Алексей ТЕРЕХОВ. В честь Чесменского сражения. Чесменское сражение картина
Чесменский бой картина Айвазовского
«Чесменский бой» — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900 гг). Полное название картины «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года». Картина была написана в 1848 году. Холст, масло. Размеры: 193 × 183 см. В настоящее время находится в картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия.
Картина Айвазовского «Чесменский бой» рассказывает о победе русского военного флота в Чесменском бою, который происходил 25-26 июня 1770 года. Тогда российский флот сразился в Чесменской бухте с турецким флотом. В результате морского сражения русский флот вышел победителем. В честь этого события установлен праздник «День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении», который считается Днём воинской славы России и отмечается 7 июля.
Иван Айвазовский нередко уделял внимание на своих картинах именно батальным жанрам. В том, что касается изображения морей, кораблей, сражений, ураганов и бурь Айвазовскому просто нет равных. Взявшись за работу над изображением исторического события Чесменского боя, Айвазовский создал настоящий шедевр, который сегодня считается одной из «визитных карточек» живописца.
На картине представлен разгар боя между русским и турецким флотом. События происходят ночью. На заднем плане горят корабли, окрашивая воздух и всё пространство в красные оттенки. Небо заволокло густым дымом. На переднем плане в правой части картины Айвазовский изобразил 66-пушечный линейный корабль русского флота «Три иерарха», который участвовал в том самом сражении. К нему подходит шлюпка, на которой находится экипаж брандера Д. С. Ильина (герой Чесменского морского сражения). На переднем плане в левой части картины художник изобразил останки турецкого корабля и турецких моряков, которые цепляются за обломки своего судна.
Картина «Чесменский бой» Айвазовский
Частная детская клиника в центре Мюнхена. Заходите на сайт клиники http://m1-privatklinik.ru, чтобы узнать все подробности. Лечение детей в Германии по многим направлениям.
Сейчас также смотрят:
art-assorty.ru
Чесменский бой (1770) - Русская историческая библиотека
Во время русско-турецкой войны 1768-1774 Чесма (Чесме) была городком с цитаделью на западном берегу Малой Азии, против острова Хиоса. В заливе, при котором стоит Чесма, происходил в 1770 году знаменитый Чесменский бой – часть Архипелагской экспедиции 1769-1774.
Незадолго до этого произошло соединение двух русских эскадр: адмирала Спиридова, бывшей в Архипелаге и раньше, и контр-адмирала Эльфинстона, только что пришедшей туда из России. Главнокомандующим стал граф Алексей Григорьевич Орлов, который поднял кейзер-флаг на корабле «Трёх Иерархов» (командир – бригадир С. К. Грейг), и соединил свой флот 15 июня у острова Пароса. Турецкая эскадра вышла отсюда лишь за три дня до этого и направилась к северу – как полагали, в Дарданеллы. Граф Орлов, боясь упустить противника, поспешил за ним в намерении нанести ему поражение.
Чесменское сражение. Видеофильм
Русский флот состоял из девяти кораблей (все 66-пушечные, кроме 84-пушечного «Святослава»), трех фрегатов (один 36-ти и два 32-пушечных), одного 10-пушечного бомбардирского корабля и семнадцати легких судов. Увидев 23 июня неприятельский флот на якоре за островом Хиос, наш флот, с утра 24 июня (5 июля) 1770 года, с тихим попутным ветром вошел с севера в Хиосский канал, отделяющий упомянутый остров от берега Анатолии. Вдоль этого берега и близ него, к северу от Чесменского залива, стояла на якорях в две линии турецкая эскадра. Её составляли 16 кораблей (из них шесть от 80 до 90-пушечных, а прочие, как и русские, 66-пушечные), 6 фрегатов и до 60 мелких судов и транспортов. Главнокомандующий, капитан-паша Гассан-эд-Дин, находился на берегу в лагере, а флотом в тот момент начальствовал отважный алжирец Гассан-Бей, который говорил, что надо сцепляться с неприятельскими кораблями и вместе с ними взлетать на воздух. Но так как корабли его стояли на якоре и не могли следовать этому правилу, тогда как русские, бывшие под парусами, завладели инициативой в битве.
Громадность сил неприятеля вначале поразила графа Орлова. Но, твердо надеясь на Бога и на храбрость своих подчиненных, он, по совету с флагманами и капитанами, решил атаковать турецкий флот. Орлов приказал изготовить шпринги (соединённые якорями тросы, которые удерживают корабль в заданном положении), на случай, если придется стать на якорь против неприятеля. Построив линию баталии, Орлов двинулся на турок в следующем порядке:
Авангард: Корабли «Европа» (капитан Клокачев), «Евстафий» (капитан Круз, адмирал Спиридов), «Трёх Святителей» (капитан Хметевский).
Кордебаталия: «Януарий» (капитан Борисов), «Трех Иерархов» (бригадир Грейг, граф Алексей Орлов), «Ростислав» (капитан Лупандин).
Арьергард: «Не тронь Меня» (капитан Бешенцов), «Святослав» (капитан Роксбург, адмирал Эльфинстон), «Саратов» (капитан Поливанов).
Перед полднем корабль «Европа», приведя на левый галс (т. е. став левым бортом к ветру), открыл огонь по передовому неприятельскому кораблю, на котором был флаг главнокомандующего. Но вскоре, по настоянию лоцмана, угрожавшего близостью мели, он повернул на правый галс, уступив место следовавшему за ним кораблю «Евстафий»[1]. Так около полудня 24 июня начался Чесменский бой и продолжался часов до двух дня. Шесть русских кораблей, составлявшие авангард и кордебаталию, успешно действовали против первых от входа неприятельских. Но три корабля нашего арьергарда только перед концом битвы приблизились к неприятелю и палили издалека.
Ветер во время сражения совсем стих. Корабль «Евстафий» был в самом сильном огне. Против него действовали три судна, а он сосредоточил огонь свой на корабле турецкого главнокомандующего, сблизился с ним на ружейный выстрел и, лишившись управления от множества повреждений в рангоуте и парусах, налетел на этот корабль, так что между их экипажами завязался рукопашный бой. Вскоре корабль капитана-паши загорелся. Тогда адмирал Спиридов и генерал граф Федор Григорьевич Орлов, начальствовавший десантными войсками на флоте, съехали с корабля «Евстафий» на пакетбот «Почтальон». В то же время с русского флота посланы были к кораблю «Евстафий» на помощь гребные суда. Турки, с горящего корабля бросались на наш. Сеча продолжалась и наконец грот-мачта турецкого корабля, подгорев, упала на «Евстафий». Искры попали в крют-камеру, и корабль наш взлетел на воздух. За ним взорвался и турецкий. При этом несчастии погибло с «Евстафием» от 508 до 628 русских моряков, в том числе от 30 до 35 офицеров (так разнятся современные и официальные показания). Турецкие суда, обрубая канаты, поставили паруса и бежали к югу в Чесменскую бухту. Русский флот, имея повреждения, не преследовал неприятеля, укрывшегося в глубине бухты, но перешел ко входу в нее и стал на якорь.
Чесменский бой 1770. План
На военном совете после этого боя положено было атаковать и истребить неприятельский флот, для чего бригадиру Ганнибалу (генерал-фельдцейхмейстеру флота) поручено было изготовить четыре брандера. Бомбардирский корабль, поставленный впереди нашего флота, бросал бомбы в неприятельский. К утру следующего дня, 25 июня (6 июля) 1770, русский флот стоял перед устьем Чесменской бухты полукружием, на расстоянии одного кабельтова или ста сажен корабль от корабля, а турки на флангах нашей линии построили батареи и укрепились в своей позиции, имея четыре корабля впереди в линии. За ними вся масса их судов стояла под самым берегом.
К вечеру 25 июня готовы были брандеры, поступившие в отряд капитана бригадирского ранга Грейга. Он был назначен для атаки турецкого флота и состоял из четырех кораблей, двух фрегатов и одного бомбардирского корабля. Тихий северный ветер и лунная ночь благоприятствовали предположенной атаке, и в половине первого часа ночи на 26 июня (7 июля) 1770 корабль «Европа» стал уже на шпринг против неприятеля и открыл пальбу. С полчаса он выдерживал ее один, пока не подошли прочие суда упомянутого отряда, и Чесменское сражение продолжилось. Вскоре загорелся один турецкий корабль, за ним и другой; тогда, по сигналу, были пущены брандеры. Три из них не имели успеха, а четвертый – под командой лейтенанта Ильина, сцепился с большим турецким кораблем и был зажжен.
Следствием был взрыв этого корабля. Затем последовал и общий пожар неприятельского флота, продолжавшийся с 3 часов ночи до 9 часов утра. Турецкие суда взлетали на воздух одно за другим, так что русские успели спасти от огня только один 60-пушечный корабль «Родос» и пять галер. 14 кораблей, 6 фрегатов и более полусотни турецких судов сгорело. Трофеями победителей Чесменского боя, кроме корабля и пяти галер, были 22 медных орудия 24-х и 30-фунтовых калибров, взятые с северной батареи, и еще несколько орудий, поднятых у берега, а также оставленных турками в Чесме, откуда они ушли в Смирну (Измир). Занятие Чесмы не представляло никаких выгод, и это место было оставлено, а богатый город не взят, по причине свирепствовавшей в нём чумы.
Чесменский бой. Картина И. К. Айвазовского, 1848
Урон наш в обоих Чесменских боях, кроме потери корабля «Евстафий» с экипажем, составлял несколько более 50 человек убитыми и тяжелоранеными. Всему русскому флоту после этой блестящей победы было объявлено монаршее благоволение, выдано не в зачёт годовое жалованье и следуемые по морскому уставу призовые деньги. В память боя при Чесме была выбита медаль с портретом Екатерины II на одной стороне и с горящим турецким флотом, на другой, под лаконическою надписью «Был». Серебряные медали эти все участники Чесменского боя носили на голубой ленте, в петлице.
Победа русских была полной. Турецкий флот был истреблен весь; остались только два корабля, не бывшие в деле. Русские приобрели господство в эгейском Архипелаге, ограничившись однако лишь слабой блокадой Дарданелл и безуспешной осадой крепости Пеларо на западном берегу Лемноса. В начале сентября 80-пушечный корабль «Святослав», бывший под флагом адмирала Эльфинстона, потерпел крушение на восточном рифе острова Лемноса, что еще более ослабило блокаду Дарданелл, порученную после Эльфинстона контр-адмиралу Грейгу. Между тем в Константинополе прошел страх, распространившийся после Чесменского сражения, когда турки ждали даже прибытия победоносного русского флота к стенам своей столицы. По позднему времени года граф Орлов соединил все суда своей эскадры в порте Ауза на северном берегу острова Парос, и этим окончилась морская кампания 1770 года.
[1] В собственноручном журнале адмирала Грейга сказано, что корабль «Европа» с приближением к нему корабля «Евстафий» сзади вынужден был отойти вперед и, лишась из-за этого сопротивника, поворотил на другой галс, спустился и снова занял место в линии за кораблем «Ростислав».
rushist.com
Алексей ТЕРЕХОВ. В честь Чесменского сражения
Чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков, в России всегда отмечались победы русского оружия над врагами Отечества. В современной России эту лучшую традицию возрождает Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В нем особо подчеркивается, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. В Федеральном законе указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны, и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
В июле 2012 г. президент РФ В.В. Путин подписал поправки в закон, которые дополнили перечень дней воинской славы датой 7 июля – днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Большой вклад в увековечивание этой памятной даты внесли администрация и жители уникального Чесменского района Челябинской области. Район является единственным в России, названным в честь морской битвы.
Чесменское сражение является грандиозным морским боем блестящей эпохи парусного флота ХVIII в. Оно произошло 26 июня (7 июля) 1770 г. во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. в бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря.
Общее командование сухопутными и морскими силами осуществлялось графом А.Г. Орловым.
Русский флот под командованием адмиралов Г.А. Спиридова и С.К. Грейга блокировал турецкий флот в бухте Чесма (Чешме) на побережье Малой Азии и уничтожил его, что обеспечило русскому флоту господство в Эгейском море и блокаду Дарданелл. Турки потеряли в сражении 10 000 человек, русские – 11 человек убитыми.
Адмирал Г.А. Спиридов сообщал об этой «морской виктории» императрице Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всем архипелаге господствующими».
Чесменский бой между русским и турецким флотами является одним из крупнейших сражений парусного флота.
В ХVIII в. сразу после Чесменского сражения стала увековечиваться память об этом грандиозном историческом событии.
Утверждают, что Чесменскую победу первыми прославили не художники и поэты, а петербургские модистки. Весьма авторитетный журнал «Модные ежемесячные сочинения» рекомендовал своим читательницам немедленно отказаться от шляпок, украшенных бантами и цветами. На смену устаревшим фасонам «Расцветающая приятность» и «Прелестная простота» пришли сооружения на голове немыслимых размеров, в центре которых возвышались модели кораблей.
Узнав о славной Чесменской победе, Екатерина II немедленно распорядилась построить в честь нее дворец. Его стали сооружать в том месте, где фельд-курьер вручил Екатерине II донесение о Чесменской победе: на левой стороне Большой Московской дороги, ведущей в Царское Село.
Финские крестьяне называли эту унылую петербургскую окраину Кикерикексен – лягушачье болото.
Поэтому дворец именовался сначала Кикерикексинским, но поскольку русский человек ни запомнить, ни выговорить такое слово был не в состоянии, то в память о великой морской победе его назвали Чесменским.
Чесменский дворец стал одним из первых личных дворцов Екатерины II, которая распорядилась построить его «в азиатском вкусе по образцу замков, находящихся на берегах Босфора и Дарданелл». Это единственное в Санкт-Петербурге здание, которое в плане представляет собой равносторонний треугольник.
Миниатюрный замок окружал ров с водой, через него был перекинут подъемный мостик, а поверху зубчатой башни ходил дозорный карлик. Екатерина II обожала такие экзотические забавы, а еще она была непревзойденной мастерицей политической пропаганды. В залах Чесменского дворца были представлены портреты всех правящих в 1775 г. европейских монархов. Таким образом Екатерина II подтверждала законность своего царствования.
После окончания строительства Чесменского дворца, вблизи него 6 июня 1777 г. в присутствии всего двора была заложена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи в память победы над турецким флотом при Чесме. На торжество Екатерина II пригласила шведского короля Густава III, напоминая ему о могуществе российского флота.
Церковь, как и дворец, возводили по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Ее строили с 1777 по 1780 гг. Она сооружена в псевдоготическом стиле. Розово-белые тона и вытянутые вверх 5 куполов очень живописны.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи больше известна под названием Чесменской.
Петербургский журналист Наталья Дементьева пишет: «Если бы во времена Екатерины II существовал кинематограф, она непременно распорядилась бы снять кинофильм о Чесменской победе, но поскольку до этого было еще далеко, императрица заказала известному немецкому маринисту Якобу Гаккерту картины, которые воспроизводили все этапы славного сражения. Художник в это время жил в Италии и, чтобы он мог достоверно изобразить уничтожение турецких кораблей, на рейде города Ливорно в присутствии огромной толпы зевак был взорван и затоплен русский фрегат «Святая Варвара»».
Всего известным немецким художником Якобом Филиппом Гаккертом было выполнено 12 картин, 6 из них посвящены непосредственно Чесменскому сражению. Самой известной картиной серии является полотно «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года».
В 1773 г. Я.Ф. Гаккерт завершил работу над картинами. Место для них было определено заранее. Им стал Аванзал Петергофского дворца. В 1779 г. крупные полотна (размер каждого 3,2 х 2,2 м) заняли в нем свое место.
Воплощая в жизнь свой план монументальной пропаганды, Екатерина II развернулась во всю мощь в своем любимом Царскосельском парке. Здесь была сооружена Чесменская колонна. Она возвышается над водами Большого пруда.
Дорическая колонна высотой 25 м, выполненная по проекту архитектора Антонио Ринальди из олонецкого мрамора, была установлена в 1776 г.
Прообразом памятника стали античные стены, украшенные отрубленными носами захваченных в плен кораблей. Орел на вершине колонны – не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменского сражения – графе А.Г. Орлове.
Колонна, созданная в память о Чесменской победе, определившей исход русско-турецкой войны, символизирует силу и славу русского флота.
О Чесменском сражении рассказал в своих стихах выдающийся российский поэт ХVIII века М.М. Херасков. Этому важному историческому событию он посвятил огромную поэму «Чесмесский бой». В ней есть такие строки:
...За что ни схватится, все гибнет и горит;
Огонь небесну твердь, пучину кровь багрит;
Подъемлют якори, от смерти убегают;
Тесняся, корабли друг друга зажигают.
Вопль, шум и томный крик пронзают горизонт,
Казалося, горит кругом земля и понт,
Как будто целый мир приближился к кончине,
Волнуется огонь и дым в морской пучине...
В ХIХ в. история Чесменского сражения вызывала интерес у государственных деятелей, писателей, художников.
По высочайшему повелению императора Николая I в 1830-х гг. началось заселение пустовавшего участка степи между Орской и Троицкой крепостями Оренбургской губернии. В 1842–1843 гг. эта территория получила наименование Новолинейного района. Под новые поселения было выбрано 32 удобных участка. Сначала они представляли собой посты-поселения и числились под номерами.
В конце 1843 г. вышло «Положение», подписанное оренбургским генерал-губернатором В.А. Обручевым, которое предписывало всем новым казачьим поселениям присвоить имена в память о событиях военной истории России.
Пост № 30 в 1843 г. был назван в честь победы русского флота в Чесменском сражении и стал именоваться поселок Чесменский. Так на карте Южного Урала впервые появилось нынешнее село Чесма.
Не обошёл своим вниманием события Чесменского сражения величайший поэт и писатель России А.С. Пушкин. Работая над своей родословной, А.С. Пушкин изучил биографию И.А. Ганнибала, которому он приходился внучатым племянником.
И.А. Ганнибал вошёл в российскую историю, как талантливый военачальник, генерал-аншеф. Он был старшим из одиннадцати детей «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала. Служил в морской артиллерии, участвовал во многих морских сражениях, проявив мужество, храбрость и изобретательность.
В июне 1770 г. принимал участие в Чесменском сражении, во время которого отличился при изготовлении брандеров и обстреле артиллерией турецкого флота. И.А. Ганнибалом были изготовлены 3 брандера, которые в ночь на 26 июня взорвали весь турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте.
А.С. Пушкин так написал о нём в стихотворении «Моя родословная»:
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин.
В ХIХ в. к теме Чесменского сражения обратился известный российский художник-маринист И.К. Айвазовский.
Романтическое мироощущение И.К. Айвазовского особенно ярко проявилось в серии, посвящённой истории военно-морского флота России. В ней он изобразил все важнейшие сражения русских моряков.
В 1846-1848 гг. И.К. Айвазовский создал целый ряд превосходных полотен, изображающих морские баталии. Среди них особое место занимает картина «Чесменский бой» (1848 г.).
Эта эффектная картина рассказывает зрителю о важнейшем сражении русско-турецкой войны 1768-1774 гг. – Чесменском морском бое.
На полотне изображён момент взрыва турецкого корабля. Сполохи пламени, клубы дыма, летящие вверх обломки написаны столь ярко, что всё это напоминает иллюминацию.
Турецкие моряки пытаются спастись на обломках корабля. Общая «красивость» группы указывает на «академические» истоки творчества И.К. Айвазовского.
К флагману русского флота приближается шлюпка с группой лейтенанта Д.С. Ильина, только что взорвавшего свой брандер.
Эта картина свидетельствует о том, что победы русских моряков всегда восхищали И.К. Айвазовского.
События Чесменского сражения не забылись и в сложных социокультурных условиях ХХ в. Они по-прежнему прочно сохранялись в памяти россиян.
На Южном Урале 18 января 1935 г. был образован Чесменский район Челябинской области. Он создавался за счет разукрупнения Троицкого, Варненского, Качкарского и Нагайбакского районов. Административным центром района является село Чесма.
Сегодня в районе насчитывается 32 населённых пункта, которые объединены в 12 сельских поселений.
На гербе Чесменского района изображена морская символика, отражающая историческое событие – Чесменское сражение 1770 г. между русской и турецкой эскадрами в Эгейском море.
Гордостью Чесменского района Челябинской области является историко-краеведческий музей имени А.Н. Беликова, где собраны уникальные экспонаты и проводится большая работа по патриотическому воспитанию жителей.
В Ленинграде в 60-е годы ХХ в. начались масштабные реставрационные работы Чесменской церкви по проекту архитектора А.П. Куликова. Были отремонтированы купола, укреплена кирпичная кладка, восстановлены утраченные элементы, отреставрированы интерьеры.
В декабре 1977 г. здесь открылся музей «Чесменская победа», являющийся филиалом Центрального Военно-морского музея. В экспозиции были представлены оружие, навигационные инструменты, обмундирование, боевые награды, флаги, картины и гравюры, иллюстрирующие эпизоды Чесменского сражения, уникальные модели кораблей. В 1994 году экспозиция «Чесменская победа» была переведена в Центральный Военно-морской музей.
1 июля 1994 г. здание Чесменского храма было возвращено Русской православной церкви. В настоящее время в церкви восстановлены иконостас и алтарь, возобновились регулярные богослужения.
В ХХ в. Чесменское сражение стало предметом серьёзного научного исследования выдающегося историка, академика АН СССР Е.В. Тарле. Им была подготовлена в 1945 г. солидная монография «Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769–1774 гг.».
Беллетризованную версию событий Чесменского сражения предложил известный писатель В.В. Шигин. В своих исторических романах «Чесменский бой» и «Чесменский гром» автор дает захватывающие описания зарождения и первых побед молодого Черноморского флота, действий Средиземноморской экспедиции русского флота в 1769-1774 гг., апогеем которой стала блестящая победа в сражении при Чесме.
События Чесменского сражения изобразил на своём полотне известный ленинградский художник А.М. Яковлев. Его диорама «Чесменское сражение» (160 м2) занимала центральное место в экспозиции музея «Чесменская победа». Она размещалась в средней апсиде.
Оригинальное произведение, посвященное Чесменскому сражению, создал писатель Л.Н. Асанов. Его повесть «Чесма» адресована прежде всего детям и юношеству. Повествование в книге ведется от имени героя Чесменского боя лейтенанта русского флота Д.С. Ильина. В ночь на 26 июня 1770 г. в разгар морского сражения в Чесменской бухте он, рискуя жизнью, подошел на зажигательном судне-брандере к вражескому кораблю и поджег его. Пожар перекинулся на другие суда, и к утру весь турецкий флот был уничтожен. Повесть заканчивается словами Д.С. Ильина, обращенными к молодому поколению: «А я из мрака ушедших лет, сквозь немоту забвения взываю к тебе: потомок мой, служи своей родине верно и беззаветно, гордись славными деяниями прадедов своих и приумножай их славу, чтоб из веков в века была наша страна изобильна, радостна и благодатна».
В июле 2006 г. в степном, отдалённом от морских берегов на тысячи километров Чесменском районе Челябинской области был открыт монумент, олицетворяющий силу и мощь России.
За основу памятника воинской славы была взята величественная Чесменская колонна, возведённая в Царском Селе Антонио Ринальди в 70-х годах ХVIII в. Современную колонну изготовили мастера местного предприятия ООО «Яшма». Она является уменьшенной в четыре раза копией Чесменской колонны, установленной в Царском Селе. Интересно, что южноуральский орел на колонне значительно отличается от первоисточника. Орел в селе Чесма восседает на вершине, торжественно распахнув широкие крылья.
Колонна установлена на невысоком холме, обнесенном барьером из искусственного камня с небольшими газонами по сторонам. У подножия композицию украшают макеты старинных пушек. К колонне ведут 10 красных ступеней. К ее подножию возлагают венки.
На протяжении нескольких веков в России сохраняется память о Чесменском сражении. Ему посвящены многочисленные произведения литературы и искусства, которые продолжают формировать патриотическое сознание граждан нашей страны. Очень важно и то, что мы, южноуральцы, также связаны с героическими страницами нашей истории. Именно здесь расположен уникальный Чесменский район Челябинской области, жители которого развивают лучшие традиции военно-морского флота.
moloko.ruspole.info
Чесменское сражение — Википедия РУ
После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от азовской флотилии (состоявшей тогда всего из 6 линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две русские эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Русский флот
Русский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль «Гром», 17—19 вспомогательных судов и транспортов.
Турецкий флот
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечный «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечный «Родос», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли стояли на якоре в Хиосском проливе на расстоянии 0,5 мили от берега, построеными в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой[2] или нет[3]. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.
24 июня (5 июля), бой в Хиосском проливе
После согласования плана действий русский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30[3]—11:45[2], с дистанции 3 кабельтова (560 м), российские корабли не отвечали, пока не приблизились к противнику для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил своё место, был поврежден и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
Выход «Европы» из строя привел к тому, что передовым кораблем российской эскадры стал «Св. Евстафий». На этот корабль был направлен огонь трех турецких линейных кораблей (в том числе флагмана османского флота «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши). «Св. Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры, до того как заметил на нём пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и «Бурдж-у-Зафер». Согласно Эльфинстону[источник не указан 549 дней], Спиридов и граф Фёдор Орлов (брат командующего) покинули «Св. Евстафия» ещё до ближнего боя. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
25—26 июня (6—7 июля), бой в Чесменской бухте
В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.
В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17:00 бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.
Европа, Ростислав и подошедший Не тронь меня образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, Саратов стоял в резерве, а Гром и фрегат Африка атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону[4]), в результате огня Грома и/или Не тронь меня один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Огонь быстро распространился на другие корабли в бухте.
Серебряная монета в 25 руб. 1996 г. с изображением Чесменского сражения и адмирала СпиридоваПосле взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale) туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону[4], расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie) сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный Родос. С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению Екатерины II, для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774—1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск в Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге.
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.
Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.
Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота (см. Чесма (броненосец)). По указу Николая II, Чесмой был назван населённый пункт, ныне село в Челябинской области (см. Чесма (село)).
Есть мыс Чесма в Анадырском заливе, назван в 1876 году экспедицией на клипере «Всадник».
В июле 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Одна из белых полос на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ России символизирует победу в Чесменском сражении (2 другие Гангутское и Синопское соответственно).
http-wikipediya.ru
Чесменское сражение
Чесменский бой 1770
Во время русско-турецкой войны русский флот разбил турецкий флот в Чесменской бухте. Чесменское морское сражение состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. Оно вошло в историю как одно из лучших морских сражений XVIII столетия.
Как все начиналось
Шла русско-турецкая война. 1768 год — Россией было отправлено несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, для отвлечения внимания турок от азовской флотилии (которая состояла тогда всего лишь из 6-ти линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две эскадры русских (под началом адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили неприятельский флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Силы сторон. Расстановка
Турецкий флот, под командованием Ибрагима-паши, имел двойное численное преимущество, перед русским флотом.
Русский флот: 9 линейных кораблей; 3 фрегата; 1 бомбардирский корабль; 17-19 вспомогательных судов; 6500 человек. Общее вооружение 740 орудий.
Турецкий флот: 16 линейных кораблей; 6 фрегатов; 6 шебек; 13 галер; 32 малых судна; 15000 человек. Общее число орудий более 1400.
Турки выстроили свои корабли в две дугообразные линии. В первой линии было 10 линейных кораблей, во второй — 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Малые суда располагались за второй линией. Расстановка флота было чрезвычайно тесной, полностью могли воспользоваться своей артиллерией только корабли первой линии. Хотя имеются разные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет.
Битва при Чесме. (Якоб Филипп Хакерт)
План сражения
Адмиралом Г. Спиридовым был предложен следующий план атаки. Линейные корабли, выстроенные в строй кильватера, воспользовавшись наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к турецким кораблям и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения судов первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. Таким образом, план предложенной адмиралом, основывался на принципах, которые не имели ничего общего с линейной тактикой западноевропейских флотов.
Вместо того что бы равномерно распределить силы по всей линии Спиридов предложил сосредоточить все корабли русской эскадры против части неприятельских сил. Это давало возможность русским уравнять свои силы с численно превосходящим флотом турок на направлении главного удара. Вместе с этим реализация этого плана была связана с известным риском, все дело в том, что при подходе на противника под прямым углом головной корабль русских до выхода на дистанцию артиллерийского залпа попадал под продольный огонь всей линии турецкого флота. Но Спиридов, учитывая высокую подготовку русских и слабую выучку турок, считал, что турецкому флоту не удастся причинить серьезного вреда русской эскадре в момент ее сближения.
Ход сражения
Битва в Хиосском проливе
24 июня, утро — русский флот вошел в Хиосский пролив. Головным шел корабль «Европа», за ним — «Евстафий», на котором находился флаг командующего авангардом адмирала Спиридова. Примерно в 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее намеченным планом атаки под всеми парусами подошла к южному краю турецкой линии, а потом, развернувшись, начал занимать позиции против турецких кораблей.Для быстрейшего выхода на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русский флот шел в сомкнутом строю.
Турецкие корабли открыли огонь около 11:30, с дистанции 3 кабельтова (560 м), российский флот не отвечали, пока не приблизился к туркам для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00 и, развернувшись влево, произвел мощный залп из всех орудий по заранее намеченным целям.
Несколько турецких кораблей были серьезно повреждены. Повреждения в рангоуте и парусах были получены и русскими кораблями «Европа», «Св. Евстафий», «Три Иерарха», то есть кораблями входившими в состав авангарда и первыми начавшими бой. После авангарда в битву вступили и корабли центра. Бой начал принимать чрезвычайно напряженный характер. В особенности сильным ударам подвергались флагманские корабли неприятеля. С одним из них, флагманом османского флота «Бурдж-у-Зафер», бой вел «Св. Евстафий». Русское судно причинило турецкому ряд серьезных повреждений, а потом пошло на абордаж.
В рукопашном бою на палубе турецкого корабля русские моряки проявили мужество и героизм. Ожесточенный абордажный бой на палубе «Бурдж-у-Зафера» закончился победой русских. В скором времени после захвата флагманского корабля турок на нем возник пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафия», тот взорвался. Спустя 10—15 мин. взорвался и турецкий флагман.
Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящее судно и перейти на другое. Гибель флагманского корабля «Бурдж-у-Зафера» окончательно нарушило управление турецким флотом. В 13 часов турки, не выдерживая атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно стали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой.
В результате первого этапа битвы, продолжавшейся около 2-х часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны; инициатива полностью перешла к русским.
Сражение в Чесменской бухте
25 июня — на военном совете у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении неприятельских судов в собственной базе. Учитывая скученность турецких кораблей, которая исключала для них возможность маневра, Спиридов предложил уничтожить вражеский флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, при этом основной удар должна была нанести артиллерия.
Для атаки неприятеля 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под началом младшего флагмана С. К. Грейга в составе 4-х линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». План атаки, разработанный Спиридовым, был таким: корабли, выделенные для атаки, воспользовавшись темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к неприятелю на дистанцию 2–3 каб. и, став на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль «Гром» — по кораблям, фрегаты — по береговой батарее турок.
Закончив все приготовления к бою, в полночь, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию двух кабельтовых, корабли русской эскадры заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецкому флоту и береговым батареям. «Гром» и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты четыре брандера.
В начале второго часа на одном из турецких судов от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и стал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создавало благоприятные условий для атаки брандеров. В 1 ч 15 мин четыре брандера под прикрытием огня линейных кораблей стали двигаться на противника. Каждому из брандеров был отведен определенный корабль, с которым ему следовало завязать бой.
Три брандера по разным причинам не смогли достичь поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил задание. Под неприятельским огнем он подошел к 84-х пушечному турецкому судну и поджег его. Экипаж брандера вместе с лейтенантом Ильиным сел в шлюпки и покинул горящий брандер. В скором времени турецкий корабль взорвался. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все турецкие корабли.
В это время бухта представляла из себя огромный пылающий факел. Неприятельские корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В четыре час, русские корабли прекратили огонь. К тому времени почти весь флот противника был уничтожен.
Чесменская колонна
Последствия
После этого сражения русский флот смог нанести серьезные нарушения коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. В результате это сыграло важную роль во время подписания мирного Кючук-Кайнарджийского соглашения.
По указу Екатерины 2, для прославления победы в Большом Петергофском дворце был создан памятный Чесменский зал (1774-1777 гг.), воздвигли 2 монумента в честь этого события: Чесменская пилястра в Царском Селе (1778 г.) и Чесменский памятник в Гатчине (1775 г.), а также построены Чесменский дворец (1774-1777 гг.) и Чесменский храм святого Иоанна Предтечи (1777-1780 гг.) в Санкт-Петербурге. Чесменское сражение 1770 г. было увековечено в отлитых золотых и серебряных медалях, изготовленных по велению императрицы. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи — Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, дававший ему право на потомственное русское дворянство.
Чесменское сражение представляет из себя ярчайший пример уничтожения вражеского флота в расположении его базы. Победа русского флота над вдвое превосходящими силами неприятеля была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапной ночной атаки и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в ту эпоху на западноевропейских флотах. По инициативе Спиридова были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил неприятеля и ведение боя на предельно коротких дистанциях.
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Всегда бы так! - Авиамастер
..Ровно 245 лет назад, 7 июля (26 июня по старому стилю) 1770 года завершилось Чесменское сражение - первая, без преувеличения, грандиозная победа русского линейного парусного флота, причем одержанная вдали от своих берегов и в условиях значительного численного превосходства противника. Эскадра под командованием графа Алексея Орлова полностью уничтожила турецкий флот капудан-паши Ибрагима Хусамеддина. Это был реальный и без пропагандистских преувеличений фантастический успех.У Орлова было всего девять линкоров и три фрегата, а у турок - 16 линкоров, шесть фрегатов и 13 галер, тем не менее русская эскадра 5 июля дерзко атаковала неприятеля в Хиосском проливе и вынудила его сбежать в Чесменскую бухту, а 7 июля атаковала вновь, расстреляла и сожгла брандерами. Турция лишились всего своего флота: 15 линкоров, все фрегаты и семь галер взлетели на воздух или сгорели дотла, а последний линкор и шесть галер сдались.Наши потери - один линкор "Святой Евстафий Плакида". В первой фазе битвы 5 июля он столкнулся с уже горящим турецким флагманом "Бурдж-у-Зафер" и погиб, когда на него рухнула охваченная пламенем мачта турецкого линкора, вызвав детонацию порохового погреба. Взрыв "Евстафия" лишил жизни 636 русских моряков, но потери турок в итоге сражения составляли не менее 11 тысяч убитыми и утонувшими, не считая пленных. Такого чудовищного разгрома Сиятельная Порта не испытывала ни разу за предыдущие 200 лет, со времен битвы при Лепанто, да и в дальнейшем османы никогда не теряли столько людей в одном морском бою.На заставке - картина Айвазовского "Чесменский бой".
Линейный корабль "Святой Евстафий Плакида", геройски погибший в Хиосском проливе 5.07.1770.Линкор "Три иерарха" - флагман командующего русским флотом в Чесменской битве графа Алексея Орлова.
Продольный разрез корпуса стандартного русского линкора второй половины XVIII века.
Начало битвы в Хиосском проливе. Русские корабли (справа) сближаются с кордебаталией турецкого флота. Картина Якоба Хаккерта.
Критический момент первой фазы сражения, когда сбитая мачта "Бурдж-у-Зафера" упала на палубу ворвавшегося в строй турецкого флота "Святого Евстафия".
Карта-схема битвы в Хиосском проливе.
Алексей Орлов со свитой на палубе "Трех Иерархов" во время Чесменской баталии. Картина художника Алексея Кившенко.
Карта-схема Чесменского сражения. Крестиками перечеркнуты уничтоженные турецкие корабли, кружками обведены захваченные.
Чесма в изображении Якоба Хаккерта.
Картина неизвестного российского художника начала XIX века "Граф Орлов после Чесменской баталии".
vikond65.livejournal.com
Чесменское сражение - Википедия
Че́сменское сражение (тур. Çeşme Deniz Savaşı) — состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года возле и в Че́сменской (тур. Çeşme) бухте, в районе между западной оконечностью Анатолии и островом Хиос, который был местом предыдущих многочисленных военно-морских сражений между Османской империей и Венецианской республикой, между российским и турецким флотами. Сражение было частью Второго Пелопоннесского восстания 1769 года, предшественником последующей греческой войны за независимость (1821—1829).
7 июля является Днём воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Предыстория[ | ]
После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от азовской флотилии (состоявшей тогда всего из 6 линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две русские эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Русский флот[ | ]
Русский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль «Гром», 17—19 вспомогательных судов и транспортов.
Турецкий флот[ | ]
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечный «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечный «Родос», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судна. Корабли стояли на якоре в Хиосском проливе на расстоянии 0,5 мили от берега, построеными в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой[2] или нет[3]. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.
Бой[ | ]
24 июня (5 июля), бой в Хиосском проливе[ | ]
После согласования плана действий русский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30[3]—11:45[2], с дистанции 3 кабельтова (560 м), российские корабли не отвечали, пока не приблизились к противнику для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил своё место, был поврежден и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
Выход «Европы» из строя привел к тому, что передовым кораблем российской эскадры стал «Св. Евстафий». На этот корабль был направлен огонь трех турецких линейных кораблей (в том числе флагмана османского флота «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши). «Св. Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры, до того как заметил на нём пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и «Бурдж-у-Зафер». Согласно Эльфинстону[источник не указан 231 день], который утверждал, что русские были практически бесполезны, Спиридов и граф Фёдор Орлов (брат командующего) покинули «Св. Евстафия» ещё до ближнего боя. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
25—26 июня (6—7 июля), бой в Чесменской бухте[ | ]
В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.
В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17:00 бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.
Европа, Ростислав и подошедший Не тронь меня образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, Саратов стоял в резерве, а Гром и фрегат Африка атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону[4]), в результате огня Грома и/или Не тронь меня один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Огонь быстро распространился на другие корабли в бухте.
Серебряная монета в 25 руб. 1996 г. с изображением Чесменского сражения и адмирала СпиридоваПосле взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale) туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону[4], расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie) сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный Родос. С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
Последствия сражения[ | ]
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению Екатерины II, для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774—1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск в Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге.
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.
Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.
Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота (см. Чесма (броненосец)). По указу Николая II, Чесмой был назван населённый пункт, ныне село в Челябинской области (см. Чесма (село)).
Есть мыс Чесма в Анадырском заливе, назван в 1876 году экспедицией на клипере «Всадник».
В июле 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Одна из белых полос на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ России символизирует победу в Чесменском сражении (2 другие Гангутское и Синопское соответственно).
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
- Ловягин Р. М. Чесменское сражение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Морской энциклопедический словарь. Т. 3. Спб.: , с. 389—390.
- Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769—1774 / Академия наук СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1945. — 110 с. — 15 000 экз.
- Тарле Е., акад. Чесма // Огонёк, № 6—7, 20 февраля 1945. С. 13—14.
- Чесменское сражение. — М.: Воениздат, 1962. — 64 с. — ().
- Лебедев А. А. Хиос и Чесма в свете данных шканечных журналов русских линейных кораблей // Гангут. 2014. № 81.
- Филас В. Н. И. К. Айвазовский против Я. Ф. Хаккерта : подходы к интерпретации Чесменского сражения // Военно-исторический журнал. — 2015. — № 7. — С. 62-66
- Филас В. Н. Подготовка к Чесменскому бою: воспоминания русских офицеров в интерпретации художника Я. Ф. Хаккерта // Тезисы докладов Межднародной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012» / под ред. М. Э. Соколова, Г. А. Голубева, В. И. Кузищина, В. А. Иванова, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. — Севастополь, 2012. — С. 103—104.
- Филас В. Н. «Гибель турецкого флота» Я. Ф. Хаккерта как исторический источник // Материалы Научной конференции МГУ «Ломоносовские чтения» 2011 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2011» / под ред. В. А. Трифонова, В. А. Иванова, В. И. Кузищина, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. — Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2011. — С. 102—104
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid