Прянишников Илларион. Картины и биография. Pryanishnikov Illarion. Илларион прянишников картины
Прянишников Илларион Михайлович – русский художник-передвижник
Галерея картин русского художника-передвижника Прянишникова Иллариона Михайловича.
Дегустаторы (1860-е гг.)
Любитель (1860-е гг.)
Чтение письма в овощной лавочке (1864 г.)
Шутники (Гостиный двор) (1865 г.)
Кавалерисйская атака
Казачий разъезд
Погорельцы (1871 г.)
Порожняки (1872 г.)
Эпизод из войны 1812 года (1874 г.)
Аллегория музыки
На Лысой горе
Жестокие романсы (1881 г.)
На тяге (1881 г.)
Охота пуще неволи (1882 г.)
Конец охоты (1884 г.)
Ночные рыболовы
Охотник в лесу зимой
Калики перехожие (1870 г.)
Сельский праздник (1870 г.)
Портрет В.Ф. Белюстина (1870-е гг.)
Портрет М.Г. Белюстиной (1870-е гг.)
Порубка (1874 г.)
Пряха (1878 г.)
Татарин (1880 г.)
Дети на рыбалке (1882 г.)
Воробьи, ребята на изгороди (1883 г.)
Маковский Владимир Егорович (1883 г.)
Церковный староста (1885 г.)
Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии (1887-1890 гг.)
В засаде
Задворки
Крестьянин с рогатиной на плече
Возвращение с ярмарки (1883 г.)
Спасов день на севере (1887 г.)
Общий жертвенный котел в престольный праздник (1888 г.)
В мастерской художника (1890 г.)
В ожидании шафера (1891 г.)
Крестный ход (1893 г.)
Пасха
Качественное изготовление бронзовых скульптур на ArtVivo. Здесь можно приобрести бюст из бронзы для своего дома или сада. Большой выбор на любой вкус.
Сейчас также смотрят:
art-assorty.ru
Прянишников Илларион Михайлович — русский художник
Русский художник Прянишников Илларион Михайлович . Автор картин: В 1812 году; В мастерской художника; Возвращение с ярмарки; Воробьи; Жестокие романсы; и многих других.
Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)
Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.
Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.
Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.
Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.
В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.
Картины художника
В 1812 году
В мастерской художника
Возвращение с ярмарки
Воробьи
Жестокие романсы
Задворки
Крестный ход
Охота пуще неволи
Погорельцы
Порожняки
Спасов день на Севере
Чтение письма в мелочной лавке
Шутник, торговые ряды в Москве
wearts.ru
Прянишников Илларион Михайлович - Каталог картин. Биография. Цены
Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.
Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.
Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.
Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.
В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.
Одним из наиболее последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок был Илларион Михайлович Прянишников. Его картины были созвучны главной идее передвижничества в жанровой живописи — создавать произведения, которые отражали бы проблемы, волнующие российское общество.В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856—1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: Мальчик-коробейник (1864), Чтение письма в мелочной лавке (1864), Шутники. Гостиный двор в Москве (1865). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку, и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.
Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки», изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу.Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И.М. Прянишникова — истинные герои войны с французами. В середине 1870-х Прянишников участвует в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вся его жизнь и творчество — пример верности установленному в молодости нравственному кредо.
Прянишников Илларион Михайлович
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
В казино был - Прянишников Илларион Илларион
художник
Родился Илларион Прянишников под Калугой в семье мелкого провинциального купца. У мальчика рано обнаружились способности к рисованию и, несмотря на недовольство отца, старавшегося привлечь сына к семейному торговому делу, в 1856 году Прянишников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы у него завязались теплые дружеские отношения с В.Г. Перовым, работы которого оказали огромное влияние на Прянишникова и во многом определили его будущий творческий путь. С 1873 года и практически до конца жизни Илларион Михайлович Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками были А.Архипов, К. Коровин, К. Лебедев, Н. Богданов-Бельский и другие. Несмотря на собственную бедность, многим своим ученикам он помогал материально: оплачивал жилье, покупал краски, подкармливал… - Скончался и был похоронен Илларион Михайлович Прянишников в Москве – своем любимом городе, о котором писал: «Где вы найдете в России такие типы – и мелкого торговца, и мелкого чиновника, и богатого купца, а при этом разных салопниц, кумушек, свах, а не то русского фабричного люда или отпетой бродячей вольницы, какую вы встретите на Хитровом рынке и по всем трущобам, каких в Москве видимо-невидимо».
произведение
Илларион Михайлович Прянишников - последовательный передвижник, обращающий внимание на проблемы общества. Художник был большим поклонником театра, любил творчество А.Н. Островского и может оттого многие его картины напоминают театральные сцены, в которых неразрывно связаны сатира и драма. В картине «В казино был» разворачивается целая история семейной драмы, которую зритель может домыслить, представить, что было ранее, что будет потом…
детали
Картина «В казино был» - нечто вроде маленькой живописной новеллы, рассказывающей о банальном семейном конфликте. О незатейливой, обыденной жизни - говорят подробные детали. Незадачливый проигравшийся чиновник нелепо примостился на краешке разобранной супружеской постели в неснятом еще фраке, его цилиндр съехал на затылок, а лицо раскраснелось. Неуверенными, дрожащими пальцами он старается зажечь сигарету и во время тщетных попыток рассыпал спички по измятому ковру. Около героя, молча застыв у детской колыбели, с укором стоит молодая жена. Все в этой сцене выражает тревогу и безысходность. Обстоятельно переданные подробности интерьера меблированной комнаты и домашнего быта только усиливают этот эффект. Тусклый, серый, холодный колорит вторит общему подавленному настроению картины.
Ксения Баданина, филолог
в других музеях
www.histories.artmnt.ru
Прянишников, Илларион Михайлович - это... Что такое Прянишников, Илларион Михайлович?
«Спасов день на себере». 1887. Масло «Крестный ход». 1893. МаслоИлларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников.
Биография
Илларион Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово (нынешняя Калужская область), Российская империя, в купеческой семье.
Прянишников Мартын Михайлович (по данным на 1858 г.), начальник клинской станции Николаевской ж./д., жалования 400 руб., коллежский асессор с 1856[1] г. (имел знак отличия за XV л. непорочной службы в 1855 г.)- возможно, брат[2].
С 1856 по 1866 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Сорокин и Зарянко. Как живописец испытал также сильное влияние Перова.
В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.
С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.
С самого начала существования Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки он стал бессменным членом правления Товарищества. Жил преимущественно в Москве, однако ездил на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Илларион Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 год в Москве.
Произведения
В 1812 году- «Мальчик-коробейник» (1860-е),
- «Чтение письма в мелочной лавке» (1860-е),
- «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, ГТГ)
- «Погорельцы» (1871),
- «В 1812 году» (1874, ГТГ)
- «Порожняки» (1871, Харьковский художественный музей, вариант 1872 г. — в ГТГ)
- «Жестокие романсы» (1881),
- «Охота пуще неволи» (1881),
- «Дети на рыбалке» (1882), Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова.
- «Возвращение с ярмарки» (1883),
- «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ),
- «В мастерской художника» (1890),
- «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1888, Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов).
- «В ожидании шафера» (1891). Серпуховский историко-художественный музей
Картины, находившиеся в доме брата Сергея Михайловича в Лальске, и в 1918 году переданные в Великоустюжский музей:
- «Портрет брата»,
- «Портрет жены брата»,
- «Гостья»,
- «Вид фабрики Сумкина»,
- «Ярмарка в Лальске».
Другие картины «лальского» цикла:
- «В засаде» (1881 г.),
- «Ребятишки на изгороди» («Воробьи»),
- «Конец охоты» (1884 г.),
- «Крестный ход» (1893 г.),
- «Базар в Лальске»,
- «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии»,
- «Церковный староста»,
- «Дьячок»,
- «У тихой пристани»,
- «В провинции».
Литература
- Горина Т. Н., И. М. Прянишников, М., 1958.
Ссылки
Примечания
- ↑ Список гражданским чинам 8 кл. СПб. 1858. С.1994.
- ↑ Список гражданских чинов 8 класса. СПб. 1858. С.1994.
biograf.academic.ru
Прянишников Илларион. Картины и биография. Pryanishnikov Illarion. Шедевры литературы
Прянишников Илларион Картины и биография Иллариона Прянишникова Прянишников Илларион Михайлович [20.3(1.4). 1840, село Тимашово, ныне Калужская области, - 12(24).3.1894, Москва], русский художник-жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (18-1866) у Е. С.
Сорокина и С. К. Зарянко. Уже в первых работах начала 1860-х ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники.
Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва).
Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения."Жестокие романсы" 1881 Третьяковская галерея, Москва "Конец охоты" 1884 Третьяковская галерея, Москва Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В.
Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.
В 1893 Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. "Шутники" 1865"Порожняки" 1872"В 1812 году" 1874"Крестный ход" 1893 Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
www.nitpa.org
Прянишников Илларион Михайлович - Биография :: Артпоиск
Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое воздействие В.Г. Перова.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, — "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865) — сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874).
Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х).
А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения. Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.
Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев — С.В. Иванова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, В.К. Бялыницкого-Бирули и других. В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова — "Крестный ход" — осталась незаконченной из-за смерти автора.
artpoisk.info