Живопись барокко. Италия, Испания. Картины барокко


Живопись барокко. Италия, Испания

В живописи барокко преобладают религиозные и мифологические сюжеты, а также парадные портреты, подчеркивающие положение человека в обществе. Наряду с торжественно-величавыми образами Христа и Марии особенно часты сюжеты, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя: сцены казней и мучений святых, религиозные видения.

Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные при­емы. Очень характерно, например, объединение фигyр по диагональным линиям, что усиливает впечатление движения и способствует новой пере­даче пространства. Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противо­поставляются резко освещенные детали). Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была. Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Особое внимание художник уделяет передаче освещения. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным). Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб».

Творчество Караваджо перерастает рамки барокко, открывая реалистическое направление в европейской живописи XVII века.

Сильными барочными тенденциями отмечена живопись Испании XVII века. Главными заказчиками искусства здесь были королевский двор, аристократия и католическая церковь. Отсюда – преобладание типичных для барокко религиозных сюжетов и парадных портретов. Расцвету испанской живописи способствовало творчество Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Мурильо.

Подлинное имя Эль Греко (1541-1614) – Доменико Теотокопули, по национальности он грек с о-ва Крит. Оказавшись в Испании, которая стала его второй родиной, художник стал называть себя Эль Греко. Его картины нередко похожи на видения и сны. Человеческие фигуры на них словно теряют материальность и вес, всё пребывает в состоянии движения. Эль Греко был хорошим портретистом. Замечателен по выразительности его портрет инквизитора Ниньо де Гевара.

Картины Бартоломе Эстебана Мурильо (1617-1682), интимны, непосредственны, мягки по настроению. Особенно известны его работы, изображающие жизнь севильских бедняков, их детей (например, «Смеющийся мальчик»).

Для творчества Хосе Риберы (1591-1652) характерен глубокий интерес к человеческому характеру. Самой знаменитой его картиной является «Хромоножка». Это портрет нищего мальчика, калеки, который изображен так, что не нуждается в сочувствии. Он смотрит смело, открыто, жизнерадостно. В этом характере проявляется чисто испанская гордость простолюдина, презирающего судьбу.

Чудесен и трогателен полный чистоты образ, моделью для которого послужила дочь художника, в картине «Святая Инесса».

Наиболее характерные работы Франсиско де Сурбарана (1598-1664) изображают монахов и святых в состоянии экстаза и молитвы: «Детство Марии», «Отрочество Марии».

Центральной фигурой испанской художественной школы является Диего Веласкес (1599-1660). Он был придворным живописцем короля Филиппа IV и почти не писал для церкви. Веласкес создал множество портретов самого монарха, его детей, приближенных и высшую знать, грандов Испании. В этих портретах соблюден этикет, есть величественность и парадность. Однако художник не льстит своим заказчикам: Филипп IV на его портретах предстает заурядным, «бесцветным» человеком, не наделенным живым умом.

Одной из вершин мирового портретного искусства справедливо считается «Портрет папы Иннокентия X», увидев который сам Иннокентий заметил: «Слишком правдиво!»

Уникальное значение имеет знаменитая картина Веласкеса «Менины»1. Это сложная многофигурная композиция, но она решена с такой непринужденностью, будто художник ничего специально не компоновал, а просто подсмотрел сцену в самой жизни. Место действия – мастерская художника, самого Веласкеса. Он стоит перед мольбертом и пишет портрет короля и королевы (они отражаются в зеркале). В центре – маленькая инфанта Маргарита, в окружении фрейлин и карликов.

Теме из современной истории посвящено большое полотно «Сдача Бреды (командующий испанскими войсками принимает ключ от покоренного голландского города).

musike.ru

Живопись барокко | aquarells.ru

Живопись барокко имеет те же отличительные особенности, что и стиль в целом. Причудливость и изысканность присущи как архитектуре, скульптуре, так и живописи барокко. Ведь в переводе с итальянского barocco означает причудливый, странный.

Живопись барокко имеет те же отличительные особенности, что и стиль в целом. Причудливость и изысканность присущи как архитектуре, скульптуре, так и живописи барокко.

 

 

Андреас Шлютер, ведущий немецкий архитектор и скульптор эпохи барокко. «Умирающий войн». После 1696 г.

 

 

Барокко – один из основных стилей в искусстве. Он главенствовал  в архитектуре, живописи, музыке многих стран Европы с конца XVI до середины XVIII века. Родиной барокко стала Италия, где развитие этого нового стиля означало, что эпохе Ренессанса с его мировосприятием и верой в  человека и его разума наступил конец. Главными особенностями, характеризующими стиль барокко, являются широкий размах, обилие декоративных элементов, стремление к зрительным эффектам в организации внутреннего  интерьера (например, использование зеркал для видимого увеличение размеров помещения, а высоты залов – с помощью живописных плафонов, имеющих сложное перспективное решение) . Все это соответствовало новой картине мироздания, такой изменчивой и конфликтной.

Живопись барокко имеет те же отличительные особенности, что и стиль в целом. Причудливость и изысканность присущи как архитектуре, скульптуре, так и живописи барокко.

 

 

Франц Антон Маульперч «Победа св. Яго да Компостелла».

 

В ней отживающее и рождающееся новое находятся в постоянной борьбе, а сложный и многогранный внутренний мир человека оказывается во власти необузданных страстей. Поэтому живопись барокко уходит от простоты и ясности, геометрической строгости прямой линии предпочитает замысловатую кривую, спокойному движению – вихреобразное, локальному свету – мерцающие в игре света и тени золотистые тона и полутона или свежие, праздничные, победные краски. Одним из ярчайших представителей живописи барокко был фламандский художник Питер Пауль Рубенс.

Живопись барокко имеет те же отличительные особенности, что и стиль в целом. Причудливость и изысканность присущи как архитектуре, скульптуре, так и живописи барокко.

 

 

Питер Пауль Рубенс «Жертоприношение Авраама». Эскиз плафона, церковь иезуитов в Антверпене. 1620-1621 гг.

 

 

В архитектуре отличительной особенностью барокко являются напыщенные интерьеры, напоминающие декорации театральных спектаклей, для их отделки используются контрастные материалы и фактуры, а порой они поражают и неожиданным применением натуральных деталей, таких, например, как настоящие зубы и волосы для женских статуй. Стиль барокко создал  свойственный только ему  сплав архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. Каждая европейская страна по-своему оценила и применила барокко. Так, на своей родине, в Италии, этот стиль был воплощен наиболее ярко. Во Франции развитие барокко пришлось на более поздний период, чем в Италии.  Россия обратилась к стилю барокко в первой половине XVIII века. Здесь искусство барокко было призвано прославлять самодержавную власть и с этой задачей прекрасно справилось. Эпоха барокко в России отмечена строительством величественных светских и церковных зданий, а также целых ансамблей таких выдающихся зодчих, как Д.В. Ухтомский, Ф.Б. Растрелли, С.И. Чевакинский и др.

Похожее

aquarells.ru

Барокко в живописи | СТИЛЬ БАРОККО

rubens_-_savasin_sonuclari_1637-8

Искусство барокко зародилось в конце 16 века.

И хотя чаще всего с эпохой барокко ассоциируется Италия, так как многие великие произведения появились в то время именно там, в других странах тоже были написаны достойные произведения искусства, которые изучают веками.

Барокко в живописи отличается насыщенными цветами, которые используются, чтобы передать яркие эмоции, волнение и драматичность.

Большинство картин эпохи барокко носят религиозный характер. Воодушевленные католической церковью, художники стали раскрывать религиозные темы в своих картинах. В предыдущем веке сюжеты картин были сосредоточены в основном вокруг икон. Век барокко продолжил эту традицию, но было очень много картин и на другие темы.

Художники барокко стремились передать движение в своих картинах. Ранее в центре внимания были неподвижные изображения, такие как натюрморт, портрет и пр. В эпоху барокко художники изображали людей и животных в различных позах. Очень важны стали эмоции на лицах.

Барокко в живописи внес изменения и в изображение пространства. Оно стало захватывать, из двухмерного перерастать в трехмерное. Небо на потолках стало казаться бесконечным. Линии очень помогали передать движение, поэтому в картинах барокко их очень много. Уменьшение длины линий на картине давало иллюзию расширения в пространстве.

Контрасты становятся все более распространенными, особенно контрасты света и тени. Это создает всё большую драму, добавляет напряженности и эмоций. Примером служит картина Джентилески «Юдифь, убивающая Олоферна». На картине свет падает слева, освещая темное пространство.

Реализм — важный аспект искусства барокко. Создавая картины на религиозные темы, художники изображали персонажей такими, какими они могли бы быть в настоящей жизни. Также натурализм достигался засчет простых деталей, характерных для повседневной жизни. Караваджо использовал этот метод в своих работах, изображая таверны и крестьян.

Тщательно прорисовывалась мимика, передавая настроение и эмоции. Иногда художники изображали на картинах себя (например, Веласкес в своей картине «Менины»).

Многие художники барокко осознавали время и использовали его в своих картинах, чтобы передать силу природы. Пожилой мужчина, символизирующий время, встречается на очень многих картинах, показывая, что придет время для всех.

www.stilbarocco.ru

Барокко

Так сложилось, что зарождение новых направлений в живописи в 16 – 18 веках было связано с Италией. Не стал исключением и стиль барокко, название которого barocco, в переводе с итальянского значит буквально – причудливый, странный. Стиль родился в 16 веке и  господствовал вплоть до середины 18 века. Это направление активно развивалось в странах Европы и Латинской Америки.

Можно сказать, что в стиле барокко слились помпезность, характерная для маньеризма и жизнеутверждающие настроения, которыми обладала живопись эпохи Возрождения. Характерные черты барокко – напыщенность, многообразие, динамика, иллюзорность.   

"Даная". Рембрандт   В произведениях эпохи барокко художники пытались отобразить всю сложность и многообразие мира. Поэтому в картинах фантастичность сочетается с реальностью, возникает понятие фона, развивается игра света и тени. Картины эпохи барокко монументальны, в них ощущается размах и некоторая парадность.

Стиль барокко пришелся по душе существующей тогда власти знати и церкви. Поэтому произведения художников украшали парадные залы дворцов и пропагандировали могущество строя. Однако этот стиль представляет ценность, в связи с его отображением человека. Образы представали в картинах художников многогранно, мастера уделяли много внимания отражению внутреннего мира своих героев.

Тематика живописи барокко – это религиозные и мифологические темы. При этом фантастические герои на картинах приобретали вполне реальный и «человечный» вид. Также в эту эпоху большое внимание уделялось портрету. В 17- 18 веке уже появилась традиция написания портретов на заказ. Парадные портреты знати украшали интерьеры, многие из них сегодня являются историческим наследием, и именно по ним мы можем судить о стиле барокко.  

"Инфанта Маргарита". Веласкес   Живопись в эпоху барокко тесно переплеталась с архитектурой. С помощью особых приемов в росписи интерьеров, художники расширяли пространство, создавали оптические эффекты. Все это было востребовано при отделке дворцов, храмов,   фасадов и интерьеров городских зданий.

В основном барокко можно назвать светлым и жизнеутверждающим стилем, однако в отдельных работах можно увидеть и драматические мотивы.

Яркими представителями барокко историки называют Караваджо, Рембрандта, Рени, Рубенса, Веласкеса, Бернини.

В первой половине 18 века у барокко появляется ответвление, для которого характерна большая легкость и изящество. Это направление называется рококо, некоторое время стиль существует параллельно с барокко, переплетаясь с барокко и дополняя его.

www.letopis.info

Барокко | История искусства

В конце 16-го - начале 17-го века в искусстве Западной Евролпы сложился большой художественный стиль - "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный". Зародилось барокко в Италии, в конце 16го века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу. 

Итальянское барокко

Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью отделки. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. 

Дворец и скульптура в стиле барокко

Неотъемлимой частью архитектуры  в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры  барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы. Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны. Люди - в развевающихся одеяниях или обнаженные - представлены в вычурных, неестественных позах. Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания. 

"Экстаз св. Терезы". Ск. Л.Бернини. Барокко

Живопись в эпоху барокко расширила круг предметов, изображаемых художниками. Появились новые жанры - наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали изображать и окружающий их современный мир.  Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и буржуазную - в зависимости от того, кто ее заказывал. Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные переходы цвета один в другой, без резких контурных линий. Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. В них много ярких, чрезмерно преувеличенных страстей, искусственных переживаний. В изображении людей художники использовали эффектные жесты, вознесенные к небу и полные слез глаза святых, мучительно изогнутые тела мифологических героев в сценах борьбы и похищений. 

"Благовещение". Эль Греко. Барокко.

В России на стиль барокко оказало влияние русское искусство, что сделало его своеобразным и очень выразительным. Более всего барокко проявило себя в архитектуре и скульптуре барокко. Появился термин "русское барокко". К известным элементам архитектуры добавляются детали исконно русские, что наполняет сооружения особой теплотой, смягчает нагроможденность украшениями.

 

Собор Смольного монастыря. С.-Петербург. Ск. Растрелли. Русское барокко.

  "Певцом русского барокко" называют архитектора Бартоломео Растрелли, постороившего в России очень много великолепных зданий в стиле барокко.

cvetamira.ru

Живопись барокко - это... Что такое Живопись барокко?

Живопись барокко или барочная живопись — живописные произведения периода барокко в культуре XVI—XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на Абсолютизм и Контрреформацию. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо.

В Италии

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи [1]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[2], такие как Аннибале Каррачи или Гвидо Рени, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи. Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.

Во Франции

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа — портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм набллюдается в полотнах Никола Пуссена.

В Испании

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:

Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на масленичной горе».

Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…

  • «Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
  • «Портрет кардинала Тавера»,
  • «Портрет неизвестного».

Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были

  1. Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
  2. Хусепе Рибера (1591—1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Инесса», «Апостол Яков-старший».

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи. «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Колья»), «Пряхи».

Художником, завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами», «Мальчик с собакой».

Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: «Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

Фламандская живопись

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.

В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембранта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрант это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».

Значение

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.

Примечания

  1. ↑ Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
  2. ↑ A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. P.87-97.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Барокко в живописи: стиль в изобразительном искусстве

Барокко в живописи: стиль в изобразительном искусствеБарокко – самый «вычурный» стиль в мировом искусстве. Будучи противопоставлен рассудку и рационализму, он основывался на поиске новых форм художественности, отличных от строгих канонов классицизма. Между тем во всей философии барочного искусства господствует идея преображения действительности на началах разума. Начавшись в архитектуре, стиль барокко распространился и на все остальные виды искусства, включая живопись. Барокко в живописи наиболее ярко и недвусмысленно отражает веяния эпохи.

В архитектуре барокко является предметом многих споров, касающихся происхождения этого стиля. По мнению некоторых исследователей, такой тип архитектуры был заимствован… у турок-сельджуков. Как бы то ни было, поначалу новый стиль архитектуры воспринимался скорее негативно. При этом стоит понимать социальные предпосылки возникновения барочной архитектуры.

В XVII веке Италия переживает спад экономического и политического развития, сохраняя за собой, однако, пальму первенства в истории мирового искусства; в Риме, ко всему прочему, находится духовный центр всего католического мира. Представители знати по-прежнему заинтересованы в атрибутах почитания и могущества, но достаточных средств, чтобы, как раньше, возводить палаццо, у них не было. Поэтому был найден такой своеобразный выход – с помощью искусства создать иллюзию могущества.

Но это только один из источников барочного искусства. Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело… На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), поэтому отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами.

  • Во дворцах создаются парки и сады для прогулок, щеголяющие геометрически правильным расположением деревьев, дорожек и прочих элементов.
  • В армии вводится форма, а значительную часть времени солдаты и офицеры посвящают построениям на плацу, отработке парадных движений и прочей муштре. С распространением пистолетов и прочего огнестрельного оружия изменился внешний облик человека, так как отпала необходимость быть физически крепким: любой конфликт можно было решить лёгким нажатием на курок. Взамен средневековому рыцарю или богатырю стандартным обликом дворянина становится «джентльмен», то есть «мягкий человек».

Барокко в живописи: стиль в изобразительном искусстве

Все эти изменения коснулись и изобразительного искусства. Новыми канонами живописи стали возвышенность, аристократичность, незаурядность сюжетов. Изображения стали плоскостными, а жесты персонажей приобрели несколько неестественную театральность. Среди сюжетов признание получили в первую очередь религиозные и исторические. Изображение должно было удивлять, поражать, сообщать зрителю величие происходящего, торжественность и «страх божий» вкупе с восхищением от увиденного.

Характерный пример – картина Караваджо «Призвание апостола Павла». Герои изображены в полумраке, а освещённые участки выхватывают выразительные жесты персонажей. Тем не менее изображение в целом отличается реалистичностью, как будто автор изображал какую-то сцену из повседневной жизни.

Если классицизм в живописи придерживался холодной рассудочности и упорядоченности, то барокко ориентировалось в значительной мере на чувства. Эмоции получали в барочных произведениях высвобождение, однако ещё недостаточно естественное (при том что «голая естественность» сознательно отвергалась).

В различных странах барокко в живописи обретало различные формы и складывалось в разнообразные школы. Так, для Испании была характерна сильная, даже болезненная контрастность в формах и сюжетах: комическое сочеталось с трагическим, телесное с духовным, нагромождение со скупостью. Такая живопись прекрасно отражала то, что творилось в этот момент в Испании: «Золотой век» в искусстве – и экономический и политический упадок.

Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане). Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи; между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было.

В Голландии барокко отличалось гармонией и чувственной сдержанностью. Здесь культивировалось спокойное, рациональное отношение к жизни, все проявления которой, по словам Рембрандта, «служат для нашего упражнения».

Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине? В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов. А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось. Однако первые гражданские портреты, парсуны, имеют определённое чисто внешнее сходство с европейским барокко. Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына.

Во Франции барокко достаточно быстро перерос в так называемый «барочный классицизм» – искусство переходного направления. Характерный пример – картины Симона Вуэ, многие из которых являются аллегориями; также в его творчестве присутствует тема античной истории и мифологии.

Видео: Музыка и живопись французского барокко

www.muzzeum.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта