Художник Уткин Евгений Александрович. Уткин художник картины


Уткин Петр Саввич Картины биография Utkin Petr

Уткин Петр Саввич — русский художник, символист. Родился в 1877 году в Тамбове в семье мелкого служащего. Учился в рисовальной школе при Саратовском обществе любителей изящных искусств у Г.П. Баракки и В.В. Коновалова, затем в Боголюбовском рисовальном училище. С 1897 года Уткин обучался живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, у И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина. Испытал творческое влияние Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

Утро. Чигирь,1900, Русский музей Ночь. Стога,1901, ГРМ Сон. Декоративное панно,1905, Русский музей Торжество в небе, 1905,Государственный Русский музей

В 1902 году Уткин расписывал саратовскую церковь Казанской Божьей Матери совместно с П.В. Кузнецовым и К.С. Петровым-Водкиным. В 1900-е годы Уткин (вместе с А. Матвеевым и П. Кузнецовым) работал над художественным оформлением роскошной виллы Я.Е. Жуковского в его крымском имении Новый Кучук-Кой.

Уткин был одним из деятельных участников и организаторов выставок символистов "Алая роза" в Саратове и "Голубая роза" в Москве. В 1904 году на выставке символистов "Алая роза" были представлены произведения В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, П. Кузнецова и других московских и саратовских художников, идейно близких друг другу. Выставка "Голубая роза" 1907 года под патронажем журнала "Золотое руно" и его издателя, мецената Н.П. Рябушинского стала значительным событием в русском искусстве начала ХХ века.

Участниками выставки были Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, Н.П. Феофилактов, А.В. Фонвизин и другие живописцы. Голуборозовцы стремились к воплощению мечты о гармонии духа, о единстве и совершенной форме. Живопись мастеров художественного объединения "Голубая роза" создавала особый мир мечтаний, видений и слегка приоткрытых тайн. Поэтика символизма, влечение к романтически-оккультным темам бытия претворялись в работах художников-голуборозовцев в феерических образах-видениях.

Парк виллы Я.Е. Жуковского в имении Кучук-Кой, 1915, Русский музей Натюрморт с белым кувшином, 1923, Государственный Русский музей Пруд в окрестностях Саратова, 1925, Саратовский художественный музей

Творческое дарование Петра Саввича Уткина отмечено особым лиризмом, одухотворенностью, музыкальностью произведений, звучащих в унисон с эпохой Серебряного века русского искусства. Большая часть картин исполнена художником в зеленовато-голубой и серебристо-синей тональности. После революции Уткин преподавал в Рисовальном училище имени А.П. Боголюбова, в студии изобразительных искусств Пролеткульта в Саратове, а с 1931 года в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, во многих региональных музейных собраниях. К сожалению, значительная часть работ художника погибла в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Уткин Петр Саввич скончался в 1934 году в Ленинграде.

P.S. Особо благодарим за уточнение информации при создании статьи о творчестве художника Петра Уткина учёного секретаря Саратовского Радищевского музея Елену Константиновну Савельеву.

smallbay.ru

Биография художника Уткин Пётр Саввич

9 октября 1877 (станция Тамбов близ Саратова) — 17 октября 1934 (Ленинград)

Живописец, график, художник-монументалист.

Родился в семье железнодорожного служащего. В детстве брал уроки рисования у художника-любителя А. П. Шеве в Саратове. В 1892–1895 посещал вечерние классы Рисовальной школы при Саратовском обществе любителей изящных искусств, которые вел В. В. Коновалов. В 1895–1897, уже будучи постоянным учеником школы, занимался под руководством Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки. С середины 1890-х часто посещал В. Э Борисова-Мусатова, пользовался его советами. В это же время состоялось его знакомство в П. В. Кузнецовым, впоследствии переросшее в дружбу и плодотворное сотрудничество.

В 1897 переехал в Москву, продолжил обучение в МУЖВиЗ у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, И. И. Левитана, в мастерской К. А. Коровина и В. А. Серова. За рисунок был награжден малой серебряной медалью. Входил в состав художественного кружка, возглавляемого П. В. Кузнецовым.

Жил в Москве и Саратове. В 1900 совместно с П. В. Кузнецовым предпринял путешествие на лодке по Волге от Симбирска до Саратова.

С 1898 участвовал в выставках, экспонировал свои работы на выставке Московского общества любителей художеств, в 1904 — на выставке «Алая роза» в Саратове. В 1902 вместе с П. В. Кузнецовым и К. С. Петровым-Водкиным был прглашен расписывать церковь Казанской Божьей матери в Саратове. В начале 1900-х сблизился в С. И. Мамонтовым, в 1903 работал в его гончарной мастерской «Абрамцево» в Бутырках (однако керамические изделия по эскизам Уткина не известны).

В 1907 был отчислен из МУЖВиЗ. В том же году стал одним из организаторов и активных участников выставки «Голубая роза» в Москве. Занимался журнальной и книжной графикой. В 1906–1909 сотрудничал с журналом «Золотое руно», выполнил иилюстрации к книгам А. Белого «Серебряный голубь» и Е. Пшибышевского «День судны», оформил хрестоматию «Первоцвет». В 1910 вступил в возобновленный «Мир искусства».

В конце 1900-х — начале 1910-х совместно с П. В. Кузнецовым и скульптором А. Т. Матвеевым работал над созданием декоративно-паркового ансамбля усадьбы Я. Е. Жуковского Кучук-Кой в Крыму, выполнил росписи интерьеров и фасадов дома. Регулярно бывал в имении Жуковского вплоть до 1916.

После революции жил в Саратове. Участвовал в создании Коллегии ИЗО при Саратовском Совете депутатов трудящихся. В 1918–1931 преподавал в Саратовских Государственных свободных художественных мастерских и студии Пролеткульта. В 1924 вступил в объединение «4 искусства», принял участие в выставках 1925, 1926 и 1928. Экспонировал также свои работы на выстаках общества «Жар цвет» (1924 и 1925), АХРР (1925).

В 1931 переехал в Ленинград, где по приглашению Академии художеств СССР стал профессором живописного отделения Института пролетарского изобразительного искусства (в 1932 переименован в Ленинградский Институт живописи, архитектуры и скульптуры).

Мемориальные выставки Уткина состоялись в 1935 в Ленинграде. В 1980 в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н Радищева прошла ретроспективная выставка произведений художника.

Уткин — один из ведущих мастеров содружества символистов «Голубая роза». Его искусству, как и произведениям многих его товарищей по объединению, присущи декоративность, загадочность образов, изысканность колористического решения. Художник предпочитал нежную аскетичную цветовую гамму с преобладанием синего и золотистого, добиваясь внутри этой палитры необычайного разнообразия оттенков. Свои картины, производящие впечатление фантастических пейзажей, Уткин писал крупными мазками, обобщая формы и достигая монументального размаха даже в работах небольшого размера.

Произведения художника находятся в коллециях многих музеев, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева и многие другие.

Показать цены на работы художника

artinvestment.ru

Современная живопись, художник Уткин Петр Саввич

Уткин Петр Саввич (1877-1934)

П.С. Уткин родился в семье железнодорожника. В саратовской студии Общества любителей изящных искусств, а затем в Боголюбовской рисовальной школе (в дальнейшем - училище) он начал свое художественное образование.

В 1897 г. поступил в МУЖВЗ, где учился до 1907 г. у И. И. Левитана, В. А. Серова, К А. Коровина. Вместе со своим другом, земляком и товарищем по училищу П. В. Кузнецовым Уткин был не только участником, но и организатором выставок "Алая роза" (1904, Саратов) и "Голубая роза" (1907, Москва). Эти экспозиции стали важным этапом в истории русского символизма.

 Мечтательность и музыкальность живописи "голуборозовцев" были свойственны и полотнам Уткина с их характерными названиями "Сон", "Мираж" и т. п. Его фантастические пейзажи, нередко выдержанные в излюбленных символистами сине-лиловых тонах, причудливая живопись, напоминающая морозные узоры на стекле ("Мимоза", 1900-е), создали художнику репутацию самого последовательного символиста.

Декоративная графика Уткина украшала страницы журнала "Золотое руно", он занимался книжной иллюстрацией, - в частности, оформил книгу А. Белого "Серебряный голубь" (1910). Именно Уткина, вместе с П. В. Кузнецовым и скульптором А. Т. Матвеевым, пригласил Я. Е. Жуковский для оформления своей усадьбы в Крыму. Уткин провел в Новом Кучук-Кое 1909-14 гг., работая над росписями виллы и романтическими пейзажами Крыма. В 1918 г. художник поселился в Саратове, преподавал в Рисовальном училище им. А. П. Боголюбова, в студии Пролеткульта, занимался оформительскими работами и писал пейзажи. Осенью 1931 г. он переехал в Ленинград, где, по приглашению руководства АХ, стал профессором живописного отделения ИЖСА. 

Живопись: Пейзаж

www.artimex.ru

БОЛЬШАЯ САРАТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : Деятели культуры : Уткин П. С.

Содержание
БиографияПамять

Уткин П. С.

Источник: "Саратовский Радищевский музей"Дата: 1920-е годы

Уткин Пётр Саввич – российский художник-символист, преподаватель живописи.

Биография Уткин родился 9 октября 1877 года в Тамбове в семье железнодорожника. Начальное художественное образование получил в Саратове, после чего в 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил через десять лет. Учителями молодого художника были такие выдающиеся деятели искусства как И. И. Левитан, В. А. Серов и К. А. Коровин. Большое влияние на творчество Уткина также оказал саратовец В. Э. Борисов-Мусатов. Во время учёбы в 1904 году Уткин являлся одним из организаторов выставки символистов "Алая роза" в Саратове, а также последовавшей через три года московской выставки "Голубая роза". Основными мотивами работ были натюрморты и виды природы, в частности Волги. Художник также занимался оформлением журналов и книг, усадебных помещений. В советские годы Пётр Саввич большей частью отошёл от рисования и преподавал в саратовском Рисовальном училище имени А. П. Боголюбова и в студии Пролеткульта. С 1931 года Уткин работал в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Умер 17 октября 1934 года в Ленинграде. Большая часть работ хранилась в музеях Ленинграда и погибла в пожарах во время Великой Отечественной войны. Сегодня произведения Петра Саввича Уткина составляют важную часть коллекции саратовского Радищевского музея, ряд картин хранится в московской Третьяковской галерее.

На Волге

Автор: П. С. УткинДата: 1901 год

Крымский пейзаж. Дождь

Автор: П. С. УткинДата: 1912 год

Память Пётр Саввич Уткин относится к художникам "саратовской школы", информация о нём и его картины составляют экспозиции саратовских музеев, в частности дома-музея П. В. Кузнецова и уже упомянутого художественного музея имени А. Н. Радищева.

И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 10.06.2013)

saratovregion.ucoz.ru

Художник Уткин Евгений Александрович

Распродажа

Страна проживания: РоссияГород: Тольятти

Евгений Уткин, художник-живописец, родился 18 августа 1981 года в городе Фергана.В 2006 году закончил факультет изобразительного искусства и дизайна Тольяттинского государственного университета. В 2010 году вступил в Союз Художников России. Участник более 100 международных, всероссийских, межрегиональных, областных и городских выставок. Награжден дипломом «Союза художников России». Работы хранятся в музейных, корпоративных и частных коллекциях.Участник всероссийских пленэров «Портрет ветерана» к 65-летию победы в Великой Отечественной Войне, Самарская область, 2010, 2011 гг.; «Родные просторы», Самарская область, 2010 г.2007 г. Участник Всероссийской выставки - конкурса «Ступени мастерства» г. Тольятти, (первое место в номинации «Жанровая картина»).2010 г. Участник областной выставки - конкурса «Пейзаж - натюрморт» г. Самара (второе место).2010 г. Участник областной выставки - конкурса «Жанровая картина» г. Самара (первое место).2011 г. Участник международной выставки - конкурса «Жазира Жайык - 2011» р. Казахстан, (второе место).2012 г. Участник международной выставки - конкурса «Жазира Жайык - 2012» р. Казахстан, (первое место в номинации «Манера»).2012 г. Участник международной выставки - конкурса «Возвращение домой» г. Самара, (первое место в номинации «Жанровая картина»).

Картины (живопись) : Свежий букет.

2013 г. / 50x39 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Жигулевские просторы.

2014 г. / 29x40 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : Двор

2013 г. / 30x40 см

9 000 Руб

Картины (живопись) : Команда

2011 г. / 55x90 см

150 000 Руб

Картины (живопись) : Рябина.

2011 г. / 15x21 см

2 300 Руб

Картины (живопись) : Дворик с сиренью

2013 г. / 40x50 см

9 000 Руб

Картины (живопись) : дворик

2013 г. / 13x23 см

2 500 Руб

Картины (живопись) : Апрель

2015 г. / 50x40 см

7 000 Руб

Картины (живопись) : Яблоки.

2009 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Окна в сад.

2014 г. / 60x80 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : теннис

2011 г. / 60x50 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Цветы весны.

2013 г. / 50x40 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : Свято-троицкий ипатьевский мужской монастырь.

2011 г. / 21x38 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : Стога

2013 г. / 40x60 см

9 000 Руб

Картины (живопись) : Вечернее поле

2010 г. / 25x33 см

4 600 Руб

Картины (живопись) : На окраине.

2010 г. / 21x30 см

4 100 Руб

Картины (живопись) : Призвание

2013 г. / 72x55 см

30 000 Руб

Картины (живопись) : Таяние

2015 г. / 25x42 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : В низ по реке

2013 г. / 60x80 см

19 500 Руб

Картины (живопись) : Ранняя весна

2015 г. / 20x40 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : Александр Герунов. Заслуженный мастер спорта. Чемпион Мира и Европы.

2011 г. / 82x69 см

70 000 Руб

Картины (живопись) : Девичья гора

2009 г. / 35x50 см

8 000 Руб

Картины (живопись) : Озеро Сукко

2007 г. / 41x84 см

12 000 Руб

Картины (живопись) : Зима в Санчелеево.

2014 г. / 43x20 см

6 000 Руб

Картины (живопись) : Заснеженное село

2010 г. / 15x21 см

2 300 Руб

Картины (живопись) : Первые проталины

2014 г. / 41x55 см

10 000 Руб

Картины (живопись) : Застывшая Волга.

2014 г. / 20x30 см

4 100 Руб

Картины (живопись) : Краснотал

2009 г. / 40x50 см

12 000 Руб

Картины (живопись) : Заснеженный утес

2014 г. / 25x35 см

4 600 Руб

Картины (живопись) : Последний снег.

2014 г. / 20x39 см

4 000 Руб

www.picture-russia.ru

художник Уткин Петр Саввич

галерея Коллекция
русские художники форум
бабочки, шедевр, толпа, храм, русская зима, Пушкин, Ленинград, ссср, корабль, сервиз, дерево, ночь, парк, цветы, зелёный, осень, россия, дом, подсвечник, корабли, лодка, собор, натюрморт, русская девушка, анемоны, белый, манго, на лугу, пасмурно, капюшон, 乌拉尔, лето, ванная, лошадь, канал, Египет, окно, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

П.С. Уткин родился в семье железнодорожника. В саратовской студии Общества любителей изящных искусств, а затем в Боголюбовской рисовальной школе (в дальнейшем - училище) он начал свое художественное образование.

В 1897 г. поступил в МУЖВЗ, где учился до 1907 г. у И. И. Левитана, В. А. Серова, К А. Коровина. Вместе со своим другом, земляком и товарищем по училищу П. В. Кузнецовым Уткин был не только участником, но и организатором выставок "Алая роза" (1904, Саратов) и "Голубая роза" (1907, Москва). Эти экспозиции стали важным этапом в истории русского символизма.

 Мечтательность и музыкальность живописи "голуборозовцев" были свойственны и полотнам Уткина с их характерными названиями "Сон", "Мираж" и т. п. Его фантастические пейзажи, нередко выдержанные в излюбленных символистами сине-лиловых тонах, причудливая живопись, напоминающая морозные узоры на стекле ("Мимоза", 1900-е), создали художнику репутацию самого последовательного символиста.

Декоративная графика Уткина украшала страницы журнала "Золотое руно", он занимался книжной иллюстрацией, - в частности, оформил книгу А. Белого "Серебряный голубь" (1910). Именно Уткина, вместе с П. В. Кузнецовым и скульптором А. Т. Матвеевым, пригласил Я. Е. Жуковский для оформления своей усадьбы в Крыму. Уткин провел в Новом Кучук-Кое 1909-14 гг., работая над росписями виллы и романтическими пейзажами Крыма. В 1918 г. художник поселился в Саратове, преподавал в Рисовальном училище им. А. П. Боголюбова, в студии Пролеткульта, занимался оформительскими работами и писал пейзажи. Осенью 1931 г. он переехал в Ленинград, где, по приглашению руководства АХ, стал профессором живописного отделения ИЖСА.  

Картины художника

художник Уткин Петр Саввич , русский художник Уткин Петр Саввич , биография художника Уткин Петр Саввич , информация о художнике Уткин Петр Саввич

petroart.ru

Николай Иванович Уткин 1780–1863. Эпоха становления русской живописи

Николай Иванович Уткин

1780–1863

Уткин был незаконнорожденным сыном М. Н. Муравьева и дворовой девушки. Отец М. Н. Муравьева был тверским вице-губернатором. Когда мать будущего знаменитого гравера забеременела, барин выдал ее замуж за своего камердинера и управляющего Ивана Степановича Уткина. Вскоре Уткины переехали в Петербург и вся семья получила вольную.

В пятилетнем возрасте Уткина отдали в Воспитательное училище Академии художеств. Сводные братья Уткины, родившиеся от И. С. Уткина, тоже попали в Академию и оба стали архитекторами.

Сам Уткин в числе лучших учеников окончил гравировальный класс Воспитательного училища, получил «аттестат со шпагою» и был оставлен на три года при Академии художеств для выполнения задания на золотую медаль, которую он и получил за исполнение гравюры «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» по картине А. Р. Менгса.

Гравированию Уткин учился у знаменитого тогда И. С. Клаубера, члена Парижской академии художеств, двадцать лет преподававшего в России. Золотая медаль академии за программную работу давала право на пенсионерскую поездку за границу. Уткин был направлен в Париж в мастерскую известного гравера Ш. Бервика.

В Париже Уткин поселился в доме Анны Семеновны Муравьевой-Апостол, жены русского посла в Испании И. М. Муравьева-Апостола. Анна Семеновна была просвещенной и образованной женщиной, переводчицей. (Она перевела с французского сочинение «Урок матерям», пользовавшееся в то время известностью). Анна Семеновна переехала из Мадрида в Париж, чтобы дать своим сыновьям – Матвею и Сергею – самое передовое европейское образование, которое потом привело их в масонские ложи – и старшего – Матвея – на каторгу в Сибирь, а младшего на эшафот.

Уткин был сводным троюродным братом Матвея и Сергея, они восторгались его происхождением из простого крепостного сословия, талантом и успехами. Уткин дружил с братьями и впоследствии тоже стал членом нескольких масонских лож. Он наладил хорошие отношения с русскими послами в Париже – графом П. А. Толстым и сменившим его князем А. Б. Куракиным, крупным деятелем русского масонства, а также известным масоном и меценатом, секретарем посольства князем Г. И. Гагариным.

Н. И. Уткин. Художник В. А. Тропинин

Н. И. Уткин. Портрет М. Н. Муравьева. С оригинала Ж. Л. Монье

Н. И. Уткин. Портрет М. Н. Муравьева. С оригинала Ж.-Л. Монье

Михаил Никитич Муравьев – отец Уткина. Императрица Екатерина I пригласила его в качестве воспитателя к своим внукам – великим князьям Александру и Константину Павловичам, которым он преподавал «русскую историю и словесность и нравственную философию». После восшествия на престол императора Александра II Муравьев был товарищем министра народного просвещения, попечителем Московского университета, членом нескольких масонских лож, дослужился до генерал-майора, стал тайным советником и сенатором. Писал стихи, басни, оды. Сотрудничал с Н. М. Карамзиным, издавал журнал «Московские Ученые Ведомости».

Женился на баронессе Е. Ф. Колокольцевой. Законные сыновья их – Никита (упоминаемый А. С. Пушкиным в романе Евгений Онегин) и Александр после неудачной попытки государственного переворота 1825 года были осуждены на двадцать лет каторги в Сибирь.

Князь Гагарин помогал Уткину получать выгодные заказы, что позволяло ему хорошо зарабатывать, так как прожить в Париже на одну пенсию Академии художеств было трудно. Послы содействовали Уткину в хлопотах о продлении срока пребывания в Париже. В результате Академия оплатила Уткину дополнительно к обычным трем годам пенсионерства еще один год, а потом разрешила оставаться во Франции без содержания, и Уткин жил на ежегодное пособие, которое выделял ему князь Куракин. Уткин обучал рисованию сына князя и гравировал портрет Куракина.

В Париже Уткин прославился исполнением гравюры с картины Доминикино «Эней, спасающий своего отца Анхиза из горящей Трои». Сам Наполеон на выставке обратил внимание на гравюру Уткина и выразил восхищение мастерством русского гравера. Парижская академия искусств удостоила Уткина за эту работу золотой медали, а Петербургская академия художеств произвела в звание «назначенного в академики». Императору Александру I рассказали о похвале Наполеона, и он пожаловал Уткину бриллиантовый перстень.

Когда началась Отечественная война 1812 года, Уткин не успел покинуть Париж. Сначала он считался «напоруках» у Ш. Бервика. Потом, после разгрома Наполеона в России, его арестовали и отправили в замок Оссонь в Бургундии. После взятия русскими войсками Парижа, Уткина освободили. Он в технике сепии исполнил портрет императора Александра I и получил возможность вместе с его свитой посетить Лондон, где познакомился с новомодным тогда способом литографирования и создал литографию «Портрет князя Д. П. Пожарского».

В Петербург Уткин вернулся в 1814 году. Первое время он жил в доме сводных братьев Муравьевых-Апостолов, пока не получил казенную квартиру в здании Академии художеств. Уткин состоял в нескольких масонских ложах, но в подготовке попытки декабрьского антигосударственного переворота 1825 года участия не принимал и связанные с ним события не отразились на его судьбе.

В 1816 году Уткин получил звание профессора Академии художеств и после смерти своего первого учителя И. С. Клауберга в 1817 году был назначен руководителем гравировального класса академии.

В 1818 году Уткина избрали советником Академии художеств. Он получил звание профессора и придворного гравера и еще один бриллиантовый перстень от императора Александра I, а перед этим в 1817 году его сделали хранителем эстампов Эрмитажа и хранителем музея Академии художеств. Позже Уткин был избран членом Стокгольмской (Шведской королевской) академии художеств и членом Антверпенской и Дрезденской академий. Уткин поддерживал связь со многими знаменитыми европейскими граверами, несколько раз ездил за границу. Работы Уткина выставлялись на выставках в Париже.

В 1860 году Уткин уволился от службы с пенсионом полного оклада жалованья и предоставлением ему титула почетного хранителя эстампов Эрмитажа. Позже он получил звание статского советника – чин пятого класса Табеля о рангах, – дававшее право на потомственное дворянство.

Преподавательской деятельностью Уткин занимался до конца своих дней. Самые известные его ученики – граверы Е. И. Гейтман и Ф. И. Иордан. Часть своей уникальной коллекции гравер Уткин завещал Эрмитажу и Московскому училищу живописи и ваяния.

Гравюры Уткина пользовались огромным успехом. Оттиски с его гравюр продавались необычно большими для того времени тиражами.

Уткин обладал талантом художника-портретиста (он написал акварельные портреты поэта К. Н. Батюшкова, своих сводных братьев Муравьевых-Апостолов, их друзей и – по гравюре – А. В. Суворова). Гравюры Уткина не просто копии с портретов того или иного художника. Это авторские варианты этих портретов в стиле гравюры. Именно по изображениям, созданным Уткиным, современники и их потомки представляли себе внешний облик А. В. Суворова, Н. М. Карамзина, А. А. Аракчеева, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, А. С. Шишкова, Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова.

Уткин был близок с художником О. А. Кипренским, нарисовавшим его карандашный портрет, дружил с В. А. Тропининым, написавшим несколько его портретов. А. С. Пушкин и Г. Р. Державин обращались к нему с просьбами гравировать иллюстрации к их сочинениям. Уткин был знаком почти со всеми выдающимися и известными людьми своего времени. Зарабатывая немалые деньги, он всю жизнь поддерживал своих многочисленных родственников.

Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Н. И. Уткин. Портрет Е. С. Семеновой. С оригинала О. А. Кипренского и Н. И. Уткина

Н. И. Уткин. Портрет М. В. Ломоносова. С оригинала Л. С. Миропольского. Гравюра была выполнена в 1834 году по заказу Российской академии для Трехтомного собрания сочинений Ломоносова

Н. И. Уткин. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне. С оригинала А. Р. Менгса. За эту гравюру Уткин получил золотую медаль Академии художеств и право на заграничную поездку в Париж. Он исполнил ее по собственному рисунку и работал над ней два года

Н. И. Уткин. Портрет И. Д. Якушкина

Н. И. Уткин. Портрет И. Д. Якушкина

Якушкин был другом сводных братьев Уткина. Он участвовал в попытке государственного переворота 1825 года. По планам заговорщиков Якушкин должен был убить царя. А. С. Пушкин упомянул его в романе «Евгений Онегин». Якушкин был впоследствии осужден на двадцать лет каторги в Сибирь.

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены сей семьи

У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи.

……………………………………

Друг Марса, Вакха и Венеры,

Тут Лунин дерзко предлагал

Свои решительные меры

И вдохновенно бормотал.

Читал свои Ноэли Пушкин,

Меланхолический Якушкин,

Казалось, молча обнажал

Цареубийственный кинжал.

Одну Россию в мире видя,

Преследуя свой идеал,

Хромой Тургенев им внимал

И, плети рабства ненавидя,

Предвидел в сей толпе дворян

Освободителей крестьян.

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Грибоедова. С миниатюры неизвестного художника

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Грибоедова с миниатюры неизвестного художника

Гравюра выполнена Уткиным в 1829 году, уже после того, как Грибоедов погиб. Гравюру заказал друг Грибоедова Ф. В. Булгарин для своей статьи о Грибоедове.

Н. И. Уткин. Портрет C. И. Муравьева-Апостола

Н. И. Уткин. Портрет C. И. Муравьева-Апостола

Сергей Иванович Муравьев-Апостол – сводный троюродный брат Уткина. Был казнен по делу о попытке государственного переворота 1825 года.

Н. И. Уткин. Портрет князя Д. М. Пожарского

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина с оригинала О. А. Кипренского

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина. С оригинала О. А. Кипренского

Портрет А. С. Пушкина Кипренский писал для одного из самых близких друзей поэта – барона А. А. Дельвига. Дельвиг заказал эту гравюру Уткина для своего альманаха «Северные цветы», в котором печатались главы «Евгения Онегина». Потом оттиск на китайской шелковой бумаге гравированного Уткиным портрета Пушкина продавался в книжных лавках по 25 рублей за экземпляр – очень большие деньги в то время. Гравюра очень нравилась и самому Пушкину. Он поместил ее во второе издание поэмы «Руслан и Людмила». С. Л. Пушкин, отец поэта, писал, что это самое лучшее изображение А. С. Пушкина.

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои, с оригинала Доминикино

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои. С оригинала Доминикино

Эней – сын Анхиза, царя племени дарданов, живших по соседству с Троей. Анхиз был возлюбленным богини Афродиты, которая и родила Энея. Во время троянской войны Эней сражался на стороне троянцев, так как греки разграбили его владения. Богиня Афродита после падения Трои помогла Энею спастись вместе с его сыном Юлом, женой Креусой и стариком-отцом Анхизом, которые и изображены на картине. Эней добрался до Италии, где его потомки потом основали город Рим. Энея римляне считали своим прародителем. Гай Юлий Цезарь возводил свой род прямо к Юлу, сыну Энея. Приключениям Энея посвящена эпическая поэма Вергилия «Энеида».

Н. И. Уткин. Портрет М. И. Муравьева-Апостола. Матвей Иванович Муравьев-Апостол – сводный троюродный брат Уткина. Был приговорен к двадцати годам каторги в Сибири за участие в попытке государственного переворота 1825 года

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков происходил из древнего знатного дворянского рода и был племянником отца Уткина – М. Н. Муравьева. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и взятии Парижа, служил адъютантом знаменитого генерала Н. Н. Раевского. В 1817 году опубликовал «Опыты в стихах и прозе». По мнению Г. Р. Державина, А. В. Жуковского, Н. М. Карамзина, он стал надеждой будущей русской поэзии. Но в 1822 году Батюшков сошел с ума. Согласно одной, основанной только на светских домыслах легенде, это произошло потому, что Батюшков осознал, что А. С. Пушкин превосходит его как поэт. Оба они были членами общества «Арзамас». Пушкин дружески относился к Батюшкову и называл его своим учителем. В ранних стихах Пушкина заметно влияние Батюшкова. Когда он сошел с ума, Пушкин посетил его, уже больного, и под впечатлением от этой встречи написал стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

* * *

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним

Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня

На воле, как бы резво я

Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,

И я б глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса;

И силен, волен был бы я,

Как вихорь, роющий поля,

Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,

И страшен будешь как чума,

Как раз тебя запрут,

Посадят на цепь дурака

И сквозь решетку как зверька

Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой дубров —

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков.

По другим сведениям, Батюшков сошел с ума от несчастной любви. Он влюблялся два раза и оба раза безответно. Первый раз в девицу Мюгель – дочь хозяина дома в Риге, в котором Батюшков лечился после ранения, второй раз в Анну Федоровну Фурман, воспитывавшуюся в семье президента Академии художеств А. Н. Оленина.

Умер Батюшков после тридцатилетних мучений в Вологде и там же похоронен.

Н. И. Уткин. Медальон «Освобождение Москвы». С оригинала графа Ф. П. Толстого. Уткин выполнил серию гравюр с медальонов Толстого для альбома, выпущенного Российской академией в 1818 году

Н. И. Уткин. Портрет князя А. В. Суворова. С оригинала И. Г. Шмидта. Портрет Суворова Уткин написал в 1816 году акварелью. В 1818 году он создал на его основе одну из своих самых знаменитых гравюр

Н. И. Уткин. Портрет князя А. Б. Куракина

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Согласно легенде, гравюра была заказана Уткину президентом Академии художеств А. Н. Олениным, которому нужно было просить Аракчеева о какой-то помощи для Академии. Аракчееву очень понравилась гравюра, и он пригласил Уткина на обед, а после обеда сказал ему, что он может попросить у него все, что пожелает. Уткин так растерялся, что не нашелся и ничего не попросил у всесильного временщика.

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека. Этот портрет Уткин гравировал по заказу книгоиздателей Слениных для «Истории государства Российского» Карамзина.

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II с оригинала В. Л. Боровиковского

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II. С оригинала В. Л. Боровиковского

Эту гравюру Уткину заказал Н. П. Румянцев в память о своем отце фельдмаршале П. А. Румянцеве-Задунайском, обелиск в честь побед которого виден в глубине Царскосельского парка. Гравюра была очень популярна, она имелась и у А. С. Пушкина. Согласно легенде, именно это изображение Екатерины II помогло Пушкину, когда он писал сцену встречи Маши Мироновой с императрицей в романе «Капитанская дочка». За эту гравюру Уткина избрали членом Антверпенской и Дрезденской академий. За нее он получил золотую медаль Саксонского короля.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта