Интегрированный урок по изобразительному искусству «Дыхание весны». Калужница зацвела картина


Рисование ветки вербы - Начальные классы

Конспект урока

по изобразительному искусству

(3 класс)

Тема: «Рисование с натуры ветки вербы»

Цель:

Уровни

Ученики

1

Значение

должны знать особенности строения ветки вербы

2

Понимание

различать особенности цветущей ветки вербы от других цветущих веток растений

3

Рисование

должны изображать вербу; соблюдать особенности и цветовую гамму

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с художником В. Бялыницком-Бируля и его картиной «Калужница зацвела»;

  • совершенствовать графические и живописные умения и навыки;

  • продолжать учить сравнивать свой рисунок с реальной натурой и исправлять замеченные ошибки;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, чувство композиции, чувство цвета при изображении предмета с натуры;

  • развивать интерес к изобразительному искусству;

воспитательные:

Межпредметные связи: литература

Оборудование: альбом (лист бумаги альбомного), акварельные краски, карандаш простой, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Наглядные пособия: готовый рисунок учителя, репродукция картины «Калужница зацвела», поэтапное выполнение рисунка.

Стихотворение: Поэтический монтаж «Пришла весна к нам молодая».

Оформление классной доски:

Тема последовательность

выполнения

репродукция практической

картины работы

педагогический

рисунок

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности класса.

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель:Ребята! Думаю, вы догадываетесь о том, чем мы сегодня будем заниматься на уроке (у каждого ученика на парте стоит веточка вербы или ольхи).

Послушайте внимательно стихотворение, подумайте и скажите какова тема нашего урока?!

Ещё мороз гуляет на просторе

Ещё не распрощались мы с зимой,

А вдалеке над Средиземным морем

Грачи летят из Африки домой!

Распустилась верба,

Солнце греет снова,

Ломкие сосульки весело звенят!

Куда-то делась вьюга,

Шумит весенний ветер,

Весёлый ветер юга!

Чёрный грач на вербу сел,

Лес знакомый оглядел,

Заложил крыло за спину,

Стукнул клювом: «Как дела?

Что с весной? Уже пришла?»

А внизу, под той же вербой,

Вдруг подснежник – самый первый,

Из под листьев прошлогодних тихо вылез:

  • Как дела? Что с весной?

  • Уже пришла? Снег сошёл ли?

  • Много ль света?

  • Лёд не тает от чего?

  • Нас сюда прислало лето,

Мы разведчики его.

Слышишь, колокольчик к облаку подвешен –

Жаворонок первый вьётся в вышине.

Мы без вас скучали долгою зимою,

Возвращайтесь, птицы, поскорей домой!

О весне сказали нам

Песни из скворечника,

Жёлтые серёжки

На ветвях орешника.

О весне сказали нам

Воробьи драчливые,

Вербочки мохнатые,

Ручейки шумливые!

Дети: Тема нашего урока связана с темой весна, верба…

Учитель: Молодцы! Тема урока «Рисование с натуры ветки вербы», а из стихотворения вы узнали, что верба цветёт ранней весной. Будем продолжать развивать умение работать с акварельными красками; продолжать учиться сравнивать свой рисунок с реальной натурой и исправлять замеченные ошибки.

  1. Основная часть урока

1. Рассказ – беседа

Учитель: Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Калужница зацвела» В. Бялыницком-Бируля (записано на доске).

На доске висит репродукция картины В. Бялыницкого-Бируля «Калужница зацвела»

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957) вошёл в историю искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Полотна этого художника полны дыхания природы. Детство художника прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Особую известность принесли Витольду полотна, посвящённые наступлению весны.

Посмотрите на картину и скажите, какое настроение она у вас вызывает?

Дети: На картине изображена весна, а весна – это радость, тепло, солнце!

Учитель: Да, я согласна с вами! Эта картина полна приподнятого настроения. Ею живописной палитре свойственна серебристая дымчатая цветовая гамма.

Учитель: Незадолго до этого урока вы все наблюдали за тем, как распускаются первые почки, появляются серёжки и листочки на веточках. Вы уже обратили внимание, что весна только началась, а верба уже распускается, хотя ещё холодно.

Какие из себя почки вербы?

Дети: Почки у вербы пушистые, покрытые тонкими белыми волосками, на конце с жёлтой пыльцой.

Почки кажутся внутри серыми, а на концах – белыми или жёлтыми.

Учитель: Посмотрите на веточку вербы – она крепкая, прямая, красивого тёмно-красно-коричневого цвета. А теперь посмотрите на ветку вербы на рисунке. Почки растут лесенкой, а не попарно.

Вывешивается иллюстрирование поэтапного выполнения ветки вербы

2. Физминутка

Учитель: А теперь тихонько все встали, немного отдохнём! Повторяем дружно и слова, и движения!

Мы дружно трудились.

Немного устали.

Быстро все за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём.

И глубоко всей грудью вздохнём

Левую ногу поднимем вперёд.

И дальше пойдём продолжать

Наш урок!

3. Объяснение последовательности работы

Учитель: I – Карандашом намечаем верхушку и низ ветки; по расположению почек выделяем 3 части ветки, самое большое количество почек располагается посередине, поэтому она больше верхней и нижней части.

II – Карандашом вырисовываем листочки, почки, придаём объём ветке.

III – Теперь приступаем к работе с акварельными красками.

Смешиваем коричневую с красной краской (красной краски берём немножко) и покрываем веточку, не затрагивая почки, даём немного подсохнуть.

– Теперь светло-голубой краской порываем почки. Чувствуете, веточка оживает?! Но это ещё не всё!

IV – А вот теперь наша веточка действительно сейчас оживёт!

Наша веточка ведь не однотонная, где потемнее, где посветлее, а почки – цветочки светятся разными цветами. Можно добавить жёлтую, белую, зелёную и наша почка оживёт.

Учитель убирает наглядный методический материал. Обращает внимание на то, что бы дети сравнивали свой рисунок с веточкой и не забывали пользоваться палитрой.

IV. Самостоятельная работа учащихся

V. Выставка работ ребят

Учитель вместе с детьми анализирует работы; выставляет оценки

VI. Итог урока

Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы узнали о художнике картины «Калужница зацвела», научились рисовать красами веточку вербы.

Учитель: Все сегодня хорошо поработали, молодцы! Теперь тихонько приведём в порядок своё рабочее место.

Литература

  1. Обучение в 3 классе /книга 2/. – М.: изд. «Просвещение», 1988.

  2. Тубышкина Р. Д., Люблина С. Б. «Времена года», /Сборник материалов/. Тула, 1999.

multiurok.ru

Рисование ветки вербы - Начальные классы

Конспект урока

по изобразительному искусству

(3 класс)

Тема: «Рисование с натуры ветки вербы»

Цель:

Уровни

Ученики

1

Значение

должны знать особенности строения ветки вербы

2

Понимание

различать особенности цветущей ветки вербы от других цветущих веток растений

3

Рисование

должны изображать вербу; соблюдать особенности и цветовую гамму

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с художником В. Бялыницком-Бируля и его картиной «Калужница зацвела»;

  • совершенствовать графические и живописные умения и навыки;

  • продолжать учить сравнивать свой рисунок с реальной натурой и исправлять замеченные ошибки;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, чувство композиции, чувство цвета при изображении предмета с натуры;

  • развивать интерес к изобразительному искусству;

воспитательные:

Межпредметные связи: литература

Оборудование: альбом (лист бумаги альбомного), акварельные краски, карандаш простой, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Наглядные пособия: готовый рисунок учителя, репродукция картины «Калужница зацвела», поэтапное выполнение рисунка.

Стихотворение: Поэтический монтаж «Пришла весна к нам молодая».

Оформление классной доски:

Тема последовательность

выполнения

репродукция практической

картины работы

педагогический

рисунок

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности класса.

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель:Ребята! Думаю, вы догадываетесь о том, чем мы сегодня будем заниматься на уроке (у каждого ученика на парте стоит веточка вербы или ольхи).

Послушайте внимательно стихотворение, подумайте и скажите какова тема нашего урока?!

Ещё мороз гуляет на просторе

Ещё не распрощались мы с зимой,

А вдалеке над Средиземным морем

Грачи летят из Африки домой!

Распустилась верба,

Солнце греет снова,

Ломкие сосульки весело звенят!

Куда-то делась вьюга,

Шумит весенний ветер,

Весёлый ветер юга!

Чёрный грач на вербу сел,

Лес знакомый оглядел,

Заложил крыло за спину,

Стукнул клювом: «Как дела?

Что с весной? Уже пришла?»

А внизу, под той же вербой,

Вдруг подснежник – самый первый,

Из под листьев прошлогодних тихо вылез:

  • Как дела? Что с весной?

  • Уже пришла? Снег сошёл ли?

  • Много ль света?

  • Лёд не тает от чего?

  • Нас сюда прислало лето,

Мы разведчики его.

Слышишь, колокольчик к облаку подвешен –

Жаворонок первый вьётся в вышине.

Мы без вас скучали долгою зимою,

Возвращайтесь, птицы, поскорей домой!

О весне сказали нам

Песни из скворечника,

Жёлтые серёжки

На ветвях орешника.

О весне сказали нам

Воробьи драчливые,

Вербочки мохнатые,

Ручейки шумливые!

Дети: Тема нашего урока связана с темой весна, верба…

Учитель: Молодцы! Тема урока «Рисование с натуры ветки вербы», а из стихотворения вы узнали, что верба цветёт ранней весной. Будем продолжать развивать умение работать с акварельными красками; продолжать учиться сравнивать свой рисунок с реальной натурой и исправлять замеченные ошибки.

  1. Основная часть урока

1. Рассказ – беседа

Учитель: Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Калужница зацвела» В. Бялыницком-Бируля (записано на доске).

На доске висит репродукция картины В. Бялыницкого-Бируля «Калужница зацвела»

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957) вошёл в историю искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Полотна этого художника полны дыхания природы. Детство художника прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Особую известность принесли Витольду полотна, посвящённые наступлению весны.

Посмотрите на картину и скажите, какое настроение она у вас вызывает?

Дети: На картине изображена весна, а весна – это радость, тепло, солнце!

Учитель: Да, я согласна с вами! Эта картина полна приподнятого настроения. Ею живописной палитре свойственна серебристая дымчатая цветовая гамма.

Учитель: Незадолго до этого урока вы все наблюдали за тем, как распускаются первые почки, появляются серёжки и листочки на веточках. Вы уже обратили внимание, что весна только началась, а верба уже распускается, хотя ещё холодно.

Какие из себя почки вербы?

Дети: Почки у вербы пушистые, покрытые тонкими белыми волосками, на конце с жёлтой пыльцой.

Почки кажутся внутри серыми, а на концах – белыми или жёлтыми.

Учитель: Посмотрите на веточку вербы – она крепкая, прямая, красивого тёмно-красно-коричневого цвета. А теперь посмотрите на ветку вербы на рисунке. Почки растут лесенкой, а не попарно.

Вывешивается иллюстрирование поэтапного выполнения ветки вербы

2. Физминутка

Учитель: А теперь тихонько все встали, немного отдохнём! Повторяем дружно и слова, и движения!

Мы дружно трудились.

Немного устали.

Быстро все за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём.

И глубоко всей грудью вздохнём

Левую ногу поднимем вперёд.

И дальше пойдём продолжать

Наш урок!

3. Объяснение последовательности работы

Учитель: I – Карандашом намечаем верхушку и низ ветки; по расположению почек выделяем 3 части ветки, самое большое количество почек располагается посередине, поэтому она больше верхней и нижней части.

II – Карандашом вырисовываем листочки, почки, придаём объём ветке.

III – Теперь приступаем к работе с акварельными красками.

Смешиваем коричневую с красной краской (красной краски берём немножко) и покрываем веточку, не затрагивая почки, даём немного подсохнуть.

– Теперь светло-голубой краской порываем почки. Чувствуете, веточка оживает?! Но это ещё не всё!

IV – А вот теперь наша веточка действительно сейчас оживёт!

Наша веточка ведь не однотонная, где потемнее, где посветлее, а почки – цветочки светятся разными цветами. Можно добавить жёлтую, белую, зелёную и наша почка оживёт.

Учитель убирает наглядный методический материал. Обращает внимание на то, что бы дети сравнивали свой рисунок с веточкой и не забывали пользоваться палитрой.

IV. Самостоятельная работа учащихся

V. Выставка работ ребят

Учитель вместе с детьми анализирует работы; выставляет оценки

VI. Итог урока

Учитель: Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы узнали о художнике картины «Калужница зацвела», научились рисовать красами веточку вербы.

Учитель: Все сегодня хорошо поработали, молодцы! Теперь тихонько приведём в порядок своё рабочее место.

Литература

  1. Обучение в 3 классе /книга 2/. – М.: изд. «Просвещение», 1988.

  2. Тубышкина Р. Д., Люблина С. Б. «Времена года», /Сборник материалов/. Тула, 1999.

multiurok.ru

«Судьбой богатый, вольный духом…» (родной край в изображении башкирского художника Б.Ф.Домашникова)

«Судьбой богатый, вольный духом…» (родной край в изображении башкирского художника Б.Ф.Домашникова, на рисунках учащихся)

Цели: 1) Познакомить учащихся с творчеством Б.Ф.Домашникова. Расширить понятие о средствах выразительности в произведениях живописи и графики (характер линии, ее направленность, явление воздушной перспективы). Продолжать работу по формированию умения учащихся описывать картины.

2) Развивать последовательную, связную монологическую речь учащихся, устную и письменную; учить понимать и ценить красоту.

3) Воспитывать любовь к родине, интерес к ее истории, традициям.

Оборудование: портрет Б.Ф.Домашникова, репродукции картин художника, рисунки учащихся, магнитофонная запись курая

Ход урока.

Тема сегодняшнего урока очень интересная. Чтобы ее лучше раскрыть, соединим в одном уроке два - ИЗО и русский язык. Мы будем говорить о земле, на которой живем, познакомимся с творчеством Б.Ф.Домашникова.

Эпиграфом к уроку я хотела бы взять стихи А.Бельтюкова «Родился я в Башкортостане…» (чтение учащимся стихотворения).

(Музыкальное сопровождение – курай). Тебе, мой друг, поведать я хочу о доме, о родном Башкортостане. Республик много, но моя … Она нежна, как капелька росы на лепестке. Могуча, зелена, просторна. По горным склонам, словно шелк, струятся воды рек зеркальных.

А в рощах, где- то в глубине, соловушка поет. И льется, льется голос звонкий, и эта песня окрыляет душу. То здесь, то там, с бутона на бутон перелетают пчелы дружно. Открыты взору вольные просторы, где табуны коней ретивых щиплют травы. И, словно стая журавлей, разбросаны нефтекачалки. Тихий шелест величавых сосен. Мягкий шепот рек хрустальных. Природа жизни, радости полна. И с древних лет и по сей час льется чистая музыка Башкортостана.

Выставка рисунков учащихся. Рассказ учащихся о своих работах.

Темы: «Горы Башкортостана», «Пчеловодство», «Леса, животные», « Ткачество», «Березы» и. т.д. Песня «Березы» в исполнении ученицы.

1) Слово учителя.

Вы очень хорошо рассказали о том, какие мысли и чувства хотели передать, когда рисовали свои рисунки. А что же питает творчество профессиональных художников? Когда об этом спросили башкирского художника Б.Ф.Домашникова, он ответил одним словом- «Родина».

2) Сообщения учащихся. Малый вернисаж.

а) Начиналась Родина художника с маленькой деревушки Кривогузово в Ивановской области, где он родился в 1924 г. в крестьянской семье. В 30-е годы семья переезжает в Уфу. Когда началась война, Б.Домашников стал работать в художественной мастерской, писал плакаты, лозунги и мечтал… мечтал стать художником. В 1945 г. – студент Уфимского театрально-художественного училища. Окончив училище, работает в школе. В любую свободную минуту идет он с этюдником на природу, пишет натурные этюды. Изображает то, что ближе и дороже - родная природа, река Белая.

б) Домашников заявил о себе, как о настоящем художнике пейзажем «Зимка». Еще больший успех имели работы «Калужница цветет», «Под Уфой. Весна». Картина «Зима на окраине» хранится в Третьяковской галерее. Особое место отводится березам. Они у художника разные - и тоненькие, еще не окрепшие , и длинноногие, тянущиеся ввысь, белоствольные красавицы с косами до земли («Сказ об Урале», «Май. Березняк »). Цикл «Южный Урал»- изображает. природу, старые городки, современные индустриальные города. Портрет горного Башкортостана - «Кара - Идель».

в) Сильное воздействие оказывают картины последних лет - «Уфимская соборная мечеть», «Май в Уфе» «Уфимский романс с минаретом». Борис Федорович удостоен высоких наград, он народный художник СССР, России, Башкортостана, член Российской Академии художеств. Его картины - во многих музеях. Рисует мелкими, легкими мазками. Особая манера письма, различает самые тонкие оттенки цветов.

Композиция продумана, все предметы связаны, ничего лишнего. Фигуры людей не выписывает детально, а намечает несколькими штрихами, автора утверждает гармонию природы и человека. Природа наполнена чувством, живет, дышит, грустит.

6. Выступление учителя ИЗО.

Проведенные на листе линии могут иметь разное направление. Особое средство выразительности - направленность линии

Горизонтальные - ощущение широкого пространства, раздолья.

Вертикальные линии – придают праздничность, торжественность. Ритм стволов, несущих листву к небу - возвышенные чувства.

Диагональные - когда хотят передать движение: слева направо - быстрое, справа налево - медленное. Цвета предмета изменяются в зависимости от их удаленности. Цвета гор светлеют, приближаясь к цвету неба. Это явление – воздушная перспектива.

Словарная работа.

Весна - прекрасная, юная, свежая, веселая…

Берег – пологий, узкий, песчаный…

Деревья – величественные, светлые, молодые…

Зелень – яркая, нежная, слабая, настойчивая.

Цветы – скромные, золотистые, незаметные.

  1. Составление предложений.

Земля, обласканная солнцем, омытая дождями, талой водой, пробуждается от зимней спячки. И все пробуждается: появляется зелень, тянутся тоненькие березки, ивы. Первой цветет калужница, расстилает ковер у воды.

  1. Устные сочинения учащихся.

  1. Заключительный этап урока.

1). Закрепление материала.

    • Какие картины художника Домашникова вам особенно понравились?

    • О каких средствах художественной выразительности узнали?

    2) Комментирование оценок.

    1. Домашнее задание: сочинение «Весна идет».

    Внеклассное мероприятие по русской литературе для учащихся 9 –11 классов.

    Литературный вечер

    «Бал с Евгением Онегиным».

    При подготовке к мероприятию учащиеся готовят костюмы, бальные платья, цилиндры, плащи, сюртуки. Не забыть про детали декораций: подсвечник, свеча, чернильница, перо, пистолеты для дуэлянтов. Разучить вальс, польку, мазурку (основные движения). Подобрать соответствующую музыку.

    Ход мероприятия.

    Вечер открывают ведущие.

    1. Добрый вечер, друзья! Мы приветствуем любителей русской поэзии, тех, кто стремится постичь тайны пушкинского слова.

    2)Мы приглашаем Вас на бал. Он будет необыкновенный. Наш вечер посвящен бессмертному произведению А.С.Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин»

    1)Виссарион Григорьевич Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни», настолько полно воссоздается в нем картина жизни России начала 19 века.

    2)Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

    -Сколько лет Пушкин работал над этим произведением? (Ответ учащихся)

    -Правильно. Пушкин работал над своим романом больше 8 лет- с весны 1823до осени 1831года.

    1)А хорошо ли знаете вы героев этого романа?

    Сейчас начнут съезжаться гости. Они сами расскажут о себе. Вам нужно будет назвать их имена.

    -Итак, наши гости.

    1)Ольга Ларина

    Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда как утро весела,

    Как жизнь поэта простодушна,

    Как поцелуй любви мила,

    Глаза как небо голубые;

    Улыбка, локоны льняные…

    2)Владимир Ленский

    Красавец, в полном цвете лет,

    Поклонник Канта и поэт.

    Он из Германии туманной

    Привез учености плоды:

    Вольнолюбивые мечты,

    Дух пылкий и довольно странный,

    Всегда восторженную речь

    И кудри черные до плеч.

    3)Татьяна Ларина

    Дика, печальна, молчалива,

    Как лань лесная боязлива,

    Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой.

    Она ласкаться не умела

    К отцу, ни к матери своей;

    Дитя сама, в толпе детей

    Играть и прыгать не хотела

    И часто целый день одна

    Сидела молча у окна.

    4)Евгений Онегин

    Боясь ревнивых осуждений,

    В своей одежде был педант

    И то, что мы назвали фронт.

    Он три часа по крайней мере

    Пред зеркалами проводил

    И из уборной выходил

    Подобный ветреной Венере.

    5)Мать Татьяны и Ольги Лариных.

    Она была одета

    Всегда по моде и к лицу…

    Бывало, писывала кровью

    Она в альбомы нежных дев,

    Звала Полиною Прасковью

    И говорила нараспев,

    Корсет носила очень узкий,

    И русский Н как N французский

    Произносить умела в нос.

    6)Дмитрий Ларин (отец)

    Он был простой и добрый барин

    Любил (жену) сердечно,

    В ее затеи не входил,

    Во всем ей веровал беспечно,

    А сам в халате ел и пил;

    Покойно жизнь его катилась.

    Гости и другие участники занимают места в зале.

    Ведущий 1.

    Однообразный и безумный,

    Как вихорь жизни молодой,

    Кружится вальса вихорь шумный;

    Чета мелькает за четой.

    Под музыку вальса пары кружатся по залу.

    Танец заканчивается. Участники

    рассаживаются по местам.

    Ведущий 2

    Наши гости пришли не только танцевать.

    Они хотят знать, насколько хорошо вы знакомы с содержанием романа «Евгений Онегин» Сможете ли вы продолжить следующие

    Строки из романа?

    1 г.

    Мой дядя самых честных правил…

    2 г.

    Чем меньше женщину мы любим…

    3 г.

    Я к вам пишу - чего же боле?

    4 г.

    Уж небо осенью дышало…

    5 г.

    Но я другому отдана…

    6 г.

    Москва … как много в этом звуке…

    7 г.

    Ее портрет! Он очень мил…

    8 г.

    Они сошлись. Волна и камень.

    9 г.

    Мы все учились понемногу.

    Ведущий 1.

    Мазурка раздалась. Бывало,

    Когда гремел мазурки гром,

    В огромной зале все дрожало,

    Паркет трещал под каблуком,

    Тряслись, дребезжали рамы;

    Теперь не то: и мы, как дамы,

    Скользим по лаковым доскам,

    Но в городах, по деревням

    Еще мазурка сохранила

    Первоначальные красы:

    Припрыжки, каблуки, усы

    Все те же; их не изменила

    Лихая мода, наш тиран,

    Недуг новейших россиян.

    Учащиеся танцуют мазурку.

    Ведущий 2.

    Сюжет «Евгения Онегина» очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

    И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

    Ведущий 1.

    Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень строгой схеме.

    Любовное письмо Татьяны и жесткая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны.

    Инсценировка «Письмо Татьяны к Онегину».

    Ведущий 2.

    Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

    Инсценировка «Дуэль Ленского и Онегина».

    Ведущий 1.

    На простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

    Инсценировка «Няня и Татьяна» («Не спится, няня: здесь так душно!»).

    Ведущий 2.

    Особое место в «Евгении Онегине» занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. Все у него просто и в то же время прекрасно.

    Выразительное чтение учащимися младших классов описаний природы из романа.

    Ведущий 1.

    А вот как описывает поэт сон Татьяны, в котором в фантастической, сказочной форме отразилось предчувствие грядущих бед.

    Выразительное чтение учащимися среднего звена «Сон Татьяны» .

    Ведущий 2.

    В первой и последней главах романа мы читаем чудесные, хотя и очень сжатие описания Петербурга, в 7 главе читатель вместе с Татьяной подъезжает к Москве, проезжает мимо. Петровского замка, богатого воспоминаниями о войне 1812 года, мчится по Тверской.

    Выразительное чтение учащихся среднего звена. «Москва».

    Ведущий 1.

    Какова же главная мысль «Евгения Онегина?». Автор нигде не высказывает своей основной идеи, но действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания произведения. Каждый выбирает для себя то, что близко его сердцу, что заставляет задуматься, смотреть на некоторые вещи по - другому.

    Ведущий 2.

    Кто б ни был ты, о мой читатель,

    Друг, недруг, я хочу с тобой.

    Расстаться нынче как приятель.

    Прости. Чего бы ты за мной

    Здесь ни искал в строфах небрежных,

    Воспоминаний ли мятежных,

    Отдохновенья ль от трудов,

    Живых картин, иль острых слов,

    Иль грамматических ошибок,

    Дай бог, чтоб в этой книжке ты

    Для развлеченья, для мечты,

    Для сердца, для журнальных ошибок

    Хотя крупицу мог найти.

    За сим расстанемся, прости!

    Разработки урока и

    внеклассного мероприятия

    по русскому языку и литературе

    учительницы Подлубовской СОШ

    Нуховой Кадрии Тафкильевны.

    2007 год.

    kopilkaurokov.ru

    Золотое солнце майского цветника -Растения -К -Статьи

    Подушка цветущей махровой калужницы издали выглядит так, словно на нее упал яркий солнечный луч, тогда как все вокруг пребывает в тени. Подойдешь ближе и удивишься еще больше, — весь этот солнечный диск сплошь слеплен из золотистых махровых розочек, одна к одной.

    Разными путями приходили ко мне декоративные растения из моей коллекции. Многие я выписывал или обменивал по почте, что-то  приобретал в магазинах или на рынках, находил в питомниках и ботанических садах. Калужницу я узрел через забор чужой дачи, совершенно случайно. Шел мимо, увидел нечто великолепное и – «Ах!», — словно Амур сердце прострелил. Передо мной желтела ярко-золотистая подушка, сплошь состоявщая из прилепившихся друг к другу махровых цветков. Догадался, что это редкий по красоте экземпляр калужницы болотной (Calta palustris) сорта «Multiplex» или «Plena», попросту говоря «махровой».

    Найти общий язык с хозяйкой золотого сокровища оказалось несложно, хотя и пришлось немного подождать, пока растение закончит цветение. И вот деленка калужницы в моем саду. К слову сказать, калужницу можно делить и пересаживать почти весь сезон вегетации, лишь бы не было засухи, хотя лучше всего сделать это ранней весной или в начале осени.

    Надо сказать, что так сразу узнал я в том золотом коврике калужницу совсем не случайно. В диком виде это растение в наших краях вполне обычно. Много раз я встречал калужницу цветущей в затопленных талой водой пойменных бочагах. И однажды, на охотничьем привале, я услышал слово «калужина», которым деревенский охотник называл заполняемые вешними водами неглубокие впадины в пойме, впоследствии пересыхающие. Так мне стал понятен смысл имени калужницы.

    Дикая калужница похожа на большой лютик, да и принадлежит к семейству лютиковых. Цветки у нее довольно крупные, диаметром до 5 см с пятью желтыми лепестками. Листья сердцевидные, городчатые по краю, стеблевые сидячие и помельче, прикорневые – на длинных черешках и покрупнее. Цветет калужница в апреле-мае, как только достаточно прогреется вода в лужах – калужинах, издали, привлекая яркой желтизной. Помня о привязанности калужницы к воде, и в саду ей надо отвести наиболее влажное место. Сухость ей строго противопоказана. Она будет хорошо расти даже в неглубоком водоемчике, как прибрежное растение. Кстати, впоследствии я обратил внимание, что место, где я ее впервые увидел, было весьма влажное, там проходило русло потоков весенних талых вод, и в этом был секрет столь обильного ее цветения. В моем же саду, она цвела потом гораздо менее обильно, пока я не соорудил для нее небольшую пересыхающую лужицу из закопанной в почве пленки.

    Калужница имеет довольно толстые, но не слишком разветвленные, ломкие шнуровидные корни. Размножать ее, кроме деления, можно черенками, для чего стебли разрезают на отрезки с 1-2 узлами. Укоренение хорошо удается под пленочным укрытием, при постоянном увлажнении почвы. Можно укоренять и в воде.

    Для хорошего развития и обильного цветения кроме влажности не менее важны свет и плодородие почвы.

    Место посадки должно быть полностью открытым, а наилучший субстрат – высокогумусный суглинок. К этому можно еще добавить периодические удобрения. Поскольку в природе калужница подпитывается гумусом, принесенным талыми водами, то и в цветнике ее лучше удобрять рано весной поверхностным внесением разложившейся органики с неглубокой заделкой. Но еще лучше разложить удобрение в виде мульчи поздней осенью, чтобы тающий снег просочившись доставил его корням.

    Несмотря на влаголюбие, калужница хорошо растет и на обычных садовых суглинках. Ее махровая форма обладает качествами отличного почвопокровного растения для передних планов цветников. Декоративность растения сохраняется и после отцветания, когда блестящие листья значительно укрупняются.

    vladgarden.ru

    Интегрированный урок по изобразительному искусству «Дыхание весны», ФГОС

    МАОУ СОШ № 1 им Н.А. Некрасова, г. Чудово , Новгородская область.

    Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки

    на тему «Дыхание весны» 4 класс

    Составила учитель ИЗО Гузаева Н.М.

    г. Чудово 2016г.

    Цель: создать художественный образ весны через общее и особенное в музыке и ИЗО.

    Идея: образ весны через пафосное восприятие природы.

    Задачи:

    - формировать единство и особенности анализа средств выражения в музыке и ИЗО при создании образа весны(регистр, форма, интонация.колорит).

    -развивать чувственную и эмоциональную сферу личности ребенка через пафосное восприятие природы.

    -воспитывать чуткое отношение к природы.

    Материал для учителя: мультимедийный проектор, ПК, репродукции картин И.И. Левитана « Март» . « Весна-большая вода», В.К. Бялынинского – Бируля «Калужница зацвела», А.А.Мухина « Последний снег».

    Музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Подснежник». С.В. Рахманинов « Весенние воды», А. Вивальди «Весна»,Э. Григ «Весна».

    Материалы для учащихся: альбомные листы, гуашь, кисти, баночки для воды, тряпочки.

    Ход урока.

    Нина Михайловна ( далее М.Н.): Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите,дети, сколько у нас много гостей. На уроке мы будем слушать музыку. И изображать ее художественными средствами на листах бумаги.

    Ирина Борисовна (далее И.Б.): Многие композиторы, писатели и поэты посвятили свои произведения временам года. Но сегодня мы будем говорить, слушать музыку, любоваться картинами о самом прекрасном времени – весне. Ведь сейчас на дворе весна и самое время поговорить о ней. Ребята.как вы думаете.как будет нахываться тема нашего урока? Ученики формулируют тему урока, учитель оказывает помощь, если это необходимо. Тема нашего урока «Дыхание весны». Как вы знаете, и год и сутки делятся на четыре периода. Если сравнивать ,то какому периоду суток соответствует весна?

    Ответы:

    Стихи читает Пономарева Виолетта.

    Весело аукнула из лесу весна,

    Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.

    Поскакали зайки к ней,

    Прилетел к ней грач;

     

    Покатился ежик в след,

    Как колючий мяч.

    Гордо приосанился посветлевший бор.

    На ветвях коричневых грянул птичий хор.(Утро).

    И.Б. А сейчас мы все прослушаем музыкальное произведение и, когда вы будете его слушать, попытайтесь в своем воображении представить картину, которую композитор нам нарисовал музыкальными красками.

    Звучит «Подснежник» П.И. Чайковского.

    И.Б. Я специально не сказала вам название этого произведения, т. к. оно является подсказкой. Я хочу, чтобы вы сами догадались, слушая эту прекрасную музыку,какую весну изобразил композитор в этом произведении..Дробница Егор знает стихотворение «Подснежник», которое по его мнению соответствует этой музыки.

    Выглянул подснежник в полутьме весной,

    Маленький разведчик, посланный весной,

    Пусть еще над лесом властвуют снега,

    Пусть лежат под снегом сонные луга,

    Пусть на спящей речке неподвижен лед,

    Раз пришел разведчик и весна придет!

    И.Б. Это прекрасное стихотворение, оно действительно соответствует музыке. А кто мне может сказать , сколько частей в этом произведении? Каков характер этих частей, какая здесь весна? (ответы детей).

    И.Б. Да я согласна с вами. В первых и третьих частях музыка светлая и нежная, даже немного трогательная. В средней части музыка возбужденная, взволнованная. Таким построением композитор дает нам понять, что могут в жизни быть какие-то невзгоды, но они пройдут, и снова будет светло и ясно. А написал эту музыкальную пьесу, великий русский композитор П. И. Чайковский, называется она «Подснежник». Это одна из 12 пьес, которые составили цикл « Времена года».

    Н.М. Ребята, посмотрите, сколько у нас картин выдающихся художников. Какая из них подходит к этому музыкальному произведению?

     

     

     

    Ответы : ( рассматривают картину И.И. Левитана «Март»).

    Н.М. А есть ли еще какая-нибудь картина, которая соответствует такому же настроению?

    Ответы:(рассматривают картину В.К. Бялыницкого-Бируля «Калужница зацвела»).

     

     

    Н.М. Молодцы ребята, у вас на столе разноцветные карточки, чтобы нарисовать такую весну, какие бы вы взяли краски? (дети показывают карточки).

    И.Б. А сейчас прозвучит еще одно произведение о весне. Вслушайтесь внимательней, такое же настроение в этой музыке, как в предыдущей, или другое?

    Звучит романс «Весенние воды» С.В.Рахманинова.

    И.Б. Какая весна в этом произведении , какое настроение?

    Ответы детей.

    И.Б. Какими музыкальными средствами воспользовался композитор, чтобы придать музыки такую стремительность и бурление?

    Ответы детей.

    И.Б. Вы молодцы, очень хорошо все услышали. Называется это произведение «Весенние воды» С.В.Рахманинова. Именно поэтому композитор изобразил такую стремительность и бурление и звучит оно как гимн возрождающейся жизни.

    Н.М. А есть ли такая весна в нашей экспозиции?

    Ответы:( рассматривают картину И.И. Левитана «Весна - большая вода»).

    Н.М. А еще какая картина?

    Ответы:( рассматривают картину А.А.Мухина « Последний снег»).

    Н.М. Молодцы ребята, а если бы вы были художниками, какие бы взяли цвета и оттенки красок, чтобы нарисовать такую быструю, неожиданную, бурлящую весну (дети показывают карточки).

    И.Б. Мы с вами познакомились с произведениями, которые рисуют отдельные эпизоды весны: цветение первоцветов, бегущие ручьи, половодье. А вот произведение, которое взяло в себя всю прелесть, всю переменчивость весны, возрождение всего живого в это время года, так и называется «Весна»,написал это произведение итальянский композитор Антонио Вивальди. Вслушайтесь и, может быть, вы, услышите еще что-то, чего не было в первых двух произведениях.

    Звучит А.Вивальди «Весна».

    И.Б. Какую весну изобразил композитор здесь? Что можно нарисовать в своем воображении?

    Ответы детей.

    Звучит Э.Григ «Весна».

    Н.М. Ребята, сейчас вы будете художниками. Вы прослушали музыкальные произведения великих композиторов, рассмотрели картины художников. Какая весна понравилась вам, такую вы сейчас и нарисуете. Пользуйтесь разными худ. средствами, разными цветами и оттенками. Прежде чем начать проведем Физкультминутку.

    А сейчас возьмите подготовленные листочки и начинайте рисовать. Обратите внимания на технические навыки, правильность пользования кистью, расположение предметов на рисунке, ближние и дальние планы.

    Самостоятельная работа учащихся. В ходе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь детям, которые испытывают затруднения.

    Итоги. Анализ: Тихая, спокойная весна; быстрая и бурлящая.Оценки. Выставка работ.

    И.Б. Помогла ли вам музыка в изображении весны?

    Н.М. Чему новому научились на уроке? Что получилось? Что не получилось? Почему?

    (ответы детей).

    Н.М. Вот и подошел к концу наш урок. Музыка создала нам настроение и всколыхнула наши чувства, помогла нам раскрыть художественный образ весны. Чтобы всегда была весна, красота, цветущие деревья, цветы, птицы, что нужно для этого делать?

    (ответы детей)

    Н.М. Правильно, если мы будем беречь и охранять природу. Видеть ее красоту, то в нашей душе будет цвести всегда весна и мы будем ощущать ее дыхание!

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    АРСЕНЮК Юрий Михайлович – 1 часть

    АРСЕНЮК Юрий Михайлович родился 24 января в 1955 году в г. Коломыя Ивано-Франковской области. 1970–1974 гг. – студент Винницкого училища прикладного искусства (факультет дизайна). 1980–1986 гг. – студент Московской художественной Академии им. В.И. Сурикова (мастерская профессора Глазунова). Дипломная работа «Утро перед боем» удостоена оценки «отлично» и похвалы государственной комиссии. С 1986 г. – преподаватель Московской государственной Академии им. В.И. Сурикова, мастерская портрета. 1987–1989 гг. – ассистент-стажер при Московской государственной Академии им. В.И. Сурикова. Серия живописных работ «Русская былина». С 1994 г. – член Международной федерации художников при ЮНЕСКО. С 2001 г. – профессор, заведующий кафедрой копийной живописи Всероссийской Академии живописи, ваяния, зодчества им. И.С. Глазунова. С 1984 участник всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Приоритетные направления творчества: историческая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Работы находятся в частных собраниях, музеях страны и за рубежом. «Картины Юрия Арсенюка – отражение русской природы и русской души и поистине национальное достояние»(Владимир Путин). Сайт художника - http://www.yuriarsenuk.ru/ 01. Утро Куликова поля. 1986 г.

    02. Богатырская застава. 1989 г.

    03. Брат Ослябя. 1985 г.

    04. Духовные воины. 1987 г.

    05. Клятва. 1989 г.

    06. Натюрморт «Слово о полку Игореве». 1985 г.

    07. Натюрморт со свечой. 1985 г.

    08. Натюрморт со шлемом. 1985 г.

    09. Портрет госпожи Колосовой. 2002 г.

    10. Портрет девочки. 1995 г.

    11. Портрет Ивана Ивановича. 1985 г.

    12. Портрет Ирины. 1998 г.

    13. Портрет капитана. 2002 г.

    14. Портрет Кати Лаврик.

    15. Портрет старого рыбака. 1982 г.

    16. Портрет Татьяны. 2002 г.

    17. Портрет Юры. 1984 г.

    18. Ромео. 1984 г.

    19. Скрипач. 1985 г.

    20. Старик со шляпой. 1985 г.

    21. Утро в деревне. 1983 г.

    22. Бабье лето. 2001 г.

    23. Большая вода. 1999 г.

    24. Большая вода. 1999 г.

    25. Весна. 2005 г.

    26. Весна пришла. 1998 г.

    27. Весна пришла. 1999 г.

    28. Весна пришла. 1999 г.

    29. Водное царство. 2000 г.

    30. Дождь. 2011 г.

    31. Дорога к храму. 2010 г.

    32. Заводь. 2003 г.

    33. Заколдованное озеро. 1999 г.

    34. Зима. 2003 г.

    35. Зима. 2003 г.

    36. Зима. 2010 г.

    37. Зима. 2011 г.

    38. Зима. 2011 г.

    39. Зимняя сказка. 2002 г.

    40. Ива зацвела. 2002 г.

    41. Иван-чай цветет. 2003 г.

    42. Калужница зацвела. 2005 г.

    43. Калужница цветет. 2008 г.

    44. Кувшинки. 2000 г.

    45. Морозное утро. 2009 г.

    46. Морозный день. 2003 г.

    47. Осень пришла. 2003 г.

    48. Пейзаж с березами. 2002 г.

    49. Пейзаж с сорокой. 1986 г.

    50. Полдень на реке. 2001 г.

    51. Пруд. 2011 г.

    52. Радуга на Троицу. 2010 г.

    53. Тихая заводь. 2003 г.

    54. Тишина. 2001 г.

    55. Трава. Камни. 1995 г.

    56. У излучины реки. 2010 г.

    57. У моря. Крым. 2004 г.

    58. Утренняя прохлада. 2002 г.

    59. Утро. 1998 г.

    60. Утро. 2001 г.

    61. Утро. 2011 г.

    62. Цветы. Камни. 1996 г.

    63. Яблони в цвету. 2001 г.

    64. Антоновские яблоки. 1999 г.

    65. Битая дич и фрукты. 1995 г.

    66. Ветка груши. 2009 г.

    67. Натюрморт с фруктами. 2009 г.

    68. Рог изобилия. 2004 г.

    69. Сломанная ветка яблони. 1992 г.

    70. Яблоки. 1992 г.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ... ( 2 часть )

    valsur.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта