Троица в русской живописи и поэзии. Картина троица
«Троица» Андрея Рублева — Art-Salon
Толкование смысла Троицы и споры о ней ведутся чуть ли не с самого возникновения христианства. Троица есть понятие о Боге — едином, но воплощенном одновременно в трех равнозначных лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Отец олицетворяет безначальное Первоначало, Сын — абсолютный Смысл, Дух — животворящее начало. Они же символизируют и иные значения: «Ты, Я и Он», «Память, Мысль и Любовь», «Вера, Надежда и Любовь», «Прошлое, Настоящее и Будущее» и даже такое сложное, идущее еще от раннего христианства соотношение, как «Объект познания, Акт познания и Воля к познанию».
Отвлеченные богословские построения влияли на труд Андрея Рублева гораздо сильнее, чем можно подумать. Ведь он был монах, а монашество той эпохи отличалось от монашества позднего, заметно поддавшегося развращенному духу наживы. Монастыри были культурными и просветительскими центрами. Они выдвинули немало выдающихся деятелей и мыслителей — Кирилла Белозерского, Стефана Прмского, Епифания Премудрого и, разумеется, Сергия Радонежского, которого Андрей Рублев глубоко почитал. Монахи обязаны были посвящать часть своего времени чтению богословских трудов и размышлениями над ними. Сам Андрей Рублев, по дошедшим до нас сведениям, имел репутацию человека мудрого и образованного. Вот почему все его творчество, а «Троица» в особенности — плод не только художественного дара, но и богословской просвещенности.
Отношение к догмату Троицы всегда отличалось неустойчивостью. Где-то ее почитали сильнее, где-то слабее, а некоторые еретические течения вообще отрицали ее. Но нигде, кроме России, культ Троицы не был настолько распространен и силен. На то была важная причина. В XIV веке именно учение о Троице стало здесь одним из стимулов и символов желанного объединения. Вот почему в проповеди культа Троицы исключительную роль сыграл Сергий Радонежский, один из самых страстных поборников этого объединения, и храм Пресвятой Троицы в основанном им Троице-Сергиевом монастыре строился с тем, «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира»4. Рублевская «Троица», ставшая храмовым образом этого собора, писалась не только по призыву души художника, но и по прямому заказу: Никон Радонежский велел «при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу».
Существуют две традиции изображения Троицы.
Первая называется «ветхозаветной», потому что она основана на известном эпизоде из Книги Бытия Ветхого завета: к Аврааму приходят трое путников, оказавшихся Ангелами. По некоторым толкованиям, в этих ангелах следует видеть явленное воплощение Троицы. По второй, «новозаветной» традиции, Троица изображается в виде трех разных персонажей — седовласого старца, взрослого мужчины (или отрока) и голубя.
В западном искусстве — более материалистическом и рационалистическом, а значит склонном к конкретности — возобладала «новозаветная» традиция. В искусстве русском, избегавшем такой конкретности и склонном понятия духовные трактовать символически — возобладала традиция «ветхозаветная», а «новозаветная» даже запрещалась, хотя запрет не соблюдался строго.
Пожалуй, «ветхозаветная» традиция действительно имеет серьезные преимущества. Она дает возможность передать «единосущность» Троицы, которую трудно ощутить, глядя на изображение двух мужчин разного возраста рядом с малой птицей: желаемая наглядность оказывается чрезмерной до бестактности. Кроме того, в «ветхозаветной» трактовке намечается символическая преемственность между Ветхим и Новым заветами. Ведь Авраам, встречающий ангелов — тот самый, который впоследствии решится принести Богу в жертву своего сына Исаака. Эта так и не успевшая совершиться жертва становится символическим предварением той жертвы, которую принесет сам Бог Отец, отдавший на муки своего сына Иисуса Христа на Голгофе.
«Троица» Андрея Рублева, конечно, «ветхозаветная», и дело тут было не столько в изобразительной задаче, сколько в самом понимании Троицы — как преимущественно раздельном или преимущественно слитном. Ему было важнее и ценнее второе.
Мир символов
Эпизод из Ветхого завета может стать, и не раз становился в мировой живописи, материалом для интересного рассказа о том, как гостеприимный Авраам принимал у себя трех путников. Но икона — не картина, как это часто представляется непосвященным, а особый священный предмет, имеющий исключительно символический смысл. Если религиозная картина, обращаясь к библейским сюжетам, старается представить все изображаемое как реальное, когда-то бывшее в конкретном месте и в конкретное время, заставляя поверить в его реальность, то икона к этому не стремится. Она пренебрегает всем предметам, повествовательным и обращается непосредственно к религиозному сознанию.
Вот почему в «Троице» Андрея Рублева изображены только три Ангела, сидящие у стола. Где и когда это происходит — неизвестно, да и что, собственно, происходит — тоже неизвестно. Предметов мало, и все они не столько характеризуют происходящее, сколько усиливают нереальность видимого. Это скорее символы предметов, причем символы очень древние и очень многозначные.
Три тонких посоха в руках Ангелов — не только атрибуты странников, но и символ странничества вообще — такого состояния, в котором человек пренебрегает всем, что удерживает его в привычном житейском кругу и препятствует его стремлению к познанию высшей истины. Дом — не только условное обозначение жилища Авраама, но и символ вдохновенного познания, сфера божественного созидания, внутренней духовной жизни человека, которую было принято называть «домостроительством» (а Иисуса Христа — «домостроителем»). Дерево — не только условное обозначение дубравы Мамре, близ которой явились Ангелы, но и Дерево Жизни. Гора — не только намек на пейзаж, но и символ возвышенного духа и вообще всего возвышенного и возвышающего, «восхищения духа»; гора — недаром столь частое место многих значительных событий Библии.
Каждый из этих трех предметов соотносится с Ангелом, который изображен под ним, чей посох указывает на него и чьим очертаниям он по-своему вторит, как бы рифмуясь с ним: строгие вертикали дома отвечают выпрямленному, немного напряженному стану левого Ангела, склоненная крона дерева — склоненной голове среднего, и причудливый наклон горы — мягкому изгибу фигуры правого. Каждый предмет оказывается эмблемой этого Ангела и передает этому частицу своего многосложного смысла.
Стол — символ трапезы вообще, а также и пищи духовной, но это и прообраз жертвенного алтаря, и намек на жертвоприношение Авраама, а через него — на жертвоприношение Бога Отца. Чаша — атрибут угощения, но это и чаша жизни, и смертная чаша, и чаша мудрости, и чаша бытия и важная часть выражений «вкусить из чаши» и «испить чашу», а еще символ любви, готовой к самопожертвованию. Последнее значение особенно важно. Ведь чаша на белом фоне стола — центр иконы, выделенный множеством тонких приемов и буквально притягивающий внимание. Это жертвенная чаша, в ней лежит голова овна — теленка. Но овен — прототип агнца, души Иисуса Христа, и чаша становится, таким образом, символом Евхаристии, Причащения тела и крови Господней, совершившегося на Тайной вечере Иисуса Христа с учениками.
Все три Ангела удивительно похожи друг на друга — они словно повторяются или, лучше сказать, отражаются друг в друге, являя собою нерасторжимое единство. В сущности, это варианты одного и того же лица, единого типа, в котором душевная мягкость и нежность не переходят однако в расслабленную слащавость, а уравновешиваются спокойной уверенностью, даже силой. Их разительное сходство подкреплено одинаковым легким наклоном головы к плечу.
Все же они не до конца одинаковы. Чтобы ощутить и оценить различия между ними, нужно внимательное изучающее восприятие, способное уловить тончайшие оттенки выражения. Различия эти — не столько в сущностях Ангелов (про людей мы бы сказали «характеров» или «натур»), сколько в их состояниях.
Можно уловить особую величественность, монументальность посадки фигуры среднего Ангела и спокойный взгляд, который он направляет в сторону левого, то ли убеждая его, то ли спрашивая о чем-то. Можно отличить левого по некоторой напряженности его позы и сдержанной скорби в лице, почти переходящей в суровость (но только почти). Можно отличить и правого по выраженному в нем женскому началу — по мягкости очертаний тела, по неуступчивости позы, сгибающей его стан сильнее других, по явному выражению сочувствия и сострадания во взгляде. Но состояния эти выражены крайней деликатно, словно художник опасался чрезмерной конкретностью нанести ущерб божественной природе этих существ.
Споры о том, какое из лиц Святой Троицы воплощено в каждом из Ангелов, ведутся давно. Собственно, споры идут относительно среднего и левого Ангелов; по поводу правого сходятся на том, что это, очевидно, Святой Дух. Споры эти увлекательные, утонченные, использующие и богословские аргументы, и изощренные наблюдения над расположением каждого Ангела, его позой, жестом, взглядом — над всем, в чем можно усмотреть подсказу автора.
Но была ли она, эта подсказка? Андрей Рублев сумел бы тактично и вместе с тем определенно показать нам, кто из Ангелов Бог Отец, кто Бог Сын, а кто Святой Дух, если бы сам намеревался сделать это. Скорее всего, колебания между разными толкованиями (а они все звучат убедительно) были одной из целей его труда — неважно, умышленной или неумышленной. Его ангелы недаром склоняются друг перед другом — среди них нет ни высших, ни низших. Андрею Рублеву впервые удалось создать точное и, можно сказать, идеальное воплощение очень сложному догмату о Святой Троице, включающему в себя такие качества, как триединость, единосущность, нераздельность, соприсносущность, специфичность и взаимодействие (обо всем этом написано в одном маленьком, но очень серьезном исследовании)
Казалось бы, что нам за дело до всей этой символики, которая большинству из нас, признаемся, непонятна, до богословских понятий, в которых не разобраться без специальной подготовки? Но в искусстве Андрея Рублева нет жесткой, непроницаемой границы между божественным и жизненным, духовным и плотским, небесным и земным. Оно утверждает возможность для каждого человека совершить восхождение к высшим ценностям, проникнуться божественным началом, потому что божественное начало разлито вокруг и обнаруживает себя в земном добре и земной красоте — оно требует лишь желания и способности его воспринять
Своей «Троицей» художник сам дает нам пример такого восхождения.
Андрей Рублев радикально обновил колорит русской иконы. До него не было этого удивительного красивого сине-голубого цвета (позднее его так и прозвали «рублевский голубец». Еще Исаак Сириянин, духовный автор VII века, видел в синем цвете «чистоту ума при молитвенном изумлении», а выдающийся художник нашего века Василий Кандинский сказал почти то же самое: «Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя»6. Этим цветом Андрей Рублев по-разному метит всех трех Ангелов, носителей идеи Святой Троицы.
Самое же главное заключается в том, что этот колорит, построенный на утонченных оттенках всего лишь нескольких красок, основан не на принятом гармоническом каноне, как было бы до того; он не придуман, а извлечен из прямых впечатлений от реальности, от красок русской природы — золотеющей ржи, неяркой северной зелени, синевы неба или, может быть, синевы васильков в поле. Очищенный от всего случайного, он обнаруживает свою гармонию — след божественного начала.
Вот почему суть «Троицы» доступна и вне тонкостей ее богословского толкования, как бы оно ни было интересно и важно само по себе, и для ее постижения не надо ни напрягаться, ни умствовать: надо только видеть и чувствовать.
Состояние, царящее в иконе, сравнивают с тем, которые возникает в кругу очень близких людей, когда произнесено важное суждение и все замолкают, углубляясь в его постижение, в безмолвный разговор. Тема «Троицы» — душевная созвучность. Это три прекрасных существа, три души, общающиеся друг с другом, соединенные общим размышлением, озабоченные грядущей судьбой мира. Или — одна душа, присутствующая во всех трех, словно расщепившаяся на них. Это мир «светлой печали» (как сказал Пушкин четыреста с лишним лет спустя), не вторгающей человека в безнадежность, а поднимающей его над драматизмом и грубостью жизни. Это запечатленная тишина, завораживающая человека и втягивающая его в себя.
«Троица» явилась людям, жившим в мире губительной разобщенности и насилия, и предложила им альтернативу — любовное взаимопонимание; то же она предлагает и нам, живущим в мире иной разобщенности и иного насилия и точно так же тоскующим по светлому идеалу. Это прекрасная мечта — и остающаяся мечтой, не выдающая себя за реальность.
Как устроена «Троица»
«Троица» кажется на первый взгляд простой до элементарности. На самом же деле устроена она с изощренной сложностью. Ее устройство это своеобразный и бесконечный спор: статичность спорит с динамичностью, строгая закономерность — с раскрепощенностью, ясная простота — с усложненностью. И в этом споре ничто не побеждает, ничто не берет верх — как не побеждает и не берет верх в нашем сущем и бесконечно сложном мире.
Сравнительно нетрудно заметить, что фигуры Ангелов образуют большой круг. Композиции такого рода известны давно (их называют «тондо»), но здесь прием использован по-своему. Фигуры не замкнуты жестко заданной окружностью, а сами, как бы невольно, образуют круг своими массами и частями контуров, позволяя деталям выходить за его пределы или не достигать их. Он скорее угадывается, что позволило искусствоведу Михаилу Алпатову сказать о «незримом присутствии круга». Это не просто эффектный декоративный прием, но и часть сложного символического смысла иконы.
Круг издавна служил символом неба, божества, солнца, люди, света, мира. Мы говорим «кругозор», «круговорот природы», и горизонт неизменно ограничивает видимое нами пространство именно кругом. «Кругу солнца» уподоблял любовь духовный писатель VII века Иоанн Лествичник, а великий автор «Божественной комедии» Данте увидел «Троицу» как «Три равновеликих круга, разных цветом. Один другим, казалось, отражен…» — любопытно, что Андрей Рублев, конечно, понятия не имевший о Данте, по-своему сошелся с ним в идее взаимоотражения лиц Троицы.
Наконец, круг это самая совершенная и единственная в своем роде геометрическая фигура — при любом повороте и вращении она сохраняет видимость неподвижности. Вот почему, композиции, основанные на круге, приобретают устойчивость и цельность.
Внутри этого круга угадывается второй, меньший, и они вместе образуют широкое кольцо — некую круговую орбиту, на которой расположены головы Ангелов. Искусствовед Николай Тарабукин очень тонко заметил, что это кольцо, в сущности, дает «селение в горизонтальной плоскости» (то есть план) того, как размещены Ангелы вокруг стола.
Эту композиционную схему дополняет еще одна фигура — восьмигранник. Он так же ненавязчиво образован диагоналями, отсекающими углы: внизу — более определенно, боковинами подножий, наверху — направлениями ската крыши и наклоном горы. И он «незримо присутствует», и он не случаен. Восьмигранник — символ вечности, восходящий еще к воззрениям древних евреев, которые почитали число 8.
Круги вместе с восьмигранником устанавливают в иконе желанную устойчивость и закономерность. Тому же способствует симметрия: обе боковые фигуры, почти совпадающие своими общими очертаниями, располагаются вместе с сидениями и подножьями симметрично друг другу, и колену левого соответствует колено правого вместе с занесенной над ним рукой, а средняя фигура и жертвенная чаша расположены по центральной оси.
Но, достигнув упорядоченности, художник словно осторожно расшатывает ее, избавляясь от геометрической правильности, грозящей превратить икону в подобие чертежа.
Круг — такой устойчивый и неподвижный — наполнен внутренним движением. Оно возникает в склоненной правой фигуре, подхватывается склоненной в ту же сторону фигурой средней (их головы похожи на гребни волн) и переходит на левую, но не прекращается здесь, а по плавной дуге руки Ангела устремляется обратно к правой фигуре и, восходя по ее руке и колену, вновь устремляется по кругу. Этому движению вторят своим наклоном крона дерева и силуэт горы. Кроме того, оно, уже внутри малого круга, подхвачено в контуре правой руки среднего Ангела. Такое явственное круговое движение помогает зрительно уравнять боковые фигуры со средней, которая расположена выше них, но не подавляет их.
Столь же искусно размывается и симметрия. В ее многочисленных мелких и крупных нарушениях обнаруживается любопытная закономерность. Симметрия гораздо строже соблюдается в нижней части иконы. Здесь контуры ног боговых фигур и подножий почти зеркальны. По мере продвижения вверх строгость ослабляется, с тем, чтобы в верхней части вовсе развеяться. В результате композиция, внизу надежная и устойчивая, наверху оказывается легкой и подвижной — освобожденной. И в этом — естественность самой природы: так дерево незыблемо упирается в землю, а к небу обращено живой и колеблющейся кроной.
Правильность симметрии сбивается еще одним приемом. Наклоненная голова среднего Ангела заметно сдвинута с центральной оси влево, но это нарушение компенсируется сдвигом вправо всей нижней части изображения вместе с чашей, которая только кажется расположенной по центру. Иными словами, в композицию вносится асимметрия, что в результате создает зрительную уравновешенность более сложного порядка, чем простая симметрия.
Сходство двух склоненных Ангелов с волнами вряд ли возникло случайно. В иконе существует еще одно волнообразное движение, образованное крыльями Ангелов. Они сомкнуты настолько плотно, что каждое из них почти неразличимо в своей конфигурации, а те, находящиеся сбоку, которые могли быть различимы, «срезаны» краями изображения (для иконы такой прием довольно непривычен). Поэтому при быстром взгляде на икону крылья вообще можно не заметить и увидеть не крылатых Ангелов, а сидящих людей, за которыми вздымается единая золотистая масса — она словно протекает через икону, образуя равномерные, красиво круглящиеся волны, между которыми располагаются нимбы Ангелов.
Явные и скрытые отражения, повторы, уподобления — они, подобно рифмам, пронизывают композицию иконы и связывают ее. Ощущение сложной закономерности, исходящее от иконы, во многом вызвано ими.
Одно из самых важных уподоблений совершается с формой жертвенной чаши. Ее силуэт довольно явно повторен в пространстве, образованном косо расходящимися подножьями и основанием стола. Немного менее явно он угадывается и в самом столе — вернее, его части, видимой в просвете между коленями Ангелов. Сходный силуэт читается и в пространстве, ограниченном уже фигурами Ангелов. От варианта к варианту чаша возрастает и меняет пропорции, но не настолько, чтобы не узнавалась ее характерная форма.
Изучение того, как устроена «Троица», увлекательно, но это не самоцель. Перед нами не «загадочная картинка», в которой надо отыскать что-то хитроумно замаскированное, а великое произведение искусства. Изучение устройства «Троицы» втягивает в тот процесс, который принято называть созерцанием — в неспешное и несуетное впитывание в себя явленного и через него проникновение в неявленное, в постижение «тайных властительных связей» между ними.
Андрей Рублев написал «Троицу» в зените мастерства и на взлете вдохновения. По преданию, это был спокойный и кроткий человек, пользовавшийся всеобщим почитанием. Будни его были посвящены монастырской службе, размышлениям и живописи. Свободное время он любил проводить в храме, подолгу созерцая иконы и росписи, как бы набираясь того опыта, который был в них накоплен.
Был ли он на самом деле таким, или же таким его сделала легенда — по образу и подобию его искусства? Наверно, был. Легенда возникает не на пустом месте, она лишь обрабатывает существование. Да и время Андрея Рублева требовало именно таких людей. Можно поверить в то, что это действительно была счастливая и гармоничная натура: рацио и интуицио, рассудок и чувство, личное и общественное, долг и органическая потребность, нравственность и целесообразность не вступали в нем в противоречие, не раздирали его сознание, как это, увы, чаще всего случается, а взаимодействовали, подкрепляя друг друга.
Золотой век русской иконной живописи был на подъеме, она наконец достигла высшего совершенства. Гармоническая цельность была ее девизом, и ее должны были создавать люди, подобные Андрею Рублеву.
art.batato.ru
Картины, описание картин — Троица. 1425-1427
Троица. 1425-1427 —114 x 142 см. Доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера. Икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Россия Москва. Государственная Третьяковская галерея
"Троица" преподобного Андрея Рублева – единственное дошедшее до нас бесспорное произведение прославленного иконописца. Она была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, вероятнее всего в 1425–1427 годах, одновременно с иконостасом каменного собора, сооруженного преподобным Никоном Радонежским над гробом преподобного Сергия и украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Сведения об этой работе содержатся в житиях Сергия и Никона, составленных в середине XV века. Указания на авторство Рублева содержатся также в "Сказании о святых иконописцах" XVII века, где рассказывается о том, что "образ святые Троицы" был написан по велению преподобного Никона "в похвалу ... святому Сергию Чудотворцу ...". До 1918 года икона находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора. Ветхозаветный сюжет "Гостеприимство Авраама" (Быт. 18), положенный в основу иконы Андрея Рублева, в различные эпохи получал разную символическую интерпретацию. На протяжении веков иконографическая мысль стремилась выразить через его посредство догматическое представление о единосущном и триипостасном Боге. Сочетание исключительного мастерства с особой силой духовного видения позволило Рублеву подвести итог многовековым поискам и выразить в образе умонепостигаемое единство трех равных ипостасей Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, которое является совершенным прообразом христианского единения и любви: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17: 21). "Троица" Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Вплоть до конца XVII века большинство изображений Святой Троицы так или иначе было ориентировано на рублевский оригинал. Так, знаменитый Стоглавый собор 1551 года на вопрос о том, как писать иконы Святой Троицы, дал следующий ответ: "Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы ... А от своего замышления ничтож претворяти".
www.art-drawing.ru
значение, в чем помогает, куда вешать реликвию?
Христианская догматика полна загадок и недосказанности. Лишь так можно выразить величайшую тайну православного вероучения – постулат о единстве Господа в трёх ликах. А радостное событие Боговоплощения позволило создать зримое изображение Создателя, запечатлев Его на рукотворной святыне. Именно этот образ являет верующим икона «Святая Троица». Значение, в чём помогает реликвия, а также какие её вариации создавали мастера – обо всём этом рассказано в статье.
«Гостеприимство Авраама» – попытки запечатлеть непостижимое
Многие отцы церкви считали, что истинный лик Господа невозможно узреть и понять человеческим разумом. Поэтому в православном христианстве довольно долго существовал запрет на изображение Бога-Отца. Однако иконописцы всё же рисовали Троицу, руководствуясь ветхозаветным текстом. В книге Бытия рассказывается, как Творец явился Аврааму во время «зноя дневного», когда тот сидел у своего шатра, раскинутого возле дубравы Мамре. Праведник узрел трёх мужей, земно поклонился им и пригласил в дом, а затем приготовил лучшее угощение. Это напоминает верующим о том, как важно проявлять любовь и милосердие к ближним, ведь служение им – лучший способ угодить Создателю.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре | Икона «Троица Зырянская» св. Стефан Пермский |
Сюжет о гостеприимном старце, который смог узнать Господа в обличье трёх мужчин, вдохновлял многих художников. Так, этому библейскому эпизоду посвящена мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре (Рим, V ст.). Силуэты ангелов на ней окружены сиянием, напоминая зрителю об их божественной славе. Разделив изображение на две части, мастер сумел передать и благоговейный трепет праведника, и его желание угодить гостям, и тщание, с которым была приготовлена трапеза. А благодаря тому, что фигура Авраама показана дважды, рисунок производит впечатление динамичности и живости.
К XIV ст. образ был усовершенствован и дополнен символическими деталями. В частности, показанная на этом фото икона «Троица Зырянская», принадлежащая кисти св. Стефана Пермского, демонстрирует зрителям трёх херувимов, восседающих за столом, а слева можно различить небольшие фигуры благочестивого старца и его жены, Сарры. Позади видно дерево – Мамврийский дуб (он олицетворяет древо жизни, а также служит напоминанием о крестной смерти и воскресении Спасителя) и дом – палаты Авраама (воплощение творящей воли Господа и матери-церкви, духовно окормляющей всех верующих).
Икона «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский музей, 1580 г.) | Икона «Святая Троица» Андрей Рублёв |
В схожей манере выполнена и реликвия «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский историко-художественный музей, 1580 г.). На ней показан и отрок, закалывающий тельца для угощения, и гора – знак духовного восхождения, а ещё образ окружен миниатюрными клеймами. На них запечатлены события, связанные с сошествием ангелов – разрушение Содома и Гоморры, пророчество о рождении Исаака, обетование о «народе великом и сильном».
Однако эталоном иконописи считается произведение преп. Андрея Рублёва. Каждая деталь святыни насыщена глубоким смыслом: так, чаша олицетворяет жертву Иисуса Христа, а стол – таинство Евхаристии. Расширяющаяся от зрителя обратная перспектива напоминает о том, что небесный мир, который изображен на святыне, неизмеримо больше земного. Есть на реликвии и традиционные символы – Мамврийский дуб, гора (с ней связан целый ряд эпизодов Евангелия – от жертвоприношения Исаака до Голгофы) и строение.
Икона «Троица Ветхозаветная»Симон Ушаков, 1671 г. | Икона «Троица Живоначальная» Старец Паисий, 1484—1485 гг. |
Именно этот образ стал классическим. Впоследствии мастера вносили в него лишь незначительные изменения: Симон Ушаков детальнее запечатлел трапезу странников, а на иконе старца Паисия «Троица Живоначальная» (1484-1485) на нимбе восседающего в центре ангела виден крест – канонический знак Спасителя.
Святая Троица в обличье трёх ангелов присутствует и на других реликвиях. Например, именно в таком виде Создатель запечатлён на образе «Явление Бога преподобному Александру Свирскому», где праведник благоговейно склоняется, протягивая руку к сияющему видению. Подобный образ учит христиан проявлять нравственную и духовную стойкость, убеждённость в вере, постоянно чтить Господни заповеди.
В чём помогает икона «Святой Троицы»? Она очищает и возвышает душу, избавляет от сложных, драматических переживаний, страхов и тревог, позволяет обрести радость и надежду. Считается, что, поверяя свои мысли, грехи и поступки этой святыне, Вы напрямую разговариваете с Господом. Поэтому реликвия часто используется как исповедальная – молитва перед ней способствует раскаянию, уничтожает любой негатив, изгоняет сомнения и соблазны. Кроме того, образ подсказывает выход из затруднительных жизненных ситуаций, наставляет на праведный путь и укрепляет в вере.
Другие каноны – что означает Святая Троица?
Три прекрасных херувима – традиционная ипостась Святой Троицы в православном христианстве. Но есть и иные способы показать сущность единоначального и могущественного Бога.
В эпоху Ренессанса иконописцы пытались соединить три лика Создателя в одном теле. Впрочем, это начинание просуществовало недолго – церковная живопись признала подобную попытку еретической, так как она намекала на смешивание ипостасей, а в светском искусстве такие произведения воспринимались как крайне неэстетичные.
Икона «Святая Новозаветная Троица» (Оятечество) | Икона «Святая Троица» |
Гораздо чаще встречается новозаветный образ Господа. Кто изображен на иконе «Святая Троица», выполненной в подобной манере? На ней сущности Творца разделены на Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Наиболее знаменитым примером реликвий такого канона является святыня «Отечество» (Новгородская школа, XIV ст.), где седовласый старец держит на коленях отрока, в руках которого сжат белоснежный голубь. Вокруг трона расположены миниатюрные фигурки херувимов и серафимов, а ближе к окладу видны силуэты святых.
Также распространён образ, где рядом восседают Бог-Отец в обличии престарелого пророка и Иисус Христос – Вселенский Судия, а над ними воспаряет белокрылый голубь (эта птица издавна была воплощением Святого Духа за свою кротость и чистоту). Подобная святыня позволяет постичь часть божественного бытия, полнее осмыслить тайну Господней любви, милосердия и согласия, почувствовать близость Творца и Его участие в жизни каждого христианина.
«Поклонение Святой Троице» Альбрехт Дюрер 1471-1528 гг. | «Коронование девы Марии» Диего Веласкес 1645г. |
В католическом вероучении существуют и другие иконы Новозаветной Троицы. Одна из них – «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера. Живописец показал Бога-Отца как увенчанного золотой короной и богатыми ризами праведника, под ним виден Спаситель на кресте, а над всей композицией взлетает голубь. Тщательно проработаны и те, кто поклоняется Создателю – это ангелы во главе с Богородицей, олицетворяющие Небесную Церковь, а также священники, воины и миряне, воплощающие земное бытие. Масштабность и выразительность этой картины впечатляют зрителей уже многие годы.
Три ипостаси Господа присутствуют и на реликвии «Коронование Девы Марии». На подобных святынях в центр рисунка помещается Небесная Владычица, над Её главой держат венец Иисус Христос и Бог-Отец, а голубь-Святой Дух осеняет всё своими белоснежными крыльями. Такие образа изначально появились в католичестве, но сейчас они создаются и православными мастерами.
Популярные товары |
Как расположить образ в жилище?
Эта реликвия – одна из наиболее почитаемых в христианстве. Она должна находиться выше любых других святынь, зримо являя верховенство и могущество Господа. Однако есть и другие нюансы размещения – узнайте о них из нашей статьи!
Выбирая, где вешать в доме икону «Святая Троица», стоит предпочесть восточную стену, ведь молитвы принято читать, обратившись лицом к встающему Солнцу. Образ лучше поставить на специально оборудованную подставку либо полочку, застеленную чистой белой тканью или вышитыми рушниками. Рядом не должно быть никаких фотографий, книг, плакатов и других светских произведений – всё это лишь отвлечёт Вас от духовного бдения, помешает сосредоточиться и обратиться к Богу. Перед собранием реликвий необходимо оставить свободное место, чтобы Вам было удобно склоняться в молитве.
Кроме того, святыню можно поместить в изголовье детской или супружеской кровати. Тогда она будет оберегать Ваш сон, защищать от опасностей и недугов, указывать истинный путь. А икона, расположенная возле входной двери либо напротив неё, охранит Ваш дом от любого негативного влияния, козней врагов и недоброжелателей, изгонит из жилища злые силы, порчу и сглаз.
Впрочем, действенность и сила образа зависят не от его расположения, а от искренности обращённых к нему молитв – поэтому Вам стоит тщательно изучить посвящённые реликвии акафисты и кондаки. Сначала следует читать прославление всей Святой Троицы, а затем – молитвы к Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Святому Духу. А в день Пятидесятницы – именно тогда совершается поминовение святыни – её украшают цветами и зелёными ветвями. Подобный убор символизирует обновление, радость и ликование, которые охватывают христиан при чудесной вести о сошествии Господней благодати на апостолов и все народы земли, принявшие учение Христа.
Молитва Святой Троице
"Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради."
Теперь, когда Вы знаете, что означает и от чего оберегает икона «Святая Троица», Вы сможете сделать её частью своего личного собрания реликвий. Понимание глубокого смысла и богословского толкования этой удивительной святыни придаст Вашим молитвам искренность, прочувствованность и трепет. А приобрести подобное произведение Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья». Все изделия, представленные в нашем ассортименте, выполнены вручную из натуральных солнечных самоцветов – это придаёт работам красочность, выразительность и долговечность. Такой образ будет покровительствовать многим поколениям Вашей семьи, даря всем домочадцам мир, радость, гармонию и благодать.
yantar.in.ua
Троица в русской живописи и поэзии
Ветхозаветная Троица.Мозаика по эскизу В. В. Беляева выполнена мастерской Фролова. 1887–1900 гг.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Академические приемы использовал В. В. Беляев в мозаике «Ветхозаветная Троица», расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет — гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников — ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова. Исаакиевский собор
«Яко царствие Твое» или Новозаветная Троица.Мозаика по эскизу В. В. Беляева. 1887–1900 гг.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в себя музеефицированную зону — место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В. В. Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя.
Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Исаакиевский собор
Троица. М.В.Нестеров. 1913-1914. Картон, гуашь. 21 x 9.Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15126
Троица. Явление Христа на пути в Эммаус. Поясной деисусный чин с Христом-Эмманулом. Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1895 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, темпера, бронза. 18x32.Государственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4651
Троица Ветхозаветная.Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61х88.Костромской государственный объединенный художественный музей
Троица Ветхозаветная.М. В. Нестеров.Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова
Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.
В 1890 году Нестеров принял предложение В. М. Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров.
Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.
Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В «Византии» я увлекаюсь […] тем, что […] в неприкосновенности дошло до нас, – я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в ее будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».
Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти. Родон.
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.Карл Павлович Брюллов. 1821 г. Холст, масло, 113х144.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.А. А. Иванов. 1850-е. 23,7х29,5.Государственная Третьяковская галерея, Москва
«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия
Троица.Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г.
Троицын день
Благость Божия незримоК миру дольнему сошла,И земля неизъяснимо –Благолепна, весела:Праздник светлый, праздник новыйДивно зиждется на ней;Облеклась она в покровы –В зелень рощ, узор полей.Вся природа, встретив лето,Гимны радости поет;Небо яхонтом одето,Жарко вызолочен свод.И на нем горит великий,Немерцающий алмаз,Будто вечного ВладыкиНеусыпно-бдящий глаз.Неба горния селеньяТоржеством озарены:Там, у трона Провиденья,Плещут светлые чины;Трисвятаго именуютИ поют пред высотой,Где, слиясь в одно, ликуютСын, Отец и Дух Святой.Перед сонмищем нетленнымРаспустился Божий сад,И жильцам присноблаженнымСпеет райский виноград.Вьются радостные кущиПод сиянием венцов:Их поставил ВсемогущийДля веселия духов.И ко смертным от эфираТоржество перенеслось,Эхом благости и мираНа земле отозвалось.И земля, пируя свято,Клонит Господу чело:Все мольбой на ней объято,Благочестием светло.И залог небесной славы,Откровения печать,На Апостольские главыСходит Духа благодать…И постигли чин великийВдохновенные сердца,И влекут они языкиК разумению Творца!
1840Милькеев Евгений Лукич
Поэт-самоучка, родился и жил в Тобольске, служил мелким чиновником;в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому, который заинтересовался им,помог устроиться на службу в Петербурге, затем в Москве.Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,его стихи неумеренно хвалили, затем мода на него спала.
Троица. В. Н. Чекрыгин. 1922 г. Частное собрание
ros-vos.net
Икона Святой Троицы | 10 икон Святой Троицы
Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.
Святая Троица
Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.
Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.
Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.
Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.
Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».
Икона Святой Троицы
Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы
Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
(Быт.18:1-8)
Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.
К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).
Икона Святой Троицы
Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:
Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.
Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).
Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.
Икона Святой Троицы, XVII век
Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.
XVII век
Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).
Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:
Неканоничные изображения
Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.
Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.
Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра
Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.
Наиболее известная икона данного канона – «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.
Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.
XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева
Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:
Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).
Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…
(Откр.1:12-14).
Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.
Богородица на изображениях Троицы
Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.
«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.
Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.
Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид
В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.
Словарь Правмира – Святая Троица
www.pravmir.ru
ТРОИЦЫН ДЕНЬ В ЖИВОПИСИ (Часть 2)
Троица – один из важнейших праздников православного церковного календаря, когда верующие прославляют Триединое Божество – Сына во Отце со Святым Духом. Троица входила в цикл связанных между собой праздничных дней - Семик (седьмой четверг после Пасхи), Родительская суббота и Троица. В Троицын день девушки плели венки и бросали в воду, пытаясь определить свою судьбу. Подготовив галерею , посвященную этим праздникам, два года назад, думал, что живописная эта тема исчерпана. Но за пару лет в папке собралась еще одна интересная подборка, которую представляю вам в этот праздничный день.Троица.Гудящий благовест к молитве призывает,На солнечных лучах над нивами звенит;Даль заливных лугов в лазури утопает,И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;Зеленою травой усыпан весь амвон,Алтарь, сияющий и убранный цветами,Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,И в окна ветерок приносит аромат -Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полейПринес сюда простые приношения:Гирлянды молодых березовых ветвей,Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.
Иван Бунин1893 г.
Молчанова-Дудченко Елена Александровна (Украина, род. 1961) Троицын день. 2004 г.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) Троицын день. Гулянье. 1917 г.
Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943)Троицын день. 1911 г.
Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901) Троицын день. 1887 г.
Юон Константин Федорович (1875-1958) Праздничный день. 1903 г. Русский музей, Санкт-Петербург
Киселёва-Билимович Елена Андреевна (1878-1974) Невесты. Троицын день 1907 г.
Степура Елена Илларионовна (род. 1979) Троицын день. 2008 г.
Харитонов Валерий Георгиевич (род. 1939) Троицын день. 1996 г.
Максименко Александр Афанасьевич (род. 1943) Троица.
Игнатьев Роман Николаевич (род. 1985) Троицын день. 2009 г.
parashutov.livejournal.com
Троица. 100 шедевров русских художников
«Троица» – единственное бесспорное произведение Рублева. В Ветхом Завете повествуется о том, как старцу Аврааму и его жене Сарре явился Бог в виде трех мужей-ангелов. Авраам и Сарра приготовили для них трапезу, затем один из ангелов предсказал пожилым супругам рождение долгожданного наследника, сына Исаака, который станет родоначальником «великого и сильного» народа.
Согласно христианскому вероучению, Бог является человеку в трех разных ипостасях. Левый ангел на иконе – Бог Отец. Над ним возвышается дом как символ творения мира. Центральный ангел – Бог Сын, то есть Христос, который принесет себя в жертву ради людей и воскреснет; над ним дерево – символ воскресения и креста. Правый ангел, Святой Дух, – вечное Божественное начало мира; над ним гора, символ духовного восхождения. Центральное место в иконе занимает чаша на столе – символ жертвы Христовой.
Идея единства – суть «Троицы» Рублева, она выражена в иконе как идеал любви и гармонии, которые должны царить в мире.
Икона была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находится гроб с мощами основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. По преданию, «Троица» создавалась «в похвалу» Сергию Радонежскому, который мечтал о том, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего».
Троица. Ок. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru