Крамской Иван Николаевич. Картины крамского


Мистические картины Ивана Крамского - Истории Кота Ученого

Среди картин, с которыми связаны мистические легенды, хочется отметить полотна художника Ивана Крамского. Его работы были высоко оценены современниками и вызвали немало слухов о своем мистическом влиянии на зрителя.

Иван Крамской, "Русалки" (1871 год)

Картина "Русалки" была написана по мотивам повести Николая Гоголя "Майская ночь или утопленница". На картине изображены девушки-утопленницы, которые по славянскому поверью после гибели стали русалками.

Работая над полотном, художник поставил для себя задачу - передать неповторимую красоту лунного света. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...» - писал Крамской.

Суеверные современники опасались, что гоголевский сюжет сведет художника с ума. На его картине в лунном свете оживает мир призраков. Гости иного мира - русалки предстают перед зрителем у пруда. Крамскому удалось создать фантастическую картину.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» - отмечал художник.

«Крайнее правдоподобие фантастического сна» - восторженно писали критики.

Публика, уставшая от модного сатирического реализма, с интересом приняла работу Крамского.«Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление»

Вскоре у загадочной лунной картины появились свои легенды. Говорили, что на выставке рядом с "Русалками" висела картина Саврасова "Грачи", которая ночью вдруг упала со стены.

По ночам в зале галереи Третьякова, который выкупил картину, слышалось печальное загробное пение, чувствовалась внезапная прохлада как от ночного пруда. Рассказывали, будто барышни, которые долго смотрели на картину, сходили с ума и бросались в реку.

Старая служанка посоветовала барину повесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее не падал свет. Старушка утверждала, что тогда русалки перестанут пугать живых. Удивительно, но как только картину убрали в темноту, загробное пение прекратилось.

"Незнакомка" или "Неизвестная", (1883 год)

Картина вызвала бурное обсуждение - кто эта таинственная особа, свысока смотрящая на публику? Аристократка или дама полусвета?

«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»

Предполагают, что Крамского на написание картины вдохновила история крестьянки Матрены Савишны, в которую влюбился дворянин Бестужев. Молодой господин приехал в деревню в гости к тетушке и был очарован молодой служанкой Матреной, которую взяли из деревни. Бестужев решил жениться на Матрене несмотря на осуждение общества. Его родня в Петербурге обучила простую девицу этикету и танцам. Бывшая барыня однажды встретила Матрену в Петербурге, но служанка, ставшая благородной дамой, гордо проехала мимо своей госпожи.

Этот рассказ художник услышал от Матрены, когда гостил у Бестуживых. "Ах, какая встреча сейчас была у меня!" - хвасталась Матрена, рассказывая о том, как проехала мимо барыни.

Портрет Ивана Крамского работы Ильи Репина

Художник решил изобразить на картине эпизод , когда бывшая служанка встречает свою госпожу и дарит ей высокомерный взгляд.

Рассказывали, что любовь к "незнакомке" не принесла Бестужеву счастья, ему часто приходилось драться на дуэли с навязчивыми поклонниками своей супруги, и много несчастных покончили жизнь самоубийством из-за гордой красавицы. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние.

Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. "Незнакомка" вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась.

Роковая слава нарисованной "незнакомки" создала репутацию проклятой картины.

Говорили, что покупателей картины преследовали несчастья - разорение, внезапная смерть близких, безумие. Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Даже меценат Третьяков отказался покупать картину, опасаясь проклятья. В собрание Третьяковской галереи полотно поступило в 1925 году.

По одной из легенд Крамскому для "Незнакомки" позировала содержанка промышленника Саввы Морозова, которая погибла под колесами кареты, и теперь призрак ее бродит по улочкам Москвы.

Утверждали, что проклятье обрушилось на семью Крамского, его сыновья скончались в течение года после написания роковой картины. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания "Незнакомки". Старшие сыновья: Николай (1863—1938) и Анатолий (1865—1941) пережили отца.

"Неутешное горе" (1884 год)

В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину "Неутешное горе", на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба.

"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)" - писал критик Владимир Порудоминский.

Эскиз картины

Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» - писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому.

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» - писал Третьяков.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…» - рассуждал художник.

Эскиз картины

«Это не картина, а реальная действительность» - восхищался Репин изображенной глубиной чувств.

Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Она упоминается в поэме "Москва-Петушки" и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

"Лунная ночь" (1880 год)

Лунный свет привлекал художника, который стремился "поймать луну". Интересно, что для картины позировали две дамы. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова).

Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.

В заключение хочу добавить, Иван Крамской создавал портреты царской семьи.

Портрет императора Александра III

Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III

Портрет императрицы Марии Александровны, мать Александра III

Оглавление блогаМой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagrame_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще - Мои мистико-приключенческие детективы

lenarudenko.livejournal.com

Художник Крамской И.Н. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.

Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. С этим фотографом художнику удалось побывать в разных уголках России.

В 1857 году, прибыв в Санкт-Петербург, Крамской решает поступить в Академию художеств. Его учителем стал профессор Марков. В период обучения в Академии Крамской постоянно занимается какой-либо работой, чтобы получить средства себе на жизнь. В 1863 году художник награждается золотой медалью за полотно «Моисей источает воду из скалы». Однако большую золотую медаль Крамской не получает, предпочтя участвовать в «бунте четрырнадцати», когда четырнадцать выпускников покинули Академию.

Вместе с другими «бунтовщиками» Крамской образовал «Петербургскую артель художников». В 1865 году Крамской участвует в росписи купола Храма Христа Спасителя. С 1863 по 1868 год он преподает в школе рисования, в 1869 году удостаивается звания академика.

Покинув Артель в 1870 году, Крамской загорелся идеей образования нового общества художников. В результате появилось Товарищество Передвижных Художественных Выставок. В этот период художник много общается с П.М. Третьяковым. Впоследствии именно с Крамским советовался Третьяков по поводу приобретения тех или иных работ.

Большой удачей художника стало полотно «Христос в пустыне», показанное на выставке 1872 года. Художник использовал евангельский сюжет для того, чтобы поднять философский вопрос о выборе жизненного пути. Впоследствии все творчество Крамского было подчинено проблемам выбора между борьбой за идеалы и стремлением к личному благополучию. Даже портретные работы отражали постоянные поиски идеала демократичности и гражданственности.

Такими стали портреты Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и даже автопортреты. Эти работы отличались тонким психологизмом. Художник также создавал образы простых крестьян: «Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик». Одним из самых загадочных портретов стала работа «Неизвестная», созданная в 1883 году. Кто изображен на портрете, неизвестно до сих пор.

Крамской умер во время работы над портретом Раухфуса 24 марта 1887 года.

 

Лучшие картины Крамского И.Н.

 

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

КРАМСКОЙ Иван Николаевич – Галерея произведений (137 изображений).

admin 07.01.2013 Галерея, Новости 2,811 Показы

Открыть доступ

И.Н.КРАМСКОЙ

(1837 – 1887)

Иван Крамской родился 27.05 (08.06) 1837 года в городке Острогожск Воронежской губернии в семье чиновника. В начале 1850-х годов работал ретушером в провинциальных городах и в фотографии А.И.Деньера в Петербурге. Учился в Академии Художеств у А.Т.Маркова.
В 1863 году возглавил знаменитый «Бунт четырнадцати», из которого, можно сказать, вышла вся русская реалистическая школа и движение передвижников. Организатор и руководитель Петербургской Артели художников (1863-1870), один из учредителей и руководителей Товарищества Передвижных выставок.
Выдающийся портретист, оставивший образы многих великих деятелей русской культуры. Многие из этих полотен были выполнены по заказу П.М.Третьякова. Философские и нравственные поиски Крамского привели его к созданию больших полотен на евангельские темы «Христос в пустыне» и «Хохот».
Человек большой внутренней нравственной чистоты, убежденный демократ и гуманист, Иван Крамской пользовался большим авторитетом в художественной среде, был истинным лидером поколения шестидесятников в русском изобразительном искусстве, художником, определившим пути его развития на долгие годы вперед.

 

1. Крамской Иван "Автопортрет" 1867 Холст, масло 52,7х44 Государственная Третьяковская галерея 1. Крамской Иван «Автопортрет» 1867 Холст, масло 52,7х44 Государственная Третьяковская галерея 2. Крамской Иван "Автопортрет" 1853 Бумага, графитный карандаш 19,1х15,1 Государственный Русский музей 2. Крамской Иван «Автопортрет» 1853 Бумага, графитный карандаш 19,1х15,1 Государственный Русский музей 3. Крамской Иван "Автопортрет" Конец 1850-х Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь, белила 21,8х15,8 Государственная Третьяковская галерея 3. Крамской Иван «Автопортрет» Конец 1850-х Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь, белила 21,8х15,8 Государственная Третьяковская галерея 4. Крамской Иван "Портрет Б.Б.Венига" 1861 Бумага, соус, белила 56х42 Государственная Третьяковская галерея 4. Крамской Иван «Портрет Б.Б.Венига» 1861 Бумага, соус, белила 56х42 Государственная Третьяковская галерея 5. Крамской Иван "В комнате" 1862 Холст, масло 59х49 Государственный Русский музей 5. Крамской Иван «В комнате» 1862 Холст, масло 59х49 Государственный Русский музей 6. Крамской Иван "Портрет Г.Г.Мясоедова" 1861 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 58х42 Государственный Русский музей 6. Крамской Иван «Портрет Г.Г.Мясоедова» 1861 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 58х42 Государственный Русский музей 7. Крамской Иван "Портрет И.И.Шишкина" 1869 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила, процарапывание 103,6х79 Государственный Русский музей 7. Крамской Иван «Портрет И.И.Шишкина» 1869 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила, процарапывание 103,6х79 Государственный Русский музей 8. Крамской Иван "Портрет Н.Д.Дмитриева-Оренбургского" 1866 Бумага, соус, итальянский карандаш 57,4х42,7 Государственный Русский музей 8. Крамской Иван «Портрет Н.Д.Дмитриева-Оренбургского» 1866 Бумага, соус, итальянский карандаш 57,4х42,7 Государственный Русский музей 9. Крамской Иван "Портрет И.П.Раулова" 1864 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила, процарапывание 60х43,7 Государственный Русский музей 9. Крамской Иван «Портрет И.П.Раулова» 1864 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила, процарапывание 60х43,7 Государственный Русский музей 10. Крамской Иван "Портрет С.Н.Крамской" 1863 Бумага, соус, белила 56,4х45,5 Государственный Русский музей 10. Крамской Иван «Портрет С.Н.Крамской» 1863 Бумага, соус, белила 56,4х45,5 Государственный Русский музей 11. Крамской Иван "Портрет Ф.С.Журавлева" 1866(?) Бумага, соус, итальянский карандаш 58,7х43,8 Государственный Русский музей 11. Крамской Иван «Портрет Ф.С.Журавлева» 1866(?) Бумага, соус, итальянский карандаш 58,7х43,8 Государственный Русский музей 12. Крамской Иван "Портрет А.Г.Горавского" 1867 Бумага, соус, белила 89х62,8 Государственный Русский музей 12. Крамской Иван «Портрет А.Г.Горавского» 1867 Бумага, соус, белила 89х62,8 Государственный Русский музей 13. Крамской Иван "Портрет П.П.Чистякова" 1860 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 55х41,3 Государственный Русский музей 13. Крамской Иван «Портрет П.П.Чистякова» 1860 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 55х41,3 Государственный Русский музей 14. Крамской Иван "Портрет Н.В.Дмитриевой" 1866 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 57,7х44,7 Государственный Русский музей 14. Крамской Иван «Портрет Н.В.Дмитриевой» 1866 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 57,7х44,7 Государственный Русский музей 15. Крамской Иван "Портрет мальчика" 1865 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 55х37,7 Государственный Русский музей 15. Крамской Иван «Портрет мальчика» 1865 Бумага, соус, итальянский карандаш, белила 55х37,7 Государственный Русский музей 16. Крамской Иван "Портрет А.И.Морозова" 1868 Бумага, соус, белила 84,4х59,4 Государственный Русский музей 16. Крамской Иван «Портрет А.И.Морозова» 1868 Бумага, соус, белила 84,4х59,4 Государственный Русский музей 17. Крамской Иван "Портрет фотографа М.М.Панова" 1860 Бумага, уголь, сангина 60х43 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 17. Крамской Иван «Портрет фотографа М.М.Панова» 1860 Бумага, уголь, сангина 60х43 Нижнетагильский музей изобразительных искусств 18. Крамской Иван "Портрет А.Д.Громовой" 1863 Холст, масло 67,5х51,4 Государственная Третьяковская галерея 18. Крамской Иван «Портрет А.Д.Громовой» 1863 Холст, масло 67,5х51,4 Государственная Третьяковская галерея 19. Крамской Иван "Портрет С.Н.Крамской, урожденной Прохоровой, жены художника" 1863 Бумага, соус, пастель, акварель, белила, итальянский карандаш" 37х24 Государственная Третьяковская галерея 19. Крамской Иван «Портрет С.Н.Крамской, урожденной Прохоровой, жены художника» 1863 Бумага, соус, пастель, акварель, белила, итальянский карандаш» 37х24 Государственная Третьяковская галерея 20. Крамской Иван "Голова Христа. Этюд" 1863 Холст, масло 55,5х41,5 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск 20. Крамской Иван «Голова Христа. Этюд» 1863 Холст, масло 55,5х41,5 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

cultobzor.ru

Крамской Иван Николаевич. Биография, картины художника

27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 год, Воронежская губерния, Острогожск – 24 марта (5 апреля) 1887 год

Крамской Иван Николаевич Обладал не дюжими организаторскими способностями. Благодаря Крамскому создавались все художественные образования второй половины XIX века. Крамской являлся главным передвижником и великим теоретиком в искусстве.

Родители художника были мещанами. Отец Крамского состоял в должности писаря городской думы, умер, когда мальчику было 12 лет. В 12 летнем возрасте Иван Крамской окончил Острогожское училище с похвальными листами по всем предметам. Затем до 16 лет в думе, где работал отец, занимался каллиграфией. В 15 лет он начал обучение у острогожского иконописца, обучался около года. В 16 лет Иван уезжает из Острогожска с харьковским фотографом, выполняя работу ретушера и акварелиста. Так он путешествовал по России три года.

С 1857 года И.Н. Крамской в Петербурге. Не имея художественного образования, поступает в Академию художеств, успешно сдав экзамены! Шесть лет юноша проводит в стенах Академии, сталкиваясь с трудностями заработка на пропитание. Чтобы заработать на жизнь И.Н. Крамской приходит к Деньеру, открывшему собственное «дагерротипное заведение», где художники занимались фотографией. Крамской прослыл «богом ретуши».

В 1863 году молодой живописец уходит из Академии с громким скандалом, сделавшим его известным. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского.  И.Н. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Четырнадцать выпускников отказались писать конкурсную работу по мифологической истории, желая выбрать свободную тему. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10%  частных денежных поступлений и 25% заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. С ростом популярности «явилась, - по словам Крамского, - у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась.

Женился И.Н. Крамской на Софье Николаевне Прохоровой, жившей в гражданском браке с другим художником – неким Поповым. Попов состоял в официальном браке с другой женщиной. Он вскоре уезжает за границу, и молодая женщина остаётся одна. Спасая её репутацию, Крамской протянул ей руку помощи, взяв на себя все негативные оценки поведения его избранницы. Брак был счастливым, в семье было шестеро детей (два младших сына умерли в детстве).  Софья Николаевна всегда была ангелом-хранителем художника.

После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; 2) развития любви к искусству в обществе; 3) облегчения для художников сбыта их произведений».

И.Н. Крамской крепко подружился с меценатом П.М. Третьяковым, став его советником и исполнителем ряда его заказов. Однако исполнение заказов частенько напоминало «кабалу». В начале 1870-х Крамской познакомился с талантливым художником пейзажистом Фёдором Васильевым, дружба имела трагический конец. Молодой живописец сгорел от чахотки.

Не смотря на то, что Крамской бывал за границей, к исканиям новой живописи он остался равнодушен, считая их «мимолётными». Крамской ощущал себя пророком, бьющим в набат. Начиная с первой передвижнической выставки (1871) и до 16-й – Крамской один из главных её экспонентов. Не только успех сопровождал Крамского, в последние годы Товарищество подвергает Крамского жёсткой критике. «От меня почти все отвернулись… Я чувствую себя оскорблённым», - сокрушался Крамской в конце жизни.

В 1884 году, живя в небольшом французском городке, он лечил сердце под наблюдением русских врачей, а в свободное время от лечения давал уроки рисования своей дочери Соне – в будущем, на рубеже веков, достаточно востребованной художнице. Жизнь его окончилась за работой, он тогда писал портрет доктора К. Раухфуса.

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период  “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

«Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою, Баю-баю-баю-баю!»

Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника! В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Подтверждением мнения Стасова послужил, ставший известным, этюд к картине с характерной вульгарностью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую  ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, - это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Шедевр Крамского И.Н. – картина «Христос в пустыне»

Работа художника исполнена в 1872 году, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Первые увлечения Крамского темой искушения Христа относятся ещё к периоду жизни художника, когда он учился в Академии, в 1860-х годах. Тогда и был сделан первый набросок композиции. Это полотно создавалось в течении десяти лет. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему. За эту картину Академия хотела присвоить Крамскому звание профессора, от которого тот отказался. Эта картина была одной из любимых картин П. Третьякова, купившего её без торга за 6 000 рублей. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. Реализм позволил художнику отойти от академического построения, присущего светской живописи до середины XIX века. Так Христос был очеловечен, и картина передала его душу в унисон современности.  Крамской заново открыл тему Христа, по его следам пошли В. Поленов, В. Васнецов, И. Репин, В. Верещагин.

Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В портретной живописи Крамского акцент делается на лице героя, зеркале души, чего художник достигал приёмом написания одежды, не детализируя её и скрывая. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках.  Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. В воображении зрителя предстаёт долгая дорога, предшествующая утренним раздумьям героя картины.

Деревенский дом во Франции
  • Деревенский дом во Франции
Лесная тропинка
  • Лесная тропинка
В парке. Портрет жены и дочери
  • В парке. Портрет жены и дочери
Русалки Н.А. Некрасов в период
  • Н.А. Некрасов в период "последних песен"
Неизвестная Неутешное горе
  • Неутешное горе
Христос в пустыне
  • Христос в пустыне
Портрет дочери Крамского
  • Портрет дочери Крамского
Лунная ночь Осмотр старого барского дома
  • Осмотр старого барского дома
Пасечник Портрет Софьи Крамской, дочери художника
  • Портрет Софьи Крамской, дочери художника
Портрет Николая Крамского, сына художника
  • Портрет Николая Крамского, сына художника
Портрет художника И. Шишкина
  • Портрет художника И. Шишкина
Портрет Л.Н. Толстого
  • Портрет Л.Н. Толстого
Полесовочник Девушка с бельём на коромысле среди травы
  • Девушка с бельём на коромысле среди травы
Крамской, пишущий портрет своей дочери
  • Крамской, пишущий портрет своей дочери

rus-artist.ru

Крамской Иван Николаевич

Иван Крамской автопортрет

Крамской Иван Николаевич - художник-портретист, мастер исторической и бытовой живописи, общественный деятель и художественный критик.

Крамской родился в небольшом уездном городке Острогожске недалеко от Воронежа в семье мещанина. Рано оставшись без отца, мальчик был вынужден рассчитывать только на собственные силы.

В 1850 году Иван Крамской окончил с отличием уездное училище. Затем он поступил учеником к одному воронежскому иконописцу. Однако самостоятельной работы ему не давали, поэтому мальчик вернулся в Острогожск.

В 1853 году проезжий харьковский фотограф взял юношу в ученики, одновременно предложив работу ретушера. После трех лет службы у фотографа, Крамской оказался в Петербурге, где осенью 1857 года стал студентом Академии художеств.

В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Его первая программная картина "Смертельно раненный Ленский" в 1860 году была удостоена малой серебряной медали. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние). Год спустя очередная программная картина "Моисей источает воду из камня" получила малую золотую медаль. Впереди оставался самый главный конкурс на Большую золотую медаль и возможность пенсионерской поездки за границу. Впрочем, затем произошло известное событие "бунт четырнадцати", после чего Крамской вместе с другими конкурентами покинул Академию.

По выходу из Академии "бунтари" организовали Артель художников - первое русское самостоятельное художественное объединение. Иван Николаевич, обладавший редким организаторским даром, возглавил группу. Однако в 1869 году, ввиду возникших разногласий, Крамской вышел из Артели и занялся созданием Товарищества передвижных художественных выставок, идеологом и руководителем которого он являлся в течение многих лет.

Преподавание в школе поощрения художеств, общественная работа занимали очень много времени, что накладывало определенный отпечаток на раннее творчество Крамского. В этот период художник пишет портреты, которые приносят ему известность и звание академика (1869).

В 70-х годах живописец работает увлеченно и плодотворно. Творчество Крамского становится особенно вдохновенным, его мастерство достигает совершенства. Художник пишет портреты, среди которых выделяются изображения известных людей: Ф. А. Васильева (1871), И. И. Шишкина, Л. Н. Толстого (оба 1873), П. М. Третьякова, М. М. Антокольского, Д. В. Григоровича (все 1876), А. Д. Литовченко (1878), А. В. Прахова, М. Е. Салтыкова-Щедрина (оба 1879). Эти и другие произведения укрепили славу Ивана Николаевича как выдающегося русского портретиста.

В творчестве Крамского художника-гражданина всегда мощно звучала тема простого народа: Портрет крестьянина (1868), Пасечник (1872), Мельник (1873), Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Крестьянин с уздечкой (1883), и др. Крестьянские портреты Крамского демонстрируют стремление живописца раскрыть народный характер, показать умственные и душевные качества русского мужика.

Иван Николаевич был замечательным мастером исторической и жанровой живописи. Картины Крамского "Русалки" (1871), "Христос в пустыне" (1872), "Осмотр старого дома" (1873), "Деревенская кузница" (1874), "Лунная ночь" (1880), и др. занимают значительное место в творческом наследии мастера.

Крамской остро воспринимал изменения в общественной жизни страны. Кризис демократического движения 80-х годов коснулся живописи художника. Портреты Крамского приобретают обличительные черты. Ярким примером подобных тенденций является портрет А. С.Суворина.

В 1984 году художник пишет полную скорби, отнявшую у него много сил, картину "Неутешное горе", которая становится своего рода реквиемом - после этого произведения Иван Николаевич ничего значительного уже не создал.

Смерть настигла Крамского за мольбертом 24 марта (5 апреля) 1887 года.

Творчество Крамского Ивана Николаевича сыграло огромную роль в становлении традиций реализма в отечественной живописи. Его жизнь художника-гражданина является примером служения своему народу и русскому искусству.

Детские образы в творчестве Крамского

Портрет Сергея Крамского, сына художника

Портрет Сергея Крамского, сына художника (в военном костюме), 1883

Портрет Сергея Крамского, сына художника

Портрет Сергея Крамского, сына художника, 1883

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве

Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве, 1882

Оскорбленный еврейский мальчик

Оскорбленный еврейский мальчик, 1874

Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских

Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника, 1875

Дети в лесу

Дети в лесу, 1887

Известные портреты и картины Крамского

Иван Крамской картина Русалки

Русалки, 1871

Иван Крамской картина Лунная ночь

Лунная ночь, 1880

художник Крамской картина Неизвестная

Неизвестная, 1883

Иван Крамской портрет Васильева

Портрет Ф. А. Васильева, 1871

художник Крамской Портрет Шевченко

Портрет Т. Г. Шевченко, 1871

Крамской портрет Толстого

Портрет Л. Н. Толстого, 1873

Иван Крамской портрет Третьякова

Портрет П. М. Третьякова, 1876

Иван Крамской портрет Григоровича

Портрет Д. В. Григоровича, 1876

художник Крамской портрет Салтыкова-Щедрина

Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879

Мельник

Мельник, 1873

Иван Крамской картина Полесовщик

Полесовщик, 1874

Иван Крамской Крестьянин с уздечкой

Крестьянин с уздечкой, 1883

Крамской этюд Мина Моисеев

Мина Моисеев, 1882

webstarco.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта