вызовут у него комплименты подобного рода!

Ему ненадолго кажется, что счастливый легкий «мячик» Федя Васильев бесконечно в себе уверен. А на Волге стало видно, какое тщательно скрываемое горе сиротства, бедности, малых физических сил худенького тела, сотрясаемого бесконечным кашлем, стоит за «весельем» Васильева. Репин начинает понимать беззащитность рисунка, слова, звука. На Волге к нему приходит чувство гигантского вольного простора, земного «открытого космоса»… и он видит Васильева, отправляющегося в этот «космос».

Вот эпизод из жизни приятелей на Волге, описанный в воспоминаниях Репина.…Васильев предлагает догнать бурлаков, с которыми идет Канин – бурлак, поразивший воображение Репина. Друзья садятся в лодку, идут по течению и поют «Вниз по матушке, по Волге», догоняют ватагу бурлаков в селе Царевщине. Находят Канина, Репин сговаривается с ним о портрете…В Ширяев они возвращаются за полночь, полуживые от усталости. И тут Репина поражает сцена, которую он будет хранить в душе и памяти всю жизнь. Он оказывается свидетелем исступленной работы Феди Васильева. Тот рисует по памяти. После солнцепека и гребли против течения, после уговоров Канина, без ужина, в чахотке, которую уже расслышал Репин в Федином надрывном кашле.«Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления Царевщины… Как он чувствует пластику всякого листика, стебля!.. И как он все это острым карандашом чеканит, как гравер по медной доске!.. А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления… И как он все это запоминает? Да, запомнить-то еще не штука, вот и я помню – сорок четыре года прошло, - но выразить, вырисовать все это на память! Да еще… сколько мы с ним отмахали веслами сейчас!...«Просыпаюсь… а лампа все горит, и сам Васильев горит, горит всем существом ярче нашей скромной лампы… Вот он «гуляка праздный», по выражению Сальери… Он в полном самозабвении; лицо его сияет творческой улыбкой, голова склоняется то вправо, то влево; рисунок он часто отводит подальше от глаз, чтобы видеть общее. Меня даже в жар начинает бросать при виде… художника, так беззаветно… любящего искусство! Вот откуда весь этот невероятный опыт юноши-мастера… Все более и более острыми розоватыми иглами лучится наша лампочка перед Васильевым. Он едва слышно насвистывает мотивы из «Патетической сонаты» Бетховена. Он обожает эту вещь; начал одним пальцем разучивать ее и наконец знал в совершенстве всю наизусть».

Описание картин Васильева Лето. Речка в Красном Селе 1870. Холст, масло. 31,5 x 44,5..Лето. Речка в Красном Селе1870. Холст, масло. 31,5 x 44,5.Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Крамской сравнивал Васильева со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. Необычно замечание Крамского о способностях его ученика. "В рисовании и живописи с натуры он чрезвычайно быстро ориентировался: он почти сразу угадывал, как надо подойти к предмету, что не существенно, и с чего следует начать. Учился он так, что казалось, будто живет он в другой раз и что ему остается что-то давно забытое только припоминать. Работал он страстно; апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или вернее, - механически, без участия сердца, он работать не мог". Ни у кого из художников не было такой мощи в изображении природы и такого необыкновенного ее видения. Васильев умел передать как прозрачность и теплоту воздуха, трепет листвы, так и саму душу и настроение каждого уголка природы. Каждая его новая картина становилась своеобразной живописной поэмой со своей эмоциональной атмосферой.

Летние месяцы 1868 года Федор Васильев проводил вместе с Иваном Ивановичем Шишкиным в окрестностях Петербурга: то в деревне Константиновка, совершая ближние поездки под Красное Село, то в Парголове, то в северных отрогах Валдайской возвышенности в селе Веребье. Это было время поисков своей темы, время накопления опыта, выработки своего живописного языка. В своем творчестве Васильев постепенно освобождался от влияния Ивана Ивановича Шишкина, сознательно стремясь к поэтичности и к более живописному решению пейзажей родной земли.

В это время особенно занимала Васильева тема деревенского пейзажа. Повседневное, обыденное на его картинах не становится будничным, но предстает как поэтически воспринятое и пережитое. В этих пейзажах фигуры людей составляют одно целое с миром природы, в котором так естественно протекает их повседневная жизнь. Эта и многие другие картины отвечают эстетическим потребностям его времени. Поэтическое сопереживание и романтическая взволнованность захватывают всякого, кто соприкасался с такими простыми невыдуманными пейзажами молодого живописца.

Творчество Федора Васильева было прервано смертью на самом высоком его подъеме, и остается только гадать, что мог бы внести в сокровищницу отечественной и мировой культуры этот юноша, проживи он хотя бы до сорока лет. Возможно пейзажная живопись конца XIX века получила бы свое наивысшее развитие не только в интимно-лирических картинах Исаака Левитана, но и в столь же романтичных полотнах Федора Васильева. "Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин" (Н.Н. Ге).

Описание картин Мокрый луг. 1872. Холст, масло.Мокрый луг.1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. По предложению Строганова Васильев провел лето 1871 г. в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. Там он продолжал работать. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”, неоконченный пейзаж “Деревня”.

Васильев полон творческих планов, но болезнь неумолимо его преследует. "В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, - пишет он о своих планах Крамскому 27 декабря 1871 г. - (Впрочем, не думайте, что это настоящее болото - нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления). О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!"

Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, здоровья своего Васильев не поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса.

В 1872 году Васильев поселился в Ялте, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. Как бы отключаясь от южной красы Крыма, Васильев стремится восстановить пейзаж средней полосы России. В Крыму по этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг - картину-реквием.

Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами золотится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые облака. Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. Привольно, свежо. Легкая дымка скрывает дали. Художнику удалось самое трудное. Пейзаж живет. Редко даже у классика европейского ландшафтного искусства Шарля Франсуа Добиньи встретишь такое лирическое решение полотна. Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья. Уже мерцает рябь воды, разбуженная ветерком. Уже шевелятся жалкие травинки на озаренной светом земле. И тьма, ползущая из глубины, отступает пред натиском рождающегося дня. Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч. Игра света и тени, пробуждение природы, умытой дождем и готовой к встрече нового дня.

Одна из особенностей "Мокрого луга", свойственная и большинству других вещей Васильева, - это цельность образа и вместе с тем тщательная и подробная разработка деталей. Под кистью художника каждая травинка, камень с бликом солнца, сухая ветвь- все кажется одинаково драгоценным, на всем как бы лежит отсвет внимательного и любовного взгляда художника.

"У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, - пишет Васильев в одном из писем, - чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место. То же бывает и в музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы кажутся другим однообразными... Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки..."

Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, передавая переживания самого художника.

Картина эта глубоко взволновала Крамского, письма которого были для Васильева почти единственной, но плодотворной связью с русской художественной жизнью. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями.

Крамской пишет о свойственной живописи картины окончательности, о фантастическом и одновременно натуральном свете, от которого нельзя оторвать глаз, и о той правдивости переданного Васильевым состояния природы, так по-разному проявившегося в еще мокрых от дождя деревьях, в налетевшем на воду ветерке, в убегающей тени от тучи и в яркой весенней зелени омытой дождем травы, изображенной на переднем плане. "...Вы поднялись до почти невозможной гадательной высоты... Я увидел, как надо писать... Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Это потому, что их нет в картине совсем... Передо мною величественный вид природы, я вижу леса, деревья, облака, вижу камни, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубоко задумчивое, таинственное..."

Появившись в начале семидесятых годов, в период формирования нового типа пейзажа, картина Васильева была для своего времени явлением редким и знаменательным, открывавшим новый путь для русской пейзажной живописи: "На новой дороге всегда мало проезжих, хотя бы она была и кратчайшая, - писал Крамской Васильеву в период появления "Мокрого луга" на конкурсе, - и пройдет немало, времени, пока все убедятся, что именно эта дорога уже давно была необходима".

Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее ощущением неясной томительности.

Академия присудила Васильеву звание "классного художника первой степени". На очередном конкурсе он получил вторую премию.

Источник: tanais.info

nenik.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта